Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2004 год"
(утв. постановлением Воронежской областной Думы
от 16 декабря 2003 г. N 741-III-ОД)
Воронеж 2003
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- | областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год" |
Основание для разработки Программы |
распоряжение администрации области от 10 июля 2003 года N 1211-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год" |
|
Заказчик-координатор Программы |
главное управление здравоохранения администрации Воронежской области |
|
Заказчики Программы | Главное управление внутренних дел Воронежской области (далее - ГУВД Воронежской области); Управление Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Воронежской области (далее - Управление Госнаркоконтроля России по Воронежской области) |
|
Основные разработчики Программы |
главное управление здравоохранения администрации Воронежской области; ГУВД Воронежской области; Управление Госнаркоконтроля России по Воронежской области; главное управление образования администрации Воронежской области; областной военный комиссариат; государственное учреждение Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России (далее - ГУ ВРЦСЭ Минюста России); Управление исполнения наказаний Минюста России по Воронежской области (далее - УИН Минюста России по Воронежской области) |
|
Основная цель Программы |
создание условий для стабилизации наркоситуации в регионе, приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества |
|
Основные задачи Программы |
осуществление мониторинга уровня наркотизации населения и преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков; создание системы профилактики злоупотребления наркотиками, прежде всего, в молодежной и подростковой среде; организация реабилитационного центра, укрепление материальной базы наркологических учреждений здравоохранения, территориальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; совершенствование приборной базы ГУ ВРЦСЭ Минюста России; выявление граждан, употребляющих наркотические и иные психоактивные вещества |
|
Сроки реализации Программы |
2004 год | |
Перечень основных мероприятий Программы |
1) развитие стационарной и диагностической базы областной наркологической службы; 2) увеличение объемов и сокращение сроков производства экспертиз изымаемых наркотических веществ; 3) обеспечение условий для оперативного обнаружения наркотических и одурманивающих веществ в биологических средах обследуемого; 4) выявление лиц, употребляющих наркотические вещества, среди граждан, призываемых на военную службу; 5) профилактика наркомании среди детей и подростков; 6) содействие пресечению преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; 7) содействие осуществлению контроля за незаконным оборотом наркотиков |
|
Исполнители основных мероприятий Программы |
главное управление здравоохранения администрации Воронежской области; ГУВД Воронежской области; Управление Госнаркоконтроля России по Воронежской области; главное управление образования администрации Воронежской области; управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации области областной военный комиссариат; ГУ ВРЦСЭ Минюста России; УИН Минюста России по Воронежской области. Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования отбираются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
суммарный объем финансирования Программы в 2004 году (в ценах 2003 г.) из средств областного бюджета составляет 11,3 млн. рублей. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1) создание условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества; 2) оказание бесплатной специализированной стационарной и реабилитационной наркологической помощи ежегодно: детям и подросткам, страдающим наркологической патологией; больным алкогольными и интоксикационными психозами; больным алкоголизмом; больным наркоманией; 3) ежегодное привлечение к реабилитационным мероприятиям 60 больных наркоманией; 4) снижение показателя летальности среди вышеуказанной категории лиц на 30 - 35 %; 5) сокращение числа активных потребителей алкоголя и наркотиков на 1000 - 1200 человек в год; 6) увеличение в 2 раза объема исследований изымаемых наркотических веществ; 7) снижение в 2 - 3 раза сроков производства и повышение качества исследования наркотических веществ, экспертиз; 8) раннее выявление лиц, эпизодически употребляющих наркотики, содействие системе здравоохранения в вопросах выявления и ранней профилактики наркомании, своевременное информирование органов правопорядка о потребителях наркотических средств и психотропных веществ; 9) обеспечение достаточного оперативного контроля осужденных и подследственных группы риска, проведение плановых и внеплановых проверок этой категории лиц на наличие наркотиков в организме; 10) улучшение оперативной обстановки в учреждениях УИН вследствие снижения уровня противоправных действий со стороны осужденных - потребителей наркотиков; 11) повышение качества расследования и увеличение количества уголовных дел, направляемых в суд, по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
главное управление здравоохранения администрации Воронежской области в соответствии с действующим законодательством осуществляет текущее управление и контроль за ходом реализации Программы; финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Контрольно-счетная палата Воронежской области и уполномоченные органы в установленном порядке |
|
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 8 октября 2002 года N 863 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ", рекомендациями Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (пункт 1.6 протокола заседания указанной комиссии от 11 июня 2003 года N 1), Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и на основании распоряжения администрации Воронежской области от 10 июля 2003 года N 1211-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год".
Необходимость подготовки Программы и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация в России и области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности области.
За последние пять лет количество лиц, состоящих на учете в ГУВД по линии незаконного оборота наркотиков, увеличилось более чем в 3 раза и составляет в настоящее время около 9,5 тыс. человек (1997 году - 2920 человек), при этом 7093 человека официально состоят на учете в органах здравоохранения Воронежской области.
По данным анкетирования, более 10% студентов-первокурсников и 3,2% старшеклассников употребляют наркотики, около 70% от общего количества наркоманов - молодые люди в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.
Наркомания тесно связана с распространением ВИЧ-инфекции, гепатита "В" и "С". Поскольку более 90% больных наркоманией в Воронежской области страдают зависимостью от наркотиков опийной группы, которые применяются преимущественно внутривенно, данная проблема приобретает характер наркоэпидемии.
По мнению специалистов областной наркологической службы и социологических служб Воронежского государственного университета, на территории Воронежской области имеют опыт употребления наркотиков не менее 55 тысяч человек, а по оперативным данным правоохранительных органов эта цифра достигает 70 тысяч человек. Уровень заболеваемости наркоманией по области составляет 303 человека на 100 тысяч населения, что на 38% выше, чем в среднем по России.
По статистическим данным, в среднем по России ежегодная динамика заболеваемости наркоманией характеризуется приростом около 25%, а среди женщин - до 30%, в связи с чем очевидно, что распространение немедицинского употребления наркотиков представляет собой прямую угрозу безопасности не только Воронежской области, но и национальной безопасности в целом. Негативные последствия распространения наркомании проявляются в неуклонном ухудшении криминальной ситуации, снижении уровня здоровья населения в целом, и особенно среди молодежи, что в свою очередь повлечет за собой снижение возможности комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и правоохранительных органов кадрами, снижение качества трудовых ресурсов. Прямое последствие описанных процессов - непосредственная угроза обороноспособности, общественной и экономической безопасности области и страны в целом.
В сравнении с 2000 годом заболеваемость хроническим алкоголизмом среди несовершеннолетних в Воронежской области увеличилась на 22%. Число пораженных наркоманией среди несовершеннолетних в области увеличилось за тот же период на 28%.
Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось в 2002 году на 15% по сравнению с 2000 годом, отмечается устойчивый рост потребителей психоактивных веществ среди детей в возрасте до 14 лет (в 2002 году он составил 8,5% от всех потребителей в возрасте до 18 лет). По данным главного управления здравоохранения области, 90% потребляемых в области наркотических веществ - растительного происхождения, 7 - 8% потребляемых наркотических веществ составляют медицинские препараты: эфедрин, транквилизаторы. Употребление этих наркотиков получило наибольшую распространенность среди подростков и молодежи, проживающих в областном центре и городах области.
На протяжении последних 5 лет ежегодно регистрируется большое количество преступлений, связанных с наркотиками. Однако существующая статистика в этой области не отражает реальную обстановку. По оценке российских и международных экспертов, реально выявляется не более 10 - 15% таких преступлений. В 2002 году было зарегистрировано 1351 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, из них 20, совершенных в составе организованных групп. За 5 месяцев 2003 года зарегистрировано уже 920 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что в 1,6 раза выше по сравнению с аналогичным периодом 2002 года. Отмечается значительный рост (в 1, 8 раза) тяжких и особо тяжких преступлений данного вида. Устойчиво растет и количество преступлений, совершенных с целью получения средств для приобретения наркотиков.
Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобретают массовый характер.
В области происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков. Высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин вытесняют маковую солому и марихуану.
Продолжается поступление наркотиков из сферы легального оборота на нелегальный рынок. Имеют место нарушения правил приобретения, хранения и реализации наркотиков.
Сложившееся положение явилось следствием:
ослабления системы профилактики преступлений;
недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего, в силу их разобщенности, оттока профессиональных кадров, нерешенности проблем материально-технического и финансового обеспечения.
Все эти факторы сохраняются и сейчас, что дает повод прогнозировать развитие криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотиков.
В ближайшей перспективе возможны:
дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном и межрегиональном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;
расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского употребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.
Тем не менее в области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за нелегальным оборотом наркотиков.
Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. В настоящее время идет их структурная перестройка в интересах решения таких задач.
Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях.
Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие, международное сотрудничество в сфере борьбы с распространением наркотиков, в том числе с их контрабандой.
Практика реализации предыдущих программ по противодействию злоупотреблению наркотиками показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на федеральном и областном уровнях указанных проблем.
В частности, создается единая межведомственная автоматизированная система сбора, анализа и обобщения информации о фактах незаконного оборота наркотиков и причастных к нему лицах; совершенствуется процесс подготовки квалифицированных кадров в органах, ведущих борьбу с наркоманией и наркопреступностью; углубляется международное сотрудничество правоохранительных органов Воронежской и Луганской областей в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Первоочередными государственными задачами являются совершенствование структуры правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, укрепление их материально-технической базы, оснащение наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием, совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих федеральных органов исполнительной власти (прежде всего Управления Госнаркоконтроля России по Воронежской области, Главного управления внутренних дел Воронежской области, Воронежской таможни, управления Федеральной службы безопасности РФ по Воронежской области, западного регионального пограничного управления ФСБ РФ, прокуратуры Воронежской области, областного военного комиссариата, а также главного управления здравоохранения и главного управления образования администрации области) и должна решаться программно-целевыми методами.
Решение проблемы борьбы с наркоманией трудно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, подготовка специалистов. Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования адекватных форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на один год.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений, активизацию работы по профилактике наркомании.
Выполнение мероприятий Программы требует серьезной поддержки и концентрации усилий органов власти; привлечения внимания негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан к профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является создание условий для стабилизации наркоситуации в регионе, приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, поэтапного сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.
Программа реализуется в 2004 году и предполагает решение следующих задач:
осуществление мониторинга уровня наркотизации населения и преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков;
создание системы профилактики злоупотребления наркотиками, прежде всего в молодежной и подростковой среде;
организация реабилитационного центра, укрепление материальной базы наркологических учреждений здравоохранения, территориальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
совершенствование приборной базы ГУ ВРЦСЭ Минюста России;
выявление граждан, употребляющих наркотические и иные психоактивные вещества.
3. Система программных мероприятий
Программа предусматривает реализацию семи мероприятий, направленных на создание условий для стабилизации наркоситуации в регионе, укрепление материальной базы наркологических учреждений здравоохранения, территориальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, создание системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений, совершенствование антинаркотической пропаганды.
3.1. Развитие стационарной и диагностической базы областной
наркологической службы
Цель мероприятия: расширение объемов бесплатной наркологической помощи, внедрение новых форм и методик диагностики, лечения наркологических больных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 года N 550 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" определены объемы оказания бесплатной медицинской помощи населению. По расчетам специалистов главного управления здравоохранения администрации Воронежской области, в нашем регионе должно быть развернуто 550 наркологических коек (в наличии - 220).
В Воронежской области на 1 января 2003 года состоит на диспансерном учете и наблюдении 3741 больной наркоманией и 3352 потребителя наркотиков. По оценке итогов мониторинга потребления наркотиков, в нашей области их 50 - 55 тыс. человек. По распространенности потребления наркотиков Воронежская область находится на 23 месте в Российской Федерации. Ежегодно количество учтенных потребителей наркотиков и больных наркоманией увеличивается на 17 - 20%. Ежегодное увеличение количества наркозависимых провоцирует рост смертности от интоксикаций и передозировок наркотиками наиболее трудоспособного населения и молодежи Воронежской области. Наиболее неблагоприятная ситуация с немедицинским потреблением наркотиков сложилась в Лискинском и Россошанском районах области.
Мероприятием предполагается:
создание стационарной клинической базы областного наркологического диспансера путем проведения реконструкции и капитального ремонта здания детского сада N 159 ОАО "ВАСО" (Туполева, 13а);
проведение строительно-монтажных и ремонтных работ в центре медико-социальной реабилитации (с. Богданово Рамонского района) по реконструкции спального корпуса и созданию базы трудовой реабилитации больных наркоманией;
оборудование химико-токсикологических лаборатории (Россошанская ЦРБ).
Создание клинической базы облнаркодиспансера мощностью 120 коек позволит существенно сократить существующий дефицит наркологических коек, обеспечить доступность данного вида специализированной стационарной помощи.
Развитие жилой и производственной базы реабилитационного центра обеспечит его полноценное функционирование, что позволит осуществлять проведение реабилитационного процесса на современном уровне.
Первый этап создания клинической и реабилитационной базы ГУЗ "Областной наркологический диспансер" - 2004 год - 5045 тыс. рублей.
Финансовые средства, выделенные на данное мероприятие, планируется направить на:
1) реконструкцию и капитальный ремонт помещения детского сада N 159 ОАО "ВАСО" (г. Воронеж, ул. Туполева, 13а - капитальный ремонт не проводился с момента сдачи в эксплуатацию в 1985 году, не функционирует как детский сад в течение пяти лет) под стационар областного наркологического диспансера с объемом планируемых работ (проектно-сметная документация в стадии разработки) в сумме 2600 тыс.рублей (подрядчик РСУ-43), в том числе:
ограждение периметра забором из стандартных бетонных конструкций 500 м - 550 тыс. руб. (стоимость материалов - 400 тыс.рублей, строительно-монтажные работы - 150 тыс. рублей);
ремонт крыши (мягкая кровля) площадью 1400 кв.м - 700 тыс. рублей. По сложившимся расценкам ремонт одного квадратного метра мягкой кровли - 500 рублей;
реконструкция системы водоснабжения и канализации - 450 тыс.рублей, (трубы -100 тыс.рублей, сантехоборудование - 240 тыс.рублей, стоимость работ - 110 тыс.рублей);
капитальный ремонт системы отопления помещения площадью 2890 кв.м (система отопления выведена из строя и находится в нерабочем состоянии) - 900 тыс.руб. (стоимость труб - 300 тыс.рублей, отопительное оборудование - 300 тыс.рублей, стоимость работ - 300 тыс.рублей);
2) строительно-монтажные и ремонтные работы по центру медико-социальной реабилитации больных наркоманией (проектно-сметная документация в стадии разработки) на сумму 2000 тыс.рублей (подрядчик РСУ-43):
капитальный ремонт и реконструкция спального корпуса - 1300 тыс. рублей;
наружные сети и коммуникации - 400 тыс. рублей;
строительство забора 300 м - 300 тыс. рублей.
3) создание межрайонной лаборатории в Россошанской ЦРБ - 445 тыс. рублей на приобретение оборудования и расходных материалов:
малогабаритный хроматограф для определения алкоголя в биосредах РХК - 70 тыс. рублей;
хроматограф "Цвет 800" - 350 тыс. рублей;
реактивы и тест-полоски - 25 тыс. рублей.
Второй этап - завершение капитального ремонта и реконструкции, оборудование и введение в строй наркологической клиники и реабилитационного центра в 2005 - 2006 гг.
Предусматривается создание стационарной клинической базы областного наркологического диспансера с наличием:
двух детских отделений на 12 и 13 мест;
отделения неотложной наркологической помощи и лечения больных алкогольными и интоксикационными психозами на 10 коек;
отделения планового стационарного лечения больных алкоголизмом на 60 коек, в том числе отделения планового стационарного лечения больных алкоголизмом женщин на 20 коек;
отделения для лечения больных наркоманией на 25 коек.
Реализация мероприятия позволит:
предоставить бесплатную качественную стационарную помощь в течение календарного года 240 детям и подросткам, 330 больным алкогольными и интоксикационными психозами, 1150 больным алкоголизмом, 285 - наркоманией;
снизить показатели летальности среди наркологических больных на 30 - 35 %, сократить число активных потребителей алкоголя и наркотиков на 1000 - 1200 человек;
привлечь к реабилитационным мероприятиям до 50 - 60 больных и дать возможность этим людям отказаться от употребления наркотических препаратов;
повысить качество проводимых исследований на наличие наркотических веществ в биологических средах человека.
Долевое финансирование Воронежской области по федеральной целевой программе "Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" в соответствии с выделенными средствами на регионы Российской Федерации (общая сумма финансирования 2003 г. - 58,8 млн. рублей, 2004 г. - 65,9 млн. рублей) перевыполнено за счет поступления оборудования в счет финансирования 2004 г.
В 2003 - 2004 годах, исходя из доли 1,6 % от общей суммы, Воронежская область должна быть профинансирована на сумму 1 млн. 990 тыс. рублей.
В 2003 г. государственное учреждение здравоохранения областной наркологический диспансер получил диагностическое оборудование на сумму 2 млн. 700 тыс. рублей.
В 2004 г. Министерство здравоохранения Российской Федерации не планирует выделения диагностического оборудования для Воронежской области.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 5,045 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
3.2. Увеличение объемов и сокращение сроков производства экспертиз
изымаемых наркотических веществ
Цель мероприятия: обеспечение своевременного производства экспертизы по исследованию наркотических веществ.
Воронежский региональный центр судебной экспертизы является ведущим учреждением по производству экспертиз по исследованию наркотических веществ по определениям и постановлениям судебно-следственных органов Воронежской области. Центр имеет одиннадцать квалифицированных сотрудников, производящих исследование наркотических веществ, и всего один хроматограф "Кристалл" с пропускной способностью 4 - 5 образцов наркотиков за смену. При производстве одной идентификационной экспертизы необходимо исследовать в среднем около 20 образцов, поэтому эксперты вынуждены на 20 - 30 дней откладывать исследования представленных вещественных доказательств. В соответствии с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной 20 декабря 2002 года приказом Министерства юстиции РФ N 346, сроки производства экспертиз не должны превышать тридцати дней.
Систематическое превышение сроков производства идентификационных экспертиз по исследованию наркотических средств затрудняет своевременную передачу уголовных дел в суд.
Мероприятием предполагается:
приобретение газового хроматографа "Кристалл - 500" производства объединения "Хроматек", г. Йошкар-Ола, что позволит увеличить количество анализируемых образцов за рабочий день и тем самым сократить сроки производства экспертиз. Хроматограф "Кристалл-500" имеет отечественные аналоги: хроматографы "Цвет-800", производства г. Дзержинск, и "Галс", производства г. Санкт-Петербург, но "Кристалл-500" значительно превосходит по качеству отечественные аналоги и находится на уровне лучших зарубежных приборов такого типа;
приобретение прибора для капельного электрофореза "Капель", производства объединения "Люмэкс", г. Санкт-Петербург, необходимого для исследования тех наркотических средств, фармпрепаратов, которые невозможно анализировать другими физическими методами из-за их разрушения. Прибор для капельного электрофореза "Капель" не имеет отечественных аналогов.
При поступлении данного оборудования в Воронежский региональный центр судебной экспертизы в два раза увеличится объем исследований изымаемых наркотических веществ и в два-три раза снизятся сроки производства данных исследований, что будет способствовать повышению эффективности работы судебно-следственной системы Воронежской области.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 1,1 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
3.3. Обеспечение условий для оперативного обнаружения наркотических
и одурманивающих веществ в биологических средах обследуемого
Цель мероприятия: выявление лиц, употребляющих наркотические и одурманивающие вещества, среди спецконтингента УИН Минюста России.
В последнее время в мире наметилась тенденция к прогрессированию в обществе потребителей наркотиков и больных наркоманией. По данным Министерства здравоохранения, в России на учете состоит более 400 тысяч больных, которым установлен диагноз "наркомания". Ежегодный рост количества наркозависимых лиц провоцирует рост преступности, заболеваемости ВИЧ-инфекцией, смертности от интоксикаций и передозировок, усугубляет напряженную ситуацию в уголовно-исполнительной системе. В исправительных учреждениях Воронежской области ежегодно в 1,5 раза увеличивается количество осужденных, больных наркоманией и токсикоманией. В период с 1998 по 2002 год в УИН Минюста России по Воронежской области количество больных увеличилось в 4 раза.
На 1 января 2003 года на диспансерном учете состояло 327 человек больных наркоманией (в 2001 году - 279 человек ), а склонных к употреблению (группа риска) - 194 человека (в 2001 году - 182 человека ). Общее количество осужденных вышеуказанных категорий, находившихся в исправительных учреждениях области, составило:
а) в 2001 году - 461 человек;
б) в 2002 году - 521 человек.
Существуют сложности в диагностике лиц, страдающих наркоманией: кроме объективного осмотра пациентов для постановки заключительного диагноза "наркомания" необходимо лабораторное подтверждение наличия наркотиков (или психоактивных веществ) в биологических средах человека, что в настоящее время создает сложности в работе медицинских частей исправительных учреждений УИН Минюста России по Воронежской области.
Мероприятием предполагается:
выявление наркотических и иных психоактивных веществ в организме человека лабораторным методом экспресс-диагностики на базе областного клинического наркологического диспансера;
проведение систематического контроля за осужденными группы риска и лицами, проходящими принудительное лечение от наркомании.
Реализация мероприятия позволит:
а) обеспечить достаточный оперативный контроль осужденных и подследственных группы риска, проводить плановые и внеплановые проверки этой категории лиц на наличие наркотиков в организме, улучшить оперативную обстановку в учреждениях УИН Минюста России по Воронежской области вследствие снижения уровня противоправных действий со стороны осужденных - потребителей наркотиков на 15 -20 %;
б) снизить риск диагностических ошибок при клинических осмотрах подозреваемых в употреблении наркотиков на 50 %;
в) осуществить стопроцентный контроль проводимого принудительного лечения от наркомании.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 0,099 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
3.4. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества,
среди граждан, призываемых на военную службу
Цель мероприятия: создание условий для качественной работы по выявлению граждан, употребляющих наркотические и иные психоактивные вещества, из числа призываемых на военную службу с территории Воронежской области.
За период 1991 - 2000 годы, по данным Минздрава России, число наркоманов увеличилось почти в 9 раз и составило в 2000 году 269093 человека, или 195,8 на 100 тыс. населения (1991 году - 21,2).
По результатам исследования, проведенного в НИИ наркологии РФ, в наркологические учреждения обращается один больной из семи. Следовательно, среди населения в настоящее время имеется значительное количество невыявленных больных. Параллельно росту наркомании увеличивается и число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами без явлений зависимости. Число таких лиц, наблюдавшихся в наркологических диспансерах, по сравнению с 1991 годом увеличилось в 2000 году в 6,4 раза. В целях профилактики распространения наркомании среди военнослужащих и комплектования войск здоровым пополнением необходимо оснастить областной сборный пункт медицинским оборудованием, тестсистемами для выявления наркотиков, создать условия, обеспечивающие высокое качество диагностики.
Мероприятием предполагается:
1. Произвести оснащение помещений сборного пункта Воронежской области по ул. Беговая, 156а г. Воронежа, предназначенных для размещения оборудования для выявления психоактивных веществ, медицинским оборудованием, мягким и твердым инвентарем, предметами длительного пользования, а именно:
для обеспечения сохранности дорогостоящего диагностического оборудования установить металлические двери, оконные решетки и охранную сигнализацию - всего на 32 тыс. рублей;
для качественного проведения исследования, а также для составления базы данных и проведения количественного анализа полученных данных целесообразно использовать диагностические приборы в составе аппаратно-программных комплексов с использованием персональных компьютеров. В настоящее время в наличии имеется только один компьютер, что не позволяет использовать второй диагностический прибор. При этом, учитывая продолжительное непрерывное время работы врача с компьютером (5 - 6 часов), для уменьшения отрицательного воздействия монитора на специалиста необходимо приобретение компьютера с жидкокристаллическим монитором. Приобретение двух источников бесперебойного питания необходимо для дооснащения ими обоих компьютеров с целью исключения возможного негативного влияния скачков напряжения в электрической сети на эти компьютеры - всего на 34,2 тыс. рублей;
для размещения диагностических приборов приобрести два специально оборудованных стола и два стула-кресла для организации рабочих мест врачей. Кроме того, планируется приобретение стола для медицинского регистратора, который проводит подготовительные мероприятия для врачей специалистов - всего на 9 тыс. рублей;
поскольку тестирование проводится в затененном помещении, то планируется приобретение вертикальных жалюзи - всего на 6 тыс. рублей.
2. Приобрести тест-системы для выявления наркотиков и оснастить ими районные призывные комиссии. Это позволит выявлять факты употребления наркотиков призывниками уже на районном этапе медицинского освидетельствования, а также охватить выборочным контролем не только призывников, отправляемых в войска, но и тех, кто получает отсрочки от призыва на военную службу и потому на областной сборный пункт (далее - ОСП) не доставляется. Планируемое к приобретению количество тест-систем обусловлено числом выявляемых на медицинском освидетельствовании при призыве юношей, употребляющих психоактивные вещества, а также опытом использования тест-систем на ОСП в предыдущие годы - всего на 44 тыс. рублей.
Внедрение второго диагностического комплекса на ОСП позволит увеличить количество обследуемых в 1,5 - 2 раза и добиться не только 100% охвата тестированием призывников, отправляемых в войска, но и других категорий граждан (кандидаты в военные учебные заведения; граждане, поступающие на военную службу по контракту и др.) - всего до 9000 человек в год. Точность диагностики составит 98,5%. Внедрение тест-систем в призывных комиссиях области позволит дополнительно охватить объективным обследованием 400 человек из категории лиц, не доставляемых на ОСП. Социальная направленность мероприятия заключается не только в недопущении к возможному использованию оружия в войсках лицами, употребляющими наркотические вещества, но и в содействии системе здравоохранения в вопросах выявления и ранней профилактики наркомании, а также в раннем информировании органов правопорядка (опосредованное через областной наркологический диспансер) для выявления и ликвидации каналов распространения наркотиков в области.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 0,1252 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
3.5. Профилактика наркомании среди детей и подростков
Цель мероприятия: повышение эффективности работы по профилактике наркозависимости у детей и подростков, проводимой в образовательных учреждениях, получение статистических данных о степени распространения наркомании в детской и подростковой среде, оценка факторов риска подростковой наркотизации.
Подростковой наркомании свойственен во многом латентный характер, только небольшое количество подростков, имеющих зависимость от психоактивных веществ, обращаются за помощью в учреждения здравоохранения, поэтому достоверные данные о масштабах подростковой наркомании отсутствуют. Практика показывает, что каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков за год как минимум еще 5 - 8 человек, а на каждого выявленного наркомана приходится в среднем 10 - 12 невыявленных. Проведение мониторинга позволит определить подлинную ситуацию с распространенностью употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
В образовательных учреждениях области основное внимание в вопросах профилактики наркомании уделяется в основном детям "группы риска", в то время как в работе по первичной профилактике зависимостей от психоактивных веществ нуждается большинство детей и подростков, которые имеют различные трудности в социальной адаптации, в умении преодолевать кризисные жизненные ситуации.
Так, по данным исследования, проведенного главным управлением образования администрации области в 2002 году в 9 районах области, 9% подростков постоянно испытывают тревогу о своем будущем, жизненной ценностью 64% подростков является получение удовольствия, 25% несовершеннолетних проживают в семьях, где присутствуют проблемы употребления психоактивных веществ со стороны родителей или близких родственников, 12% учащихся 9 - 11 классов считают, что употребление наркотиков не вредит здоровью и не представляет угрозу для жизни. Для 51% подростков характерны лояльные установки по отношению к употреблению алкоголя, 5% регулярно позволяют себе употребление алкоголя, 48% подростков не умеют сказать "нет" в ситуации группового давления.
Таким образом, факторы риска наркотизации имеются у большинства подростков. И поэтому без анализа факторов, которые могут привести подростка к употреблению психоактивных веществ, невозможно эффективно строить профилактическую работу в образовательных учреждениях.
Отсутствуют единые критерии оценки эффективности профилактической работы, ведущейся в образовательных учреждениях. В большинстве образовательных учреждений преобладает информационный подход, который отличается крайне низкой эффективностью, сводится только к чтению лекций и показу устрашающих фильмов о наркоманах. В то же время ученые России отмечают, что негативно ориентированная профилактика наркомании, т.е. традиционный проблемно ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема наркотиков не обеспечивает достижения целей первичной профилактики - формирования навыков здорового образа жизни.
Проблема предупреждения злоупотребления психоактивными веществами только на основе информационного подхода принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к психоактивным веществам. Без создания единой системы оценки деятельности образовательных учреждений по профилактике наркомании в подростковой среде невозможно добиться реального изменения ситуации с распространением подростковой наркомании (по количеству подростков, страдающих наркоманией, Воронежская область занимает 31 место среди всех субъектов РФ). Такие мониторинги ежегодно проводятся во многих регионах России: Самаре, Тюмени, С.Петербурге, Москве, Н.Новгороде.
Профилактическая работа в образовательных учреждениях ведется, как правило, силами только педагогов, при этом не используется творческий потенциал самих подростков, что существенно снижает ее эффективность, в то время, как мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что информация в области профилактики, полученная подростками от своих сверстников, воспринимается с меньшим сопротивлением, лучше усваивается, становится нормой поведения и основой формирования позитивных социальных и психологических навыков. Волонтерское движение широко развито практически во всех регионах РФ, за исключением нескольких территорий, в том числе и Воронежской области.
Педагоги образовательных учреждений зачастую пользуются только лекционным материалом по проблеме подростковой наркомании, используя медицинскую литературу, а такие важные проблемы подросткового возраста, как: неумение противостоять давлению среды, решать конфликтные ситуации, справляться со стрессом, формирование здорового жизненного стиля остаются ими не затронутыми, так как отсутствуют программы проведения таких занятий с подростками, содержащие в себе поурочное планирование.
Как показывает мировой и российский опыт, огромную помощь специалистам в реализации программ по первичной профилактике могут оказать сами подростки. Наиболее эффективно и безопасно привлекать их к профилактической работе с еще здоровыми детьми: с ребятами младшего возраста и сверстниками. Лучше зная изнутри подростковую среду, ее потребности и проблемы, подростки-волонтеры способны быстрее установить контакт со своими сверстниками, сделать работу по профилактике более живой, творческой и эффективной. Помощь подростков-волонтеров может оказаться полезной при использовании самых разных форм и методов профилактики. А их роль на разных этапах профилактической работы может меняться. Подростки могут привлекаться к созданию и обсуждению существующих программ по профилактике, участвовать в апробации и распространении просветительских материалов, участвовать в творческих массовых и досуговых мероприятиях, проводить профилактические занятия в виде бесед, деловых игр, тренинговых занятий и т.д.
Недостаточное обеспечение методической литературой по профилактике наркомании среди детей и подростков специалистов системы образования сдерживает внедрение в практику работы образовательных учреждений новых технологий в организации и проведении профилактической работы с подростками, которые могут реально повлиять на уменьшение распространенности подростковой наркомании.
Мероприятием предполагается:
1. Проведение работы по профилактике наркомании среди детей и подростков в образовательных учреждениях, включающей в себя:
а) мониторинг по оценке уровня наркотизации среди детей и подростков (стоимость мониторинга 48 тыс. рублей);
б) социологические исследования по оценке факторов риска наркотизации детей и подростков, включающие в себя разработку оценочных параметров, проведение анкетирования во всех районах области, статистическую обработку результатов, составление аналитической записки (стоимость исследований 48 тыс. рублей); к проведению исследований будут привлечены ученые ВГПУ, ВГУ, ВГМА, которые занимаются проблемой подростковой наркомании и имеют опыт проведения подобных исследований; исполнители будут определены на основе конкурса;
в) мониторинг по оценке эффективности работы по профилактике наркозависимости среди детей и подростков, проводимой в образовательных учреждениях области (стоимость мониторинга 48 тыс. рублей).
2. Инициирование и развитие подросткового добровольческого движения в профилактике наркомании, организацию которого планируется осуществить с помощью специалистов по профилактике, подготовленных из числа заместителей директоров школ по воспитательной работе, психологов, социальных педагогов. Для подготовки данной категории специалистов планируется проведение практического семинара на тему: "Организация волонтерского движения среди подростков". Семинар организуется главным управлением образования администрации области на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (затраты на проведение семинара - 36 тыс. рублей).
Ожидаемое количество участников - 100 человек из всех районов области и г. Воронежа.
Семинар будут проводить ученые из г. Москвы, а также преподаватели кафедры социальной педагогики ВГПУ, которые имеют опыт организации добровольческого (волонтерского) движения среди подростков и молодежи.
Исполнители будут определены на основе конкурса.
Продолжительность семинара - 5 дней, общее количество учебных часов составляет 45 часов и включает в себя лекции, дискуссии, работу в малых группах по 10 - 15 человек в тренинговом режиме. Данная технология организации волонтерского движения успешно внедряется в образовательных учреждениях Москвы, С. Петербурга, Н.Новгорода в течение 4 - х лет и рекомендована к использованию Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации.
3. Подготовка и издание методического пособия "Здоровый образ жизни и профилактика наркомании среди детей и подростков", необходимого для повышения уровня профессиональной компетенции специалистов системы образования в области профилактической работы, тиражом 2 тысячи экземпляров и объемом до 300 страниц (стоимость подготовки и издания пособия 120 тыс. рублей).
Пособие будет подготовлено с участием специалистов главного управления образования администрации области и ученых Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования и адресовано всем специалистам, занимающимся профилактической работой с детьми и подростками. Пособие будет содержать конкретные методические рекомендации по организации антинаркотической работы с учащимися 7 - 11 классов, поурочные планы занятий, сценарии досуговых мероприятий по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, материалы по проведению родительских собраний по данной проблеме.
Исполнитель будет определен по результатам конкурса.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 0,3 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
3.6. Содействие пресечению преступлений и правонарушений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков
Цель мероприятия: мониторинг оперативной обстановки в области и планирование мероприятий по сокращению распространения наркотиков.
Сложившаяся ситуация в области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности области.
На протяжении последних 5 лет ежегодно выявляется около 2 тысяч преступлений, связанных с наркотиками. Однако эти цифры не отражают реальную обстановку.
В 2002 году выявлено 1351 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, из которых 20 совершены в составе организованных групп.
Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобретают массовый характер.
Динамика количества зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе со сбытом, изготовлением, переработкой наркотических средств, свидетельствует о продолжающемся росте распространения наркомании в области. Значительно увеличилась нагрузка по производству экспертиз и исследований по линии незаконного оборота наркотиков на экспертно-криминалистическое управление ГУВД. Только за 1-е полугодие текущего года возросло на 25%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество материалов, связанных с исследованием наркотических средств, а с 1993 по 2003 год количество выполненных экспертиз и исследований данного вида увеличилось в 4 раза, с 1020 до 3840 в год. Более чем в 4 раза возросла доля многообъектных экспертиз (составляет 42% от общего количества экспертиз) наркотических средств, сильнодействующих веществ, а также инструментов, сырья, используемых для их изготовления, переработки, транспортировки, употребления. Таким образом, значительно возросла трудоемкость экспертиз и затраты на их проведение.
Резко возросло количество поступающих на исследование наркотиков синтетического происхождения (героин и т.д.), имеет место тенденция их широкого распространения. Большое значение в исследовании данных веществ имеет не только решение вопроса об их относимости к наркотическим, но и анализ качественного и количественного состава с целью установления общности источника происхождения, сравнения элементного состава с ранее поступавшими на экспертизу аналогичными наркотическими веществами, что имеет первостепенное значение в установлении мест их изготовления и выявления каналов поступления.
В соответствии с приказом МВД России от 30 июня 2003 года N 500 "О создании ОРБ ПНОН ГУБОП СКМ МВД России" функции борьбы с организованными формами незаконного оборота наркотиков и организации деятельности этого направления в ГРУОВД Воронежской области возложены на Управление по борьбе с организованной преступностью службы криминальной милиции (УБОП СКМ) ГУВД Воронежской области.
На базе данной службы создано подразделение, которое осуществляет организацию оперативно-розыскной и служебной деятельности по противодействию незаконному обороту наркотиков (пресечение доставки, хранения, сбыта), а также организацию взаимодействия и контроля ГРУОВД Воронежской области по данному направлению работы.
Централизованные поставки криминалистической техники из МВД России за последние 12 - 14 лет не производились. Ранее поступившее оборудование, находящееся в эксплуатации, отработало двойной ресурс, неоднократно ремонтировалось и по своим техническим параметрам не позволяет проводить исследования наркотических средств и ограничивает возможности применения современных методик при производстве сравнительного и элементного анализа веществ.
В связи с этим назрела необходимость обновления технического оснащения вновь созданного подразделения.
Мероприятием предусматривается:
1. Приобретение и содержание автотранспорта для осуществления служебной деятельности УБОП СКМ ГУВД Воронежской области:
микроавтобус "Соболь" - 1 шт. - 280,0 тыс. рублей по ст. затрат кап. вложения предназначен для использования в качестве мобильного контрольного пункта: наблюдения, контроля, документирования и обработки видео- и аудиоинформации, поступающей по радиоканалам, производства видеосъемки, в том числе в ночное время;
- легковые автомобили в количестве 1 шт. по ст. затрат кап. вложения на сумму 160,0 тыс. руб. необходимы для передачи в подразделения УБОП СКМ ГУВД для обеспечения оперативно-разыскных# мероприятий по противодействию преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков.
2. Приобретение комплекта оборудования для установки в автомобиль "Соболь" (ст. затрат кап. вложения):
цифровая видеокамера с комплектом длиннофокусной, нормальной и широкоугольной оптики, в том числе с прибором ночного видения и ночной видеокамеры, а также устройствами электропитания от бортовой сети автомобиля - 1 шт. - 380,0 тыс. рублей;
приемное оборудование, позволяющее осуществлять контроль, обработку и запись видео- и аудиоинформации в аналоговом и цифровом виде, поступающей по радиоканалам, в том числе защищенным от несанкционированного доступа, - 1 шт. - 250,0 тыс. руб.
Осуществление данного мероприятия создаст условия для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, увеличения изъятия наркотиков из опийной группы на 10 - 15%.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 1,07 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
3.7. Содействие осуществлению контроля
за незаконным оборотом наркотиков
Цель мероприятия: совершенствование физико-химических исследований наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с Указом Президента России от 11 марта 2003 года N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 года Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России преобразуется в Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Государственному комитету Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ передаются функции Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, его территориальные органы составляют систему органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Управление Госнаркоконтроля России по Воронежской области является территориальным органом исполнительной власти, некоммерческим государственным учреждением.
Основной целью Управления является противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также координация деятельности территориальных органов исполнительной власти по Воронежской области в этой области.
Основными задачами Управления являются:
обеспечение в пределах своей компетенции контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов госнаркоконтроля;
координация деятельности территориальных органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
участие в разработке и реализации государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.
Мероприятием предусматривается:
1. Приобретение лабораторных приборов, оборудования, мебели, химических реактивов, посуды для развития стационарной химической лаборатории Управления для производства физико-химических исследований наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на общую сумму 3100 тыс. рублей.
2. Приобретение автотранспорта для осуществления служебной деятельности Управления Госнаркоконтроля России по Воронежской области на общую сумму 460 тыс. руб., в том числе:
автомобиль ГАЗ-32213214 "Газель" - 1 шт. на сумму 200 тыс. рублей;
автомобиль ВАЗ-2107 - 2 шт. на сумму 260 тыс. рублей.
Наличие в распоряжении Управления Госнаркоконтроля России по Воронежской области оснащенной стационарной химической лаборатории, передвижной криминалистическо-химической лаборатории для производства физико-химических исследований наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров позволит в установленные процессуальным законодательством сроки идентифицировать изымаемые у правонарушителей наркотические средства и объективно квалифицировать их действия. В противном случае, при необходимости, придется направлять изъятые средства, вещества в другие органы или сторонние организации для проведения экспертиз, в связи с чем возрастает вероятность не только нарушения процессуальных сроков доследственной проверки и расследования, но и вероятность утраты, хищения, ошибочной идентификации средств и веществ, то есть ухода преступников от уголовной ответственности.
Выполнение данного мероприятия позволит в два раза сократить сроки производства химических исследований, экспертиз и повысить их качество.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2004 года. Финансирование в размере 3,56 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
4. Механизм реализации Программы
Нормативной правовой базой Программы являются положения действующего законодательства, постановления Правительства Российской Федерации, правовые акты Воронежской области.
Реализация мероприятий Программы проводится заказчиком-координатором - главным управлением здравоохранения администрации Воронежской области, заказчиками Программы - ГУВД Воронежской области; Управлением Госнаркоконтроля России по Воронежской области, основными исполнителями Программы - главным управлением образования администрации Воронежской области, областным военным комиссариатом, УИН Минюста России по Воронежской области, ГУ ВРЦСЭ Минюста России путем неукоснительного исполнения мероприятий Программы.
Предложения по корректировке Программы в процессе ее реализации вносятся заказчиком-координатором в главное управление экономического развития администрации Воронежской области.
В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" выбор исполнителей программных мероприятий, поставщиков оборудования будет проводиться на конкурсной основе.
Оборудование, приобретенное за счет средств областного бюджета, является областной собственностью и будет передано предприятиям на условиях договоров безвозмездного пользования.
Содержание мероприятий Программы и объемы их финансирования будут корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей федерального и областного бюджетов на соответствующий год.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансовых средств для реализации Программы в полном объеме составляет 11,3 млн. рублей.
Средства на финансирование мероприятий Программы предусматриваются Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2004 год". Заявка на ассигнования из областного бюджета для финансирования мероприятий подана в установленном порядке.
Финансирование Программы осуществляется в течение 2004 года из средств областного бюджета на безвозвратной основе (приложение 3).
Расходы по статьям затрат:
- капитальные вложения - 10,652 млн. рублей (94,3%);
- приобретение оборотных средств - 0,167 млн. рублей (1,5%);
- другие расходы - 0,481 млн. рублей (4,2%).
6. Оценка эффективности, социально-экономических последствий
от реализации Программы
Основные результаты реализации Программы приведены в приложении 2.
Реализация Программы позволит:
а) создать условия для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращения распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества;
б) ежегодно оказывать бесплатную специализированную стационарную и реабилитационную наркологическую помощь:
детям и подросткам, страдающим наркологической патологией, - 240 чел.;
больным алкогольными и интоксикационными психозами - 331 чел.;
больным алкоголизмом - 1150 чел.;
больным наркоманией - 285 чел.;
в) увеличить в 2 раза объем исследований изымаемых наркотических веществ;
г) снизить в 2 - 3 раза сроки производства исследования наркотических веществ;
д) заранее выявлять лиц, эпизодически употребляющих наркотики, содействовать системе здравоохранения в вопросах выявления и ранней профилактики наркомании, своевременно информировать органы правопорядка о потребителях наркотических средств и психотропных веществ;
е) обеспечить достаточный оперативный контроль осужденных и подследственных группы риска, проводить плановые и внеплановые проверки этой категории лиц на наличие наркотиков в организме;
ж) улучшить оперативную обстановку в учреждениях УИН вследствие снижения уровня противоправных действий со стороны осужденных - потребителей наркотиков;
з) свести к минимуму случаи призыва на военную службу лиц, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Комплексное управление Программой осуществляет в соответствии с действующим законодательством государственный заказчик-координатор - главное управление здравоохранения администрации Воронежской области, которое:
а) осуществляет текущее управление и контроль за ходом реализации Программы и координацию работы исполнителей программных мероприятий;
б) проводит согласование объемов финансирования Программы;
в) в соответствии с регламентом вносит в Экспертный совет по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области предложения по корректировке Программы, в том числе по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования;
г) осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств;
д) организует проведение конкурсного отбора исполнителей программных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства;
е) подготавливает проекты нормативных правовых документов, направленных на обеспечение реализации Программы.
Государственные заказчики Программы: ГУВД Воронежской области и Управление Госнаркоконтроля России по Воронежской области и исполнители основных мероприятий заключают в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями работ по мероприятиям Программы.
Исполнители основных мероприятий (ГУВД Воронежской области; Управление Госнаркоконтроля России по Воронежской области; главное управление образования администрации Воронежской области; областной военный комиссариат; ГУ ВРЦСЭ Минюста России; УИН Минюста России по Воронежской области) представляют государственному заказчику-координатору Программы ежеквартальные и годовые отчеты о реализации Программы.
В своей работе государственные заказчики Программы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.
Финансовый контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
Приложение 4
Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы
N п/п |
На что направлено | Содержание мероприятия | Вид документа |
Сроки | Исполнитель |
1 | Совершенствование законодательства в области оборота и контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
Подготовка замечаний, предложений и дополнений в проекты федеральных законов, поступающие из Государственной Думы ФС РФ, в части оборота и контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
Отзыв на законопроект |
2004 год |
Управление по взаимодействию с административными и военными организациями администрации Воронежской области |
2 | Совершенствование профилактики наркомании среди детей и подростков |
Внедрение разрабатываемых методик | Приказ | 2004 год |
Главное управление образования администрации Воронежской области |
<< Назад |
Приложение 1. >> Программные мероприятия |
|
Содержание Постановление Воронежской областной Думы от 16 декабря 2003 г. N 741-III-ОД "Об областной целевой программе "Комплексные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.