Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации Воронежской области
от 17 мая 2004 г. N 461
Типовой макет
Программы экономического и социального развития муниципального
образования (городского округа, муниципального района)
Воронежской области
Общие положения
1.1. Роль и место программы в системе документов, определяющих
развитие муниципального образования
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления, закреплены вопросы местного значения сельского и городского поселений, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, одним из которых является принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Программа является базовым документом, в котором должны быть сформулированы стратегические направления перспективного развития муниципального образования. Она предназначена для принятия управленческих решений, разработки конкретных механизмов реализации проектов развития реального сектора экономики, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, повышения качества жизни местного сообщества. Программа является нормативной основой текущего и перспективного планирования социально-экономического развития муниципального образования.
Программа экономического и социального развития муниципального образования разрабатывается с учетом социально-экономического положения городских округов, муниципальных районов и городских и сельских поселений, расположенных на территориях муниципальных районов, осуществляется в соответствии с требованиями главы 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", является директивным документом, представляющим собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования задач.
1.2. Основные цели разработки Типового макета программы
Типовой макет программы экономического и социального развития муниципального образования - городского округа, муниципального района Воронежской области разработан в целях:
- создания условий по внедрению программно-целевых методов управления на муниципальном уровне:
- регламентации и унификации процесса разработки муниципальных программ;
- обеспечения методологического единства при разработке муниципальных программ с Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 годы, областными целевыми программами, взаимоувязанности направлений развития муниципальных образований с целями государственной стратегии экономического и социального развития Российской Федерации, Воронежской области;
- упорядоченности механизмов государственной поддержки муниципальных образований на федеральном и областном уровнях.
1.3. Структура Типового макета программы
Типовой макет программы включает три взаимосвязанных, но тем не менее, достаточно самостоятельных раздела, формирование которых осуществляется поэтапно:
1. Анализ социально-экономического положения, оценка сильных и слабых сторон муниципального образования (городского округа, муниципального района и поселений, расположенных на его территории).
2. Разработка стратегического направления развития муниципального образования;
3. Формирование реестра конкретных некоммерческих (социальных) мероприятий и инвестиционных проектов, а также механизмов их реализации.
Исходными информационными материалами для разработки программы могут служить:
-отраслевые и региональные прогнозы развития, разрабатываемые на федеральном, областном и муниципальном уровнях;
- статистическая отчетность;
- данные социологических и иных обследований;
- предложения и рекомендации работников муниципальных служб, руководителей и специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, иных хозяйствующих субъектов.
1.4. Организация разработки программы
Разработка программы экономического и социального развития муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с рекомендациями Типового макета, положениями и критериями Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о реформировании территориальных, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления. Утверждение программы производится представительными органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования, иными муниципальными нормативными правовыми актами.
Программы, утвержденные органами местного самоуправления, в установленном порядке проходят согласование в администрации области и включаются в Реестр муниципальных программ Воронежской области, что дает право на предоставление государственной поддержки на реализацию проектов и мероприятий программы за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках федеральных и областных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 годы, государственных капитальных вложений Воронежской области, других форм государственной поддержки.
1.5. Нормативно-правовая база формирования программы
Нормативно-правовой базой для формирования программы экономического и социального развития муниципального образования являются:
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 20.06.1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"
- Бюджетный кодекс Российской Федерации - положения (главы) о местном бюджете в части исполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Налоговый кодекс Российской Федерации - положения (главы) о налогах и сборах, зачисляемых в местный бюджет, в части исполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях";
- Федеральный закон от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";
- постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2003 г. N 165 "О внесении изменений и дополнений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация";
- Закон Воронежской области от 15.05.2002 г. N 27-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 28.02.2002 г. N 15-ОЗ "Об областном залоговом фонде";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона следует читать как "20.03.2002 г."
- постановление администрации Воронежской области от 08.10.2002 г. N 863 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ";
- Уставы муниципальных образований;
- нормативные правовые акты, принимаемые в процессе подготовки и реализации реформы местного самоуправления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Структура программы
Паспорт программы
I Основное содержание
1. Социально-экономическое положение и основные направления развития
муниципального образования Воронежской области
1.1.Анализ социально-экономического положения муниципального
образования.
1.1.1. Общая характеристика муниципального образования.
1.1.2. Комплексная оценка социально-экономического состояния
муниципального образования за предшествующий
трех - пятилетний период.
1.1.3. Оценка социально-экономического состояния административных
районов - городского округа, городских и сельских
поселений, расположенных на территории муниципального
района.
1.2. Анализ сильных и слабых сторон муниципального образования
(SWOT анализ)
1.3. Потенциал и направления развития муниципального образования.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
3. Система программных мероприятий
4. Механизм реализации программы
5. Ресурсное обеспечение программы
6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Приложения к программе
Приложение 1. "Оценка ресурсов, текущих и перспективных потребностей
муниципального образования".
Приложение 2. "Анкета для опроса населения муниципального образования".
Приложение 3. "Объем финансовых средств, поступивших из областного
бюджета в муниципальный бюджет в 2000-2003 гг.".
Приложение 4. "Программные мероприятия".
Приложение 5. "Эффективность программных мероприятий".
Приложение 6. "Объемы и источники финансирования".
Приложение 7. "Комплекс мероприятий по совершенствованию
нормативно-правовой базы и осуществлению институциональных
преобразований".
Приложение 8. "Мероприятия, предлагаемые для софинансирования за счет
средств федерального и областного бюджетов".
Приложение 9. Таблицы к главам 1,3,5,6 программы.
Приложение 10. Информационные карты по некоммерческим мероприятиям
и инвестиционным проектам, предлагаемым для включения в
программу.
Паспорт программы
экономического и социального развития муниципального
образования Воронежской области на 2005-2010 годы
Паспорт программы содержит краткие сведения о программе, включая ее основные параметры, по следующей форме:
Наименование программы |
Программа экономического и социального развития ___ муниципального образования Воронежской области на 2005- 2010 годы |
Основание для разработки программы |
Постановление представительного органа местного самоуправления ______ (города, района) Воронежской области от______ N__________ |
Заказчик программы |
Администрация ______ (города, района) Воронежской области |
Основные разработчики программы |
Представительный орган местного самоуправления_____ (города, района) Воронежской области |
Основная цель программы |
Создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения на основе воспроизводства и модернизации промышленного и аграрного потенциалов, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования и его поселений |
Основные задачи программы |
1. Преобразования в сфере местного самоуправления. 2. Формирование условий для решения вопросов местного значения, городского округа, муниципаль- ного района и расположенных на его территории городских и сельских поселений. 3.Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства. 4. Повышение эффективности государственной (област- ной) и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности на территории муниципального образова- ния. 5. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью. 6. Развитие отраслей, ориентированных на обеспече- ние эффективного функционирования промышленного и агропромышленного комплексов, внедрение инноваций, выпуск конкурентоспособной продукции, развитие кооперации и агропромышленной интеграции, формиро- вание современной инфраструктуры продовольственного и аграрного рынков. 7. Развитие товарного приусадебного, фермерского хозяйства, возрождение народных промыслов, органи- зация производства нетрадиционных товаров. 8.Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения. 9. Развитие кадрового потенциала и создание условий для закрепления специалистов на селе. 10. Проведение мероприятий по охране окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций. 11. Реформирование жилищно-коммунального комплекса. 12.Развитие транспортной, инженерной и телекоммуни- кационной инфраструктуры. 13. Создание условий для развития сферы услуг: транспортных, связи, строительства, торговли, здравоохранения, образования, физической культуры, спорта и туризма. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа реализуется в течение 2005-2010гг. в два этапа: 2005-2006 гг. и 2007-2010 гг. Реализация программы начинается с проведения меро- приятий по реформированию местного самоуправления, а также мероприятий, необходимых для решения перво- очередных задач в социальной и экономической сфере. В 2007-2010 годах продолжится реализация инвестици- онных проектов и социальных мероприятий, закрепля- ющих достигнутые на первом этапе реализации программы положительные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы. |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
В экономической сфере: - повышение эффективности использования муниципаль- ной собственности (продажа и аренда помещений, земель городов и поселков, земель сельскохозяйст- венного назначения и др.); - повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий; - реализация высокоэффективных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики; - содействие развитию малого бизнеса, формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства - соз- дание кредитных потребительских кооперативов, муниципальных центров и фондов поддержки предпринимательства, сбытовых центров и т.д. В социальной сфере: - формирование и развитие социальной инфраструкту- ры: реконструкция и строительство учреждений соци- альной защиты, здравоохранения, образования, куль- туры, физической культуры и спорта, укрепление и модернизация их материально-технической базы. В сфере инженерной и транспортной инфраструктуры: - развитие инженерной инфраструктуры городского округа, муниципального района и расположенных на его территории поселений - строительство и реконструкция систем водоснабжения, водоочистки, газораспределительных сетей, перевод котельных на газ; - реформирование жилищно-коммунального комплекса - изменение системы отношений в сфере управления жилищным фондом (создание ТСЖ, кондоминимумов и иных организаций) и потребления коммунальных услуг, реформирование производственных отраслей коммунального комплекса (техническое перевооружение и модернизация объектов ЖКХ), переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство жилья для молодых семей, формирование и развитие ипотечного жилищного кредитования; - развитие транспортной инфраструктуры - строитель- ство и реконструкция областных, городских, межсе- ленных и внутрипоселковых дорог. |
Исполнители подпрограмм и основных мероприя- тий |
Коммерческие и некоммерческие организации, иные хозяйствующие субъекты, в т.ч. малого предпринимательства. Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут отбираться на конкурсной основе в соответствие с Федеральным законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на пос- тавки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" |
Объемы и источники финансирования программы |
Суммарный объем финансирования программы в 2005 - 2010 годы (в среднегодовых ценах 2004 г.) составляет ___________тыс.руб., из них: - Средства федерального бюджета _______тыс.руб.; - Средства областного бюджета ______тыс.руб.; - Средства местного бюджета ______тыс.руб.; - Собственные средства участников программы ______тыс.руб.; - Кредиты коммерческих банков ______тыс.руб.; Иные внебюджетные средства ______тыс.руб. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Администрация _________(города, района) Воронежской области контролирует своевременное и полное прове- дение мероприятий и реализацию проектов программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального, областного и местного бюджетов. |
Ожидаемые конечные результаты реализа- ции программы |
В результате реализации программы ожидается: - создание условий для формирования с 20____ года бездотационного бюджета муниципального образования. За время реализации программы будет создано ____но- вых рабочих мест, сохранено _____существующих мест. Платежи в бюджеты всех уровней составят ________тыс.руб., в т.ч.: - в федеральный бюджет ______тыс.руб.; - в областной бюджет ______тыс.руб.; - в местный бюджет ______тыс.руб. |
I. Основное содержание
1. Социально-экономическое положение и основные направления развития
муниципального образования Воронежской области
Основной целью анализа является комплексная оценка уровня социально-экономического развития муниципального образования: городского округа и его административных районов, муниципального района и расположенных на его территории городских и сельских поселений, определение их возможностей в решении текущих и долгосрочных задач социального и экономического развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста, оценка эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Воронежской области и местного самоуправления.
1.1. Анализ социально-экономического положения муниципального
образования
Анализ социально-экономического положения муниципального образования (городского округа, муниципального района) включает разделы:
1.1.1. Общая характеристика муниципального образования - приводятся данные о географическом положении, историко-экономическом обзоре, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, количестве административных районов и населенных пунктов, входящих в состав городского округа, муниципальных образований - сельских и городских поселений, входящих в состав муниципального района, или действующих муниципальных образований второго вида, а также об основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях муниципального образования.
1.1.2. Комплексная оценка социально-экономического состояния муниципального образования за предшествующий трех - пятилетний период
Комплексная оценка социально-экономического состояния муниципального образования проводится по следующим направлениям:
- демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
- уровень (качество) жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина);
- состояние рынка потребительских товаров и услуг;
- финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий, иных хозяйствующих субъектов);
- отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, сфера услуг, связь и информатизация и т.д.);
- социальная сфера (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, наука, культура, социальная защита населения, занятость, уровень преступности);
- развитие предпринимательства;
- внешнеэкономическая деятельность;
- инвестиции (факт, тенденции);
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- состояние окружающей среды.
Аналитический раздел социально-экономического положения муниципального образования целесообразно представить в форме таблиц (1.1-1.15).
Интегральная оценка уровня социально-экономического развития муниципального образования должна осуществляться в соответствии с постановлением администрации области от 10.04.2003 г. N 272 "О методике комплексной оценки уровня социально-экономического развития районов (городов).
1.1.3. Оценка социально-экономического состояния административных районов городского округа, городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципального района
Особое внимание следует уделить анализу и оценке основных проблем административных районов, расположенных на территории городского округа, городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района. Оценку их обеспеченности финансовыми, трудовыми и иными ресурсами целесообразно провести с использованием форм, представленных в приложении 1. Необходимо учесть мнение, предложения и потребности населения муниципального образования, выявленные путем анкетирования (приложение 2), а также учесть проблемы, сложившиеся в социальной сфере, состояние и развитие предприятий и иных хозяйствующих субъектов, в том числе малого предпринимательства.
Для количественной характеристики основных проблем целесообразно применять оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.) на душу населения. Необходимо проанализировать:
- наличие, состояние объектов социальной инфраструктуры (больницы, поликлиники, ФАПы, школы, детские дошкольные учреждения, дома культуры, стадионы, объекты социальной защиты);
- степень реализации мероприятий федеральных и областных целевых программ (наименование объектов, объемы и источники их финансирования, эффективность реализации), федеральной и областной адресной инвестиционной программ (количество объектов, степень освоения и дата ввода в действие (приложение 3);
- количество и состояние промышленных и сельхозпредприятий, малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подворий;
- обеспеченность бытовыми и иными услугами, наличие предприятий торговли, сферы услуг.
1.2.Анализ сильных и слабых сторон муниципального образования
(SWOT анализ)
Инструментом стратегического анализа муниципального образования первого и второго видов является SWOT-анализ. Сущность этого метода отражается в его названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих - сила, слабость, возможности, опасности. Анализируя состояние муниципального образования с позиций его перспективного развития необходимо ответить на четыре вопроса:
- каковы сильные стороны муниципального образования, его преимущества по сравнению с другими муниципальными образованиями области;
- в чем слабые стороны муниципального образования, чем оно уступает потенциальным конкурентам - другим муниципальным образованиям области, других субъектов РФ;
- какие благоприятные возможности существуют для будущего развития муниципального образования;
- какие потенциальные опасности наиболее вероятны для его развития в будущем;
Идеология SWOT-анализа позволяет дать ответ на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, устранить недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.
На первом этапе SWOT-анализа ситуация оценивается в статике, то есть анализируется сложившаяся на данный момент ситуация.
Типовой набор факторов, которые должны быть проанализированы таков:
- географическое положение;
- население;
- экология;
- жилищная сфера;
- инженерная инфраструктура;
- социальная инфраструктура;
- градообразующие отрасли.
Одним из основополагающих принципов анализа является положение об относительности преимуществ и недостатков. То, что кажется сегодня недостатком, может, при определенных обстоятельствах, стать решающим преимуществом. Так, периферийное расположение - недостаток сельского муниципального образования, но после строительства автодороги оно может стать экономическим центром или маршрутом для развития туризма. Сегодняшняя отсталость производственного оборудования означает неизбежность технической модернизации и связанного с ней экономического роста.
В ходе SWOT- анализа должны быть найдены проекты и идеи превращения недостатков в преимущества, варианты лучшего использования имеющихся преимуществ.
Поэтому на втором этапе рассматривается возможное развитие событий во вне и внутри муниципального образования и выявляются перспективные возможности и опасности.
При этом принимаются во внимание следующие процессы:
- демографические;
- экономические;
- инфраструктурные;
- экологические;
- международные;
- политические.
Значительно влияет на развитие муниципального образования состояние и развитие транспортной сети. Транспорт увеличивает доступность, расширяет объемы потоков людей и товаров, что сказывается на экономике муниципального образования.
Инвестиционные проекты, реализуемые на территории муниципального образования, также должны стать объектом анализа. Выход на рынок инвестиций означает конкуренцию со стороны других муниципальных образований, регионов и возможности такой конкуренции должны быть оценены.
На будущее муниципального образования и расположенных на его территории поселений оказывает влияние развитие региональной инженерной инфраструктуры. Появление новых дополнительных источников энергии и газораспределительных систем означает и изменение в перспективах сельской экономики.
Первая пара характеристик SWOT- анализа - сила и слабость - отражает преимущественно внутреннее состояние объекта в зафиксированном состоянии.
Вторая пара SWOT-анализа - возможности и угрозы - характеризует внешнюю среду и тенденции развития, обеспечивает "взгляд в будущее".
Такое разделение позволяет на следующем этапе провести классификацию сильных и слабых сторон, выбрав те, которые могут быть наилучшим образом реализованы с учетом имеющихся внешних возможностей и те, которые нуждаются в укреплении или перестают быть сильными с учетом внешних угроз.
В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной частью экономической стратегии. Территория муниципального образования имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность муниципального образования как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться.
Перечень основных составляющих хозяйственного климата следующий:
- развитость и качество общих услуг для бизнеса (инженерные коммуникации, доступность информации);
- доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций, мер государственной и муниципальной поддержки;
- наличие инфраструктуры поддержки бизнеса (центры и фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы);
- открытость местного бизнес-сообщества, наличие ассоциаций предпринимателей;
- доступность местных властей;
- менталитет местного населения, его отношение к работе;
- экологические ограничения на производство и градостроительство.
Ниже приводится типовой макет SWOT- анализа муниципального образования, который должен проводится# с использованием анализа социально-экономического состояния городского округа и его административных районов, муниципального района и расположенных на его территории поселений, результатов опроса руководителей муниципальных образований, предпринимателей, руководителей предприятий промышленности и сельского хозяйства, населения.
Таблица 1.2.1
SWOT - анализ муниципального образования
Факторы | Влияние фактора на социально-экономическое разви- тие муниципального образования |
|
Позитивное (сильные позиции) |
Негативное (слабые позиции) |
|
1 | 2 | 3 |
1.Качество жизни | ||
1.1. Уровень материального обеспечения | ||
Уровень доходов населения | ||
Прожиточный минимум | ||
Распределение населения по доходам | ||
Расходы населения | ||
1.2. Уровень жилищно-коммунального и культурного обеспечения |
||
Обеспеченность жильем | ||
Обеспеченность населения жилищно-коммунальными и бытовыми услугами |
||
Обеспеченность населения объектами культуры и отдыха |
||
1.3.Уровень социального обеспечения | ||
Уровень пенсионного обеспечения | ||
Обеспеченность домами престарелых | ||
1.4. Уровень образования | ||
Степень образованности населения | ||
1.5. Уровень охраны здоровья | ||
Продолжительность жизни | ||
Рождаемость | ||
Уровень детской смертности | ||
Обеспеченность медперсоналом | ||
Обеспеченность больничными койками | ||
Обеспеченность санаторно-курортными учреждениями |
||
Обеспеченность лекарствами | ||
Обеспеченность спортивно-оздоровительными сооружениями |
||
1.6. Уровень личной безопасности | ||
Уровень преступности | ||
Уровень раскрываемости преступлений | ||
1.7. Уровень экологической безопасности |
||
Уровень ПДК вредных веществ в воздухе, почве, водоемах |
||
2.Экономико-географическое положение | ||
Географическое положение | ||
Близость к источникам сбыта и снабжения |
||
Близость к сырьевым и энергетическим ресурсам |
||
Наличие и значимость транспортных артерий (автомобильных, железнодорожных, воздушных) |
||
3. Исторический и природный потенциал | ||
Природные ресурсы | ||
Народные промыслы | ||
Исторические места и туристические маршруты, места отдыха |
||
Земельные ресурсы | ||
Рекреационные ресурсы | ||
4. Население и трудовые ресурсы, всего | ||
в том числе: - городское; - сельское. |
||
Структура населения по возрасту | ||
Структура населения по полу: - мужчины; - женщины. |
||
Структура населения по образованию и квалификации |
||
Уровень занятости населения | ||
Безработица, ее структура | ||
Трудовой потенциал | ||
5.Экономический потенциал | ||
5.1.Производственный потенциал: | ||
Промышленное производство | ||
Стройиндустрия | ||
Переработка сельхозпродукции | ||
5.2.Сельскохозяйственный потенциал | ||
Финансовое положение сельхозпредприятий |
||
Материальная база сельхозпредприятий | ||
Плодородие и состояние почв | ||
Система ведения сельского хозяйства | ||
Собственность | ||
Интеграция | ||
Продуктовые приоритеты | ||
Рынок сельхозпродукции | ||
Животноводство | ||
Растениеводство | ||
Личные подсобные хозяйства | ||
Земельный потенциал | ||
5.3.Научный и образовательный потенциал |
||
Научные учреждения | ||
Инновационные процессы | ||
Высокие технологии | ||
Информационно-консультационная деятельность |
||
Подготовка рабочих кадров | ||
Подготовка специалистов | ||
Подготовка управленческих кадров | ||
Научное обеспечение производства | ||
5.4. Торговый потенциал | ||
5.5. Строительство | ||
Сельскохозяйственное строительство | ||
Жилищное строительство | ||
Дорожное строительство | ||
Промышленное строительство | ||
Возможность размещения новых объектов: - жилья |
||
- производства | ||
6. Инвестиционный потенциал | ||
Наличие и направленность инвестиционных проектов |
||
Финансовое обеспечение инвестиций | ||
Степень готовности администрации, населения к нововведениям, преобразованиям |
||
7. Инженерная, транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры |
||
Объекты инженерной инфраструктуры: - водопроводные сети; - канализационные сети; - очистные сооружения; - газопроводы высокого давления; - газовые сети низкого давления. |
||
Транспортные артерии | ||
Пассажирский транспорт | ||
Связь и телекоммуникации | ||
8. Бюджетный потенциал | ||
9.Социальная инфраструктура | ||
10. Социально-политическая готовность населения к социальному реформированию |
||
11. Управление муниципальным образованием |
||
Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления |
||
Организационная структура органов местного самоуправления |
||
Механизм управления развитием муниципального образования |
Таблица 1.2.2
Благоприятные и неблагоприятные перспективы развития
муниципального образования
Факторы | Благоприятные возможности |
Неблагоприятные возможности (угрозы) |
1 | 2 | 3 |
1. Демографические процессы | ||
2. Экономика | ||
3. Коммуникации и туризм | ||
4. Региональные и интернациональные контакты, туризм |
||
5. Местное самоуправление - законодательные решения |
||
6.Социальная политика в России, области, районе |
||
7. Экономическая политика в России, области, районе |
||
8. Политика реформирования жилищно-коммунальной сферы в России, области, районе |
||
9. Развитие современных отраслей, технологий в России, области, районе |
Анализ стартовых условий и оценка исходного социально-экономической# состояния муниципального образования позволяют выделить следующие его конкурентные преимущества:
1.С позиций исторического развития.
2. С позиций географического положения и природных условий.
3. С позиций демографического потенциала и рынка труда.
4. С позиций экологической обстановки.
5. С позиций развития инженерной инфраструктуры и обеспеченности жильем.
6. С позиций производственного потенциала.
7. С позиций хозяйственного и инвестиционного климата.
1.3. Потенциал и направления развития муниципального образования
Анализ социально-экономического положения муниципального образования, потенциал и направления его развития, а также учет его конкурентных преимуществ; мнения и пожеланий населения позволяют определить миссию муниципального образования, например:
"___________район - Житница и Здравница Воронежской области"
Путями достижения миссии муниципального образования могут стать следующие стратегические направления:
1. Определение приоритетных товаров, обеспечивающих наибольшее потенциальное конкурентное преимущество муниципального образования на внутриобластных и межрегиональных рынках и приток финансовых ресурсов в обеспечение устойчивого развития базовых отраслей экономики, нацеленных на производство этих товаров.
2.Реформирование местного самоуправления, становление и развитие гражданского самосознания и принципов построения гражданского общества. Расширение участия граждан в решении вопросов, связанных с местным самоуправлением, формирование в общественном сознании жителей принципов толерантности, патриотизма, нетерпимости к национализму и экстремизму.
Для реализации стратегических направлений развития муниципального образования должен быть оценен его потенциал:
- налоговый - с учетом политики Правительства РФ по реформированию местного самоуправления, а именно внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации по закреплению за муниципальными образованиями определенных видов налогов, таких как, налог на доходы и имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу;
- инвестиционный - с учетом выявления точек роста экономики, формирования интегрированных структур, содействия привлечению инвестиций и размещению эффективных производств, созданию кредитных потребительских кооперативов, оказания помощи в сбыте продукции;
- кадровый - с учетом содействия в подготовке кадров по дефицитным специальностям, закрепления их в сельской местности, повышения уровня их доходов;
- природный - с учетом наличия полезных ископаемых, земель, лесов, водных и иных природных ресурсов.
Выявление основных проблем, оценка сильных и слабых сторон, потенциала и направлений развития муниципального образования - городского округа и его административных районов, муниципального района и расположенных на его территории поселений, создает объективную основу для системного построения целей и задач программы, позволяет распределить их по этапам реализации.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Формируемые цели и задачи программы должны соответствовать целям и задачам, определенным Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы), Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2006 годы, положениям и критериям Федерального закона от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" о реформировании территориальных, организационных и финансово-экономических основ местного самоуправления.
Определение целей и задач программы является основополагающим этапом разработки программы, определяющим ее реалистичность и достижимость. Завышенность целей и задач чревата неверным выводом об отсутствии ресурсов для их достижения, а, значит, о нецелесообразности предпринимать какие либо усилия в данном направлении. Если же целевые установки недостаточно масштабны, возможен не менее ложный вывод о том, что задачи не актуальны, лишены остроты и не требуют разработки комплексной программы.
Различают общие цели развития муниципального образования и конкретные задачи достижения поставленных целей. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития муниципального образования: городского округа и муниципального района и расположенных на его территории поселений, и на определенные моменты времени, быть четкими, относительно краткими, доведенными до конкретных цифр конечной перспективы. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администраций муниципальных образований, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цифры должны вытекать из анализа качества жизни населения муниципального образования.
Примерами достижения целей, сформулированных в общих и расплывчатых терминах, могут служить: улучшение климата для бизнеса; уменьшение безработицы; повышение экономического благосостояния жителей. Понятно, что все эти излишне общие цели неэффективны для планирования экономического развития муниципального образования.
Более продуктивна формулировка целей, представленная следующим образом:
Основной целью программы является создание условий для формирования эффективной экономики, способной обеспечить последовательное повышение уровня и качества жизни населения на основе воспроизводства и модернизации промышленного и аграрного потенциалов, развития социальной сферы и инфраструктуры муниципального образования.
Общие цели трансформируются в более конкретные, которые дают подробные количественные ориентиры и соответствующие критерии, позволяющие контролировать социально-экономическое развитие муниципального образования: городского округа и его административных районов, муниципального района и расположенных на его территории поселений, например:
- удвоить долю занятых в производстве, сельском хозяйстве и отраслях АПК;
- увеличить долю занятых в сфере услуг, доведя до показателей занятых в производстве;
- увеличить на 50% число малых предприятий;
- создать не менее 50 новых предприятий.
Учет интересов населения является наиболее важным и значимым в определении стратегических целей и задач. Именно социальное благополучие населения, обеспечение его интересов являются целью деятельности органов местного самоуправления. Выделение этих интересов и ориентиров весьма сложный процесс, поскольку население муниципального образования неоднородно и группируется по различным признакам. Важным представляется социальное самочувствие различных слоев общества, так как вопросы социальной защиты населения и услуги в данной области занимают примерно две трети расходных полномочий органов местного самоуправления.
Типовыми задачами для большинства программ могут быть:
1.Нормативно-правовые преобразования:
- территориальная организация местного самоуправления (установление и закрепление границ муниципальных образований - городского округа, муниципального района, городских и сельских поселений, расположенных на территории муниципального района, приведение Уставов, иных нормативных правовых актов местного самоуправления в соответствие с действующим законодательством, перепрофилирование муниципального имущества, разграничение и закрепление имущества за городским округом, муниципальным районом, поселением);
- создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
- формирование условий для государственной (областной), муниципальной поддержки инвестиционной деятельности, повышение ее эффективности;
- упорядочение деятельности регулирующих, контрольно-ревизионных организаций, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
2.Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:
- формирование инвестопроводящей системы (центров поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, учебно-консультационных, информационных и маркетинговых центров, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов);
- упрощение процедуры получения разрешительной и правоустанавливающей документации (введение принципа "одного окна");
- создание условий для развития малых и средних предприятий;
- введение свободного оборота земель, муниципальной недвижимости.
3.Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:
- развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения, формирование и развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений, ФАПов;
- проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями (туберкулез, наркомания, др.);
- развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования, создание эффективной системы обучения в школах работе с современными информационными технологиями;
- развитие и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта;
- развитие сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детей-сирот;
- создание условий для закрепления специалистов (строительство жилых домов, целевая подготовка специалистов).
4. Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций:
- выявление и постоянный мониторинг зон кризисного экологического состояния;
- оценка экологического состояния территории и негативных факторов влияния на здоровье населения;
- организация захоронения и переработки бытовых и промышленных отходов.
5. Реформирование промышленности для повышения ее эффективности:
- техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий глубокой переработки сырья;
- реформирование убыточных организаций, организаций-банкротов;
- привлечение эффективных инвесторов.
6. Развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса:
- лизинг сельхозтехники и транспортных средств;
- ремонт и сервисное обслуживание сельскохозяйственной техники;
- транспортировка, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции,
- упаковка и расфасовка готовой продукции;
- организация производства товаров, конкурентоспособных на внутриобластном, межрегиональном и мировом рынках.
7. Развитие кооперации и агропромышленной интеграции, формирование современной инфраструктуры продовольственных и аграрных рынков.
8. Развитие товарного приусадебного, фермерского хозяйства, обеспечивающих увеличение доходов населения.
9. Возрождение народных промыслов, характерных для данной местности.
10. Организация производства нетрадиционных товаров (бальзамы, лекарственные чаи, напитки и т.д.) по рецептам, создаваемым местными разработчиками на базе использования местного сырья.
11.Развитие транспортной инфраструктуры как основного связующего звена в межрегиональных связях.
12.Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
13.Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
Реализацию программы целесообразно осуществлять поэтапно, при этом этапы реализации программы должны определяться местными условиями муниципального образования, поставленными целями и задачами, характером выполнения мероприятий программы.
На первом этапе должны быть реализованы мероприятия, направленные на реформирование местного самоуправления, а также же мероприятия, необходимые для решения первоочередных задач в социальной и экономической сфере:
- завершение ранее начатого строительства и реконструкция социальных объектов;
- развитие инженерной инфраструктуры муниципального образования и его поселений (газификация населенных пунктов, перевод на газ котельных социальных объектов, реформирование системы ЖКХ);
- формирование условий для закрепления кадров на селе, развития кадрового потенциала;
- формирование условий для участия в федеральных и областных целевых программах, софинансирования некоммерческих (социальных) мероприятий программы за счет средств федерального и областного бюджетов;
- формирование условий для привлечения инвестиций в экономику города, района, повышение эффективности государственной (областной) и муниципальной поддержки реализации инвестиционных проектов.
На втором этапе должны быть реализованы мероприятия, направленные на повышение эффективности использования муниципальной собственности, формирование экономики, способной обеспечить выполнение вопросов местного значения городского округа, муниципального района, поселений, расположенных на территории муниципального района, значительного повышения уровня жизни и доходов населения муниципального образования.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических, других) мероприятий, описываемых согласно формам, представленным в приложении к главе 3. Выполнение конкретных мероприятий обеспечивает осуществление программы в целом.
Все программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с целями и задачами программы, определенными на основе SWOT- анализа, потенциала и направлений развития муниципального образования.
Типовыми мероприятиями могут быть:
В экономической сфере:
- повышение эффективности использования муниципальной собственности (продажа и аренда помещений, земель городов и поселков, земель сельскохозяйственного назначения и др.);
- повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий;
- реализация высокоэффективных инвестиционных проектов в реальном секторе экономики;
-содействие развитию малого бизнеса, формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства - создание кредитных потребительских кооперативов, муниципальных центров и фондов поддержки предпринимательства, сбытовых центров и т.д.;
- развитие сферы услуг - транспортных, услуг связи, строительства, торговли, здравоохранения, культуры, образования, отдыха.
В сфере развития социальной инфраструктуры:
- мероприятия по развитию социальной инфраструктуры должны быть сгруппированы по разделам: социальная защита населения, здравоохранение, образование, развитие культуры и сохранение культурного наследия, развитие физической культуры, спорта и туризма и включать строительство новых объектов, реконструкцию существующих, укрепление и модернизацию материально-технической базы и т.д.
В сфере развития инфраструктуры муниципального образования:
- строительство газопроводов высокого давления, разводящих газовых сетей, перевод котельных на газообразное топливо;
- строительство и реконструкция систем водоснабжения, водоочистки;
- реформирование жилищно-коммунального комплекса - изменение системы отношений в сфере управления жилищным фондом (создание ТСЖ, кондоминимумов и иных организаций) и потребления коммунальных услуг (установка приборов учета), реформирование производственных отраслей коммунального комплекса (техническое перевооружение и модернизация объектов ЖКХ), переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство жилья для молодых семей, закрепления кадров на селе, формирование и развитие ипотечного жилищного кредитования;
- развитие транспортной инфраструктуры - строительство и реконструкция областных, городских, межселенных и внутрипоселковых дорог;
Каждое мероприятие должно характеризоваться:
- целью;
- конкретным планом действий по реализации мероприятия;
- планируемым физическим объемом производства (для инвестиционных проектов);
- объемом и источниками финансирования;
- показателями эффективности: значением чистой прибыли, платежей в бюджеты всех уровней, сроком окупаемости, числом сохраненных и вновь созданных рабочих мест, социальным эффектом;
- результатами реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения, улучшения межрегиональных связей, экспортно-импортной составляющей и т.д.
Перечень программных мероприятий с содержанием и результатами их реализации приводится в приложении 4 к типовому макету программы "Программные мероприятия". Показатели эффективности - в приложении 5 "Эффективность программных мероприятий". Значения объемов и источников финансирования с разбивкой по годам реализации - в приложении 6 "Объемы и источники финансирования".
4. Механизм реализации программы
В главе должно содержаться описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы.
Необходимо отметить базовый принцип, определяющий построение механизма реализации программы - принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов, различных форм собственности, субъектов управления, населения, участвующих в реализации программы.
Выступая в качестве субъекта хозяйственных отношений, органы местного самоуправления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата муниципального образования. Деятельность органов местного самоуправления по реализации программы заключается не в прямом участии в работе отдельных предприятий (что нарушает принцип равных конкурентных условий), а в создании благоприятных условий для их деятельности: свобода и доступность экономической инициативы; добросовестная конкуренция; снижение барьеров входа на товарные рынки.
Важно в рамках механизма реализации программы предусмотреть формирование зон инвестиционного развития, способствующих росту экономической активности муниципального образования. При инициировании инвестиционных проектов, ориентированных на развитие территорий и муниципального хозяйства, необходимо увязать потребности капитальных вложений в муниципальное хозяйство с возможностями окупить эти затраты, упорядочив их в рамках проектов развития отдельных территорий, увеличить отдачу на единицу вложений бюджетных средств. Поэтому должны быть определены территории муниципального образования, бюджетные инвестиции в развитие которых наиболее перспективны - зоны инвестиционного развития.
Другой составляющей механизма реализации программы является формирование нормативно-правовой базы, необходимой для достижения поставленных целей, реализации задач программы (Приложение 7).
В соответствии с действующим федеральным и областным законодательством возможно софинансирование мероприятий программы за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках действующих федеральных и областных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы, лимитов министерств и ведомств.
Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации нормативных и экономических преобразований в муниципальном образовании будет являться одним из критериев при рассмотрении вопроса о софинансировании программных мероприятий за счет средств областного бюджета, предусматриваемых ежегодно законом Воронежской области "Об областном бюджете" на очередной финансовый год.
5. Ресурсное обеспечение программы
В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, направления и виды расходования средств (субсидии, в том числе по кредитам коммерческих банков, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов, кредиты, гарантии, страхование и др.), сроки их выделения.
Поскольку наиболее характерными для программного подхода являются расходы на капитальные вложения, для анализа программы в обязательном порядке должно быть представлено конкретное соотношение капитальных вложений и прочих расходов в соответствии с таблицей 5.1.
Распределение объемов финансирования программных мероприятий по источникам и годам реализации программы должны быть представлены в виде таблицы 5.2.
В качестве финансовых источников могут быть:
- средства федерального бюджета;
- средства областного бюджета;
- средства муниципального бюджета;
- собственные источники финансирования заявителя инвестиционного проекта и некоммерческого мероприятия. В качестве данного источника могут выступать: нераспределенная прибыль, амортизация, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта; имущество, не стоящее на балансе заявителя проекта;
- кредиты коммерческих банков;
- другие внебюджетные источники финансирования.
Обязательными источниками финансирования из выше перечисленных# выступают средства муниципального бюджета, а также внебюджетные источники.
Мероприятия программы, претендующие на софинансирование за счет средств федерального и областного бюджетов, отражаются в приложении 8 к типовому макету программы - "Мероприятия, предлагаемые для софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов".
Для анализа объемов и источников финансирования во временном и отраслевом разрезе необходимо представить программные мероприятия, сгруппировав их по разделам программы в соответствии с графиком их выполнения (таблица 5.3).
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации программы, должны быть представлены качественные, а также количественные результаты ее выполнения.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения муниципального образования в результате реализации программных мероприятий должны быть следующие показатели:
1. Увеличение числа созданных и количества сохраненных рабочих мест, в целом по муниципальному образованию и в разрезе отраслей экономики, изменения в структуре рабочих мест.
2. Улучшение жилищных и бытовых условий населения, расширение числа предприятий сферы обслуживания.
3. Улучшение медицинского обслуживания населения.
4. Улучшение надежности и качества снабжения населения и предприятий, расположенных на территории муниципального образования, водой, теплом, энергией, коммунальными услугами.
5. Улучшение экологической обстановки и окружающей среды.
6. Улучшение транспортной инфраструктуры (увеличение пропускной способности транспортных магистралей, снижение аварийности).
7. Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования.
8. Увеличение количества малых и средних предприятий и объемов их производства (услуг).
9. Изменение показателя бюджетной обеспеченности муниципального образования в динамике.
10.Увеличение объема промышленного производства в отраслевом разрезе.
11. Увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции.
12.Увеличение бюджетной эффективности в целом и по уровням бюджетной системы.
В качестве универсального способа оценки социальной эффективности можно использовать степень приближения к существующим нормам и стандартам социальной обеспеченности в результате реализации программы.
Экономическая эффективность программы складывается из эффективности использования бюджетных средств, муниципальной собственности, иных ресурсов и привлечения частных инвесторов.
Оценка экономической эффективности должна проводиться с учетом таких показателей, как мультипликатор привлечения частных инвестиций (соотношение объема привлеченных частных капитальных вложений на единицу вложений муниципального бюджета) и доли средств, выделяемых на реализацию проекта, которые расходуются на приобретение технологий, материалов, сырья, производимых предприятиями, расположенными на территории муниципального образования.
Для оценки эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы должны быть использованы формы таблиц к главе 6 приложение 5 "Эффективность программных мероприятий" к типовому макету программы.
Необходимо оценить влияние реализуемых в рамках программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в муниципальном образовании.
7. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Формы и методы управления реализацией программы экономического и социального развития муниципального образования определяются заказчиком программы - администрацией города, района.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик программы.
В программе необходимо предусмотреть механизм взаимодействия заказчика программы с органами законодательной и исполнительной власти Воронежской области, исполнительными органами поселений муниципального района и районов городского округа.
К основным функциям заказчика программы относятся:
- подготовка проекта программы, его согласование с заинтересованными органами местного самоуправления, структурными подразделениями администрации Воронежской области, представление на утверждение представительным органам местного самоуправления в установленном порядке;
- координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
- непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования, формирование социальной и инженерной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также работ в области районной, областной и межрегиональной кооперации и реализации мероприятий федеральных и областных целевых программ на территории муниципального образования;
- подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений в представительные органы местного самоуправления по корректировке программы и администрацию Воронежской области по мероприятиям программы, претендующим на софинансирование из федерального и областного бюджетов.
(1) Цены в таблицах - года утверждения программы.
(2) Заполняется отдельно по каждой из отраслей, доля которой в структуре промышленного производства составляет не менее 5%.
(3) Указываются основные виды продукции, производящиеся данной отраслью на территории региона.
(4) Заполняется отдельно по растениеводству и животноводству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.