Трехстороннее соглашение между
администрацией Воронежской области, объединениями профсоюзов,
объединениями работодателей на 2005-2006 годы
Настоящее соглашение утратило силу в связи с заключением нового соглашения
Администрация Воронежской области, именуемая в дальнейшем "Администрация", в лице главы администрации области Кулакова В.Г., с одной стороны, Воронежский областной совет профсоюзов, именуемый в дальнейшем "Профсоюзы", в лице председателя Овчинникова А.В., с другой стороны, и объединения работодателей, именуемые в дальнейшем "Работодатели", в лице генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия "Воронежский научно-исследовательский институт связи", заместителя председателя Объединения работодателей "Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области" Борисова В.И., председателя Воронежского областного агропромышленного союза товаропроизводителей (работодателей) Паневина Г.Ф., с третьей стороны, заключили настоящее областное трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений в 2005-2006 годах и совместные действия по их осуществлению.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также общероссийскими отраслевыми соглашениями.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Соглашению или решений областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона, либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную федеральным и областным законодательством.
Стороны содействуют заключению отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях различных форм собственности и обязуются оказывать коллективам всестороннее содействие. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года и действует до заключения нового.
Стороны принимают на себя нижеследующие обязательства:
I. В области экономики и стимулирования производства
Администрация
1.1. Принимает меры по созданию условий для проведения единой экономической политики, координирует деятельность предприятий различных форм собственности на основе программно-целевых методов управления на региональном уровне и концентрирует финансовые средства на ключевых направлениях реализации "Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 гг.", программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 гг.", других областных целевых программ в 2005-2006 годах.
1.2. Формирует заявки на участие в федеральных целевых программах, способствующих улучшению условий труда работников, снижению уровня безработицы, привлечению дополнительных инвестиций в область, поддержке региональных производителей.
1.3. Вносит предложения в областную Думу по оптимизации применения налогового законодательства в целях создания благоприятных условий для развития местного товаропроизводства и предпринимательства, особенно в сельском хозяйстве, усиления регулирующего воздействия кредитно-финансовой политики.
1.4. Проводит работу по улучшению ситуации во взаиморасчетах хозяйствующих субъектов, ликвидации неплатежей, погашению задолженности бюджетов всех уровней перед организациями, расположенными на территории области.
1.5. Способствует созданию вертикально интегрированных структур, имеющих федеральный и региональный статус, формированию научно-производственных комплексов, средних и малых предприятий во всех сферах экономики.
1.6. Создает условия для развития инновационной и инвестиционной деятельности, поиска эффективного собственника в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышения эффективности работы организаций, в том числе за счет ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, сертификации продукции и внедрения международных стандартов и систем управления качеством, расширения производственной кооперации, субконтрактации, маркетинговой деятельности.
1.7. Совершенствует механизм размещения государственного и муниципального заказов, кредитов и программ на взаимовыгодных условиях, с увеличением доли поставок продукции местными товаропроизводителями. Содействует привлечению в экономику области отечественных и иностранных инвестиций.
1.8. Осуществляет меры по предотвращению сокращения объемов производства и услуг в отраслях хозяйственного комплекса области, готовит предложения по осуществлению реструктуризации, финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий.
1.9. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, укрепления материально-технической базы и развития инфраструктуры села. Предусматривает в областном бюджете средства на строительство и ремонт дорог, газификацию сельских населенных пунктов.
1.10. Организует работу по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров на основе усиления мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения. Изучает и распространяет имеющийся передовой опыт в области организации труда, производства, управления персоналом.
1.11. Способствует увеличению на предприятиях оборонно-промышленного комплекса области объемов государственного оборонного заказа и взаимному выполнению договорных условий заказчиков и исполнителей ГОЗ.
1.12. Ежегодно представляет сторонам Соглашения отчет об исполнении областного бюджета и проект бюджета на следующий год в соответствии с формами учета и отчетности.
Работодатели
1.13. Принимают меры по оптимизации производственных мощностей, выпуску конкурентоспособной продукции и сохранению рабочих мест. Разрабатывают и реализуют планы (программы) экономического и социального развития промышленных предприятий на 2005-2006 годы, предусматривающие рост объемов выпускаемой продукции и услуг не менее 7-8 процентов в год и удвоение объемов ВВП к 2010 году.
1.14. Обеспечивают сохранение производственных мощностей, товарного производства, нормализуют процесс их качественного обновления за счет своевременного перепрофилирования производства с учетом требований рынка, активизации инвестиций. Не допускают банкротства предприятий.
1.15. Ставят в известность профсоюзные комитеты о разрабатываемых мероприятиях по реструктуризации и технологическому перевооружению предприятий на выпуск новой продукции.
1.16. Создают условия для профессионального роста работников. Обеспечивают реализацию внутрипроизводственных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Предусматривают на развитие персонала обязательные отчисления в размере не менее 1,5 процента от фонда оплаты труда.
1.17. Проводят инвентаризацию интеллектуальной собственности, составляют мероприятия по патентованию изобретений, промышленных образцов, товарных знаков. Содействуют развитию изобретательства и рационализаторства.
Работодатели совместно с профсоюзами
1.18. Определяют и реализуют меры по стабилизации и увеличению производства и качества товаров, услуг, промышленной и сельскохозяйственной продукции, пользующейся спросом.
1.19. Организуют на предприятиях систему обучения работников по правовым и экономическим вопросам.
1.20. Предусматривают в коллективных договорах разделы по профессиональному развитию персонала на производстве.
1.21. Предусматривают в коллективных договорах положения о развитии инновационной деятельности, о социальной защите работников, участвующих в рационализаторской и изобретательской деятельности на предприятиях.
Администрация совместно с работодателями
1.22. Принимают меры по выполнению соглашений о сотрудничестве по развитию экономики области, предусматривающих взаимовыгодное партнерство в развитии производственного потенциала, реализации государственной региональной политики по поддержке промышленности региона в целях повышения конкурентоспособности и эффективности работы промышленных организаций, развития их социальной инфраструктуры.
Профсоюзы
1.23. Направляют усилия на повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, укрепление дисциплины труда, организованности и порядка.
1.24. Вносят предложения в областную Думу и администрацию области о выделении инвестиций, льготных кредитов из временно свободных бюджетных средств, предоставлении налоговых льгот, льготных тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги отдельным организациям в части платежей в областной бюджет для организации производства социально значимых товаров и оказания услуг населению.
1.25. Сотрудничают с работодателями в решении задач профессионального развития персонала на производстве. Защищают права работников при повышении квалификации, подготовке и переподготовке кадров по новым профессиям и специальностям.
1.26. Совместно с работодателями организуют экономическое соревнование в отраслях и на предприятиях.
II. В сфере занятости населения
Администрация
2.1. Вносит предложения в областную Думу о налоговом стимулировании работодателей, создающих новые рабочие места на территории области.
2.2. Разрабатывает и реализует программы развития малого бизнеса, самозанятости и сферы услуг, направленные на создание рабочих мест, прежде всего в районах с их острой нехваткой. Не допускает превышения уровня общей безработицы 8,5 процента от численности экономически активного населения области.
2.3. Контролирует наличие в программах, направленных на социально-экономическое развитие области, разделов по их кадровому обеспечению и влиянию на занятость населения.
2.4. Осуществляет регулирование внутрирегиональной миграции рабочей силы.
2.5. Ежеквартально представляет профсоюзам и работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о выполнении программы содействия занятости населения области.
Администрация совместно с Департаментом федеральной государственной
службы занятости населения по Воронежской области
2.6. Разрабатывает и реализует программу содействия занятости населения, направленную на сдерживание безработицы.
2.7. Организует деятельность по квотированию рабочих мест на предприятиях всех форм собственности для приема на работу по направлениям службы занятости населения выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей).
2.8. Вносит в областную Думу предложения о механизме установления квоты для занятости инвалидов, а также размере и порядке внесения работодателями обязательной платы за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с действующим законодательством.
2.9. Для повышения информированности населения осуществляет ежемесячную публикацию в газетах "Коммуна", "Молодой коммунар", "Воронежская неделя", "Воронежский курьер", "Трудинформ" сведений о положении на рынке труда области.
2.10. Организует проверку полноты и своевременности представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакансий.
2.11. Исходя из потребности экономики области разрабатывает и реализует программу общественных работ для обеспечения временной занятости и материальной поддержки безработных в период поиска постоянного рабочего места.
2.12. Организует работу по дополнительному привлечению средств областного и местных бюджетов на финансирование активных направлений политики занятости.
2.13. Участвует в софинансировании федеральных целевых программ, способствующих развитию производства, созданию новых рабочих мест.
2.14. Осуществляет переподготовку специалистов учреждений бюджетной сферы при проведении мероприятий по их реформированию.
2.15. В случае угрозы массовой безработицы на основе взаимных консультаций разрабатывает программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.
Работодатели
2.16. В обязательном порядке включают в коллективные договоры мероприятия по:
- переподготовке высвобождаемых работников за счет средств предприятий конкурентоспособным на рынке труда профессиям;
- предоставлению предупрежденным о предстоящем сокращении работникам возможности для поиска нового места работы (при наличии его просьбы) в течение одного дня в неделю или нескольких часов в день с сохранением заработной платы;
- обеспечению женщинам, прервавшим свою трудовую деятельность на срок более одного года в связи с беременностью, родами, уходом за детьми, правом на преимущественное обучение по программам повышения квалификации и получение другой специальности (профессии);
- использованию естественного сокращения рабочих мест (ликвидация вакансий, увольнение совместителей, прекращение приема работников и т.п.).
2.17. В случае предполагаемого массового сокращения работников информируют профсоюзы, органы по труду и службу занятости не менее чем за три месяца и разрабатывают совместные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
2.18. Обеспечивают высвобождаемым работникам предприятий-банкротов преимущественное право трудоустройства не менее чем на 70 процентов рабочих мест, вновь образуемых на базе имущества ликвидируемых организаций.
2.19. Представляют в службу занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей не позднее двух дней после их появления.
2.20. Предоставляют льготы и компенсации работникам, попадающим под сокращение, сверх установленных законодательством социальных гарантий в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
Профсоюзы
2.21. Предоставляют бесплатную правовую и консультационную помощь профсоюзным комитетам и членам профсоюзов в вопросах занятости.
2.22. С целью совершенствования правовой и нормативной базы по вопросам занятости анализируют заявления и обращения граждан, при необходимости входят с предложениями в соответствующие органы по внесению в них изменений. Разрабатывают и представляют в администрацию области предложения по решению вопросов содействия занятости населения.
2.23. Добиваются заключения в организациях коллективных договоров, предусматривающих разделы по занятости и направленные на предупреждение безработицы.
Работодатели совместно с профсоюзами
2.24. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников.
Стороны совместно
2.25. Руководствуются следующими критериями массового высвобождения работающих:
- увольнение 10 человек в течение 30 дней при численности занятых от 20 до 100 человек;
- увольнение 5 процентов работающих в течение 30 дней при численности занятых от 100 до 500 человек;
- увольнение 10 процентов работающих в течение 60 дней при численности занятых свыше 500 человек.
Конкретные критерии массового высвобождения работающих определяются на каждом предприятии и отражаются в коллективном договоре.
2.26. Организуют рабочие места для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу на территории области, обеспечивают их социальную защиту.
2.27. Обеспечивают эффективную работу координационных комитетов содействия занятости населения в городах и районах области.
2.28. Способствуют повышению престижности массовых профессий, организуют соответствующие профориентационные мероприятия, областные конкурсы профессионального мастерства, направляют победителей для участия в окружных конкурсах в Центральном федеральном округе.
III. В сфере доходов и оплаты труда
Администрация
3.1. Обеспечивает своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым за счет областного бюджета. Осуществляет контроль за выплатой заработной платы из бюджетов всех уровней.
3.2. Принимает меры по повышению заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджета области. Сохраняет действующие доплаты и надбавки.
3.3. Рекомендует предусматривать в бюджетах городов и районов области повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в размерах не ниже, чем предусмотрено в областном бюджете.
3.4. По мере необходимости информирует областную трехстороннюю комиссию о состоянии финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальных и пассажирских автотранспортных предприятий, обслуживающих городские и пригородные маршруты.
3.5. Разрабатывает и вводит механизм поддержки предприятий и организаций области, обеспечивающих устойчивый рост заработной платы работников.
3.6. Проводит мониторинг заработной платы по отраслям экономики и бюджетной сферы, принимает конкретные меры в случаях ее задержки или невыплаты, стимулирует рост заработной платы в экономической сфере.
3.7. Осуществляет контроль за обеспечением государственных социальных гарантий в области оплаты труда в организациях всех форм собственности.
Работодатели
3.8. Обеспечивают в 2005-2006 годах ежегодные темпы роста заработной платы в организациях не ниже сложившегося темпа роста в 2004 году.
3.9. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам при полном рабочем дне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного жителя области, установленного постановлением администрации Воронежской области.
3.10. Обеспечивают долю оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в заработной плате работника не менее двух третей от общего ее размера.
3.11. Включают в коллективные договоры порядок ежеквартальной индексации размера заработной платы работников на индекс роста потребительских цен, определяемый комитетом государственной статистики.
3.12. Извещают работников об изменении системы премирования и размеров оплаты труда, разрядов и наименований должностей, связанных с изменением организационных или технологических условий труда, а также сменой собственника, не позднее чем за два месяца, если другие сроки не предусмотрены в коллективном договоре.
3.13. В случае приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы оплату работникам за этот период производят как за простой по вине работодателя. В коллективные договоры включают положения о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы и оплате его в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
3.14. Выплачивают заработную плату работникам в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, коллективными договорами и перечисляют налоги в сроки, установленные налоговым законодательством.
3.15. Обеспечивают первоочередность выдачи начисленной заработной платы перед остальными платежами (в том числе и в случаях реорганизации или ликвидации учреждения) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию и налогу на доходы физических лиц.
3.16. При нарушении сроков выплаты заработной платы выплачивают задолженность с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, а также проводят индексацию задержанных сумм.
3.17. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами дополнительные компенсации работникам, занятым на участках с вредными и опасными условиями труда, за работу в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу в размерах с учетом мнения профсоюзного органа, но не ниже размеров, установленных законодательством.
3.18. Не допускают нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы.
Профсоюзы
3.19. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, соблюдением законодательных и других нормативных актов по оплате труда. Добиваются от работодателей устранения нарушений трудового законодательства по оплате труда.
3.20. Рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, отчислений в государственные внебюджетные фонды и ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства.
Работодатели совместно с профсоюзами
3.21. Предусматривают в коллективных договорах:
- гарантированный отраслевыми тарифными соглашениями минимум оплаты труда;
- проведение независимых экспертиз, организуемых профсоюзными комитетами с целью выявления и устранения причин, вызывающих несвоевременную выплату заработной платы;
- сроки погашения имеющейся задолженности по заработной плате;
- индексацию начисленных сумм на индекс роста потребительских цен в случае задержки по вине работодателя выдачи заработной платы и иных выплат;
- меры по восстановлению стимулирующей роли заработной платы и повышению ее удельного веса в себестоимости продукции.
Стороны совместно
3.22. Руководствуясь областным Законом "О регулировании оплаты труда в Воронежской области", рекомендуют использовать его при формировании и заключении территориальных, отраслевых соглашений, коллективных договоров.
3.23. При заключении коллективных договоров и соглашений исходят из того, что соотношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых работников предприятий и заработной платы 10 процентов самых низкооплачиваемых работников не может превышать 7 раз.
3.24. Принимают меры по повышению реальной заработной платы, денежных доходов населения, снижению дифференциации доходов различных групп населения, снижению масштабов бедности, существенному уменьшению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
IV. В сфере охраны труда и экологической безопасности
Администрация
4.1. Обеспечивает на территории области реализацию государственной политики в сфере охраны труда в соответствии с областным Законом "Об охране труда в Воронежской области".
4.2. Способствует выполнению областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2004-2006 годы".
4.3. Обеспечивает охрану окружающей среды и экологическую безопасность населения, охрану и рациональное использование природных ресурсов на территории области.
4.4. Совместно с региональным отделением Фонда социального страхования РФ принимает меры по внедрению механизма экономической заинтересованности, стимулирующего работодателей создавать здоровые и безопасные условия труда.
4.5. Способствует разработке и внедрению безопасной техники и технологий, производству средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
4.6. Способствует проведению организациями аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях.
4.7. Обеспечивает координацию деятельности органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в решении вопросов охраны труда.
4.8. Оказывает содействие работодателям, осуществляющим деятельность по снижению загрязнения окружающей среды.
4.9. Участвует в экологическом воспитании, образовании и просвещении, пропаганде экологических знаний, обеспечивает население необходимой экологической информацией.
4.10. Организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей, специалистов и других категорий работников.
4.11. Не допускает ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения без соответствующего заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, государственной инспекции труда и Главного управления труда и социального развития.
4.12. Формирует общественное мнение о целесообразности соблюдения норм и правил охраны труда, санитарно-гигиенических и иных требований в процессе трудовой деятельности.
Работодатели
4.13. Составляют на основании данных аттестации рабочих мест перечни профессий и должностей с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, предоставляют и обеспечивают своевременную выплату льгот и компенсаций работающим в неблагоприятных условиях труда.
4.14. Включают в коллективные договоры меры по улучшению условий труда, быта и оздоровлению трудящихся, выполнению требований Закона Российской Федерации "Об основах охраны труда", формированию фондов по охране труда за счет собственных средств.
4.15. На всех предприятиях, независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности, с численностью работников более 10 человек, в соответствии с рекомендациями Министерства труда Российской Федерации от 12 октября 1994 года N 64 формируют комитеты (комиссии) по охране труда, обучают членов комитетов (комиссий), создают условия для их работы и для работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
4.16. На всех предприятиях, независимо от численности работающих, обеспечивают доступ представителей госорганов, профсоюзов на производство для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов трудящихся в области охраны труда, законодательных и других нормативных актов об охране труда.
4.17. Обеспечивают:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- обучение, инструктаж, проверку знаний и информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся им компенсациях;
- приобретение и выдачу сертифицированных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
- выдачу молока или других равноценных продуктов лицам, занятым во вредных условиях труда.
4.18. Принимают действенные меры по охране труда работающих женщин, несовершеннолетних, включая работающих в свободное от учебы время, их здоровья, предоставлению им льгот и гарантий.
4.19. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности на всех хозяйствующих субъектах, в особенности при транспортировке, обезвреживании и переработке промышленных и бытовых отходов.
Профсоюзы
4.20. Осуществляют контроль за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда в организациях, а в случае выявления нарушений предлагают работодателям устранить их и информируют об этом соответствующие государственные органы.
4.21. Проводят в организациях предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил и норм по охране труда и окружающей среды, участвуют в приеме производственных и служебных объектов в эксплуатацию.
4.22. Избирают на предприятиях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечивают им методическую помощь и руководство, организуют их учебу.
Стороны совместно
4.23. Обеспечивают здоровое и безопасное пребывание детей и подростков в детских оздоровительных учреждениях и других местах массового отдыха.
4.24. Проводят своевременное обследование и подготовку к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха трудящихся и детей на безопасность экологической среды.
4.25. Разрабатывают санитарно-профилактические мероприятия по созданию безопасных для человека условий труда, предупреждению травм и профессиональных заболеваний.
4.26. Ведут информирование населения, органов местного самоуправления об авариях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
V. В сфере создания необходимых социальных условий жизни населения
Администрация
5.1. В рамках полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации органам исполнительной власти регионов, осуществляет регулирование и контроль за ценами и тарифами на услуги, реализуемые населению.
5.2. Совершенствует систему медицинского обслуживания населения. Сохраняет гарантированные виды бесплатной медицинской помощи.
5.3. Не допускает закрытия, перепрофилирования и передачи коммерческим структурам медицинских учреждений, учреждений образования, культуры и социальной защиты населения, в том числе учреждений детского отдыха и оздоровления.
5.4. Принимает необходимые меры по улучшению работы общественного пассажирского транспорта в городах и районах области.
5.5. Разрабатывает и осуществляет механизм предоставления бесплатного и льготного проезда на транспорте общего пользования для лиц, пользующихся таким правом в соответствии с федеральным и областным законодательством.
5.6. Принимает меры по компенсации убытков предприятий транспорта, выполняющих пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщениях в пределах сумм, предусмотренных Законом Воронежской области "Об областном бюджете".
5.7. Принимает практические меры по социальному развитию села, направляя усилия на приближение уровня жизни сельского населения к уровню жизни городского, на развитие в сельской местности различных отраслей материального производства, сферы услуг и культуры.
5.8. Предусматривает в областном бюджете средства на приобретение топлива и коммунальные услуги для льготной категории граждан в соответствии с Законом "О ветеранах".
5.9. Оказывает содействие в развитии садоводческих товариществ.
5.10. Принимает меры по выплате ежемесячного государственного пособия гражданам, имеющим детей, и погашению образовавшейся задолженности.
5.11. Продолжает практику оказания адресной социальной поддержки населению на основе совокупного среднедушевого дохода с учетом прожиточного минимума, а также единовременной помощи в денежном и натуральном выражениях лицам, попавшим в экстремальные ситуации.
5.12. Принимает меры по обеспечению жильем работников бюджетной сферы и льготной категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
5.13. Сохраняет установленные законодательством льготы по оплате жилья и коммунальных услуг работникам образования, здравоохранения и культуры, проживающим в сельской местности.
5.14. Сохраняет систему обслуживания участников ВОВ и приравненных к ним граждан, многодетных семей и других социально уязвимых категорий продуктами питания и товарами первой необходимости через магазины "Ветеран" и "Забота".
5.15. Способствует, в период с 1 мая по 31 октября включительно, организации перевозки садоводов и огородников пригородным автомобильным и железнодорожным транспортном#, выделяя при этом дополнительные автотранспортные средства и пригородные поезда, устанавливая льготы по оплате проезда в выходные и праздничные дни для малообеспеченных слоев населения.
5.16. Обеспечивает инвалидам и другим гражданам проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами реабилитации инвалидов в учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты населения, включая обеспечение их профреабилитационными услугами, протезно-ортопедическими изделиями, спецавтотранспортом и санаторно-курортным лечением.
5.17. Ежегодно производит расчеты потребности бюджетных источников для осуществления денежной компенсации (субсидий) населению на оплату жилищно-коммунальных услуг.
5.18. Производит изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги не чаще одного раза в год, информирует социальных партнеров о готовящихся решениях за один месяц до их принятия.
5.19. Содействует передаче в муниципальную собственность жилых домов и объектов соцкультбыта предприятий всех форм собственности.
5.20. Содействует организации льготного проезда работников здравоохранения, социальных работников, выполняющих служебные функции разъездного характера, в районах и городах области.
Работодатели
5.21. Обеспечивают отчисление профсоюзам средств для проведения социально-культурной и иной работы в трудовых коллективах, в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
5.22. Не допускают закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению медицинских, образовательных, социально-бытовых и культурных объектов организаций и учреждений.
5.23. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и материальное укрепление учреждений социально-культурной сферы. Осуществляют подготовку загородных оздоровительных лагерей для организации в них отдыха детей, подростков в летний и зимний периоды, принимают участие в комплектовании лагерей кадрами.
5.24. Предусматривают в коллективных договорах предоставление работникам и членам их семей льготных путевок в дома отдыха и санатории и выделяют до трех процентов от суммы расходов на оплату труда для заключения договоров добровольного медицинского страхования работников, средства от которых используют на санаторно-курортное лечение и оказание медицинских услуг.
5.25. Обеспечивают выполнение Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
5.26. Содействуют созданию пенсионных консультативных пунктов для информирования застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов, приема заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), консультаций по вопросам пенсионного законодательства.
5.27. Представляют в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, в том числе при ликвидации предприятия, при назначении трудовых пенсий, а копии индивидуальных сведений передают каждому работнику.
5.28. Принимают меры по ведению первичных документов о специальном трудовом стаже, дающем право на льготное пенсионное обеспечение и выслугу лет.
5.29. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия - архивным органам.
5.30. Выделяют ведомственный автотранспорт в выходные и праздничные дни для садоводов и огородников, а также для перевозки работников, находящихся в вынужденных отпусках, в хозяйства, предоставляющие временные рабочие места.
5.31. Обеспечивают организацию горячего, лечебно-профилактического питания работников организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами и коллективными договорами.
5.32. Рассматривают вопросы предоставления работникам организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и кредитов на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций.
Профсоюзы
5.33. Осуществляют контроль за уплатой единого социального налога, налога на доходы физических лиц, стипендий, пенсий и пособий, а также за финансированием учреждений образования, здравоохранения, культурно-просветительных и спортивных сооружений; оперативно информируют органы исполнительной власти о фактах задержки финансирования, добиваются их устранения.
5.34. Участвуют в разработке и реализации программ отдыха и оздоровления работников организаций и членов их семей.
5.35. Оказывают помощь в организации учебы, проведении информационно-разъяснительной работы в трудовых коллективах, в том числе через профсоюзные средства массовой информации по вопросам пенсионного обеспечения работающих. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств, направленных на обеспечение пенсионных прав застрахованных лиц, своевременную уплату работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
5.36. Создают при профкомах комиссии, занимающиеся решением вопросов, связанных с пенсионным страхованием. Совместно с работодателями разрабатывают предложения по включению в коллективные договоры отдельных пунктов по выполнению Закона РФ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
5.37. Участвуют в разработке и реализации социальных программ, принимаемых администрациями области, районов, городов.
5.38. Добиваются включения в коллективные договоры конкретных мер по предоставлению дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, социально-бытовых гарантий для работающих, членов их семей, инвалидов и ветеранов труда.
5.39. Добиваются от работодателей через коллективные договоры выделения необходимых средств на поддержку работающих из многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников - пенсионеров, организацию летнего отдыха детей из малообеспеченных семей.
5.40. Обеспечивают контроль за использованием по назначению объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизированных предприятий и организаций.
5.41. Содействуют проведению оздоровительных мероприятий в организациях и учреждениях. Предоставляют членам профсоюза скидки на путевки, приобретаемые в здравницах Воронежского областного совета профсоюзов.
5.42. Содействуют организации санаторно-курортного лечения льготной категории граждан.
Работодатели совместно с профсоюзами
5.43. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы для работающих, в том числе материальную и иную помощь многодетным семьям, одиноким матерям, неработающим пенсионерам, частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях.
5.44. Выделяют средства из фондов предприятий, профбюджета для организации отдыха детей и подростков в каникулярное время.
5.45. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по аккумуляции средств организаций для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
5.46. Предоставляют льготные путевки для санаторно-курортного лечения работников организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций.
5.47. Осуществляют постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
5.48. Вносят предложения и участвуют в разработке программ социальной направленности.
Стороны совместно
5.49. Проводят согласованную политику повышения уровня жизни населения области, обеспечивают выполнение законов Российской Федерации и Воронежской области социальной направленности.
5.50. Разрабатывают меры по поддержке санаторно-курортных, спортивных и культурных учреждений области, а также учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов и других граждан.
5.51. Осуществляют контроль за рациональным использованием средств государственных внебюджетных фондов. Отстаивают вопросы сохранения объемов оказываемых ими услуг.
5.52. Вносят проекты законодательных и нормативных актов по вопросам обеспечения граждан санаторно-курортным лечением (из расчета семидесятипроцентной заполняемости здравниц, находящихся в собственности различных субъектов, расположенных на территории области) за счет средств предприятий всех форм собственности, других источников финансирования.
5.53. Рассматривают вопросы по заключению именных договоров на отчисление средств по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению работников.
VI. В сфере социальной защиты детей и молодежи
Администрация
6.1. Обеспечивает финансовую поддержку деятельности областных молодежных организаций в рамках реализации областных целевых программ в соответствии с федеральными законами "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
6.2. Реализует программы по содействию занятости молодых граждан, предоставлению им социальных услуг по профориентации, профессиональному обучению и трудоустройству на территории области.
6.3. Формирует государственный (областной) заказ на:
- трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений для организаций всех форм собственности;
- подготовку специалистов для остро нуждающихся предприятий, организаций, учреждений за счет средств областного бюджета. Рекомендует муниципальным образованиям предусматривать на эти цели средства в своих бюджетах.
6.4. Обеспечивает оказание педагогической, психологической, информационной помощи учащейся и работающей молодежи.
6.5. Содействует развитию предпринимательства, временной занятости и самозанятости в молодежной среде.
6.6. Обеспечивает государственные гарантии на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, своевременной и качественной медицинской помощи, не допускает снижения уровня социальных гарантий и льгот работающей молодежи.
6.7. Разрабатывает и вносит на рассмотрение областной Думы проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам:
- финансирования расходов на организацию отдыха и оздоровления детей, учащихся и студентов образовательных учреждений в период каникул;
- выделения средств на санаторное лечение в здравницах области студенческой молодежи и работников бюджетных организаций из числа малообеспеченных граждан;
- организации питания школьников, нуждающихся в социальной защите;
- деятельности детско-юношеских спортивных школ за счет различных источников финансирования;
- сохранения на уровне не ниже достигнутого бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные учреждения для детей, нуждающихся в социальной поддержке;
- долевого участия в финансировании культурно-массовых и спортивных мероприятий, формирующих гармоничное развитие личности;
- предоставления льгот на строительство или приобретение жилья молодым специалистам.
6.8. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок в научной, общественно-политической и социально-культурной сферах.
6.9. Решает вопросы о введении льготных тарифов на коммунальные услуги для детских оздоровительных лагерей, социально-культурных, спортивных, оздоровительных учреждений и предоставлении им налоговых льгот.
6.10. Выделяет средства для приобретения новогодних подарков детям, нуждающимся в социальной защите, а также детям работников областных бюджетных учреждений. Способствует обеспечению подарками детей работников бюджетной сферы муниципальных образований.
Работодатели
6.11. Оказывают содействие молодым специалистам в занятии научно-техническим творчеством, участии во Всероссийской конкурсной программе "Фабрика инноваций: прорыв в будущее".
6.12. Обеспечивают прием на работу выпускников профессиональных учебных заведений в пределах регионального заказа.
6.13. Обеспечивают молодому работнику самостоятельное рабочее место, соответствующее его знаниям, подготовке, требованиям условий и охраны труда, содействуют повышению квалификации, создают условия для профессионального роста и профессиональной карьеры.
6.14. Выступают гарантом при предоставлении банком долгосрочных кредитов (ссуд) молодым работникам, молодым семьям.
6.15. Производят доплату работникам в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
6.16. Устанавливают для молодых работников, поступивших на работу после окончания учебных заведений, а также прошедших профессиональное обучение на производстве пониженные нормы выработки.
Профсоюзы
6.17. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения разделов по работе с молодежью, защищают ее права и интересы на предприятиях и в организациях.
6.18. Создают молодежные комиссии, советы по работе с молодыми специалистами с целью активизации участия молодежи в повышении эффективности деятельности предприятий и организаций.
6.19. Осуществляют контроль за исполнением законодательства в сфере оплаты и охраны труда, приема и увольнения молодежи на предприятиях различных форм собственности.
Работодатели совместно с профсоюзами
6.20. Обеспечивают разработку и заключение соглашений по социально-трудовым правам молодежи в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и контролируют их выполнение.
Стороны совместно
6.21. Вносят в областную Думу проект закона области "Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Воронежской области".
6.22. Выделяют средства на оплату путевок в санаторно-курортные учреждения, детские оздоровительные лагеря для детей сирот, детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.
VII. Организация социального партнерства
Стороны совместно
7.1. Обязуются руководствоваться принципами социального партнерства, вытекающими из законодательных и нормативно-правовых актов, и принимать меры, направленные на их соблюдение органами государственной власти, работодателями и профсоюзами.
7.2. Содействуют заключению коллективных договоров и соглашений на территории области, их уведомительной регистрации в органах по труду. В целях осуществления равноправного и взаимоуважительного социального партнерства, контроля за выполнением данного Соглашения создают областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений из равного числа представителей сторон. Решения, принятые на заседаниях комиссии, являются обязательными для сторон, подписавших настоящее Соглашение.
7.3. Принимают решения по вопросам и проблемам, включенным в настоящее Соглашение лишь посоле консультаций на уровне трехсторонней комиссии.
7.4. Вносят изменения и дополнения в настоящее Соглашение и оформляют решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.5. Осуществляют контроль за выполнением Соглашения с подведением итогов на заседаниях областной трехсторонней комиссии за полугодие и год.
7.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых конфликтов в рамках действующей трехсторонней комиссии.
7.7. Проводят трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов областных законов и иных нормативно-правовых актов в области социально-трудовых отношений, областных программ в сфере труда, занятости населения и социального развития.
7.8. Содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях.
7.9. В месячный срок после подписания Соглашения разрабатывают и представляют в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений план мероприятий, необходимый для реализации принятых обязательств.
7.10. Социальное партнерство предусматривает:
- равное бесплатное время на телевидении, радио для всех участников Соглашения на освещение хода его выполнения;
- равные права на использование периодической печати для информирования населения о ходе выполнения данного Соглашения.
Администрация
7.11. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.12. При формировании проекта бюджета на 2005-2006 гг. предусматривает средства, необходимые на финансирование обязательств (мероприятий), предусмотренных настоящим Соглашением.
7.13. Регулярно проводит мониторинг уровня жизни населения по согласованному сторонами перечню показателей и раз в полугодие Главное управление экономического развития информирует областную трехстороннюю комиссию о тенденциях изменения социально-экономических показателей согласно приложению.
7.14. Представляет по запросу профсоюзов и работодателей материалы, необходимые для контроля за выполнением настоящего Соглашения.
7.15. Обеспечивает участие представителей профсоюзов и объединений работодателей в работе формируемых администрацией области постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости населения и другие проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интересов работников и жителей области.
7.16. Осуществляет урегулирование коллективных трудовых споров (конфликтов) в организациях в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Законом РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
7.17. Обеспечивает в двухнедельный срок после подписания Соглашения его публикацию в газете "Коммуна".
Работодатели
7.18. При формировании финансового плана на 2005 и 2006 годы предусматривают средства, необходимые на финансирование обязательств (мероприятий), предусмотренных настоящим Соглашением.
7.19. Соблюдают права и гарантии профсоюзов в организациях независимо от форм собственности, содействуют контролю за соблюдением законодательства, осуществляемому профсоюзами, в соответствии с Законом РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и другими нормативно-правовыми актами.
7.20. Соблюдают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов.
7.21. Предоставляют профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы, свободное время для исполнения общественных обязанностей в организации в согласованные с профкомом сроки с сохранением среднего заработка. Условия предоставления свободного времени определяются коллективным договором.
7.22. Освобождают членов выборных профсоюзных органов от работы во время обучения на курсах, для участия в качестве делегатов созываемых профсоюзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов с сохранением средней заработной платы.
7.23. Ежемесячно и бесплатно перечисляют членские профсоюзные взносы, удержанные из заработной платы работников, одновременно с выдачей банками средств на заработную плату. В случае задержки перечисления членских взносов, осуществляют индексацию задержанных сумм в порядке, предусмотренном для задержанных сумм заработной платы.
7.24. Содействуют обучению руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений в организациях.
Профсоюзы
7.25. В течение срока действия Соглашения, при условии выполнения другими сторонами содержащихся в нем обязательств, воздерживаются от объявления и поддержки забастовок, других массовых акций с требованиями по соответствующим вопросам.
Объединения профсоюзов, объединения работодателей, не имеющие своих представителей в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к Соглашению в течение срока его действия.
Настоящее Соглашение подписано сторонами 10 декабря 2004 года в шести подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу (г. Воронеж).
От администрации:
Глава администрации Воронежской области |
В.Г. Кулаков |
От профсоюзов:
Председатель Воронежского областного совета профсоюзов |
А.В. Овчинников |
От работодателей:
Директор федерального государственного унитарного предприятия
"Воронежский научно-исследовательский институт связи", заместитель
председателя Объединения работодателей "Совет промышленников
и предпринимателей Воронежской области" |
В.И. Борисов |
Председатель Воронежского областного агропромышленного
союза товаропроизводителей (работодателей) |
Г.Ф. Паневин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Трехстороннее соглашение между администрацией Воронежской области, объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2005-2006 годы
Соглашение вступает в силу с 1 января 2005 года и действует до заключения нового
Текст соглашения опубликован в газете "Коммуна" от 16 декабря 2004 г. N 195
Настоящее соглашение утратило силу в связи с заключением нового соглашения