Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2006 годы"
(утв. постановлением Воронежской областной Думы
от 27 января 2005 г. N 1137-III-ОД)
25 мая 2006 г.
Содержание
Паспорт областной целевой программы
1. Обоснование необходимости разработки Программы
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
3. Система программных мероприятий
4. Механизм реализации Программы
5. Ресурсное обеспечение Программы
6. Оценка эффективности, социально-экономических последствий
от реализации Программы
7. Организация управления Программой и контроль за ходом
ее реализации
Приложения к Программе:
Приложение 1 "Система программных мероприятий"
Приложение 2 "Эффективность программных мероприятий"
Приложение 3 "Объемы и источники финансирования"
Приложение 4 "Мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы"
Паспорт областной целевой программы
Наименование Программы | "Комплексные меры противодействия злоупотре- блению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2006 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Распоряжение администрации области от 9 мар- та 2004 года N 399-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные ме- ры противодействия злоупотреблению наркоти- ками и их незаконному обороту на 2005 - 2006 годы" |
Заказчик-координатор Программы |
Главное управление здравоохранения админист- рации Воронежской области |
Заказчик Программы |
* Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области (далее - УФСКН по Во- ронежской области) |
**Основные разработчики Программы |
Главное управление здравоохранения админист- рации Воронежской области; УФСКН по Воронежской области; Главное управление внутренних дел (далее - ГУВД) Воронежской области; управление по взаимодействию с администрати- вными и военными организациями администрации области; главное управление образования администрации Воронежской области; областной военный комиссариат; государственное учреждение Воронежский реги- ональный центр судебной экспертизы Минюста России (далее - ГУ ВРЦСЭ Минюста России); государственное учреждение Управление испол- нения наказаний Минюста России по Воронеж- кой области (далее - ГУ УИН Минюста России по Воронежской области); Юго-Восточное УВД на транспорте (далее - Ю-В УВДт); региональная общественная ассоциация "Общес- твенная палата Воронежской области" |
Основная цель Программы | Создание условий для снижения роста уровня преступности, связанной с незаконным оборо- том наркотических средств и психотропных ве- ществ в области, для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, для лечения и реабилитации лиц, бо- льных наркоманией |
Основные задачи Программы | Осуществление мониторинга уровня наркотиза- ции населения и преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Создание системы профилактики злоупотребле- ния наркотиками, прежде всего в молодежной и подростковой среде. Завершение строительства центра медико-соци- альной реабилитации в с. Богданово Рамонско- го района и расширение оказываемых услуг по реабилитации больных наркоманией. Организация оказания бесплатной юридической и психологической анонимной помощи гражда- нам, страдающим наркозависимостью, и их род- ственникам, осуществление социальной реаби- литации и адаптации наркозависимых лиц, ан- тинаркотической пропаганды и пропаганды здо- рового образа жизни. Совершенствование приборной базы ГУ ВРЦСЭ Минюста России. Выявление среди различных категорий граждан лиц, употребляющих наркотические и иные пси- хоактивные вещества, и своевременное оказа- ние медицинской и иной квалифицированной по- мощи этим гражданам. Материально-техническое дооснащение террито- риальных подразделений (ГУВД, Ю-В УВДт, УФСКН по Воронежской области), противодейст- вующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ |
Сроки реализации Программы | 2005 - 2006 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
1. Развитие стационарной и диагностической базы областной наркологической службы. 2. Увеличение объемов и сокращение сроков производства экспертиз изымаемых наркотиче- ских веществ. 3. Оснащение медицинских частей и здравпунк- тов ГУ УИН Минюста России по Воронежской об- ласти комплектами тест-систем экспресс- диагностики для предварительного обнаружения алкоголя, наркотических и психотропных ве- ществ в биологических средах обследуемого. 4. Выявление лиц, употребляющих наркотичес- кие вещества, среди граждан, призываемых на военную службу, поступающих на военную служ- бу по контракту и в военные учебные заведе- ния. 5. Профилактика наркомании среди детей и подростков. 6. Содействие пресечению преступлений и пра- вонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 7. Содействие осуществлению контроля за не- законным оборотом наркотиков. 8. Оснащение подразделений транспортной ми- лиции программно-техническим комплексом "Ро- зыск-Магистраль". 9. Создание центра анонимной помощи наркоза- висимым и их родственникам. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Главное управление здравоохранения админист- рации Воронежской области; ГУВД Воронежской области; УФСКН по Воронежской области; главное управление образования администрации Воронежской области; областной военный комиссариат; ГУ ВРЦСЭ Минюста России; ГУ УИН Минюста России по Воронежской облас- ти; Ю-В УВДт; НКО "Фонд профилактики, лечения и реабилита- ции наркомании". Исполнители программных мероприятий, постав- щики оборудования отбираются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, вы- полнение работ, оказание услуг для государ- ственных нужд". |
Объемы и источники финансирования |
Суммарный объем финансирования Программы в 2005 - 2006 годах (в ценах 2004 г.) из средств областного бюджета составляет 22,8 млн. рублей, в том числе по годам: 2005 год - 11,441 млн. руб.; 2006 год - 11,359 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Сокращение распространения наркомании и свя- занных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общест- ва; - ежегодное привлечение к реабилитационным мероприятиям 50-60 больных наркоманией; - обеспечение проведения до 2000 исследова- ний в год на наличие наркотических средств в биосредах живых лиц; - увеличение в 1,5 раза объема исследований изымаемых наркотических веществ и снижение на 20-30% сроков производства данных иссле- дований; - обеспечение достаточного оперативного кон- троля спецконтингента "группы риска" в учре- ждениях уголовно-исполнительной системы (да- лее - УИС), проведение плановых и внеплано- вых проверок этой категории лиц на наличие алкоголя и наркотиков в организме; - улучшение оперативной обстановки в учреж- дениях УИС вследствие снижения уровня проти- воправных действий со стороны осужденных-по- требителей наркотиков на 50%; - снижение риска диагностических ошибок при медицинском освидетельствовании подозревае- емых в употреблении психоактивных веществ (далее - ПАВ) на 50% и обеспечение 100%-ного контроля проводимого лечения больных алкого- лизмом и наркоманией (токсикоманией); - охват тестированием до 9400 человек в год, призываемых на военную службу; - обучение по профилактическим программам в учебном году пройдут более 100 тысяч учащих- ся 7-11 классов во всех районах области и около 40 тысяч их родителей получат новые новые знания от специалистов системы образо- вания в соответствии с требованиями Концеп- ции профилактики злоупотребления психоактив- ными веществами в образовательной среде, ут- вержденной Министерством образования (приказ N 619 от 28.02.2000 г.); - увеличение на 20-25% количества изъятых из незаконного оборота наркотиков опийной груп- пы; - снижение на 50% сроков производства хими- ческих исследований, проводимых УФСКН по Во- ронежской области, что в конечном итоге поз- волит в установленные законодательством про- цессуальные сроки идентифицировать изымаемые у правонарушителей вещества и приведет к увеличению количества уголовных дел, направ- ляемых в суд, по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков; - повышение оперативности служб, занимающих- ся пресечением незаконного оборота наркоти- ческих средств и психотропных веществ, в связи с сокращением в 2 раза срока выезда на место происшествия, а также при введении программно-технического комплекса (далее - ПТК) "Розыск-Магистраль" ввиду полученного преимущества во времени перед лицами, подго- тавливающими или совершающими преступления на объектах Юго-Восточной железной дороги (далее - ЮВ ж.д.); - получение анонимной консультации населени- ем по вопросам профилактики и реабилитации наркомании (1500-2000 человек в год), созда- ние в области центра анонимной помощи нарко- зависимым лицам и их близким. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Главное управление здравоохранения админист- рации Воронежской области в соответствии с действующим законодательством осуществляет текущее управление и контроль за ходом реа- лизации Программы. Финансовый контроль за целевым использовани- ем бюджетных средств осуществляется уполно- моченными органами в установленном порядке |
Примечания:
* В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года N 976) новое наименование - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
** Территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти включены по предварительному согласованию с ними.
1. Обоснование необходимости разработки Программы
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2006 годы" разработана в соответствии с требованиями "Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ", утвержденного постановлением администрации области от 8 октября 2002 года N 863 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ", Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" и на основании распоряжения администрации области от 9 марта 2004 года N 399-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 -2006 годы".
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана неуклонным расширением незаконного распространения и ростом немедицинского потребления наркотиков.
В Воронежской области по состоянию на 1 января 2004 года состоит на диспансерном учете и наблюдении 3886 больных наркоманией и 3595 потребителей наркотиков. По распространенности потребления наркотиков Воронежская область находится на 22 месте в Российской Федерации. Ежегодно количество учтенных потребителей наркотиков и больных наркоманией увеличивается на 5%. Увеличение количества наркозависимых провоцирует рост смертности от интоксикаций и передозировок наркотиками среди наиболее трудоспособного населения Воронежской области. Особо неблагоприятная ситуация сложилась в Железнодорожном и Левобережном районах города Воронежа.
Особую озабоченность вызывает значительный рост наркомании среди молодежи. По данным анкетирования более 22% студентов-первокурсников и 18% старшеклассников употребляют наркотики, около 70% от общего количества наркоманов - молодые люди в возрасте до 30 лет.
Наркомания тесно связана с распространением ВИЧ-инфекции, гепатита "В" и "С". Поскольку более 90% больных наркоманией, проживающих в Воронежской области, страдают зависимостью от наркотиков опийной группы, которые применяются преимущественно внутривенно, данная проблема приобретает характер наркоэпидемии.
За 1-ый квартал 2004 года на территории Воронежской области выявлено 122 преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и сильнодействующих веществ, что в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2003 года. Данный рост раскрываемости преступлений обусловлен мерами, предпринимаемыми правоохранительными органами области по выявлению наркопреступлений в ходе реализации мероприятий комплексных программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту прошлых лет (2001 - 2003 годов) и действующей на данный период областной целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год".
По мнению специалистов областной наркологической службы и социологических служб Воронежского государственного университета, на территории Воронежской области имеют опыт употребления наркотиков не менее 55 тысяч человек, а по оперативным данным правоохранительных органов эта цифра достигает 100 тысяч человек, в городе Воронеже - 35 тысяч человек. Уровень заболеваемости наркоманией по области составляет 303 человека на 100 тысяч населения, что на 38% выше, чем в среднем по России.
По статистическим данным в среднем по России ежегодная динамика заболеваемости наркоманией составляет около 25%, а среди женщин - до 30%. В связи с этим очевидно, что распространение немедицинского употребления наркотиков представляет собой прямую угрозу национальной безопасности. Негативные последствия распространения наркомании проявляются в части неуклонного ухудшения криминальной ситуации, снижении уровня здоровья населения в целом, и особенно среди молодежи, что в свою очередь повлечет за собой снижение возможности комплектования Вооруженных Сил и правоохранительных органов кадрами, снижение качества трудовых ресурсов. Прямое последствие описанных процессов - непосредственная угроза общественной и экономической безопасности области и страны в целом.
Программа рассчитана на два года и предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ подразделениями УФСКН по Воронежской области, ГУВД Воронежской области, Ю-В УВДт, улучшение качества работы наркологической службы, медико-реабилитационных учреждений области, а также на профилактику наркомании.
Выполнение мероприятий Программы требует серьезной поддержки и концентрации усилий органов власти, привлечения внимания негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан к профилактике наркомании, пропаганде здорового образа жизни.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является создание условий для снижения роста уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в области, для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, для лечения и реабилитации лиц, больных наркоманией.
Программа реализуется в 2005 - 2006 годах и предполагает решение следующих задач:
- осуществление мониторинга уровня наркотизации населения и преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков;
- создание системы профилактики злоупотребления наркотиками, прежде всего в молодежной и подростковой среде;
- завершение строительства центра медико-социальной реабилитации в с. Богданово Рамонского района и расширение оказываемых услуг по реабилитации больных наркоманией;
- организация анонимного оказания бесплатной юридической и психологической помощи гражданам, страдающим наркозависимостью и их родственникам, осуществление антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни, социальной реабилитации и адаптации наркозависимых лиц;
- совершенствование приборной базы ГУ ВРЦСЭ Минюста России;
- выявление среди различных категорий граждан лиц, употребляющих наркотические и иные психоактивные вещества, своевременное оказание медицинской и иной квалифицированной помощи этим гражданам;
- материально-техническое дооснащение территориальных подразделений (ГУВД, Ю-В УВДт, УФСКН по Воронежской области), противодействующих незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
3. Система программных мероприятий
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2006 годы" предусматривает реализацию девяти мероприятий, направленных на создание условий для стабилизации наркоситуации в области, укрепление материальной базы наркологических учреждений здравоохранения, территориальных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, создание системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего молодежью и несовершеннолетними, предупреждение связанных с наркотиками правонарушений, совершенствование антинаркотической пропаганды.
Постановлением Воронежской областной Думы от 25 мая 2006 г. N 492-IV-ОД в подраздел 3.1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
3.1. Развитие стационарной и диагностической
базы областной наркологической службы
Цель мероприятия: увеличение объема и повышение качества реабилитационных мероприятий и химико-токсикологических исследований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2001 года N 550 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи" определены объемы оказания бесплатной медицинской помощи населению. По расчетам специалистов главного управления здравоохранения администрации Воронежской области в нашей области должно быть развернуто 550 наркологических коек (в наличии 235). Это позволит существенно расширить объемы бесплатной наркологической помощи, внедрения новых форм и методик диагностики, лечения наркологических больных.
Развитие жилой и производственной базы реабилитационного центра позволит обеспечить его функционирование в полном объеме на современном уровне.
Мероприятием предполагается завершение строительства центра медико-социальной реабилитации в с. Богданово Рамонского района и приобретение химреактивов для обеспечения деятельности химико-токсикологической лаборатории Областного наркологического диспансера.
Основной задачей химико-токсикологической лаборатории является проведение аналитической диагностики на наличие алкоголя, наркотических средств, психотропных и иных токсических веществ в биологических средах живых лиц. Образованная в 1994 году химико-токсикологическая лаборатория является единственной в Воронежской области и одной из первых в Российской Федерации. В своей деятельности она руководствуется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1998 года N 289 "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека". Химико-токсикологической лабораторией проводится более 1000 исследований в год, что в четыре раза превышает среднестатистические показатели по России. Около 90% лабораторных исследований проводятся по назначению следственных органов и прокуратуры. В течение пяти последних лет прокуратурой, районными судами по достоверности проведенных исследований замечаний не было.
Постановлением Воронежской областной Думы от 16 декабря 2003 года N 741-III-ОД утверждена областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004 год", в соответствии с которой начаты строительно-монтажные работы по реконструкции спального корпуса, инженерных сетей и коммуникаций в центре медико-социальной реабилитации (с. Богданово Рамонского района). Настоящим мероприятием планируется завершение начатых работ, расширение спального корпуса, проведение отделочных работ и обустройство инженерных сетей и коммуникаций.
Проектно-сметная документация на строительно-монтажные работы подготовлена организацией подрядчиком - РСУ-43.
Финансовые средства будут расходоваться по статье "Капитальные вложения" - 8600 тыс. руб. - на выполнение строительно-монтажных работ (проектно-сметная документация имеется) и по статье "Приобретение оборотных средств" - 1400 тыс. руб. - приобретение химреактивов.
На 2005 год планируется выполнение строительно-монтажных работ, связанных с расширением (с целью получения дополнительных площадей) лечебно-спального корпуса, завершение его капитального ремонта и реконструкции, сумма затрат - 4300 тыс. руб., в том числе:
- кирпичная кладка первого этажа и перегородок - 1400 тыс. руб.;
- железобетонные перекрытия первого этажа - 700 тыс. руб.;
- железобетонные перемычки - 100 тыс. руб.;
- установка оконных и дверных блоков - 700 тыс. руб.;
- устройство деревянных конструкций крыши - 150 тыс. рублей;
- устройство кровли из металлочерепицы - 1200 тыс. рублей;
- устройство цементных стяжек - 50 тыс. рублей.
В 2006 году будут проведены работы по строительству котельной и устройству внешних инженерных коммуникаций, сумма затрат - 4300 тыс. руб., в том числе:
- строительство котельной - 2900 тыс. руб.;
- внешние инженерные сети - 1169 тыс. руб.;
- энергоснабжение - 231 тыс. руб.
На приобретение химреактивов для обеспечения деятельности химико-токсикологической лаборатории предполагается выделить 1400 тыс. рублей., в том числе:
1) 2005 год - 700 тыс. рублей, из них:
- реактивы для приборов - анализаторов фирмы "Эббот" - 150 тыс. рублей;
- иммуно-тесты для определения наркотических и других одурманивающих веществ (10 тыс. тестов) - 500 тыс. рублей;
- реактивы и вспомогательне# материалы для тонкослойной и газовой хроматографии - 50 тыс. рублей;
2) 2006 год - 700 тыс. рублей, из них:
- реактивы для приборов анализаторов фирмы "Эббот" - 150 тыс. рублей;
- иммуно-тесты для определения наркотических и других одурманивающих веществ (10 тыс. тестов) - 500 тыс. рублей;
- реактивы и вспомогательные материалы для тонкослойной и газовой хроматографии - 50 тыс. рублей.
Реализация данного мероприятия позволит привлечь к реабилитационным мероприятиям до 50 - 60 больных в год и даст возможность этим людям отказаться от употребления наркотических препаратов.
Обеспечение деятельности химико-токсикологической лаборатории даст возможность ежегодно проводить до 10000 исследований на наличие различных одурманивающих веществ в биосредах живых лиц и достигать необходимой достоверности для правильной диагностики наркотического или токсического одурманивания.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 10,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 5,0 млн. рублей;
2006 год - 5,0 млн. рублей.
3.2. Увеличение объемов и сокращение сроков
производства экспертиз изымаемых наркотических веществ
Цель мероприятия: обеспечение своевременного производства экспертизы.
Воронежский региональный центр судебной экспертизы является ведущим учреждением по производству экспертиз по исследованию наркотических веществ по определениям и постановлениям судебно-следственных органов Воронежской области. Центр имеет двенадцать квалифицированных сотрудников, производящих исследование наркотических веществ, и всего один хроматограф "Кристалл" с пропускной способностью 4-5 образцов наркотиков за смену. При производстве одной идентификационной экспертизы необходимо исследовать в среднем около 20 образцов, поэтому эксперты вынуждены на 20 - 30 дней откладывать исследования представленных вещественных доказательств. В соответствии с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 декабря 2002 года N 347, сроки производства экспертиз не должны превышать тридцати дней.
В случае невозможности производства экспертизы в пределах тридцати календарных дней необходимо письменно уведомить об этом орган, назначивший экспертизу, и согласовать с ним срок ее завершения. Систематическое превышение сроков производства идентификационных экспертиз по исследованию наркотических веществ затрудняет своевременную передачу уголовных дел в суд, поскольку ВРЦСЭ является практически единственным учреждением Воронежской области, производящим идентификационное исследование наркотических веществ. Следователи правоохранительных органов, занимающиеся уголовными делами, связанными с незаконным оборотом наркотиков, вынуждены регулярно заниматься продлением сроков следствия.
Запланированное на 2004 год за счет средств областного бюджета приобретение газового хроматографа "Кристалл" и прибора для капельного электрофореза "Капель" позволит увеличить количество анализируемых образцов за рабочий день и тем самым поможет сократить сроки производства экспертиз, однако, увеличение объема изымаемых для исследования наркотических веществ (в 2003 году центром было выпущено 124 идентификационные экспертизы по исследованию наркотических веществ, в 2004 году подобных экспертиз было выпущено уже 190) даже с вновь приобретенным оборудованием не позволяет сотрудникам существенно сократить эти сроки.
Для своевременного исследования увеличивающегося объема образцов наркотических веществ планируется дальнейшее расширение приборной базы ВРЦСЭ за счет приобретения современных газовых хроматографов типа "Аджилент 6850".
Ежегодное поступление данных приборов позволит проводить увеличивающееся число экспертиз по идентификационному исследованию наркотических веществ в оптимальные для судебно-следственных органов сроки.
Мероприятием предполагается:
- приобретение газовых хроматографов типа "Аджилент 6850" - 2 компл. по 600 тыс. рублей каждый (один комплект в год).
При поступлении данного оборудования в ГУ ВРЦСЭ Минюста России будет увеличен объем исследований изымаемых наркотических веществ и сократятся сроки производства данных исследований, что будет способствовать повышению эффективности работы судебно-следственной системы Воронежской области.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 1,20 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 0,6 млн. рублей;
2006 год - 0,6 млн. рублей.
3.3. Оснащение медицинских частей и здравпунктов ГУ УИН Минюста
России по Воронежской области комплектами тест-систем
экспресс-диагностики для предварительного обнаружения алкоголя,
наркотических и психотропных веществ в биологических средах
обследуемого
Цель мероприятия: выявление лиц, употребляющих наркотические и одурманивающие вещества, среди спецконтингента ГУ УИН Минюста России по Воронежской области.
В последнее время в мире наметилась тенденция к прогрессированию в обществе потребителей наркотических, психоактивных веществ и больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. По данным Министерства здравоохранения в России на учете состоит более 400 тысяч больных, которым установлены диагнозы: "алкоголизм", "наркомания", "токсикомания". Ежегодный рост количества наркозависимых провоцирует рост:
- преступности;
- заболеваемости ВИЧ-инфекцией, вирусным и алкогольным гепатитом, инфекциями, передаваемыми половым путем;
- смертности от интоксикаций и передозировок.
В исправительных учреждениях, расположенных на территории Воронежской области ежегодно отмечается увеличение количества спецконтингента с наркологическими заболеваниями в 1,2 - 1,5 раза. Это больные, состоящие на диспансерном учете у врачей психиатров-наркологов учреждений УИС, а также лица, замеченные в немедицинском употреблении психоактивных веществ ("группа риска").
В 2003 году в учреждениях УИС Воронежской области всего зарегистрировано 1530 наркологических больных:
а) 936 больных алкоголизмом;
б) 594 - наркоманией.
В 2002 году зарегистрировано 1280 наркологических больных:
а) 819 больных алкоголизмом;
б) 461 - наркоманией.
Среди лиц, замеченных в немедицинском употреблении психоактивных веществ ("группа риска"):
- в 2003 году зарегистрировано 250 человек;
- в 2002 году зарегистрировано 194 человека.
Данное обстоятельство требует проведения медицинского освидетельствования тест-системами предварительной экспресс-диагностики, что является основополагающим моментом для дальнейшего, более углубленного медицинского обследования пациента с лабораторным исследованием биологических сред и вынесением окончательного заключения. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя (наркотиков) и состояния опьянения назначается в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов", приказа Минздрава РФ N 308 - 2003 г., Временной инструкции МЗД СССР N 06-14/33-14 - 1988 г. в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность за:
- потребление алкоголя (наркотиков) либо пребывание в состоянии опьянения на работе;
- управление транспортными средствами в состоянии опьянения (одурманивания);
- в случаях, когда состояние опьянения осужденного (следственно-арестованного) может быть расценено как грубое нарушение режима содержания в учреждении УИС, предусмотренного в Уголовно-исполнительном кодексе.
Мероприятием предусматривается выполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", приказа Минздрава РФ от 14 июля 2003 года N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения", инструкции МЗД СССР 1 сентября 1988 года N 06-14/33-14 от "О порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения", инструкции из приказа Главного управления исполнения наказаний Минюста России от 29 декабря 2001 года N 272 "О проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств" в целях совершенствования деятельности органов и организаций здравоохранения по обеспечению проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Мероприятием предполагается приобретение комплектов тест-систем экспресс-диагностики и организация проведения систематического контроля:
1) осужденных (следственно арестованных) "группы риска", диспансерных наркологических больных;
2) сотрудников - водителей автотранспортных средств учреждений УИС.
В состав комплекта экспресс-диагностики входят:
а) тест-полоски для обнаружения наркотических и психотропных веществ в биологических жидкостях;
б) полоски индикаторные для качественного и количественного определения алкоголя в слюне;
в) оборудование, инструкции для проведения анализов и транспортировки исследуемых образцов и т.д.
Запрашиваемые финансовые средства пойдут на приобретение 10 комплектов тест-систем экспресс-диагностики для выявления наркотических и иных психоактивных веществ в организме человека. Приобретенными комплектами будут оснащены медицинские части (здравпункты) учреждений УИС для проведения предварительной экспресс-диагностики спецконтингента, а также сотрудников - водителей автотранспортных средств.
Стоимость одного комплекта (по ценам г. Москвы) - 20000 рублей.
Стоимость по плану - 200000 рублей.
Выбор поставщиков будет производиться на конкурсной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 20.03.2003 г.) и Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Выполнение мероприятия позволит:
а) обеспечить достаточный оперативный контроль спецконтингента "группы риска" в учреждениях УИС, проводить плановые и внеплановые проверки этой категории лиц на наличие алкоголя и наркотиков в организме, улучшить оперативную обстановку в учреждениях вследствие снижения уровня противоправных действий со стороны осужденных - потребителей наркотиков на 50%;
б) снизить риск диагностических ошибок при медицинском освидетельствовании подозреваемых в употреблении ПАВ на 50% и обеспечить 100% контроль проводимого лечения больным алкоголизмом и наркоманией (токсикоманией);
в) обеспечить ежедневный предрейсовый медицинский контроль сотрудников УИС - водителей автотранспортных средств на состояние опьянения перед выездом на линию.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 0,2 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 0,1 млн. рублей;
2006 год - 0,1 млн. рублей.
3.4. Выявление лиц, употребляющих наркотические вещества, среди
граждан, призываемых на военную службу, поступающих на военную
службу по контракту и в военные учебные заведения
Цель мероприятия: создание условий для качественной работы по выявлению граждан, употребляющих наркотические и иные психоактивные вещества, из числа призываемых на военную службу, поступающих на военную службу по контракту и в военные учебные заведения с территории Воронежской области.
Число потребителей наркотических веществ от общего числа граждан, признанных негодными к военной службе, увеличилось с 0,1% при первоначальной постановке на воинский учет в 2002 году до 1,3% при призыве в 2003 году.
Мероприятием предполагается:
- дооснастить диагностические комплексы магнитным индуктором, принтером для распечатки результатов тестирования, сухожаровым шкафом для стерилизации лабораторной посуды;
- провести плановую модернизацию диагностических комплексов у производителей (ООО "Имедис" г. Москва);
- закупить тест-системы для выявления наркотиков.
Денежные средства пойдут на следующие цели:
- составление базы данных и проведение количественного анализа полученных данных; целесообразно использовать диагностические приборы в составе аппаратно-программных комплексов с использованием печатающего устройства (принтера) - 15,0 тыс. рублей;
- оснащение сухожаровым шкафом для стерилизации лабораторной посуды - всего 20,0 тыс. рублей;
- плановая модернизация имеющихся приборов - 10 тыс. рублей в год - всего 20,0 тыс. рублей;
- обучение второго врача - специалиста для работы на втором диагностическом комплексе - 15,0 тыс. рублей;
- дооснащение диагностического комплекса магнитным индуктором - 2,0 тыс. рублей;
- приобретение тест-систем для выявления наркотиков и оснащение ими районных призывных комиссий области - по 84,0 тыс. рублей в год - всего 168,0 тыс. рублей. Планируемое к приобретению количество тест-систем обусловлено числом выявляемых на медицинском освидетельствовании при призыве юношей, употребляющих психоактивные вещества, а также опытом использования тест-систем на областном сборном пункте (далее - ОСП) в предыдущие годы.
Ремонт и введение в строй оборудования для обработки и стерилизации лабораторной посуды, внедрение печатающего устройства позволит равномерно распределить потоки обследуемых, снизить нагрузку на врачей-специалистов, повысить точность и достоверность результатов тестирования. Внедрение тест-систем в призывных комиссиях области позволит дополнительно охватить объективным обследованием до 800 человек из категории лиц, не доставляемых на ОСП.
Социальная направленность мероприятия заключается:
- в недопущении к оружию в войсках лиц, употребляющих наркотические вещества;
- в содействии системе здравоохранения в вопросах выявления и ранней профилактики наркомании - охват тестированием на употребление наркотиков составит до 9400 человек в год;
- в раннем информировании органов правопорядка (опосредованное через ОНД) для выявления и ликвидации каналов распространения наркотиков в области. Ежегодно выявляемые 250 призывников, употребляющие наркотики, могут быть источником информации о путях распространения наркотиков в области.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 0,24 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 0,146 млн. рублей;
2006 год - 0,094 млн. рублей.
3.5. Профилактика наркомании среди детей и подростков
Цель мероприятия: повышение эффективности работы по профилактике наркомании у детей и подростков.
По данным экспресс-диагностики, проведенной областным наркодиспансером в 2003 году, 13% подростков употребляют психоактивные вещества. Количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в наркодиспансере, в 2003 году увеличилось на 39% по сравнению с 1998 годом.
Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, в 2003 году увеличилось по сравнению с 2000 годом на 11,7%, отмечается устойчивый рост потребителей психоактивных веществ среди детей в возрасте до 14 лет (в 2002 году он составил 8,5% от всех потребителей в возрасте до 18 лет). По данным главного управления здравоохранения области 90% потребляемых в области наркотических веществ - растительного происхождения, 7 - 8% потребляемых наркотических веществ составляют медицинские препараты: группы морфия, эфедрин. Употребление этих наркотиков получило наибольшую распространенность среди подростков и молодежи, проживающих в областном центре и городах области.
Подростковой наркомании свойственен во многом латентный характер, только небольшое количество подростков, имеющих зависимость от психоактивных веществ, обращаются за помощью в учреждения здравоохранения, поэтому достоверные данные о масштабах подростковой наркомании отсутствуют. Практика показывает, что каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков за год как минимум еще 5 - 8 человек, а на каждого выявленного наркомана приходится в среднем 10 - 12 не выявленных. Проведение мониторинга позволит определить подлинную ситуацию с распространенностью употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних.
В образовательных учреждениях области основное внимание по профилактике наркомании уделяется в основном детям "группы риска", в то время как в работе по первичной профилактике зависимостей от психоактивных веществ нуждаются большинство детей и подростков, которые имеют различные трудности в социальной адаптации, в умении преодолевать кризисные жизненные ситуации.
Так, по данным исследования, проведенного главным управлением образования администрации области в 2003 году в 9 районах области, 9% подростков постоянно испытывают тревогу о своем будущем, жизненной ценностью 64% подростков является получение удовольствия, 23 % несовершеннолетних проживают в семьях, где присутствуют проблемы употребления психоактивных веществ со стороны родителей или близких родственников, 12% учащихся 9 - 11 классов считают, что употребление наркотиков не вредит здоровью и не представляет угрозу для жизни. Для 51 % подростков характерны лояльные установки по отношению к употреблению алкоголя, 5 % - регулярно позволяют себе употребление алкоголя, 48 % подростков не умеют сказать "нет" в ситуации группового давления. Таким образом, факторы риска наркотизации имеются для большинства подростков. Следовательно, без анализа факторов, которые могут привести подростка к употреблению психоактивных веществ, невозможно эффективно строить профилактическую работу в образовательных учреждениях.
Мероприятием предполагается:
- проведение мониторинга по оценке уровня наркотизации среди детей и подростков;
- социологические исследования по оценке факторов риска наркотизации детей и подростков.
Исследования включают в себя разработку оценочных параметров, проведение анкетирования во всех районах области, статистическую обработку результатов, составление аналитической записки. К проведению исследований будут привлечены ученые воронежских вузов, которые занимаются проблемой подростковой наркомании и имеют опыт проведения подобных исследований.
Исполнители будут определены на основе конкурса.
Целью проведения исследований является получение статистических данных о степени распространения наркомании в детской и подростковой среде, оценка факторов риска подростковой наркотизации, повышение эффективности работы по профилактике наркозависимости у детей и подростков, проводимой в образовательных учреждениях.
Для обучения специалистов системы образования: зам. директоров школ по воспитательной работе, психологов, социальных педагогов технологии ведения профилактической работы с подростками, родителями и семьями - необходимо проведение практических семинаров: "Организация работы по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков в образовательных учреждениях", "Психолого-педагогические подходы во взаимодействии с детьми и родителями из семей группы риска употребления психоактивных веществ".
Семинары организуются главным управлением образования на базе Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Ожидаемое количество участников на каждый семинар - 100 человек из всех районов области и города Воронежа.
Семинар будут проводить ученые из г. Москвы, а также преподаватели кафедр психологии, социальной педагогики, наркологии Воронежского государственного университета, Воронежского государственного педагогического университета, Воронежской государственной медицинской академии, которые имеют опыт организации и ведения профилактической работы среди подростков и их семей.
Исполнители будут определены на основе конкурса.
Продолжительность каждого семинара - 5 дней, общее количество учебных часов каждого семинара составляет 45 часов, включает в себя: лекции, дискуссии, деловые игры, работу в малых группах по 10 - 15 человек в тренинговом режиме.
Подобные семинары рекомендованы к использованию Управлением социально - педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации (приказ МО N 619 от 28.02.2000 г.).
С целью повышения уровня профессиональной компетенции специалистов системы образования в области профилактической работы необходимо подготовить к изданию и выпустить методическое пособие "Антинаркотическая профилактическая работа с семьей" тиражом 2 тысячи экземпляров, объем - до 300 страниц. Пособие будет подготовлено специалистами главного управления образования администрации Воронежской области и учеными Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования и адресовано всем специалистам, занимающимся профилактической работой в образовательных учреждениях. Пособие должно содержать теоретические и практические основы методологии и организации активной антинаркотической работы с семьей на основе принципов межведомственного взаимодействия специалистов различных ведомств, а также должны быть представлены формы консультативной, коррекционной и социально-реабилитационной помощи семье при риске формирования зависимости от психоактивных веществ у несовершеннолетних членов семьи и комплексные подходы к коррекционной помощи детям.
Исполнитель будет определен по результатам конкурса.
Для привлечения самих подростков к антинаркотической профилактической работе, пропаганде ответственного отношения к своему здоровью, формированию высокоэффективных стратегий поведения необходимо провести областную акцию в образовательных учреждениях "Будущее без наркотиков". Акция будет подготовлена специалистами главного управления образования администрации Воронежской области. В рамках акции: тематические выступления агитбригад, дискуссии с участием психологов, врачей-наркологов, выпуск и раздача учащимся образовательных учреждений информационных материалов (буклетов, закладок, календарей, значков) с антинаркотическим содержанием, а также приобретение программного материала для проведения в образовательных учреждениях антистрессовой подготовки учащихся.
Финансовые средства будут направлены на:
- организацию и проведение социологического исследования по оценке факторов риска наркотизации детей и подростков - 120,0 тыс. руб.;
- проведение мониторинга оценки наркоситуации в подростковой среде - 120,0 тыс. руб.;
- проведение практического семинара "Организация работы по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков в образовательных учреждениях " - 45,0 тыс. руб.;
- проведение практического семинара "Психолого-педагогические подходы во взаимодействии с детьми и родителями из семей группы риска употребления психоактивных веществ" - 45,0 тыс. руб.;
- издание методического пособия "Антинаркотическая профилактическая работа с семьей" - 120,0 тыс. руб.;
- проведение областной акции для подростков "Будущее без наркотиков" - 150,0 тыс. руб.
Социальная направленность мероприятия:
- получение данных об основных группах факторов риска подростковой наркотизации;
- оценка уровня подростковой наркотизации и определение основных направлений деятельности образовательных учреждений по проблеме профилактики наркомании среди детей и подростков, чтобы сделать ее более эффективной.
Данными мониторинга будут пользоваться все структуры, занимающиеся профилактикой наркомании среди несовершеннолетних.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 0,6 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 0,315 млн. рублей;
2006 год - 0,285 млн. рублей.
3.6. Содействие пресечению преступлений и правонарушений,
связанных с незаконным оборотом наркотиков
Цель мероприятия: улучшение оперативной обстановки в области и обеспечение возможности планирования мероприятий по сокращению распространения наркотиков.
Анализ поступающей оперативной информации, материалы уголовных дел свидетельствуют о том, что криминогенная обстановка, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, на территории Воронежской области сохраняет тенденцию к обострению. В структуре наркорынка на территории области доминирующее место занимают наркотики растительного происхождения: конопля, мак и производные от них (марихуана, анаша, опий). На первое место по употреблению вышли наркотики, которые отличает возможность быстрого приготовления и удобство транспортировки.
Пути поступления наркотических средств в Воронежскую область одинаковы: тяжелых наркотиков, в т.ч. героина - Афганистан - Азербайджан - Волгоград, Ростов; наркотиков растительного происхождения - республики Кавказского региона, Таджикистан, Краснодарский край, Ростов, Самара, Пенза, Республика Украина.
Согласно статистическим данным за 12 месяцев 2003 года на территории Воронежской области зарегистрировано 1942 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В истекшем году на 25,0% (25 против 20) увеличилось количество раскрытых сотрудниками ГУВД области преступлений по линии незаконного оборота наркотиков (далее - НОН), совершенных в составе организованных преступных групп (далее - ОПГ), в том числе УБОП при ГУВД Воронежской области раскрыто 19 преступлений с квалификацией "совершено в составе ОПГ".
Сотрудниками УБОП при ГУВД Воронежской области перекрыт канал поставки крупных партий наркотических средств (опия-сырца) из Республики Азербайджан в Российскую Федерацию. Направлено в суд уголовное дело в отношении азербайджанской этнической преступной группы (ЭПГ), состоящей из 7 активных членов. Из незаконного оборота изъято более 51 кг опия.
За совершение наркопреступлений в 2003 году привлечено к ответственности 890 человек (в 2002 году - 878). Всего выявлено лиц, связанных с НОН, -1053.
В составе групп, совершивших преступления в сфере НОН, - 47 человек.
В составе организованных групп, совершивших преступления в сфере НОН, - 6 человек.
На территории Воронежской области подразделениями ГУВД за 2003 год из незаконного оборота всего изъято 150,342 килограмма наркотических средств.
Отчетливо проявляется тенденция усиления взаимосвязи наркопреступности и других видов общеуголовных преступлений, таких как: разбой, грабежи, кражи, угоны автотранспорта.
В составе УБОП при ГУВД области создан отдел по противодействию незаконному обороту наркотиков. Централизованные поставки специальной техники из МВД за последние 15 лет не производились. Ранее поступившая техника, находящаяся в эксплуатации, отработала свой ресурс и по своим техническим параметрам не позволяет проводить техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий.
Мероприятием предусматривается приобретение:
- оперативно-служебного транспорта:
- средств оперативно-криминалистического оборудования.
Финансовые средства будут направлены на:
1. Капитальные вложения в сумме 720,0 тыс. рублей:
- легковой автомобиль ВАЗ-2109 - 4 шт. - 720,0 тыс. руб. - для своевременного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий по своевременному пресечению преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков.
2. Основное оборудование - 2249,0 тыс. рублей:
- цифровая видеокамера с длиннофокусным объективом - 1 шт. - 215,1 тыс. руб.;
- видеокамера CVHS - 7 шт. - 84 тыс. руб.;
- цифровой фотоаппарат с длиннофокусным объективом - 1 шт. - 120 тыс. руб.;
- комплект аудиоконтроля цифровой с ДУ - 7 шт. - 268,4 тыс. руб.;
- видеозаписывающее устройство - 1 шт. - 90 тыс. руб.;
- диктофоны - 25 шт. - 150 тыс. руб. - для своевременного качественного документирования преступной деятельности с фиксацией аудио- и видеоинформации на магнитных и иных носителях;
- аппаратно-программный комплекс обработки видео- и аудиоинформации - 1 шт. - 109,5 тыс. руб. - для организации удаленного доступа к централизованной информационной базе данных системы правоохранительных органов и подготовки высококачественных видеоматериалов для СМИ, имеющих большое значение для профилактики предотвращения преступлений и розыску подозреваемых в совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков;
- сервер - 1 шт. - 55 тыс. руб.;
- копировальный аппарат - 5 шт. - 37 тыс. руб.;
- компьютерный комплекс - 22 шт. - 758 тыс. руб. - для обеспечения обработки, накопления, систематизации, создания базы данных в видео- и аудиоматериалах, полученных в результате проводимых оперативно-розыскных мероприятий и создания современной базы учета задержанных лиц, конвертирование архивной базы данных видеоучета;
- видеомонитор - 5 шт. - 56 тыс. руб. - для просмотра и анализа отснятого в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий видеоматериала;
- анализатор спектра многофункциональный - 1 шт. - 240 тыс. руб.;
- графический мультиметр-осциллограф - 1 шт. - 12,5 тыс. руб. - для диагностики, настройки, ремонта и обслуживания специальной техники аудио- и видеоконтроля, средств радиосвязи, а также контроля и поиска технических каналов утечки информации, мониторинга электромагнитных излучений;
- электродрель аккумуляторная с насадками - 1 шт. - 14 тыс. руб.;
- комплект инструментов для работы на выезде в кейсе с микродрелью - 1 шт. - 23,7 тыс. руб.;
- цифровая паяльная станция с оптическим оборудованием - 1 шт. - 15,8 тыс. руб. - для адаптации специального технического оборудования к конкретным условиям проведения оперативно-розыскных мероприятий.
3. Другие расходы - 31,0 тыс. рублей:
- программное обеспечение информационно-аналитической системы - 1 шт. - 31,0 тыс. руб. - для создания закрытой информационно-аналитической системы УБОП с целью обеспечения возможности анализа данных, накопленных в различных базах, возможности использования информации множеством пользователей с разграничением их доступа с организованных автоматизированных рабочих мест с защитой данных от несанкционированного доступа средствами СУБД ЛИНТЕР.
Реализация мероприятия улучшит качество проводимых оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступных действий наркосбытчиков, в том числе с межрегиональными и международными сферами, занимающихся незаконными поставками наркотических средств на территорию Воронежской области, что в конечном итоге создаст условия для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, увеличения изъятия наркотиков опийной группы на 20 - 25%, позволит органам внутренних дел области более эффективно противодействовать различным формам наркопреступности.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005-2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 3,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 1,5 млн. рублей;
2006 год - 1,5 млн. рублей.
3.7. Содействие осуществлению контроля
за незаконным оборотом наркотиков
Цель мероприятия: усиление работы по противодействию незаконному обороту наркотиков путем совершенствования физико-химических исследований наркотических средств и психотропных веществ, совершенствование профилактической деятельности.
По состоянию на начало 2004 года на учете в областном наркологическом диспансере состоит более 7 тыс. человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Из них более 3,8 тыс. человек больны наркоманией.
Лица, допускающие немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, создают среду для роста преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, и преступлений, совершенных с целью получения средств для приобретения наркотиков.
Наличие в распоряжении УФСКН по Воронежской области оснащенной стационарной химической лаборатории, передвижной криминалистическо-химической лаборатории для производства физико-химических исследований наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров позволит в установленные процессуальным законодательством сроки идентифицировать изымаемые у правонарушителей наркосредства и объективно квалифицировать их действия. В противном случае при необходимости направлять изъятые средства, вещества в другие органы или сторонние организации для проведения экспертиз возрастает вероятность не только нарушения процессуальных сроков доследственной проверки и расследования, но и вероятность утраты, хищения, ошибочной идентификации средств и веществ, то есть ухода преступников от уголовной ответственности.
Мероприятием предусматривается:
- развитие стационарной химической лаборатории УФСКН по Воронежской области для производства физико-химических исследований наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- приобретение автотранспорта для осуществления служебной деятельности;
- приобретение учебно-методической и пропагандистско-профилактической литературы и наглядной агитации для проведения профилактических мероприятий;
- обеспечение проведения оперативно-розыскных мероприятий УФСКН по Воронежской области.
Финансовые средства в сумме 7,0 млн. рублей будут направлены на:
1. Приобретение оборудования, лабораторных приборов, мебели, химических реактивов, посуды для развития стационарной химической лаборатории УФСКН по Воронежской области в целях производства физико-химических исследований наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на общую сумму 4703,4 тыс. руб., в том числе:
- лабораторное оборудование, приборы для криминалистических и химических лабораторий - 1425,0 тыс. руб.;
- оборудование специального назначения для подразделений УФСКН по Воронежской области - 1778,4 тыс. руб.;
- приобретение автотранспорта для приобретения служебной деятельности УФСКН по Воронежской области - 1500,0 тыс. руб., 6 автомобилей ВАЗ - 21093 для 6 межрайонных отделов (далее - МРО) управления, микроавтобус "Соболь" для проведения специальных операций отделом специального назначения управления.
2. Приобретение расходных материалов на общую сумму 500,0 тыс. руб. для химических и криминалистических лабораторий УФСКН по Воронежской области.
3. Другие расходы на общую сумму 1796,6 тыс. руб., в том числе приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
Развитие стационарных, передвижных химических лабораторий в УФСКН по Воронежской области и в МРО этого управления позволит в установленные законодательством России процессуальные сроки идентифицировать изымаемые у правонарушителей вещества, объективно квалифицировать их действия и снизить сроки производства химических исследований на 50%. Приобретение автотранспорта необходимо для осуществления служебной деятельности УФСКН по Воронежской области, что позволит сократить сроки выезда на места происшествий в 2 раза.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 7,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 3,5 млн. рублей;
2006 год - 3,5 млн. рублей.
3.8. Оснащение подразделений транспортной милиции
программно-техническим комплексом "Розыск-Магистраль"
Цель мероприятия: информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности подразделений криминальной милиции органов внутренних дел на транспорте по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также террористических проявлений.
Территория нашей страны продолжает оставаться транзитным коридором для международного преступного наркотрафика. По данным экспертов растет преступное производство наркотических средств и непосредственно в пределах Российской Федерации. В силу экономических причин возможности нашего государства по вложению значительных сил и средств в противодействие наркопреступности крайне ограничены. Система антинаркотического законодательства в нашей стране несовершенна, что отрицательно влияет на эффективность деятельности милицейских подразделений и наркологических служб.
Специфика современных международных и внутригосударственных общественных отношений в Российской Федерации, миграционных процессов на экономическом пространстве СНГ повышает значение Юго-Восточной железной дороги как основной транспортной магистрали, связывающей Северо-Кавказский, Средне-Азиатский и Южный регионы с центральной частью России. Данное обстоятельство не осталось незамеченным для криминальных структур, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Участок Юго-Восточной железной дороги значительной протяженности проходит по территории Воронежской области. В связи с этим вопросы выявления, пресечения и раскрытия преступлений на объектах железнодорожного транспорта, связанных с транспортировкой и сбытом наркотических веществ, для Воронежской области приобретают особую актуальность.
Развитие информационных технологий позволяет уже сегодня использовать средства вычислительной техники не только для пассивного накопления и хранения информации, но и как средство для выявления, раскрытия, предупреждения и профилактики совершения преступлений. Именно принцип использования информационно-аналитических систем в качестве основного средства выявления и раскрытия преступлений заложен в основу разработанного программно-технического комплекса (далее - ПТК) "РозыскМагистраль".
В настоящее время развитие транспорта и средств коммуникаций позволяет лицам, вынашивающим преступные замыслы, реализовывать их в короткие сроки и безнаказанно покидать место преступления. Все это ведет к значительному обострению криминогенной обстановки в обществе и, в частности, на объектах железнодорожного транспорта. Данные обстоятельства требуют повышения оперативности в принятии профилактических мер со стороны правоохранительных органов. На сегодняшний день наличие ПТК "Розыск - Магистраль" позволяет в автоматизированном режиме выявлять в пассажиропотоке лиц, причастных к наркоторговле или террористической деятельности. Поиск информации по базе архивных данных, накопленной за пять лет и составляющей более 500 миллионов записей, занимает от 1 до 5 секунд.
Мероприятием предусматривается приобретение вычислительных и программных средств (а также их отладка и техническое сопровождение) в следующем объеме:
- сервер баз данных, реализующий логику работы ПТК "РозыскМагистраль", все математические алгоритмы, анализирующие пассажиропоток на территории Воронежской области;
- сервер пополнения и анализа информации , предназначенный для автоматического пополнения всей поступающей в комплекс информации, а также для анализа ее целостности и непротиворечивости;
- рабочее место дежурного оператора ПТК "Розыск-Магистраль", позволяющее осуществлять учет результатов сравнения криминальных и транспортных баз данных;
- рабочее место аналитика по линии НОН , предназначенное для выявления в пассажиропотоке как отдельных лиц, так и организованных групп, занимающихся перевозкой наркотических средств по территории Воронежской области;
- рабочее место аналитика по линии терроризма , позволяющее выявлять в пассажиропотоке как отдельных лиц, так и организованные группы, причастные к террористической деятельности, а также анализирующее весь пассажиропоток по заданным аналитиком условиям (включая условия по национальному признаку или неполным установочным данным) для выявления в нем лиц, наиболее вероятно причастных к террористической деятельности;
- служебные программы, позволяющие передавать полученную информацию оперативным сотрудникам для ее реализации.
Финансовые средства в сумме 200 тыс. рублей будут направлены на:
1. Капитальные вложения - 164 тыс. руб:
1.1. Приобретение и монтаж оборудования - 77 тыс. руб.:
сервер баз данных, при объеме базы до 200 миллионов записей (технические характеристики не хуже: Pentium-3, 800 МГц, 2 ОЗУ по 512Мб, два жестких диска по 40 Гб, сетевая карта 100 Мбит Intel, CD-RW, оснащенный SCSI контроллером ) - 1 комплект - 15 тыс. руб.;
сервер пополнения и анализа информации (технические характеристики не хуже: Pentium-3 с тактовой частотой 800 МГц, ОЗУ 512 Мб, HDD - 40 Гб, оснащенный сетевой картой D-Link) - 1 комплект - 10 тыс. руб.;
рабочая станция (рабочее место дежурного оператора) (технические характеристики не хуже: Pentium-3, 800 МГц, ОЗУ 512Мб, жесткий диск 80 Гб, сетевая карта 100 Мбит Intel) - 1 комплект - 10 тыс. руб.;
рабочая станция (рабочее место аналитика по линии НОН и терроризма) (технические характеристики не хуже: базовый компьютер Pentium-3, 800 МГц, ОЗУ 512Мб, жесткий диск 80 Гб, сетевая карта 100 Мбит Intel) - 1 комплект - 10 тыс. руб.;
мониторы к персональным компьютерам с диагональю 17 дюймов - 4 шт. - 20 тыс. руб.;
пуско-наладочные работы - 12 тыс. руб.
1.2. Прочие расходы (приобретение программных средств) - 87 тыс. руб.
2. Другие расходы (техническое сопровождение программного комплекса) - 36 тыс. руб.
Выбор исполнителей программных мероприятий, поставщиков оборудования будет производиться на конкурсной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 20.03.2003 г.) и Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Внедрение ПТК "Розыск-Магистраль" в линейных отделах внутренних дел на станциях Воронеж и Лиски позволит получить преимущество во времени перед лицами, подготавливающими или совершающими преступления на объектах ЮВ ж.д., расположенных на территории Воронежской области, а также лицами, находящимися в розыске и транзитом перемещающимися по ЮВ ж.д. либо имеющими целью прибытие в г. Воронеж и Воронежскую область, примерно 10 - 12 часов. Данное обстоятельство с учетом специфики железнодорожного транспорта является решающим для подготовки и проведения мероприятий по пресечению и раскрытию разного рода преступлений. Основной эффект, связанный с реализацией предлагаемого мероприятия, предполагается получить в деятельности органов внутренних дел на транспорте по розыску и задержанию лиц, скрывающихся от правоохранительных органов и причастных к незаконному обороту наркотических средств. Анализ организации и результатов данной работы до и после введения ПТК "Розыск-Магистраль" позволяет сделать вывод о повышении эффективности данного направления оперативно-служебной деятельности на 15 - 20 процентов.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 0,2 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 0,1 млн. рублей;
2006 год - 0,1 млн. рублей.
3.9. Создание центра анонимной помощи
наркозависимым и их родственникам
Цель мероприятия: организация оказания бесплатной юридической и психологической помощи гражданам, страдающим наркозависимостью, и их родственникам, осуществление антинаркотической пропаганды, проведение мониторинга наркоситуации в области, осуществление социальной реабилитации и адаптации наркозависимых лиц.
За время употребления наркотиков наркобольной теряет социальные связи, профессиональные навыки, знания. Наркозависимый человек, так же как и его близкие, может обратиться за медицинской помощью в ГУ "Областной наркологический диспансер" и в МУЗ "Городская наркологическая больница".
После прохождения медицинского лечения в учреждениях здравоохранения человек и его близкие остаются один на один со своими проблемами. В данный период необходима комплексная поддержка и содействие в ресоциализации в здоровую среду и осуществление мер по предупреждению употребления наркотиков в будущем.
Необходимость консультирования наркозависимых лиц и их близких подтверждается работой "телефона доверия", работавшего в общественном общероссийском движении "За права человека" под эгидой РОА "Общественная палата Воронежской области", с осени 2003 года. В среднем за один месяц поступало около 80 звонков. Звонившие получили исчерпывающие консультации по вопросам профилактики наркомании, адаптации наркоманов к нормальным жизненным условиям.
По результатам мониторинга, проводимого АНО "Мы выбираем жизнь" в апреле 2004 года среди подростков и их родителей микрорайона ВАИ, на вопрос о необходимости создания центров анонимной помощи положительно ответило 86% респондентов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" одним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту является привлечение негосударственных организаций к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
Мероприятием предполагается создание центра анонимной помощи наркозависимым и их родственникам (далее - Центр), приобретение мебели, оргтехники, методической литературы, подключенне# телефонной линии, осуществление информационного сопровождения и организация работы Центра в арендованном помещении площадью 52,2 кв.м.
Для работы в Центре будут привлечены сотрудники: наркоманолог, психолог - сотрудники ГУ "Областной наркологический диспансер", юрист, консультанты на "телефоне доверия" - волонтеры Фонда, работающие на безвозмездной основе.
Финансовые средства в сумме 360 тыс. рублей будут направлены на:
1. Приобретение:
- оборудования - 22 тыс. руб.;
- мебели - 8 тыс. руб.;
- методической литературы - 2 тыс. руб.;
- канцтоваров - 2 тыс. руб.
2. Оплату аренды помещения площадью 52,2 кв.м. в сумме 11500 руб. в месяц; за 2 года - 276 тыс. руб.
3. Осуществление текущего ремонта помещения - 16 тыс. руб.
4. Информационное сопровождение деятельности Центра, которое включает в себя размещение рекламы в газете "Воронежский курьер" (4 объявления в год - 16 тыс. руб.) и на Воронежском государственном радио (12 объявлений в год - 4 тыс. руб.) - 20 тыс. руб.
5. Оплату телефонной линии за 2 года - 14 тыс. руб.
Для реализации мероприятия предлагается использовать помещение площадью 52,2 кв.м. по ул. Волгоградской, 30, к.414. Собственник помещения - ЗАО "Машоптторг". В настоящее время арендатором является ООО фирма "Кватро". Договор аренды на указанное помещение в случае начала реализации мероприятия будет заключен. Проведение текущего ремонта необходимо для поддержания в надлежащем состоянии помещения.
Мебель и компьютер требуются для хранения документации, в т.ч. в электронном виде, приема посетителей и работы специалистов центра, проведения индивидуальных и групповых консультаций.
Средства связи нужны для взаимодействия с аналогичными центрами и центрами длительной реабилитации наркозависимых в стране и мире, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Стоимость оплаты телефонной линии определена на основании имеющегося опыта работы.
Канцелярские принадлежности требуются для ведения переписки, выдачи письменных консультаций посетителям Центра и т.д.
Информацию о деятельности Центра предполагается распространять на правах рекламы в периодических изданиях и электронных СМИ. Это требуется для популяризации деятельности Центра, доведения до заинтересованных граждан информации о помощи, оказываемой Центром.
Для повышения квалификации сотрудников Центра предполагается закупка и подписка на специальную методическую литературу (подписка на журнал "Наркомат", работы А. Берестова, А.В. Ляховича и др.)
Выполнение мероприятия позволит увеличить число граждан, получивших консультации по вопросам профилактики и реабилитации наркомании, до 1500-2000 человек в год, привлечь внимание общественности и заинтересованных организаций к проблемам наркозависимых лиц и их близких, улучшить качество оказываемой им профилактической помощи. В итоге появится первый в Воронежской области центр анонимной помощи наркозависимым лицам и их близким.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов за счет средств областного бюджета в размере 0,36 млн. рублей, в том числе по годам:
2005 год - 0,18 млн. рублей;
2006 год - 0,18 млн. рублей.
4. Механизм реализации Программы
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2006 годы" реализуется на нормативной правовой базе, основанной на положениях действующего законодательства, постановлениях Правительства Российской Федерации, правовых актах Воронежской области.
Реализация мероприятий Программы проводится заказчиком-координатором - главным управлением здравоохранения администрации Воронежской области, заказчиком Программы - УФСКН по Воронежской области, основными исполнителями Программы - ГУВД Воронежской области, главным управлением образования администрации области, областным военным комиссариатом, ГУ УИН Минюста России по Воронежской области, ГУ ВРЦСЭ Минюста России, Ю-В УВДт, НКО "Фонд профилактики, лечения и реабилитации наркомании" в соответствии с разделом 6 "Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ", утвержденного постановлением администрации области от 8 октября 2002 года N 863 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Предложения по корректировке Программы в процессе ее реализации вносятся заказчиком-координатором установленным порядком.
В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 20.03.2003 г.) выбор исполнителей программных мероприятий, поставщиков оборудования будет проводиться на конкурсной основе.
Имущество, приобретенное за счет средств областного бюджета, является областной собственностью и будет передано исполнителям мероприятий Программы на условиях договоров безвозмездного пользования в соответствии с действующим законодательством.
Содержание мероприятий Программы и объем их финансирования будут корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансовых средств для реализации Программы составляет 22,8 млн. рублей.
Средства на финансирование мероприятий Программы предусматриваются Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2005 год" и Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2006 год". Заявки на ассигнования из областного бюджета для финансирования мероприятий будут поданы в установленном порядке.
Финансирование Программы будет осуществляться в течение 2005 - 2006 годов из средств областного бюджета на безвозвратной основе (приложение 3).
Расходы по статьям затрат:
- капитальные вложения - 17,6934 млн. рублей (77,6%);
- приобретение оборотных средств - 2,0926 млн. рублей (9,2%);
- другие расходы - 3,014 млн. рублей (13,2%).
6. Оценка эффективности, социально-экономических
последствий от реализации Программы
Основные результаты реализации Программы приведены в приложении 2.
Реализация Программы позволит:
- сократить распространение наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений до уровня минимальной опасности для общества;
- ежегодно привлекать к реабилитационным мероприятиям 50 - 60 больных наркоманией;
- обеспечить проведение до 2000 исследований в год на наличие наркотических средств в биосредах живых лиц;
- увеличить в 1,5 раза объем исследований изымаемых наркотических веществ и снизить на 20 - 30% сроки производства данных исследований;
- обеспечить оперативный контроль за спецконтингентом "группы риска" в учреждениях УИС, расположенных на территории Воронежской области, а также проведение плановых и внеплановых проверок этой категории лиц на наличие алкоголя и наркотиков в организме;
- улучшить оперативную обстановку в учреждениях УИС вследствие снижения уровня противоправных действий со стороны осужденных-потребителей наркотиков на 50%;
- снизить риск диагностических ошибок при медицинском освидетельствовании подозреваемых в употреблении психоактивных веществ (ПАВ) на 50% и обеспечение 100%-ного контроля проводимого лечения больных алкоголизмом и наркоманией (токсикоманией);
- в течение года охватить тестированием до 9400 человек, призываемых на военную службу;
- обучить по профилактическим программам в учебном году более 100 тысяч учащихся 7 - 11 классов во всех районах области и около 40 тысяч их родителей в соответствии с требованиями Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной Министерством образования (приказ N 619 от 28.02.2000 г.);
- увеличить на 20 - 25% количество изымаемых из незаконного оборота наркотиков опийной группы;
- снизить на 50% сроки производства химических исследований, проводимых УФСКН по Воронежской области, что в конечном итоге позволит в установленные законодательством процессуальные сроки идентифицировать изымаемые у правонарушителей вещества и приведет к увеличению количества уголовных дел, направляемых в суд по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков;
- повысить оперативность служб, занимающихся пресечением незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, в связи с сокращением в 2 раза срока выезда на место происшествия, а также при введении ПТК "Розыск-Магистраль" ввиду полученного преимущества по времени перед лицами, подготавливающими или совершающими преступления на объектах ЮВ ж.д.;
- получить анонимную консультацию по вопросам профилактики и реабилитации наркомании населению (до 1500 - 2000 человек в год), создать в области центр анонимной помощи наркозависимым лицам и их близким.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Комплексное управление Программой осуществляет в соответствии с действующим законодательством государственный заказчик-координатор - главное управление здравоохранения администрации Воронежской области, который:
- осуществляет текущее управление и контроль за ходом реализации Программы и координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- проводит согласование объемов финансирования Программы;
- в соответствии с регламентом вносит в Экспертный совет по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области предложения по корректировке Программы, в том числе по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств;
- организует проведение конкурсного отбора исполнителей программных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- подготавливает проекты нормативно-правовых документов, направленных на обеспечение реализации Программы.
Государственный заказчик Программы - УФСКН по Воронежской области и исполнители основных мероприятий заключают в установленном порядке договоры и контракты с исполнителями работ по мероприятиям Программы.
Исполнители основных мероприятий (ГУВД Воронежской области; УФСКН по Воронежской области; главное управление образования администрации Воронежской области; областной военный комиссариат; ГУ ВРЦСЭ Минюста России; ГУ УИН Минюста России по Воронежской области; Ю-В УВДт; НКО "Фонд профилактики, лечения и реабилитации наркомании") представляют государственному заказчику-координатору Программы ежеквартальные и годовые отчеты о реализации Программы.
В своей работе государственные заказчики Программы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.
Финансовый контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
<< Назад |
Приложение 1. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Воронежской областной Думы от 27 января 2005 г. N 1137-III-ОД "Об областной целевой программе "Комплексные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.