Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Система программных мероприятий
Цель Программы предполагается достичь на основе реализации комплекса мероприятий, которые объединены по основным направлениям:
1. Совершенствование государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения.
Цели мероприятия: создание и введение в действие финансовоэкономических и организационных механизмов воздействия на участников дорожного движения, совершенствование систем мониторинга общественного мнения и оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, обеспечение необходимых условий БДД на междугородных пассажирских и международных грузовых автоперевозках.
Обстановка с аварийностью в стране, в том числе в Воронежской области, обостряется и, начиная с 2001 года, отмечается рост основных ее показателей. Аварийность в свою очередь обусловлена сознательным пренебрежением участниками дорожного движения нормами и правилами, действующими в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, состоянием дорожной и транспортной инфраструктуры, техническим состоянием эксплуатирующегося автотранспорта.
За 2003 год на территории Воронежской области зарегистрировано 2970 (+1,8%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 658 (+8,0%) и получило ранения 3410 (+4,6%) человек. Тяжесть последствий составила 16,8 погибших на 100 пострадавших (по России 13,4).
Основной причиной ДТП является крайне низкая транспортная дисциплина водителей. Широкое распространение получило игнорирование ими Правил дорожного движения. Растет агрессивность вождения. Из-за нарушений Правил дорожного движения водителями транспортных средств совершено 2477 ДТП (83,4 % к общему количеству ДТП), в которых погибло 568 и ранено 2989 человек.
С участием детей совершено 320 ДТП (6,3 % от общего количества совершенных ДТП), в которых погибло 29 и ранено 328 подростков.
Две трети (67,1%) всех дорожно-транспортных происшествий (1994 ДТП) совершено в городах и населенных пунктах. Улично-дорожная сеть области не в полной мере соответствует требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Более половины дорог имеют недостаточную прочность дорожного покрытия, свыше трети - требуют реконструкции. Из-за неудовлетворительного состояния автодорог в 2003 году совершено 626 ДТП (21% от общего количества аварий), в которых 130 человек погибло и 707 ранено.
За I квартал 2004 года совершено 441 (+29,3%) дорожнотранспортное происшествие, в котором 72 человека погибло (+9,1%) и 513 получило ранения (+34,6%). По сравнению с прошлым годом на 14% увеличилось количество ДТП со смертельным исходом: на 100 пострадавших приходится 12,3 погибших. На 50% увеличилась аварийность по вине нетрезвых водителей, на 6,3% - с участием детей.
Мероприятием предполагается:
- организация на базе учебно-курсовых комбинатов автомобильного транспорта некоммерческой организации "Ассоциация профессионального транспортного образования Воронежской области" с целью объединения и координации усилий, направленных на поддержание и развитие системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров автотранспортного комплекса области;
- организация на базе ООО ПО "Илона" "Учебного центра по подготовке водителей автотранспортных средств и менеджеров по организации международных автомобильных перевозок" (300 чел.);
- разработка дополнительных лицензионных требований к предприятиям и организациям, осуществляющим обучение и переобучение водителей транспортных средств, в части их оснащенности наглядными пособиями по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП и обучению преподавательского состава;
- разработка и внедрение в дополнение к существующей "Карте анализа ДТП" "Карты исследования психосоматического состояния водителя, совершившего ДТП", "Комплекса психофизиологического тестирования водителей-профессионалов" для выявления скрытых соматических и психических заболеваний, оценки психомоторики и психоустойчивости водителей автобусов;
- приобретение средств оказания ПМП, огнетушителей, запасных частей к автобусам, непосредственно влияющих на безопасность дорожного движения и оснащение ими предприятий, осуществляющих междугородные пассажирские перевозки (31 ПАТП);
- обучение и переобучение в соответствии с разработанным "Пособием по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе" преподавателей автошкол, операторов АЗС, сотрудников дорожных служб правилам оказания соответствующей экстренной медпомощи (100 человек);
- обучение и переобучение водителей автотранспортных средств, осуществляющих международные перевозки в "Учебном центре по подготовке водителей и менеджеров международных автоперевозок" (300 чел.);
- проведение мониторинга различных групп респондентов (инвалиды, пенсионеры, водители автотранспорта, школьники и др.) по проблемным вопросам обеспечения БДД с целью совершенствования информационного воздействия на формирование общественного мнения.
Ожидаемые результаты:
- повышение роли общественных организаций в части совершенствования образовательного процесса подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, снижение уровня аварийности среди владельцев индивидуального автотранспорта;
- снижение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий на междугородных пассажирских перевозках;
- повышение уровня подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, в том числе осуществляющих международные перевозки (300 чел.);
- снижение негативных последствий от ДТП путем внедрения "Карты исследования психосоматического состояния водителя, совершившего ДТП", в качестве профилактики аварийности - "Комплекса психофизиологического тестирования водителей-профессионалов" (для выявления скрытых соматических и психических заболеваний, оценки психомоторики и психоустойчивости водителей автобусов);
- повышение уровня подготовки водителей транспортных средств путем оснащения учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств, наглядными пособиями по оказанию первой медицинской помощи, обучения и переобучения преподавателей автошкол Правилам оказания экстренной медпомощи (100 чел.).
Социальный эффект от реализации мероприятия составит 0,121 млн. руб. Дополнительные платежи в бюджеты различных уровней составят 0,64 млн. руб.
Финансирование мероприятия будет осуществляться за счет собственных средств Воронежского филиала ОАО "Русская страховая транспортная компания" (3,124 млн. руб.), Автономной некоммерческой организации "Центр догоспитальной медицинской помощи" (0,1 млн. руб.), некоммерческой организации "Ассоциация профессионального транспортного образования Воронежской области" (0,350 млн. руб.), Борисоглебского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта (0,008 млн. руб.), ООО ПО "Илона" (0,3 млн. руб.).
2. Совершенствование государственной политики в работе с участниками дорожного движения.
Цели мероприятия: совершенствование систем воспитания и обучения детей безопасному поведению на автодорогах, подготовки и переподготовки водительских кадров в образовательных учреждениях и организациях независимо от форм собственности, повышение профмастерства водителей автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки, проведение аттестации исполнительных руководителей и специалистов транспортных подразделений, отвечающих за БДД.
Дальнейшее формирование безопасного поведения участников дорожного движения, в основном, осуществляется за счет совершенствования систем воспитания и обучения детей безопасному поведению на автодорогах, подготовки и переподготовки водительских кадров в образовательных учреждениях и организациях независимо от форм собственности, повышения профмастерства водителей автотранспортных средств, проведения аттестации исполнительных руководителей и специалистов транспортных подразделений, отвечающих за БДД.
Решающую роль в совершении ДТП играет человеческий фактор: более 80 % всех происшествий связаны с недисциплинированностью водителей транспортных средств, несоблюдением ими Правил дорожного движения.
По итогам 2003 года зарегистрировано 320 (+6,3 %) ДТП с участием детей, в которых погибло 28 (+12,0 %) детей и подростков.
Рост ДТП по вине водителей автобусов отмечается последние три года. По итогам 2003 года с участием автобусов совершено 713 ДТП (+57,4 %), из них по вине водителей автобусов - 361 ДТП (+50,0 %).
Одним из факторов, способствующих росту аварийности на пассажирском транспорте, является незнание или сознательное нарушение перевозчиками требований нормативных актов в сфере функционирования автомобильного транспорта.
Подготовка водительских кадров во многом не отвечает современным требованиям, поэтому качество обучения водителей снижается.
Мероприятием предполагается проведение:
- в рамках деятельности учебно-курсовых комбинатов тематических занятий по учебной программе "Грамотный пешеход и пассажир", семинаров-совещаний с руководителями образовательных учреждений автотранспортного профиля;
- в детских дошкольных и школьных учреждениях внеклассных уроков по соблюдению Правил дорожного движения, тематических спортивно-массовых мероприятий "Зеленая волна", "Безопасное колесо", "Малая академия 555", "Рокер", конкурсов на лучший рисунок (плакат), частушку, турниров эрудитов "АВС" по тематике, связанной с безопасностью дорожного движения;
- циклов передач, выступлений в средствах массовой информации с участием руководителей заинтересованных организаций и учреждений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения ;
- ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей автобусов (Приказ Минтранса РФ от 09.03.95. N 27 о повышении качества подготовки водительского состава);
- обучения и аттестации исполнительных руководителей и специалистов транспортных подразделений, отвечающих за БДД.
Ожидаемые результаты:
- дальнейшее развитие систем формирования безопасного поведения участников дорожного движения и уменьшение риска совершения ДТП с участием детей, по вине владельцев индивидуального транспорта и водителей со стажем менее 3-х лет (совершенствование образовательного процесса водителей транспортных средств, обучение школьников и подростков основам безопасного поведения на дорогах);
- снижение уровня риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий с участием пассажирского автотранспорта путем совершенствования процесса подготовки и переподготовки водителей автобусов;
- снижение аварийности на дорогах области и областного центра путем повышения уровня организации БДД в предприятиях транспортного комплекса, в том числе осуществляющих пассажирские перевозки.
Финансирование мероприятия будет осуществляться за счет собственных средств Воронежского областного отделения ОО "Всероссийское общество автомобилистов" (0,398 млн.руб.) и некоммерческой организации "Ассоциация профессионального транспортного образования Воронежской области" (0,2 млн.руб.).
Социальный эффект от реализации мероприятия составит 0,018 млн.руб. Дополнительные платежи в бюджеты различных уровней составят 0,051 млн.руб.
3. Совершенствование организации дорожного движения.
Цель мероприятия: дальнейшее совершенствование системы организации дорожного движения, профилактика и устранение мест концентрации ДТП на областных, федеральных дорогах и уличнодорожной сети города Воронежа.
Не соответствующая современным требованиям безопасности дорожного движения инфраструктура улично-дорожной сети области и областного центра негативно сказывается на положении с аварийностью в автотранспортном комплексе. Пропускная способность улиц и дорог не соответствует интенсивности движения транспортных средств. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза, а плотность транспортных потоков продолжает возрастать. В областном центре 30 % дорожной сети работает в условиях постоянного образования заторов и создания аварийных ситуаций при пропуске транспортных средств и пешеходных потоков. Средняя скорость движения транспорта по городским автомагистралям снизилась до 25 км/час.
Мероприятием предполагается:
- реконструкция 20 светофорных объектов с использованием светодиодных источников и введением "зеленой волны" с целью увеличения пропускной способности основных магистралей областного центра;
- установка новых и замена пришедших в неудовлетворительное состояние 4725 знаков организации дорожного движения;
- нанесение дорожной разметки на 2595 км областных, 1174,52 км федеральных автодорог и на. 37,54 тыс.кв.м улично-дорожной сети г. Воронежа.
Ожидаемые результаты:
- снижение риска возникновения ДТП на федеральных, областных дорогах общего пользования, улично-дорожной сети г. Воронежа путем упорядочения организации дорожного движения, установки и замены 2500 дорожных знаков на федеральных и 2225 знаков на областных автомобильных дорогах, нанесения дорожной разметки на 1174,52 км федеральных дорог и на 2595 км областных дорог, на 37,54 тыс.кв.м улично-дорожной сети г. Воронежа;
- увеличение пропускной способности основных магистралей областного центра, снижение на них количества очагов аварийности путем модернизации 20 светофорных объектов и введения "зеленой волны".
Финансирование мероприятия будет осуществляться за счет:
- финансовых средств областного бюджета, запланированных для выделения главному управлению автомобильных дорог на 2005 год на выполнение основных видов работ и планируемых к выделению на 2006 год (31,8 млн. руб.);
- финансовых средств областного бюджета, запланированных для выделения ГУ "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление" на реконструкцию и замену светофорных объектов в 2005 году и планируемых к выделению на 2006 год (6,0 млн. руб.);
- финансовых средств федерального бюджета, запланированных Минтрансом РФ для выделения ГУ "Черноземуправтодор" на выполнение основных видов работ в 2005 году и планируемых к выделению на 2006 год (94,95 млн. руб.);
- финансовых средств бюджета г. Воронежа, запланированных для выполнения необходимых работ в 2005 году и планируемых к выделению на 2006 год (13,44 млн. руб.).
Социальный эффект от реализации мероприятия составит 4,56 млн. руб. Дополнительные платежи в бюджеты различных уровней составят 13,242 млн. руб.
4. Совершенствование условий дорожного движения на дорогах общего пользования.
Цель мероприятия: проведение необходимого комплекса ремонтновосстановительных работ на областных и федеральных автодорогах, улично-дорожной сети г. Воронежа, реконструкция и ремонт мостов, путепроводов, обустройство посадочных площадок для пассажиров, тротуарных дорожек и пешеходных переходов, мест пересечения и примыкания к основным автомагистралям.
Протяженность автомобильных дорог Воронежской области составляет 17,2 тыс. км. Большая часть автомагистралей построена из расчета нормативной нагрузки 6 тонн на ось и сегодня не соответствует существующей интенсивности дорожного движения и грузонапряженности. Более половины автодорог области небезопасны для движения транспорта: нет дорожной разметки, световозвращающих знаков, многочисленны неорганизованные грунтовые съезды, по которым на дорогу выносится чернозем, отсутствуют силовые ограждения на высоких и узких насыпях, нет тротуаров и освещения в населенных пунктах.
21,1 % дорожно-транспортных происшествий в области (по России 26,6%) связаны с неудовлетворительным состоянием улиц и дорог. Всего в течение 2003 года зарегистрировано 626 таких ДТП, в которых погибло 130 и ранено 707 человек.
Мероприятием предполагается выполнение следующего объема работ:
1. На федеральных дорогах:
- проведение ремонтно-восстановительных работ дорожного полотна - 421,62 км;
- реконструкция и ремонт 4 мостов (316,47 пог.м), 3 путепроводов (207,06 пог.м) и 4 надземных пешеходных переходов (302,0 пог.м);
2. На областных дорогах (районы области):
- ремонт дорожного полотна - 2890,0 км;
- уширение дорожной одежды до норм, соответствующих категории автодороги - 5,0 км;
- устройство примыканий и пересечений - 9/2,6 шт./км;
- исправление и замена поврежденных дорожных ограждений и направляющих устройств - 11,9 км;
3. На улично-дорожной сети г. Воронежа:
- устройство пешеходных дорожек и тротуаров - 125,92 тыс.кв.м;
- спрямление горизонтальных кривых малого радиуса с устройством переходно-скоростных полос - 2,66 тыс.кв.м;
- устройство разворотных площадок - 5,34 тыс.кв.м;
- строительство транспортных развязок в одном уровне - 38,0 тыс.кв.м.
Ожидаемые результаты:
Снижение вероятности совершения ДТП, тяжести их последствий и устранение мест концентрации ДТП на федеральных, областных дорогах и улично-дорожной сети г. Воронежа за счет проведения ремонтновосстановительных дорожных работ, реконструкции и ремонта мостов, путепроводов.
Финансирование мероприятия будет осуществляться за счет средств:
- федерального бюджета (средства, запланированные Минтрансом РФ для ГУ "Черноземуправтодор" на выполнение основных видов деятельности в 2005 году и планируемые к выделению на 2006 год - 991,532 млн. руб.;
- областного бюджета (средства, запланированные для главного управления автомобильных дорог на выполнение основных видов работ в 2005 году и планируемые к выделению на 2006 год) - 1190,1 млн. руб.;
- бюджета г. Воронежа (средства, запланированные на выполнение дорожных работ в 2005 году и планируемые к выделению на 2006 год) - 59,04 млн. руб.
Социальный эффект от реализации мероприятия составит 69,9 млн. руб. Дополнительные платежи в бюджеты различных уровней составят 202,983 млн. руб.
5. Обеспечение безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД".
Цель мероприятия: повышение безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" за счет выполнения комплекса мероприятий по проведению их капитального ремонта с укладкой резинотехнического настила и оснащению переездов необходимыми средствами организации дорожного движения.
Обстановка с безопасностью дорожного движения на железнодорожных переездах в случае совершения ДТП из-за большого количества человеческих жертв и материального ущерба требует особого внимания. По итогам 2003 года тяжесть последствий таких ДТП составила 37 погибших на 100 пострадавших.
В 2003 году проведено совместное обследование состояния переездов представителями УГИБДД, ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД", дорожных и коммунальных служб: по данным проверок из 321 обследованного переезда 244 имеют неудовлетворительные условия содержания.
Все ДТП произошли из-за нарушения водителями Правил дорожного движения: за нарушение Правил проезда железнодорожных переездов к административной ответственности привлечено в течение года 1569 водителей автотранспортных средств. Проведенные комплексные проверки содержания железнодорожных переездов ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" показывают, что уровень их технической оснащенности не отвечает в полной мере существующим требованиям обеспечения безопасности дорожного движения. Практически на всех переездах отсутствует разметка проезжей части на подходах к ним, на каждом втором отмечается неудовлетворительное состояние проезжей части, отсутствие дорожных знаков, ограждающих устройств, каждый пятый имеет неровности дорожного покрытия, на каждом четвертом не обеспечена нормальная видимость, каждый третий не обустроен дорожными знаками.
Всего за 2003 год по результатам проверок должностным лицам, ответственным за содержание переездов, было выдано 156 предписаний, 54 руководителя привлечены к административной ответственности.
Обстановка с обеспечением необходимых условий БДД на переездах ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" осложняется тем, что, начиная с 2001 года, максимальная скорость подвижного состава на главном ходу доведена до 120 км/час. При имеющемся положении дел с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах области вероятность совершения ДТП в этих местах более чем очевидна.
Мероприятием предполагается проведение капитального ремонта 17 железнодорожных переездов ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД", оборудование на 6 переездах устройств заграждения.
Ожидаемые результаты:
Снижение риска возникновения ДТП на железнодорожных переездах ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" за счет осуществления ремонтных работ на 17 переездах и оборудования 6 переездов устройствами заграждения.
Финансирование мероприятия будет осуществляться за счет собственных средств ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" - 8,1 млн.руб.
Социальный эффект от реализации мероприятия составит 0,252 млн. руб. Дополнительные платежи в бюджеты различных уровней составят 0,732 млн. руб.
6. Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Цель мероприятия: повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения путем совершенствования технического обеспечения дорожно-патрульной службы ГИБДД, расширение сети пунктов технического контроля транспортных средств с использованием средств технического диагностирования.
Серьезную проблему представляет резкое падение транспортной дисциплины участников движения: более 80 % ДТП произошли по вине водителей транспортных средств. В последнее время в области наблюдается значительный рост преступлений, связанных с использованием автотранспортных средств, в том числе преступных посягательств на транспортные средства (ежегодно совершается более 600 краж и до 300 угонов автотранспорта). Не меньшую опасность представляют лица, совершившие ДТП и скрывшиеся с места преступления.
Автотранспортный парк области, насчитывающий в настоящее время более 700 тыс. транспортных средств, имеет тенденцию старения: по данным УГИБДД ГУВД Воронежской области более 60 % автомобилей эксплуатируются за пределами установленных моторесурсов и со сроком эксплуатации более 10 лет. В связи с распадом автотранспортных предприятий упразднены ведомственные службы безопасности дорожного движения. Из общего количества транспортных средств более 90 % находятся в индивидуальном пользовании, технический контроль за которыми со стороны государства существенно ограничен. Отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием автомототранспортных средств приводит к снижению их технической надежности и росту аварийности. Только за 2003 год в области совершено по причине технической неисправности транспортных средств 66 ДТП, в которых погибло 15 и ранено 72 человека. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП по указанной причине увеличилось на 17,9 %. В целях усиления контроля за техническим состоянием эксплуатирующихся транспортных средств в области введен контроль за техсостоянием транспортных средств с использованием диагностического оборудования и планируется введение в эксплуатацию пунктов технической диагностики транспортных средств в каждом районе области.
Мероприятием предполагается:
1. Приобретение за счет собственных средств УГИБДД ГУВД:
- современных контрольно-измерительных приборов для фиксации и выявления нарушителей Правил дорожного движения:
- передвижного комплекса для розыска угнанных транспортных средств "Сова-М" - 1 ед. (для использования УГИБДД ГУВД);
- измерителей скорости движения транспортных средств "Искра - 1В" - 180 ед. (для замены полностью самортизированных);
- переносных радиостанций ДПС - 300 ед. (для замены подлежащих списанию);
- патрульных автомобилей ДПС - 150 ед. (для замены подлежащих списанию).
2. За счет привлечения инвестиций со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дальнейшее развитие сети станций технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования.
Ожидаемые результаты:
- сокращение аварийности на дорогах области за счет повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности дорожно-патрульной службы ГИБДД;
- повышение уровня раскрываемости преступлений, связанных с угоном транспортных средств на 5 - 7 %;
- повышение технического состояния транспортных средств.
Финансирование мероприятия будет осуществляться исходя из наличия собственных средств УГИБДД ГУВД в объеме 26,996 млн. руб.
Социальный эффект от реализации мероприятия составит 0,842 млн. руб. Дополнительные платежи в бюджеты различных уровней составят 2,432 млн. руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.