Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 22 марта 2006 г. N 42-II
Муниципальная целевая программа
"Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации
в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)"
Воронеж 2006 г.
Паспорт муниципальной целевой Программы
Наименование | Муниципальная целевая программа "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)" |
Основание для разработки |
Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 г. N 1394 "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправ- ления" (с изм. и доп. от 24.08.2002 г., 8.04.2003 г., 8.12.2005 г.). Постановление Правительства РФ от 26.11.2001 г. N 815 "О федеральной целевой программе "Сохранение и развитие ар- хитектуры исторических городов (2002-2010 годы)". Постановление Правительства РФ от 5.12.2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (Подпрограммы "Автомобильные дороги", "Безопасность дорожного движения" Постановление Воронежской областной Думы от 30.06.2005 г. N 166-IV-ОД "Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в Воронежской области на 2005-2006 годы". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 08.07.2005 г. N 447-р "О разработке муниципальной целевой программы "Развитие городского пассажирского транспорта в г. Воронеже на 2006-2008 г.". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 13.07.2005 г. N 466-р "О разработке муниципальной целевой программы "Дороги" на 2006 г.". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 15.08.2005 г. N 533-р "О разработке муниципальной целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2006 г.". Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2002 г. N 736-р "О программе (основных направлениях) проведения в российском обществе пропаганды здорового образа жизни на 2002-2008 годы". Постановление Воронежской областной Думы от 31.10.2002 г. N 476-III-ОД "Об областной целевой программе "Формирова- ние здорового образа жизни у населения Воронежской облас- ти на 2002-2006 годы". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 28.11.2005 г. N 778-р "О разработке муниципальной целевой программы "Формирование здорового образа жизни населения городского округа город Воронеж на 2006-2009 годы". Постановление Воронежской областной Думы от 03.07.2003 г. N 648-III-ОД "Об областной целевой программе "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003-2006 годы и на период до 2010 года". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 28.11.2005 г. N 781-р "О разработке муниципальной целевой программы "Развитие здравоохранения городского округа го- род Воронеж на 2006-2010 годы". Постановление Правительства РФ от 13.11.2001 г. N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)" (Подпрограммы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России", "Вакцинопрофилактика", "О мерах по развитию он- кологической помощи населению Российской Федерации", "Не- отложные меры по предупреждению распространения в Россий- ской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммуноде- фицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)"). Постановление Воронежской областной Думы от 30.06.2005 г. N 152-IV-ОД "Об областной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Воронежской области на 2005-2009 годы". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 29.07.2005 г. N 501-р "О разработке муниципальной целевой программы "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом в го- родском округе город Воронеж на 2005-2009 г.г.". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 28.11.2005 г. N 779-р "О разработке муниципальной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 2006-2010 годы". Постановление Воронежской областной Думы от 30.09.2004 г. N 941-III-ОД "Об областной целевой программе "Онкология (2004-2007 г.г.)" (с изм. от 3.03.2005 г.)". Распоряжение Главы городского округа город Воронеж от 30.11.2005 г. N 799-р "О разработке муниципальной целевой программы "Онкология на 2006-2008 годы". Постановление Воронежской областной Думы от 26.09.2002 г. N 454-III-ОД "Об областной целевой программе по предуп- реждению распространения в Воронежской области заболева- ния, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-ин- фекции) на 2002-2007 годы (АНТИ-ВИЧ/СПИД)". Постановление Правительства РФ от 17.07.2001 г. N 540 "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение ар- териальной гипертонии в Российской Федерации". Постановление Воронежской областной Думы от 26.09.2002 г. N 453-III-ОД "Об областной целевой программе "Профилакти- ка и лечение артериальной гипертонии в Воронежской облас- ти на 2002-2008 годы". Постановление Правительства РФ от 3.10.2002г. N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы" (Подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Одаренные дети"). Постановление Воронежской областной Думы от 30.06.2005 г. N 156-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Дети Воронежской области" на 2005-2006 годы" (Подпрог- раммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних", "Одаренные дети"). Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. N 422 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы". Распоряжение Администрации Воронежской области от 14 мая 2005 г. N 661-р "О разработке областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан Воронежской области на 2006-2010 годы". Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 г. N 803 "О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы". Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 г. N 1340-р "О концепции федеральной целевой программы развития обра- зования на 2006-2010 годы". Распоряжение администрации Воронежской области от 19.04.2005 г. N 543-р "О разработке областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы". Распоряжение администрации Воронежской области от 19.04.2005 г. N 544-р "О разработке областной целевой программы "Формирование единой информационной среды сис- темы образования Воронежской области на 2006-2010 годы". Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 833 "О федеральной целевой программе "Русский язык (2006 - 2010 годы)". Распоряжение Правительства РФ от 5.09.2005 г. N 1355-р "О Концепции федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)". Постановление Правительства РФ от 8.12.2005 г. N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)". Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2005 г. N 1432-р "О Концепции федеральной целевой программы "Культура Рос- сии (2006-2010 годы)". Распоряжение Администрации Воронежской области от 28 ап- реля 2003 г. N 653-p "О разработке областной целевой про- граммы "Развитие культуры Воронежской области на 2004 - 2008 гг.". Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (с изм. от 26.07.2004 г.). Постановление Воронежской Областной Думы от 17.11.2005 г. N 248-IV-ОД "Об областной целевой программе "Информатиза- ция Воронежской области на 2006-2010 годы" (29-4-ППд)" |
Заказчик программы |
Администрация городского округа город Воронеж |
Основные разработчики программы |
Кудрявцева Г.А. Кретинин Ю.П. Петров Д.С. Комитет опеки и попечительства администрации городского округа город Воронеж |
Цели и задачи программы |
Цели программы: - формирование условий для устойчивого социально-экономи- ческого развития городского округа город Воронеж, эффек- тивной реализации конституционных полномочий местного са- моуправления; - сохранение, восстановление и совершенствование архитек- турной среды, всего архитектурного облика исторического города Воронежа как важнейшего компонента национального культурного достояния России; - обеспечение благоприятных предпосылок для улучшения функционирования города Воронежа, создания комфортных ус- ловий проживания; - гармоничное развитие и эффективное функционирование всех видов транспорта, решение социальных проблем населе- ния в данной сфере; - обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущес- тва, повышение гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах; - активизация профилактики заболеваний и состояний, фор- мирование здорового образа жизни для обеспечения общест- венного здоровья; - реализация на территории городского округа город Воро- неж прав граждан на доступную и бесплатную квалифициро- ванную медицинскую помощь; модернизация и дальнейшее раз- витие здравоохранения в городском округе город Воронеж; - снижение заболеваемости и смертности населения, стаби- лизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболе- ваниями социального характера, на основе решения проблем их профилактики; - комплексное решение проблем профилактики, диагностики и лечения артериальной гипертонии; - снижение в городском округе город Воронеж заболеваемос- ти населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда); - укрепление системы профилактики безнадзорности и право- нарушений несовершеннолетних, защита их интересов и за- конных прав, создание условий для всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - создание условий для выявления, поддержки, развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей и одаренной молодежи в городском округе город Воронеж; - совершенствование системы патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечивающей развитие России как сво- бодного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей; организация патриотических клубов по месту жительства; - обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образова- нии путем создания новых институциональных механизмов ре- гулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования; - создание условий для развития русского языка как госу- дарственного языка Российской Федерации; - сохранение культурного наследия Российской Федерации; - формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граж- дан; - создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; - интеграция в мировой культурный процесс; - обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным услови- ям; - обеспечение прав на свободный поиск, получение, переда- чу, производство и распространение информации, расширение подготовки специалистов по информационным и коммуникаци- онным технологиям и квалифицированных пользователей. Задачи программы: - проведение мероприятий в правовой, организационной, фи- нансово-экономической, научно-методической, кадровой и социально-политической сферах городского округа город Во- ронеж; - исследование, объективная оценка, восстановление и со- вершенствование архитектурного наследия исторического го- рода Воронежа; - комплексная реконструкция и возрождение исторического центра города как места наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия; - создание благоприятных условий жизни в исторической части города, поддержание и развитие социальных контактов и социального обслуживания, образования, деятельности ре- лигиозных конфессий, туризма; - улучшение условий экономической деятельности в истори- ческих городах с целью восстановления и развития традици- онных производств, народных и художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок; - обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, проектно-изыскательской, строительно-технологической, фи- нансовой, организационной, информационной и кадровой под- держки реализации программы; - содействие модернизации транспортной системы городского округа город Воронеж путем строительства и повышения тех- нического уровня автомобильных дорог; - приоритетное финансирование модернизации, ремонта и со- держания существующей сети автодорог в целях ее сохране- ния и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния; - снижение отрицательных воздействий на окружающую при- родную среду и повышение безопасности дорожного движения; - развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет совершенствования конкурсной системы предоставления подрядов; - капитальный ремонт автодорог; - предупреждение и профилактика опасного поведения участ- ников дорожного движения; - повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП; - разработка и внедрение новых форм и методов обучения безопасному поведению и воспитания транспортной культуры детей и подростков, создание сети подростковых клубов автотранспортного профиля; - совершенствование системы подготовки водителей, органи- зация методического центра по работе с детьми и подготов- ки водителей из числа подростков и молодежи; - обеспечение активного участия населения в сохранении и укреплении своего здоровья; - развитие системы информирования о мерах профилактики заболеваний и состояний; - приближение врачебной помощи к населению; - повсеместное создание и разукрупнение врачебных участ- ков; - переориентация оказания медицинской помощи населению городского округа город Воронеж на амбулаторно-поликлини- ческое звено с сокращением случаев необоснованной госпи- тализации в круглосуточные стационары; - содействие созданию института общей врачебной практики (семейных врачей); - развитие стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи; - приведение коечной мощности лечебных учреждений городс- кого округа город Воронеж в соответствие с реальной пот- ребностью населения в условиях рыночной экономики и обя- зательного медицинского страхования с учетом социального состава вылеченных больных; - обеспечение своевременной медицинской помощи, совершен- ствование скорой и неотложной медицинской помощи; - совершенствование деятельности государственных, муници- пальных и частных медицинских учреждений путем укрепления единой системы здравоохранения; - развитие материально-технической базы лечебно-профилак- тических и оздоровительных учреждений; - совершенствование методов профилактики, раннего выявле- ния, диагностики, лечения заболеваний социального харак- тера; - повышение профессиональной квалификации медицинских ра- ботников в области предупреждения и борьбы с заболевания- ми социального характера; - повышение информированности населения в вопросах профи- лактики артериальной гипертонии и других заболеваний сер- дечно-сосудистой системы; - разработка системы эпидемиологического мониторинга сер- дечно-сосудистых заболеваний; - раннее выявление среди населения лиц, имеющих артери- альную гипертонию и другие факторы риска развития сердеч- но-сосудистых заболеваний; - обеспечение лечебно-профилактических учреждений совре- менными гипотензивными, антиагрегантными и гиполипидеми- ческими средствами; - повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии; - разработка и внедрение стандартов диагностики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений; - создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - развитие новых технологий и форм профилактики безнад- зорности и правонарушений несовершеннолетних; - укрепление материально-технической базы учреждений сис- темы профилактики безнадзорности и правонарушений несо- вершеннолетних; - организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, находящихся в трудной жиз- ненной ситуации; - развитие и поддержка сети организаций по работе с ода- ренными детьми и молодежью; - осуществление поддержки одаренных детей и молодежи (включая целевую поддержку одаренных детей и молодежи, проведение мероприятий и командировочные расходы); - развитие системы подготовки кадров, работающих с ода- ренными детьми и молодежью; - осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и молодежью по обеспечению реализации программы; - продолжение развития системы патриотического воспита- ния; - совершенствование нормативно-правовой и организационно- методической базы патриотического воспитания; - широкое привлечение к участию в патриотическом воспита- нии научных учреждений, общественных организаций (объеди- нений), трудовых коллективов, отдельных граждан; - повышение качества патриотического воспитания в образо- вательных учреждениях; - превращение районных клубов военно-патриотического про- филя и центров дополнительного образования в центры пат- риотического воспитания подрастающего поколения (детей и молодежи); - проведение научно обоснованной организаторской и пропа- гандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России; - совершенствование содержания и технологий образования; - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; - повышение эффективности управления в системе образова- ния; - совершенствование экономических механизмов в сфере об- разования; - развитие современной системы непрерывного образования; - сокращение числа зданий и сооружений образовательных учреждений, находящихся в аварийном состоянии, или требу- ющих усиленного капитального ремонта; - обеспечение доступности качественного общего образова- ния; - повышение инвестиционной привлекательности сферы обра- зования; - развитие отраслевой системы переподготовки и повышения квалификации путем создания соответствующих узкопрофиль- ных образовательных учреждений, в том числе негосударст- венных, поддержка и оказание материально-технической и организационно-финансовой помощи; - формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования; - обеспечение эффективного функционирования русского язы- ка как государственного языка Российской Федерации; - повышение интереса к русской культуре в городском окру- ге при повышении уровня владения русским языком; - развитие механизмов привлечения некоммерческих, общест- венных и профессиональных организаций к вопросам формиро- вания и реализации программы русского языка; - создание нормативной правовой базы функционирования на- циональной системы оценки качества владения русским язы- ком российскими гражданами, которое приведет к повышению профессионального уровня работников во всех сферах народ- ного хозяйства, повышению мотивации к его изучению иност- ранными гражданами и расширению сферы его применения в образовательной, культурной, политической и предпринима- тельской деятельности; - комплексные исследования соблюдения норм литературного языка государственными служащими и работниками государст- венных средств массовой информации; - разработка научно-методических основ преподавания куль- туры речи России в школе; - обеспечение сохранности историко-культурного наследия; - сохранение и развитие системы художественного образова- ния, поддержка молодых дарований; - адресная поддержка профессионального искусства, литера- туры и творчества; - обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; - обеспечение культурного обмена; - разработка и внедрение информационных продуктов и тех- нологий в сфере культуры; - поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок; - обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций; - внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики; - развитие системы подготовки специалистов по информаци- онным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей; - развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов подключения к открытым информационным системам; - обеспечение общественной поддержки программы. |
Исполнители программы |
Комитет опеки и попечительства администрации городского округа город Воронеж; Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж; Организации и учреждения, выполняющие муниципальный заказ на конкурсной основе; МУ "Городской молодежный центр"; МОУ СОШ N 12. |
Сроки и этапы реализации программы |
2006-2010 годы в два этапа: 1-й этап (2006 - 2007 гг.): - создание нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, экономических и организационных условий для выполнения мероприятий программы "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)"; 2-й этап (2008 - 2010 гг.): - совершенствование финансовых механизмов реализации программы "Создание условий по улучшению социально-демог- рафической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)" с использованием средств бюджетов всех уровней. |
Основные мероприятия программы |
Мероприятия предусматривают: - нормативно-правовое обеспечение программы; - ресурсное обеспечение программы; - организационное обеспечение программы. |
Объемы и источники финансирова- ния программы |
Средства бюджетов всех уровней. Объемы финансирования оп- ределяются с учетом средств, предусмотренных в соответст- вующих годовых бюджетах на эти цели. Источниками финанси- рования также могут быть средства от коммерческих проек- тов, средства предприятий, организаций, фондов и др. |
Ожидаемые результаты программы |
1. Совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления. 2. Создание механизмов и эффективно функционирующих сис- тем подготовки и переподготовки кадров для органов мест- ного самоуправления. 3. Реализация инвестиционных проектов и программ соци- ально-экономического развития городского округа город Во- ронеж. 4. Создание целостной системы информационного обеспечения местного самоуправления. 5. Сохранение и восстановление бесценного архитектурно- градостроительного исторического наследия, развитие архи- тектуры городского округа. 6. Подъем культуры и образования, содействие развитию экономики городского округа. 7. Совершенствование условий жизни населения, в том числе содействие в стабилизации экологической обстановки. 8. Стимулирование развития важных секторов рыночной эко- номики: строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, туризма, народных промыслов. 9. Удовлетворение потребностей населения в полноценном отдыхе, укреплении здоровья, воспитании подрастающего по- коления. 10. Увеличение протяжения сети автомобильных дорог общего пользования в 1,1 раза. 11. Снижение количества ДТП на 10-15%. 12. Увеличение протяжения автомобильных дорог с капиталь- ным типом покрытия. 13. Увеличение протяжения автодорог, имеющих 3 полосы движения, что позволит резко уменьшить вероятность обра- зования транспортных заторов на автомобильных дорогах. 14. Увеличение пропускной способности наиболее загружен- ных участков на важнейших маршрутах городского округа в 1,5 - 3 раза. 15. Приближение уровня загрузки дорог, характеризующего соответствие технического уровня дорожной сети интенсив- ности движения по ней, в среднем по сети - к величине 0,4 - 0,6, оптимальной по условиям удобства, безопасности и экономичности перевозок. 16. Повышение безопасности дорожного движения в городском округе город Воронеж и сокращение числа погибших от до- рожно-транспортных происшествий на 5-7% (20-30 чел.) еже- годно. 17. Повышение уровня информирования населения городского округа о мерах профилактики заболеваний и состояний. 18. Стабилизация эпидемической ситуации по неинфекционным заболеваниям, снижение смертности населения трудоспособ- ного возраста на 5-7%. 19. Снижение первичного выхода на инвалидность на 5%. 20. Укрепление здоровья населения городского округа город Воронеж. 21. Снижение заболеваемости и смертности населения от за- болеваний социального характера. 22. Увеличение продолжительности жизни больных с заболе- ваниями социального характера. 23. Повышение эффективности профилактики и раннего выяв- ления лиц, имеющих артериальную гипертонию. 24. Разработка новых методов профилактики, диагностики и лечения больных, имеющих сердечно-сосудистые заболевания. 25. Улучшение организации и повышение качества оказания кардиологической помощи населению городского округа город Воронеж. 26. Повышение качества профессиональной подготовки меди- цинских работников в области кардиологии и профилактики неинфекционных заболеваний. 27. Укрепление материально-технической базы учреждений терапевтической и кардиологической служб. 28. Снижение заболеваемости населения городского округа город Воронеж мозговыми инсультами на 15% и острыми фор- мами ишемической болезни сердца на 10%. 29. Снижение смертности населения городского округа город Воронеж в целом от болезней системы кровообращения на 5 - 7%. 30. Значительное снижение численности безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими ве- ществами, алкоголем. 31. Укрепление материально-технической базы системы орга- низации работы с молодежью. 32. Увеличение количества получивших помощь несовершенно- летних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 33. Увеличение объема и повышение качества социальных ус- луг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 34. Увеличение количества одаренных детей и молодежи, ко- торым оказывается поддержка со стороны государства. 35. Совершенствование системы работы с одаренными детьми и молодежью. 36. Повышение качества подготовки специалистов, работа- ющих с одаренными детьми и молодежью. 37. Поддержка летних творческих школ и тематических смен. 38. Проведение ежегодно мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей. 39. Создание системы широкого освещения проблем и направ- лений работы с одаренными детьми и молодежью, в том числе в средствах массовой информации. 40. Положительная динамика роста патриотизма и интернаци- онализма в городском округе город Воронеж, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культур- ного подъема в обществе, укрепление экономической ста- бильности государства, повышение международного авторите- та России. 41. Увеличение числа граждан других государств, обучаю- щихся в учреждениях профессионального образования Россий- ской Федерации. 42. Повышение эффективности финансирования образования: сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта или которые на- ходятся в аварийном состоянии. 43. Рост инвестиций, направляемых на модернизацию основ- ных фондов и прирост нефинансовых активов в области обра- зования. 44. Расширение возможности получения дополнительного об- разования в соответствии с запросами населения (увеличе- ние количества учащихся в возрасте до 15 лет, обучающихся по программам дополнительного образования детей). 45. Расширение возможности получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличение общего количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование). 46. Расширение возможности получения образования детьми- сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации (увели- чение общего количества детей указанной категории, полу- чивших общее среднее или высшее профессиональное образо- вание). 47. Повышение роли работодателей в подготовке профессио- нальных кадров (увеличение количества учреждений началь- ного, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального об- разования, прошедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, об- щественных и профессиональных объединений). 48. Увеличение количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений началь- ного, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших ра- боту в течение 6 месяцев после окончания учебы). 49. Увеличение количества молодежи, обучающейся на первой ступени высшего профессионального образования, включив- шейся в активную трудовую деятельность. 50. Увеличение количества людей, получающих дополнитель- ное (послевузовское) образование, участвующих в програм- мах переподготовки и повышения квалификации. 51. Уменьшение количества работников пенсионного возраста среди учителей средней школы. 52. Рост участия молодежи в управлении образованием. 53. Рост экспорта образовательных услуг. 54. Отношение среднего размера подушевого финансирования учащихся в 20% субъектов Российской Федерации с низшими объемами финансирования к среднему объему подушевого фи- нансирования в Российской Федерации в процентах. 55. Увеличение количества: - детей беженцев и вынужденных переселенцев, изучающих русский язык, литературу и культуру; - выпускников образовательных учреждений общего и профес- сионального образования с высоким уровнем владения рус- ским языком; - граждан РФ, получающих консультационные услуги по воп- росам функционирования русского языка в различных сферах его употребления; - программ дистанционного обучения русскому языку и куль- туре России. 56. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия в Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фон- дов, и архивных документов (увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного насле- дия федерального значения); 57. Укрепление единого культурного пространства, культур- ных связей между регионами, обеспечение выравнивания дос- тупа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан. 58. Активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и телекоммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам. 59. Повышение качества образования за счет использования информационных и коммуникационных технологий. 60. Развитие независимых средств массовой информации пос- редством внедрения информационных и коммуникационных тех- нологий. |
1. Обоснование необходимости разработки программы
Основанием для принятия муниципальной целевой программы "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)", направленной на улучшение социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж, стала естественная убыль населения, ставшая следствием уменьшения средней продолжительности жизни населения, низкой рождаемости, роста общей смертности. Эти факторы действовали и действуют и на территории всей страны, и в городском округе город Воронеж.
Численность постоянного населения городского округа город Воронеж и подчиненных его администрации населенных пунктов на начало 2005 года составляла 929 тыс. человек. К числу положительных моментов, характеризующих сегодняшнюю социально-демографическую ситуацию, можно отнести рост работоспособного населения городского округа: на начало 2004 года эта категория составляла 63,9 % населения городского округа, 2005 г - 64,3%. Это достаточно хороший показатель. С 2002 года остается стабильным процент населения, достигшего пенсионного возраста - от 22,2 до 22,3%. К сожалению, снижается "запас будущего" нашего города: население моложе трудоспособного возраста в 2003 году составляло 15,0%, в 2004 году - 14,0%, а в 2005 году этот показатель равен 13,5% населения. С 2002 года стабильно растет рождаемость. Тогда на тысячу населения в городском округе город Воронеж этот показатель был равен 7.5 промилле, сегодня он равен 9.1 промилле, причем нет провалов по годам. Но, к сожалению, растет и смертность населения на тысячу человек: в 2002 году - 14.9 промилле, в 2005 году - 15.6 промилле. Таким образом, баланс остается отрицательным, но он несколько выше, чем в целом по Воронежской области, но намного ниже, чем по Центральному Федеральному округу и в целом по Российской Федерации. Разница между рождаемостью и смертностью в 2005 году составляла 6526 человек, смертность превысила рождаемость в 1,8 раза. Естественная убыль населения на начало 2003 г. составляла -7.4 промилле, 2004 г. - (-6.9 промилле), 2005 г. - (-6.5 промилле). Сохраняется надежда на то, что сегодняшние тенденции роста рождаемости и незначительного повышения с 2004 года смертности приведут к тому, что баланс населения городского округа город Воронеж если не перестанет быть отрицательным, то его абсолютное значение постепенно будет уменьшаться. На поддержание этой позитивной тенденции будут направлены усилия администрации городского округа город Воронеж в 2006-2010 годах.
Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
В связи с этим в ходе поэтапной конституционной реформы большое внимание уделено реформе местного самоуправления. Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.
Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономических и политических реформ на муниципальном уровне.
К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе, и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы.
Последовательное осуществление государственной политики по восстановлению и развитию исторической городской среды, способствующее подъему патриотических настроений населения, объективно приведет к укреплению территориальной целостности и надежности государства.
Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69,9 млн. человек. В городе Воронеже в настоящее время проживает 929 тыс. человек. Город Воронеж относится к разряду больших и крупных городов (150-1000 тыс. человек)
Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку общества.
Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации Программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества.
Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование в исторических городах находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.
Решение проблемы состоит в сохранении и совершенствовании композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторической части города; комплексной реконструкции и возрождения исторического центра города и других районов исторической застройки; поступательном развитии архитектурного творчества и органичном включении объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города; современном использовании ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого; ликвидации (или значительном сокращении) отставания в обеспеченности исторического города системой и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры; разработке и внедрении механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской черте.
Решение таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторического города, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.
Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.
Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как одну из приоритетных задач государственной деятельности.
Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной транспортной системы является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны и повышения уровня жизни.
В дорожном хозяйстве по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны. В области развития автомобильных дорог предусматривается их строительство и реконструкция. Главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. В результате к 2010 году увеличится протяженность дорог первой категории, основная часть дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью.
В городском округе город Воронеж все более резко проявляется дефицит пропускной способности дорожной сети; низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок, из-за плохих дорожных условий в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 100 человек и получают ранения около 500 человек; требуется капитальный ремонт автодорог.
Большие работы предстоит осуществить на сети автомобильных дорог городского округа город Воронеж. Предстоит реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, развязки в разных уровнях и различные объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.
Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.
Большое значение будут иметь указанные мероприятия для решения таких общетранспортных проблем, как повышение безопасности работы транспорта. Программой "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж" предусматривается повышение уровня безопасности движения на дорогах и общее уменьшение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 15 - 20 процентов, а также повышение уровня комфорта для участников дорожного движения.
В области развития государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения предполагается осуществить комплекс мер по совершенствованию структур управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, правового и информационного обеспечения государственной системы безопасности дорожного движения, уточнению и четкому разграничению сферы полномочий различных органов исполнительной власти. Для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий предусмотрено осуществление мер по повышению оперативности и эффективности аварийно-спасательных работ.
В целях совершенствования государственной политики по работе с участниками дорожного движения будет продолжено формирование общественного мнения по проблеме безопасности дорожного движения с помощью проведения целевых информационно-пропагандистских кампаний, эффективных методов обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах.
Особое внимание будет уделено детям и подросткам как наиболее незащищенным участникам дорожного движения. Предусмотрены разработка и внедрение новых, более эффективных форм и методов формирования у детей и молодежи транспортной культуры.
Демографическая ситуация в городском округе город Воронеж, как и в целом по России, остается напряженной уже на протяжении ряда последних лет. Основные статистические показатели здоровья населения городского округа город Воронеж имеют значительную отрицательную динамику: снижается продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними убыль населения. Следовательно, при отсутствии благоприятных изменений условий жизни населения городского округа город Воронеж (экологических, социально-психологических, социальных, экономических и других), нет оснований для оптимистического прогноза в отношении улучшения состояния здоровья населения.
Достоверно известно, что многие из определяющих факторов лучшего здоровья по данным Всемирной организации здравоохранения находятся за пределами сферы одного только здравоохранения (более чистая и безопасная окружающая среда, условия труда и проживания, отвечающие санитарным нормам и требованиям, высокий образовательный ценз).
Всемирная организация здравоохранения на опыте работы в странах самого разного экономического уровня развития убедительно доказала, что наиболее эффективным методом влияния на состояние здоровья населения является гигиеническое воспитание и образование, формирование навыков здорового образа жизни, прежде всего у детей и молодежи.
Но усилий одного только здравоохранения недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, сделать для него стремление к сохранению и укреплению здоровья приоритетным. Здесь требуется объединение усилий всех слоев общества, организаций и ведомств.
Формирование здорового образа жизни представляет собой единый, непрерывный процесс, начинающийся еще до рождения ребенка и сопровождающий человека впоследствии на всех этапах жизни.
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит формировать у населения активное отношение к здоровому образу жизни на всех этапах его жизнедеятельности, бороться с вредными привычками, пропагандировать научно-обоснованные методики укрепления здоровья, разрабатывать современные методические информационные материалы, а также организовывать акции на областном и городском уровнях.
Данная программа направлена на координацию и активизацию деятельности всех заинтересованных учреждений и ведомств, общественных организаций по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни, внедрению самых современных методов работы по укреплению материально-технической базы учреждений медицинской профилактики города (отделений и кабинетов медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений города).
Выполнение мероприятий программы требует серьезной общественной поддержки, взаимного сотрудничества городских, областных органов государственной власти, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.
Охрана здоровья населения городского округа город Воронеж является одним из приоритетных направлений социально-демографической политики в период реформирования экономики и социальной сферы.
В городском округе город Воронеж сохраняется неблагоприятная медико-демографическая ситуация, которая характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности населения.
Очевидна необходимость принятия мер по повышению качества медицинской помощи, определению приоритетных направлений в снижении смертности населения. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения городского округа город Воронеж (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Кадровая политика здравоохранения строится на принципах оптимизации кадровой структуры здравоохранения, качественного и квалифицированного состава руководящих кадров отрасли и специалистов, работающих в ней. Обеспеченность врачами в городском округе город Воронеж в 2005 году составила 44,4 на 10000 населения, выше, чем по Российской Федерации, но ниже, чем в других областях Центрального Федерального округа.
Десятилетиями не решался вопрос о строительстве и предоставлении жилья медицинским работникам.
Принцип оказания первичной медико-социальной помощи населению врачами общей практики избрали все экономически развитые страны. У нас в городском округе город Воронеж, как и в целом по Российской Федерации, делаются только первые шаги.
В настоящее время существуют следующие проблемы в развитии здравоохранения:
- низкий уровень жизни населения;
- недостаточный уровень оказания качественной медицинской помощи;
- недостаточное финансирование отрасли;
- низкий уровень обеспеченности ЛПУ врачебными кадрами;
- доступность и своевременность медицинской помощи;
- изношенность основных фондов (моральный и физический износ зданий и сооружений, автотранспорта).
В настоящее время в городском округе город Воронеж, как и в целом по стране, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом числа заболеваний социального характера.
Проблема борьбы с заболеваниями социального характера требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только на государственном уровне путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, ведомственных служб государственной системы здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, научных, общественных организаций в рамках федеральной, региональной и муниципальной целевых программ.
Программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации по заболеваниям социального характера путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой.
Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами и внедрением новых технологий.
Программа будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с заболеваниями социального характера и их осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики этих заболеваний, раннего выявления, диагностики и лечения больных, а также сокращению уровня смертности, снижению показателей заболеваемости.
Напряженная эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в городском округе город Воронеж, связана и с увеличением распространенности сердечно-сосудистой патологии среди населения. В 2005 году 16 процентов жителей городского округа город Воронеж имели сердечно-сосудистые заболевания.
Особенно неблагоприятным на этом фоне выглядит значительный рост заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития болезней системы кровообращения, но и самым распространенным заболеванием человека. Результаты скрининговых исследований показывают, что артериальная гипертония встречается у 31 процента населения городского округа город Воронеж, в то же время, по данным обращаемости в лечебно-профилактические учреждения, распространенность артериальной гипертонии составляет лишь 6 процентов. В 2005 году в сравнении с 2004 годом существенно увеличилась распространенность артериальной гипертонии среди детей и молодежи. Важно отметить, что среди всех зарегистрированных пациентов с повышенным артериальным давлением, 60 процентов больных имеют уже осложнения артериальной гипертонии в виде ишемической болезни сердца и ишемической болезни мозга.
В структуре причин общей смертности населения городского округа город Воронеж смертность от болезней системы кровообращения составляет 52 процента. Из них на долю ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней - основных осложнений артериальной гипертонии - приходится соответственно 26 и 22 процента. В 2005 году произошло дальнейшее увеличение смертности населения от болезней системы кровообращения, причем на 68 процентов возросло количество скоропостижных случаев смерти от острых форм ишемической болезни сердца и ишемической болезни мозга.
В 2005 году в городском округе город Воронеж в сравнении с 2004 годом увеличилось количество случаев стойкой утраты трудоспособности (инвалидности) в связи с сердечно-сосудистыми заболеваниями, причем на 40 процентов возросла инвалидность, связанная именно с артериальной гипертонией. При этом важно отметить, что половина всех случаев стойкой утраты трудоспособности от сердечно-сосудистой патологии связана с различными формами нарушения мозгового кровообращения (инсультами и инфарктами мозга).
В городском округе город Воронеж ранее целевые и комплексные программы по профилактике и лечению артериальной гипертонии не разрабатывались и не проводились.
Программой предусматривается централизованное оснащение учреждений здравоохранения города Воронежа современным медицинским оборудованием.
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Профилактическая направленность Программы, ее принципиальная новизна в части проведения системных мероприятий соответствуют целям, задачам и основным принципами концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2010 года.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
По данным ГУВД Воронежской области по итогам 2005 г. во всех районах города установлен рост преступлений, совершенных несовершеннолетними. 41% зарегистрированных преступлений, совершенных подростками, относятся к категории тяжких и особо тяжких. 39,5% преступлений совершено в группах по предварительному сговору. Увеличилось количество разбойных нападений, краж чужого имущества. Удельный вес подростковой преступности составил 7,8%.
В 2005 году возросло количество несовершеннолетних рассмотренных на заседаниях районных комиссий за совершение мелкого хулиганства - 676 (АППГ - 622). 492 дела рассмотрено на родителей, не исполняющих свои служебные обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей (АППГ - 401). 527 семей (в них 890 детей) поставлены на профилактический учет как не обеспечивающие надлежащие условия детям (АППГ - 338, в них 475 детей). Более 100 материалов о лишении родительских прав было направлено в суды. Увеличилось число детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в комиссиях и ПДН ОВД - 1073 (АППГ - 1046), из них за употребление спиртных напитков 22,9%, за употребление наркотиков 10,2%, за употребление лекарственных средств с немедицинской целью - 6,8%.
Одной из проблем в организации профилактической работы продолжает оставаться отсутствие должного взаимодействия ведомств и учреждений в вопросах выявления и оказания комплексной помощи детям и семьям, имеющим несовершеннолетних детей. Следовательно, одной из задач профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних жителей города Воронежа следует считать достижение результативного взаимодействия органов и учреждений, входящих в городскую систему профилактики
- по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;
- по организации раннего выявления различных форм семейного неблагополучия;
- по оказанию своевременной комплексной помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- по организации полезной занятости детей и молодежи.
Вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних неразрывно связаны с проблемами совершенствования семейного воспитания, профилактикой социального сиротства, решить которые в свою очередь возможно исключительно во взаимодействии органов и учреждений всей системы профилактики.
В указанных целях в городе Воронеже на основании Постановлений главы города "О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних в городе Воронеже" и "О создании единой системы межведомственного учета неблагополучных семей, беспризорных и безнадзорных детей в органах и учреждениях системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на территории города Воронежа" создана единая система межведомственного учета в органах и учреждениях системы профилактики правонарушений. Ежеквартально пофамильные данные всеми ведомствами передаются в районные комиссии по делам несовершеннолетних, где проводится сверка и планируется дальнейшая работа по оказанию конкретной комплексной помощи каждой семье и каждому ребенку.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка системы выявления одаренности детей, обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию возможностей каждого ребенка, и прежде всего уникальных способностей особо одаренных детей.
В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны необходимо поднять на государственный уровень решение проблем, обусловливающих создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса.
В 130 общеобразовательных учебных заведениях муниципальной системы образования города обучаются 104,0 тыс. детей. Для учащихся, проявляющих особые способности и склонности к изучению различных предметов, создана сеть учебных заведений нового типа: гимназий-12, лицеев-8, УВК- 2, МОК-1. В 32 общеобразовательных школах функционируют 516 классов с углубленным изучением отдельных предметов, в 56% классах третьей ступени организовано профильное обучение. Есть необходимость в сокращении числа зданий и сооружений образовательных учреждений, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
Предпринимаются меры для морального и материального стимулирования одаренных детей и молодежи, повышения престижа знаний.
Однако, несмотря на целенаправленную работу и имеющийся опыт участия школьников города в предметных олимпиадах различных уровней (от школьных до международных), в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях и т.д., в настоящее время работа по выявлению, поддержке и развитию одаренности у детей требует комплексных усилий всех подразделений социальной сферы , органов исполнительной власти, общественности. Необходимым представляется развитие и совершенствование форм поддержки одаренных детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Программа предусматривает системы мер, направленных на формирование и реализацию социально-демографической политики в городском округе город Воронеж в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей и молодежи.
В настоящее время система патриотического воспитания в своей основе сложилась. Сформированы федеральные структуры, осуществляющие координацию деятельности органов государственной власти различных уровней, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания на основе единой государственной политики. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания. Формируется комплекс нормативно-правового и организационно-методического обеспечения патриотического воспитания, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти.
Проводимая органами исполнительной власти и общественными организациями (объединениями) работа позволила добиться некоторого изменения тональности ряда электронных и печатных средств массовой информации в освещении проблем патриотического воспитания. Органы исполнительной власти оказывают активную поддержку общественным организациям (объединениям) в их работе по патриотическому воспитанию. Деятельность ветеранских организаций (объединений) стала более конкретной и адресной. В патриотическом воспитании полнее учитывается фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур. Растет понимание того, что многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества. Начата работа по развитию научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Организована подготовка специалистов по вопросам патриотического воспитания.
Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи на протяжении последних лет является приоритетным направлением в организационно-воспитательной работе с молодежью комитета опеки о# попечительства администрации городского округа город Воронеж.
Помимо количества, заметно вырос уровень проведения мероприятий и разнообразие форм работы по патриотическому воспитанию. Кроме традиционных оборонно-спортивных лагерей и встреч с ветеранами ВОВ, появились городские военизированные игры на местности и городской конкурс клубов патриотического воспитания. В 2005 году практически все мероприятия посвящены 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Приоритетной деятельностью комитета опеки и попечительства администрации городского округа город Воронеж по данному направлению является поддержка военно-патриотических клубов и проведение мероприятий, приуроченных к памятным датам истории. Ежегодно утверждается план проведения районных открытых мероприятий (городские встречи военно-патриотических клубов) "Школа мужества", который включает и проведение диспутов с участием воспитанников военно-патриотических клубов, направленных на нравственное воспитание и гражданское становление личности молодого человека.
Ведется работа по координации деятельности районных клубов военно-патриотического профиля. Сегодня в городском округе город Воронеж действуют 6 клубов ("Юный десантник", "Юный пограничник", "Юный спасатель" и т. д.).
В 2005 году на проведение мероприятий по гражданскому становлению, духовно-нравственному и патриотическому воспитания# молодежи было выделено из средств городского бюджета по ст. "Молодежная политика" 202,1 тыс.руб.
Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все.
В городском округе город Воронеж еще не созданы центры патриотического воспитания. Образовательные учреждения, учреждения культуры, клубы военно-патриотического профиля и центры дополнительного образования нуждаются в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания, и об актуальности этой работы.
Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.
Решение поставленных в программе задач в 2006 - 2010 годах позволит ликвидировать следующие проблемы:
несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств и недостаточной свободе их использования;
отсутствие формируемых вне системы образования требований к содержанию и качеству образования;
несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Решение поставленных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.
Важным фактором улучшения социально-демографической ситуации является необходимость создания условий функционирования русского языка как важнейшего средства обеспечения государственной целостности и национальной безопасности. Президент Российской Федерации Путин В. В. придает особое значение сохранению, укреплению, развитию и распространению русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции государств - участников СНГ и вхождения России в мировое экономическое, политическое, культурное и образовательное пространство.
В стране наблюдается снижение уровня владения русским языком как государственным языком Российской Федерации, особенно среди представителей молодого поколения, сужение сферы его функционирования как средства межнационального общения, искажение норм русского литературного языка в речи политических деятелей, государственных и муниципальных служащих и работников культуры, радио и телевидения.
Эффективность реализации программы заключается в укреплении позиций русского языка как средства межнационального и межгосударственного общения, консолидации многонационального российского общества, росте числа потребителей образовательных услуг российских образовательных учреждений, расширении доступа граждан государств-участников СНГ к изучению русского языка и получению образования на русском языке, увеличения числа русскоговорящих соотечественников, проживающих за рубежом.
В настоящее время сохраняют остроту следующие вопросы:
- отсутствие комплексного подхода к решению поставленных стратегических задач;
- невысокая эффективность межведомственной координации;
- необходимость вовлечения гражданского общества и бизнеса в решение проблем;
- недостаточность бюджетного финансирования;
Решение этих важных вопросов требует применения эффективных механизмов и методов.
В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.
Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.
Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.
Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
Существенная часть затрат приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения.
Программа охватывает все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и городских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.
Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.
Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ.
Решение поставленных в программе задач носит долговременный характер, что обусловлено необходимостью изменения качественных характеристик и количественных показателей жизни населения городского округа, значительными масштабами работ, большой продолжительностью реализации основных направлений, наличием существенного временного промежутка между осуществлением затрат и получением требуемых результатов.
Принимая во внимание необходимость создания условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж как составной части социально-демографической политики администрации городского округа город Воронеж, следует продолжить работу в данном направлении в 2006 - 2010 годах.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Основная цель программы - решение проблем социально-демографического развития городского округа город Воронеж и улучшение социально-демографической ситуации.
Для достижения целей необходимо решение следующих задач:
1. Создание правовых, социально-экономических и организационных условий для решения проблем социально-демографического развития городского округа город Воронеж и улучшения социально-демографической ситуации.
2. Разработка и реализация финансово-кредитных механизмов и способов финансирования из средств бюджетов всех уровней и внебюджетных средств при решении проблем социально-демографического развития городского округа город Воронеж и улучшения социально-демографической ситуации.
3. Методическая и информационная поддержка при создании организационно-финансового механизма, стимулирующего создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж.
Реализация программы намечена в течение 2006 - 2010 гг.
1-й этап (2006 - 2007 гг.):
- создание нормативно-правовой базы, финансово-кредитного механизма, экономических и организационных условий для выполнения мероприятий программы "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)";
2-й этап (2008 - 2010 гг.):
- совершенствование финансовых механизмов реализации программы "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)" с использованием средств бюджетов всех уровней.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий предусматривает решение целей и задач, определенных в программе.
Мероприятия программы предусматривают решение проблем социально-демографического развития городского округа город Воронеж и создание условий по улучшению социально-демографической ситуации.
Участник программы - жители городского округа город Воронеж, участвующие в реализации программы.
Программа включает в себя ряд мероприятий:
3.1. Организация деятельности
Цель - обеспечение функционирования реализации программы.
Задачи мероприятия:
- нормативное и методологическое обеспечение реализации программы, включая разработку финансовых и организационных механизмов;
- подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств бюджетов всех уровней для решения проблем социально-демографического развития городского округа город Воронеж и улучшения социально-демографической ситуации;
- создание банка данных жителей городского округа город Воронеж (отдельных категорий граждан), участвующих в реализации программы.
3.2. Содействие развитию и укреплению социально-демографической политики в городском округе город Воронеж и созданию условий по улучшению социально-демографической ситуации.
Цель - обеспечение функционирования механизма реализации программы на территории городского округа город Воронеж.
Задача мероприятия:
- организация в средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач программы
Для реализации данной цели и задач необходимо: организовать конкурс информационных программ, направленный на освещение целей и задач программы, привлечь организации и учреждения, выполняющие муниципальный заказ на конкурсной основе.
Сроки реализации программы - 2006-2010 годы.
4. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется заказчиком - администрацией городского округа город Воронеж с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, подразделений исполнительной власти области и уполномоченных ими организаций, органов местного самоуправления через исполнителей программы.
Заказчик программы осуществляет:
- нормативное и методологическое обеспечение реализации программы, включая разработку финансовых и организационных механизмов;
- подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств городского бюджета для создания условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж;
- организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и представлением соответствующих отчетов.
Исполнителями программы на территории г. Воронежа являются: комитет опеки и попечительства администрации городского округа город Воронеж; структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж; организации, выполняющие муниципальный заказ на конкурсной основе; МУ "Городской молодежный центр"; МОУ СОШ N 12.
Основными источниками финансирования программы являются:
а) средства городского бюджета;
б) внебюджетные средства;
в) средства федерального бюджета.
Средства федерального бюджета в установленном порядке перечисляются в доход бюджета городского округа город Воронеж в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти городского округа город Воронеж.
Доведение объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до органов исполнительной власти области - исполнителей данной программы осуществляется в размере перечисляемых средств нарастающим итогом с начала года.
Механизм реализации программы предусматривает решение проблем социально-демографического развития городского округа город Воронеж, создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж.
Участник программы - жители городского округа город Воронеж, участвующие в реализации программы.
Заказчиком программы является администрация городского округа город Воронеж, которая осуществляет общее руководство, координацию и контроль за ходом реализации программы.
Организатором реализации основных направлений программы является администрация городского округа город Воронеж в лице комитета опеки и попечительства, который обеспечивает взаимодействие всех заинтересованных сторон программы.
Исполнителем программы являются структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж; организации, выполняющие муниципальный заказ на конкурсной основе; МУ "Городской молодежный центр"; МОУ СОШ N 12.
5. Ресурсное обеспечение программы
Источниками финансирования основных направлений муниципальной целевой программы "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006-2010 годы)" являются федеральный, областной и местный бюджеты. Объемы финансирования определяются с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на эти цели.
Источниками финансирования могут быть средства от коммерческих проектов, средства предприятий, организаций, фондов, иные средства.
Предполагаемые объемы финансирования программы в 2006-2010 гг.
млн. руб.
Всего 2006-2010 |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Объем средств за счет всех источников финансирования - всего, в т.ч. |
1000 | |||||
Средства федерального бюджета | 800 | 20 | 180 | 200 | 200 | 200 |
Средства областного бюджета | 75 | 25 | 25 | 25 | 25 | 25 |
Средства городского бюджета | 25 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Внебюджетные источники | 100 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
6. Оценка эффективности, социально-экономических последствий
Успешная реализация Программы позволит:
1. Улучшить социально-демографическую ситуацию в городском округе город Воронеж;
2. Повысить качественные характеристики и количественные показатели уровня жизни населения городского округа город Воронеж;
3. Уменьшить естественную убыль населения;
4. Увеличить среднюю продолжительность жизни населения;
5. Повысить рождаемость.
7. Организация управления
программой и контроль за ходом ее реализации
Общее руководство, координацию и контроль за ходом реализаци программы осуществляет администрация городского округа город Воронеж.
Руководитель аппарата |
О.В. Патрина |
<< Назад |
||
Содержание Решение Воронежской городской Думы от 22 марта 2006 г. N 42-II "О муниципальной целевой программе "Создание условий... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.