Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Воронежской областной Думы
от 20 апреля 2006 г. N 436-IV-ОД
Областная целевая программа
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы"
12 декабря 2006 г., 14 июня 2007 г., 28 февраля, 30 сентября 2008 г.
Паспорт Областной целевой программы
"Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйсвенного
назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы"
Наименование программы | Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения |
Распоряжение администрации Воронежской области от 06.07.2005 года N960-р "О разработке областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы"; Постановление Воронежской областной Думы от 20 апреля 2006 года N 436-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы" |
Государственный заказчик |
Главное управление аграрной политики Воронежской области |
Основные разработчики программы |
Главное управление аграрной политики Воронежской области, ФГУ ГЦАС "Воронежский", ФГУ "Управление "Воронежмелиоводхоз", ГНУ НИСХА Центрально-Черноземной полосы им.В.В.Докучаева РАСХН |
Цели и задачи программы | Основной целью является создание благоприятных условий функционирования агропропромышленного комплекса Воронежской области при наиболее полном использовании природно-экономического потенциала, что будет способствовать повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и его экологизации для обеспечения населения Воронежской области качественным продовольствием и улучшением социальной обстановки на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Целями программы являются: - обеспечение условий для сохранения и воспроизводства плодородия почв; - предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота; - улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам; - рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции; - достижение поставленных целей реальна при условии финансирования запланированных мероприятий; - измеряемость, привязка к графику (по годам) и этапы (1год-1этап) реализации программы Задачами являются: - обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв; - предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота ; - формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв; - увеличение количества рабочих мест в сельско-хозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Эффективность использования земель, сохранение и повышение плодородия почв. Степень повышения урожайности сельскохозяй-ственных культур: по зерну на 30 процентов , по сахарной свекле на 25 процентов и по подсолнечнику на 30 процентов. |
Сроки и этапы реализации программы |
2006-2010 годы |
Перечень подпрограмм (мероприятий) |
Раздел 1.Агрохимические мероприятия: 1.1.Агрохимическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения. 1.2.Внесение минеральных и органических удобрений. 1.3.Химическая мелиорация почв. Раздел 2. Гидромелиоративные работы: 2.1.Реконструкция и восстановление оросительных систем. 2.2.Строительство противоэрозионных сооружений. Раздел 3. Агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения: 3.1.Создание защитных лесных насаждений. |
Объемы и источники финансирования |
Суммарный объем финансирования программы в 2006 -2010 годах составляет 11394,0 млн. рублей, в том числе: - федеральный бюджет - 286,6 млн. рублей (2,5 процента); - областной бюджет - 187,1 млн. рублей (1,7 процента); - собственные средства сельхозтоваропроизводителей - 10920,3 млн. рублей (95,8 процентов) |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации программы ожидается приостановление снижения и стабилизация почвенного плодородия, предотвращение выбытия земель из сельхозоборота, обеспечение прироста растениеводческой продукции, что позволит улучшить социально-экономические и экологические условия жизни сельского населения. -социальный эффект - 151,6 млн. рублей; - экономический эффект -1621,9 млн. рублей. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена
областная целевая программа
Основным условием стабильного развития агропромышленного комплекса Воронежской области и источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование почвенного плодородия при хозяйственной деятельности.
Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными условиями составляет особую производительную силу, существенно влияющую на производительность труда в земледелии и величину стоимости производственного продукта. Почвенное плодородие земель сельскохозяйственного назначения является достоянием Воронежской области, главной характеристикой ценности сельскохозяйственных угодий, которую необходимо продолжать сохранять и улучшать.
1.1 Анализ состояния плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения в Воронежской области
По данным государственного учета земель качественное состояние значительной части сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, остается неудовлетворительным.
За последние 15 лет в Воронежской области процессы деградации и разрушения почв резко усилились. Потери площади пашни в Воронежской области за 15 лет составили 203,7 тысяч гектаров, в среднем ежегодно теряется около 14 тысяч гектаров.
Последствия этого безудержного потребления невозобновляемых почвенных ресурсов Воронежской области крайне негативны.
Все пахотные земли подвержены эрозии. По данным научных учреждений потери гумуса в Воронежской области даже при применении органических и минеральных удобрений ежегодно составляют 0,7-1,0 тонны на гектар.
Среднегодовой сток зяби составляет 25-55 миллиметров, с уплотненной пашни 60-70 миллиметров. Смыв почвы с зяби в среднем за год составляет 10 тонн на гектар. Смыв каждого сантиметра гумусового горизонта сопровождается снижением урожайности зерна на 1 центнер с гектара, а потеря 1 тонны гумуса влечет недобор 20 кг на гектар.
При существующей структуре посевных площадей для прекращения деградационных процессов необходимо по научным нормам вносить на 1 гектар пашни 200-250 кг действующего вещества минеральных удобрений и не менее 8-10 тонн навоза.
По данным агрохимической службы Воронежской области 49,5 процента пахотных площадей характеризуются низким содержанием гумуса (слабо- и малогумусированные), 65,7 процента - дефицитом фосфора (очень низко- , низко- и среднеобеспеченные), 43,0 процента - калия.
Результаты локального мониторинга и сплошного агрохимического обследования показывают проявление технологической деградации и ухудшение агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий. Большая часть урожая в основном формируется за счет мобилизации почвенного плодородия без компенсации выносимых с урожаем элементов питания, что приводит к отрицательному балансу питательных веществ по NPK (азот, фосфор, калий) до - 89 кг на гектар, кальцию до - 174 кг на гектар.
На территории Воронежской области 20 районов находятся в зоне недостаточного увлажнения с годовым количеством осадков от 420 - 560 мм, а 12 районов прилегающих к Саратовской, Волгоградской и Ростовской областям находятся в зоне сухого земледелия с годовым количеством осадков 300-400 мм. Здесь часто отмечаются засухи и суховеи, каждый третий год они бывают интенсивными.
Выращивание продукции растениеводства только за счет использования потенциала черноземов ведет к сокращению запасов гумуса, ухудшению пищевого и водного режимов почвы.
Одним из важных элементов интенсификации сельскохозяйственного производства является орошение сельскохозяйственных культур в сочетании с внесением полного комплекса удобрений. Это позволяет в любых погодных условиях Воронежской области получать на орошаемых землях урожаи сельскохозяйственных культур в 2-3 раза больше, чем на богаре, о чем говорят примеры сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся орошением.
При условии комплексного проведения оросительных и других видов мелиораций обеспечивается наиболее полная реализация биоклиматического потенциала продуктивности почв при сохранении их плодородия без проявления деградационных процессов.
Анализ состояния сельскохозяйственного производства и природной среды Воронежской области свидетельствуют о том, что основные тенденции ухудшения экологической и экономической обстановки будут сохраняться, если не принять действенных мер по их стабилизации и устранению. зводства и природной среды Воронежской области свидетельствуют о том, что основные тенденции ухудшения экологической и экономической обстановки будут сохраняться, если не принять действенных мер по их стабилизации и устранению.
Это обусловливает актуальность разработки областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы". Реализация программы обеспечит сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование сельскохозяйственных угодий, интенсификацию производства, прекратит деградацию черноземов.
Реализация областной целевой программы "Повышение плодородия почв
Воронежской области на 2002-2005 годы"
Программой было предусмотрено финансирование на сумму 5607,3 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 783,9 млн. рублей, из областного бюджета - 222,0 млн. рублей, из местного бюджета - 301,6 млн. рублей, собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 4299,8 млн. рублей.
Фактически на реализацию мероприятий направлено 6874,4 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 286,7 млн.рублей (4,17 процента ), из областного бюджета - 91,7 млн. рублей (1,3 процента), из местного бюджета - 11,4 млн. рублей (0,16 процента), из собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 6484,9 млн. рублей (94,3 процента). Перевыполнение освоения средств произошло за счет инфляции 2002-2005годов.
Таблица 1.1.
Объемы и источники финансирования программы за 2002 - 2005 годы
(млн. рублей)
Источники финансирования |
По программе на 2002 - 2005 годы |
2002 - 2005 годы | По годовым лимитам к программе на 2002 -2005 годы (в процентах) |
Процент освоения за 2002 - 2005 годы |
||
выделено по годовым лимитам |
освоение | к годовым лимитам |
к программе |
|||
Всего | 5607,3 | 5959,5 | 6874,7 | 106,3 | 115,4 | 122,6 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 783,9 | 274,8 | 286,7 | 35,1 | 104,3 | 36,6 |
областной бюджет | 222,0 | 117,6 | 91,7 | 53,0 | 78,0 | 41,3 |
местный бюждет | 301,6 | 11,5 | 11,4 | 3,8 | 99,1 | 3,8 |
собственные средства сельско-хозяйственных товаропроизводителей |
4299,8 | 6555 | 6484,9 | 152,4 | 98,9 | 150,8 |
Реализация программы позволила приостановить снижение и стабилизировать уровень почвенного плодородия, снизить выбытие сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, обеспечить прирост валового сбора сельскохозяйственной продукции в 2005 году по сравнению с 2001 годом: по зерновым культурам - на 111,6 тыс. тонн или 4,3 процента при общем объеме производства 2576 тыс. тонн, по сахарной свекле - на 800,4 тыс. тонн или 27 процентов при общем объеме производства 2970 тыс. тонн, по подсолнечнику - на 167,8 тыс. тонн или 36,8 процента при общем объеме производства 455 тыс. тонн.
Недостаточное направление бюджетных средств на реализацию программы привело к значительному невыполнению предусмотренных мероприятий, кроме агрохимических (205,4 процентов), которые направлены для приобретения средств защиты за счет незапланированных собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей (таблица 1.2.). Выполнение показателей программы на 2002 - 2005 годы приводится в таблице 1.3. Из приведенных данных видно, что по всем показателям имеется недовыполнение намеченных объемов.
Анализ выполнения текущей и предшествующих программ говорит об их позитивном значении.
На 01.01.2002 года всего в Воронежской области действовало сельскохозяйственных товаропроизводителей - 843, в т.ч. 444 прибыльных, прибыль составила 493,6 млн. рублей, на 01.12.2005 года количество сельскохозяйственных товаропроизводителей снизилось до 623, в т. ч. прибыльных - 452, прибыль составила 883,6 млн.рублей.
Использование результатов систематического мониторинга плодородия сельскохозяйственных угодий и внедрение достижений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оказали положительное влияние на сохранение пахотных земель и рост сельскохозяйственного производства, стимулировали улучшение экологической и социальной обстановки.
Таблица 1.2.
Финансирование мероприятий по программе
(млн. рублей)
Виды работ | Предусмотрено по программе на 2002 - 2005 годы |
Ожидаемое выполнение за 2002 - 2005 годы |
Процент освоения по программе на 2002 - 2005 годы |
Агрохимические мероприятия | 3098,8 | 6365,9 | 205,4 |
Гидромелиоративные мероприятия |
671,3 | 66,7 | 9,9 |
Агролесомелиоративные мероприятия |
51,7 | 14,9 | 28,8 |
НИОКР | 52,1 | 26,9 | 51,6 |
Итого | 3873,9 | 6474,4 | 167,1 |
Таблица 1.3.
Выполнение показателей программы на 2002-2005 годы
Ед.измерения | По программе на 2002-2005 годы |
Выполнение | Процент выполнения |
|
Внесение органических удобрений |
тыс. тонн | 48639,6 | 10880,9 | 22,4 |
Внесение минеральных удобрений |
тыс. тонн | 866,0 | 529,0 | 61,0 |
Известкование кислых почв |
тыс. гектаров | 95,0 | 2,2 | 2,3 |
Реконструкция и восстановление оросительных систем |
тыс. гектаров | 14,02 | 1,53 | 10,9 |
Создание полезащитных лесных насаждений |
тыс. гектаров | 4587,0 | 2247,0 | 49,0 |
Строительство гидротехнических сооружений |
км | 264,7 | 130,5 | 49,3 |
1.2. Проблемы состояния плодородия земель Воронежской области
Основные причины деградации земель сельскохозяйственного назначения связаны с социально-экономическими, организационно-хозяйственными и природными факторами, к их числу относятся:
- недооценка роли комплекса агротехнических, агрохимических, мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в повышении продуктивности земель при соблюдении требований охраны окружающей среды и продуктивного долголетия природных систем;
- недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства в целом, и в первую очередь, мероприятий по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия;
- необходимо учитывать особенности природных и климатических условий Воронежской области (особенности рельефа, дефицита влаги, водного режима территории и т.д.);
- переход от собственника к собственнику.
Из таблицы 1.4. видно, что при снижении финансирования программы повышения плодородия почв ведет к снижению производства сельскохозяйственной продукции.
Таблица 1.4.
Анализ статистической отчетности за последние 3 года производства
сельскохозяйственной продукции по Воронежской области
Производство продукции |
Ед. изм. | 2002 | ц/га | 2003 | ц/га | 2004 | ц/га |
Зерно | тыс.тонн | 2581,5 | 21,3 | 2283,3 | 20,3 | 2356,4 | 19,1 |
Сахарная свекла | тыс.тонн | 2261,3 | 187,0 | 3300,6 | 232,6 | 2898,6 | 227,7 |
Подсолнечник | тыс.тонн | 353,3 | 10,1 | 492,4 | 11,4 | 396,3 | 9,8 |
Необходимо не допустить снижения уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в Воронежской области даже в условиях экономической нестабильности и отсутствия оптимальных цен на продукцию.
1.3. Программно-целевой метод решения проблемы сохранения почв
и повышения плодородия
Программно-целевое управление является практически единственным инструментом воздействия на экономику Воронежской области, в том числе на проблемы сохранения почв и повышения плодородия. Во-первых, потому что в сельском хозяйстве Воронежской области необходимо провести преобразования, которые должны быть хорошо просчитаны и управляемы, а их результаты - предсказуемыми. Во-вторых, экономика Воронежской области испытывает острый дефицит в финансовых ресурсах. Для обеспечения эффективного использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов необходимо их направление в те сектора сельскохозяйственного производства, которые оказывают существенное влияние на развитие других отраслей сельского хозяйства. Этого можно достичь только с применением технологии программно-целевого управления и его основного инструмента - программ различного вида.
Сохранение почвы и повышение плодородия - важнейший фактор устойчивого высокопродуктивного ведения земледелия. Любое ухудшение свойств почвы, а тем более ее разрушение ведет к деградации черноземов, снижению продуктивности сельскохозяйственных культур.
Программой определяются точки роста на 2010 год регионального сельскохозяйственного производства по сравнению с 2005 годом, по зерновым культурам прирост урожайности с 1 гектара - на 23,5 процента или 26,8 центнеров с гектара, по сахарной свекле прирост урожайности с 1 гектара - на 56,4 процента или 380 центнеров с гектара, по подсолнечнику прирост урожайности с 1 гектара - на 90,5 процента, воздействие на которые позволяет достичь запрограммированных целей регионального сельского хозяйства, рекомендуемые НИИ сельского хозяйства ЦЧГ им. В.В. Докучаева, ВГАУ им. К.Д. Глинки, НИИ "Экономики и организации АПК ЦЧР".
Рассматриваемые правоотношения регулируются Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законодательством Воронежской области.
В целях повышения плодородия почв и урожайности сельскохозяйственных культур постановлением Воронежской областной Думы от 31.10.2002 г. N 484-III-ОД была утверждена областная целевая программа "Повышение плодородия почв Воронежской области на 2002-2005 годы".
1.4. Описание рисков, связанных с программно-целевым методом
решения сохранения почв и повышения плодородия
В процессе реализации программы могут возникнуть обстоятельства, которые отрицательно повлияют на ход реализации проекта.
Так как рельеф территории Воронежской области неоднороден, основную часть составляет приподнятая равнина (Среднерусская возвышенность), сильно расчлененная глубокими речными долинами, балками, оврагами, что определяет преобладание долинно-балочного и овражно-балочного типов рельефа с интенсивным смывом и размывом почв. Поэтому летние осадки, которые носят ливневый характер и сопровождаются иногда градом, способствуют смыву и размыву почв.
Климат Воронежской области характеризуется неравномерным распределением осадков в течение года и по годам, наличием выраженных засушливо-суховейных периодов. Повторяемость длительных засух на территории Воронежской области - один раз в три года. В эти периоды почва уплотняется, а среднегодовой сток с уплотненной пашни 60-70 мм.
На показатели эффективности программы влияют цены реализации на минеральные удобрения, агрохиммелиоранты, горюче-смазочные материалы. С ростом цен на эти материалы эффективность проекта снижается. За последние годы внесение минеральных удобрений сократилось в 4 раза, органических - в 2 раза, не ведется фосфоритование почв, недостаточно ведется мелиорация почв. Недостаточное внесение удобрений привело к снижению главных показателей плодородия почв - гумуса. Большая часть урожая формируется за счет мобилизации почвенного плодородия, без компенсации выносимых с урожаем элементов питания, что приводит к отрицательному балансу питательных веществ по NPK - до 89 кг на гектар, кальция - до 174 кг на гектар.
Производство сельскохозяйственной продукции
на душу населения по РФ, ЦФО, Воронежской, Белгородской, Тамбовской,
Липецкой, Волгоградской, Ростовской областям в 2001-2003 годах
Таблица 1.5.
Сравнение с граничащими регионами ЦФО
Продукт | Ед изм |
РФ | ЦФО | Воронежская обл. | Тамбовская обл. | ||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 | 2003 | ||
Зерно | кг | 590 | 603 | 469 | 498 | 565 | 457 | 1015 | 1074 | 954 | 1218 | 1382 | 1281 |
Картофель | кг | 242 | 229 | 257 | 344 | 306 | 408 | 349 | 317 | 515 | 514 | 464 | 596 |
Овощи | кг | 92 | 91 | 103 | 118 | 117 | 130 | 89 | 91 | 99 | 172 | 160 | 194 |
продолжение таблицы 1.5.
Продукт | Ед. из |
Белгородская обл. |
Липецкая обл. | Орловская обл. | Курская обл. | ||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 | 2003 | 2001 | 2002 | 2003 | ||
Зерно | кг | 1157 | 1301 | 874 | 1138 | 1324 | 1227 | 1819 | 2238 | 1276 | 1212 | 1532 | 1061 |
Картофель | кг | 359 | 343 | 441 | 447 | 397 | 599 | 812 | 670 | 899 | 777 | 778 | 916 |
Овощи | кг | 110 | 113 | 120 | 112 | 101 | 131 | 93 | 106 | 130 | 125 | 124 | 144 |
Из таблицы видно, что в 2003 году среднедушевое производство в Воронежской области по сравнению с ЦФО возросло: по зерну более чем в 2 раза, картофелю более чем в 1,3 раза, овощам - на 76 процентов; по сравнению с Тамбовской областью: по зерну - на 74 процента, картофелю - на 86 процентов, овощам - на 51 процент; по сравнению с Липецкой областью: по зерну - 78 процентов, картофелю - 86 процентов, овощам - 76 процентов; по сравнению с Курской областью: по зерну - на 90 процентов, по картофелю - на 56 процентов, овощам - на 69 процентов.
Таблица 1.6.
Внесение удобрений на 1 га пашни
Наименование Субъекта |
Минеральные удобрения (кг/га) |
Органические удобрения (тонн/га) |
||
в 2001 году | в 2002 году | в 2001 году | в 2002 году | |
РФ | 19,1 | 21,4 | 0,8 | 0,9 |
ЦФО | 28,9 | 30,6 | 1,1 | 1,2 |
Воронежская обл. | 23,8 | 29,5 | 1,3 | 1,4 |
Тамбовская обл. | 5,4 | 8,4 | 1,0 | 0,9 |
Белгородская обл. |
56,5 | 84,5 | 1,4 | 1,5 |
Липецкая обл. | 40,1 | 46,0 | 0,9 | 1,0 |
Орловская обл. | 54,5 | 48,4 | 0,5 | 0,6 |
Курская обл. | 24,4 | 32,6 | 0,6 | 0,6 |
Из таблицы видно , что Воронежская область по средним показателям Центрального Федерального округа находится на оптимальных позициях, но существенно отстает от Белгородской, Орловской , Липецкой областей.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью программы является создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса Воронежской области при наиболее полном использовании природно-экономического потенциала, что будет способствовать повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и его экологизации для обеспечения населения Воронежской области качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы" является продолжением работ, начатых областной целевой программой "Повышение плодородия почв Воронежской области на 2002-2005 годы".
Стабилизация почвенного плодородия позволит создать условия для интенсификации использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.
Целями программы являются:
- обеспечение условий для сохранения и воспроизводства плодородия почв;
- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
- улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;
- рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции;
- достижение поставленных целей реально при условии финансирования запланированных мероприятий;
- измеряемость, привязка к графику (по годам) и этапы (1год-1этап) реализации программы приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Динамика целевых индикаторов и показателей
эффективности реализации областной целевой программы
Целевой индикатор | Единица измерения |
Значение индикатора по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Валовый сбор зерна | тыс. тонн | 2650 | 2810 | 2450 | 2600 | 2760 |
Валовый сбор сахарной свеклы |
млн. тонн | 3,75 | 3,84 | 3,9 | 4,1 | 4,2 |
Валовый сбор подсолнечника |
тыс. тонн | 540 | 570 | 550 | 555 | 560 |
Исходя из целей программы, определены следующие задачи:
- обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв;
- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота ;
- формирование экономического и правового механизма повышения заинтересованности и ответственности за воспроизводство плодородия почв;
- увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
Сроки реализации всего комплекса намеченных программой мероприятий будут осуществляться с 2006 по 2010 годы.
Программа может быть досрочно прекращена в случае отсутствия источников финансирования.
3. Система программных мероприятий
Для достижения поставленной цели и решения задач программы предусмотрена реализация шести мероприятий, которые сгруппированы в 3-х разделах.
Раздел 1. Агрохимические мероприятия
В рамках данного раздела 1. "Агрохимические мероприятия" предусмотрена реализация трех мероприятий с общим объемом финансирования в 2006-2010 годах - 11039,4 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий будут созданы 815 и сохранены 1010 рабочих места. Экономический эффект составит 1741,4 млн. рублей. Дополнительные платежи в бюджеты составят 2036,3 млн. рублей, в том числе: в федеральный -849,3 млн. рублей, в областной - 830,0 млн. рублей и в местный - 357,0 млн. рублей. Социальный эффект составит 128,8 млн. рублей.
1.1. Агрохимическое обследование почв земель сельскохозяйственного
назначения
Целью мероприятия является изучение состояния изменения почвенного плодородия почв Воронежской области. В рамках мероприятия предусмотрено проведение ежеквартального мониторинга почв земель сельскохозяйственного назначения с выполнением следующих работ:
- уточнение картографической основы с планом внутрихозяйственного землеустройства территории землепользования;
- проведение полевого агрохимического обследования в районах Воронежской области по отбору почвенных образцов;
- анализ почвенных образцов на содержание химических элементов;
- изготовление агрохимических картограмм по обеспеченности почв элементами питания;
- составление паспортных ведомостей с агрохимической характеристикой почв по каждому отдельно обрабатываемому участку поля;
- на основании имеющейся информации, полученной в результате агрохимического обследования и проведенных аналитических работ, разрабатываются и направляются сельскохозяйственным товаропроизводителям научно обоснованные рекомендации по сохранению, воспроизводству плодородия почв и рациональному применению средств химизации.
По состоянию на 01.01.2005 г. обследовано - 2489,4 тыс. гектаров пашни, из которых 440 тыс. гектаров или 17,7 процента с низким содержанием фосфора, т.е. до 50 мг/кг почвы. Выявлено 646,0 тыс. гектаров кислых почв, которые нуждаются в известковании. Средневзвешенное содержание гумуса в пахотных почвах Воронежской области составляет 5,57 процентов, в том числе 332,4 тыс. гектаров с низким содержанием гумуса, т.е. до 4 процентов.
Высокая устойчивая продуктивность земледелия возможна лишь при комплексном учете всех агрохимических и экологических факторов, необходимых для нормального роста и развития растений, формирования урожая и его качества.
Эксплуатация почвы без принятия мер по воспроизводству ее плодородия недопустима.
Агрохимическое обследование почв на 2006-2010 годы планируется провести на площади - 1789,0 тыс. гектаров.
Общий объем финансирования на агрохимическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения на 2006-2010 годы составляет 35780,0 тыс. рублей, в том числе:
- из областного бюджета -5858,1 тыс. рублей (ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы");
- из собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 29921,9 тыс. рублей;
Экономический эффект от реализации мероприятия составит - 1,6 млн. рублей.
Сумма отчислений в бюджеты составит - 3,5 млн. рублей, в том числе: в федеральный бюджет - 0,7 млн. рублей, в областной бюджет -1,7 млн. рублей, в местный бюджет -1,1 млн. рублей. Социальный эффект составит 4,7 млн. рублей.
1.2. Внесение минеральных и органических удобрений
Целью мероприятия является повышение плодородия сельскохозяйственных угодий, особенно пашни, предотвращение выбытия из оборота земель, увеличение объема сельхозпродукции.
Мероприятием предполагается внесение минеральных и органических удобрений на площади 2273,9 тыс. га пашни.
Внесение минеральных удобрений за 2006 - 2010 годы составит 426,9 тыс. тонн д.в.(действующее вещество) или по 37,0 кг на гектар пашни, органических удобрений 14973,7 тыс. тонн или по 1,3 тонны на гектар пашни.
Внесение минеральных удобрений в 2006 год - 69,9 тыс. тонн д.в.,
2007 год - 76,9 тыс. тонн д.в.,
2008 год - 84,6 тыс. тонн д.в.,
2009 год - 93,1 тыс. тонн д.в.,
2010 год - 102,4 тыс. тонн д.в.
Внесение органических удобрений в 2006 год - 2452,7 тыс. тонн,
2007 год - 2697,9 тыс. тонн,
2008 год - 2967,7 тыс. тонн,
2009 год - 3264,5 тыс. тонн,
2010 год - 3590,9тыс. тонн.
Минеральные удобрения, содержащие в своем составе макро - и микроэлементы, являются основным источником пополнения питательных веществ почв, оказывающих существенное влияние на почвообразовательный процесс, и источником питания сельскохозяйственных культур.
Органические удобрения - это не только вносимые питательные вещества в почву, необходимые для роста и развития растений, но и средство улучшения биологических, физических и химических свойств почв и прием достижения бездефицитного баланса гумуса.
Из-за высоких цен на минеральные удобрения, неплатежеспособности многих сельскохозяйственных товаропроизводителей необходим переход на систему биологизации земледелия, основной прием которого - внесение органических удобрений.
Плодородие и общая продуктивность пашни напрямую зависят от уровня применения удобрений. С 1986 по 1991 годы происходил рост объемов применения минеральных и органических удобрений. Среднегодовое внесение минеральных удобрений достигло 126 кг на гектар, органических -3,5 тонны на гектар пашни. Содержание подвижных форм фосфора возросло с 74 мл на килограмм до 120 мл на килограмм, обменного калия - с 115 мл на килограмм до 120 мг на килограмм почвы. Повышение плодородия почв содействовало значительному росту урожайности сельскохозяйственных культур. По Воронежской области урожайность зерновых культур достигла 27,4 центнера с гектара, озимой пшеницы - 36,2 центнера с гектара , сахарной свеклы - 275 центнеров с гектара, подсолнечника - 17,2 центнера с гектара.
Однако, начиная с 1991 года в Воронежской области наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов применения минеральных удобрений в 4 раза, органических - в 2,5 раза.
В результате происходит падение плодородия почв. Результаты агрохимического мониторинга земель показали: в Воронежской области 49,5 процентов пахотных площадей характеризуются низким содержанием гумуса (слабо и малогумусированые), 65,7 процентов - дефицитом фосфора (очень низко- , низко - и среднеобеспеченные) и 43 процента - калия. Разрушается структура почв, слабеет деятельность микроорганизмов.
Без осуществления мероприятий произойдет снижение плодородия до естественного уровня, при котором урожайность зерновых культур снизится до 10-15 центнеров с гектара. Поэтому выполнение мероприятий обеспечит сохранение и восстановление плодородия почв и рост урожайности сельскохозяйственных культур.
Общий объем финансирования на внесение минеральных и органических удобрений на 2006 - 2010 годы - 10738892,3 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 189994,0 тыс. рублей;
из собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей -10548898,3 тыс. рублей.
На внесение минеральных удобрений в 2006 - 2010 годах планируется 9787479,9тыс. рублей, органических удобрений - 951412,4 тыс. рублей.
Экономический эффект от реализации мероприятия составит 1724,1 млн. рублей. Социальный эффект составит 119,5 млн. рублей.
1.3. Химическая мелиорация почв
Целью мероприятия является повышение плодородия почв за счет повышения отдачи от внесения минеральных удобрений.
Мероприятием предполагается известкование кислых почв.
Известкование кислых почв за 2006 - 2010 годы планируется на площади 71,5 тыс. гектаров; в том числе в 2006 году - 6,1 тыс. гектаров , 2007 - 31,2 тыс. гектаров, 2008 - 10,4 тыс. гектаров, 2009 - 11,4 тыс. гектаров, 2010 - 12,4 тыс. гектаров.
Необходимо внести за 2006-2010 годы дефеката - 360,9 тыс. тонн, мела - 51,8 тыс. тонн, карбоната кальция - 10,5 тыс. тонн.
Повышенная кислотность почв обусловлена наличием в почвенно-поглощающем комплексе ионов водорода и алюминия.
Кислотность угнетает растения, снижает активность полезных микроорганизмов, в результате тормозится превращение питательных веществ в усвояемые формы. На сильно кислых почвах удобрения могут дать отрицательный эффект, а на средне - и слабокислых их эффективность снижается на 20 - 40 процентов.
Поэтому известкование является мощным мелиорирующим приемом, изменяющим многие свойства почв. В результате мелиорации почвы приобретают прочную структуру, улучшается их водно-воздушный режим, усиливается образование усвояемых форм элементов минерального питания, повышается биологическая активность и улучшается экологическая обстановка в агроценозах.
С 1994 года по 2002 год мелиорация кислых и засоленных почв у сельскохозяйственных товаропроизводителей не проводилась. Областной целевой программой "Повышение плодородия почв Воронежской области на 2002 - 2005 годы" предусматривалось провести известкование на площади 95,1 тыс. га, мелиорацию солонцовых почв на 10,1 тыс. гектаров. Фактически проведено известкование на площади 8,7 тыс. гектаров, мелиорация солонцовых почв не велась.
С 1994 года в Воронежской области сложился отрицательный баланс кальция и в 2004 году он составил - 174 кг на гектар.
По данным агрохимического обследования площадь кислых почв составляет более 700 тыс. га или 23 процента от пашни, солонцовых почв - около 200 тыс. гектаров или 6 процентов от пашни Воронежской области.
В результате частично проведенных мероприятий сократятся площади кислых, засоленных земель, повысится урожайность на произвесткованных кислых почвах: по зерновым культурам - на 2,5, сахарной свекле - на 30 - 40, кукурузе - на зеленую массу 50 - 75, подсолнечнику - 0,5 - 1 центнеров с гектара; на промелиорированных солонцовых почвах по зерновым культурам 3 - 6, в том числе яровой пшенице - 2 - 4, озимой ржи - 1- 8, ячменю - 2 - 4, овсу - 2 - 6 центнеров с гектара.
Общий объем финансирования на химическую мелиорацию почв на 2006-2010 годы - 264735,5 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 21999,9 тыс. рублей (ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы");
из областного бюджета - 57351,5 тыс. рублей (ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006 - 2010 годы");
из собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 185384,1 тыс. рублей.
Средства федерального и областного бюджета будут направлены на компенсацию расходов на приобретение мелиорантов, погрузку, транспортировку, буртовку и их внесение.
Экономический эффект от реализации мероприятия составит 15,7 млн. рублей.
Сумма отчислений в бюджеты составят: всего -95,0 млн. рублей, в том числе: в федеральный бюджет - 38,3 млн. рублей, в областной бюджет - 41,8 млн. рублей, в местный бюджет -14,9 млн. рублей. Социальный эффект составит 4,6 млн. рублей.
Постановлением Воронежской областной Думы от 30 сентября 2008 г. N 1395-IV-ОД в раздел 2 главы 3 настоящей Областной целевой программы внесены изменения
Раздел 2. Гидромелиоративные работы
В рамках раздела 2. "Гидромелиоративные работы" предусмотрена реализация двух мероприятий с общим объемом финансирования в 2006-2010 годах - 346,0 млн. рублей.
Исходя из предложений районов, по мероприятиям раздела по статье "Капитальные вложения" на 2006-2010 годы запланированы расходы в сумме - 244,4 млн. рублей, в том числе: строительно-монтажные работы - 194,1 млн. рублей, приобретение и монтаж оборудования - 47,6 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий будет сохранено в организациях - смежниках 3 рабочих места и создано 11 новых рабочих мест. Экономический эффект составит -(-115,5) млн. рублей. Сумма дополнительных платежей в бюджеты составит всего 35,0 млн. рублей, в том числе: в федеральный бюджет -21,9 млн. рублей, областной бюджет - 8,4 млн. рублей, в местный бюджет - 4,7 млн. рублей. Социальный эффект составит 18,7 млн. рублей.
2.1. Реконструкция и восстановление оросительных систем
Целью мероприятия является повышение плодородия засушливых почв земель сельхозназначения. Мероприятием предполагается разработка проектно - сметной документации и проведение реконструкции и восстановления орошаемых земель на площади 4,5 тыс. гектаров , в том числе в 2006 - 2007 годах в Верхнемамонском районе - 469 гектаров, в Острогожском районе - 123,0 гектара; в 2007 году Россошанском районе - 200 гектаров; в 2007 - 2008 годах в Таловском районе - 184,0 гектара; в 2008 году в Бобровском районе - 114 гектаров; в 2008-2009 годах в Кантемировском районе - 342,0 гектара, в Хохольском районе -300,0 гектаров; в 2008- 2010 годах в Новоусманском районе - 1983,0 гектара; в 2009-2010 годах в Панинском районе - 432,0 гектара, в Рамонском районе - 339,0 гектаров.
Полив сельскохозяйственных культур, как основной агротехнический прием в сочетании с внесением полной дозы минеральных удобрений и другими мероприятиями, обеспечивает в любых погодных условиях получение урожая сельскохозяйственных культур в 2-3 раза больше, чем на богаре.
Общий объем финансирования мероприятия составит -277,6 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета -71,1 млн. рублей , из областного бюджета -85,7 млн. рублей, из собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 120,8 млн. рублей.
В результате реализации мероприятия будет сохранено в организациях - смежниках 2 рабочих места и создано 10 новых рабочих мест.
Экономический эффект от реализации мероприятия составит - (-105,8) млн. рублей.
Сумма дополнительных платежей в бюджеты составит - 33,8 млн. рублей, в том числе: в федеральный бюджет - 21,5 млн. рублей, в областной бюджет - 7,9 млн. рублей, в местный бюджет - 4,4 млн. рублей. Социальный эффект составит 17,2 млн. рублей.
2.2. Строительство противоэрозионных сооружений
Целью мероприятия является повышение плодородия подверженных эрозии земель сельхозназначения.
Мероприятием предполагается разработка проектно - сметной документации и строительство противоэрозионных сооружений в 2006 году в Воробьевском и Острогожском районах, в 2007 году в Воробьевском и Кантемировском районах, в 2008 - 2009годах в Верхнемамонском районе, в 2010 году в Подгоренском районе.
В целях ликвидации разрушительного воздействия весенних и дождевых паводков рекомендуется строительство простейших гидротехнических сооружений, создание лесных насаждений и противоэрозионных прудов. Это позволит приостановить деградацию земель, стабилизирует гумус, улучшит водный, пищевой и тепловой режимы в земледелии.
Общий объем финансирования мероприятия составит 28,4 млн. рублей, в том числе: из областного бюджета -12,0 млн. рублей, из собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей - 16,4 млн. рублей.
В результате реализации мероприятия будет сохранено в организациях - смежниках 1 рабочее место и создано 1 новое рабочее место.
Экономический эффект от реализации мероприятия составит - (-9,7)млн. рублей.
Сумма дополнительных платежей в бюджеты составит - 1,2 млн. рублей, в том числе: в федеральный бюджет - 0,4 млн. рублей, в областной бюджет - 0,5 млн. рублей, в местный бюджет - 0,3 млн. рублей. Социальный эффект составит -1,5 млн. рублей.
Реализация мероприятия позволит приостановить деградацию земель, стабилизировать гумус, улучшить водный, пищевой и тепловой режимы.
Раздел 3. Агролесомелиоративное обустройство земель
сельскохозяйственного назначения
3.1. Создание защитных лесных насаждений
Целью программы является предотвращение водной и ветровой эрозии почв земель сельскохозяйственного назначения, повышение урожайности культур.
Защитные лесные насаждения улучшают микроклимат прилегающих земель. Под их защитой создаются оптимальные условия для земледелия, возрастает эффективность севооборотов по сравнению с открытым полем, на 2,5- 19,3 балла повышается бонитет почв, на защищенных территориях значительно улучшается гидротермический режим, более чем в 4 раза сокращается поверхностный сток, оптимизируются процессы почвообразования, чище и полноводнее становятся реки и водоемы. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях для зерновых на 18 - 23 процента, технических - 20 - 26 процентов (данные ЦЧО Гипрозем).
По состоянию на 01.01.2005 года в Воронежской области облесенность пашни составляла 2,04 процентов, а сельхозугодий - 3,61 процента. Для того, чтобы приостановить эрозию почв, необходимо довести облесенность пашни до 3,5 процента, а сельхозугодий - до 10 процентов.
В рамках мероприятия предусмотрена создание защитных лесных насаждений на площади 3170 гектаров.
Общий объем финансирования мероприятия составит 48,6 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета -3,5 млн. рублей (ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы"), из областного бюджета -26,2 млн. рублей (ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2006 -2010 годы"), из собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей -18,9 млн. рублей.
В результате реализации мероприятия в организациях-смежниках будет создано 6 новых и сохранено 25 рабочих мест.
Экономический эффект от реализации мероприятия составит (- 4,0) млн. рублей. Дополнительные платежи в бюджеты всех уровней составят 27,8 млн. руб., в том числе: в федеральный бюджет - 13,8 млн. рублей, в областной бюджет - 9,9 млн. рублей, в местный бюджет - 4,1 млн. рублей.
Социальный эффект составит 4,1 млн. рублей.
Постановлением Воронежской областной Думы от 30 сентября 2008 г. N 1395-IV-ОД в главу 4 настоящей Областной целевой программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансовых ресурсов для реализации программы составляет 11394001,9 тыс. рублей.
Объемы финансирования, источники и статьи расходов по программе приведены в таблице 4.1.
Структура финансирования программы (распределение финансовых средств по основным статьям расходов: капитальные вложения, НИОКР, оборотные средства, прочие затраты) приведена в таблице 4.2.
В структуре затрат по мероприятиям программы капитальные вложения составляют 2,1 процента, из них, в том числе: затраты на строительно-монтажные работы - 79,4 процента, на приобретение оборудования - 19,5 процента.
Основными источниками средств для реализации программы являются:
- средства федерального бюджета на безвозвратной основе (ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы") - 286593,9 тыс. рублей - 2,5 процента;
- средства областного бюджета -(ОЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы") - 187097,3 тыс. рублей -1,7 процента, в том числе субсидии на компенсацию части затрат на реконструкцию и (или) восстановление оросительных систем, строительство противоэрозионных сооружений - 62937,0 тыс. рублей;
- собственные средства сельскохозяйственных товаропроизводителей - 10920310,7 тыс.руб. - 95,8 процентов.
Объемы финансирования мероприятий программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджетов и фактических затрат.
Софинансирование из федерального бюджета будет осуществляться на основании федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы".
Финансирование из местных бюджетов и собственных средств сельскохозяйственных организаций будет осуществляться на основании поданных заявок районами.
Механизм реализации - соглашение между Министерством сельского хозяйства России и органами государственной власти Воронежской области.
Таблица 4.1
Объемы финансирования, источники и статьи расходов программы на 2006-2010 годы
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||
Всего |
в том числе по годам реализации |
|||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Общий объем финансирования, всего |
11394001,9 |
1038707,0 |
1345651,9 |
2448151,2 |
2970213,3 |
3591278,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
286593,9 |
9000,0 |
34599,9 |
72400,0 |
82140,0 |
88454,0 |
областной бюджет |
187097,3 |
20192,3 |
38000,0 |
40280,0 |
42883,0 |
45742,0 |
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные средства |
10920310,7 |
1009514,7 |
1273052,0 |
2335471,2 |
2845190,3 |
3457082,5 |
Капитальные вложения, всего |
|
18964,0 |
60220,0 |
58625,0 |
53225,0 |
53360,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
71100,0 |
9000,0 |
9100,0 |
15000,0 |
19000,0 |
19000,0 |
областной бюджет |
36067,0 |
8700,0 |
26067,0 |
1300,0 |
- |
- |
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
внебюджетные средства |
137227,0 |
1264,0 |
25053,0 |
42325,0 |
34225,0 |
34360,0 |
НИОКР, всего |
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
областной бюджет |
|
|
|
|
|
|
местные бюджеты |
|
|
|
|
|
|
внебюджетные средства |
|
|
|
|
|
|
Текущие расходы, всего |
11149607,9 |
1019743,0 |
1285431,9 |
2389526,2 |
2916988,3 |
3537918,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет (субсидии) |
215493,9 |
- |
25499,9 |
57400,0 |
63140,0 |
69454,0 |
областной бюджет |
151030,0 |
11492,3 |
11933,0 |
38980,0 |
42883,0 |
45742,0 |
в т.ч. субсидии |
112865,0 |
|
|
24240,0 |
42883,0 |
45742,0 |
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетные средства |
10783083,7 |
1008250,7 |
1247999,0 |
2293146,2 |
2810965,3 |
3422722,5 |
Таблица 4.2
Структура затрат по агрохимическим мероприятиям
млн. рублей
Статьи затрат |
Объем финансирования, всего |
в том числе по годам |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего по программе |
11039,4 |
1015,9 |
1277,1 |
2361,4 |
2882,2 |
3502,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- капитальные вложения, всего |
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
- строительно-монтажные работы |
|
|
|
|
|
|
- приобретение оборудования |
|
|
|
|
|
|
- прочие основные средства |
|
|
|
|
|
|
- НИОКР |
|
|
|
|
|
|
- приобретение оборотных средств |
|
|
|
|
|
|
- прочие затраты |
11039,4 |
1015,9 |
1277,1 |
2361,4 |
2882,2 |
3502,8 |
Структура затрат по гидромелиоративным работам
млн. рублей
Статьи затрат |
Объем финансирования, всего |
в том числе по годам |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего по программе |
306,0 |
19,0 |
60,2 |
82,8 |
71,8 |
72,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- капитальные вложения, всего |
244,4 |
19,0 |
60,2 |
58,6 |
53,2 |
53,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
- строительно - монтажные работы |
194,1 |
12,2 |
44,6 |
49,8 |
42,9 |
44,6 |
- приобретение оборудования |
47,6 |
6,0 |
14,2 |
8,5 |
10,1 |
8,8 |
- прочие основные средства |
|
|
|
|
|
|
- НИОКР |
|
|
|
|
|
|
- приобретение оборотных средств |
|
|
|
|
|
|
- разработка проектно-сметной документации |
2,7 |
0,8 |
1,4 |
0,3 |
0,2 |
- |
- прочие затраты всего, из них |
198,8 |
1,3 |
25,0 |
66,5 |
52,8 |
53,2 |
-субсидии по гидромелиорации |
61,6 |
- |
- |
24,2 |
18,6 |
18,8 |
-внебюджетные средства |
137,2 |
1,3 |
25,0 |
42,3 |
34,2 |
34,4 |
Структура затрат по агролесомелиоративному обустройству земель
сельскохозяйственного назначения
млн. рублей
Статьи затрат |
Объем финансирования, всего |
в том числе по годам |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Всего по программе |
48,6 |
3,9 |
8,3 |
3,9 |
16,2 |
16,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
- капитальные вложения, всего |
|
|
|
|
|
|
из них: |
|
|
|
|
|
|
- строительно-монтажные работы |
|
|
|
|
|
|
- приобретение оборудования |
|
|
|
|
|
|
- прочие основные средства |
|
|
|
|
|
|
- НИОКР |
|
|
|
|
|
|
- приобретение оборотных средств |
|
|
|
|
|
|
- прочие затраты |
48,6 |
3,9 |
8,3 |
3,9 |
16,2 |
16,3 |
Структура затрат по программе
млн. рублей
Статьи затрат |
Объем финансирования, всего |
в том числе по годам |
||||
2006-2010 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Всего по программе |
11394,0 |
1038,7 |
1345,7 |
2448,1 |
2970,2 |
3591,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
-капитальные вложения, всего |
244,4 |
19,0 |
60,2 |
58,6 |
53,2 |
53,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
-строительно-монтажные работы |
194,1 |
12,2 |
44,6 |
49,8 |
42,9 |
44,6 |
-приобретение оборудования |
47,6 |
6,0 |
14,2 |
8,5 |
10,1 |
8,8 |
- прочие основные средства |
2,7 |
0,8 |
1,4 |
0,3 |
0,2 |
- |
- НИОКР |
|
|
|
|
|
|
-приобретение оборотных средств |
|
|
|
|
|
|
прочие затраты |
11149,6 |
1019,7 |
1285,5 |
2389,5 |
2917,0 |
3537,9 |
Постановлением Воронежской областной Думы от 30 сентября 2008 г. N 1395-IV-ОД в главу 5 настоящей Областной целевой программы внесены изменения
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы включает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации программы в полном объеме, мониторинг и порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации мероприятий программы, условия ее досрочного прекращения.
Правовую основу программы составляют Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Воронежской области, регламентирующие вопросы использования и охраны земельных ресурсов в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе: распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2005 года N1564-р, утвердившее Концепцию федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы"; постановление администрации Воронежской области от 07.07.2005 г. N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ".
Цели, задачи и мероприятия программы определены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации и Воронежской области.
Организационные меры реализации программы включают следующие аспекты.
Государственным заказчиком программы является главное управление аграрной политики Воронежской области (далее ГУАП) , руководителем программы - руководитель ГУАП. Руководитель программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых финансовых средств, определяет формы и методы управления ее реализацией.
Текущее управление реализацией программы осуществляется ГУАП в установленном порядке.
В соответствии с п. 7.3. постановления администрации Воронежской области от 07.07.2005 г. N 582 "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" ГУАП вправе передавать Воронежскому областному фонду плодородия на договорной основе выполнение отдельных функций.
Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном администрацией Воронежской области.
Софинансирование объектов капитального строительства иной собственности осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Предоставление субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно - правовой формы и крестьянским (фермерским) хозяйствам на компенсацию части затрат на проведение агрохимического обследования почв, химической мелиорации почв, реконструкцию и (или) восстановление оросительных систем и строительство противоэрозионных сооружений, по созданию защитных лесных насаждений осуществляется в порядке, устанавливаемом администрацией Воронежской области.
Объекты гидромелиорации, сданные в эксплуатацию в 2006-2007 г.г., передаются сельхозтоваропроизводителям в безвозмездное пользование.
ГУАП разрабатывает и ежегодно представляет главному управлению экономического развития Воронежской области (далее ГУЭР) предложения о порядке реализации мероприятий и их финансирования, а в случае проведения корректировки мероприятий - обоснование необходимости предлагаемой корректировки с указанием причин, сроков, объемов и источников финансирования. Информация о проводимых конкурсах на участие в реализации программных мероприятий и критериях определения победителей публикуется государственным заказчиком в средствах массовой информации. Информация о программе, значениях целевых индикаторов и показателей, программных мероприятиях и результатах мониторинга их реализации публикуется в средствах массовой информации государственным заказчиком.
ГУАП обеспечивает в рамках заключаемых контрактов (договоров) с организациями при долевом финансировании объектов капитального строительства программы из областного бюджета передачу части акций (имущества) в областную собственность.
ГУАП в рамках своей компетенции обеспечивает контроль за целевым использованием выделяемых средств областного бюджета.
ГУАП для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации программы ежегодно согласовывает с ГУЭР уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
ГУАП сообщает в главное финансовое управление Воронежской области (далее ГФУ) и ГУЭР о заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственных контрактах (договорах) по выполнению работ и их финансирование из внебюджетных источников.
ГУАП с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
ГУАП при необходимости в установленном порядке вносит в ГУЭР предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации программы, который истекает в текущем году. Срок реализации программы может продлеваться не более чем на один год. ГУЭР по согласованию с ГФУ подготавливает заключение о продлении срока реализации областной целевой программы, разработке новой областной целевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки и направляет его на рассмотрение Экспертного совета при администрации Воронежской области. Экспертный совет совместно с ГУЭР с участием ГУАП, заинтересованных структурных подразделений администрации Воронежской области организуют экспертные проверки хода реализации программы. По результатам экспертных проверок подготавливаются и в установленном порядке решаются вопросы о целесообразности продолжения работ и финансирования программы или о ее прекращении, применении санкций к участникам реализации программных мероприятий.
ГУАП направляет:
- в ГУЭР ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации программы;
- ежегодно до 1 февраля в ГУЭР и ГФУ доклады о ходе работ по реализации программы и эффективности использования финансовых средств.
Доклады должны содержать:
- сведения о результатах реализации программы за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах средств федерального, областного и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию программы;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации программы показателям, установленным при их утверждении;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- оценку эффективности результатов реализации программы;
- оценку влияния фактических результатов реализации программы на различные сферы экономики Воронежской области (мультипликативный эффект по результатам реализации программы).
В случае непредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки ГУЭР направляет на рассмотрение Экспертного совета предложения:
- о принятии в установленном порядке мер к руководителю программы;
- о смене государственного заказчика программы;
- об изменении форм и методов управления реализацией программы;
- о досрочном прекращении реализации программы.
В отчетном году, совпадающем со сроком завершения реализации программы, ГУАП подготавливает и в срок до 1 марта 2011 года представляет в Экспертный совет, ГУЭР, ГФУ доклад о выполнении программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Доклад должен содержать сведения о результатах реализации программы за истекший год и за весь период реализации, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей.
6. Оценка эффективности расходования бюджетных средств,
социально-экономических и экологических последствий
реализации программы
Основные ожидаемые результаты эффективности программных мероприятий приведены в таблице 6.1.
В процессе реализации программы будут сохранены 1038 и создано 832 новых рабочих мест.
Платежи в бюджеты всех уровней за время реализации программы от НДС, налогов на прибыль организаций и на доходы физических лиц возрастут на 2099,1 млн. рублей, в том числе: в федеральный бюджет - на 885,0 млн. рублей, в областной бюджет - на 848,3 млн. рублей, в местный бюджет - на 365,8 млн. рублей. Сумма социального эффекта составит 151,6 млн. рублей.
Таблица 6.1.
Эффективность программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации (окупаемости) месяцев |
Число рабочих мест |
Платежи в бюджет млн. рублей | Экономический эффект, млн. рублей |
||||||
Сохраненные | новые | всего | В том числе | Всего | В том числе | ||||||
Федеральный | Областной | Местные | Бюджетный | Социальный | |||||||
Раздел 1. Агрохимические мероприятия. | |||||||||||
1.1 | Агрохимическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения |
367 | 3,5 | 0,7 | 1,7 | 1,1 | 1,6 | -3,1 | 4,7 | ||
1.2 | Внесение минеральных и органических удобрений |
582 | 760 | 1937,8 | 810,3 | 786,5 | 341,0 | 1724,1 | 1604,6 | 119,5 | |
1.3 | Химическая мелиорация почв |
61 | 55 | 95,0 | 38,3 | 41,8 | 14,9 | 15,7 | 11,1 | 4,6 | |
Итого по разделу | 43 | 1010 | 815 | 2036,3 | 849,3 | 830,0 | 357,0 | 1741,4 | 1612,6 | 128,8 | |
Раздел 2. Гидромелиоративные работы. | |||||||||||
2.1. | Реконструкция и восстановление оросительных систем |
2 | 10 | 33,8 | 21,5 | 7,9 | 4,4 | -105,8 | -123,0 | 17,2 | |
2.2 | Строительство противоэрозионных сооружений |
1 | 1 | 1,2 | 0,4 | 0,5 | 0,3 | -9,7 | -11,2 | 1,5 | |
Итого по разделу | 94 | 3 | 11 | 35,0 | 21,9 | 8,4 | 4,7 | -115,5 | -134,2 | 18,7 | |
Раздел 3. Агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения. | |||||||||||
3.1 | Создание защитных лесных насаждений |
64 | 25 | 6 | 27,8 | 13,8 | 9,9 | 4,1 | -4,0 | -8,1 | 4,1 |
Всего по программе | 1038 | 832 | 2099,1 | 885,0 | 848,3 | 365,8 | 1621,9 | 1470,3 | 151,6 |
7. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
В систему организации и контроля реализации областной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Воронежской области на 2006-2010 годы" входят следующие уполномоченные органы:
- главное управление аграрной политики Воронежской области;
- главное управление экономического развития Воронежской области;
- главное финансовое управление Воронежской области.
Комплексное управление реализацией программы осуществляет ГУАП, которое несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств.
ГУАП в рамках своей компетенции:
- определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы;
- контролирует проведение конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий;
- проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы;
- в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год;
- утверждает распределение выделяемых на безвозвратной основе средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов, целевые показатели. При изменении объемов финансирования программы корректирует объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяет приоритеты, принимает меры по обеспечению выполнения программы;
- обеспечивает контроль за реализацией программы, включающий в себя контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых средств, контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, контроль за соблюдением сроков реализации мероприятий;
- осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации программы, эффективности использования бюджетных средств;
- организует внедрение и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией программы;
- координирует разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программы;
- вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой программы.
Осуществление контроля за реализацией программы обеспечит своевременное и полное выполнение мероприятий программы, а также эффективное и целевое использование бюджетных средств.
Необходимым условием успешной реализации настоящей программы является максимальная открытость процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в ней вопросам при широком их обсуждении с участием общественности, научных и экспертных кругов.
<< Назад |
Приложение 1. >> Программные мероприятия |
|
Содержание Постановление Воронежской областной Думы от 20 апреля 2006 г. N 436-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.