Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Администрации Воронежской области
от 7 июля 2005 г. N 582
Положение
о порядке разработки и реализации областных целевых программ
22 февраля 2006 г., 28 июня 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Областная целевая программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс нормативно-правовых, социально экономических, организационных, производственных, информационных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем развития Воронежской области, входящих в компетенцию органов государственной власти области.
1.2. Областные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики Воронежской области, активного воздействия на ее социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для области инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти Воронежской области.
Постановлением Администрации Воронежской области от 22 февраля 2006 г. N 123 пункт 1.3 настоящего Положения изложен в новой редакции
1.3. Областная целевая программа включает крупные по объему и требующие длительных сроков реализации инвестиционные, научно-технические, структурные проекты, некоммерческие (социальные) мероприятия, направленные на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
1.4. Областная целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление областной целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
1.5. Областная целевая программа может содержать мероприятия, предусматривающие осуществление как капитальных, так и текущих расходов за счет бюджетных средств (федерального, областного, местных), а также внебюджетных источников, в том числе собственных средств организаций - участников программы.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 в пункт 1.6 настоящего Положения внесены изменения
1.6. Разработка проекта и утверждение областной целевой программы осуществляются в сроки согласно приложению 1 к настоящему Положению и включают в себя следующие основные этапы:
- разработка концепции областной целевой программы и проведение ее экспертизы ГУЭР;
- принятие распоряжения администрации области о разработке проекта областной целевой программы, которым утверждается концепция областной целевой программы, назначается государственный заказчик программы, государственный заказчик - координатор программы (в случае наличия двух и более государственных заказчиков), устанавливаются сроки разработки программы;
- разработка проекта областной целевой программы;
- согласование проекта областной целевой программы;
- экспертиза проекта областной целевой программы;
- внесение проекта областной целевой программы на рассмотрение в Воронежскую областную Думу (далее - Областная Дума);
- доработка проекта областной целевой программы в соответствии с замечаниями Областной Думы;
- утверждение областной целевой программы.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 в раздел 2 настоящего Положения внесены изменения
2. Отбор проблем для программной разработки
2.1. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на областном уровне могут выступать исполнительные органы государственной власти области.
2.2. Отбор проблем для решения программно-целевым методом определяется следующими критериями:
- соответствие приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации, Воронежской области;
- соответствие полномочиям органов государственной власти области согласно действующему законодательству;
- значимость и межотраслевой (межведомственный) характер проблемы;
- направленность на реформирование административного управления и общественных финансов;
- консолидация средств на решение системных проблем социально-экономического развития области;
- долговременность (устойчивость) результатов реализации программы.
2.3. Предложения о программной разработке проблемы, а также проект концепции областной целевой программы, сформированной на вариантной основе, с обоснованиями представляются исполнительными органами государственной власти области в главное управление экономического развития области (далее - ГУЭР).
Концепция областной целевой программы должна включать следующие основные разделы:
- обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области;
- обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
- характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода;
- возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
- ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
- предложения по целям и задачам областной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации областной целевой программы по годам;
- предложения по объемам и источникам финансирования областной целевой программы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках программы, сроки реализации и объемы их финансирования;
- предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
- предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию областной целевой программы;
- предложения по государственным заказчикам и разработчикам областной целевой программы;
- предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации областной целевой программы.
- предложения по механизмам формирования мероприятий областной целевой программы;
- предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.
Экспертиза концепции областной целевой программы проводится ГУЭР, заключение по ней направляется исполнительному органу государственной власти области, представившему концепцию.
2.4. При положительном заключении ГУЭР принимается распоряжение администрации области о разработке областной целевой программы, утверждении концепции программы, назначении государственных заказчиков, заказчика-координатора (при наличии более одного) из числа исполнительных органов государственной власти области в соответствии с их сферой деятельности и полномочиями.
2.5. Государственный заказчик областной целевой программы:
а) подготавливает исходное задание на формирование программы, координирует действия разработчиков;
б) согласовывает с основными участниками областной целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств внебюджетных источников или местных бюджетов, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком и предприятиями, организациями, органами местного самоуправления;
в) в установленном порядке:
- подготавливает проекты нормативных правовых актов Воронежской области о разработке проекта программы и ее утверждении;
- предложения по передаче при необходимости на договорной основе части функций государственного заказчика программы другим организациям;
- представляет проект областной целевой программы на экспертизу в ГУЭР.
г) организует в случае необходимости проведение специализированной экспертизы проекта областной целевой программы и в соответствии с ее результатами, а также с результатами экспертизы ГУЭР, осуществляет его доработку;
д) разрабатывает методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей): перечень количественно измеримых показателей для решения поставленных задач и хода реализации программы по годам, целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, включая описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общую оценку ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценку рисков ее реализации, оценку эффективности расходования бюджетных средств (экономическую, бюджетную, социальную) по годам и этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;
е) осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации областной целевой программы;
ж) подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации областной целевой программы;
з) подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации областной целевой программы;
и) разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения областной целевой программы;
к) осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;
л) несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию областной целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
м) организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией областной целевой программы и контроля за ходом реализации программных мероприятий;
н) организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации областной целевой программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации областной целевой программы и порядке участия в ней инвесторов.
о) обеспечивает привлечение средств из федерального бюджета на софинансирование областной целевой программы по мероприятиям, предусмотренным соответствующей федеральной целевой программой (далее - ФЦП):
- направляет копию утвержденной областной целевой программы государственному заказчику ФЦП;
- направляет государственному заказчику ФЦП бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета на софинансирование мероприятий областной целевой программы в установленные сроки;
- представляет государственному заказчику ФЦП копии (выписки) закона (проекта) об областном бюджете на очередной финансовый год и (или) местных бюджетов, внебюджетных источников, подтверждающих размер средств, направляемых на финансирование программы по мероприятиям, заявляемым на софинансирование из средств федерального бюджета;
- заключает соглашение с государственным заказчиком ФЦП о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию программы.
3. Формирование областной целевой программы
3.1. Государственный заказчик - координатор областной целевой программы кроме полномочий, указанных в пункте 2.5 настоящего положения, осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств областного бюджета, средств местных бюджетов и средств из внебюджетных источников.
Государственный заказчик-координатор несет ответственность за подготовку и реализацию областной целевой программы в целом.
3.2. Областная целевая программа содержит титульный лист, паспорт областной целевой программы по форме согласно приложению 2 к настоящему положению, основное содержание, приложения к областной целевой программе.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 в пункт 3.3 настоящего Положения внесены изменения
3.3. Основное содержание областной целевой программы состоит из глав:
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена
областная целевая программа.
Приводятся развернутая постановка проблемы (проблем), включая анализ причин ее (их) возникновения, обоснование связи с приоритетами социально-экономического развития области, целесообразности программно-целевого решения проблемы на областном уровне, предпринятые ранее органами государственной власти Российской Федерации и Воронежской области меры по устранению выявленных проблем. Глава также должна содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.
При анализе причин возникновения проблем приводятся показатели статистической и иной отчетности за предшествующие три года. Для объективной оценки необходимо сравнить среднедушевые (удельные) значения по области с соответствующими показателями регионов, граничащих территориально с Воронежской областью, показателями по Центральному Федеральному округу РФ и Российской Федерации в целом. Для количественной оценки целесообразно применять оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и др.).
Приводится анализ реализации областной целевой программы (в случае, если разрабатываемая программа является продолжением действующей) с указанием фактического уровня финансирования, степени реализации предусмотренных программой мероприятий, уровня достижения запланированных целевых показателей (в случае их недостижения приводится анализ причин), степени влияния программы на социально-экономическое положение области, отдельных муниципальных образований.
Глава 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы.
В главе должны содержаться развернутые формулировки целей и задач областной целевой программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
Требования, предъявляемые к целям целевой программы:
- специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков областной целевой программы);
- достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
- измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации областной целевой программы с определением соответствующих целей).
Приводятся обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей областной целевой программы и обоснование сроков решения задач и реализации областной целевой программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого года, этапа реализации, а также условия досрочного прекращения реализации областной целевой программы.
Раздел "Целевые индикаторы и показатели областной целевой программы" должен содержать количественно измеряемые показатели эффективности реализации программы по годам и на весь период реализации, характеризующие изменение проблемной ситуации и достижение цели в результате реализации программы и представлены в виде таблицы к главе 2:
Динамика целевых индикаторов и показателей
эффективности реализации областной целевой программы
Целевой индикатор | Единица измерения |
Значение индикатора по годам | ||||
200_ г. | 200_ г. | 200_ г. | 200_ г. | 200_ г. | ||
При разработке системы индикаторов областной целевой программы рекомендуется руководствоваться принципом минимизации количества планируемых (отчетных) индикаторов при сохранении полноты информации и своевременности ее представления.
Используемые индикаторы должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
адекватность - индикатор должен характеризовать степень достижения цели программы или реализации мероприятия;
точность - погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации программы (мероприятия);
объективность - используемые индикаторы должны объективно отражать результаты реализации программы (мероприятия). Не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел в регулируемой программой сфере деятельности;
достоверность - способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
однозначность - определение индикатора должно обеспечивать единое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов;
экономичность - получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые индикаторы должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
сопоставимость - выбор индикаторов следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с индикаторами, используемыми для оценки соответствующих федеральных целевых программ;
своевременность и регулярность - отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования.
Глава 3. Система программных мероприятий.
Система программных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает осуществление областной целевой программы. Глава содержит перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач областной целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач областной целевой программы.
Каждое мероприятие должно характеризоваться:
- целью реализации;
- конкретным планом действий по достижению поставленной цели;
- планируемым физическим объемом производства (для инвестиционных проектов);
- объемом и источниками финансирования;
- показателями бюджетной и социальной эффективности, прочих эффектов от реализации мероприятия (специфических для каждого мероприятия).
Каждое мероприятие оформляется в виде информационной карточки по форме согласно приложению 3 (инвестиционные проекты) или приложению 4 (некоммерческие (социальные) мероприятия к настоящему Положению.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
Перечень программных мероприятий, их краткое содержание и результаты реализации должны быть представлены в приложении к областной целевой программе "Программные мероприятия" (приложение 5 к настоящему Положению), показатели эффективности - в приложении к областной целевой программе "Эффективность программных мероприятий" (приложение 6 к настоящему Положению), значения объемов и наименования источников финансирования с разбивкой по годам реализации областной целевой программы - в приложении к областной целевой программе "Объемы и источники финансирования" (приложение 7 к настоящему Положению). В отдельных случаях для достижения целей областной целевой программы, внесения изменений в нормативные правовые акты областная целевая программа может содержать приложение "Нормативно-методическое обеспечение реализации программы" (приложение 8 к настоящему Положению) с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
Программные мероприятия должны содержать указание на муниципальные образования, на территории которых предполагается их осуществление. Каждое программное мероприятие описывается соответствующими количественными и качественными показателями, направленными на достижение цели программы и реализуемого мероприятия.
Программные мероприятия должны быть сгруппированы в соответствии с целями и задачами программы. Не допускается включение в программу мероприятий, дублирующих основную деятельность заказчика программы и подведомственных ему учреждений, реализация которых возможна в рамках текущей деятельности.
Включению в проект программы строительства объекта социальной сферы, инженерной и транспортной инфраструктуры предшествует нормативный правовой акт администрации области.
Решение о начале строительства объекта с участием средств областного бюджета принимает губернатор области при наличии положительного заключения главного управления экономического развития области.
Глава 4. Ресурсное обеспечение программы.
Приводится общий объем финансирования программы с указанием и обоснованием всех возможных источников финансирования, направлений и видов расходования средств (субсидии, кредиты, гарантии, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и др.), сроков их выделения. Обосновывается распределение объемов финансирования по источникам и годам реализации мероприятий программы. Расходы должны быть представлены также в процентном соотношении по статьям: капитальные вложения, НИОКР, прочие текущие расходы.
Должно быть приведено обоснование возможности привлечения (помимо средств областного бюджета) средств федерального бюджета (в рамках софинансирования по федеральным целевым программам) и местных бюджетов и внебюджетных средств для реализации программных мероприятий, описание механизмов привлечения этих средств.
Объемы и источники финансирования программы с распределением расходов по годам, статьям и источникам финансирования должны быть представлены в виде таблицы:
Объемы финансирования, источники и статьи расходов
областной целевой программы
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
Всего | в том числе по годам реализации | |||||
20__ | 20__ | 20__ | 20__ | 20__ | ||
Общий объем финансирования, всего |
||||||
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | ||||||
областной бюджет | ||||||
местные бюджеты | ||||||
внебюджетные средства | ||||||
Капитальные вложения, | ||||||
всего | ||||||
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | ||||||
областной бюджет | ||||||
местные бюджеты | ||||||
внебюджетные средства | ||||||
НИОКР, всего | ||||||
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | ||||||
областной бюджет | ||||||
местные бюджеты | ||||||
внебюджетные средства | ||||||
Текущие расходы, всего | ||||||
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | ||||||
областной бюджет | ||||||
местные бюджеты | ||||||
внебюджетные средства |
По областным целевым программам, реализация которых осуществляется несколькими государственными заказчиками, распределение объемов финансирования в разрезе государственных заказчиков и по годам реализации представляется в виде таблицы:
Объемы финансирования областной целевой программы
Государственные заказчики |
Объемы финансирования (тыс. рублей) | |||||
всего | в том числе по годам реализации | |||||
20__ | 20__ | 20__ | 20__ | 20__ | ||
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
и т.д. | ||||||
Итого: (в целом по программе) |
В главе приводятся также характеристики материально-технического обеспечения и обеспечения трудовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Глава 5. Механизм реализации программы.
Механизм реализации областной целевой программы включает организационные, экономические и правовые меры, необходимые для реализации областной целевой программы в полном объеме, мониторинг и порядок корректировки этапов, объемов финансирования и сроков реализации мероприятий областной целевой программы, условия досрочного прекращения областной целевой программы. Механизм реализации программы предусматривает описание последовательности выполнения программных мероприятий, их взаимосвязи, описание критериев отбора муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться реализация мероприятий программы.
Основные требования к содержанию этой главы изложены в разделе 7 настоящего Положения.
Глава 6. Оценка эффективности расходования бюджетных средств,
социально-экономических и экологических последствий реализации программы.
В соответствии с целями и задачами областной целевой программы приводится описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при ее реализации, дается общая оценка вклада областной целевой программы в экономическое развитие области, а также оценка эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам и этапам в течение всего срока реализации областной целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.
Приводится описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и в определенном объеме), так и конечные результаты:
а) бюджетная эффективность (дополнительные доходы бюджета от реализации программы (мероприятия) и (или) экономия бюджетных средств за счет снижения эксплуатационных расходов, исключения возможных расходов бюджета на устранение негативных последствий, которые могут произойти в случае отказа от реализации программы (мероприятия);
б) социальная эффективность (эффект от предоставленных услуг для получателей, рассчитанный с учетом стоимости услуг);
в) экологическая эффективность;
г) экономическая эффективность;
д) другие характеристики эффективности в зависимости от специфики сферы действия программы.
В главе в количественном выражении описываются конечные результаты, которые должны быть достигнуты вследствие реализации программы (приложение 6). Производится расчет затрат ресурсов на единицу ожидаемого результата. Приводятся критерии оценки эффективности программы и методики, применяемые для оценки эффективности программы.
Методика оценки эффективности областной целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики областной целевой программы и является приложением к тексту областной целевой программы.
Глава 7. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации.
Общее руководство и контроль за ходом реализации областной целевой программы осуществляет государственный заказчик (координатор) областной целевой программы.
Основные требования к содержанию этой главы изложены в разделе 7 настоящего Положения.
3.4. Проект программы с пояснительной запиской, информационными карточками мероприятий, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной экологической экспертизы (по областным целевым программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком областной целевой программы и предприятиями, организациями, органами местного самоуправления, подтверждающими финансирование областной целевой программы за счет внебюджетных источников и средств местных бюджетов, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор областной целевой программы направляет в ГУЭР.
4. Экспертиза и оценка областных целевых программ
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 в пункт 4.1 настоящего Положения внесены изменения
4.1. Экспертизу проектов областных целевых программ проводит главное управление экономического развития.
По отдельным разделам (мероприятиям) областных целевых программ ГУЭР привлекает к экспертизе исполнительные органы государственной власти области, в компетенции которых находятся подлежащие экспертизе разделы (мероприятия), организует проведение специализированной экспертизы.
В ходе экспертизы устанавливается соответствие проектов областных целевых программ предъявляемым к ним требованиям, предусмотренным настоящим положением, в случае необходимости формируются рекомендации по доработке проектов областных целевых программ.
При проведении экспертизы особое внимание обращается на:
- приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения, соответствие расчетных объемов финансирования областной целевой программы возможностям областного бюджета, исходя из перспективного (среднесрочного) финансового плана Воронежской области;
- обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
- привлечение прежде всего внебюджетных средств, средств федерального бюджета для реализации областной целевой программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств областного бюджета;
- эффективность механизма реализации областной целевой программы;
- социально-экономическую эффективность областной целевой программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации областной целевой программы и ее влияние на структурную перестройку экономики области.
ГУЭР с участием ГФУ и с учетом предложений исполнительных органов государственной власти области, заинтересованных территориальных подразделений федеральных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления подготавливает заключение по проекту областной целевой программы и предварительной бюджетной заявке.
4.2. С учетом замечаний и предложений ГУЭР государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик- координатор программы совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы.
Доработанный проект областной целевой программы повторно направляется в ГУЭР.
4.3. Экспертиза проектов областных целевых программ проводится ГУЭР в месячный срок.
Постановлением Администрации Воронежской области от 22 февраля 2006 г. N 123 пункт 4.4 настоящего Положения изложен в новой редакции
4.4. В случае положительного заключения ГУЭР проект областной целевой программы в установленном порядке вносится на рассмотрение областной Думы.
4.5. Исключен.
См. текст пункта 4.5
5. Утверждение целевых программ
5.1. Областные целевые программы утверждаются нормативным правовым актом Воронежской областной Думой.
5.2. После утверждения областной целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) в установленном порядке заключает с исполнителями областной целевой программы государственные контракты на финансирование мероприятий целевой программы на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год.
5.3. Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) областной целевой программы в соответствии с пунктом 7.3 настоящего Положения может передавать часть своих функций.
6. Финансирование областных целевых программ
6.1. Утвержденные областные целевые программы реализуются за счет средств областного бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств федерального и местных бюджетов.
Мероприятия областных целевых программ, включенные в федеральные целевые программы, софинансируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, принятого по соответствующей федеральной целевой программе.
6.2. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования областных целевых программ, относятся: взносы участников реализации областных целевых программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении областных целевых программ; кредиты банков, средства внебюджетных и иных фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации областных целевых программ (или отдельных мероприятий), другие поступления.
6.3. Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) областных целевых программ с учетом хода реализации этих программ в текущем году уточняют объем средств, необходимых для финансирования областных целевых программ в очередном финансовом году, и представляют в установленные сроки бюджетные заявки по областным целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году, в ГУЭР в установленном порядке.
Постановлением Администрации Воронежской области от 22 февраля 2006 г. N 123 в пункт 6.4 настоящего Положения внесены изменения
6.4. ГУЭР совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) областных целевых программ подготавливает и направляет в главное финансовое управление области (далее - ГФУ) предложения по перечню областных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.
6.5. ГФУ при подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год в установленные сроки доводит до ГУЭР предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию областных целевых программ.
6.6. При подготовке перечня областных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году, ГУЭР совместно с ГФУ на основе уточненных параметров областных целевых программ, представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) областных целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых областных целевых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств федерального и местных бюджетов, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию областных целевых программ, определяет объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств областного бюджета.
6.7. Для финансирования областных целевых программ за счет средств областного бюджета ГФУ по согласованию с ГУЭР в сроки, устанавливаемые для формирования областного бюджета на очередной финансовый год, направляет в областную Думу перечень областных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств областного бюджета, и предложения по объемам их финансирования.
6.8 По утвержденным областной Думой областным целевым программам государственным заказчикам устанавливается лимит финансирования из областного бюджета в соответствии с установленными объемами финансирования, принятыми по областной целевой программе на очередной финансовый год.
Финансирование областных целевых программ из областного бюджета в очередном финансовом году производится при условии заключения государственными заказчиками областных целевых программ соглашений (договоров) со всеми участниками реализации областных целевых программ, подтверждающих или уточняющих объемы финансирования областных целевых программ из внебюджетных источников и местных бюджетов.
6.9. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по областной целевой программе по сравнению с предусмотренными утвержденной областной целевой программой, государственный заказчик разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств местных бюджетов для реализации мероприятий областной целевой программы в полном объеме в установленные сроки.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 в пункт 6.10 настоящего Положения внесены изменения
6.10. В случаях, когда государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) в отчетном году не принял меры по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий областной целевой программы за счет средств внебюджетных источников и местных бюджетов, предусмотренных утвержденной областной целевой программой, ГУЭР с участием государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) и ГФУ подготавливает и вносит губернатору области предложения о сокращении доли финансирования указанных мероприятий за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год, о корректировке их целей и срока реализации или о целесообразности дальнейшей реализации областной целевой программы.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 в пункт 6.11 настоящего Положения внесены изменения
6.11. В случае несоответствия результатов выполнения областной целевое программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным утвержденной областной целевой программой, ГУЭР организует проведение специализированной экспертизы этой программы, по результатам которой подготавливает с участием ГФУ и вносит губернатору области предложения:
а) о корректировке целей и срока реализации областной целевой программы, перечня программных мероприятий;
б) о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) областной целевой программы, об изменении форм и методов управления реализацией областной целевой программы;
в) о сокращении финансирования областной целевой программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год;
г) о досрочном прекращении реализации областной целевой программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений);
д) о принятии в установленном порядке мер к руководителю областной целевой программы.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 в раздел 7 настоящего Положения внесены изменения
7. Управление реализацией областной целевой программы и контроль за
ходом ее выполнения
7.1. Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации областной целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) областной целевой программы ежегодно согласовывает с ГУЭР и ГФУ уточненные показатели эффективности целевой программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации областной целевой программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика, ГУЭР и ГФУ.
7.2. Руководитель исполнительного органа государственной власти области, определенного государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) областной целевой программы, является руководителем областной целевой программы. Руководитель областной целевой программы несет ответственность за реализацию и конечные результаты областной целевой программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией областной целевой программы, возглавляет научно-координационный совет областной целевой программы (при его наличии). Текущее управление реализацией областной целевой программы осуществляется государственным заказчиком и (или) дирекцией, создаваемой в установленном порядке.
7.3. Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) областной целевой программы может на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующих функций:
а) организация и участие в проведении торгов по отбору исполнителей программных мероприятий;
б) сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
в) мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
г) организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
д) внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом программных мероприятий, конкретное обеспечение специализированного сайта по областной целевой программе.
7.4. Условия передачи функций государственного заказчика областной целевой программы утверждаются распоряжением администрации области.
7.5. До начала реализации областной целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) областной целевой программы утверждает и представляет в ГУЭР положение об управлении реализацией областной целевой программы, определяющее:
- порядок формирования организационно-финансового плана реализации областной целевой программы;
- механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации областной целевой программы;
- процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации областной целевой программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
7.6. Финансирование деятельности дирекции областной целевой программы осуществляется в установленном порядке. Для финансирования деятельности дирекции могут быть использованы средства, предназначенные для реализации областной целевой программы, если средства на содержание дирекции предусмотрены в законе об областном бюджете.
7.7. Реализация областной целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком областной целевой программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
7.8. Государственные заказчики (государственные заказчики-координаторы) областной целевой программы сообщают в ГФУ и ГУЭР о заключенных со всеми исполнителями программных мероприятий государственных контрактах (договорах) на ее финансирование из внебюджетных источников и местных бюджетов, в том числе на закупку и поставку продукции (товаров, услуг).
7.9. Государственный заказчик областной целевой программы, с учетом выделяемых на реализацию областной целевой программы финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации областной целевой программы, состав исполнителей.
7.10. При необходимости государственный заказчик либо государственный заказчик- координатор вносит в ГУЭР предложения (с обоснованиями) о продлении срока реализации областной целевой программы, который истекает в текущем году. Срок реализации областной целевой программы может продлеваться не более чем на один год в порядке, установленном для утверждения программ. При необходимости продления срока реализации областной целевой программы более чем на один год разрабатывается новая областная целевая программа, подготовка и утверждение которой осуществляются в порядке, установленном настоящим Положением.
Корректировка действующей областной целевой программы осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
7.11. Обоснование продления срока реализации областной целевой программы или подготовки новой областной целевой программы должно включать в себя кроме требований, изложенных в пункте 2.3 настоящего положения, данные о результатах ее реализации за отчетный период, подтверждение актуальности нерешенных проблем, а также сведения об источниках финансирования затрат, предусматриваемых на реализацию областной целевой программы. Разработка новой областной целевой программы должна осуществляться на основе новых подходов к решению технологических, финансово-экономических и организационных проблем.
7.12. ГУЭР по согласованию с ГФУ подготавливает заключение о продлении срока реализации областной целевой программы, разработке новой областной целевой программы или о нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки и направляет его государственному заказчику (координатору) программы.
7.13. Механизм формирования, разработки, утверждения, реализации, корректировки и досрочного прекращения реализации подпрограмм определяется в порядке, установленном для областных целевых программ.
7.14. ГУЭР с участием государственных заказчиков областных целевых программ, заинтересованных исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления организуют экспертные проверки хода реализации отдельных областных целевых программ. При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и местных бюджетов, конечные результаты областной целевой программы.
По результатам экспертных проверок подготавливаются и в установленном порядке вносятся на рассмотрение губернатора области предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования областных целевых программ или об их прекращении, уточнении мер и объемов государственной (областной) поддержки мероприятий областных целевых программ, применении санкций к участникам их реализации.
7.15. Государственные заказчики, а при наличии нескольких государственных заказчиков и государственные заказчики-координаторы областных целевых программ направляют:
- в ГУЭР: проекты областных целевых программ, ежеквартальные и годовые отчеты о ходе реализации областных целевых программ;
- ежегодно до 1 февраля в ГУЭР и ГФУ: доклады о ходе работ по областным целевым программам и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых ГУЭР. Доклады должны содержать:
сведения о результатах реализации областных целевых программ за отчетный год;
данные о целевом использовании и объемах средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию областных целевых программ;
сведения о соответствии фактических показателей реализации областных целевых программ показателям, установленным при их утверждении;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
сведения о результативности НИОКР;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценку эффективности результатов реализации областных целевых программ;
оценку влияния фактических результатов реализации областных целевых программ на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации областных целевых программ).
В случае непредставления отчетности в надлежащей форме и в надлежащие сроки ГУЭР направляет на рассмотрение губернатора области предложения:
- о принятии в установленном порядке мер к руководителю областной целевой программы;
- о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) областной целевой программы;
- об изменении форм и методов управления реализацией областной целевой программы;
- о досрочном прекращении реализации областной целевой программы.
7.16. ГУЭР с участием ГФУ, государственных заказчиков областных целевые программ и органов местного самоуправления в срок до 1 марта каждого года подготавливает и представляет губернатору области доклад о ходе реализации областные целевых программ за отчетный год.
7.17. По областной целевой программе, срок реализации которой завершается отчетном году, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор подготавливает и в срок до 1 марта текущего года представляет в ГУЭР, ГФУ доклад о выполнение областной целевой программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
7.18. Доклад должен содержать сведения о результатах реализации областной целевой программы и подпрограмм за истекший год и за весь период реализации, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей.
7.19. Исполнительный орган государственной власти области - государственный заказчик (координатор) областной целевой программы совместно с главным управлением экономического развития области организует опубликование в газете "Молодой коммунар" и размещение в сети Интернет на специализированном сайте администрации области текста областной целевой программы, ежеквартальных и годовых отчетов о ходе ее реализации.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 настоящее Положение дополнено разделом 8
8. Реестр областных целевых программ
8.1. В целях учета областных целевых программ главное управление экономического развития области формирует и ведет Реестр областных целевых программ (далее - Реестр ОЦП).
8.2. Реестр ОЦП - информационная база данных об областных целевых программах, утвержденных в установленном порядке и реализуемых на территории области.
8.3. Реестр ОЦП включает: наименование программы, реквизиты распоряжения администрации Воронежской области, являющегося основанием для разработки программы, постановления Воронежской областной Думы, утверждающего программу, общий объем финансирования программы на весь период реализации с разбивкой по источникам финансирования, наименование и реквизиты федеральной целевой программы, по которой осуществляется софинансирование ОЦП, наименование министерства, агентства - государственного заказчика (координатора) ФЦП.
8.4. После утверждения программы государственный заказчик (координатор) программы в течение 10 рабочих дней направляет в ГУЭР текст программы с приложениями на бумажном и магнитном носителях. Внесение изменений в программу влечет за собой внесение изменений в Реестр ОЦП.
8.5. Порядковый номер программе присваивается по мере принятия программы областной Думой. Реестр ОЦП актуализируется ежеквартально.
8.6. В Реестре ОЦП отражаются сведения о ежеквартальном и годовом исполнении программы, объемах и источниках финансирования, статьях расходования средств, степени достижения целевых показателей на весь период реализации и за отчетный период.
8.7. Главное управление экономического развития размещает Реестр ОЦП в сети Интернет на сайте администрации области.
Постановлением Администрации Воронежской области от 28 июня 2007 г. N 600 настоящее Положение дополнено разделом 9
9. Порядок мониторинга, корректировки и досрочного
прекращения реализации областной целевой программы
9.1. Основными задачами мониторинга областных целевых программ являются:
определение фактически произведенных бюджетных и внебюджетных расходов и реальных сроков выполнения программы;
определение достигнутых целевых показателей программы (промежуточных фактических значений);
определение эффективности и результативности программы;
выявление факторов, негативно влияющих на реализацию программы.
9.2. В течение всего периода реализации областной целевой программы главное управление экономического развития области осуществляет ежеквартальный мониторинг по результатам текущего года и ежегодный мониторинг реализации программы.
9.3. Ежеквартальный мониторинг предусматривает оценку:
- фактически достигнутых результатов реализации областной целевой программы;
- возможностей достижения запланированных годовых и конечных результатов областной целевой программы;
- фактической экономической, бюджетной, социальной и иной эффективности реализации мероприятий программы;
- фактических затрат на реализацию программы.
Ежеквартальный мониторинг областных целевых программ, реализуемых на территории области, осуществляется путем представления государственными заказчиками (координаторами) областных целевых программ в сроки, предусмотренные для предоставления бухгалтерской отчетности, в главное управление экономического развития области ежеквартального отчета о реализации программы по установленной форме с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонения (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных значений целевых показателей программы.
По результатам ежеквартального мониторинга за текущий год главное управление экономического развития области может предложить государственному заказчику (координатору) областной целевой программы внести изменения в утвержденную программу в рамках процедур, установленных пунктом 9.7 настоящего положения.
9.4. Ежегодный мониторинг областной целевой программы предусматривает оценку:
- достижения запланированных по итогам года результатов реализации областной целевой программы;
- фактической экономической, бюджетной и общественной эффективности реализации программы;
- возможностей достижения по результатам реализации областной целевой программы целей программы, решения ее задач, достижения стратегических целей социально-экономического развития области;
- эффективности программы на основании оценки состояния целевых индикаторов и планируемых целевых показателей программы.
Ежегодный мониторинг осуществляется путем представления государственным заказчиком (координатором) областной целевой программы в главное управление экономического развития области в установленные сроки годового отчета о реализации программы с пояснительной запиской, содержащей анализ причин отклонений (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных целей и показателей эффективности программы к моменту ее завершения.
9.5. Главное управление экономического развития области анализирует годовой отчет о реализации программы на предмет обоснованности данных о фактически достигнутых целевых показателях, отклонениях от запланированных значений целевых показателей программы и вероятности достижения поставленных целей программы за весь период ее реализации, расходах областного бюджета, средствах, привлеченных из федерального бюджета и внебюджетных источников на ее реализацию.
9.6. Главное управление экономического развития области осуществляет оценку эффективности областной целевой программы на основании оценки состояния целевых индикаторов и планируемых целевых показателей программы и учитывает ее результаты при согласовании бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования областной целевой программы на очередной финансовый год.
Оценка состояния индикаторов основана на балльном принципе и отражает степень достижения целевого показателя результата реализации областной целевой программы при фактически достигнутом уровне расходов областного бюджета за отчетный период (год). Для оценки состояния индикатора используется матрица оценки:
Состояние индикатора на конец отчетного периода |
Оценка состояния индикатора | ||
при росте расходов |
при сохранении расходов |
при снижении расходов |
|
Положительное изменение значения целевого индикатора (рост/снижение) |
1 | 2 | 3 |
Достижение запланированного на год значения целевого показателя |
0 | 1 | 2 |
Отрицательное изменение запланированного на год значения показателя (рост/снижение) |
0 | 0 | 1 |
Оценка состояния индикатора определяется путем установления соответствия между:
- уровнем расходов областного бюджета на реализацию областной целевой программы в отчетном периоде (по вертикали);
- фактически полученным значением индикатора в отчетном периоде (по горизонтали).
Полученные оценки суммируются по соответствующим индикаторам, и определяется итоговая сводная оценка состояния индикаторов по следующей форме:
Наименование индикатора | Оценка состояния индикатора (баллов) |
Индикатор 1 | состояние индикатора |
Индикатор 2 | состояние индикатора |
Индикатор 3 | состояние индикатора |
Индикатор 4 | состояние индикатора |
Индикатор ... | состояние индикатора |
Итоговая сводная оценка | сумма баллов по строкам |
Эффективность областной целевой программы определяется по следующей форме:
Вывод об эффективности областной целевой программы |
Итоговая сводная |
Эффективность областной целевой программы снизилась по сравнению с предыдущим годом |
менее X |
Эффективность областной целевой программы находится на уровне предыдущего года |
X |
Эффективность областной целевой программы повысилась по сравнению с предыдущим годом |
более X |
Х - итоговая сводная оценка программы за предыдущий год.
Вывод о снижении или повышении эффективности областной целевой программы является основанием для подготовки предложений по корректировке средств, выделяемых органу исполнительной власти Воронежской области из областного бюджета на текущий финансовый год, и корректировке программы и ее целевых показателей.
9.7. Годовой отчет о реализации областной целевой программы рассматривается главным управлением экономического развития области.
По результатам рассмотрения ГУЭР выносит одно из следующих заключений:
- о продолжении реализации областной целевой программы - в случае, если в результате ежегодного мониторинга установлена возможность достижения стратегических целей и задач программы;
- о необходимости внесения изменений в областную целевую программу в соответствии с пунктом 9.8 настоящего положения;
- о необходимости досрочного прекращения реализации областной целевой программы в соответствии с пунктом 9.9 настоящего положения.
Кроме того, в случае, если срок реализации успешно осуществляемой областной целевой программы завершается в текущем финансовом году, губернатор области в соответствии с заключением ГУЭР принимает решение о целесообразности разработки программы на новый срок.
9.8. Внесение изменений в областную целевую программу осуществляется в случаях:
установления в ходе ежеквартального либо ежегодного мониторинга невозможности достижения конечных результатов без внесения изменений в состав мероприятий программы, не требующих дополнительного финансирования;
установления в ходе ежегодного мониторинга невозможности достижения запланированных конечных результатов программы за счет предусмотренных объемов финансирования по причинам внешнего по отношению к деятельности государственного заказчика (координатора) программы характера, риски возникновения которых описаны в утвержденной программе;
исключения из компетенции исполнительного органа государственной власти области полномочий, в пределах которых реализуется программа;
изменения нормативных правовых актов, устанавливающих объемы расходов на финансирование действующих обязательств субъекта Российской Федерации.
Внесение изменений в утвержденную программу осуществляется путем изменения:
- состава мероприятий программы;
- состава и значений плановых целевых показателей;
- сроков реализации отдельных мероприятий и программы в целом;
- суммарных годовых объемов финансирования программы из средств областного бюджета и других источников.
Государственный заказчик (координатор) областной целевой программы, в отношении которой принято решение о необходимости внесения изменений, обязан представить в главное управление экономического развития области проект изменений для проведения экспертизы.
Согласованный проект изменений программы, не предусматривающий увеличения годовых объемов финансирования, подлежит утверждению в установленном порядке.
Согласованный проект изменений программы, предусматривающий увеличение годовых объемов финансирования за счет средств областного бюджета, подлежит утверждению после согласования с главным финансовым управлением области и внесения соответствующих изменений в закон Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
9.9. Досрочное прекращение областной целевой программы обязательно в случаях:
- исключения полномочий субъекта Российской Федерации, в рамках которых реализуется программа;
- установления в ходе ежегодного мониторинга невозможности достижения запланированных конечных результатов программы за счет предусмотренных объемов финансирования по причинам внутреннего характера либо по причинам внешнего характера, риски наступления которых в программе не описаны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.