Администрация Воронежской области, именуемая в дальнейшем "Администрация", в лице губернатора Воронежской области Кулакова В.Г., с одной стороны, ТООП "Воронежский областной совет профсоюзов", именуемый в дальнейшем "Профсоюзы", в лице председателя Овчинникова А.В., с другой стороны, и объединения работодателей, именуемые в дальнейшем "Работодатели", в лице председателя Объединения работодателей "Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области" Чекменева А.Н., председателя Воронежского областного агропромышленного союза товаропроизводителей (работодателей) Польникова А.Н., с третьей стороны, заключили настоящее областное трехстороннее соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений в 2007 - 2008 годах и совместные действия по их осуществлению.
Стороны, подписавшие настоящее Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации, а также общероссийскими отраслевыми соглашениями.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Соглашению или решений областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений виновная сторона, либо виновные лица несут ответственность, предусмотренную федеральным и областным законодательством.
Стороны содействуют заключению отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях различных форм собственности и обязуются оказывать коллективам всестороннее содействие. Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2007 года и действует до вступления в силу нового.
Стороны принимают на себя нижеследующие обязательства:
I. В области экономики и стимулирования производства
Администрация
1.1. Принимает меры по созданию условий для проведения единой экономической политики, координирует деятельность предприятий различных форм собственности на основе программно-целевых методов управления на региональном уровне и концентрирует финансовые средства на ключевых направлениях реализации "Программы экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы", других областных целевых и ведомственных программ в 2007 - 2011 годах.
1.2. Формирует заявки на участие в федеральных целевых программах, способствующих привлечению дополнительных инвестиций в область, поддержке региональных производителей.
1.3. Вносит предложения в областную Думу по оптимизации применения налогового законодательства в целях создания условий для привлечения инвестиций в экономику области, оказания мер государственной (областной) поддержки.
1.4. Принимает меры по устранению административных барьеров для развития предпринимательства.
1.5. Проводит работу по улучшению ситуации во взаиморасчетах хозяйствующих субъектов, ликвидации неплатежей, погашению задолженности бюджетов всех уровней перед организациями, расположенными на территории области.
1.6. Принимает меры по недопущению роста регулируемых тарифов, в том числе на услуги естественных монополий, выше предельного уровня роста, установленного правительством Российской Федерации.
1.7. Способствует созданию вертикально интегрированных структур, имеющих федеральный и региональный статус, технопарков, формированию научно-производственных комплексов средних и малых предприятий, расширению производственной кооперации и субконтрактации.
1.8. Реализует в 2007 - 2008 годах приоритетные направления инновационной стратегии в рамках программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005 - 2008 годы".
1.9. Создает условия для реализации высокоэффективных инвестиционных программ и проектов промышленными предприятиями области.
1.10. Совершенствует механизм размещения государственного и муниципального заказов на взаимовыгодных условиях с привлечением доли поставок продукции местными товаропроизводителями, а также механизм привлечения кредитов на реализацию программ и проектов.
1.11. Содействует привлечению в экономику области отечественных и иностранных инвестиций.
1.12. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, укрепления материально-технической базы, укрепления кадрового потенциала и развития инфраструктуры села. Предусматривает в областном бюджете необходимые средства на строительство и ремонт дорог, газификацию сельских населенных пунктов, осуществляет полное и своевременное финансирование выполненных по ее заказу работ.
1.13. Способствует предоставлению организациям потребительской кооперации краткосрочных и среднесрочных кредитов на техническое перевооружение производственных предприятий, закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на условиях, установленных для сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках национального проекта развития АПК.
1.14. Организует работу по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров на основе усиления мотивации к труду, использования новейших российских и зарубежных программ, средств и технологий обучения. Изучает и распространяет имеющийся передовой опыт в области организации труда, производства, управления персоналом.
1.15. Способствует промышленным предприятиям области в решении вопросов по включению социально значимых проектов в федеральные целевые программы, увеличению объемов государственного оборонного заказа и взаимному выполнению договорных условий его реализации.
1.16. Обеспечивает повышение уровня государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность в научной и инновационной сферах, в том числе за счет стимулирования венчурного инвестирования в организации, выпускающие наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, снижения налогооблагаемой базы организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства.
1.17. Ежегодно обеспечивает публикацию в СМИ проекта областного бюджета, принятого бюджета и отчета об исполнении бюджета.
Работодатели
1.18. Принимают меры по оптимизации производственных мощностей, выпуску конкурентоспособной продукции и сохранению рабочих мест. Разрабатывают и реализуют планы (программы) экономического и социального развития промышленных предприятий на 2007-2008 годы, предусматривающие рост объемов выпускаемой продукции и услуг не менее 7-8 процентов в год и удвоение объемов ВВП к 2010 году.
1.19. Обеспечивают сохранение производственных мощностей, товарного производства, нормализуют процесс их качественного обновления за счет своевременного перепрофилирования производства с учетом требований рынка. Не допускают банкротства предприятий.
1.20. В случае начала процедуры банкротства организации незамедлительно уведомляют об этом профсоюзную организацию, содействуют избранию представителей работников и их участию в собрании кредиторов. Включают в состав ликвидационной комиссии представителей профсоюзной организации.
1.21. Оказывают всестороннее содействие привлечению на предприятия инвестиционных ресурсов для создания новых и модернизации действующих производств, создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
1.22. Ставят в известность профсоюзные комитеты о разрабатываемых мероприятиях по реструктуризации и технологическому перевооружению предприятий на выпуск новой продукции. Предоставляют работникам возможность участия в управлении организацией в соответствии с действующим законодательством.
1.23. Создают условия для профессионального роста работников. Обеспечивают реализацию внутрипроизводственных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Предусматривают на развитие персонала обязательные отчисления в размере не менее 1,5 процента от фонда оплаты труда.
1.24. Проводят инвентаризацию интеллектуальной собственности, составляют мероприятия по патентованию изобретений, промышленных образцов, товарных знаков. Содействуют развитию изобретательства и рационализаторства.
Работодатели совместно с профсоюзами
1.25. Определяют и реализуют меры по стабилизации и увеличению производства и качества товаров, услуг, промышленной и сельскохозяйственной продукции, пользующейся спросом.
1.26. Организуют на предприятиях систему обучения работников по правовым и экономическим вопросам.
1.27. Предусматривают в коллективных договорах разделы по профессиональному развитию персонала на производстве.
1.28. Предусматривают в коллективных договорах положения о развитии инновационной деятельности, о социальной защите работников, участвующих в рационализаторской и изобретательской деятельности на предприятиях.
Администрация совместно с работодателями
1.29. Принимают меры по выполнению соглашений о сотрудничестве по развитию экономики области, предусматривающих взаимовыгодное партнерство в развитии производственного потенциала, реализации государственной региональной политики по поддержке промышленности региона в целях повышения конкурентоспособности и эффективности работы промышленных организаций, развития их социальной инфраструктуры, а также повышения инвестиционной привлекательности Воронежской области.
1.30. Принимают меры по предотвращению сокращения объемов производства и услуг в отраслях хозяйственного комплекса области, готовят предложения по осуществлению реструктуризации, финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий.
Профсоюзы
1.31. В организаторской работе в трудовых коллективах направляют усилия на повышение производительности труда, повышение качества продукции, снижение ее себестоимости, укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, создание и развитие системы трудового и профессионального соревнования.
1.32. Вносят предложения в областную Думу и администрацию области о выделении инвестиций, льготных кредитов из временно свободных бюджетных средств, предоставлении налоговых льгот, льготных тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги отдельным организациям в части платежей в областной бюджет для организации производства социально значимых товаров и оказания услуг населению.
1.33. Сотрудничают с работодателями в решении задач профессионального развития персонала на производстве. Защищают права работников при повышении квалификации, подготовке и переподготовке кадров по новым профессиям и специальностям.
1.34. Проводят общественный контроль за реализацией приоритетных национальных проектов, а также за целевым и своевременным использованием исполнительными органами государственной власти области, органами местного самоуправления бюджетных средств, выделяемых на национальные проекты, в том числе на заработную плату работников бюджетной сферы.
Стороны совместно
1.35. Способствуют реализации на территории Воронежской области национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, обеспечения жильем, развития промышленности и сельского хозяйства.
1.36. Вырабатывают и реализуют меры, направленные на предотвращение скупки акций организаций города и области с целью их закрытия, перепрофилирования или умышленного банкротства, информируют жителей о результатах работы в этом направлении.
1.37. Организуют экономическое соревнование в отраслях и на предприятиях. Восстанавливают и совершенствуют традиционные и внедряют новые формы чествования человека труда, повышения престижа массовых профессий через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, учреждение Досок почета, книг "Трудовая слава", представление особо отличившихся работников к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Российской Федерации, поощрение лучших трудовых коллективов, их руководителей и работников, добивающихся наилучших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.
II. В сфере занятости населения
Администрация
2.1. Вносит предложения в областную Думу о налоговом стимулировании работодателей, создающих новые рабочие места на территории области.
2.2. Разрабатывает и реализует программы развития и поддержки малого предпринимательства, сельской потребительской кооперации, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и сферы услуг, направленные на создание рабочих мест, прежде всего в районах с их острой нехваткой. Не допускает превышения уровня общей безработицы 7,0 процента от численности экономически активного населения области.
2.3. Контролирует наличие в программах, направленных на социально-экономическое развитие области, разделов по их кадровому обеспечению и влиянию на занятость населения.
2.4. Осуществляет регулирование миграции рабочей силы.
2.5. Ежеквартально представляет профсоюзам и работодателям аналитическую информацию о состоянии рынка труда и составе безработных, два раза в год - информацию о выполнении мероприятий по содействию занятости населения области.
2.6. Обеспечивает выполнение Программы содействия занятости населения по Воронежской области на 2006 - 2008 годы.
2.7. Разрабатывает и реализует в 2007 - 2008 годах меры по содействию занятости населения, в том числе временной, отдельных категорий граждан (молодежь, женщины, граждане, проживающие в сельской местности и др.), а также испытывающих трудности в поиске работы.
2.8. Организует деятельность по квотированию рабочих мест на предприятиях всех форм собственности для приема на работу по направлениям службы занятости населения выпускников из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, возвратившихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии и поведении, а также лиц моложе 18 лет.
2.9. Содействует трудовой занятости инвалидов, в т. ч. стимулирует создание специализированных рабочих мест для их трудоустройства.
2.10. Вносит в областную Думу предложения по установлению квоты для приема на работу инвалидов. Осуществляет контроль за их приемом на работу в пределах установленной квоты.
2.11. Для повышения информированности населения осуществляет публикацию в печатных и электронных СМИ сведений о положении на рынке труда области.
2.12. Организует проверку полноты и своевременности представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакансий.
2.13. Организует работу по привлечению органов местного самоуправления к участию в финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
2.14. Участвует в софинансировании федеральных целевых программ, способствующих развитию производства, созданию новых рабочих мест.
2.15. Осуществляет переподготовку специалистов учреждений бюджетной сферы при проведении мероприятий по их реформированию.
2.16. В случае угрозы массовой безработицы на основе взаимных консультаций разрабатывает программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников.
2.17. Организует работу по качественному обновлению содержания профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов нового поколения, обновление перечня профессий и специальностей, повышение качества образовательных услуг. Привлекает представителей стороны работодателей для выработки принципиально важных решений, касающихся системы профессионального образования на основе совместных договоров.
Работодатели
2.18. В обязательном порядке включают в коллективные договоры мероприятия по:
- переподготовке высвобождаемых работников за счет средств предприятий конкурентоспособным на рынке труда профессиям;
- предоставлению предупрежденным о предстоящем сокращении работникам возможности для поиска нового места работы (при наличии его просьбы) в течение одного дня в неделю или нескольких часов в день с сохранением заработной платы;
- обеспечению женщинам, прервавшим свою трудовую деятельность на срок более одного года в связи с беременностью, родами, уходом за детьми, правом на преимущественное обучение по программам повышения квалификации и получение другой специальности (профессии);
- обеспечению контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
- использованию естественного сокращения рабочих мест (ликвидация вакансий, увольнение совместителей, прекращение приема работников и т. п.).
2.19. В случае предполагаемого массового сокращения работников информируют профсоюзы, органы по труду и службу занятости не менее чем за три месяца и разрабатывают совместные меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
2.20. Обеспечивают высвобождаемым работникам предприятий-банкротов преимущественное право трудоустройства не менее чем на 70 процентов рабочих мест, вновь образуемых на базе имущества ликвидируемых организаций.
2.21. При решении вопроса о привлечении иностранной рабочей силы учитывают мнение профсоюзов.
2.22. Представляют в службу занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей не позднее двух дней после их появления.
2.23. Предоставляют льготы и компенсации работникам, попадающим под сокращение, сверх установленных законодательством социальных гарантий в порядке и на условиях, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
2.24. Оказывают помощь профессиональным училищам и лицеям в модернизации материальной базы мастерских и лабораторий и оснащении их современным оборудованием, технологической оснасткой, инструментом и материалами.
2.25. Используют потенциал профучилищ и лицеев для переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на хоздоговорной основе.
2.26. Производят оплату учащимся за выполненный объем работы на производственной практике по сдельным расценкам, но не ниже 2 квалификационного разряда.
2.27. В коллективных договорах предусматривают меры материальной поддержки и социального обеспечения выпускников профучилищ и лицеев при поступлении их на работу на предприятие.
2.28. Участвуют в мероприятиях воспитательного характера.
2.29. В рамках договоров, заключаемых с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования:
- направляют высококвалифицированных специалистов предприятий и организаций для работы в качестве мастеров производственного обучения, с сохранением им заработной платы по основному месту работы;
- проводят стажировку преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве, устанавливают доплаты преподавателям профессионального цикла и мастерам производственного обучения;
- определяют стипендиатов среди учащихся профучилищ и лицеев и выплачивают им стипендию, установленную за счет средств предприятий;
- обеспечивают учащихся спецодеждой и при необходимости спецпитанием во время производственной практики;
- оказывают помощь в подготовке учебных заведений к новому учебному году и работе в зимних условиях.
Администрация совместно с работодателями
2.30. Разрабатывают прогнозы потребности в квалифицированных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу и на этой основе строят ежегодно договорные взаимоотношения с учреждениями профессионального образования.
Профсоюзы
2.31. Предоставляют бесплатную правовую и консультационную помощь профсоюзным комитетам и членам профсоюзов в вопросах занятости.
2.32. С целью совершенствования правовой и нормативной базы по вопросам занятости анализируют заявления и обращения граждан, при необходимости входят с предложениями в соответствующие органы по внесению в них изменений. Разрабатывают и представляют в администрацию области предложения по решению вопросов содействия занятости населения.
2.33. Добиваются заключения в организациях коллективных договоров, предусматривающих разделы по занятости и направленные на предупреждение безработицы.
2.34. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников.
2.35. В целях обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедур банкротства представители профсоюзной организации участвуют в собрании кредиторов организации - должника.
Работодатели совместно с профсоюзами
2.36. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников.
Стороны совместно
2.37. Руководствуются следующими критериями массового высвобождения работающих:
- увольнение 10 человек в течение 30 дней при численности занятых от 20 до 100 человек;
- увольнение 5 процентов работающих в течение 30 дней при численности занятых от 100 до 500 человек;
- увольнение 10 процентов работающих в течение 60 дней при численности занятых свыше 500 человек.
Конкретные критерии массового высвобождения работающих определяются на каждом предприятии и отражаются в коллективном договоре.
2.38. Организуют рабочие места для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу на территории области, обеспечивают их социальную защиту.
2.39. Обеспечивают эффективную работу координационных комитетов содействия занятости населения в городах и районах области.
2.40. Способствуют повышению престижности массовых профессий, организуют соответствующие профориентационные мероприятия, областные конкурсы профессионального мастерства "Инженер года", "Золотые руки", "Конкурс мастеров машинного доения коров", "Лучший пахарь" и др., направляют победителей для участия в окружных конкурсах в Центральном федеральном округе.
2.41. Принимают участие в ежегодных процедурах согласования контрольных цифр приема (объемов и профилей обучения) учащихся в учреждениях начального профессионального образования, мониторинге трудоустройства выпускников профессиональных училищ и лицеев, организации производственной практики учащихся.
III. В сфере доходов и оплаты труда
Администрация
3.1. Обеспечивает своевременную и в полном объеме выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым за счет областного бюджета. Осуществляет контроль за выплатой заработной платы из бюджетов всех уровней.
3.2. Принимает меры по повышению в течение 2006 - 2008 годов реальной заработной платы работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета не менее чем в 1,5 раза, предусматривает на это необходимые средства при формировании бюджета на очередной год.
3.3. Сохраняет действующую систему доплат и надбавок для работников бюджетной сферы. В процессе исполнения бюджета рассматривает возможность повышения их размеров, а также установления дополнительных выплат.
3.4. Утверждает отраслевые положения об оплате труда работников бюджетной сферы после обсуждения их проектов областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
3.5. Рекомендует предусматривать в бюджетах городов и районов области повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в размерах не ниже, чем предусмотрено в областном бюджете.
3.6. По мере необходимости информирует областную трехстороннюю комиссию о состоянии финансирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальных и пассажирских автотранспортных предприятий, обслуживающих городские и пригородные маршруты.
3.7. Разрабатывает и реализует комплекс мер, направленных на снижение числа граждан области, имеющих денежные доходы ниже величины прожиточного минимума.
3.8. Разрабатывает и вводит механизм поддержки предприятий и организаций области, обеспечивающих устойчивый рост заработной платы работников.
3.9. Проводит мониторинг заработной платы по отраслям экономики и бюджетной сферы, принимает конкретные меры в случаях ее задержки или не выплаты, стимулирует рост заработной платы в экономической сфере.
3.10. Осуществляет контроль за обеспечением государственных социальных гарантий в области оплаты труда в организациях всех форм собственности.
Работодатели
3.11. Обеспечивают в 2007 - 2008 годах ежегодные темпы роста заработной платы в организациях не ниже темпа роста, сложившегося в 2006 году.
3.12. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда, в размере не меньше величины прожиточного минимума трудоспособного населения области.
3.13. Обеспечивают долю оплаты труда по тарифным ставкам (окладам) в заработной плате работника не менее двух третей от ее общего размера.
3.14. Включают в коллективные договоры порядок ежеквартальной индексации размера заработной платы работников на индекс роста потребительских цен, определяемый органом государственной статистики.
3.15. Разрабатывают и внедряют эффективные системы оплаты труда. Извещают работников об изменении порядка премирования и размеров оплаты труда, разрядов и наименований должностей, связанных с изменением организационных или технологических условий труда, а также сменой собственника, не позднее, чем за два месяца, если другие сроки не предусмотрены в коллективном договоре.
3.16. Выплачивают заработную плату работникам в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, коллективными договорами. Своевременно и в полном объеме перечисляют установленные действующим законодательством налоги (взносы) и обеспечивают погашение задолженности прошлых лет.
3.17. В случае приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, производят оплату работникам за этот период как за простой по вине работодателя.
3.18. Обеспечивают первоочередность выдачи начисленной заработной платы перед остальными платежами (в том числе и в случаях реорганизации или ликвидации учреждения) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию и налогу на доходы физических лиц.
3.19. При нарушении сроков выплаты заработной платы выплачивают задолженность с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день просрочки, а также проводят индексацию задержанных сумм.
3.20. Предоставляют в соответствии с коллективными договорами дополнительные компенсации работникам, занятым на участках с вредными и опасными условиям труда, за работу в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу в размерах с учетом мнения профсоюзного органа, но не ниже размеров, установленных законодательством.
3.21. Не допускают нетрадиционных видов вознаграждения за труд (натуральные выдачи, страхование и т.д.) за счет снижения размеров основной заработной платы.
3.22. Предоставляют по запросу профсоюзных органов необходимую информацию о средствах, направляемых на заработную плату, а также о начислении и выплате ее работникам.
Профсоюзы
3.23. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов по оплате труда. Добиваются от работодателей устранения нарушений трудового законодательства по оплате труда.
3.24. Рассматривают заявления и обращения трудящихся по вопросам оплаты труда, отчислений в государственные внебюджетные фонды и ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности нарушителей трудового и иного законодательства.
Работодатели совместно с профсоюзами
3.25. Предусматривают в коллективных договорах:
- минимальный размер оплаты труда (тарифной ставки 1 -го разряда) работников, занятых в нормальных условиях труда, не ниже принятого отраслевыми соглашениями;
- графики поэтапного увеличения в течение двух лет (2007 - 2008 годов) минимального размера оплаты труда (тарифной ставки 1 -го разряда) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения области в тех организациях, где экономическое положение не позволяет обеспечить такой уровень на день заключения коллективных договоров;
- проведение независимых экспертиз, организуемых профсоюзными комитетами с целью выявления и устранения причин, вызывающих несвоевременную выплату заработной платы;
- сроки погашения имеющейся задолженности по заработной плате;
- индексацию начисленных сумм на индекс роста потребительских цен в случае задержки по вине работодателя выдачи заработной платы и иных выплат;
- меры по восстановлению стимулирующей роли заработной платы и повышению ее удельного веса в себестоимости продукции;
- оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере;
- размер и порядок выплаты работникам дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее тарифной ставки за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад);
- меры по последовательному доведению минимальной заработной платы в организациях до уровня 2 - 3 величин прожиточного минимума трудоспособного населения области.
Стороны совместно
3.26. Руководствуясь Областным законом "О регулировании оплаты труда в Воронежской области" рекомендуют использовать его при формировании и заключении территориальных, отраслевых соглашений, коллективных договоров.
3.27. При заключении коллективных договоров и соглашений исходят из того, что соотношение заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых работников организаций и заработной платы 10 процентов самых низкооплачиваемых работников не может превышать 7 раз.
3.28. Принимают меры по повышению реальной заработной платы, денежных доходов населения, снижению дифференциации доходов различных групп населения, снижению масштабов бедности, существенному уменьшению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
IV. В сфере охраны труда и экологической безопасности
Администрация
4.1. Обеспечивает на территории области реализацию государственной политики в сфере охраны труда, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", областными законодательными актами.
4.2. Обеспечивает разработку, реализацию и финансирование областных целевых программ по созданию здоровых и безопасных условий труда, улучшению экологической обстановки. Предусматривает в них средства на проведение в бюджетных организациях аттестации всех рабочих мест по условиям труда.
4.3. Совместно с региональным отделением Фонда социального страхования РФ принимает меры по внедрению механизма экономической заинтересованности, стимулирующего работодателей создавать здоровые и безопасные условия труда.
4.4. Способствует разработке и внедрению безопасной техники и технологий, производству средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
4.5. Способствует проведению организациями аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
4.6. Обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти, надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в решении вопросов охраны труда и экологической безопасности. Способствует созданию служб охраны труда в отраслевых органах исполнительной власти области и местных администрациях.
4.7. Оказывает содействие работодателям, осуществляющим деятельность по снижению загрязнения окружающей среды.
4.8. Участвует в экологическом воспитании, образовании и просвещении, пропаганде экологических знаний, обеспечивает население необходимой экологической информацией.
4.9. Организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей, специалистов и других категорий работников.
4.10. Не допускает ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения без соответствующего заключения органов Роспотребнадзора, государственной инспекции труда и государственной экспертизы условий труда.
4.11. Формирует общественное мнение о целесообразности соблюдения норм и правил охраны труда, санитарно-гигиенических и иных требований в процессе трудовой деятельности.
4.12. Способствует всестороннему соблюдению требований охраны труда и экологической безопасности при реализации инвестиционных проектов, получающих меры государственной (областной) поддержки или претендующих на ее получение.
4.13. Реализует экономический механизм регулирования природоохранной деятельности.
4.14. Способствует эффективной работе системы медико-социальной защиты.
Работодатели
4.15. Организуют и финансируют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Предоставляют работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда, соответствующие льготы и компенсации.
4.16. Включают в коллективные договоры меры по улучшению условий труда, быта и оздоровлению трудящихся, формируют фонды по охране труда за счет собственных средств.
4.17. Во всех организациях независимо от формы собственности и сферы хозяйственной деятельности с численностью работников более 25 человек создают на паритетной основе комитеты (комиссии) по охране труда.
4.18. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью работающих более 50 человек создают службу охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. С целью привлечения квалифицированных кадров для улучшения работы по охране труда устанавливают работникам (специалистам) служб охраны труда стимулирующие доплаты и надбавки.
4.19. Обеспечивают:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- обучение, инструктаж, проверку знаний и информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся им компенсациях;
- приобретение и выдачу сертифицированных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
- выдачу молока или других равноценных продуктов лицам, занятым во вредных условиях труда, а лицам, занятым на работах с особо вредными условиями труда, предоставляют бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание;
- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм в размере не менее 0,25 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
- проведение предварительных при поступлении на работу, периодических в течение трудовой деятельности (а также при необходимости внеочередных) обязательных медицинских осмотров работников соответствующих профессий;
- выполнение требований экологической безопасности;
- беспрепятственный доступ в организации (на рабочие места) представителей государственных и профсоюзных органов для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов трудящихся в области охраны труда и экологической безопасности;
- внедрение и эффективную работу в организациях систем управления охраной труда;
- своевременное проведение в установленном порядке расследований и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.20. Принимают действенные меры по охране труда работающих женщин, несовершеннолетних, включая работающих в свободное от учебы время, их здоровья, предоставлению им льгот и гарантий.
4.21. Создают необходимые условия для выполнения членами комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда их обязанностей по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда:
- обеспечивают нормативно-технической документацией, методической литературой;
- предоставляют оплачиваемое время (не менее 2 часов в неделю) для выполнения вышеуказанных общественных обязанностей;
- увольнение уполномоченного (доверенного) лица по охране труда по инициативе работодателя (его представителя) допускается только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа;
- освобождают от работы с сохранением среднего заработка на период их обучения по вопросам охраны труда.
4.22. За счет собственных средств создают в организациях специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с непосредственным исполнением работниками трудовых обязанностей.
Профсоюзы
4.23. Осуществляют контроль за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда в организациях, а в случае выявления нарушений предлагают работодателям устранить их и информируют об этом соответствующие государственные органы.
4.24. Проводят в организациях предупредительный надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил и норм по охране труда и окружающей среды, участвуют в приеме производственных и служебных объектов в эксплуатацию.
4.25. Избирают на предприятиях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, обеспечивают им методическую помощь и руководство, организуют их учебу.
4.26. Принимают участие в создании комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
4.27. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, защищают, в том числе в судах, интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболевание.
4.28. Оказывают профсоюзным организациям (их членам) методическую и консультационную помощь по вопросам охраны труда и окружающей среды.
4.29. Способствуют эффективной работе систем управления охраной труда.
Стороны совместно
4.30. Проводят своевременное обследование и подготовку к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха трудящихся и детей на предмет их безопасности.
4.31. Разрабатывают и реализуют санитарно-профилактические мероприятия по созданию безопасных для человека условий труда, предупреждению травм и профессиональных заболеваний. Не допускают снижения достигнутого уровня в деле создания здоровых и безопасных условий труда, сохранения гарантий и прав работников в области охраны труда, в том числе при изменении организационно-правовых форм организаций.
4.32. Ведут информирование населения, органов местного самоуправления об авариях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляющих экологическую опасность.
4.33. Организуют и проводят на уровне области, в отраслях и непосредственно в организациях конкурсы "На лучшее состояние условий и охраны труда", на звания "Лучший уполномоченный (доверенное лицо) по охране труда", "Лучший работник службы охраны труда" и др. Принимают участие в проведении "Дней охраны труда", "Месячников охраны труда", "Общероссийских дней защиты от экологической опасности" и других мероприятиях.
V. В сфере создания необходимых социальных условий жизни населения
Администрация
5.1. В рамках полномочий, предоставленных правительством Российской Федерации органам исполнительной власти регионов, осуществляет регулирование и контроль за ценами и тарифами на услуги, реализуемые населению, а также своевременной и в полном объеме оплатой поставщикам услуг органами местного самоуправления. Не допускает превышения фактического темпа роста регулируемых тарифов по отношению к предельному уровню роста, установленному правительством Российской Федерации.
5.2. Совершенствует систему медицинского обслуживания населения. Сохраняет гарантированные виды бесплатной медицинской помощи.
5.3. Принимает меры по недопущению закрытия, перепрофилирования, приватизации, банкротства и передачи коммерческим структурам медицинских учреждений, учреждений образования, культуры и социальной защиты населения, в том числе учреждений дошкольного воспитания детей, их отдыха и оздоровления.
5.4. Принимает необходимые меры по улучшению организации транспортного обслуживания населения области автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). Оказывает помощь муниципальным поселениям, муниципальным районам и городским округам в создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, между поселениями в границах муниципального района и границах городских округов.
5.5. Разрабатывает механизм реализации льготного проезда отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, и обеспечивает им равную доступность услуг транспорта общего пользования.
5.6. Принимает меры по компенсации убытков предприятий транспорта, выполняющих пассажирские перевозки в городском и пригородном сообщениях в пределах сумм, предусмотренных Законом Воронежской области "Об областном бюджете".
5.7. Принимает практические меры по социальному развитию села, направляя усилия на приближение уровня жизни сельского населения к уровню жизни городского, на развитие в сельской местности различных отраслей материального производства, сферы услуг и культуры.
5.8. Предусматривает в областном бюджете средства на оказание мер социальной поддержки в части оплаты жилого помещения, коммунальных услуг и приобретения топлива гражданам, которым установлены льготы в соответствии с областным законодательством.
5.9. Оказывает содействие в развитии садоводческих товариществ.
5.10. Принимает меры по выплате ежемесячного государственного пособия гражданам, имеющим детей.
5.11. Продолжает практику оказания адресной социальной поддержки населению на основе совокупного среднедушевого дохода с учетом прожиточного минимума, а также единовременной помощи в денежном и натуральном выражениях лицам, попавшим в экстремальные ситуации.
5.12. Принимает меры по обеспечению жильем работников бюджетной сферы и льготной категории лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предусматривает в консолидированном бюджете средства на приобретение и строительство жилья и его удешевление, на выделение гражданам субсидий, ссуд, развитие ипотечного кредитования.
5.13. В соответствии с действующим законодательством предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности.
5.14. Сохраняет систему обслуживания участников ВОВ и приравненных к ним граждан, многодетных семей и других социально уязвимых категорий продуктами питания и товарами первой необходимости через магазины "Ветеран" и "Забота".
5.15. Способствует, в периоде 1 мая по 31 октября включительно, организации перевозки садоводов и огородников пригородным автомобильным и железнодорожным пассажирским транспортом, выделяя при этом дополнительные автотранспортные средства и пригородные поезда, обеспечивая предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых относятся к компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на постоянно действующих автобусных маршрутах, а на сезонных маршрутах - в выходные и праздничные дни.
5.16. Обеспечивает санаторно-курортным лечением работников бюджетной сферы (образование, здравоохранение, социальная защита населения, культура, физическая культура и спорт) и граждан отдельных льготных категорий (тружеников тыла, ветеранов труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, членов семьи погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время, лиц из малообеспеченных и многодетных семей, в том числе детей, а также лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).
5.17. Предусматривает в областном бюджете субвенции муниципальным образованиям для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
5.18. Производит изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги не чаще одного раза в год, проверяет обоснованность устанавливаемых тарифов и информирует социальных партнеров о готовящихся решениях за один месяц до их принятия.
5.19. Содействует передаче в муниципальную собственность жилых домов и объектов соцкультбыта организаций всех форм собственности.
5.20. Содействует организации льготного проезда работников здравоохранения, социальных работников, выполняющих служебные функции разъездного характера, в районах и городах области.
5.21. Реализует федеральные и областные целевые программы по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
5.22. Регулярно информирует стороны социального партнерства и население о ходе реализации в области приоритетных национальных проектов.
Работодатели
5.23. Обеспечивают отчисление профсоюзам средств для проведения социально-культурной и иной работы в трудовых коллективах, в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями.
5.24. Не допускают закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению медицинских, образовательных, социально-бытовых и культурных объектов организаций и учреждений.
5.25. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и материальное укрепление учреждений социально-культурной сферы, находящихся у них на балансе либо в аренде. Осуществляют подготовку загородных оздоровительных лагерей для организации в них отдыха детей, подростков в летний и зимний периоды, принимают участие в комплектовании лагерей кадрами.
5.26. Предусматривают в коллективных договорах предоставление работникам и членам их семей льготных путевок в дома отдыха и санатории и выделяют до трех процентов от суммы расходов на оплату труда для заключения договоров добровольного медицинского страхования работников, средства от которых используют на санаторно-курортное лечение и оказание медицинских услуг.
5.27. Обеспечивают выполнение Федеральных законов "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
5.28. Содействуют созданию пенсионных консультативных пунктов для информирования застрахованных лиц о состоянии их лицевых счетов; приема заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), консультаций по вопросам пенсионного законодательства.
5.29. Представляют в территориальные органы Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, в том числе при ликвидации предприятия, при назначении трудовых пенсий, а копии индивидуальных сведений передают каждому работнику.
5.30. Принимают меры по ведению первичных документов о специальном трудовом стаже, дающем право на льготное пенсионное обеспечение и выслугу лет.
5.31. Обеспечивают сохранность архивных документов, подтверждающих трудовой стаж и заработную плату работников, осуществляют передачу архивов правопреемникам, а в случае ликвидации предприятия - архивным органам.
5.32. Выделяют ведомственный автотранспорт в выходные и праздничные дни для садоводов и огородников, а также для перевозки работников, находящихся в вынужденных отпусках, в хозяйства, предоставляющие временные рабочие места.
5.33. Обеспечивают организацию горячего лечебно-профилактического питания работников организаций, в том числе льготного и бесплатного, в объемах, предусмотренных нормами и коллективными договорами.
5.34. Рассматривают вопросы предоставления работникам организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и кредитов на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций.
Профсоюзы
5.35. Осуществляют контроль за уплатой единого социального налога, налога на доходы физических лиц, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, стипендий, пенсий и пособий, а также за финансированием учреждений образования, здравоохранения, культурно-просветительных и спортивных сооружений, оперативно информируют органы исполнительной власти о фактах задержки финансирования, добиваются их устранения.
5.36. Участвуют в разработке и реализации программ отдыха и оздоровления работников организаций и членов их семей.
5.37. Оказывают помощь в организации учебы, проведении информационно-разъяснительной работы в трудовых коллективах, в том числе через профсоюзные средства массовой информации по вопросам пенсионного обеспечения работающих. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств, направленных на обеспечение пенсионных прав застрахованных лиц, своевременную уплату работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
5.38. Создают при профкомах комиссии, занимающиеся решением вопросов, связанных с пенсионным страхованием. Совместно с работодателями разрабатывают предложения по включению в коллективные договоры отдельных пунктов по выполнению Федеральных законов "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
5.39. Добиваются включения в коллективные договоры конкретных мер по предоставлению дополнительных, по сравнению с действующим законодательством, социально-бытовых гарантий для работающих, членов их семей, инвалидов и ветеранов труда.
5.40. Добиваются от работодателей через коллективные договоры выделения необходимых средств на поддержку работающих из многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников - пенсионеров, организацию летнего отдыха детей из малообеспеченных семей.
5.41. Обеспечивают контроль за использованием по назначению объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе приватизированных предприятий и организаций.
5.42. Содействуют проведению оздоровительных мероприятий в организациях и учреждениях. Предоставляют членам профсоюза скидки на путевки, приобретаемые в здравницах Воронежского областного совета профсоюзов.
5.43. Содействуют организации санаторно-курортного лечения льготной категории граждан.
Работодатели совместно с профсоюзами
5.44. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях социальные льготы для работающих, в том числе материальную и иную помощь многодетным семьям, одиноким матерям, неработающим пенсионерам, частичную или полную компенсацию стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях.
5.45. Выделяют средства из фондов предприятий, профбюджета для организации отдыха детей и подростков в каникулярное время, для частичной оплаты путевок в детские оздоровительные лагеря.
5.46. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по аккумуляции средств организаций для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
5.47. Предоставляют льготные путевки для санаторно-курортного лечения работников организаций на основании списков, согласованных с профсоюзными комитетами этих организаций.
5.48. Осуществляют постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
5.49. Вносят предложения и участвуют в разработке программ социальной направленности.
Стороны совместно
5.50. Проводят согласованную политику повышения уровня жизни населения области, обеспечивают выполнение законов Российской Федерации и Воронежской области социальной направленности.
5.51. Разрабатывают меры по поддержке санаторно-курортных, спортивных и культурных учреждений области, а также учреждений, осуществляющих реабилитацию инвалидов и других граждан.
5.52. Осуществляют контроль за рациональным использованием средств государственных внебюджетных фондов. Отстаивают вопросы сохранения объемов оказываемых ими услуг.
5.53. Вносят проекты законодательных и нормативных правовых актов по вопросам обеспечения граждан санаторно-курортным лечением (из расчета семидесятипроцентной заполняемости здравниц, находящихся в собственности различных субъектов, расположенных на территории области) за счет средств предприятий всех форм собственности, других источников финансирования.
5.54. Рассматривают вопросы по заключению именных договоров на отчисление средств по дополнительному негосударственному пенсионному обеспечению работников.
VI. В сфере социальной защиты детей и молодежи
Администрация
6.1. Обеспечивает финансовую поддержку деятельности областных молодежных организаций в рамках реализации областных целевых программ в соответствии с Федеральными законами "Об общественных объединениях" и "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
6.2. Реализует программы по содействию занятости молодых граждан, предоставлению им социальных услуг по профориентации, профессиональному обучению и трудоустройству на территории области.
6.3. Формирует государственный (областной) заказ на:
- трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений для организаций всех форм собственности;
- подготовку специалистов для остро нуждающихся предприятий, организаций, учреждений за счет средств областного бюджета. Рекомендует муниципальным образованиям предусматривать на эти цели средства в своих бюджетах,
6.4. Обеспечивает оказание педагогической, психологической, информационной помощи в целях профессионального самоопределения молодежи.
6.5. Содействует развитию предпринимательства, временной занятости и самозанятости в молодежной среде.
6.6. Обеспечивает государственные гарантии на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, своевременной и качественной медицинской помощи, не допускает снижения уровня социальных гарантий и льгот работающей молодежи.
6.7. Разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам:
- финансирования расходов на организацию отдыха и оздоровления детей, учащихся и студентов образовательных учреждений в период каникул;
- выделения средств на санаторное лечение в здравницах области студенческой молодежи и работников бюджетных организаций из числа малообеспеченных граждан;
- организации питания школьников, нуждающихся в социальной защите;
- деятельности детско-юношеских спортивных школ за счет различных источников финансирования;
- сохранения на уровне не ниже достигнутого бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные учреждения для детей, нуждающихся в социальной поддержке;
- долевого участия в финансировании культурно-массовых и спортивных мероприятий, формирующих гармоничное развитие личности;
- предоставления льгот на строительство или приобретение жилья молодым специалистам.
6.8. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок в научной, общественно-политической и социально-культурной сферах.
6.9. Решает вопросы о введении льготных тарифов на коммунальные услуги для детских оздоровительных лагерей, социально-культурных, спортивных, оздоровительных учреждений и предоставлении им налоговых льгот.
6.10. Выделяет средства для приобретения новогодних подарков детям, нуждающимся в социальной защите, а также детям работников областных бюджетных учреждений. Способствует обеспечению подарками детей работников бюджетной сферы муниципальных образований.
6.11. Устанавливает систему стипендиального обеспечения студенческой молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета, не ниже федерального уровня.
6.12. Назначает специальные стипендии особо одаренным детям, студентам и аспирантам.
Работодатели
6.13. Оказывают содействие молодым специалистам в занятии научно-техническим творчеством, участии во Всероссийской конкурсной программе "Фабрика инноваций: прорыв в будущее".
6.14. Обеспечивают прием на работу выпускников профессиональных учебных заведений в пределах регионального заказа.
6.15. Обеспечивают молодому работнику самостоятельное рабочее место, соответствующее его знаниям, подготовке, требованиям условий и охраны труда, содействуют повышению квалификации, создают условия для профессионального роста и профессиональной карьеры.
6.16. Выступают гарантом при предоставлении банком долгосрочных кредитов (ссуд) молодым работникам, молодым семьям.
6.17. Производят доплату работникам в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.
6.18. Устанавливают для молодых работников, поступивших на работу после окончания учебных заведений, а также прошедших профессиональное обучение на производстве пониженные нормы выработки.
6.19. Включают в коллективные договоры и соглашения разделы по работе с молодежью, предусматривающие предоставление льгот и гарантий молодым работникам.
Профсоюзы
6.20. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения разделов по работе с молодежью, защищают ее права и интересы на предприятиях и в организациях.
6.21. Создают молодежные комиссии, советы по работе с молодыми специалистами с целью активизации участия молодежи в повышении эффективности деятельности предприятий и организаций.
6.22. Осуществляют контроль за исполнением законодательства в сфере оплаты и охраны труда, приема и увольнения молодежи на предприятиях различных форм собственности.
Работодатели совместно с профсоюзами
6.23. Обеспечивают разработку и заключение соглашений по социально-трудовым правам молодежи в учреждениях среднего и высшего профессионального образования и контролируют их выполнение.
Стороны совместно
6.24. Выделяют средства на оплату путевок в санаторно-курортные учреждения, детские оздоровительные лагеря для детей сирот, детей из многодетных, неполных и малообеспеченных семей.
6.25.Реализуют комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями.
VII. Организация социального партнерства
Стороны совместно
7.1. Обязуются руководствоваться принципами социального партнерства, вытекающими из законодательных и нормативных правовых актов, и принимать меры, направленные на их соблюдение органами государственной власти, работодателями и профсоюзами.
7.2. Содействуют заключению коллективных договоров и соглашений на территории области, их уведомительной регистрации в органах по труду. В целях осуществления равноправного и взаимоуважительного социального партнерства, контроля за выполнением данного Соглашения создают областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений из равного числа представителей сторон. Решения, принятые на заседаниях комиссии, являются обязательными для сторон, подписавших настоящее Соглашение.
7.3. Принимают решения по вопросам и проблемам, включенным в настоящее Соглашение лишь после консультаций на уровне трехсторонней комиссии.
7.4. Вносят изменения и дополнения в настоящее Соглашение и оформляют решением областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.5. Осуществляют контроль за выполнением Соглашения с подведением итогов на заседаниях областной трехсторонней комиссии за полугодие и год.
7.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых конфликтов в рамках действующей трехсторонней комиссии.
7.7. Проводят трехсторонние консультации пo вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов областных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, областных программ в сфере труда, занятости населения и социального развития.
7.8. Содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях, в учреждениях и организациях.
7.9. В месячный срок после подписания соглашения разрабатывают и представляют в областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений план мероприятий, необходимый для реализации принятых обязательств.
7.10. Проводят согласованную политику по укреплению действующих профсоюзных организаций и объединений работодателей в организациях всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории региона.
7.11. Организуют и проводят ежегодно Праздник Весны и Труда 1 Мая.
7.12. Организуют проведение областных конкурсов среди муниципальных районов по развитию социального партнерства и среди предприятий на лучший коллективный договор.
7.13. Способствуют созданию отраслевых и территориальных объединений работодателей.
7.14. Социальное партнерство предусматривает:
- равное бесплатное время на телевидении, радио для всех участников Соглашения на освещение хода его выполнения;
- равные права на использование периодической печати для информирования населения о ходе выполнения данного Соглашения.
Администрация
7.15. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений или объединениями профсоюзов и работодателей.
7.16. При формировании проекта бюджета на 2007 и 2008 годы предусматривает средства, необходимые на финансирование обязательств (мероприятий), предусмотренных настоящим Соглашением.
7.17. Регулярно проводит мониторинг уровня жизни населения по согласованному сторонами перечню показателей и раз в полугодие главное управление экономического развития области информирует областную трехстороннюю комиссию о тенденциях изменения социально-экономических показателей согласно приложению.
7.18. Представляет по запросу профсоюзов и работодателей материалы, необходимые для контроля за выполнением настоящего Соглашения.
7.19. Обеспечивает участие представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых администрацией области постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости населения, выполнения национальных проектов и другие проблемы, связанные с реализацией социально-экономических интересов работников и жителей области.
7.20. Осуществляет урегулирование коллективных трудовых споров в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
7.21. Обеспечивает организациям, выполняющим в полном объеме обязательства Соглашения и коллективного договора, преимущественное право на рассмотрение в администрации области вопросов включения их в проекты международного и федерального финансирования, размещения госзаказов, льгот по инвестициям, кредитам, долевому строительству жилья, участия в аукционах, конкурсах, целевых программах с привлечением региональных бюджетных средств.
7.22. Обеспечивает в двухнедельный срок после подписания Соглашения его публикацию в СМИ.
Работодатели
7.23. При формировании финансового плана на 2007 и 2008 годы предусматривают средства, необходимые на финансирование обязательств (мероприятий), предусмотренных настоящим Соглашением.
7.24. Соблюдают права и гарантии профсоюзов в организациях независимо от форм собственности, содействуют контролю за соблюдением законодательства, осуществляемому профсоюзами, в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и другими нормативными правовыми актами.
7.25. Соблюдают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов.
7.26. Предоставляют профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы, свободное время для исполнения общественных обязанностей в организации в согласованные с профкомом сроки с сохранением среднего заработка. Условия предоставления свободного времени определяются коллективным договором.
7.27. Освобождают членов выборных профсоюзных органов от работы во время обучения на курсах, для участия в качестве делегатов созываемых профсоюзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов с сохранением средней заработной платы.
7.28. Ежемесячно и бесплатно перечисляют членские профсоюзные взносы, удержанные из заработной платы работников, одновременно с выдачей банками средств на заработную плату. В случае задержки перечисления членских взносов, осуществляют индексацию задержанных сумм в порядке, предусмотренном для задержанных сумм заработной платы.
7.29. Содействуют обучению руководителей профсоюзных организаций вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений в организациях,
Работодатели совместно с профсоюзами
7.30. При заключении коллективных договоров в организациях не допускают снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в территориальных и отраслевых соглашениях.
Профсоюзы
7.31. В течение срока действия Соглашения, при условии выполнения другими сторонами содержащихся в нем обязательств, воздерживаются от объявления и поддержки забастовок, других массовых акций с требованиями по соответствующим вопросам.
Объединения профсоюзов, объединения работодателей, не имеющие своих представителей в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к соглашению в течение срока его действия.
Настоящее Соглашение подписано сторонами 10 ноября 2006 года в пяти подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу (г. Воронеж).
От администрации: От профсоюзов: От работодателей:
Губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков Председатель ТООП "Воронежский областной совет профсоюзов" А.В. Овчинников Председатель Объединения работодателей "Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области" А.Н. Чекменев Председатель Воронежского областного агропромышленного союза товаропроизводителей (работодателей) А.Н. Польников
Приложение
к трехстороннему соглашению между
администрацией Воронежской области,
объединениями профсоюзов
и объединениями работодателей
на 2007 - 2008 годы
1. Валовой региональный продукт (млн руб.)
2. Выпуск продукции и услуг промышленного характера (млн руб.)
3. Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (млн руб.)
4. Реальные денежные доходы (руб.)
5. Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (руб.):
номинальная
реальная
6. Просроченная задолженность по заработной плате в целом по области (млн руб.)
в т. ч. по видам экономической деятельности
7. Прожиточный минимум в среднем на душу населения (руб.) в т. ч.:
трудоспособное население
пенсионеры
8. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (тыс. чел.)
в % ко всему населению
9. Индекс потребительских цен на товары и услуги (%)
10. Общая численность безработных (тыс. чел.)
% от экономически активного населения
в т. ч.:
официально зарегистрированных (тыс. чел.)
% от экономически активного населения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Трехстороннее соглашение между администрацией Воронежской области, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2007-2008 годы
Настоящее соглашение вступает в силу с 1 января 2007 г. и действует до вступления в силу нового
Текст соглашения опубликован в газете "Воронежский Курьер" от 30 ноября 2006 г. N 133