Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная
целевая программа "Развитие образования Борисоглебского городского округа
на 2007-2010 годы"
1.1 Некоторые итоги реализации муниципальной программы
"Образование 2000-2005 г.г."
В ходе реализации муниципальной программы "Образование 2000-2005 г.г." образование в Борисоглебском городском округе трансформировалось и содержательно, и организационно, и качественно.
В 2001-2005 годах сохранена сеть учреждений дошкольного образования и общеобразовательных учреждений.
Сеть муниципальных учреждений дополнительного образования детей системы образования реорганизована путем присоединения. Из 7 муниципальных учреждений в данный период как юридические лица функционируют 3, при этом сохранены все направления дополнительного образования.
Муниципальная образовательная система
Борисоглебского городского округа
2000-2001 уч.год 2005-2006 уч.год
Общеобразовательные школы | 26 | 26 |
Количество учащихся | 10268 | 7342 |
Учреждения дошкольного образования | 12 | 12 |
Количество воспитанников | 1695 | 2183 |
Учреждения дополнительного образования | 7 | 3 |
Количество воспитанников | 2153 | 4146 |
Педагогических работников | 1563 | 1270 |
Для создания экономических условий развития образования программа предполагала ежегодное выделение ассигнований из местного бюджета не менее 26 % от общих расходов муниципального бюджета.
Фактически бюджетом 2005 и 2006 гг. на образование выделено 41 %.
"Рисунок"
Для создания необходимых условий функционирования учреждений, как и было предусмотрено программой, проведены:
- ремонт кровли МОУ Борисоглебской СОШ N 3 и МОУ Борисоглебской СОШ N 6;
- строительство туалета в МОУ Борисоглебской СОШ N 2;
- ремонт фасада МОУ Борисоглебской СОШ N 4;
- завершен капитальный ремонт раздевалки в МОУ Борисоглебской СОШ N 5;
- ремонт столовой в МОУ Борисоглебской СОШ N 9;
- строительство теплотрассы, ремонт спортзала, канализации в МОУ Борисоглебской СОШ N 10;
- ремонт помещений гпд в МОУ Борисоглебской СОШ N 11;
- замена теплотрассы в МОУ Боганской СОШ;
- реконструкция теплотрассы в МОУ Макашевской СОШ;
- ремонт крыши здания в МОУ Миролюбской СОШ;
- ремонт крыши здания в МОУ Танцырейской СОШ;
- ремонт спортзала в МОУ Третьяковской СОШ;
- идет строительство склада под уголь в МОУ Тюковской СОШ;
- газификация и капитальный ремонт спортзала в МОУ Чигоракской СОШ;
- ремонт крыши в МДОУ детском саду N 1;
- ремонт канализации в МДОУ детском саду N 7;
- ремонт канализации и водопровода в МДОУ детском саду N 16;
- строительство теплотрассы и ремонт отопительной системы в МДОУ детском саду N 21;
ремонт крыши в МОУДОД БДЮЦ "Физкультура и спорт".
Мероприятия по ремонту выполнены не в полном объеме, так как кроме запланированного, многие работы пришлось выполнять вне программы: появлялись проблемы, своевременное решение которых было необходимо для жизнеобеспечения учреждений. Например, перенос котельной, строительство скважины в МОУ Махровской СОШ, ремонт крыши в МОУ "Борисоглебская гимназия N 1", демонтаж и установка трубы в котельной Танцырейской СОШ.
Участие в федеральных, областных программах позволило пополнить учебно-лабораторную базу учреждений. Оборудование спортивных площадок, получение спортивного инвентаря, оснащение школьных библиотек стотомниками отечественной классической художественной литературы, получение оборудования учебных кабинетов базовыми сельскими школами, школьных автобусов, оснащение школ компьютерной техникой, поставка медиатек - вот основные показатели качественного изменения учебной базы школ, 4 школы получили оборудование кабинетов бухгалтерии. Однако это не покрывает имеющихся потребностей в оснащении учебных кабинетов. Но на сегодня этот путь - участие в программах различного уровня на условиях софинансирования - реальный путь решения проблемы.
Школы накапливают опыт использования и привлеченных средств для софинансирования, благодаря чему в последние годы удалось значительно пополнить парк компьютерной техники.
В I полугодии 2006 г. парк компьютерной техники (КТ) в общеобразовательных учреждениях Борисоглебского городского округа увеличился на 21 ПК. По сравнению с 2004 г. количество компьютеров увеличилось более чем в 2 раза.
"Рисунок"
Компьютерная техника поступила:
- в МОУ СОШ N 10 компьютерный класс (из 11 компьютеров, лазерного принтера, модема, мультимедийного проектора) на сумму 236378,78 руб. по федеральной программе "Развитие единой образовательной среды";
- в МОУ СОШ N 4 (5 компьютеров) на сумму 63207 руб. по линии "Воронежского Центра Поддержки Развития Образования";
- в бухгалтерии МОУ СОШ N 5 , Чигоракской, Танцырейской и Третьяковской СОШ (компьютер, ИБП, многофункциональный аппарат принтер-копир-факс-сканер, модем, лицензионное системное ПО и "1С:Бухгалтерия") на сумму 152476,8 руб. (дополнительно была получена компьютерная мебель на сумму 43230,28 руб.) - поставка ФРОВО;
- в МОУ СОШ N4, МОУ ООШ N 9 и N11 поступили мультимедийные проекторы на сумму 96054,16 руб. по ОЦП "Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 гг.".
Общая сумма поставок только за март-июнь 2006 г. составила 591347 руб.
В настоящее время в городских школах в учебно-воспитательном процессе используется 121 компьютер, в сельских - 79. Причем, в городских школах (за исключением МОУ СОШ N 2) бухгалтерии работают на отдельно выделенных компьютерах (12 компьютеров). В селе только 3 школьных бухгалтерии укомплектованы КТ.
Распределение компьютеров по школам Борисоглебского городского округа - на диаграмме:
"Рисунок"
По сравнению с 2005 г. показатель оснащенности компьютерной техникой улучшен в гимназии, МОУ СОШ N 4, МОУ СОШ N10, МОУ ООШ N 9. Не оснащена компьютерной техникой МОУ СОШ N12. Крайне мало ПК в МОУ СОШ N 5 и МОУ СОШ N 6, МОУ СОШ N 13. Причины две. Главная - в финансировании (затруднено бюджетное финансирование, не привлекаются внебюджетные средства). Вторая причина - отсутствие помещений под компьютерные классы.
Статистические данные показателя количества учеников на 1 компьютер:
- по области - 34 уч./ком.,
- по Борисоглебскому городскому округу - 36 уч./ком.,
- по городским школам БГО - 50 чел./ком.,
- по сельским школам БГО - 15 чел./ком.
На 100 учащихся Борисоглебского городского округа приходится 2,7 компьютера. Для более полного удовлетворения потребности в компьютерной технике необходимо обеспечение из расчета 5-10 ПК на 100 учащихся.
Оснащенность школ периферийным оборудованием: 100% учреждений имеют принтеры, 38% - сканеры, 35% - копировальные аппараты, 30% - мультимедийные проекторы.
Муниципальному образованию характерна вариативность. Это профильное и углубленное изучение предметов, обучение в специальных классах детей с ЗПР.
"Рисунок"
В 2005-2006 учебном году в школах Борисоглебского городского округа введена предпрофильная подготовка в 9-х классах, в 15 школах - введено профильное обучение в старших классах. Углубленное изучение предметов гуманитарного цикла организовано в МОУ "Борисоглебская гимназия N 1".
Все муниципальные образовательные учреждения аттестованы и аккредитованы.
Реализация муниципальной программы "Образование 2000-2005 г.г." и программ, обеспечивающих условия для образования детей и молодежи округа: "Молодежь", "Развитие физической культуры и спорта", "Дети Борисоглебского городского округа" (подпрограммы "Одаренные дети", "Дети-сироты"), "Каникулы", программы "Формирование здорового образа жизни" и т.д. способствовали созданию единого педагогического пространства, обеспечивающего воспитание гражданина России, патриота Борисоглебского городского округа.
1.2 Общая характеристика муниципальной системы образования.
Муниципальная система образования включает 40 учреждений с числом обучающихся и воспитанников 13077. На начало 2006-2007 учебного года в г. Борисоглебске - районе функционируют:
12 муниципальных учреждений дошкольного образования, 8 структурных подразделений в сельских школах, которые посещают 2183 дошкольника;
25 муниципальных общеобразовательных учреждений с охватом 7030 учащихся;
3 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей с охватом 3864 чел.
В течение 2001-2006 г.г. структурные характеристики муниципальной системы образования менялись, что обусловлено демографическими процессами. Количество общеобразовательных учреждений уменьшилось на 1. 4 средние школы реорганизованы в основные.
Общеобразовательным учреждением, реализующим программы повышенного уровня, является муниципальное общеобразовательное учреждение "Борисоглебская гимназия N 1".
В 2005-2006 учебном году во всех 9-х классах (кроме классов КРО) введена предпрофильная подготовка учащихся, в 2006-2007 учебном году профильное обучение в 10-х классах осуществляется по новому региональному учебному плану. В 2006-2007 учебном году 61% учащихся 10-11-х классов охвачены профильным обучением. Процент поступления выпускников школ в ВУЗы на бюджетные места составил 61.
1.3 Строительство, реконструкция объектов образования
В целях укрепления материальной базы общеобразовательных учреждений ежегодно из муниципального бюджета выделялись средства для проведения неотложного ремонта кровли, отопительной системы, водопровода, канализации и других работ, обеспечивающих бесперебойное функционирование учреждений. На газовое топливо переведена котельная МОУ Чигоракской СОШ.
Однако из-за отсутствия финансирования не продолжено строительство здания МОУ Горельской ООШ.
Количество мест в школах при 1-сменном режиме - 7067, в т.ч. в городских школах - 3657. Количество обучающихся в городе 5897. Недостаток мест в школах города составляет 2240, что обуславливает необходимость строительства школ в городе Борисоглебске.
В 2006 году начато строительство здания МОУ Борисоглебской СОШ N 12 и завершен нулевой цикл.
В 2001-2005 годах сеть муниципальных учреждений дошкольного образования сохранена.
В 2001 году дошкольные образовательные учреждения посещали 1 695 детей, что составляло 43,9% дошкольников, в 2005 году - 2 183 ребенка (52 %). Имеет место положительная динамика количества детей дошкольного возраста.
"Рисунок"
В связи с чем сеть дошкольных учреждений не обеспечивает потребность граждан в определении их детей в детские сады. Около 700 дошкольников зарегистрированы на очереди как нуждающиеся в получении места в дошкольных учреждениях. Для снятия остроты проблемы в 2005 году после капитального ремонта открыта группа для дошкольников в МОУДОД "Детский сад N 1".
Дополнительные группы в 2006 году открыты в МДОУ д/с N 16 и в МДОУ д/с N 20. Однако это не снимает остроты проблемы. Необходимо строительство здания дошкольного учреждения в г. Борисоглебск.
В сельской местности проведена работа для открытия групп кратковременного пребывания детей на базе школ (ввиду отсутствия детских садов) в Миролюбской, Ульяновской, Боганской, Третьяковской СОШ, МОУ Горельской ООШ.
1.4 Состояние материально-технической базы образовательных учреждений
1.4.1 Материально-техническое обеспечение средних общеобразовательных учреждений при введении предпрофильной подготовки и профильного обучения.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в качестве одной из важнейших задач по совершенствованию содержания и качества общего образования, обеспечению преемственности средней и профессиональной школы определен переход к системе профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Вместе с тем, в Борисоглебском городском округе функционирует одно учреждение с углубленным изучением предметов - гимназия, что не обеспечивает образовательный спрос.
Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах должна внести позитивный вклад в решение обозначенных проблем.
Одной из моделей профилизации является сетевая организация профильного обучения. В ней профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений.
В Борисоглебском городском округе реализуются два подхода к сетевой организации профильного обучения. Первый связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений в рамках школьного округа вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного центра", например, базовая сельская школа. Таких школ две - МОУ Чигоракская СОШ и МОУ Танцырейская СОШ.
Второй подход предполагает кооперацию общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где они учатся, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, и др.). Опыт работы имеет МОУ Борисоглебская СОШ N 4, в 2006-2007 учебном году данный подход реализует МОУ Борисоглебская СОШ N 5.
Большинство школ предпочитает организацию профильного обучения на своей базе, однако собственная материально-техническая база школ не в полной мере отвечает требованиям организации профильного обучения и требует пополнения. В течение последних 15 лет отмечается значительный моральный и физический износ учебно-лабораторного оборудования для занятия физикой, химией, биологией. Отсутствие возможностей для обновления и пополнения предметных кабинетов современным оборудованием существенно сказывается на качестве общего образования, исключает возможность реализации в полном объеме практической части общеобразовательных программ по физике, химии, биологии.
Реализованные комплексные проекты по оснащению базовых сельских школ учебно-лабораторным оборудованием позволили пополнить имеющуюся базу Чигоракской и Танцырейской школ. Танцырейской школой получен кабинет физики, микролаборатории по химии, биологии. Чигоракской школой получены кабинет физики, химии, биологии, истории, технологии. Однако формирование системы профильного обучения и профильной подготовки предполагает наличие необходимой и достаточной материальной базы во всех средних общеобразовательных учреждениях сельских и городских поселений.
Таким образом, важным направлением развития системы образования является создание необходимых материально-технических условий, позволяющих реализовывать углубленные и профильные программы по предметам естественно-научного цикла в полном объеме.
1.4.2 Обеспечение доступности образования в сельской местности на основе программы "Школьный автобус".
Стратегия образования в селе должна быть нацелена на создание условий для обеспечения доступности и высокого качества образования, подчинена решению актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума. В целях решения этой задачи принято постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности".
В 2003 году в Воронежской области начался I этап формирования новой модели организации общего образования в сельской местности. Была создана сеть базовых школ внутрирайонного уровня. В Борисоглебском городском округе базовыми школами стали МОУ Танцырейская СОШ, МОУ Чигоракская СОШ. Пополнена учебно-лабораторная база этих школ. С 2006 года в Борисоглебском городском округе начата реализация муниципальной целевой программы "Оптимизация сети общеобразовательных учреждений Борисоглебского городского округа Воронежской области на 2006-2010 годы", в связи с чем возникла необходимость ежедневного подвоза детей в базовые сельские школы, в МОУ ООШ N 9.
Полученные по областной программе, по пилотному региональному проекту "Реформа системы образования Воронежской области", автобусы базовыми МОУ Танцырейской СОШ, МОУ Чигоракской СОШ и МОУ ООШ N 9 г. Борисоглебска позволяют осуществлять подвоз детей по желанию родителей из реорганизованных школ в базовые и МОУ ООШ N 9. Наличие 2-х автобусов с учетом расстояния между населенными пунктами (более 40 км) в школах округа не обеспечивает возможность подвоза учащихся школ округа на занятия по профильным предметам, для участия во внешкольной воспитательной деятельности. Необходим автобус для подвоза детей из самых удаленных школ, например, МОУ Макашевской СОШ, МОУ Ульяновской СОШ. Необходимо обеспечение условий для сохранности полученной техники, технического обслуживания.
1.4.3 Компьютеризация образовательных учреждений.
Требования современного учебного процесса, содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования ориентированы на массовое использование информационно-коммуникационных технологий в образовании.
На 1 сентября 2006 года средний по области уровень компьютеризации составляет 32 человека на 1 компьютер в общем образовании, в Борисоглебском городском округе - 34 человека (в сельских школах - 15, в городских - 50). Принятие государственного образовательного стандарта, предусматривающего изучение информационных технологий в начальной школе, требеют достижения уровня 20-25 учащихся на один компьютер.
Наличие оборудования в школах пока не соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по оснащению компьютерных классов, так как поставки техники в 2001-2005 годах не учитывали требований к оснащению классов таким оборудованием, как сканеры, видеокамеры, midi-клавиатуры и т.п., а также программными средствами.
Для реализации требований государственных образовательных стандартов необходимо обеспечение уровня компьютеризации не выше 20-25 человек на один компьютер, для чего требуется поставка около 250 компьютеров.
1.4.4 Доступ образовательных учреждений и управления образования к телекоммуникациям.
Требования современного учебного процесса и процесса управления образования ориентированы на максимальное использование информационно-коммуникационных технологий и предполагают интеграцию всех информационных ресурсов образовательного назначения в рамках единой инфраструктуры. Учитывая то, что процесс обновления данных технологий происходит непрерывно, необходимы поддержание, своевременное совершенствование и модернизация имеющихся каналов связи, расположенных как в учебных заведениях, так и в структуре органов управления образованием.
К 2005 году доступ к телекоммуникациям получили 88% общеобразовательных учреждений, а к октябрю 2006 года - 100%.
Для формирования единой информационной среды системы образования недостаточно только сохранения действующих телекоммуникаций.
Интеграция образовательных учреждений в рамках ресурсных центров требует целенаправленного развития телекоммуникаций.
1.4.5 Обеспечение технической и физической сохранности вычислительной техники.
Наличие вычислительной техники в системе образования, истечение гарантийных сроков с момента ее поставки, а также широкое распространение сетевых технологий требуют:
- наличия высококвалифицированных специалистов по ее техническому обслуживанию и системному администрированию, поэтому возникает необходимость в создании единой системы сервисного и эксплуатационного обслуживания вычислительной техники;
- мер по обеспечению сохранности оборудования для предотвращения преждевременного выхода оборудования из эксплуатации, нарушения образовательного процесса и расходования средств на восстановление оборудования.
1.5 Обеспечение безопасности образовательного процесса
1.5.1 Состояние противопожарной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях.
Важным направлением обеспечения необходимых условий образовательного процесса является организация безопасных условий жизнедеятельности, в том числе, укрепление противопожарной защиты объектов образования.
В соответствии с муниципальной программой на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения", принятой постановлением администрации Борисоглебского городского округа 28.07.2004 г. N 1890, проводится плановое, ежегодно корректируемое оснащение образовательных учреждений противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, монтаж АПС.
В 2003 году на противопожарные мероприятия выделено 385 тыс. руб;
в 2004 году - 0 руб.;
в 2005 году - 628,5 тыс. руб.;
в 2006 году - 3486 тыс. руб., в том числе
с 2003 по 2006 год на оборудование АПС выделено 2375 тыс. руб.,
- на обработку огнезащитным составом деревянных конструкций - 777 тыс. руб.;
- на строительство, ремонт пожарных водоемов - 42 тыс. руб.;
- на проверку сопротивления изоляции электропроводки, молниезащиты - 723 тыс. руб.;
- на приобретение огнетушителей, перезарядку - 535,5 тыс. руб;
- на ремонт электропроводки - 47 тыс. руб.
В 2006 году автоматическая пожарная сигнализация установлена в 15 школах - во всех городских и 3-х сельских школах. Необходима установка АПС в остальных 10 школах, учреждениях дошкольного образования, учреждениях дополнительного образования детей. При этом, согласно требованиям служб Госпожнадзора, отдельные противопожарные мероприятия должны проводиться ежегодно или с периодичностью один раз в два - три года.
В связи с этим дальнейшее обеспечение соответствующих государственным требованиям условий противопожарной защищенности муниципальных образовательных учреждений рассматривается как одно из приоритетных направлений деятельности управления образования и образовательных учреждений.
1.5.2 Создание сберегающей здоровье среды в образовательном процессе.
В настоящее время состояние физического и психического здоровья детей и подростков в России оценивается специалистами как неудовлетворительное.
По Борисоглебскому городскому округу 33,5% дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, среди них хронические заболевания имеют 32% детей. Процент здоровых детей - 66,3%.
Только 12,3% школьников относятся к числу здоровых. 87,6% школьников имеют отклонения в состоянии здоровья, среди них хронические заболевания имеются у 10,5%.
В то же время, здоровье ребенка, нормальный рост и развитие в значительной степени определяются условиями окружающей среды.
Для детей и подростков 6-17 лет средой, где они проводят до 70% активного времени, является школа.
Большое количество детей и школьников нуждается в коррекции психического развития, в своевременном оказании психологической помощи.
В Борисоглебском городском округе на штатной основе создана и функционирует психолого-медико-педагогическая консультация, получившая статус областной экспериментальной площадки. В образовательных учреждениях созданы условия для работы социально - психологической службы.
Управлением образования, образовательными учреждениями была активизирована работа по созданию здоровьесберегающей среды, формированию здорового образа жизни. В рамках этой работы проведены совещания руководителей школ, методические объединения педагогов, семинары педагогов-психологов, разработаны воспитательные системы учреждений, обеспечивающие решение проблемы.
В результате в практику внедрены новые методики и технологии по созданию благоприятного психологического климата, повышающие уровень познавательной активности, учебной мотивации. Учителями - предметниками разработаны авторские программы элективных курсов для 9-классников по вопросам здорового образа жизни, которые успешно прошли апробацию в школах округа.
Но особенно актуальной продолжает оставаться коррекционная работа с детьми и подростками, имеющими эмоциональные нарушения и проблемы в эмоционально-волевой сфере, по формированию и развитию навыков позитивного общения и взаимодействия детей и взрослых в образовательном процессе. В этих целях необходимо приобретение специального оборудования для сенсорных комнат (комнат психологической разгрузки), которые могут также использоваться и в профилактической работе со здоровыми детьми и подростками для повышения уровня социально-психологической адаптации и предупреждения проявления агрессивности.
1.6 Творческий потенциал муниципальной системы образования.
1.6.1 Система дополнительного образования и воспитания детей.
Дополнительное образование - неотъемлемая часть образовательного пространства Борисоглебского городского округа, рассматривающаяся как открытый, саморегулирующийся и комплексный процесс обучения и воспитания.
Система дополнительного образования Борисоглебского городского округа включает в себя 9 учреждений дополнительного образования: ЦВР, САМ, Ц "ФиС", школы искусств NN 1,2, художественная школа им. А.П. Рябушкина, Детский оздоровительный лагерь "Дружба", НОУ "Языковой центр по изучению английского языка", НОУДО "Детско-юношеская автошкола". Кроме этого - объединения по интересам на базе школ.
В 10-ти основных направленностях деятельности дополнительного образования интересы обучающихся распределились:
"Рисунок"
Самыми востребованными являются художественная и физкультурно-спортивные направленности дополнительного образования. Нет объединений социально-экономической направленности. Этот пробел необходимо ликвидировать.
В округе созданы благоприятные условия для эффективной работы в области дополнительного образования и воспитания, достаточно полная нормативно-правовая база, включающая:
- концепцию единого педагогического пространства;
- концепцию воспитательной работы;
- 168 программ, реализующихся в образовательных учреждениях округа. Все образовательные учреждения округа, в том числе и учреждения дополнительного образования, участвуют в реализации муниципальных целевых программ: "Молодежь", "Развитие физической культуры и спорта", "Дети Борисоглебского городского округа", "Каникулы".
Разработаны и реализуются следующие виды программ дополнительного образования: типовые - 34, модифицированные - 116, авторские - 12. 6 программ получили гранты на областных и Всероссийских конкурсах.
В учреждениях дополнительного образования детей работают 240 педагогов, из них 70% имеют высшее образование и первую квалификационную категорию.
Работая над проблемой обеспечения доступности и качества дополнительного образования детей, следует отметить интеграцию дополнительного и общего образования, например:
МОУ СОШ N 10 - школа космонавтов - по итогам 14 Всероссийского авиационно-космического конкурса - II место, 4 ребят получили путевки для поступления в военные училища, III место в областной олимпиаде по законодательству.
МОУ СОШ N 3 - 2 года успешного участия в БИОС олимпиаде;
МОУ СОШ N 6 - II место во Всероссийском конкурсе "Подрост";
МОУ Тюковская СОШ - II место в областной краеведческой конференции, проводимой Воронежской и Борисоглебской епархией.
МОУДОД ЦВР - II место во Всероссийском чемпионате по детско-юношескому многоборью (картинг) получили юные техники;
Диплом III степени у юных натуралистов в конкурсе "Лучший воспитанник";
III место в областном конкурсе "Юные рукодельницы".
Дополнительное образование в соответствии с Концепцией модернизацией Российского образования решает задачу максимального привлечения к своей работе детей с девиантным поведением. Ежемесячно центр трудовой адаптации целенаправленно приглашает этих детей для временного трудоустройства; разработаны и реализованы программы летнего отдыха (программа палаточного лагеря "Максимум жизни" стала победителем конкурса социальных проектов и программ в рамках областной программы "Молодежь"). Активную профилактическую работу ведет Центр профилактики наркомании, регулярно в течение года действует 1, в летний период 5 клубов по месту жительства.
Вместе с тем современная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы образования не позволяют пополнять материальную базу учреждений. Поэтому важнейшими направлениями развития системы дополнительного образования должны стать:
- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей, укрепление материальной базы образовательных учреждений для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам:
- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к культуре своего и других народов;
- работа над повышением рейтинга учреждения и формирование положительного имиджа через участие в конкурсах всех уровней.
1.6.2. Формирование и поддержка информационных ресурсов образовательного назначения
Требования федерального компонента государственного стандарта образования достаточно жестко регламентируют использование информационных ресурсов и медиа средств образовательного назначения в учебном процессе.
В школы Борисоглебского городского округа на условиях софинансирования поступило 18 медиатек, что составляет 72% от потребности. Оснащение школ в количестве 20-25 дисков на одно учреждение с весьма ограниченным набором предметов является недостаточным.
Одной из основных задач по обеспечению доступа к информационным ресурсам педагогов является создание медиацентра в Борисоглебском городском округе.
Переход на электронную каталогизацию библиотек системы образования открывает возможность интеграции их информационных ресурсов, создание системы перераспределения избытков учебно-методической литературы и формирование оптимального сводного заказа на основе автоматизированного анализа наличия и потребности в изданиях.
Поддержание существующей телекоммуникационной инфраструктуры образования должно предусматривать мероприятия по сохранению и развитию указанных ресурсов, что приведет к повышению качества образования за счет использования наиболее прогрессивных методик и технологий.
1.7. Организационно - педагогическое обеспечение системы образования.
1.7.1 Совершенствование проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Борисоглебского городского округа.
С 2003 года Борисоглебский городской округ является участником эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), главной целью которого является повышение объективности итоговой аттестации выпускников школ и обеспечение равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования. Количество человеко-экзаменов в 2004 г. - 1122 (обязательный экзамен по математике), в 2005 году - 615, в 2006 году - 673.
Для организации экзаменов ежегодно определяются 2-3 пункта в Борисоглебском городском округе, привлекаются учителя в качестве организаторов, дежурных, организуется подвоз учащихся сельских школ в пункт сдачи ЕГЭ.
Финансирование расходов на проведение эксперимента по введению государственного экзамена осуществляется из средств федерального, областного и местного бюджета. При переходе ЕГЭ в штатный режим финансирования выделение расходов на его проведение из средств федерального бюджета будет прекращено.
Единый государственный экзамен рассматривается в настоящее время как одна из составляющих формирующейся общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Однако задачами экспериментальной отработки организационно-технологической системы ЕГЭ является обобщение опыта организации и проведения процедур оценивания качества образования, на основе чего будут построены типовые модели региональных систем оценки качества образования и их информационной базы.
Таким образом, дальнейшее продолжение работ по совершенствованию технологии ЕГЭ, формированию основ системы мониторинга образования в округе является особенно важным и перспективным в условиях формирования общенациональной и региональной систем оценки качества образования.
1.7.2 Кадровое обеспечение базовых сельских школ Борисоглебского городского округа.
В Борисоглебском городском округе работают 1212 педагогов, 83% которых имеют высшее профессиональное образование. Учителей - 588 человек, с высшим образованием - 94%. 157 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 498 - I квалификационную категорию, 212 - II квалификационную категорию.
В то же время нарастает тенденция старения кадров, низка закрепляемость молодых специалистов в сельских школах. Уменьшается число преподавателей - мужчин, в том числе руководителей.
Возникает необходимость дальнейшего совершенствования системы регулирования трудоустройства и закрепления молодых специалистов в сельской местности.
Перспективные потребности развития системы школьных округов и старшей профильной ступени обучения определяют необходимость целевой подготовки педагогических кадров для базовых сельских школ в качестве одного из наиболее эффективных механизмов кадрового обеспечения системы общего образования в сельской местности.
1.7.3 Обеспечение инновационной деятельности и обновления содержания общего образования.
В Борисоглебском городском округе инновационная деятельность общеобразовательных учреждений организована по различным направлениям. Например: "Отработка модели и механизма реализации системы оценки и управления качеством образования (МОУ СОШ N 10), "Реализация интегративного подхода в обучении и воспитании" (МОУ СОШ N 4), "Оптимизация педагогического процесса через личностно-ориентированные технологии, воплощение гуманистической философии и педагогики" (МОУ "Борисоглебская гимназия N 1"), "Реализация модели сетевой профилизации на III ступени обучения" (МОУ СОШ N 4). Отрабатываются модели "Базовая школа - ресурсный центр" (МОУ Чигоракская СОШ, МОУ Танцырейская СОШ). Педагоги внедряют в практику инновационные технологии обучения, в том числе информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.
В школах осуществляется предпрофильная подготовка учащихся 9 классов, профильное обучение учащихся 10-11 классов. Поэтапное внедрение нового регионального учебного плана требует обновления содержания образования, поиска новых эффективных методик и технологий организации учебно-воспитательного процесса. Специальная подготовка требуется для учителей по освоению методик работы с детьми при введении уроков иностранного языка в начальной школе и организации предшкольной подготовки детей.
Поэтому приоритетными направлениями деятельности по обеспечению инновационной деятельности и обновлению содержания общего образования являются:
- создание банков элективных курсов;
- организация экспертизы авторских курсов и программ, соответствующая корректировка учебных планов образовательных учреждений;
- обеспечение школ учебниками и учебными пособиями, отвечающими задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- создание условий для своевременного повышения квалификации педагогам, руководителям;
- обеспечение участия в повышении квалификации педагогов, работающих в классах профильного обучения;
- стимулирование инновационной деятельности.
1.7.4 Информатизация управления образования.
Современные требования к организации управленческого процесса в сфере образования ориентированы на самое широкое использование информационных и коммуникационных технологий, практически невозможно без пополнения, обновления имеющихся, а также внедрения новых информационных систем управления.
Возникает насущная потребность в унификации программ, средств и выработке единого подхода к информатизации управления и управленческого стандарта.
К 2006 году управлением образования получена современная техника, но она представлена 1 рабочим местом.
Автоматизация управленческого процесса и организация мероприятий презентационного характера пока остаются сложными проблемами. Внедрение телекоммуникаций в управление образованием, в том числе переход на автоматизированную систему управления исполнения бюджета, требует расширения материальной базы и обновления оборудования.
Отсутствие информационной и технологической базы в управлении образования будет отрицательно сказываться на всей системе образования в целом. Предполагается, что за период реализации программы будет обеспечена база для 100-процентного перехода на внутриотраслевой безбумажный документооборот и достигнуто сокращение сроков прохождения документов до ограниченных пропускной способностью каналов телекоммуникаций.
Формирование единого стандарта, отвечающего современным нормативам в области управления образованием в части внедрения и совершенствования информационных технологий на местах, предполагает привлечение информационно-грамотных и квалифицированных специалистов, а также повышение эффективности управленческого процесса в целом.
1.7.5 Развитие кадровой базы муниципальной информационной среды
Современные государственные стандарты образования предусматривают переход к преподаванию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и предметов с использованием ИКТ, в том числе и на ранней стадии обучения, что требует существенного роста числа информационно-грамотных педагогических работников, имеющих соответствующие навыки. Расширение материально-технической базы также требует наличия квалифицированных специалистов по эксплуатации программно-технических средств и выработки у них навыков администрирования систем масштаба образовательного учреждения.
С 2001 по 2005 г.г. курсы по информационно-коммуникационным технологиям для учителей - предметников прошли обучение 145 педагогических работников (это 11% от общего числа педагогов). В 2005 году на базе учреждений г. Борисоглебска были организованы дистанционные курсы по ИКТ, на которых обучалось 30 педагогов.
В настоящее время централизованное финансирование Воронежского регионального центра Федерации Интернет Образования и Воронежского регионального центра дистанционного образования, осуществляющих переподготовку педагогов, оказывается недостаточным для их полноценного функционирования. План переподготовки работников образования выполняется не в полном объеме.
Недооценка обозначенной проблемы может привести к снижению уровня готовности работников образования к использованию современных технологий и невыполнению требований федерального компонента общего образования. При этом не будет обеспечена возможность эффективной эксплуатации вычислительной техники, программных средств, сложной организационной и офисной техники, поставляемых в образовательные учреждения при реализации областных и федеральных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.