Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к муниципальной целевой программе
"Развитие образования Борисоглебского
городского округа на 2007-2010 годы"
Подпрограмма
"Развитие системы предшкольной подготовки детей
Борисоглебского городского округа на 2007-2010 г.г."
Паспорт Подпрограммы
I. Наименование Подпрограммы |
Подпрограмма "Развитие системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 годы" |
II. Основание для разработки Подпрограммы |
"Концепция модернизации российского образования до 2010 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р "Приоритетные направления развития образовательной системы РФ", одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. Решение коллегии главного управления образования Воронежской области от 21 декабря 2005 г. "О состоянии работы по подготовке детей к школе и задачах по развитию предшкольной подготовки детей в Воронежской области" Приказ ГУО от 17.01.2006 N 10 "О создании Программы развития предшкольной подготовки детей Воронежской области на 2006-2010 гг." |
III. Заказчик Подпрограммы |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа |
IV. Основные разработчики Подпрограммы |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа Центр информационно-методического и психологического сопровождения деятельности муниципальных образовательных учреждений |
V. Основная цель Подпрограммы |
Реализация государственной политики, направленной на обеспечение выравнивания стартовых возможностей детей из различных социальных групп и слоев населения для получения качественного начального общего образования, реализация принципа преемственности между дошкольной подготовкой и начальным общим образованием. |
VI. Задачи Подпрограммы |
- Нормативно-правовое, научно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение системы предшкольной подготовки детей; - создание организационных и информационных условий, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие единого образовательного пространства в интересах личности ребенка при введении предшкольной подготовки детей; - обеспечение изучения и внедрения образовательных программ, технологий, методов обучения, научно-исследовательской деятельности при организации предшкольной подготовки детей; - опережающая подготовка и переподготовка педагогических работников образовательных учреждений по проблемам освоения содержания и методики организации предшкольной подготовки детей; - организация подготовки и издания методических пособий в помощь руководителям и педагогам образовательных учреждений, осуществляющих предшкольную подготовку детей. |
VII. Сроки реализации Подпрограммы |
Программные мероприятия охватывают период с 2007 по 2010 годы |
VIII. Основные разделы Подпрограммы |
1. Паспорт подпрограммы 2. Введение. Концептуальные основы организации предшкольной подготовки детей 3. Обоснование разработки Подпрограммы 4. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Подпрограммы 5. Мероприятия 6. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее реализации 7. Оценка эффективности Подпрограммы 8. План мероприятий по реализации Подпрограммы |
IX. Исполнители основных мероприятий Подпрограммы |
- управление образования администрации Борисоглебского городского округа; - муниципальные образовательные учреждения. |
X. Источники финансирования |
средства областного бюджета, средства муниципального бюджета, средства образовательных учреждений, внебюджетные средства. |
XI. Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Создание на территории Борисоглебского городского округа системы и условий для развития предшкольной подготовки детей |
XII. Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
Контроль за выполнением Подпрограммы осуществляет администрация Борисоглебского городского округа. |
Введение
В педагогической науке и практике признается целесообразность формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Ее принято понимать как интегральную характеристику состояния их здоровья, физического, интеллектуального, речевого и личностного развития (самосознание, самооценку, мотивацию), а также развитие моторных функций, зрительного восприятия и др.
Готовность к школе обусловливает успешность и эффективность обучения, существенно минимизирует отрицательное влияние новых условий жизни и деятельности на состояние здоровья ребенка, позволяет избежать трудностей его социально-психологической адаптации. Тем не менее, в последние годы в Борисоглебском городском округе усилилось проявление негативных тенденций в системе подготовки детей к школе, вызванных рядом факторов:
- сокращением сети дошкольных образовательных учреждений, наиболее предпочтительной формы подготовки детей к школьному обучению;
- низкой заработной платой значительной части родителей, уровень которой делает недоступной качественную подготовку детей к школе;
- ухудшением состояния здоровья у подавляющего большинства детей дошкольного возраста;
- недооценкой важности качественной подготовки детей к обучению в начальной школе со стороны некоторой части родителей, отдельных педагогов, руководителей учреждений общего и дополнительного образования;
- неполным охватом предшкольной подготовкой всех детей старшего дошкольного возраста.
Все это обусловливает необходимость принятия ряда мер, важнейшей из которых является разработка подпрограммы "Развитие системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 г.г.". Ее главная задача состоит в подготовке к успешному обучению всех детей, которые по состоянию здоровья, психическому и социальному развитию могут быть приняты в первый класс общеобразовательной школы.
Подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе представляет собой организованную систему, функционирующую на основе целостного педагогического процесса. Компонентами последнего являются: цель - достижение готовности ребенка к успешному обучению в школе; участники педагогического процесса - дети 5 - 6,5 лет и взрослые, осуществляющие их подготовку к школе (воспитатели ДОУ, учителя начальных классов, родители, педагоги дополнительного образования), а также учебно-материальная база, соответствующая требованиям, предъявляемым к развивающей среде; содержание подготовки ребенка к школе - освоение программного материала, ориентированного на обеспечение предпосылок успешного обучения ребенка в школе на основе его физиологической, социальной и психологической готовности к указанному процессу; дидактические процессы - интериоризация (формирование сознания через усвоение ребенком внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми формами) и экстериоризация (вынесение во вне результатов умственных действий) в игровой форме; организационные формы подготовки к школе - занятия в дошкольном образовательном учреждении, начальной школе, семье, учреждениях дополнительного образования в различных режимах.
Системообразующим компонентом рассматриваемого процесса является цель. Она ориентирует на достижение качественного состояния готовности ребенка к школе, которое определяется запросами общества и корректируется в соответствии с изменениями его требований.
Целостный педагогический процесс подготовки детей к систематическому обучению, как специально организованная система, входит в другую, более сложную систему, функционирующую на более высоком уровне - систему предшкольной подготовки. Именно такой должна являться система предшкольной подготовки на территории Борисоглебского городского округа. В отличие от первой данная система включает в себя не только процесс подготовки детей к школе, но и необходимые условия для его успешного осуществления: управление процессом, его достаточное финансирование, нормативно-правовое регулирование, санитарно-гигиеническое, материальное, научно-методическое обеспечение и т.д. Перечисленные компоненты взаимосвязаны между собой, влияют друг на друга и систему в целом. Их нормальное взаимодействие позволяет избежать хаоса в функционировании системы, обеспечивает ее дальнейшее развитие.
Итак, систему предшкольной подготовки на территории Борисоглебского городского округа следует рассматривать как взаимосвязанное, взаимообусловленное, взаимодействующее и развивающееся единство всех ее компонентов - целенаправленного педагогического процесса, ориентированного на обеспечение готовности детей 5-6,5 лет к успешному обучению в начальной школе, а также управление этим процессом, его достаточное финансирование, необходимо нормативно-правовое регулирование, санитарно-гигиеническое, материальное и научно-методическое обеспечение.
Обоснование разработки подпрограммы
Главная особенность организации образовательного процесса в современных условиях заключается в его гуманистической направленности. Это достигается через предоставление каждому ребенку возможности разностороннего развития, получения им полноценного образования, являющегося важной предпосылкой высокого уровня профессиональной подготовки и обретения в будущем конкурентоспособности на рынке труда. Решение данной задачи начинается с обеспечения равных стартовых возможностей и комфортных условий для детей с началом обучения в школе. Таким образом, становится очевидной необходимость разработки муниципальной программы развития системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа. Названная программа должна создать необходимые условия для развития готовности к обучению в школе у детей 5 - 6,5 лет.
Возраст от 5 до 6,5 лет предрасположен к развитию качеств, являющихся основой для последующего успешного обучения в начальной общеобразовательной школе. В этот период жизни интенсивно развивается продуктивное воображение - главное возрастное новообразование, обеспечивающее преодоление эгоцентризма мышления и позволяющее ребенку принять точку зрения на окружающий мир другого человека. Благодаря этому существенно возрастает возможность в присвоении ребенком опыта других людей во взаимодействии с окружающим миром. В этом возрасте происходят изменения отношений ребенка со взрослыми: с одной стороны, изменяются отношения взрослых к ребенку, а с другой, изменяется отношение ребенка к самому себе и своему месту среди взрослых. Происходит формирование новой внутренней позиции - имеет место постепенное принятие роли и положения школьника. Одновременно усиливается произвольность, возникают предпосылки для развития символической функции, происходит овладение нравственными эталонами, имеет место становление самооценки и образа Я. Эти и другие изменения служат основой для успешного развития у детей старшего дошкольного возраста готовности к школьному обучению.
Негативные тенденции в функционировании системы общего образования обусловили создание подпрограммы "Развитие системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 г.г.". Данная подпрограмма ориентирована не на формирование навыков учебной деятельности, а на создание предпосылок успешного овладения ею при поступлении в школу. К таковым относятся психомоторная (функциональная), интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная, социально-психологическая (коммуникативная) готовности к школьному обучению.
Подпрограмма ориентирует на создание условий для преодоления затруднений в предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста на территории Борисоглебского городского округа. Она призвана существенно минимизировать имеющиеся недостатки в процессе развития у детей готовности к систематическому обучению в школе, способствовать созданию для них щадящего режима, их успешной адаптации к новым условиям с началом нового этапа в жизни и деятельности.
Основная цель, задачи и этапы реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы развития системы предшкольной подготовки детей 5-6,5 лет на территории Борисоглебского городского округа является создание равных стартовых возможностей для освоения ими программ начального общего образования.
Предусмотренная подпрограммой система мероприятий направлена на решение следующих задач:
- выявление и учет всех детей в возрасте 5 - 6,5 лет;
- анализ стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для успешного обучения в начальной школе;
- определение условий, обеспечивающих всем детям необходимую подготовку для их успешного обучения в начальной школе;
- экспериментальную апробацию моделей предшкольной подготовки в условиях сельской и городской местности в разных типах образовательных учреждений;
- научно-методическое, материально-техническое обеспечение введения предшкольной подготовки;
- обобщение опыта организации предшкольной подготовки детей в образовательных учреждениях.
Подпрограмма развития системы предшкольной подготовки призвана способствовать:
- выравниванию стартовых возможностей всех детей 5 - 6,5 лет для получения начального общего образования;
- обеспечению доступности пользования дошкольными образовательными учреждениями для всех детей;
- охвату разными формами предшкольной подготовки всех детей дошкольного возраста от 5 до 6,5 лет, способных по состоянию здоровья и физического развития к школьному обучению;
- созданию дополнительных форм развития детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ (адаптивные группы для детей 5-6,5 лет, группы выходного дня, группы будущих первоклассников, группы "Особый ребенок", группы детей-инвалидов, группы риска, группы гибкого режима, группы кратковременного пребывания, группы индивидуально-дифференцированного развития и др.);
- проведению научных исследований по проблемам обеспечения готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению, разработке и широкому использованию современных вариативных образовательных программ и методических разработок для каждой формы предшкольной подготовки (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образовании, семья);
- обобщению опыта организации предшкольной подготовки детей в образовательных учреждениях.
Подпрограмма "Развитие системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 г.г." реализуется поэтапно.
На первом этапе предусматривается определение необходимых условий для его успешной реализации в широкой педагогической практике (подготовка организационно-управленческих, финансовых, нормативно-правовых актов, создание научно-методических разработок).
На втором - опытно-экспериментальным путем апробируется инвариантная образовательная программа и методика педагогического процесса, ориентированные на качественную подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. На этом же этапе осуществляется проверка эффективности созданных условий для их реализации, внесение необходимых корректив.
На третьем этапе в широкую практику внедряются апробированные образовательная программа и методика организации педагогического процесса предшкольной подготовки детей, подкрепленного управленческими, нормативно-правовыми, финансовыми документами на муниципальном уровне.
Первый этап реализуется до 30 июня 2007 года, второй - до 1 сентября 2008 года, третий этап начинает выполняться с 1 сентября 2008-2009 учебного года.
Программные мероприятия
Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение
Разработка подпрограммы "Развитие системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 г.г." основывается на следующих нормативно-правовых документах:
1. Декларации прав ребенка. Принята ООН 20 ноября 1959 г.;
2. Конвенции о правах ребенка. Принята ООН 20 ноября 1989 г.;
3. Конституции Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г.);
4. Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 1 января 2005 г.);
5. Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г., 22 августа 2004 г.);
6. Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2002г.);
7. Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1204 от 19 сентября 1997 г. (с изменениями от 23 декабря 2002 г.);
8. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации N 1756-р от 29 декабря 2001 г.
9. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений", введенных в действие с 20 июня 2003 г. постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации N 24 от 26 марта 2003 г.
В положениях этих документов определены права детей на:
- охрану жизни и здоровья;
- получение образования;
- обеспечение гуманного подхода в образовании;
- соблюдение демократических принципов в процессе воспитания и обучения;
- дифференцированное отношение к развитию способностей и т.д.
При разработке подпрограммы также учитывались требования следующих методических документов:
1. Методические рекомендации "Об использовании мебели в детских дошкольных учреждениях", утвержденные Минздравом и Минпросвещения СССР N 2817-83 от 28 июня 1983 г.
2. О реализации прав детей при приеме в дошкольные и образовательные учреждения. Письмо Министерства образования Российской Федерации N 58-М от 7 июня 1994 г.
3. О новых программно-методических комплектах. Письмо Министерства образования Российской Федерации N112/34-16 от 18.07.1997г.
4. О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ. Письмо Министерства образования Российской Федерации N 01-50-205ин/205-03 от 16 декабря 1998 г.
5. О новых развивающих учебно-методических комплектах для дошкольных образовательных учреждений. Письмо Министерства образования Российской Федерации N 104/ 23 - 16 от 24. 05. 99.
6. О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. Письмо Министерства образования от 14.03.2000 N 65/23 - 16.
7. Примерные требования развивающей среды детей дошкольного возраста. Письмо Министерства образования Российской Федерации N 03 - 51 - 46 ин. /14 - 03 от 15. 03. 2004.
Организационно-педагогическое обеспечение
К реализации подпрограммы "Развитие системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 г.г." привлекаются педагоги дошкольных образовательных учреждений, начальных школ, учреждений дополнительного образования, методисты и руководители образовательных учреждений, специалисты управления образования. Предшкольную подготовку осуществляет педагог, прошедший специальную подготовку со стажем педагогической работы не менее 5 лет. В отдельных случаях к ее реализации могут быть привлечены родители детей старшего дошкольного возраста, не охваченных предшкольной подготовкой.
Общий объем развивающих занятий предшкольной подготовки составляет 144 занятия в течение двух лет (по 72 занятия ежегодно). Занятия по программе предшкольной подготовки проводятся с сентября по май 2-3 раза в неделю по 2 занятия в день продолжительностью по 20-25 мин. Продолжительность пребывания ребенка в группе по предшкольной подготовке не может превышать 4 часов в день.
Мониторинг динамики готовности к школьному обучению осуществляется на основе данных, получаемых в ходе ежемесячного психологического обследования каждого ребенка, осуществляемого школьным или районным психологом.
Педагогический процесс в группах предшкольной подготовки проводится по специально разработанным программам, утвержденным в соответствии с установленным порядком. Педагоги несут ответственность за организацию педагогического процесса. Контроль за проведение педагогического процесса организует руководитель образовательного учреждения.
Подготовка к школе в семье
Родители или лица, их заменяющие, содействуют подготовке детей к школе в учреждениях основного и дополнительного образования. При невозможности получения ребенком предшкольной подготовки в образовательных учреждениях семья (родители ребенка или лица, заменяющие их) берет на себя заботу о подготовке детей к школе, самостоятельно знакомится с программой предшкольной подготовки и методическими рекомендациями по ее реализации, руководствуется ими в предшкольной подготовке ребенка.
Участие семьи в предшкольной подготовке детей способствует обеспечению их права на получение образования.
Материально-техническое обеспечение
Реализация подпрограммы "Развитие системы предшкольной подготовки детей Борисоглебского городского округа на 2007-2010 г.г." требует создания и соблюдения ряда условий:
1. Для пребывания детей в образовательном учреждении в период предшкольной подготовки выделяются помещения, отвечающие существующим санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Помещения для предшкольной подготовки укомплектовываются мебелью, учебными пособиями и принадлежностями в соответствии с ростовыми показателями ребенка.
3. Предметно-развивающая среда создается в соответствии с Типовым перечнем оборудования для старших и подготовительных к школе групп дошкольных образовательных учреждений.
Создание необходимых материально-технических условий, развивающей среды способствует эффективности предшкольной подготовки.
Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Управление и контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляет администрация Борисоглебского городского округа и управление образования администрации Борисоглебского городского округа.
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом, совместно с муниципальными органами, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, эффективному использованию выделяемых на реализацию программы материальных и финансовых средств, проводит корректировку программных мероприятий, готовит аналитические отчеты и информационные справки о ходе ее выполнения.
Ход выполнения Подпрограммы периодически анализируется в администрации Борисоглебского городского округа. В подготовке аналитических материалов принимают участие все заинтересованные исполнители Подпрограммы.
Оценка эффективности подпрограммы
Реализация мероприятий Подпрограммы в 2007-2010 гг. будет способствовать позитивным изменениям в системе общего образования в Борисоглебском городском округе:
- будут участвовать в экспериментальной апробации программы предшкольной подготовки детей, не посещающих детские сады, в т.ч. обучающихся в сельских малочисленных школах и проживающих в отдаленных населенных пунктах:
- в образовательных учреждениях созданы необходимые материальные условия для организации предшкольной подготовки детей;
- осуществлена переподготовка педагогических кадров, осуществляющих предшкольную подготовку детей;
- разработан и апробирован механизм финансирования предшкольной подготовки детей;
- подготовлены рекомендации по подготовке детей к школе в семье.
В результате будет создана система подготовки детей, не посещающих детские сады, к обучению в общеобразовательной школе, обеспечивающая им равные стартовые возможности для усвоения программ начального общего образования.
План мероприятий по реализации Подпрограммы
1. Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение
N п/п |
Сроки выполнения |
Содержание мероприятий | Ответственные | Ожидаемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | II кв. 2007 г. |
Разработка нормативно-правовой базы по предшкольной подготовке детей на муниципальном уровне. Разработка нормативов выделения финансовых средств на одного ребенка. |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа |
Разработан механизм финансирования, нормативы выделения финансовых средств на одного ребенка |
2. | Ежегодно | Принятие постановления администрации Борисоглебского городского округа об организации предшкольной подготовки детей |
Администрация Борисоглебского городского округа |
Утвержден порядок и конкретные мероприятия по организации предшкольной подготовки детей в муниципальном образовании |
3. | II кв. 2007г. |
Разработка Положения об организации предшкольной подготовки детей в муниципальных образовательных учреждениях |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа |
Разработка Положения |
4. | IV кв. 2007 г. |
Разработка и утверждение программы муниципальной опытно-экспериментальной работы |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа, информационно-методический центр БГПИ |
Утвердить программу опытно-экспериментальной работы |
II. Организационно-педагогическое обеспечение
1 | 2007-2010 г.г. |
Ежегодный мониторинг хода реализации подпрограммы: -выявление количества детей, не проходящих предшкольную подготовку; -выявления причин; -изучение форм организации предшкольной подготовки с указанием количества детей; -программно-методическое и кадровое обеспечение; -результаты проведения эксперимента |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа, информационно-методический центр Руководители образовательных учреждений |
Наличие информации о ходе реализации программы, успехах, проблемах для последующей корректировки мероприятий программы |
2 | 2007-2010 г.г. |
Организация курсов повышения квалификации педагогов по предшкольной подготовке |
Информационно-методический центр |
Переподготовлены педагоги, занимающиеся предшкольной подготовкой детей |
3 | 2007-2010 г.г. |
Проведение семинаров и координационных совещаний с педагогами |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа, информационно-методический центр |
Анализ хода развития предшкольной подготовки детей |
III. Материально-техническое обеспечение
1 | ежегодно | Определить затраты на финансирование предшкольной подготовки детей в муниципальных образовательных учреждения, внести бюджетные заявки в администрацию Борисоглебского городского округа |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа |
Приложение 1 |
2 | Организовать создание условий для предшкольной подготовки детей в муниципальных образовательных учреждениях |
МОУ БГО | ||
3 | II кв. 2007 г. |
Разработать мероприятия по созданию необходимых материально-технических условий для обучения детей |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа |
Определены объемы и источники финансирования для создания материально-технических условий для подготовки детей к школе |
4 | по плану МОУО |
Организовать получение лицензий на ведение предшкольной подготовки в муниципальных образовательных учреждениях |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа, муниципальные образовательные учреждения |
|
5 | II кв. 2007г. |
Разработать положение о классной комнате (ином помещении), используемой для предшкольной подготовки детей |
Управление образования администрации Борисоглебского городского округа |
Разработано положение, определены требования к оборудованию помещения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.