Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы городского округа город Воронеж
от 15 января 2007 г. N 7
Учебно-консультационный пункт.
Организация и методика работы
Введение
Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее УКП ГО и ЧС) предназначены для обучения населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания (далее - неработающее население).
Создаются УКП в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 N 547 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Организационных указаний по подготовке населения" Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основная их цель - в максимальной степени привлечь к учебе неработающее население, добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
Перед УКП ГО и ЧС ставятся следующие задачи:
- обучить граждан способам защиты от современных средств поражения;
- выработать у них уверенность в надежности средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций различного характера;
- дать практику и привить навыки для действий в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- повысить морально-психологическое состояние людей помочь правильно оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных действий;
- научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности при выполнении мероприятий ГО;
- активно пропагандировать (разъяснять) роль, значение и задачи гражданской обороны и Российской системы чрезвычайных ситуаций в современных условиях.
Организация работы
Учебно-консультационные пункты ГО и ЧС создаются при жилищно-эксплуатационных органах в городах и районах Российской Федерации, в сельской местности - при администрациях сел и поселков. Они могут размещаться в технических кабинетах, комнатах здоровья, в других помещениях.
В "Организационных указаниях" МЧС России сказано: "Органам исполнительной власти и местного самоуправления принять меры по восстановлению имеющихся и созданию новых учебно-консультационных пунктов при жилищных органах".
В соответствии с этими требованиями глава органа местного самоуправления издает приказ (постановление, распоряжение) о создании при жилищно-эксплуатационных органах учебно-консультационных пунктов, в котором определяет:
- при каких организациях, и на какой базе они строятся;
- порядок финансирования;
- материально-техническое обеспечение;
- ответственных за их работу и другие организационные вопросы.
Руководитель жилищно-эксплуатационного органа обязан издать приказ (распоряжение), в котором устанавливает:
- место размещения;
- жители каких домов, улиц, кварталов приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному пункту;
- порядок работы учебно-консультационного пункта;
- ответственных за обеспечение учебными пособиями, имуществом ГО и техническими средствами обучения;
- время проведения занятий, консультаций тренировок;
- кто проводит консультации (работает с населением).
В отдельных случаях назначаются старшие по домам и подъездам.
Непосредственное руководство УКП ГО и ЧС осуществляет руководитель жилищно-эксплуатационного органа.
В своей работе он руководствуется:
- Законами Российской Федерации, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ;
- постановлениями и распоряжениями органов местного самоуправления;
- указаниями органов управления по делам ГО и ЧС;
- положением об учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС, а также другими руководящими документами, регламентирующими их работу.
Общее руководство по подготовке населения в УКП осуществляет глава местного органа самоуправления совместно с органами управления по делам ГО и ЧС всех уровней. Они оказывают помощь руководителям жилищно-эксплуатационных органов в улучшении, повышении эффективности работы пунктов, совместно с ними организуют тренировки с населением, на которых отрабатывают вопросы действий по сигналу "Внимание всем!", а также порядок проведения# при чрезвычайных ситуациях, характерных для мест их проживания.
Работа пунктов строится обычно по двум направлениям.
Первое - создаются небольшие (до 10-12 чел.) учебные группы. Второе - чисто консультационная деятельность, когда люди приходят в жилищный орган для решения каких-либо житейских вопросов. Их приглашают на беседу, отвечают на интересующие вопросы, предлагают посмотреть видеофильм, познакомиться со средствами защиты органов дыхания.
Конечно, создание учебных групп предпочтительнее. Занятия в них всегда более интересны, дают более высокий результат, чем разрозненные стихийные консультации.
В каждой группе может быть старший, который отвечает за оповещение и сбор людей, он ведет журнал (лист) учета. Если есть возможность, следует стремиться к созданию групп из числа жителей дома, подъезда (нескольких домов).
Контроль за работой пунктов осуществляют должностные лица, назначенные администрацией местных органов самоуправления. Для этого привлекаются работники органов управления ГО и ЧС города (района), объектов народного хозяйства, преподаватели и мастера производственного обучения курсов ГО. Они же должны оказать организационную и методическую помощь руководителям учебных групп, осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий.
В качестве преподавателей (инструкторов, консультантов) выступают работники жилищно-эксплуатационных органов, а также активисты ГО из числа офицеров запаса, ветеранов войны и труда, предварительно прошедшие подготовку на курсах ГО. Занятия по медицинским темам, а также по проблемам психологической подготовки проводят работники органов здравоохранения. Для проведения практических занятий и отработки,# наиболее сложных тем целесообразно привлекать преподавателей курсов ГО городов, штатных работников органов управления по делам ГО и ЧС местного уровня. В сельской местности организация и проведение занятий в учебно-консультационных пунктах ГО и ЧС возлагается на сельскую администрацию.
Основным планирующим документом является расписание занятий (консультаций), составленное из расчета 12 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени подготовленности обучаемых. Расписание занятий утверждает начальник ГО жилищно-эксплуатационного органа (глава сельской администрации). Продолжительность одного занятия согласуется со слушателями учебной группы и, как правило, составляет 45 минут. Работа учебно-консультационного пункта регламентируется годовым учебным планом, расписанием занятий и распорядком дня.
Для поднятия престижа УКП ГО и ЧС, определения лучших из них в городе, районе органы управления по делам ГО и ЧС организуют и проводят смотры-конкурсы на образцовый учебно-консультационный пункт (размещение, учебно-материальная база, организованность в работе, подготовка преподавателей, качество занятий).
Хорошие результаты дают соревнования между пунктами (каждый из них выделяет группу из 5 - 7 человек). Проверяющий (комиссия, жюри) задает вопросы или предлагает выполнить какие-то практические действия (надеть противогаз, респиратор, наложить повязку и т.д.) По завершении определяется победитель.
По результатам всех этих мероприятий руководитель органа местного самоуправления обязан издать приказ, где должны быть подведены итоги работы учебно-консультационных пунктов за год, обобщен передовой опыт, определены лучшие работники.
Оборудование и оснащение
Учебно-консультационные пункты следует оборудовать в строгом соответствии с современными требованиями и взглядами на теорию и практику ведения гражданской обороны. Главное требование к ним наглядность и простота стендов, доступность в понимании демонстрируемых материалов.
Каждому пришедшему на пункт и познакомившемуся с его оснащением должны быть понятны реальные возможности защиты от ЧС как в военное, так и мирное время. С этой целью следует полнее представить все многообразие средств индивидуальной защиты, медицинского имущества, средств обеззараживания, защитных сооружений (макетов, схем, рисунков, плакатов).
Учебно-консультационный пункт - это не место для теоретических рассуждений, монотонных лекций и длинных рассказов. Главным здесь должны быть практические занятия и тренировки, беседы и дискуссии, викторины и многое другое, что привлечет внимание, заинтересует людей. При проведении занятий крайне важно опираться на реальные события, произошедшие в данном регионе, сообщения средств массовой информации.
Желательно, чтобы УКП ГО и ЧС оборудовались в специально отведенном для этого помещении при жилищно-эксплуатационных органах городов, районов, а также при администрациях сел или поселков. Комната должна вмещать 10 - 20 человек и иметь 5 - 10 столов со стульями. У входа целесообразно иметь вывеску размером 70 x 50 см. На видном месте расположить распорядок дня и расписание занятий.
Учебно-материальная база УКП ГО и ЧС включает помещение, оснащенное техническими средствами обучения наглядными и учебными пособиями. Она способствует повышению качества подготовки людей, позволяет выработать у них высокие моральные и психологические качества.
Для проведения занятий и самостоятельной работы населения в классе (кабинете) рекомендуется иметь следующие технические средства: телевизор, видеомагнитофон, фильмоскоп, приемник радиовещания, телефон.
Помещение учебно-консультационного пункта следует оборудовать стендами:
1. "Сигналы ГО и действия по ним"
2. "Виды ЧС и способы защиты"
3. "Порядок и правила проведения эвакуации"
4. "Индивидуальные и коллективные средства защиты"
5. "Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи"
6. "Оказание само- и взаимопомощи".
Это основные стенды. Их может быть больше или меньше. Все зависит от возможностей и конкретных задач, которые поставлены перед УКП.
Для проведения практических занятий учебно-консультационный пункт желательно оснастить следующим учебным имуществом:
- противогазы для взрослых (разные) - 10 шт.;
- противогазы для детей (разные) - 5 - 10 шт.;
- камера защитная детская КЗД - 6 - 1 шт.;
- респираторы (разные) - 10 шт.;
- дозиметры бытовые (разные) - 1 - 3 шт.;
- огнетушители (разные) - 1 - 3 шт.;
- ватно-марлевые повязки (ВМП) - 5 - 10 шт.;
- противопыльные тканевые маски (ПТМ-1)- 3 - 5 шт.;
- индивидуальный противохимический пакет (ИПП), перевязочный пакет индивидуальный (ППИ), аптечка индивидуальная АИ-2 - по 1 шт.
- бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств индивидуальной защиты;
- учебно-методическая литература и плакаты ГО и ЧС из библиотечки журнала "Военные знания";
- памятки "Это должен знать и уметь каждый", "Знай и умей";
- подшивка журналов "Гражданская защита", "Военные знания";
- кино- и видеофильмы по ГО и ЧС;
- выписка из плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (в части касающейся граждан, проживающих на территории конкретного жилищного органа);
- списки жильцов с указанием номеров квартир, телефонов и старших учебных групп.
В некоторых наших дворах еще сохранились летние площадки, сцены, навесы, беседки, места, где жильцы собираются, отдыхают, ведут свои незатейливые разговоры, играют в шашки, шахматы и домино.
Эти места тоже можно использовать для занятий и консультаций. Не надо загонять людей в помещения. Может быть, преподавателю (консультанту) лучше прийти к ним. Эффект от этого будет значительно больше. Вокруг педагога обязательно соберутся люди, посыплются вопросы, разгорится беседа (спор), а это сразу оживит всех. А если организовать здесь, скажем, викторину, да еще наградить победителей призами - успех обеспечен.
Для жильцов, желающих заниматься самостоятельно, на пункте следует иметь нормативные правовые и руководящие документы, памятки и наставления, учебно-методические пособия, комплекты плакатов и инструкции. Список указанных документов и литературы для УКП ГО и ЧС разрабатывает начальник органа управления по делам ГО и ЧС соответствующего уровня.
Методика работы
Занятия на УКП ГО и ЧС проводятся в соответствии с "Программой подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, утвержденной МЧС России 3 ноября 1994 года.
Обучение проводится как на плановых занятиях (в объеме 12 часов), так и путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков при выполнении нормативов или в ходе практических занятий и тренировок.
По окончании курса обучения население, не занятое в сфере производства и обслуживания, должно:
а) знать:
- основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- порядок действий по сигналу "Внимание всем" и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;
- правила поведения и основы организации эвакуации в ЧС мирного и военного времени;
б) уметь:
- пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;
- правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях, кровотечениях;
- защищать детей и обеспечивать их безопасность при выполнении мероприятий ГО. Подготовку этой категории населения надо проводить с учетом возраста, состояния здоровья и других факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от обычных занятий.
Здесь преобладают такие формы:
- практические занятия, беседы, уроки в форме вопросов и ответов;
- просмотр учебных видеозаписей и фильмов;
- привлечение на учения и тренировки по месту жительства;
- самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток;
- прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям, как в помещении, так и на улице. Тренировки организовывать с участием работников органов управления по делам ГО и ЧС или членов комиссии по чрезвычайным ситуациям местного уровня.
Для повышения эффективности обучения целесообразно, чтобы занятия носили спортивно-состязательный характер, между отдельными гражданами и учебными группами, между домами и подъездами царила бы здоровая конкуренция.
Занятия можно проводить не только на собственной базе (при жилищно-эксплуатационном органе), но и на базе других учреждений, а также частей и соединений ГО. При этом предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами индивидуальной защиты, бытовыми дозиметрами, индивидуальными и противохимическими пакетами, аптечкой АИ-2, пакетом перевязочным индивидуальным.
Хорошо воспринимаются обучаемыми дискуссии, проводимые наподобие игры со зрителями в "Поле чудес". Руководитель задает вопрос. Каждый слушатель излагает свой ответ. После небольшой полемики преподаватель подводит всех к правильному ответу.
Особое место отводится кино- и видеофильмам. Они обладают широкими возможностями морально-психологического воздействия на людей, являются одним из эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий, помогают осознанно действовать в сложных условиях. Их тематика достаточно разнообразна. Поэтому организация занятия с применением видеозаписей требует от преподавателя правильного их подбора. Руководитель обязан сочетать видеоряд на экране с текстовым материалом. Методика работы может предусматривать три варианта.
Первый - преподаватель излагает основную часть учебного материала перед демонстрацией видеозаписи. Второй - сначала идет демонстрация фильма и только потом объяснение происходившего на экране. Третий - это чередование показа отдельных частей и фрагментов с объяснением и ответами на возникающие вопросы.
Самостоятельная работа с данной категорией людей носит больше единичный характер с одной стороны, это во многом зависит от подготовленности обучаемых, а с другой - от необходимого количества учебно-методических и наглядных пособий, которые следовало бы выдать им для занятий. Да и многие ли из пенсионеров, пожилых людей захотят читать эту литературу Им проще и интереснее включить телевизор, посмотреть и послушать. К этому они просто привыкли.
В процессе обучения основное внимание следует обратить на выработку у людей правильного представления о тех чрезвычайных ситуациях, которые характерны для мест их проживания, показать реальные масштабы последствий, а главное - рассказать, что надо делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы каждый приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою личную подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций. Сделать так, чтобы каждый был способен оказать первую медицинскую помощь себе и другому пострадавшему. И эти его действия происходили бы без суматохи и страха, а уверенно и сноровисто.
Для поддержания учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС на уровне современных требований необходимо постоянное их обновление и совершенствование, УКП должны активно действовать, привлекать людей, а не отталкивать своим запустением и убожеством. Руководители жилищно-эксплуатационных органов обязаны проявлять постоянную заботу о содержании пунктов в готовности для качественного проведения занятий и тренировок с домохозяйками, пенсионерами и молодыми мамами, составляющими почти 40% населения России. Нельзя оставлять их без внимания. Они требуют особого уважительно-трепетного отношения к себе.
Заместитель главы - начальник
управления по делам ГО ЧС
в составе администрации
городского округа г. Воронеж
полковник |
С.И. Хомук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.