Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общий анализ состояния малого предпринимательства городского
округа город Воронеж и обоснование необходимости разработки Программы.
Одним из источников устойчивого экономического развития города является фактор предпринимательства и малого бизнеса, именно он определяет сущность рыночных отношений. Малое предпринимательство, как наиболее мобильный сектор экономики, способствует формированию сбалансированной рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней.
Малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность.
"Рис. 1"
"Рис. 2"
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства в целом по России и областном центре Воронежской области, в сравнении с показателями развития малого бизнеса в городах Центрально-черноземного федерального округа Белгороде, Липецке и Курске можно сделать вывод, что городской округ город Воронеж уступает им в количестве малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также в количестве занятых в сфере малого бизнеса при перерасчете на количество жителей города.
Недостаточный уровень развития малых предприятий в городском округе город Воронеж определяют ряд причин и сдерживающих факторов:
- общероссийские и объективные трудности экономики переходного периода;
- недостаточный уровень мер государственной и муниципальной поддержки развития малого предпринимательства;
- нестабильность законодательной базы, регулирующей сферу малого бизнеса, усложненность системы налогообложения;
- административные барьеры и неэффективное воздействие надзорных органов;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав субъектов малого бизнеса и социальных интересов города;
- несоответствие уровня первоначальных затрат на организацию частного собственного дела реальному уровню дохода населения, отсутствие или недоступность источников начального финансового капитала;
- недостаточная развитость городской системы микрофинансовой поддержки малого предпринимательства.
В 2005 году наблюдался незначительный прирост малых предприятий города - 2,2%. Прогнозируемый темп роста малых предприятий к концу 2006 года по отношению к 2005г. - 4,3%, число малых предприятий к концу 2006г. должно достигнуть 9800. Таким образом, наблюдается стабильный незначительный рост количества малых предприятий.
Структура малого предпринимательства города в разрезе основных видов
экономической деятельности
"Рис. 3"
По оценке, к концу 2006 года численность работников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей составит 90,65 тыс. человек.
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях в разрезе
основных видов экономической деятельности
"Рис. 4"
В целом, занятые в сфере малого предпринимательства, составляют одну треть (30%) от численности экономически активного населения и 9,8% всего населения городского округа город Воронеж (число жителей городского округа принимается 925650 человек).
В 2005 году объем реализации товаров, работ и услуг в сфере малого предпринимательства увеличился на 26,0% и составил 56016,7 млн. руб., а по прогнозу к концу 2006 года при сохранении достигнутых темпов роста составит 68386,8 млн.руб.
Прогнозируемый объем инвестиции в основной капитал предприятий малого
бизнеса
"Рис. 5"
Объем инвестиций в основной капитал в счет всех источников финансирования предприятий малого бизнеса по оценке в 2006г. составит 1685755 тыс.руб., что по отношению к 2005г. в сопоставимых ценах составит 110,0%. По прогнозу в 2007г. - 2374331 тыс.руб., что по отношению к 2006г. в сопоставимых ценах составит 128,1%, а в 2008г. - 2552724 тыс.руб. и по отношению к 2007г. в сопоставимых ценах составит 100,3%.
Прогнозируемые инвестиции производственного назначения на предприятиях
малого бизнеса
"Рис. 6"
В разрезе основных видов экономической деятельности прогнозируется не равномерный рост объемов выпускаемой продукции малыми предприятиями. Наибольший темп роста будет отмечаться в торговле и бытовых услугах на уровне свыше 30%, наименьший - обрабатывающие производства 4-6%, строительство - около 7%.
В целом, к настоящему времени предпринимательство городского округа сформировалось, как отдельный сегмент экономики, но при этом носит стихийный характер.
Учитывая данную тенденцию, мероприятия муниципальной целевой Программы "Развитие и поддержка малого предпринимательства в городском округе город Воронеж на 2007-2009гг." направлены не только на увеличение количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей города, но и на повышение эффективности работы уже существующих структур: рост объемов производства, расширение масштабов деятельности, повышение качества продукции.
Сектор малого предпринимательства в городе в 2004г. развивался в соответствии с Программой поддержки и развития малого предпринимательства в г. Воронеже на 2004г., утвержденной постановлением администрации г. Воронежа от 13.01.04г. N23. Программа не была утверждена Воронежской городской Думой, и выделение средств из бюджета города на финансирование мероприятий программы не производилось. В 2004г. реализовывались мероприятия программы, не требующие финансового обеспечения. Они направлялись на:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей малый бизнес;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- содействие созданию микрофинансовых организаций города;
- организационное, научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение поддержки предпринимательской деятельности.
Заметный вклад малого бизнеса в формирование регионального валового внутреннего продукта показывает необходимость государственной и муниципальной поддержки данной сферы, что находит отражение в оказании ресурсной поддержки малого предпринимательства практически во всех регионах России, ЦФО и Воронежской области.
В Белгородской области на развитие малого предпринимательства выделено 140 млн. рублей, в том числе в городе Белгороде - 80 млн.рублей. В Липецкой области на эти цели выделено 30,0 млн. рублей, из которых 8 млн. рублей решено направить на создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы, информационные и образовательные Центры, районные Центры поддержки малого бизнеса и т.д.).
Практика оказания финансовой поддержки малому предпринимательству из средств бюджета развивается и в большинстве районов Воронежской области. В Борисоглебском районе создан Муниципальный гарантийный фонд в размере 53 млн.рублей, что позволило привлечь уже не менее 45 млн. рублей инвестиционных ресурсов. В г. Россошь на финансовую помощь субъектам малого бизнеса выделено из местного и областного бюджетов свыше 1 млн. рублей, помимо этого при участии администрации сформирован кредитный портфель для микрофинансовой поддержки инициатив граждан на сумму свыше 2 млн.рублей. Муниципальному фонду в г. Лиски на развитие территориальной структуры малого предпринимательства направлено 450 тыс. рублей бюджетных средств.
Таким образом, практика показывает необходимость муниципальной поддержки сферы малого предпринимательства для обеспечения эффективного экономического и социального развития городского округа. Варианты ресурсной поддержки сферы малого бизнеса могут быть различными: от прямого выделения средств из бюджета городского округа до создания гарантийных, залоговых фондов, где город участвует только принадлежащим ему имуществом.
Анализ имеющегося в городском округе город Воронеж опыта развития малого предпринимательства показывает, что уже сформированы основные механизмы для реализации эффективной политики муниципальной поддержки этой сферы, условий для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития.
Необходимость разработки Программы вызвана теми конечными социально-экономическими результатами, достижение которых, развитие малого бизнеса призвано обеспечить:
- укрепление экономики города,
- насыщение потребительского рынка товарами и услугами,
- снижение безработицы,
- обеспечение занятости населения,
- повышение жизненного уровня населения,
- устранение социальной напряженности в обществе.
Основные мероприятия Программы направлены на разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства в городском округе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.