Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Программа учитывает современный уровень материального, информационного и социального состояния социально-экономической сферы Воронежской области и ориентирована на приоритетные направления решения проблемы по совершенствованию охраны труда на длительный период времени (2007-2010 годы). При определении целевых показателей программы учитываются следующие положения:
1) нет и не может быть абсолютной безопасности в процессе труда. Поэтому целью является не полное исключение опасных событий, что вряд ли возможно, а обеспечение технически достижимого, экономически и социально оправданного минимально допустимого профессионального риска;
2) в законодательном определении "охрана труда" отражается главный общий смысл этого понятия - предупреждение, заблаговременная минимизация вероятности потенциально опасных событий в процессе труда на различных производствах в отраслях экономики. Эта сторона вопроса отражает физические факторы и обстоятельства вероятности поражения человека в процессе труда. Вместе с тем под охраной труда понимаются и социальные факторы защиты человека от возможных последствий несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3) актуальность и сложность проблемы охраны труда в современных условиях определяются тремя очевидными причинами:
а) необходимостью охвата практически всего трудоспособного населения региона;
б) чрезвычайным многообразием и неадекватностью соответствия защиты работника состоянию производственной среды, большим числом действующих предприятий и организаций;
в) значительными социально-экономическими потерями общества в связи с несовершенством охраны труда, отсутствием четких экономических критериев и системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации работников.
В современной экономике условия труда становятся существенным фактором, влияющим на качество занятости и конкурентоспособность продукции отечественных производителей. Порядка 20% от общего количества рабочих мест в российской экономике связано с опасными и вредными условиями труда. Наличие непрестижных рабочих мест (60% рабочих мест с вредными условиями труда приходится на бюджетообразующие отрасли экономики) ограничивает выбор работы гражданами, увеличивает непроизводительные компенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших от производственных травм, а также социальную адаптацию граждан, не имеющих работы в течение длительного периода времени.
Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость увеличивают численность граждан с ограниченной трудоспособностью, подбор нового рабочего места для которых затруднен. Государственные издержки по реабилитации инвалидов растут.
В качестве специфической черты актуальности проблемы охраны труда следует отметить имеющий место в последние годы дефицит народонаселения Российской Федерации, вызванный уменьшением рождаемости и сокращением продолжительности жизни людей, прежде всего мужского населения. Для ликвидации этого дефицита необходим (при обеспечении соответствующих условий труда) биологический период времени, равный 1 - 2 периодам поколений людей, то есть 40-50 лет. Повышение уровня охраны труда определяется организационно-техническими факторами, которые могут быть реализованы за гораздо меньший (в 5-10 раз) интервал времени. Это дает возможность частично компенсировать дефицит народонаселения за относительно более короткий срок, то есть сохранить трудовой потенциал, что существенно усиливает значимость решения проблем охраны труда.
Цель государственного управления условиями и охраной труда состоит в том, чтобы обеспечить выполнение требований законодательных и иных нормативных правовых актов, которые разработаны таким образом, что их полное выполнение означает создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности. В гипотетическом случае полного выполнения требований нормативных правовых актов показатели, характеризующие условия труда (удельный вес занятых во вредных и опасных условиях труда, занятых тяжелым физическим трудом и др.) стремятся к минимуму, т. е. к нулю, как и показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Полностью исключить травматизм и заболеваемость на производстве невозможно в силу того, что любая деятельность, а производственная тем более, несет в себе потенциальную опасность причинения вреда здоровью человека.
Применительно к конкретному управленческому решению в форме разработки и принятия целевой программы по улучшению условий и охраны труда, при формулировке целей ориентируются на официальные статистические показатели.
В качестве цели реализации программы считаем целесообразным указать снижение показателей производственного травматизма до уровней аналогичных показателей, достигнутых в странах с развитой экономикой. Относительно показателей, характеризующих санитарно-гигиенические условия труда, в качестве цели поставить задачу существенного снижения показателей удельного веса занятых в неблагоприятных условиях труда.
Предварительно ожидаемая эффективность применения программного подхода к улучшению охраны и условий труда работающего населения выразится в том, что эти показатели не превысят целевых значений, указанных в таблице.
Таблица 10
Динамика целевых индикаторов и показателей
эффективности реализации областной целевой программы
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
||||
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Численность пострадавших от несчастных случаев на производстве (в т.ч. со смертельным исходом) |
Чел. Чел. |
900 48 |
891 59 |
897 45 |
741 33 |
740 32 |
Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1000 работающих (в т.ч со смертельным исходом) |
Ед. Ед. |
1,9 0,1 |
1,8 0,1 |
1,8 0,1 |
1,8 0,09 |
1,79 0,09 |
Численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам (в % от списочной численности) |
% |
16,3 |
16,8 |
19,6 |
19,6 |
19,6 |
Достижение целевых количественных показателей не является самоцелью реализуемой программы, но деятельность по снижению этих показателей указывает на приоритетные направления по принятию необходимых мер для обеспечения устойчивой тенденции к сохранению трудовых ресурсов области, снижению травматизма на производстве и качественному улучшению показателей, характеризующих состояние заболеваемости среди работающего населения, обусловленную воздействием производственных факторов, а также, свидетельствующих об улучшении работы по выявляемости профессиональных заболеваний на ранних стадиях их возникновения.
Программа реализуется одноэтапно. Реализация приоритетных направлений программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационно-методическому, информационному, научно-техническому, санитарно-гигиеническому, лечебно-профилактическому и финансовому обеспечению, и сохраняет преемственность ранее реализованных областных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Цель реализации мероприятий программы улучшения условий и охраны труда заключается в обеспечении конституционных прав работников на условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены. Цель программы достигается решением ряда задач, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда работников организаций, расположенных на территории Воронежской области, которые предполагают:
1) совершенствование системы государственного управления охраной труда в Воронежской области:
- совершенствование региональной нормативной базы по условиям и охране труда, совершенствование форм и методов государственного управления охраной труда;
- усиление роли органов местного самоуправления в обеспечении реализации государственной политики по условиям и охране труда на подведомственной территории; повышение роли социального партнерства, областного Координационного совета по охране труда, межведомственных комиссий (координационных советов) по охране труда муниципальных образований в решении проблем улучшения условий и охраны труда в организациях Воронежской области;
2) развитие областной инфраструктуры обеспечения охраны труда, позволяющей работодателям реализовать свои обязанности по созданию безопасных условий труда, установленные законодательством:
- содействие в развитии всех форм обучения по охране труда, в том числе, приемам и навыкам оказания доврачебной помощи пострадавшим, с внедрением новых образовательных технологий, развитием интерактивных форм обучения, широким использованием проектных методов, а также методов, позволяющих имитировать реальные ситуации, современных обучающих программ;
- организация обучения по охране труда руководителей, специалистов, отдельных категорий застрахованных обучающими организациями;
- информационное обеспечение охраны труда, как важнейшее приоритетное направление в развитии областной инфраструктуры обеспечения; методическое и практическое обеспечение охраны труда, предусматривающее повышение эффективности организации работы по охране труда в организациях Воронежской области;
3) обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, комплексной оценки профессиональных рисков с последующим принятием мер по снижению их влияния на основе:
- проведения государственной экспертизы условий труда на основе аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда;
- содействие в проведении и внедрении научно-исследовательских разработок современных средств защиты работающих от воздействия неблагоприятных факторов производственной среды;
- снижение уровней вредных и опасных факторов производственной среды путем технического перевооружения и модернизации отдельных производств и предприятий;
4) организация санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обеспечения охраны труда в организациях Воронежской области, развитие системы реабилитации пострадавших на производстве:
- обеспечение взаимодействия органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, специализированных учреждений здравоохранения, центров и отделений реабилитации, субъектов системы обязательного социального страхования в развитии предусмотренных законодательством видов реабилитации лиц, пострадавших на производстве;
- содействие в развитии системы оценки риска возникновения профессионального заболевания у лиц, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; расширение практики гигиенической оценки условий труда работников организаций с прогнозированием профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
- содействие в повышении качества профилактических осмотров декретированных категорий работников с целью улучшения выявляемости профессиональных патологий на ранних стадиях; повышение качества услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному обеспечению лиц с профессиональными патологиями и трудовыми увечьями с целью снижения степени утраты трудоспособности и уменьшения степени инвалидизации граждан указанных категорий;
- совершенствование системы профессиональной реабилитации лиц, пострадавших на производстве для обеспечения их социальной адаптации и снижения непроизводительных государственных издержек на реабилитацию инвалидов труда;
5) формирование общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности:
- распространение передового опыта в сфере охраны труда посредством организации смотров-конкурсов, семинаров-совещаний по актуальным вопросам охраны труда;
- организация экспонирования достижений Воронежской области и участия организаций Воронежской области - производителей средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля параметров производственной среды в международных выставках и конгрессах, посвященных проблемам безопасности труда.
К прогнозируемым целевым индикаторам и показателям относятся:
1. Снижение производственного травматизма на 15% за весь период реализации программы, в том числе со смертельным исходом на 15 %.
2. Снижение доли работников, занятых в неблагоприятных условиях труда на 5%, работников, занятых тяжелым физическим трудом - на 4% по сравнению с уровнем 2005 года.
3. За счет локализации и снижения уровней неблагоприятных факторов производственной среды улучшатся условия труда на 80 тысячах рабочих мест.
4. Экономия финансовых средств, связанных с последствиями производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, материальными потерями на выплату пострадавшим сумм в возмещение ущерба, причиненного здоровью трудовым увечьем или профзаболеванием составит 87019,2 тыс. руб.
5. На 1 рубль средств областного бюджета за весь период реализации программы будет затрачено 27,64 рубля средств из других различных источников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.