Распоряжение Администрации Воронежской области
от 23 июля 2007 г. N 567-p
"О разработке областной целевой программы "Демографическое
развитие Воронежской области на 2008-2010 годы и на период
до 2016 года"
Распоряжением Администрации Воронежской области от 11 июля 2008 г. N 586-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях реализации мер и действий по улучшению демографической ситуации в Воронежской области с использованием программно-целевых ментодов управления, во исполнение поручений президиума Совета при Презинденте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол заседания от 04.09.2006 г. N 9) и плана мероприятий по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (постановление администрации области от 22.09.2006 г. N 769, п. 18.2):
1. Управлению труда области (Домнич) разработать областную целевую программу "Демографическое развитие Воронежской области на 2008-2010 годы и на период до 2016 года" (далее - программа) с учетом мероприятий, осуществляемых в рамках приоритетных национальных проектов, федеральных, областных и ведомственных целевых программ, и назначить его государственным заказчиком-координатором программы.
2. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Демографическое развитие Воронежской области на 2008-2010 годы и на период до 2016 года" согласно приложению.
3. Определить основными исполнителями программы: главное управление труда и социального развития области (Попов), главное управление здравоохранения области (Мезенцев), главное управление образования области (Львович), главное управление экономического развития области (Соболев), главное управление строительной политики области (Соколов), главное управление аграрной понлитики области (Котолевский), главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям администрации области (Щипелев), управление по физической культуре и спорту обнласти (Брязгунов), главное управление жилищно-коммунальной понлитики области (Воробей), управление культуры и туризма области (Образцов), управление по безопасности и правопорядку администрации области (Воробьев), управление по экологии и природопользованию области (Бородкин), управление общественных связей администрации области (Милова), главное управление государственной службы занятости населения Воронежской области (Колесникова), управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (Чубирко) (по согласованию), управление Федеральной миграционной службы по Воронежской области (Полуказаков) (по согласованию), управление записи актов гражданского состояния области (Севергина).
4. Государственному заказчику-координатору, основным исполнителям программы в срок до 5 августа 2007 года подготовить программные мероприятия и определить объемы и источники их финансирования по годам и направлениям реализации программы.
5. Государственному заказчику-координатору программы:
5.1. В срок до 23 июля 2007 г. доработать с привлечением ученых и специалистов Концепцию областной целевой программы "Демографическое развитие Воронежской области на 2008-2010 годы и на период до 2016 года".
5.2. В срок до 10 августа 2007 г. в установленном порядке заключить гонсударственный контракт на разработку проекта программы.
5.3. В срок до 1 сентября 2007 г. представить проект программы в федеральные органы исполнительной власти на согласование.
5.4. В срок до 1 октября 2007 г. обеспечить доработку программы и представление ее в областную Думу.
6. Главному управлению экономического развития области обеспечить нормативно-методическое и консультационное сопронвождение разработки проекта программы.
7. Главному финансовому управлению области обеспечить финансирование разработки проекта программы по статье областного бюджета "Расходы по государственным контрактам на выполнение НИОКР".
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Губернатор Воронежской области |
В.Г. Кулаков |
Концепция
областной целевой программы "Демографическое развитие
Воронежской области на 2008-2010 годы и на период до 2016 года"
(утв. распоряжением Администрации Воронежской области
от 23 июля 2007 г. N 567-р)
Введение
Кризисная демографическая ситуация, сложившаяся в России к началу 21-го века, стала одной из особенно острых областей общественного внимания и предметом деятельности руководства страны. Демографические проблемы выдвинуты в качестве первоочередных в Посланиях Президента страны Федеральному собранию РФ (2001-2006 г.г.). Распоряжением Правительства в 2001 году одобрена Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Принят План первоочередных мероприятий по реализации Концепции (Поручение Правительства РФ от 14.02.2002 г. N ВМ-П12-02433). Важное значение для решения демографических проблем имело принятие Семейного и Трудового кодексов Российской Федерации.
Администрация Воронежской области, оценивая сложность и вероятность дальнейшего ухудшения демографической обстановки, в декабре 2001 года приняла постановление N 1246 "О мерах по улучшению демографической ситуации в Воронежской области", в соответствии с которым разработан и реализован "План первоочередных мер по улучшению демографической ситуации в Воронежской области на 2002-2006 годы" (постановление администрации области N540 от 30.05.2002 г.). Определенные меры демографического развития предусмотрены 22 областными целевыми программами и Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2002-2006 годы. Однако, в силу значительной инерционности демографических процессов кардинальные изменения в них не произошли.
Развитие Воронежской области как конкурентоспособного сообщества невозможно без выработки стратегии преодоления демографического кризиса на основе решения комплекса проблем: семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что, начиная с 2010 года, процесс депопуляции из-за изменений в возрастном составе населения может усилиться, а предпринимаемые шаги могут не принести желаемого эффекта, требуется перейти к масштабным активным действиям, которые позволят существенно изменить демографическую ситуацию.
Настоящая Концепция призвана предложить подход к выработке стратегического видения и выбору стратегии, способной обеспечить преодоление сложившихся негативных тенденций и обеспечить эффективное демографическое развитие области, и разработке на этой основе областной целевой программы "Демографическое развитие Воронежской области".
1. Анализ демографических процессов в Воронежской области
1.1. Численность населения
В Воронежской области продолжается начавшееся в 90-е годы обострение демографических проблем, среди которых на первый план выдвигается значительное превышение уровня смертности над уровнем рождаемости (в 2,2 раза), прежде всего, в сельской местности (число умерших в сельской местности в 2,9 раза больше родившихся, в городской местности - в 1,9 раза). Депопуляция сопровождается старением населения и вместе с этим сокращением продолжительности жизни. В результате не всегда оправданных административных барьеров значительно сократился миграционный прирост населения.
Уровень депопуляции остается устойчиво высоким, составляя в среднем за год более 22 тысяч человек. Общая численность населения сократилась за 1992-2005 годы на 161 тысячу человек или на 6,5% и составила на 1 января 2006 года 2313,6 тыс. человек. За 2006 год, по оценке, она снизилась на 0,9% - до 2292,5 тыс. чел.
Абсолютное сокращение численности населения области обусловлено негативным развитием всех составляющих демографической ситуации: рождаемости, смертности, миграции.
Депопуляция затронула все муниципальные образования и сельские населенные пункты. Наиболее острая ситуация сложилась в Хохольском, Нижнедевицком, Верхнехавском, Рамонском, Грибановском районах, где темпы сокращения численности населения в 1,9-1,7 раза выше среднеобластных.
По данным последней Всероссийской переписи населения, за 1989-2002 годы с карты области исчезло 41 сельское поселение. В 125 сельских населенных пунктах население не проживает, а в 466 (25% всех сельских населенных пунктов) насчитывается от 5 до 50 жителей. В "вымирающих деревнях" преобладает население старше трудоспособного возраста, отсутствует или слабо развита социальная и экономическая инфраструктура. По прогнозам, все они могут прекратить существование в ближайшие 8-10 лет.
1.2. Рождаемость
Рождаемость в области снижается с 90-ых годов: если в 1990 году на одну женщину приходилось 1,89 рождений, то 1993 году - 1,39, а в 2005 году - 1,1. Между тем только для простого воспроизводства населения требуется повысить рождаемость до 2,15-2,17. По числу родившихся на 1000 жителей область занимает 15 место в ЦФО и 73 в России.
Следует отметить, правда, что, начиная с 2002 года, рождаемость несколько возрастает. В 2005 году по сравнению с 2001 годом число родившихся увеличилось на 5,1% и составило 19,4 тысячи младенцев, 64,7 % из которых приходится на городские поселения и 35,3 % - на сельскую местность. Коэффициент рождаемости вырос с 7,7 до 8,4 промилле.
Темпы рождаемости определяются массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости, значительным количеством разводов относительно числа заключаемых браков (в 2006-59%). Особую тревогу вызывает низкая рождаемость в сельской местности, где значительно сократилось население бракоспособных возрастов в силу постоянного оттока молодежи. Особенно низкая отмечена в последние годы в Нижнедевицком, Терновском, Хохольском, Репьевском, Грибановском районах: число родившихся на тысячу жителей в 2005 году составило здесь менее 7 человек. Еще в 12 районах этот показатель не превышает 8,0, тогда как в среднем по области равен 8,4.
Низкая рождаемость затронула все возрастные группы женщин, в последние годы - даже младшую из них (моложе 20 лет), в которой ранее интенсивность деторождения неуклонно росла.
Во многом причины такого положения порождены экономическими затруднениями, невысоким уровнем жизни (65% населения области имели в 2006 г. доход ниже среднего уровня), а 22,9% - ниже прожиточного минимума, инфляцией и ростом цен, в том числе на товары детского ассортимента, сложностью приобретения благоустроенного жилья. Большое влияние на уровень рождаемости оказывают социальная незащищенность родителей на рынке труда, отсутствие гарантий обеспечения благоприятных условий сочетания семейных обязанностей с занятостью в общественном производстве. Сказывается неэффективность мер по стимулированию рождаемости и поддержке воспитывающих детей семей на региональном уровне.
Молодежь откладывает обзаведение семьей. Увеличилось количество детей, родившихся вне брака: в последние годы - свыше пятой части всех новорожденных. Наряду с высоким уровнем разводов и овдовения, это ведет к росту неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.*
Отмеченный выше рост рождаемости в последние четыре года может быть отнесен на счет улучшения репродуктивного здоровья женщин: положительной динамики показателей материнской и перинатальной смертности, снижения частоты абортов, а также улучшения качества медицинской помощи женщинам под влиянием и в рамках реализации областных целевых программ и "Плана действий по улучшению положения женщин".
При всем этом отмечается рост заболеваний, приводящих к бесплодию, осложнению беременности и родов. Число нормальных родов составляет 30 процентов. Почти у каждой женщины регистрируется 1-2 хроническое заболевание. Сохраняется значительный уровень заболеваемости от инфекций, передающихся половым путем, рост онкологических заболеваний, в том числе гинекологического рака. Ведущее место среди осложнений беременности и родов занимает анемия.
Состояние репродуктивного здоровья населения в значительной степени зависит от условий и охраны труда. В 2001-2006 г.г. в области отмечается тенденция к уменьшению числа рабочих мест, не отвечающих условиям безопасности и санитарным нормам. Наряду с этим, неудовлетворительные условия труда сохраняются на многих предприятиях различных отраслей. Особенно неблагополучно обстоит дело на предприятиях агропромышленного комплекса, где трудится почти 44000 женщин, из которых более половины - в тяжелых условиях.
Недостаточно изучены и оценены экологические аспекты репродуктивного здоровья.
На уровне рождаемости, безусловно, сказывается старение населения. Правда в ближайшие годы изменения возрастного состава населения приобретут благоприятный характер: в возраст интенсивного деторождения будут входить относительно многочисленные поколения женщин, родившихся в первой половине и середине 80-х годов. Иная ситуация сложится через 10-15 лет, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 90-е годы (на 1 января 2005 года численность 10-14 - летних девочек в 1,4 раза меньше численности женщин в возрасте 20-24 года, а нынешних 5-9 - летних девочек - почти в 2 раза).
1.3. Смертность
Несмотря на некоторую стабилизацию уровня смертности в последние годы, он остается в области по-прежнему высоким. В 2005 году умерло 43639 человек, коэффициент смертности составил 18,8 промилле, она превысила рождаемость в 2,2 раза. В 2006 г. смертность уменьшилась до 41,7 тыс. чел., Ксм=18,1, однако, Крожд. снизился до 8,3. В результате превышение осталось прежним. По числу умерших на 1000 человек населения область занимает 4 место - в ЦФО и 18 место в России. Наиболее высокий уровень смертности наблюдается в Верхнехавском, Хохольском, Рамонском, Бобровском, Нижнедевицком и Грибановском районах.
Динамика смертности в области характеризуется сверхсмертностью людей в трудоспособном возрасте. В 2005 году в этом возрасте умерло 11149 человека (25,5% общего числа умерших), среди которых 82,6 процентов составляют мужчины. Т.о. уровень смертности мужчин трудоспособного возраста почти в 5 раз превышает уровень смертности женщин.
В структуре причин смертности трудоспособного населения в 2005 году ведущее место занимали болезни системы кровообращения - 34,7 процента, жертвами несчастных случаев, отравлений и травм стали 26 процентов умерших, из них 17,2 процента в результате несчастных случаев, связанных с транспортом, 13,5% -самоубийства, 9,2 - алкоголем, 8,7 процента - убийства.
Показатели смертности сельских жителей выше аналогичных показателей горожан: в 2005 году на 1000 сельских жителей приходилось 22,6 умерших, а на 1000 городских - 16,5. Это связано с условиями жизни сельского населения и трудностями получения своевременной квалифицированной медицинской помощи, слаборазвитой сетью автомобильных дорог с твердым покрытием, недостаточной телефонизацией.
Основными причинами смертности взрослого населения явились болезни системы кровообращения (57,5%), новообразования (10,1%), болезни органов дыхания (3,4%). Снизилась смертность от неестественных причин (несчастные случаи, отравления, травмы, самоубийства) - до 8,8%
Важнейшей задачей остается снижение детской смертности, сохранение жизни и здоровья новорожденных. В 2005 году число детей, умерших в возрасте до 1 года, по сравнению с 2001 годом несколько уменьшилось. Оставалась, однако, высокой смертность детей от врожденных аномалий (35,2 процента) и состояний, возникающих в перинатальном периоде (48,1 процента). В 2006 г. коэффициент младенческой смертности вновь уменьшился с 10,2 до 8,4.
Острой проблемой остается материнская смертность: несмотря на незначительное снижение, она составляет 29,6 на 100000 тысяч живорожденных. В числе причин смертности - кровотечения, экстрагенитальная патология, другие причины акушерской смертности и токсикозы.
1.4. Миграция и национальный состав населения.
Анализ миграционных потоков населения показывает, что до 1995 года они сдерживали процесс снижения общей численности населения области, но в последние годы миграция не оправдывает надежд на замещение естественной убыли населения. В 2005 году миграционный прирост населения области уменьшился по сравнению с 1995 годом более чем в десять раз и составил 3,2 тыс. человек, а в 2006 г. - сократился более чем вдвое. Произошло перераспределение потоков мигрантов между городской и сельской местностью не в пользу последней.
Изменить ситуацию к лучшему должна иммиграционная политика государства, направленная на обеспечение притока населения русской культуры (Указ Президента РФ от 22 июня 2006 года N 637, Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.)
На долю мигрантов приходится около 5% численности населения области (118 тыс. человек). В силу того, что их влияние на динамику национального состава населения незначительно, национальный состав населения области достаточно однороден. Однако официальная статистика не соответствует фактическому положению: в области присутствуют значительные группы населения, не являющегося постоянными жителями, не имеющих регистрации и российского гражданства.
Область занимает промежуточное географическое положение между Центром России и Северокавказским и Среднеазиатским регионами, обладает благоприятными природно-климатическими условиями для жизнедеятельности и формирования многоотраслевой экономики. В силу этого реальные миграционные процессы привели к увеличению неславянского населения, на территории области представлены этнические группы Закавказского, Северокавказского и Среднеазиатского регионов, сформировались армянские, азербайджанские, афганские, курдские, дагестанские, чеченские, турко-месхетинские, таджикские и другие национальные общины. Как правило, они создают компактные поселения, что в малочисленных сельских районах может стать причиной возникновения напряженности.
1.5. Старение населения. Продолжительность жизни. Трудовые ресурсы.
Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В целом, в населении области остается высокой доля лиц старше трудоспособного возраста при низком показателе числа детей и подростков. На 2006 год в общей численности населения области:
- лица моложе трудоспособного возраста составляли 14,8%;
- население в трудоспособном возрасте 60,0%;
- люди старше трудоспособного возраста 25,2%.
По сравнению с переписью 1989 года средний возраст жителей области увеличился на 1,9 года и составил 40,5 года (мужчины - 37,5 года, женщины - 43 года).
В г. Воронеже и 25 районах области доля детей и подростков составляет менее пятой части населения. Область находится в первом десятке быстро стареющих субъектов Российской Федерации и по числу пенсионеров.
При этом продолжительность жизни населения в последнем десятилетии сократилась на 3,7 года и составила в 2004 году 66,1 года (у мужчин она на 14,3 года меньше, чем у женщин). Снижение продолжительности жизни происходит под влиянием роста смертности, особенно среди мужчин молодого и среднего возраста (практически на две трети она предопределяется несчастными случаями, травмами и отравлениями, а также болезнями системы кровообращения).
По прогнозам в ближайшие 3 - 5 лет произойдет дальнейшее увеличение численности населения старше трудоспособного возраста (до 700-800 тыс. человек), их число почти вдвое превысит численность детей и подростков (сейчас в 1,6 раза). Возрастет демографическая нагрузка на трудоспособное население.
Все эти факторы скажутся на состоянии трудовых ресурсов. Анализ и прогнозные оценки трудовых ресурсов и рынка труда на 2005-2010 годы показывают, что в ближайшие годы Воронежская область будет испытывать недостаток в рабочей силе, особенно в квалифицированных рабочих и инженерно-технических работниках.
Численность трудовых ресурсов будет постоянно сокращаться. В 2005 году среднегодовая численность трудовых ресурсов области составила 1402,4 тыс. человек, из них в экономике было занято 1059,6 тыс. человек. В 2006 г. численность трудовых ресурсов сократилась на 8,1 тыс. человек, а занятых в экономике - на 6,3 тыс. человек.
2. Вероятные негативные последствия демографических процессов для
Воронежской области
Сложившаяся в области демографическая ситуация может стать существенной причиной усложнения ее социально-экономического развития. К возможным негативным следствиям сложившихся тенденций могут быть отнесены следующие:
- снижение численности населения в трудоспособном возрасте может вызвать дефицит предложения на рынке труда. Проблема заключается, однако, не только в абсолютном сокращении численности людей в рабочих возрастах (ее решением может стать развитие трудозамещающих технологий), но и в старении рабочей силы, что может сказаться на способности к восприятию инноваций;
- дальнейшее сокращение численности сельского населения приведет к исчезновению с карты области около трети сельских населенных пунктов и "обезлюживанию" значительной части территории, уменьшит потенциал сельскохозяйственного производства, снизит продовольственную безопасность региона, его конкурентоспособность;
- сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем в формировании трудовых ресурсов, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных и профессиональных начальных, средних и высших учебных заведениях (наиболее неблагоприятными станут 2010-2015 г.г.);
- увеличение населения в престарелом возрасте повлечет за собой рост нагрузки на сферу социальной защиты и поддержки населения, повышение расходов областного бюджета. Возникнет необходимость в расширении служб социальной помощи, сети домов-интернатов и пансионатов;
- изменения возрастной структуры населения создадут проблемы и для системы здравоохранения, приведут к росту нагрузки на медицинские учреждения;
- следствием сверхсмертности мужчин станет постоянно нарастающая диспропорция в структуре населения области - и соответственно - усложнение положения семей.
Острая необходимость в преодолении неблагоприятных последствий сложившейся ситуации и формировании условий устойчивого социально-экономического развития региона свидетельствует об актуальности разработки стратегии и программы демографического развития Воронежской области.
3. Основные положения Программы демографического развития Воронежской
области
3.1. Сценарии демографического развития и цели Программы.
Анализ убеждает в целесообразности оценки возможных вариантов демографического развития области до 2015 г. По степени сложности (и оптимистичности ожиданий) могут быть выделены следующие сценарии:
Первый - сохранение основных тенденций, сложившихся к настоящему времени.
Второй - минимизация депопуляции за счет, прежде всего, естественного прироста на 30-35%.
Третий - достижение простого воспроизводства населения на основе преодоления (минимизации) естественной убыли и за счет миграционного прироста.
Четвертый - достижение расширенного воспроизводства населения за счет преодоления естественной убыли и положительного миграционного сальдо.
Оценка реалистичности сценариев заставляет признать неприемлемыми 1ой и 2ой. В укрупненных вариантных расчетах, основанных на учете темпов естественной убыли (по принятым методикам), получены следующие прогнозные оценки численности населения:
Прогноз численности населения (в тыс. чел).
Годы | ||
2010 | 2015 | |
Общая численность населения |
||
-по методике "а" | 2223,2 | 2120,0 |
-по методике "в" | 2217,0 | 2106,0 |
-по методике "с" | 2212,5 | 2091,0 |
Уменьшение численности населения в 2015 г (по сравнению с 2005 г, примерно на 10%) не сможет обеспечить успешное развитие области.
С другой стороны, четвертый вариант для периода в 10 лет представляется неоправданно оптимистичным.
Т.о., по-видимому, целесообразно ориентироваться на 3ий из показанных выше сценариев (простое воспроизводство населения).
Цели и задачи программы:
- осуществление мер по прекращению (минимально - снижению темпа) естественной убыли;
- осуществление мер по увеличению миграционного прироста;
- обеспечение на основе этих мер стабилизации к 2015 численности населения на уровне 2200-2250 тыс. чел.
Ожидаемыми результатами реализации Программы должны стать:
- прекращение естественной убыли населения;
- повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,4 (в настоящее время - 1,2);
- миграционный прирост в количестве 16,2 человек на 10000 человек населения;
- увеличение ожидаемой продолжительности населения до 70 лет (в настоящее время - 66,2).
Программа (перечень мер) решения этих задач должна основываться на вариантных расчетах параметров всех демографических процессов, какие позволят определить:
- сбалансированную систему целей (показателей) для демографических процессов;
- обеспечивающие достижение целей меры и потребные для их реализации ресурсы;
- систему управления программой.
3.2. Структура программы
Программа должна включать крупные блоки, выделенные на основе классификации демографических процессов и комплексного подхода к решению основных задач. Структура таких блоков (подпрограмм) должна охватить:
- Нормативное обеспечение демографической политики;
- Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни;
Раздел должен включать в себя мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья населения; укреплению здоровья детей и подростков; развитию учреждений родовспоможения и улучшению медицинской помощи женщинам во время беременности и родов; повышению качества и доступности медицинских услуг; формированию здорового образа жизни; профилактике отравлений, травматизма и профзаболеваний на производстве; профилактике и лечению болезней системы кровообращения, новообразований, СПИДа и других инфекционных заболеваний; снижению смертности от ДТП и другие меры.
- Стимулирование рождаемости и укрепление института семьи.
Раздел должен предусматривать мероприятия по материальной поддержке семей при рождении и воспитании детей; пропаганде ценностей семьи, материнства, отцовства и многодетности; содействию устройству на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышению занятости женщин, имеющих детей и другие.
- Регулирование миграции и расселения.
Осуществление данного направления работы возможно, в том числе за счет реализации областной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2007-2012 годы)", а также иных мер по регулированию трудовой миграции.
Программа должна охватывать уровни:
- региональный (областной);
- местный - муниципальные районы и города (возможно, с разработкой для них собственных программ).
В силу заметных территориальных (внутриобластных) различий демографической ситуации (см., например, в Анализе существенные отличия от среднеобластных характеристик Грибановского, Нижнедевицкого, Хохольского и некоторых других районов) Программа должна опираться на исследование зональных различий и содержать дифференцированные решения, в т.ч. по блокам (подпрограммам).
Программа должна определить, кроме того, исследования и разработку предложений органам федеральной власти (в т.ч. в качестве проектов законодательных инициатив) по проблемам, выходящим за рамки компетенции субъекта Федерации.
3.3. Основные механизмы и управление
Достижение поставленных целей и решение выделенных задач может быть реализовано только в рамках долгосрочной стратегии (сценария) и областной целевой программы демографического развития, направленных на улучшение демографических показателей при соответствующем организационном и финансовом сопровождении программных мероприятий.
Представляется необходимым и возможным интегрировать в состав Программы демографического развития области цели и задачи национальных проектов "Здравоохранение", "Образование" и "Доступное и комфортное жилье" и действующих областных целевых программ. При этом Программа не должна дублировать или подменять Национальные проекты и областные целевые программы и текущую деятельность соответствующих государственных и муниципальных учреждений, но увязывать их в контексте выдвинутых в ней цели и задач.
Основные исполнители Программы - органы исполнительной власти Воронежской области и местное самоуправление. Предусматривается участие в реализации Программы в пределах их компетенции территориальных органов федеральной власти. К разработке и реализации Программы привлекаются научные организации, гражданское общество (общественные объединения, профессиональные союзы, средства массовой информации и др.).
Координацию и межведомственное взаимодействие по реализации Программы следует возложить на управление труда Воронежской области.
3.4. Финансирование
Источники финансирования Программы: Федеральный бюджет, бюджет Воронежской области, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования), инвестиционные проекты, другие источники финансирования. Часть расходов по реализации мер, включенных в Программу, будет осуществляться за счет финансирования Национальных проектов в области здравоохранения, образования и обеспечения доступности жилья, а также в рамках действующих областных целевых программ.
Объемы финансирования по этапам Программы:
- объем целевого финансирования на I этапе (2008-2010 гг.) по предварительным экспертным оценкам может составить около 2,7 млрд. руб. ежегодно (2 % ВРП);
- объем финансирования II-го этапа (2011-2015 гг.) составит предположительно 6,2 млрд. руб. и должен быть уточнен в процессе реализации 1-го этапа.
*Следует заметить, правда, что эти данные не учитывают распространенность незарегистрированных браков. По данным переписи 2002 года, в области таких браков 39,2 тысячи (6,6% общего числа).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция призвана предложить подход к выработке стратегического видения и выбору стратегии, способной обеспечить преодоление сложившихся негативных тенденций и обеспечить эффективное демографическое развитие области, и разработке на этой основе областной целевой программы "Демографическое развитие Воронежской области".
Распоряжение Администрации Воронежской области от 23 июля 2007 г. N 567-p "О разработке областной целевой программы "Демографическое развитие Воронежской области на 2008-2010 годы и на период до 2016 года"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Администрации Воронежской области от 11 июля 2008 г. N 586-р настоящее распоряжение признано утратившим силу