Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 32
Агенты развития
российского агропромышленного комплекса
В настоящий момент в Российской Федерации инициаторами корпоративной, торговой и технологической модернизации выступают несколько субъектов, активно действующих на аграрном рынке и рынке продовольствия. Прежде всего:
1. Аграрные холдинги, ядром которых в большинстве случаев выступили трейдеры сельхозпродукции и переработчики. Зачастую активы в агробизнесе им необходимы для того, чтобы стабилизировать поставки данной продукции, защитить себя от резких колебаний цен. Аналитики считают, что концентрация производства в эффективных секторах российского агропромышленного комплекса (производстве зерна, сахара, растительного масла, мясной продукции) будет нарастать. В частности, после того как "Эфко", Bunge, Cargil, "Русагро" и другие компании введут новые современные высокопроизводительные масло-экстрактные заводы, возникнет дефицит сырья, что приведет к уходу с рынка старых заводов и маслобоен. Эксперты прогнозируют, что через 5 - 10 лет на рынке останется 5 - 6 компаний, контролирующих большую часть производства мяса птицы и яйца вместо 300 действующих мясных и яичных птицефабрик. Количество крупных операторов на рынке зерна может сократиться до 20 - 25 (В ближайшие годы развитие зернового сектора будет определяться двумя факторами: медленным приростом потребления зерна на фуражные цели и усилением роли России на мировом рынке. При этом объем экспорта будет ограничен как ростом внутреннего потребления, так и необходимостью огромных инвестиций в развитие и модернизацию производственных мощностей и рыночной инфраструктуры зернового сектора.). При этом доля иностранных компаний, заинтересованных в присутствии на отечественном рынке, может существенно вырасти. В первую очередь они будут инвестировать в инфраструктуру по хранению, развитие портовых мощностей и трейдинга. На мукомольном рынке уже несколько лет консолидация активов идет на фоне стагнации всего сектора: потребление муки в России падает на несколько процентов в год. Рынок высокотехнологичной молочной продукции уже практически централизован (Здесь в основном работают крупные отечественные и западные производители - Danone, Campina, Ehrmann, "Вимм-Билль-Данн", "Юнимилк", Очаковский молочный завод, "Перммолоко", Пискаревский молочный комбинат "Росагроэкспорт". В общем объеме розничных продаж на их долю приходится почти 50% в натуральном выражении и 50 - 60% - в денежном.). Производители молока и сахарные компании вынуждены концентрировать аграрные активы, чтобы получать сырье. Например, у "Русагро" в одной только Белгородской области 12 - 14 тыс. га земель под свеклой. По данным производителей доильного оборудования, за последние три года молочные холдинги вложили в фермы 500 млн. евро. Одними из самых масштабных проектов стала программа "Вимм-Билль-Данна" ("ВБД") "Молочные реки" (На 7 млн. дол. "Вимм-Билль-Данн" совместно с DeLaval передал в лизинг на 8 лет доильное и охлаждающее оборудование в 65 хозяйствах Подмосковья на условиях гарантированной поставки ими сырья. В дальнейшем число участников программы "Молочные реки" увеличилось, в лизинг стала передаваться также кормоуборочная техника и комбайны (в рассрочку на три года). Кроме того, "ВБД" поставлял корма и давал беспроцентные кредиты на покупку ГСМ.) и "Юнимилка" - "Балтийское море" (В партнерстве с DeLaval "Юнимилк" переоборудовал 14 хозяйств Ленинградской области, установив на их молочных фермах новые стерилизаторы, пастеризаторы и обеспечив полную компьютеризацию. За 1999-2001 годы завод потратил на программу около 10 млн. дол. Благодаря "Балтийскому морю" входящий в группу "Юнимилк" крупнейший петербургский молочный комбинат "Петмол" полностью избавился от сезонности поставок сырья. В 2003 - 2004 годах "Юнимилк" начал реализовывать аналогичную "Балтийскому морю" программу содействия поставщикам в сырьевых зонах других своих заводов. Поставщиками оборудования стали DeLaval, Westfalia Surge, "Трансфэр Агро", "Агронорд" и "Новые агротехнологии". По договору лизинга каждое хозяйство получает в рассрочку на 1 - 5 лет доильное оборудование стоимостью 100 тыс. евро. В обмен на поставки молока "Юнимилк" также продает аграриям ЗЦМ и кормовые добавки по ценам поставщиков с рассрочкой платежа от 20 до 30 дней. Инвестиции холдинга в эти проекты в 2003 году составили примерно 20, в 2004 году - 215, в 2005 году - 160 млн. рублей. В 2006 году "Юнимилк" планирует довести объем вложений до более чем 500 млн. рублей.). Кроме "ВБД" и "Юнимилка", в производство сырья инвестировала голландская Campina - в развитие агрохозяйств в Подмосковье. Сейчас крупные мясные компании контролируют не более 10% производства мяса и мясопродуктов. В будущем каждый из лидеров ("Черкизово", "Продо", "Микоян", "Останкино", "Царицыно" и Сибирская продовольственная компания) будет стремиться увеличить свою долю до 10 - 15%. По оценкам ИКАР, четыре группы российских компаний сейчас контролируют через собственность, аренду или соглашения о совместной деятельности свыше 300000 га сельхозугодий, еще минимум шесть компаний - свыше 100000 га, более десятка фирм - от 20000 до 100000 га. Кроме того, десятки и сотни фирм с несельскохозяйственным капиталом взяли в собственность хозяйства и/или арендуют участки земли размером в несколько тысяч гектаров. Именно они стали основными проводниками роста инвестиций в сельское хозяйство в последние годы.
2. Ритейлеры, развивающие новые форматы торговли и задающие требования ко всем товарным группам FMCG, начиная от упаковки, размера фасовки и заканчивая рекламой (промоакции и проч.), ценой и логистикой поставок. По данным компании ACNielsen, современные форматы торговли, к которым относят супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры, форматы cash&carry, ежегодно наращивают свою долю в розничном обороте на 6 - 10%. Уже более четверти денежного оборота розничной торговли в продовольственных категориях приходится именно на сетевую торговлю, а в Москве и Санкт-Петербурге более половины покупателей посещают магазины исключительно сетевого формата. Поэтому производители в агропромышленном комплексе не могут не считаться с требованиями ритейлеров, а последние должны выполнять роль маркетологов и девелоперов для поставщиков сельхозпродукции и товаров пищевой промышленности. Кроме того, в РФ будет постоянно расти доля произведенной по заказу торговых сетей и под их торговой маркой (private label) сельскохозяйственной и пищевой продукции, в частности молочной, соков и проч.
3. Сельскохозяйственные сервисы и предприятия технологического обеспечения - производители удобрений, гербицидов и иной продукции агрохимии, поставщики современной сельхозтехники и биотехнологий. Они заинтересованы в постоянном технологическом росте сельского хозяйства и наращивании поставок для него своей продукции. Поэтому трейдеры минудобрений и сельхозтехники создают так называемые демонстрационные хозяйства, которые служат для обучения сельхозпроизводителей новым технологиям и продвижению в аграрные предприятия высокотехнологичной продукции. Например, связанный с "Акроном" трейдер минудобрений и сельхозтехники "Еврохимсервис" вложил несколько млн. дол. в создание в Новгородской области демонстрационного хозяйства, показывающего эффективность работы продаваемых им удобрений, машин и оборудования. Большинство сбытовых сетей продукции агрохимии ("Акрон" и "Фосагро" создали собственные дистрибьюторские сети в 1999 году, "Еврохим" - в 2001-м) работают по принципу супермаркета: кроме продажи и хранения удобрений, их владельцы зарабатывают на средствах защиты растений, консультациях, услугах по доставке продукции и прививают аграриям культуру земледелия. Это помогает увеличить число клиентов.
Наличие данных агентов развития, тесные связи с ними сельхозпроизводителей обеспечивают для региона быстрое развитие сельского хозяйства. Наиболее ярко это проявляется в постепенно превращающихся в центр российского аграрного кластера регионах российского Юга и Центрального Черноземья.
Те субъекты Федерации, в которых по каким-то причинам не установлены связи между сельхозпроизводителями и ритейлерами, нет крупных инвесторов в развитие агробизнеса и трейдинг, слабо присутствуют сервисы и предприятия технологического обеспечения сельского хозяйства, будут отставать в развитии сельского хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.