Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 23
Модернизация "форидистских" (старопромышленных) городов
Практически все "фордистские" города старопромышленных регионов мира в последние десятилетия пережили или переживают сейчас сильнейший кризис и в связи с этим реализуют масштабные программы модернизации. В городах высвобождаются большие территории, ранее занятые производственными площадками, возрастает свобода выбора места жительства, работы, досуга, проведения публичных мероприятий и приобретения торговых и социальных услуг. Поэтому главными в урбанистической среде становятся не производственные площадки и прилегающие к ним территории, а места, комфортные для жизни. Люди "голосуют ногами", отыскивая их. Прежде всего, это зоны, обеспечивающие плотность и разнообразие взаимодействий, позволяющих сформировать диверсифицированное и конкурентное предложение места работы, а также бытовых, социальных, рекреационных, развлекательных и образовательных услуг.
В крупных российских городах это проявляется в развитии новых форматов торговли и развлечений, вынесении управленческих функций с производственных площадок в офисные центры и деловые районы, в изменении характера жилой застройки (появление "пешеходного масштаба", роста значимости экологии для выбора места жительства и работы, возможности активной публичной жизни в любое время суток и проч.). Города начинают трансформироваться по модели "пешеходного масштаба". Он рассчитан на соразмерность, сомасштабность городской среды и человека, на возможность его нормальной и чрезвычайно событийно насыщенной жизни при передвижении пешком и на общественном транспорте, т.е. иметь возможность воспользоваться городскими благами в любой момент времени, даже по дороге на работу. В связи с этим растет роль пешеходных зон, торговых улиц, метацентров# развлечений и пр. Но что еще более важно - это требует создания особой мотивации для пребывания не дома, а в городе, вовне маскирующейся под сверхпотребительство и порождающей новый вид экономики - "экономику переживаний".
Обычно городское развитие проходит несколько этапов: этап появления новых элементов городской жизни (форматы торговли, развлечений, систем обеспечения безопасности, дифференциации уровня жилья и проч.); этап роста качества новых городских форматов жизни; этап уникальности, когда города стремятся сформировать особые, привлекательные для людей и капиталов условия, обеспечить уникальное предложение, стать "центрами превосходства".
Большинство крупных российских городов проходят второй этап развития современной урбанистической среды. Только некоторые из них (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Калининград) фактически приблизились к третьему этапу. В то же время движение по данному пути приводит к концентрации в городах управленческих функций, рабочей силы, обладающей современными ключевыми компетенциями, предприятий новой экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.