См. Постановление Воронежской областной Думы от 29 мая 2008 г. N 1292-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Развитие пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Воронежской области на 2008 - 2015 годы"
В целях обеспечения полного удовлетворения спроса населения на транспортные услуги пассажирского автотранспорта, сокращения вредных техногенных выбросов в атмосферу за счет внедрения сжатого природного газа на пассажирском автотранспорте в качестве моторного топлива, экономии в регионе ряда жидких видов топлива, реализации Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Решения Правительственной комиссии по использованию природного газа в качестве моторного топлива (протокол N 9 от 14.11.2000), Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848:
1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Реформирование пассажирского автотранспорта общего пользования Воронежской области на 2008 - 2015 годы" (прилагается).
2. Назначить государственным заказчиком областной целевой программы "Реформирование пассажирского автотранспорта общего пользования Воронежской области на 2008 - 2015 годы" Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области (Щипелев).
3. Главному управлению по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области (Щипелев) в срок до 30 августа 2007 года обеспечить разработку проекта программы.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов области оказать содействие в предоставлении необходимых материалов для разработки программы.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора области Клейменова В.И.
Губернатор Воронежской области |
В.Г. Кулаков |
Концепция
областной целевой программы "Реформирование пассажирского транспорта
общего пользования Воронежской области на 2008 - 2015 годы"
(утв. распоряжением Администрации Воронежской области
от 24 августа 2007 г. N 636-р)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
областной целевой программы приоритетным задачам
социально-экономического развития Воронежской области
1.1. Формирование правовой базы
Транспортной стратегией РФ транспорт рассматривается как единый объект управления на единых принципах правовых основ. Единство государственного управления транспортом предполагает:
- развитие на единых принципах правовых основ транспортной деятельности;
- развитие на единых принципах государственного регулирования деятельности всех видов пассажирского транспорта общего пользования;
- сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами пассажирского автомобильного транспорта;
- координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, осуществляющих перевозку пассажиров;
- согласование интересов и объединение усилий различных уровней органов исполнительной власти в развитии транспортной системы и "стыковку" транспортных систем отдельных муниципальных образований;
- формирование на транспорте единого информационного пространства;
- согласование интересов и объединение усилий государственной власти и бизнеса в развитии транспортной системы.
В целях создания единого правового поля для перевозчиков всех форм собственности требуется разработка на федеральном уровне современной нормативной правовой базы и прежде всего - устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта Российской Федерации. Кроме этого требуется разработка и принятие закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации", целью которого является недопущение административного произвола и формирование правовых норм, обеспечивающих доступ перевозчиков на локальные рынки транспортных услуг в любом муниципальном образовании.
В Воронежской области принят областной закон от 21.02.2002 N 12-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Воронежской области".
Однако в связи с произошедшими изменениями в федеральной законодательной базе необходима разработка нового проекта областного закона "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Воронежской области" с последующей разработкой подзаконных актов, касающихся правил перевозки пассажиров и багажа в автобусах городских, пригородных, междугородных маршрутов, маршрутных и легковых такси, городском электрическом транспорте.
Кроме того, в целях усиления мер административного воздействия к операторам перевозок по обеспечению требований, касающихся транспортной безопасности, действующих правил перевозки пассажиров и багажа, необходимо внести дополнения и изменения в областной закон от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
Одной из главных негативных черт автомобилей являются отработанные газы двигателей внутреннего сгорания.
Проблемы экологии на транспорте должны решаться только на законодательной базе взаимодействием органов государственной власти, научных и промышленных структур, общественных организаций, ассоциаций и бизнеса с помощью разработки и реализации социальных программ и проектов.
В настоящее время проекты федеральных законов "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" и "Об использовании альтернативных видов моторного топлива" находятся на рассмотрении в Государственной Думе.
В этой связи требуется разработка закона Воронежской области "Об использовании газомоторного топлива на территории Воронежской области".
Закон призван регламентировать:
- отношения, возникающие в сфере производства, реализации и использования газомоторного топлива;
- создание организационных и экономических условий для приоритетного использования этого вида топлива и удешевления эксплуатационных затрат на транспорте;
- действия по долгосрочному энергосбережению экономики Воронежской области.
1.2. Развитие маршрутной сети
Развитие экономики, социальной сферы в перспективе увеличат спрос на транспортные услуги и наличие узких мест в транспортном комплексе, могут стать тормозом в обеспечении транспортной доступности.
При условии реализации концепции пассажирский транспорт должен не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать отраслью, которая обеспечивает жизнедеятельность городов и поселков области, социальную и экономическую стабильность общества, и может стать одним из катализаторов экономического развития, важным фактором повышения уровня жизни и развития области.
На территории области зарегистрировано 5756 автобусов, имеющих лицензию на перевозку пассажиров, в том числе:
- "Газель" - 2228 ед.;
- ПАЗ - 2210 ед.;
- прочих типов большой вместимости - 1318 ед.
Организованные пассажирские перевозки на территории Воронежской области (кроме г. Воронежа) осуществляют 46 специализированных автотранспортных предприятий со списочным парком автобусов - 1036 ед.
Перевозка пассажиров осуществляется автотранспортными предприятиями, из которых:
- 4 предприятия - областной собственности;
- 9 предприятий - муниципальной собственности;
- 28 предприятий имеют государственную долю собственности в уставном капитале или "Золотую акцию".
На сегодняшний день в области действует 658 автобусных маршрутов (без г. Воронежа) против 578 в 2000 году. Протяженность маршрутной сети составляет 39604,1 км, в том числе:
- 96 городских маршрутов протяженностью 899,6 км;
- 383 пригородных маршрута протяженностью 12567,0 км;
- 139 междугородных маршрутов протяженностью 26137,5 км.
На закрепленных за автотранспортными предприятиями маршрутах ежегодно перевозится более 116,4 млн. пассажиров с пассажирооборотом 2030,0 млн. пассажиро-километров и выполняется около 1,9 млн. рейсов.
Население 16 районов области и г. Нововоронежа (613,4 тыс. чел.) связано с областным центром только автобусным сообщением (42,8% населения, проживающего в районах области, без г. Воронежа).
Специфической особенностью развития внутриобластного пригородного и межмуниципального транспортного сообщения является зависимость от наличия дорог с твердым покрытием, их пропускной способности и эксплуатационного состояния. По России 28 тысяч населенных пунктов, где проживают около 12 млн. человек, отрезаны сегодня от внешнего мира из-за полного отсутствия автодорог.
На территории Воронежской области в связи с отсутствием дорог с твердым покрытием не охвачены транспортным сообщением с районными центрами 348 населенных пунктов с численностью населения 12960 человек, в том числе:
- 35 населенных пунктов с численностью свыше 100 чел.;
- 36 населенных пунктов с численностью от 50 до 100 чел.;
- 103 населенных пункта с численностью от 20 до 50 чел.;
- 73 населенных пункта с численностью от 10 до 20 чел.;
- 101 населенный пункт с численностью до 10 чел.
С учетом развития автодорожной сети до 2015 года планируется открыть 85 автобусных маршрутов, что обеспечит все жизнеспособное население области гарантированной транспортной связью по автодорогам с твердым покрытием как с областным, так и с районными центрами, в том числе:
- в 2008 году - 17 маршрутов;
- 2009 году - 17 маршрутов;
- 2010 году - 19 маршрутов;
- 2011 году - 12 маршрутов;
- 2012 году - 7 маршрутов;
- 2013 году - 6 маршрутов;
- 2014 году - 5 маршрутов;
- 2015 году - 2 маршрута.
Для обеспечения работы на планируемой к открытию автобусной маршрутной сети необходимо к имеющемуся списочному парку (1036 ед.) дополнительно приобрести 134 автобуса на сумму порядка 89,4 млн. рублей.
1.3. Перевод пассажирского автотранспорта на
альтернативные виды топлива с учетом строительства АГНКС
на территории области. Экологическая безопасность
Анализ состояния экологической безопасности
автомобильного транспорта Воронежской области
Существующие тенденции в развитии автотранспортного комплекса России позволяют сделать предположение о том, что к концу первого десятилетия XXI века негативные аспекты автомобилизации (и в первую очередь, воздействие на окружающую среду и здоровье человека) могут стать одной из наиболее острых социально-экономических проблем для населения страны.
В России на долю транспорта приходится практически 80% техногенных выбросов в атмосферу, или более 14 млн. тонн в год.
В Воронежской области насчитывается порядка 700 тысяч автотранспортных средств. Количество потребляемого этой техникой топлива превышает 600 тысяч тонн бензина и 200 тысяч тонн дизельного топлива в год.
По последним данным управления по экологии и природопользованию Воронежской области ежегодные выбросы токсичных веществ в атмосферу составляют порядка 360 тысяч приведенных тонн (около 80% вредных выбросов). Только в г. Воронеже 87% общего объема выбросов вносит автомобильный транспорт и оказывает негативное воздействие на здоровье населения.
Решение проблемы негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду должно носить комплексный характер и исходить из отечественного и мирового опыта постепенного замещения традиционного топлива другими видами энергоносителей.
Стимулом использования сжатого природного газа в качестве моторного топлива является прежде всего его стоимость по сравнению со стремительно дорожающим нефтяным топливом (50% от стоимости бензина марки А-76). Одновременно должна улучшаться экологическая обстановка на транспорте за счет того, что удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 1 куб. м газа в 4 раза меньше, чем на 1 тонну жидкого топлива.
Факторы, сдерживающие обеспечение экологической
безопасности автомобильного транспорта
Приоритетным направлением деятельности администрации Воронежской области в реализации транспортной стратегии является расширение использования компримированного природного газа как экологически чистого моторного топлива.
На территории области функционируют шесть стационарных газонаполнительных компрессорных станций для заправки сжатым газом: в городе Воронеже - 2 ед., городах Калач, Лиски, Острогожск, Россошь - по одной.
Сдерживание темпов газификации автомобильного транспорта объясняется отсутствием разветвленной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории области и их удаленностью от основных потребителей.
Цели, задачи развития экологической безопасности
пассажирского автомобильного транспорта Воронежской области
В 2003 году администрация области и ОАО "Газпром" подписали "Соглашение о сотрудничестве", в котором предусмотрено взаимодействие сторон в расширении использования природного газа, в том числе и как моторного топлива.
Основным направлением администрации области по обеспечению экологической безопасности в автотранспортном комплексе Воронежской области до 2015 года является расширение использования природного газа в качестве моторного топлива за счет организации региональной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с одновременным переоборудованием автотранспортной техники на газомоторное топливо.
Мероприятия предусматривают перевод на газообразное топливо 353 автобусов, приобретение 25 единиц диагностического оборудования для организации на базе пассажирских автотранспортных предприятий пунктов технического обслуживания систем питания автомобильных двигателей.
Расширение использования газомоторного топлива предусматривается прежде всего в пассажирском автотранспортном комплексе и в основу заложен программно-целевой подход.
Стратегические направления обеспечения экологической
безопасности транспортного комплекса Воронежской области.
Подготовка и реализация инвестиционных проектов
"Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций
(АГНКС) и реализация компримированного природного газа (метана) на
территории Воронежской области за период 2007 - 2010 годов".
Данный инвестиционный проект разработан и включен в программу "Экономического и социального развития Воронежской области на 2002 - 2007 годы".
Проект будет реализован ООО "Автометангруп" при участии ОАО "Газпром" и поддержке Национальной газомоторной ассоциации (НГА).
Инвестиционный проект предусматривает строительство 16 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в районах области, и в первую очередь на федеральных автомагистралях "Дон" (Москва-Ростов) и А-144 (Курск - Воронеж - Борисоглебск), в том числе:
- в 2008 году - 4 АГНКС;
- в 2009 году - 5 АГНКС;
- в 2010 году - 5 АГНКС.
В рамках инвестиционного проекта уже начаты работы по строительству АГНКС в гг. Павловске и Борисоглебске, введение в эксплуатацию которых планируется в 2007 году. Общая сумма финансовых средств по проекту - 342,27 млн. рублей.
"Обеспечение муниципального пассажирского автотранспорта
компримированным природным газом на 2008 - 2015 годы".
Проект предусматривает создание мобильного подразделения в виде автомобильного парка газовозов (ПАГЗ) производства ОАО "Конструкторское бюро химавтоматики" со съемными блоками аккумуляторов природного газа, которые обеспечат доставку газомоторного топлива от действующих АГНКС и смогут максимально приблизить газовое топливо к предприятиям пассажирского транспорта, что будет способствовать снижению расходов на топливо в этих предприятиях.
В период до 2015 года планируется полностью обеспечить все имеющиеся ПАТП газовым топливом. Общая сумма инвестиционных средств на реализацию данного проекта составит порядка 154,0 млн. рублей.
"Организация региональной структуры переоборудования и технического
обслуживания газобаллонных автомобилей (ГБО) на 2008 - 2015 годы".
Проект предусматривает создание технических центров по переоборудованию, сервисному обслуживанию газобаллонного автотранспорта, переосвидетельствованию газовых баллонов. До 2015 года планируется переоборудовать 353 автобуса для работы на сжатом природном газе, в том числе:
- в 2008 году - 41 автобус;
- 2009 году - 48 автобусов;
- 2010 году - 47 автобусов;
- 2011 году - 53 автобуса;
- 2012 году - 40 автобусов;
- 2013 году - 45 автобусов;
- 2014 году - 45 автобусов;
- 2015 году - 34 автобуса.
Кроме того, проектом предусматривается переоборудование и всего муниципального транспорта (милиции, скорой помощи, школьных автобусов и т.д.), строительство регионального центра по переводу и обслуживанию транспорта для работы на сжатом газе и 4 станций технического обслуживания газобаллонных автомобилей.
Общая сумма финансовых средств на реализацию данного инвестиционного проекта составит 277,852 млн. рублей, в том числе:
- 27,852 млн. рублей - средства областного бюджета;
- 250,0 млн. рублей - собственные средства предприятий.
Ожидаемые результаты
Избранная стратегия реализации разрабатываемых программ и проектов позволит:
- уменьшить транспортную составляющую в комплексе экологических проблем;
- полностью обеспечить компримированным природным газом парк имеющихся газобаллонных автомобилей;
- создать условия для дальнейшего увеличения парка пассажирского и муниципального транспорта, использующего компримированный природный газ в качестве моторного топлива;
- снизить удельные затраты транспортных предприятий на приобретение ГСМ;
- увеличить моторесурс двигателей;
- дополнительно создать новые рабочие места;
- сформировать "газовый коридор" север - юг, запад - восток для обеспечения транзитного потока газобаллонных автомобилей;
- обеспечить ряд промышленных предприятий области заказами и создать предпосылки для продолжения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области альтернативного топлива.
Транспортная стратегия Российской Федерации сделала акцент на устойчивое развитие транспорта, предусматривающее последовательное улучшение потребительских индикаторов транспорта, закрепленных в свойствах территории (доступность, экология мест проживания и другие свойства, формируемые транспортной системой), которые перейдут следующим поколениям.
Общая сумма финансовых средств на реализацию мероприятий, связанных с экологической безопасностью на транспорте, составит 774,122 млн. рублей, в том числе:
- 27,852 млн. рублей - средства областного бюджета;
- 746,27 млн. рублей - привлеченные средства инвесторов.
1.4. Обновление подвижного состава
пассажирского транспорта общего пользования
Рыночные преобразования в экономике области существенно изменили условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень его развития -достаточным. Растущий спрос на качественные транспортные услуги удовлетворяется не полностью из-за недостаточного технического уровня транспортной системы и накопленного отставания в области транспортных технологий.
Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, политических и других целей. В современных условиях транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, но и как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.
Стратегией развития транспорта Российской Федерации до 2010 года планируется осуществить переход на производство транспортных средств, полностью соответствующих требованиям международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация. Будет оказана государственная поддержка транспортному машиностроению, в первую очередь тех программ, которые предусматривают широкие возможности для производства техники с характеристиками "под заказ", что позволит в рамках региональных целевых программ в части обновления подвижного состава приобретать транспортную технику с улучшенными экологическими характеристиками.
Эксплуатируемые автобусы в автотранспортных предприятиях находятся на уровне стандартов Евро-0 и Евро-1.
Правительством России утвержден технический регламент "Об экологической безопасности транспортных средств", согласно которому в России официально введен экологический стандарт автомобилей:
Евро-2 - с 22 апреля 2006 года;
Евро-3 - с 1 января 2008 года;
Евро-4 - с 1 января 2010 года;
Евро-5 - с 1 января 2014 года.
В настоящее время в автотранспортных предприятиях эксплуатируется 1036 автобусов общей вместимостью 80858 пассажиро-мест, причем у 453 единиц (42,9%) амортизационные нормы пробега превышены в 2,5 - 3,0 раза, они подлежат списанию. Наибольший износ имеют автобусы, предназначенные для пригородных и межмуниципальных перевозок, обеспечивающих транспортную связь между сельскими поселениями с районными центрами и районных центров с областным (ПАЗ-3205, ЛАЗ-695, ЛАЗ-697, 699, Икарус-250, 256 и др. иномарки).
Марка автобуса | Ед. измерения | Наличие автобусов |
Подлежит списанию |
% износа |
ЛАЗ-695 | к-во | 78 | 69 | 88,5 |
ЛАЗ-697, 699 | к-во | 9 | 9 | 100,0 |
"Икарус" 250, 256 и др. иномарки |
к-во | 177 | 159 | 89,8 |
Всего: | к-во | 264 | 220 | 83,3 |
Уровень физического износа парка автобусов влечет увеличение затрат АТП на горюче-смазочные материалы, проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту.
Реализация структурных преобразований на транспорте, направленных на дальнейшее повышение качества транспортных услуг, экономической эффективности транспортной деятельности, снижение транспортных издержек, повышение безопасности дорожного движения и экологической безопасности, а также на конкурентоспособность транспортной отрасли и привлекательность транспорта как сферы бизнеса и инвестиций, повышение эффективности бюджетного финансирования транспорта, решалась администрацией области программно-целевыми методами.
За период с 2001 года по 2006 год включительно приобретено 510 автобусов, что позволило обновить списочный парк на 49,2% и остановить спад в работе пассажирского автотранспортного комплекса по предоставлению транспортных услуг населению области и создать условия для дальнейшего уровня его развития. Обновление автобусного парка позволило значительно улучшить транспортное обслуживание населения:
- возобновить работу на 31 пригородном и 4 междугородних маршрутах;
- открыть 57 новых пригородных и 7 междугородных маршрутов;
- организовать городские перевозки;
- создать 6 муниципальных предприятий.
Мероприятиями предусматривается за счет средств областного бюджета приобретение 445 автобусов на сумму 493,2 млн. рублей, что позволит обновить списочный парк автобусов на 43,0%.
При условии реализации концепции пассажирский транспорт общего пользования Воронежской области должен не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать одним из катализаторов экономического развития, важным фактором повышения уровня жизни, развития области и экологической безопасности.
1.5. Развитие материально-технической базы предприятий
пассажирского автотранспорта общего пользования
(воспроизводство основных фондов предприятий транспорта)
Все автотранспортные предприятия имеют производственную базу для проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту автобусов, рассчитанную на 3200 постановочных мест.
В настоящее время большинству автопредприятий требуется реконструкция и техническое перевооружение производственной базы, отвечающей новым стандартам качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Имеющееся оборудование морально устарело. Использование современных типов подвижного состава требует неукоснительного соблюдения регламентов по их техническому содержанию. Фактически многие виды работ осуществляются вручную, что снижает качество технического обслуживания и ремонта, увеличивает количество ремонтных рабочих с низкой квалификацией труда, не обеспечивает необходимую техническую готовность автобусов для работы на маршрутах, снижает уровень обеспечения безопасности дорожного движения и увеличивает вредное воздействие транспорта на окружающую среду.
Некоммерческим мероприятием "Развитие материально-технической базы предприятий пассажирского автотранспорта общего пользования" предусматривается приобретение 810 единиц различного оборудования (43 вида) на общую сумму 63,839 млн. рублей.
1.6. Кадровое обеспечение предприятий
пассажирского транспорта общего пользования
Анализ кадровых проблем в транспортном комплексе показывает, что они имеют общий характер для всей страны, который связан с демографической проблемой. Главная причина их возникновения - потеря ранее существовавшего механизма подготовки и практического использования профессиональных кадров водителей, а механизм новых отношений между производителями и потребителями кадров, соответствующих реалиям новой экономической формации, не сформирован. Практически ликвидирована система подготовки кадров массовых рабочих профессий.
Общепризнано, что образование для работников транспортной отрасли как особо опасной профессии для общества должно давать государство.
В Воронежской области подготовку, переподготовку водителей осуществляют 5 государственных учреждений "Учебно-курсовые комбинаты автомобильного транспорта", расположенных в Воронеже, Павловске, Лисках, Борисоглебске, Бутурлиновке.
Водители, ИТР и ремонтные рабочие, обслуживающие газобаллонные автомобили, должны иметь специальную подготовку. Подготовку специалистов этой профессии осуществляет ГУ "Воронежский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта".
Мероприятия предусматривают переподготовку 530 водителей для работы на газобаллонных автобусах и 142 ИТР, обеспечивающих обслуживание, ремонт и регулировку газобаллонного оборудования.
Общая сумма финансовых средств на реализацию мероприятий составит 1,11 млн. рублей, в том числе:
1,0647 млн. рублей - средства областного бюджета;
0,0453 млн. рублей - собственные средства ГУ.
2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом
В связи с недостаточными объемами финансирования до 2001 года отмечалась устойчивая тенденция к ухудшению финансово-экономического состояния автотранспортных предприятий, снижению количества автобусов в автотранспортных предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки на территории области.
Уровень покрытия расходов собственными доходами от перевозки пассажиров не превышал 68,0%.
Из-за недостатка подвижного состава была прекращена работа на 123 автобусных маршрутах (45 городских, 55 пригородных и 26 междугородных). Приостановлена транспортная связь более 236 населенных пунктов автобусным сообщением с районными и областным центрами, а остальные (1137 населенных пунктов) обслуживались автобусными перевозками по отдельным дням недели по согласованному с администрациями районов расписанию.
Было полностью приостановлено обслуживание жителей Репьевского и Каменского районов.
Качество предоставляемых транспортных услуг (регулярность движения) обеспечивалось на уровне 75,1%, в том числе: на городских маршрутах - 67,6%, на пригородных маршрутах - 87,2%, на междугородных - 92,2%.
Численность работающих в пассажирском автотранспортном комплексе сократилась более чем на 570 чел. и составила 3924 чел.
Задолженность по заработной плате работникам пассажирского автотранспортного комплекса составляла более 15,4 млн. рублей при ее среднемесячном размере - 799,4 рубля.
Преодоление ситуации, сложившейся в пассажирском автотранспортном комплексе Воронежской области, возможно только на основе системного подхода с обеспечением его необходимым финансированием, приобретением и обновлением имеющегося подвижного состава, а также максимальным использованием всех организационных мер поддержки пассажирского автотранспортного комплекса области.
Экономический рост области будет сдерживаться отсутствием в автотранспортном комплексе потенциальных возможностей по обеспечению требуемой подвижности населения, мобильности трудовых ресурсов как фактора развития производства. С созданием эффективной транспортной системы появляется возможность территориального разделения труда, углубления и расширения товарного обмена, то есть экономика формирует общественный "заказ" на транспортную систему, а последняя обеспечивает возможность формирования более эффективного экономического пространства.
Учитывая социальную значимость пассажирского транспорта, действия администрации области на протяжении последних шести лет были направлены на вывод его из кризисного состояния, и в основу был заложен программный подход.
Отраслевым управлением были разработаны и реализованы долгосрочные мероприятия, направленные на улучшение транспортного обслуживания населения Воронежской области. При губернаторе области создана комиссия, которая позволила дать оценку состояния пассажирского автотранспортного комплекса, определить его провозную возможность с учетом вместимости и определить направления реализации задач его коренного развития для полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках в районах области.
В рамках утвержденных и реализованных мероприятий и программ до 2007 года:
1. Для автотранспортных предприятий области приобретено 510 автобусов на общую сумму 610,3 млн. рублей, в том числе:
- 569,8 млн. рублей - средства областного бюджета;
- 3,4 млн. рублей - средства федерального бюджета;
- 37,1 млн. рублей - собственные средства АТП.
2. Реализована областная целевая программа по переводу пассажирского транспорта на газомоторное топливо (2003 - 2005 годы), согласно которой на газомоторное топливо переведен 261 автобус, приобретено 19 единиц оборудования для организации контрольно-регулировочных пунктов, проведено обучение 241 водителя. Общая сумма финансовых средств на реализацию программных мероприятий составила 5749,1 тыс. рублей, в том числе:
- 3547,1 тыс. рублей - средства областного бюджета;
- 2202,4 тыс. рублей - собственные средства АТП.
3. Реализованы областные целевые программы "Повышение безопасности дорожного движения на период 2003 - 2004 годов" и "Повышение безопасности дорожного движения на период 2005 - 2006 годов".
На предупредительные мероприятия по предотвращению ДТП использовались средства от страхования пассажиров от перевозки на междугородных и пригородных автобусных маршрутах. Общая сумма финансовых средств, направленных ОАО "Русская страховая транспортная компания" на реализацию данных мероприятий, составила более 2,0 млн. рублей.
В целях полного удовлетворения потребностей населения области в пассажирских перевозках необходима непрерывная система государственной поддержки пассажирского транспорта общего пользования на социально значимых перевозках.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, использование программно-целевого подхода к решению задач реформирования пассажирского транспорта общего пользования позволяет добиваться полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках.
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
- устойчивое развитие транспорта как гаранта единства экономического пространства;
- конкуренция и свобода экономической деятельности;
- улучшение условий и уровня жизни населения.
Таким образом, программно-целевой метод в качестве основы государственного управления в области создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) является наиболее предпочтительным инструментом управления, поскольку позволит существенно повысить эффективность деятельности органов государственной власти в данной отрасли.
Однако на состояние организации транспортного обслуживания населения оказывает негативное воздействие отсутствие основных федеральных законов, касающихся деятельности автомобильного транспорта: устава автомобильного транспорта, правил организации пассажирских перевозок и других нормативных актов.
Из анализа состояния пассажирского автотранспортного комплекса вытекает необходимость нового подхода к его развитию, инвестиционная составляющая которого будет опираться не только на возможную прибыль автотранспортных предприятий, но и на экономические эффекты в социальной сфере.
Перечень мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках программы, объемы и источники их финансирования, ожидаемые результаты сведены в приложениях NN 2, 3, 4 к настоящей Концепции.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
использования программно-целевого метода
Российская Федерация позже других европейских стран вступила в эпоху автомобилизации, и ее дорожная инфраструктура, уровень технического состояния транспортных средств и транспортной инфраструктуры, состояние системы организации и безопасности дорожного движения и экологической безопасности в настоящее время не соответствуют современным требованиям, и Воронежская область не является исключением. Миссия государства, субъекта Российской Федерации в сфере функционирования и развития транспортной системы определяется как содействие экономическому росту, повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам.
Повышение доступности услуг транспорта для населения, удовлетворение потребностей населения по передвижению, особенно для имеющих низкие доходы, инвалидов, учащихся, а также обеспечение привлекательности услуг транспорта для среднего класса - задача государственной поддержки транспорта общего пользования. В этой связи расходы населения на оплату услуг городского и пригородного пассажирского транспорта не должны превышать определенной доли разности между величинами среднедушевых денежных доходов и прожиточного уровня, исходя из сложившихся конкретных социально-экономических условий.
Без государственной поддержки пассажирского транспорта общего пользования ситуация в транспортном комплексе области будет ухудшаться.
(Инерционный сценарий развития ситуации представлен в приложении N 1)
Для такой ситуации характерны:
- отсутствие должного развития маршрутной сети, что ведет к недостаточной доступности населения к транспортным услугам (348 населенных пунктов с численностью проживающих в них более 12,9 тыс. чел. не имеют транспортной связи с районными центрами);
- недостаточное качество предоставляемых транспортных услуг (регулярность движения автобусов на уровне 95,9% при среднем по России - 96,6%);
- незначительное увеличение транспортной работы на закрепленной маршрутной сети (рост количества перевозимых пассажиров в 2015-м к 2008 году - 100,3%, увеличение пассажирооборота на 100,2%);
- отсутствие эффективных методов решения вопросов экологической безопасности на транспорте за счет незначительного количества автобусов, переводимых на газомоторное топливо.
В условиях увеличения диспропорции между ростом количества автотранспортных средств и уровнем развития транспортной инфраструктуры можно будет выделить следующие основные проблемы:
- отсутствие дорог с твердым покрытием, их пропускной способностью и эксплуатационного состояния;
- старение парка автобусов (к 2013 году приобретенные за 6 лет автобусы (514 ед.) полностью выработают свой амортизационный срок и будут подлежать списанию, в том числе:
- 82 автобуса - в 2008 году;
- 175 автобусов - в 2009 году;
- 160 автобусов - в 2010 году;
- 33 автобуса - в 2011 году;
- 32 автобуса - в 2012 году;
- 32 автобуса - в 2013 году);
- отсутствие должной согласованности органов исполнительной власти на федеральном, региональном и местном уровнях в части организации и обеспечения транспортного обслуживания населения.
Организация и проведение системных исследований в сфере совершенствования методов государственного управления в области реформирования пассажирского транспорта общего пользования без применения программно-целевого подхода осложняются нескоординированностью постановки и решения насущных задач в этой области.
Таким образом, решение поставленной проблемы без использования программно-целевого подхода сделает невозможным достижение конечных результатов и приведет к стагнации пассажирского транспорта общего пользования, выполняющего социально значимые пассажирские перевозки, и возможному социальному взрыву среди населения области, связанного с предоставлением льгот и обеспечением проезда по социально ориентированной стоимости.
Предлагаемый заказчик-координатор областной целевой программы - Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области.
В рамках разрабатываемой программы предлагается реализация следующих мероприятий:
1. Формирование правовой базы.
2. Развитие автобусной маршрутной сети.
3. Перевод пассажирского автотранспорта на альтернативные виды топлива.
4. Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
5. Развитие материально-технической базы предприятий пассажирского транспорта.
6. Кадровое обеспечение транспортных предприятий.
Финансирование мероприятий программы предлагается осуществлять за счет средств областного бюджета и собственных средств заинтересованных предприятий и организаций.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Обеспечение полного удовлетворения спроса населения на транспортные услуги пассажирского автотранспорта, сокращение вредных техногенных выбросов в атмосферу от работы пассажирского транспорта будет осуществляться путем реализации мероприятий программы.
Разработка и выполнение мероприятий программы могут быть обеспечены по двум вариантам.
При первом варианте для достижения целей программы осуществляются отбор и обоснование соответствующего комплекса мероприятий.
При втором варианте принимаются в качестве исходных данные о реальных объемах финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации программы, и, исходя из этого, выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей.
Первый вариант имеет преимущество перед вторым с точки зрения обоснования целей программы на основе комплексного учета интересов граждан, общества и государства.
При этом принципиальным отличием каждого варианта являются прогнозные значения целевых показателей. Соответственно основная цель реализации программы может быть достигнута только при реализации первого варианта, при реализации которого по сравнению с инерционным периодом к 2016 году будут решены основные задачи программы.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения
проблемы программно-целевым методом
Реализацию программы предполагается осуществить в течение 8 лет (2008 - 2015 годы) в 2 этапа.
На первом этапе (2008 - 2010 годы) планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
- сохранение существующей автобусной маршрутной сети и дальнейшее ее развитие;
- обновление полностью амортизированного подвижного состава с приобретением новых автобусов, отвечающих требованиям экологических стандартов;
- строительство АГНКС на территории области;
- переоборудование автобусов для работы на сжатом природном газе по мере ввода в эксплуатацию АГНКС;
- совершенствование процесса обучения водителей автотранспортных средств, подготовка квалифицированных кадров водителей для работы на газобаллонных автомобилях;
- совершенствование контроля за содержанием вредных веществ в отработанных газах автомобилей с использованием приобретаемого для этих целей оборудования;
- снижение транспортной составляющей в комплексе экологических проблем;
- сокращение удельных затрат транспортных предприятий на приобретение ГСМ;
- увеличение моторесурса двигателей внутреннего сгорания;
- дополнительное создание новых рабочих мест.
На втором этапе (2011 - 2015 годы) предусматривается реализация следующих мероприятий:
- продолжение работ по дальнейшему развитию маршрутной автобусной сети до полного обеспечения всех населенных пунктов транспортной связью с районными центрами;
- обеспечение компримированным природным газом парка имеющихся газобаллонных автомобилей;
- формирование "газового коридора" север - юг, запад - восток для обеспечения транзитного потока газобаллонных автомобилей;
- обеспечение ряда промышленных предприятий области заказами и создание предпосылки для продолжения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области альтернативного топлива и энергетики;
- изучение общественного мнения по проблемам транспортного обслуживания и осуществление контроля за ходом реализации мероприятий программы.
Основными программными мероприятиями являются:
1. Формирование правовой базы.
Нормативно-правовую базу необходимо привести в соответствие требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Налогового кодекса Российской федерации, разрабатываемого устава автомобильного транспорта и других основополагающих документов.
Необходимо внести изменения в действующие областные законы, постановления и распоряжения администрации области, регулирующие деятельность в сфере пассажирского транспорта.
2. Развитие автобусной маршрутной сети.
На реализацию мероприятия планируется направить 89,4 млн. рублей, в том числе:
- 89,4 млн. рублей из средств областного бюджета на приобретение 134 автобусов, необходимых для обеспечения работы на вновь открываемых 85 автобусных маршрутах.
3. Перевод пассажирского автотранспорта на альтернативные виды топлива с учетом строительства АГНКС на территории области.
Экологическая безопасность.
На реализацию мероприятия планируется направить 734,122 млн. рублей, в том числе:
- 746,27 млн. рублей из внебюджетных источников на реализацию инвестиционных проектов: "Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и реализация компримированного природного газа (метана) на территории Воронежской области за период 2007 - 2010 годов" (342,27 млн. рублей), "Организация региональной структуры переоборудования и технического обслуживания газобаллонных автомобилей (ГБО) на 2008 - 2015 годы" (250,0 млн. рублей), "Обеспечение муниципального пассажирского автотранспорта компримированным природным газом на 2008 - 2015 годы" (154,0 млн. рублей);
- 27,852 млн. рублей из средств областного бюджета на переоборудование 353 автобусов пассажирского комплекса области для работы на сжатом природном газе.
4. Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования.
На реализацию мероприятия планируется направить из областного бюджета 493,2 млн. рублей на замену 445 полностью амортизированных автобусов.
5. Развитие материально-технической базы предприятий пассажирского транспорта общего пользования.
На реализацию мероприятия планируется направить средства областного бюджета в сумме 63,839 млн. рублей.
6. Кадровое обеспечение предприятий пассажирского транспорта общего пользования.
На реализацию мероприятий планируется направить 1,11 млн. рублей, в том числе:
- 1,0647 млн. рублей - средства областного бюджета на переподготовку 530 водителей для работы на газобаллонных автобусах и 142 ИТР, обеспечивающих обслуживание, ремонт и регулировку газобаллонного оборудования;
- 0,0453 млн. рублей - собственные средства государственного учреждения начального профессионального образования "Воронежский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта".
Итого на реализацию мероприятий программы планируется направить 1421,671 млн. рублей, в том числе:
- 675,3555 млн. рублей - средства областного бюджета;
- 746,3155 млн. рублей - привлеченные средства инвесторов.
Социальный эффект от реализации программы составит 99,268 млн. рублей.
Расчет финансирования мероприятий проводился по первому варианту.
6. Предложения по целям и задачам областной
целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход реализации областной целевой программы по годам
Реализация программных мероприятий по решению указанных задач будет осуществляться по следующим направлениям:
- осуществление мероприятий, направленных на совершенствование организации транспортного обслуживания населения;
- создание современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, снижение транспортных издержек в экономике;
- повышение качества жизни населения за счет повышения доступности транспортных услуг;
- повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
- улучшение бизнес-климата региона, в том числе и за счет развития конкуренции в транспортном комплексе;
- обеспечение роста ВРП.
Целевыми показателями областной целевой программы являются:
1. Увеличение количества автобусных маршрутов (городских, пригородных и междугородных) с 658 в 2006 году до 743 - в 2015 году.
2. Увеличение количества выполняемых рейсов на закрепленной автобусной маршрутной сети с 1830,2 тыс. в 2006 году до 2619,5 тыс. в 2015 году.
3. Повышение регулярности движения автобусов на закрепленной маршрутной сети с 95,9% в 2006 году до 96,9% в 2015 году.
4. Увеличение сбора собственных доходов от оплаты за проезд с 461,9 млн. рублей в 2006 году до 957,6 млн. рублей в 2015 году.
5. Увеличение количества автобусов, работающих на газомоторном топливе, с 261 в 2006 году до 614 в 2015 году.
6. Увеличение количества рабочих мест по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации пассажирского транспорта с 3543 чел. в 2006 году до 3850 чел. в 2015 году.
7. Увеличение среднемесячной заработной платы работникам пассажирского автотранспортного комплекса области с 5,6 тыс. рублей в 2006 году до 12,0 в 2015 году.
В соответствии с планируемыми мероприятиями программы разработано два варианта расчета целевых показателей, которые представлены в приложении N 1.
7. Предложения по объемам и источникам
финансирования областной целевой программы
Объемы финансирования программы (в 2 вариантах) по направлениям представлены в приложениях к Концепции NN 2, 3.
В качестве оптимального принимается первый вариант финансирования программы, обеспечивающий достижение заявленной цели: обеспечение полного удовлетворения спроса населения на транспортные услуги пассажирского транспорта в 2015 году.
Этот вариант предусматривает финансирование мероприятий программы в течение 8 лет в размере 1421,671 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 675,3555 млн. рублей.
8. Предварительная оценка экономической эффективности
и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Итоговые варианты реализации мероприятий программы приведены в приложении N 4.
9. Предложения по участию структурных подразделений администрации
области, ответственных за реализацию областной целевой программы
Для реализации программных мероприятий областной целевой программы предлагается участие:
1. Главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области.
2. ОАО АТ "Воронежавтотранс".
3. ГУ "Воронежский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта".
4. ООО "Автометангруп".
5. СТЦ "Сарыч".
6. ООО ПТК "Новые энергетические системы".
10. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам областной целевой программы
Предлагаемый заказчик-координатор областной целевой программы - Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области.
Предложения по государственным заказчикам и разработчикам основных мероприятий программы:
- Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области;
- государственное учреждение начального профессионального образования "Воронежский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта";
- ОАО АТ "Воронежавтотранс";
- ООО "Автометангруп";
- ООО ПТК "Новые энергетические системы";
- СТЦ "Сарыч".
11. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации областной целевой программы
При планировании ресурсного обеспечения областной целевой программы учитывались уровень амортизационных норм пробега пассажирского автотранспорта, количество населенных пунктов, не охваченных автобусным сообщением с районными или областным центрами, материально-технической обеспеченности транспортной инфраструктуры, экологической безопасности и реальная возможность ее решения.
Финансирование мероприятий программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Комплекс программных мероприятий формируется и финансируется по статьям расходов (НИОКР, капитальные вложения, прочие расходы) и по следующим направлениям областной целевой программы:
1) Формирование правовой базы
Основными мероприятиями по данному направлению являются правовое и нормативное обеспечение:
- деятельности пассажирского автотранспортного комплекса;
- расширения использования сжатого газа в качестве моторного топлива.
2) Развитие автобусной маршрутной сети
Основными мероприятиями по данному направлению являются:
- обеспечение регулярными пассажирскими перевозками всех без исключения населенных пунктов области за счет открытия новых автобусных маршрутов;
- приобретение дополнительного количества автобусов для обеспечения их работы на вновь открываемых маршрутах;
- повышение качества жизни населения за счет доступности транспортных услуг на социально значимых автобусных маршрутах;
- совершенствование системы управления пассажирским автотранспортным комплексом, в том числе за счет усиления государственного воздействия на транспортную деятельность;
- создание дополнительных рабочих мест.
3) Перевод пассажирского автотранспорта на альтернативные виды топлива
Основными мероприятиями по данному направлению являются:
- снижение затрат на топливо в общих затратах работы пассажирского автотранспорта;
- экономия в регионе отдельных жидких видов топлива;
- сокращение вредных техногенных выбросов в атмосферу от работы автотранспорта;
- расширение сети пунктов сервисного обслуживания и переосвидетельствования газобаллонных автомобилей;
- создание дополнительных рабочих мест.
4) Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования
Основными мероприятиями по данному направлению являются:
- снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
- обеспечение безопасной перевозки пассажиров;
- повышение конкурентной способности пассажирского автотранспорта на рынке автотранспортных услуг.
5) Развитие материально-технической базы предприятий пассажирского транспорта
Основными мероприятиями по данному направлению являются:
- улучшение качества предоставляемых транспортных услуг;
- повышение технической готовности подвижного состава для обеспечения работы на закрепленной маршрутной сети;
- повышение мобилизационной готовности санитарных колонн по линии ГОЧС.
6) Кадровое обеспечение транспортных предприятий
Основными мероприятиями по данному направлению являются:
- обеспечение предприятий пассажирского транспорта квалифицированными водителями;
- повышение уровня профессиональной подготовки водителей, осуществляющих перевозки пассажиров на газобаллонных автобусах.
12. Предложения по механизмам формирования
мероприятий областной целевой программы
Разработка программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих сбалансированное решение основного комплекса задач:
- системный подход, комплексность, концентрация на самых важных направлениях;
- оценка потребностей в финансовых средствах с учетом необходимости обеспечения установленного порядка разграничения расходных обязательств между органами управления всех уровней.
Для реализации программы предусматривается использовать средства областного бюджета и внебюджетные источники.
13. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией областной целевой программы
Решение задачи по формированию и эффективному управлению реализацией программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления на основе разграничения уровней управления и распределения функций между органами управления реализацией программы.
Управление реализацией программы может осуществляться на основе следующих методов управления:
1) Централизация управления
Использование указанного метода предполагает сосредоточение функций управления реализацией программы у государственного заказчика-координатора как на тактическом, так и на оперативном уровне.
При этом государственные заказчики реализуют функции управления на тактическом уровне только по согласованию с государственным заказчиком-координатором, а в процессе текущего управления реализацией программы - через специально созданный орган, руководство деятельностью которого осуществляет государственный заказчик-координатор.
Указанный метод управления реализацией программы имеет ряд недостатков, основными из которых являются:
- сосредоточение всей власти по управлению реализацией программы на тактическом уровне в руках заказчика-координатора, что может привести к искажению реальных результатов реализации программы;
- высокая бюрократизация системы управления реализацией программы вследствие сосредоточения всех информационных потоков в одном месте;
- возможное снижение инициативы государственных заказчиков при реализации программных мероприятий;
- риск потери управляемости процесса реализации программы вследствие неспособности органов управления государственного заказчика-координатора оперативно принимать эффективные решения ввиду значительной нагрузки на аппарат управления.
2) Демократизация управления реализацией программы на тактическом и оперативном уровнях управления
Использование указанного метода предполагает рассредоточение функций управления реализацией программы. При этом государственные заказчики, включая государственного заказчика-координатора, имеют все функции и полномочия для самостоятельного управления реализацией программы, включая планирование, реализацию и корректировку мероприятий. Роль государственного заказчика-координатора сводится к общей координации деятельности государственных заказчиков на основе отчетной информации.
Указанный метод управления реализацией программы имеет ряд недостатков, основными из которых являются:
- возможная потеря управляемости процесса реализации Программы в условиях несогласованности действий государственных заказчиков и государственного заказчика-координатора;
- принятие государственными заказчиками неэффективных управленческих решений;
- усложнение процесса управления реализацией программы для Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации за счет множественности субъектов взаимодействия на стратегическом уровне.
3) Смешанный
Использование данного метода предполагает разделение на тактическом уровне функций по координации деятельности государственных заказчиков между государственным заказчиком-координатором и специально создаваемым коллегиальным совещательным органом управления, основной задачей которого является координация решений государственного заказчика-координатора и государственных заказчиков по наиболее значимым вопросам (ежегодное планирование и корректировка планов, оценка хода реализации и достигнутых результатов и прочее), а также по любым острым проблемам, возникающим при реализации мероприятий программы.
Соответственно на тактическом уровне управления обеспечивается учет мнений всех государственных заказчиков и не допускается потеря управляемости процесса реализации программы со стороны государственного заказчика-координатора.
На оперативном уровне управления государственные заказчики самостоятельно осуществляют текущее управление реализацией программы. При этом выполнение комплексных мероприятий (мероприятия, в реализации которых принимают участие 2 и более государственных заказчика) осуществляется государственным заказчиком-координатором в порядке, установленном программой.
Таким образом, использование данного метода представляется наиболее предпочтительным, поскольку позволяет избежать недостатков двух других методов.
Приложение N 1
областной целевой программы
"Реформирование пассажирского транспорта
общего пользования Воронежской области
на 2008 - 2015 годы"
Целевые показатели | Ед. изм. | 2008 - 2015 годы |
В том числе | |||||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Инерционный сценарий развития событий | ||||||||||
Количество автобусных маршрутов |
ед. | 658 | 658 | 658 | 658 | 658 | 658 | 658 | 658 | 658 |
Количество выполняемых рейсов на маршрутной сети |
тыс. рейсов |
15 132,0 | 1 888,0 | 1 889,0 | 1 890,0 | 1 891,0 | 1 892,0 | 1 893,0 | 1 894,0 | 1 895,0 |
Регулярность движения автобусов на закрепленной маршрутной сети |
% | 95,9 | 95,9 | 95,9 | 95,9 | 95,9 | 95,9 | 95,9 | 95,9 | 95,9 |
Перевезено пассажиров, в т.ч. платных, город |
млн. чел. | 868,8 ----- 79,8 |
108,5 ----- 9,8 |
108,6 ----- 9,85 |
108,7 ----- 9,9 |
108,8 ----- 9,95 |
108,9 ----- 10,0 |
109,0 ----- 10,05 |
109,1 ----- 10,1 |
109,2 ----- 10,15 |
Пассажирооборот, в т.ч. платный, пригород |
млн. пасс/км |
15 866,4 | 1 976,4 ------- 185,5 |
1 980,0 ------- 188,31 |
1 985,0 ------- 190,20 |
1 990,0 ------- 192,16 |
1 995,0 ------- 194,21 |
2 000,0 ------- 196,33 |
2 005,0 ------- 200,54 |
2 010,0 ------- 202,83 |
1 550,08 | ||||||||||
Собственные доходы от оплаты за проезд, всего, в т.ч. |
млн. рублей |
5 520,5 | 478,8 | 526,7 | 580,0 | 640,0 | 710,0 | 780,0 | 860,0 | 945,0 |
город | 625,15 | 57,0 | 59,0 | 66,15 | 74,3 | 81,6 | 88,5 | 93,6 | 105,0 | |
пригород | 1 580,0 | 130,0 | 150,0 | 165,0 | 185,0 | 203,0 | 222,0 | 250,0 | 275,0 | |
Расходы всего, в т.ч. | млн. рублей |
7 606,1 | 700,0 | 782,0 | 817,0 | 896,0 | 975,0 | 1 071,0 | 1 178,1 | 1 295,0 |
город | 1 547,02 | 162,0 | 165,5 | 178,61 | 187,7 | 196,91 | 206,76 | 217,1 | 228,0 | |
пригород | 3 865,0 | 350,0 | 390,0 | 425,0 | 465,0 | 500,0 | 540,0 | 580,0 | 615,0 | |
Уровень покрытия расходов оплатой за проезд, всего, в т.ч. |
% | 72,6 | 72,0 | 72,0 | 72,0 | 72,3 | 72,8 | 72,8 | 73,0 | 73,0 |
город | 40,4 | 35,2 | 35,7 | 37,0 | 39,6 | 41,4 | 42,8 | 43,1 | 46,0 | |
пригород | 40,9 | 37,1 | 38,5 | 38,8 | 39,8 | 40,6 | 41,1 | 43,0 | 44,7 | |
Дополнительное количество автобусов, работающих на газомоторном топливе |
ед. | 41 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Первый вариант (при общем объеме финансирования 1 421,671 млн. рублей) | ||||||||||
Предполагаемый объем финансирования программы |
||||||||||
Увеличение количества автобусных маршрутов |
ед. | 85 | 17 | 17 | 19 | 12 | 7 | 6 | 5 | 2 |
Увеличение количества выполняемых рейсов |
тыс. рейсов |
731,5 | 34,5 | 56,5 | 82,8 | 99,0 | 106,9 | 113,3 | 118,5 | 120,0 |
Обеспечение роста регулярности движения автобусов на маршрутной сети |
% | 1,0 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
Увеличение количеств перевозимых пассажир., в т.ч. платных, город |
млн. чел. | 36,1 ---- 1,54 |
0,4 ---- 0,04 |
1,8 ---- 0,09 |
3,2 ---- 0,1 |
4,2 ---- 0,16 |
5,0 ---- 0,21 |
5,8 ---- 0,26 |
6,6 ---- 0,31 |
7,1 ----- 0,37 |
Увеличение пассаж., оборота, в т.ч. платного, на пригороде |
млн. пасс/км |
607,1 ----- 45,42 |
8,2 ---- 7,5 |
28,8 ---- 6,69 |
58,5 ---- 6,1 |
75,9 ---- 6,04 |
89,6 ---- 5,99 |
103,4 ----- 5,87 |
117,2 ----- 3,76 |
125,5 ----- 3,47 |
Увеличение собственных доходов от оплаты за проезд |
млн. рублей |
2 316,9 | 92,6 | 148,1 | 205,9 | 259,8 | 315,6 | 375,7 | 431,6 | 487,6 |
Обеспечение уровня покрытия расходов собственными доходами |
город 57,0 ---- % |
73,6 | 75,7 | 77,7 | 79,2 | 80,2 | 81,8 | 82,8 | 83,4 | |
Увеличение количества автобусов, работающих на газомоторном топливе |
ед. | 353 | 41 | 48 | 47 | 53 | 40 | 45 | 45 | 34 |
Второй вариант (при общем объеме финансирования 629,04 млн.рублей) | ||||||||||
Предполагаемый объем финансирования программы |
млн. рублей |
|||||||||
Увеличение количества автобусных маршрутов |
ед. | 35 | 6 | 6 | 7 | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Увеличение количества выполняемых рейсов |
тыс. рейсов |
243,8 | 11,5 | 18,8 | 27,6 | 33,0 | 35,6 | 37,8 | 39,5 | 40,0 |
Обеспечение роста регулярности движения автобусов |
% | 1,73 | 0,1 | 0,13 | 0,17 | 0,2 | 0,23 | 0,27 | 0,3 | 0,33 |
Увеличение количества перевозимых пассажир., в т.ч. платных, город |
млн. чел. | 11,4 ---- 0,43 |
0,13 ---- 0,02 |
0,6 ---- 0,03 |
1,1 ---- 0,04 |
1,4 ---- 0,05 |
1,7 ---- 0,06 |
1,9 ---- 0,07 |
2,2 ---- 0,08 |
2,37 ---- 0,1 |
Увеличение пассаж. оборота, в т.ч. платного, на пригороде |
млн. пасс. км |
202,43 ------ 14,62 |
2,73 ---- 3,0 |
9,6 ---- 1,69 |
19,5 ---- 2,1 |
25,3 ---- 2,04 |
29,9 ---- 1,99 |
34,5 ---- 2,47 |
39,1 ---- 0,76 |
41,8 ---- 0,57 |
Увеличение собственных доходов от оплаты за проезд |
млн. рублей |
772,3 | 30,9 | 49,4 | 68,6 | 86,6 | 105,2 | 125,2 | 143,9 | 162,5 |
Обеспечение уровня покрытия расходов собственными доходами |
% | 71,7 | 71,9 | 72,3 | 72,8 | 72,8 | 73,0 | 73,6 | 73,8 | |
Увеличение количества автобусов, работающих на газомоторном топливе |
ед. | 120 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Приложение N 2
областной целевой программы
"Реформирование пассажирского транспорта
общего пользования Воронежской области
на 2008 - 2015 годы"
Объемы финансирования программы
млн. рублей
Наименование мероприятий программы |
Всего по мероприятию |
В том числе | ||
федеральный бюджет |
областной бюджет |
иные источники |
||
Первый вариант (1 421,671 млн. рублей) | ||||
Формирование правовой базы |
Финансовых средств не требуется |
- | - | - |
Развитие автобусной маршрутной сети |
89,4 | - | 89,4 | - |
Перевод пассажирского автотранспорта на альтернативные виды топлива |
774,122 | - | 27,852 | 746,27 |
Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования |
493,2 | - | 493,2 | - |
Развитие материально- технической базы предприятий пассажирского транспорта |
63,8388 | - | 63,8388 | - |
Кадровое обеспечение транспортных предприятий |
1,11 | - | 1,0647 | 0,0453 |
Итого | 1 421,671 | - | 675,3555 | 746,3153 |
Второй вариант (629,064 млн. рублей) | ||||
Формирование правовой базы |
Финансовых средств не требуется | |||
Развитие автобусной маршрутной сети |
20,3 | - | 20,3 | - |
Перевод пассажирского автотранспорта на альтернативные виды топлива |
422,74 | - | - | 422,74 |
Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования |
164,4 | - | 164,4 | - |
Развитие материально- технической базы предприятий пассажирского транспорта |
21,2796 | - | 21,2796 | - |
Кадровое обеспечение транспортных предприятий |
0,3543 | - | 0,3543 | - |
Итого | 629,064 | - | 206,324 | 422,74 |
Приложение N 3
областной целевой программы
"Реформирование пассажирского транспорта
общего пользования Воронежской области
на 2008 - 2015 годы"
Объемы финансирования мероприятий программы по годам реализации
Наименование мероприятий |
Ед. изм. | 2008 - 2015 годы |
В том числе | |||||||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Первый вариант (1 21,671 млн. рублей) | ||||||||||
Формирование правовой базы |
Финансовых средств не требуется | |||||||||
Развитие авт. мар. сети |
млн. рублей |
89,4 | 21,2 | 17,6 | 19,2 | 11,6 | 6,6 | 6,0 | 4,8 | 2,4 |
Соц. | ||||||||||
Бюдж. | ||||||||||
Экон. | ||||||||||
Перевод пассажирского автотранспорта на альтернативные виды топлива |
млн. рублей |
774,122 ------- 342,27 250,0 154,0 27,852 |
162,505 ------- 120,27 39,0 3,235 |
175,787 ------- 111,0 39,0 22,0 3,787 |
179,708 ------- 111,0 43,0 22,0 3,708 |
69,182 ------ 43,0 22,0 4,182 |
68,156 ------ 43,0 22,0 3,156 |
68,5505 ------- 43,0 22,0 3,5505 |
25,5505 ------- 22,0 3,5505 |
24,68 ----- 22,0 2,68 |
Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования |
млн. рублей |
493,2 | 52,8 | 57,2 | 56,6 | 60,4 | 65,0 | 65,8 | 67,2 | 68,2 |
Развитие материально- технической базы предприятий пассажирского транспорта |
млн. рублей |
63,8388 | 8,0039 | 8,0053 | 8,0029 | 7,9875 | 7,9941 | 7,9673 | 7,8960 | 7,981 |
Кадровое обеспечение транспортных предприятий |
млн. рублей |
1,11 | 0,1245 | 0,1259 | 0,1479 | 0,1518 | 0,1418 | 0,1429 | 0,1518 | 0,123 |
Итого | 1 421,671 | 244,6334 | 258,7182 | 263,6588 | 149,3213 | 147,8919 | 148,4607 | 105,5983 | 103,38 | |
Второй вариант (69,064 млн. рублей) | ||||||||||
Формирование правовой базы |
||||||||||
Развитие автобусной маршрутной сети |
млн. рублей |
20,3 | 5,267 | 3,866 | 4,3 | 2,867 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,4 |
Перевод пассажирского автотранспорта на альтернативные виды топлива |
млн. рублей |
422,73 | 159,63 | 150,3 | 111,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Обновление подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования |
млн. рублей |
164,4 | 17,6 | 19,067 | 18,867 | 20,133 | 21,667 | 21,933 | 22,4 | 22,73 |
Развитие материально- технической базы предприятий пассажирского транспорта |
млн. рублей |
21,2796 | 2,668 | 2,6684 | 2,6676 | 2,6625 | 2,6647 | 2,6558 | 2,632 | 2,660 |
Кадровое обеспечение транспортных предприятий |
млн. рублей |
0,3544 | 0,038 | 0,041 | 0,0464 | 0,0497 | 0,0443 | 0,0467 | 0,0482 | 0,040 |
Итого | млн. рублей |
629,064 | 185,203 | 175,9434 | 137,181 | 26,0122 | 26,076 | 26,1355 | 26,3802 | 26,13 |
Приложение N 4
областной целевой программы
"Реформирование пассажирского транспорта
общего пользования Воронежской области
на 2008 - 2015 годы"
Итоговые результаты за период реализации программы.
Социальный эффект
Городские перевозки | ||||||
Количество перевезенных платных пассажиров (млн. чел.) |
Получено доходов от перевозки платных пассажиров (млн. рублей) |
Средний тариф за перевозку | Суммарная величина социальной эффективности (млн. рублей) |
|||
Расчетная экономически обусловленная величина стоимости проезда (рублей) |
Социально ориентиро- ванная величина стоимости проезда (рублей) |
Социальный эффект на каждую поездку (разница в стоимости проезда) (рублей) |
||||
Инерционный период |
79,9 | 634 | 19,36 | 7,93 | 11,43 | 4,572 |
0,4 | 48,0 | 1 546,5 (расх.) |
||||
Первый вариант |
81,34 | 11,43 | 16,459 | |||
144 | ||||||
Второй вариант |
80,78 ----- 0,88 |
11,43 | 10,058 | |||
Пригородные перевозки | ||||||
Пассажиро- оборот от перевозки платных пасс. |
Получено доходов от перевозки платных пассажиров (млн. рублей) |
Средний тариф за 1 км пути | Суммарная величина социальной эффективности (млн. рублей) |
|||
Расчетная экономически обусловленная величина стоимости проезда 1 км пути (рублей) |
Социально ориентиро- ванная величина стоимости проезда 1 км пути (рублей) |
Социальный эффект на каждый км пути (разница в стоимости проезда) (рублей) |
||||
Инерционный период |
1 550,08 | 1 580,0 | 2,49 | 1,02 | 1,47 | 11,76 |
8,0 | 3 865,0 | |||||
Первый вариант |
1 595,5 | 1,47 | 66,767 | |||
45,42 | ||||||
Второй вариант |
1 564,7 | 1,47 | 21 491 | |||
14,62 | ||||||
Суммарная величина социальной эффективности (млн.рублей) | ||||||
Городские перевозки |
Пригородные перевозки |
Всего | ||||
Инерционный период |
4,572 | 11,47 | 16,042 | |||
Первый вариант |
16,459 | 66,767 | 99,268 | |||
Второй вариант |
10,058 | 21,491 | 31,549 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственным заказчиком программы назначено Главное управление по промышленности, транспорту, связи и инновациям Воронежской области. Приоритетным направлением деятельности администрации Воронежской области в реализации транспортной стратегии является расширение использования компримированного природного газа как экологически чистого моторного топлива.
Целью программы будет являться обеспечение полного удовлетворения спроса населения на транспортные услуги пассажирского автотранспорта, сокращение вредных техногенных выбросов в атмосферу от работы пассажирского транспорта. Реализацию программы предполагается осуществить в течение 8 лет (2008 - 2015 годы) в 2 этапа.
Распоряжение Администрации Воронежской области от 24 августа 2007 г. N 636-р "О разработке областной целевой программы "Реформирование пассажирского автотранспорта общего пользования Воронежской области на 2008 - 2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был