Постановлением Правительства Воронежской области от 24 апреля 2015 г. N 305 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Воронежской области от 11 октября 2010 г. N 847 в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Администрации Воронежской области
от 18 января 2008 г. N 27
"Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим
задачам и мероприятиям долгосрочных областных целевых программ, а также
показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых
программ, включающих показатели эффективности реализации программ"
11 октября 2010 г.
В целях реализации Закона Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу", администрация Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Требования к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям долгосрочных областных целевых программ и показатели непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающие показатели эффективности реализации программ.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя Правительства Воронежской области Гусева А.В.
Исполняющий обязанности губернатора |
В.Г. Кобяшев |
Постановлением Правительства Воронежской области от 11 октября 2010 г. N 847 в настоящие Требования внесены изменения
Требования
к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям
долгосрочных областных целевых программ и показатели непосредственных
и конечных результатов областных целевых программ, включающие показатели
эффективности реализации программ
(утв. постановлением Администрации Воронежской области
от 18 января 2008 г. N 27)
11 октября 2010 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Требования определяют методические основы формирования стратегических целей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечных результатов долгосрочных областных целевых программ в процессе разработки, реализации, оценки результативности и эффективности долгосрочных областных целевых программ, и направлены на создание системы стратегического управления и контроля за достижением стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области, совершенствование среднесрочного финансового планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и оптимизацию механизмов их эффективного взаимодействия в целях обеспечения преемственности государственной и региональной политики.
2. Основой для разработки системы стратегических целей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечных результатов долгосрочных областных целевых программ являются меры социальной и экономической политики, предусмотренные Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу", цели и задачи соответствующих федеральных целевых программ.
3. Система стратегических целей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечных результатов долгосрочных областных целевых программ самостоятельно формируется исполнительными органами государственной власти Воронежской области с учетом полномочий и компетенций Воронежской области как субъекта Российской Федерации в регулируемой областной целевой программе# сфере деятельности, в соответствии с настоящими Требованиями, Указом Президента РФ от 28.06.2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", распоряжением Правительства Воронежской области от 10.06.2009 N 256-р "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825", а также иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую базу разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и областных целевых программ.
4. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области следует обеспечить преемственность стратегических целей, тактических задач и показателей, разработанных в соответствии с настоящими Требованиями. Корректировка состава стратегических целей, тактических задач и показателей допускается в случаях:
- изменения стратегических целей развития области на планируемый период;
- изменения полномочий и компетенций исполнительного органа государственной власти Воронежской области;
- выявления необходимости изменения указанных параметров по результатам мониторинга достижения запланированных показателей деятельности или реализации долгосрочных областных целевых программ.
5. Понятия, используемые в настоящих Требованиях и имеющие отношение к составу, содержанию и терминологическому аппарату долгосрочных областных целевых программ, применяются в значениях, определенных в действующем законодательстве Российской Федерации и Воронежской области.
II. Требования к системе описания (формулированию) стратегических целей,
тактических задач, мероприятий и показателей их достижения
6. При формулировании стратегических целей долгосрочных областных целевых программ необходимо принимать во внимание следующее.
6.1. Стратегическая цель должна представлять собой стратегическое направление деятельности, соответствующее долгосрочным и среднесрочным приоритетам развития Воронежской области, и предполагающее решение системных проблем в отнесенной к компетенции исполнительного органа государственной власти Воронежской области сфере деятельности программными методами, соответствовать целям Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития Воронежской области на среднесрочную перспективу.
Для реализации долгосрочных областных целевых программ, имеющих комплексный межотраслевой характер, могут формироваться несколько стратегических целей.
6.2. Формулировка стратегической цели долгосрочной областной целевой программы должна состоять из одного предложения и точно отвечать на вопрос: какую проблему социально-экономического развития области решает долгосрочная областная целевая программа.
7. При формулировании тактических задач необходимо принимать во внимание следующее.
7.1. Тактическая задача - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее во взаимосвязи с другими тактическими задачами достижение одной из стратегических целей.
7.2. В случае, если стратегическая цель может быть достигнута путем решения разных тактических задач, следует выбирать наиболее эффективные из них, руководствуясь следующими критериями:
- количественная эффективность или экономичность - достижение стратегической цели посредством решения наименее затратных тактических задач;
- качественная эффективность или степень достаточности (но не избыточность) достижения стратегической цели;
- наличие (отсутствие) рисков, могущих повлиять на достижение целей и задач и возможность разработки системы мер по оценке рисков и оперативному управлению ими.
7.3. Для каждой стратегической цели должны быть сформулированы тактические задачи.
7.4. При формулировании тактических задач необходимо обеспечивать соответствие стратегическим целям.
7.5. Формулировка тактической задачи должна отвечать на вопрос о том, как обеспечить достижение соответствующей стратегической цели.
Совокупность тактических задач по каждой цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой тактической задачи является необходимым условием достижения цели) и достаточности (решение всех тактических задач является достаточным условием достижения цели).
Сроки решения каждой из тактических задач не должны превышать срок достижения соответствующей цели.
7.6. Необходимо использовать одно общее основание для выделения тактических задач и далее детализировать мероприятия по содержанию работ в каждой из сфер.
Например, выделение по сферам деятельности:
- в сфере образования: дошкольное образование, начальное образование, среднее общее образование, дополнительное образование;
- в сфере культуры: музеи, библиотеки и т.п.
Другой подход к детализации - выделение тактических задач по содержанию работ:
- улучшение материально-технического обеспечения;
- подготовка и переподготовка кадров и т.п., и дальнейшая конкретизация сфер, в которых подобные работы должны проводиться уже в рамках мероприятий.
Рекомендуется отдавать приоритет выделению тактических задач по сферам деятельности, а мероприятия внутри задач выделять исходя из содержания работ.
8. Стратегические цели могут быть достигнуты, а тактические задачи решены в ходе реализации мероприятий долгосрочных областных целевых программ. При формулировании мероприятий необходимо принимать во внимание следующее.
8.1. Мероприятие - носящее предельно конкретный характер действие или несколько взаимосвязанных действий в отношении однозначно поименованного объекта, дающее четкое представление о содержании производимых работ.
Выделение мероприятий позволяет однозначно определить планируемую тактику работы по достижению стратегических целей и решению тактических задач.
8.2. Для каждой тактической задачи должно быть сформулировано не менее одного мероприятия.
9. Для каждой стратегической цели, тактической задачи и мероприятия должны быть определены не менее одного показателя их достижения и их значения:
- фактическое - за предыдущий год;
- планируемые - за текущий и последующие годы.
9.1. Количественно измеримые показатели (индикаторы) позволяют оценить эффективность и результативность реализации долгосрочной областной целевой программы. С помощью их пороговых значений задаются ориентирующие результативные параметры экономического и социального развития на определенный период (квартал, год и т.д.) с учетом значений стратегических индикаторов развития Воронежской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу и программой социально-экономического развития Воронежской области на среднесрочную перспективу, затем осуществляется мониторинг за их выполнением, производятся корректирующие и регулирующие действия и, на заключительном этапе, дается комплексная оценка эффективности. Индикаторы должны соответствовать требованиям, содержащимся в постановлении Правительства Воронежской области от 09.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать "19.11.2009"
9.2. При разработке системы показателей следует руководствоваться принципом минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее предоставления.
9.3. При выборе формулировки и значений показателя следует учитывать наличие необходимых для наблюдения за состоянием показателя статистических данных либо предусматривать возможность применения иных способов сбора информации для получения достоверных фактических значений достижения поставленных результатов (например, социологического опроса и т. д.).
9.4. Основными видами показателей, используемых для проведения оценки результатов достижения стратегических целей, решения тактических задач и выполнения мероприятий, являются показатели:
9.4.1. Непосредственных результатов деятельности, характеризующие в числовом виде объем государственных услуг, оказанных исполнительными органами государственной власти Воронежской области и подведомственными бюджетными учреждениями внешним потребителям (например, количество произведенной продукции, обслуженных клиентов и т. д.).
Под внешними потребителями услуг понимаются физические и юридические лица, их группы, а также органы местного самоуправления, за исключением органа исполнительной власти области и подведомственных ему бюджетных учреждений и иных организаций.
9.4.2. Конечных общественно значимых результатов деятельности, характеризующих эффект для внешних потребителей от государственных услуг, оказанных исполнительными органами государственной власти Воронежской области и подведомственными бюджетными учреждениями, качественное изменение социально-экономической или общественной среды (например, снижение числа аварий на объекте, снижение числа населенных пунктов, не имеющих выхода на автомобильную сеть с твердым покрытием, и т.д.).
9.5. В качестве показателей, характеризующих степень достижения стратегической цели, используются исключительно показатели конечных общественно значимых результатов (далее - индикаторы цели).
9.6. В качестве показателей, характеризующих степень решения тактической задачи, используются показатели непосредственных или конечных общественно значимых результатов.
9.7. В качестве показателей, характеризующих степень выполнения конкретного мероприятия, используются исключительно показатели непосредственных результатов.
9.8. Для характеристики процесса реализации долгосрочных областных целевых программ, при приведении соответствующих обоснований, допускается использование ряда дополнительных показателей:
9.8.1. Организации управленческого и производственного процессов, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики.
9.8.2. Ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, используемых для реализации долгосрочных областных целевых программ, а также экономичность их использования (например, часы работы, прямые затраты, льготы, затраты на производство единицы продукта, кол-во потраченных часов на разбор одной жалобы потребителя и т.д.).
9.8.3. Качества бюджетных услуг, основными критериями которых являются степень удовлетворенности потребителей, аккуратность предоставления услуги, своевременность предоставления услуги (например, процент респондентов, удовлетворенных услугой, частота ремонтных работ или сервисного обслуживания, среднее время ожидания и т.д.).
9.9. Необходимо обеспечить:
- сбалансированность комплекса показателей (наличие показателей непосредственного и конечного общественно значимого результата; показателей удовлетворенности потребителей бюджетных услуг, организации производственных процессов и управления персоналом и т.д.);
- возможность использования показателей в системах стимулирования государственных служащих и работников бюджетной сферы.
9.10. Если для характеристики достижения стратегической цели необходимо использование нескольких показателей, то обязательным условием достижения такой цели должно быть выполнение всех используемых для оценки этой цели показателей.
III. Требования к аналитическим показателям оценки конечных общественно
значимых результатов и социально-экономической эффективности долгосрочных
областных целевых программ
10.1. При выполнении долгосрочной областной целевой программы и ее отдельных мероприятий предусматривается получение количественно измеримых конечных общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку.
10.2. В целях достижения оптимального соотношения связанных с реализацией долгосрочной областной целевой программы затрат и достигаемых в ходе реализации результатов осуществляется оценка эффективности долгосрочной областной целевой программы.
10.3. Эффективность долгосрочной областной целевой программы отражает ее соответствие целям и приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития Воронежской области на среднесрочную перспективу. Понятие эффективности включает в себя все положительные результаты реализации долгосрочной областной целевой программы: рост валового регионального продукта, экологической и общественной безопасности; повышение качества человеческого капитала, выражаемого показателями продолжительности жизни, уровня образования, обеспеченности жильем, занятости, творческой и предпринимательской активности, гражданской инициативы, правовой культуры и т.д.
В целом эффективность реализации долгосрочной областной целевой программы определяется достижением показателей конечных общественно значимых и непосредственных результатов реализации программы.
Оценка результативности долгосрочной областной целевой программы определяется на основании данных о динамике в отчётном периоде плановых и фактически достигнутых показателей (непосредственных и конечных), а также затрат на реализацию мероприятий программы.
Эффективность как расчетная категория характеризуется системой аналитических показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к процессу достижения стратегической цели.
10.4. При проведении оценки конечных результатов реализации долгосрочной областной целевой программы рекомендуется провести расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей, позволяющих определить социально-экономическую эффективность расходования бюджетных средств:
10.4.1. Экономическая эффективность - соотношение непосредственного результата деятельности, планируемого для достижения в рамках тактических задач или программных мероприятий, с затратами на его достижение.
Экономическая эффективность равна отношению показателя непосредственного результата деятельности к сумме затрат в рублях.
Показатели экономической эффективности используются исключительно для оценки эффективности решения тактических задач и конкретных программных мероприятий.
10.4.2. Бюджетная эффективность - изменение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней вследствие реализации программы. Бюджетная эффективность определяется как разница между платежами в бюджеты всех уровней и бюджетными расходами на реализацию программы (без учёта внебюджетных источников).
При определении бюджетной эффективности необходимо учитывать возможное сокращение бюджетных расходов в результате реализации программных мероприятий, в том числе за счёт повышения качества оказания услуг, сокращения плановых затрат на обслуживание и ремонт объектов государственной собственности, использования более эффективных технологий в производственных процессах и т.д.
10.4.3. Социальная эффективность - изменения в уровне доходов, состоянии здоровья и продолжительности жизни, уровне рождаемости и смертности, уровне образования, уровне безработицы и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющихся непосредственным следствием реализации программы и имеющих количественные оценки.
При определении социальной эффективности программы наряду с натуральными показателями целесообразно производить расчёт финансовых показателей в денежном выражении (объём социальных выплат во внебюджетные фонды, перечисленные за работников, занятых в реализации мероприятий программы, фонд оплаты труда по вновь созданным рабочим местам и т.д.).
10.5. Для того чтобы показатели эффективности не искажали реальную динамику эффективности по годам, необходимо привести расходы каждого года к ценам некоторого базового года (дисконтирование при помощи необходимых индексов дефляторов).
10.6. Методика расчёта экономической, бюджетной и социальной эффективности реализации программы определяется разработчиком программы с учётом отраслевой специфики и используемых методик в аналогичных государственных и федеральных целевых программах.
Расчёт экономической и бюджетной эффективности реализации долгосрочных областных целевых программ производится, как правило, для программ, имеющих инвестиционной характер (направленных на поддержку коммерческих проектов).
В случае невозможности расчёта показателей экономической, бюджетной и социальной эффективности реализации программы приводится соответствующее обоснование и описание альтернативной методики оценки эффективности реализации программы.
10.7. Планирование значения показателей эффективности и отслеживание их фактического уровня создает эмпирическую базу для оценки того, насколько оптимальным является управление бюджетными ресурсами, как изменяется данная характеристика с течением времени, насколько отличаются показатели эффективности деятельности при реализации долгосрочной областной целевой программы от аналогичных показателей в других регионах, на федеральном уровне, в коммерческом секторе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Требования направлены на создание системы стратегического управления и контроля за достижением стратегических целей социально-экономического развития Воронежской области, совершенствование среднесрочного финансового планирования деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и оптимизацию механизмов их эффективного взаимодействия в целях обеспечения преемственности государственной и региональной политики.
Система стратегических целей, тактических задач, мероприятий и показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ самостоятельно формируется исполнительными органами государственной власти Воронежской области с учетом полномочий и компетенций Воронежской области как субъекта Российской Федерации в регулируемой областной целевой программе сфере деятельности, а также иными нормативными правовыми актами, составляющими правовую базу разработки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и областных целевых программ.
При выполнении областной целевой программы и ее отдельных мероприятий предусматривается получение количественно измеримых конечных общественно значимых результатов в течение определенного периода времени или к определенному сроку.
Постановление Администрации Воронежской области от 18 января 2008 г. N 27 "Об утверждении требований к стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям долгосрочных областных целевых программ, а также показателей непосредственных и конечных результатов областных целевых программ, включающих показатели эффективности реализации программ"
Текст постановления опубликован в газете "Молодой Коммунар" от 31 января 2008 г. N 10
Постановлением Правительства Воронежской области от 24 апреля 2015 г. N 305 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 11 октября 2010 г. N 847