Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Характеристика проблем, на решение которых направлена
областная целевая программа
В современных условиях России, когда политическая, экономическая, социальная жизнь претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвалидов, улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года.
В Российской Федерации принята федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", включающая подпрограмму "Социальная поддержка и реабилитация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы".
В Воронежской области необходимо принятие областной целевой программы, направленной на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы.
Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки.
Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвалидов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профессиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. По данным различных исследователей большая часть этих граждан относится к наименее обеспеченным слоям населения.
Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и ее отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности. Если в 1995 году общее число инвалидов в стране достигало 6,3 млн. человек, то в 2004 году - 11,4 миллиона. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более одного миллиона - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста.
Воронежская область относится к зоне демографического кризиса, доля пенсионеров - 31,1 процента, что выше общероссийского уровня. В структуре инвалидности преобладают инвалиды I и II группы - 72,3 процента, инвалиды III группы составляют 27,7 процента.
Инвалиды, граждане с ограниченными возможностями более других нуждаются в поддержке государства, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно.
Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" определены конкретные меры, направленные на создание оптимальных для инвалидов условий жизнедеятельности, их социальную интеграцию.
По прогнозу Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, в ближайшие годы тенденции к уменьшению числа инвалидов не прослеживаются.
Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость проведения в Воронежской области комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей повышение их жизненного уровня и интеграции в общество.
У инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.
В Воронежской области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации остается на низком уровне и не превышает 1,3 процента, то есть из 100 инвалидов только у одного улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3 процента). Численность инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования в 2005 году снята группа инвалидности - 121 чел., снижена тяжесть инвалидности - 1150 чел. В 2006 году 94,7 процента освидетельствованным инвалидам разработаны индивидуальные программы реабилитации с рекомендациями по обеспечению техническими средствами реабилитации, позволяющими восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности. В связи с этим возникла необходимость для осуществления технического обслуживания, гарантийного и послегарантийного ремонта, переоборудования под индивидуальные особенности технических средств реабилитации для инвалидов и разработки системы мер, направленной на увеличение количества реабилитированных инвалидов.
В Воронежской области профессиональная реабилитация инвалидов осуществляется на базе Воронежского областного реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста (далее - Центр). Профессиональное обучение проводится по 32 профессиям. На базе Центра реализуется 9 реабилитационных программ: профессиональная ориентация, психологическая коррекция, профессиональное обучение, трудовая реабилитация, социальная реабилитация, бытовая адаптация, творческая реабилитация, содействие занятости инвалидов и медико-социальная реабилитация.
Ежегодно услугами Центра пользуются до 1500 человек, из них около 1000 человек приобретают новую профессию. Объем услуг постоянно растет, ежегодно предлагается 2 - 3 новые профессии, востребованные на рынке труда. С 1996 года Центру делегировано право осуществлять повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами в области реабилитации и занятости.
Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста расположен в пригородной зоне, в значительном отдалении от центра города (пос. Отрожка). Общественный транспорт в этой части города отсутствует, маршрутные такси имеют ограниченное количество мест для инвалидов, обычный транспорт не приспособлен для проезда инвалидов-колясочников. Кроме того, оплата регулярного проезда в течение нескольких месяцев профессионального обучения инвалида в Центре реабилитации становится непосильной нагрузкой для бюджета семьи инвалида.
Обеспечение транспортной доступности для маломобильных инвалидов создаст условия для профессионального обучения и реабилитации инвалидов в Воронежском областном реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста.
Санаторий "Белая горка" открыт с 23.07.2004. В 2005 году в нем получили санаторно-курортное лечение 896 инвалидов.
Санаторий бальнеологического типа предназначен для лечения больных с заболеваниями органов движения. Недостаточное оснащение медицинским оборудованием не позволяет осуществлять лечение в полном объеме и на современном уровне. Необходимо приобрести медицинское оборудование и автотранспорт на сумму 8221 тыс. рублей.
В Воронежской области состоит на учете около 4000 инвалидов с нарушением слуха, из них 1069 детей. С целью оказания услуг по сурдопереводу этой категории инвалидов на базе Воронежского регионального отделения общественной организации Всероссийского общества глухих в 2002 году открыт областной центр сурдопереводческих услуг, для полноценного функционирования которого необходимо оборудование.
Слабовидящие и слепые граждане лишены доступа к современным технологиям. Владение компьютером поможет слепым инвалидам приобрести профессию, трудоустроиться, повысить свой культурный уровень. В настоящее время обучение слепых пользованию компьютером в Воронежской области практически отсутствует.
За последний год характеристики официально зарегистрированной безработицы инвалидов изменились следующим образом:
- с 80,9 до 85 процентов увеличилась доля получивших официальный статус безработного;
- численность состоящих на учете выросла за год на 12,3 процентных пункта и составила 3427 человек (против 2306 в 2001 году);
- в структуре причин их незанятости произошло увеличение доли потерявших работу (в 1,2 раза) и снижение удельного веса других категорий. За 2 года было трудоустроено 2048 инвалидов.
Среди обеспеченных работой 45,6 процента были трудоустроены на вакантные рабочие места, 8,6 процента - по квоте для инвалидов, 4,5 процента - на субсидированные рабочие места, еще 4,0 процента - на общественные работы. Свыше 60,0 процента получили постоянную работу, 39 процентов - временную и менее 1,0 процента - работу на дому.
Основная тенденция профессиональной ориентации инвалидов - желание трудоустроиться по имеющейся у них профессии - сохранилась и усилилась по сравнению с 2001 годом (в 1,3 раза по числу стремящихся к этому). На высокооплачиваемую работу претендует уже каждый шестой против каждого десятого в прошлые годы.
Наиболее предпочтительна для инвалидов работа по найму на обычном предприятии с официальным оформлением трудовых отношений. Однако особенностью данной категории является повышенная ориентация на частичную занятость (неполный рабочий день или неделю): 19 процентов хотят иметь надомную работу, 5 процентов - перейти на индивидуальную трудовую деятельность, а для 21 процента желательна работа на предприятии, специализирующемся именно на занятости инвалидов.
Вместе с тем для инвалидов характерна более низкая активность в попытках самостоятельного трудоустройства - 42 процента (против 32 процентов по остальным безработным) не пытались искать работу самостоятельно. Это явилось одной из причин их более длительной безработицы - доля состоящих на учете свыше 12 месяцев среди них выше в 3,6 раза, а состоящих на учете повторно - в 1,4 раза.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами трудоустройство инвалидов возможно лишь на специально оборудованные рабочие места или при создании специальных условий труда. Только одному из десяти инвалидов удается найти подходящее рабочее место, что в 6 раз ниже общего показателя трудоустройства населения.
Основной причиной такого положения является отсутствие экономической заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов, имеющих ограниченные возможности трудовой деятельности.
На территории Воронежской области располагаются два предприятия общероссийской общественной организации инвалидов - ООО "Бутурлиновское УПП ВОС", специализируется на выпуске щетинно-щеточных изделий, ООО "Воронежское УПП "Импульс ВОС", специализируется на выпуске электротехнических изделий. Производственные участки с оборудованием и спецоснасткой, социальная инфраструктура учебно-производственного предприятия ВОС содержались за счет выпускаемой продукции и предоставляемых льгот, которые частично компенсировали малоэффективный труд инвалидов и позволяли их продукции быть конкурентоспособной. В настоящее время льготы отменены и предприятия поставлены в один ряд с коммерческими структурами.
Ранее число занятых в производстве инвалидов по зрению составляло 1114 человек, в настоящее время, в связи с падением объемов производства, составляет 312 человек.
Участие инвалидов в трудовой деятельности не только позволяет им улучшить свое материальное положение, но и дает возможность вернуть их к активному участию в жизни общества, способствует восстановлению их социального статуса.
В настоящее время проблема оказания помощи широкому контингенту лиц, пострадавших во время боевых действий и ставших инвалидами вследствие этого, относится к числу наиболее актуальных.
Послевоенная реабилитация участников боевых действий не может происходить сама по себе по истечении времени, на что указывают данные медицинских и социологических исследований: более 35 процентов ветеранов боевых действий имеют серьезные психологические проблемы и слабо адаптируются в гражданском обществе.
По оценке отечественных специалистов в различных видах социальной и медицинской реабилитации нуждаются около 80 процентов военнослужащих, выполняющих боевые задания.
Обследования ветеранов войн США после корейского, вьетнамского военных конфликтов, после участия в операции "Буря в пустыне" показывают, что война не заканчивается для значительной части ее участников с прекращением их участия непосредственно в боевых действиях. Симптомы боевого стресса (не менее чем 40 - 80 процентов случаев) трансформируются в посттравматические стрессовые расстройства и могут продолжаться годы и десятилетия, а в ряде случаев формируется психопатическое состояние, связанное с боевой психической травмой.
Многие последствия различных заболеваний раневой и травматической болезней может сместить или полностью устранить современная система реабилитации, способствуя адаптации личности, организма человека к его изменившемуся физическому состоянию, жизни во всех ее проявлениях, социуму, труду.
В Воронежской области проживают более 61 тысячи одиноких инвалидов. Около 23 процентов инвалидов имеют размер пенсии ниже прожиточного минимума. Инвалидам, имеющим противопоказания к государственному социальному обслуживанию в нестационарных условиях, большой проблемой становится оплата медико-социальных услуг.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
Лечебно-профилактические учреждения, органы образования, соцзащиты не могут осуществлять контроль за выполнением индивидуальных программ реабилитации инвалидов в связи с отсутствием в их штатах соответствующих специалистов. В системе здравоохранения, образования, соцзащиты и занятости населения недостаточно реабилитационных учреждений, имеющих прочную материальную базу, позволяющую осуществлять реабилитационные мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой на современном уровне. Все это не позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и этапность реабилитационного процесса.
В Воронежской области отсутствуют автобусы, оснащенные специализированными устройствами для перевозки инвалидов.
В субъектах Российской Федерации продолжается формирование сети учреждений государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время действует 161 реабилитационное учреждение для взрослых и 160 - для детей, 78 организаций по протезированию и протезостроению, свыше 200 предприятий занимаются производством технических средств реабилитации.
Практически в самом начале становления находится формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Сложившаяся на сегодня инфраструктура городов и населенных пунктов Воронежской области не приспособлена для жизнедеятельности инвалидов, ограничивает их возможности передвижения и препятствует их активному участию во всех сферах жизни общества.
Инвалиды относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе и в решении вопросов досуга. Результаты исследований, проведенных Федеральным научно-практическим центром медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, свидетельствуют, что более трети всех инвалидов желали бы заниматься организованной культурной деятельностью: среди инвалидов в возрасте до 30 лет этот показатель достигает 70 процентов, а в пожилом возрасте такой интерес выражает каждый четвертый.
Реализация мероприятий программы поможет более эффективно решать вопросы организации взаимодействия государственных структур и общественных организаций по вопросам поддержки инвалидов, будет способствовать интеграции инвалидов в жизнь общества, содействовать повышению уровня их жизни, сокращению численности инвалидов и возвращению к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.
Итоги реализации федеральной целевой программы
"Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы",
утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14.01.2000 N 36,
на территории Воронежской области
В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2000 N 36:
- за счет дополнительных доходов федерального бюджета на 2001 год ФГУП "Воронежское протезно-ортопедическое предприятие" было выделено на капитальный ремонт, включая стационар сложного протезирования, - 2000,0 тыс. рублей;
- в целях укрепления материально-технической базы учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы Воронежской области для Главного бюро медико-социальной экспертизы поставлены микроавтобус марки УАЗ-22069-030 стоимостью 191,3 тыс. рублей и УАЗ-2206 стоимостью 131,6 тыс. рублей.
Министерством труда и социального развития РФ произведена поставка оборудования в региональные реабилитационные центры для медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Так, в Воронежский областной модельный центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов в I квартале 2002 года поставлен комплект оборудования:
1. Беговая дорожка электрическая ДН-8467р (2) - 60 810,00 рубля.
2. Велотренажер ДН-8388Р - 9 000,00 рубля.
3. Ванна гидромассажная "VOD-56" - 92 500,00 рубля.
4. Аппарат "УВЧ-80" - 10 100,00 рубля.
5. Аппарат лазерный терапевтический
"Мустанг-024-БИО" - 11 350,00 рубля.
6. Электробиостимулятор ЭСМА - 15 660,00 рубля.
Всего - на сумму 299420,00 рубля.
В результате объем протезно-ортопедических изделий увеличился на 10 процентов. Комиссии медико-социальной экспертизы получили возможность выезда для освидетельствования тяжелобольных граждан Воронежской области на дому. Увеличилось ежегодное количество медико-социальных услуг на 1500 единиц.
Однако предпринятых и действующих мер явно недостаточно для улучшения социально-экономического положения инвалидов. Информационная база не соответствует четкой координации действий органов власти, государственных учреждений, общественных организаций по поддержке, реабилитации инвалидов. Необходимо создать условия для профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Трудоустройство инвалидов в соответствии с действующим законодательством возможно лишь на специально оборудованные рабочие места или при создании специальных рабочих мест.
У работодателей нет экономической заинтересованности в приеме на работу инвалидов, имеющих ограничение трудовой деятельности. Слабовидящие и слепые инвалиды лишены доступа к современным технологиям. Владение компьютером поможет слепым инвалидам приобрести профессию, трудоустроиться, повысить свой культурный уровень. На предприятиях Всероссийского общества инвалидов наблюдается снижение объемов производства. Поддержка предприятий Всероссийского общества слепых позволит создать дополнительные рабочие места для трудоустройства слепых и слабовидящих инвалидов.
Трудоспособные граждане, ухаживающие за своими родственниками-инвалидами, не найдя сиделок, вынуждены прерывать свою трудовую деятельность. Реализация программы позволит им вернуться к трудовой деятельности, повысит материальное благополучие семьи.
Социальные учреждения не имеют достаточной материально-технической базы для наращивания объемов, видов и качества услуг.
В соответствии с федеральной целевой программой "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 832, планируется создание новой модели предприятия - с центром технического обслуживания средств реабилитации на Воронежском протезно-ортопедическом предприятии. Создание центра и передвижной протезно-ортопедической мастерской позволит осуществлять техническое обслуживание, гарантийный и послегарантийный ремонт, переоборудование под индивидуальные особенности технических средств реабилитации инвалидов, ремонт технических средств реабилитации на дому у инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.