В целях обеспечения равных условий для получения доступного и качественного дошкольного образования для детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей, в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 582 "О порядке разработки и реализации областных программ":
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы".
2. Назначить государственным заказчиком областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы" (далее - программа) главное управление образование Воронежской области.
3. Главному управлению образования Воронежской области (Львович) разработать проект программы и представить на экспертизу в главное управление экономического развития Воронежской области в срок до 31 июля 2008 г.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора области Савинкова Ю.А.
Губернатор Воронежской области |
В.Г. Кулаков |
Концепция
областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы"
(утв. распоряжением Администрации Воронежской области
от 28 июля 2008 г. N 626-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
областной целевой программы приоритетным задачам социально
экономического развития Воронежской области
Основной проблемой, на решение которой направлена областная целевая программа "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы", является обеспечение равных условий для получения доступного и качественного дошкольного образования для детей дошкольного возраста, охрана и укрепление их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решение следующих задач:
- расширение сети и увеличение мест в действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для повышения качества дошкольного образования.
Этапы программы определяются сроками бюджетного планирования.
Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:
- строительство и реконструкция объектов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
- капитальный ремонт учреждений дошкольного образования;
- укрепление материально-технической базы дошкольных учреждений;
научно-методическое обеспечение реформирования системы дошкольного образования и государственная поддержка инновационных процессов.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
проблемно-целевым методом
Социально-экономические изменения, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном образовании, в частности. Структура дошкольного образования рассматривается как один из главных образовательных резервов, который закладывает основу формирования и дальнейшего успешного развития ребенка.
За последнее десятилетие в области отмечается уменьшение численности детей в дошкольных учреждениях, резкое снижение числа воспитанников, пришлось на период с 1997 по 2002 годы. В целом это вызвано изменением общего количества детей дошкольного возраста за этот же период (таб. 1) (прилагается)
В связи с уменьшением количества воспитанников 1997-2002 г.г. на 23,9 процента сократилось и количество дошкольных образовательных учреждений - с 834 в 1997 г. до 614 в 2002 г. В последние годы динамика уменьшения количества учреждений в области опережала сокращение числа воспитанников. Начиная с 2005 г., отмечается рост числа воспитанников на 4 процента. В то же время количество ДОУ снизилось на 2 процента. Обеспеченность в дошкольных учреждениях от потребности составляет 36 процентов. В этих условиях принимаемые в последние годы меры по возможности увеличения мест дошкольным образованием не дают существенных результатов. Так, с 2003 по 2007 гг. по отчетным данным процент детей, посещающих ДОУ, существенно не увеличился (47,6% - 2003г.; 46,6% - 2007г., при среднем показателе по России на 1 сентября 2007 г. - 61,3%).
По состоянию на 01.01.2008 г. в области работают 575 дошкольных образовательных учреждений, которые обеспечивают лишь на 45,5 % от потребности нуждающихся.
Анализ охвата детей дошкольного возраста дошкольными учреждениями в муниципальных районах показывает, что по отдельным муниципальным районам этот показатель выше среднего по России: Лискинский - 61,8%, Новохоперский - 63,0%, Россошанский - 66,0%, городской округ г. Нововоронеж - 75%. Еще в семи муниципальных районах и городских округах: Богучарский, Борисоглебский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, городской округ г.Воронеж, Кантемировский, Нижнедевицкий, Ольховатский этот показатель выше средне-областного. В большинстве районов (22 района) этот показатель ниже. В Каширском, Репьевском, Таловском муниципальных районах зафиксирован наименьший охват детей дошкольными учреждениями (15%, 25%, 27% соответственно).
Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. В 2008 году стоимость содержания одного ребенка в детском саду в месяц составляет от 3616 руб. в Верхнехавском районе до 1060 руб. в Панинском.
Анализ информации, поступающей из муниципальных образований области, показывает, что средний размер родительской платы колеблется от 534 руб. в городском округе г. Нововоронеж, до 150 руб. в месяц в Нижнедевицком районе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 9 до 10 % в Нижнедевицком, Аннинском, Верхнехавском, Каменском, Эртильском муниципальных районах; не выше 15% - в Воробьевском, Новохоперском, Острогожском, Подгоренском, Терновском муниципальных районах и в городском округе г.Воронеж. В остальных муниципальных районах - не выше 20%, за исключением г.Нововоронежа - 20,3%.
III. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой
сфере без использования программно-целевого метода
В настоящее время на каждые 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях области в среднем приходится 243 ребенка дошкольного возраста, в г. Воронеже - 297 детей на 100 мест, в муниципальных районах области в среднем 208 детей на 100 мест в дошкольных учреждениях.
Наименьшая обеспеченность отмечается в Панинском, Каширском, Таловском, Петропавловском, Подгоренском, Поворинском, Аннинском районах - от 638 до 306 детей на 100 мест. Вместе с тем, улучшение ситуации на рынке труда, повышение уровня образовательных потребностей семей, имеющих детей дошкольного возраста, привели к тому, что число семей, желающих устроить ребенка в детский сад, значительно возросло и превышает количество имеющихся в детских садах мест.
Количество детей дошкольного возраста, нуждающихся в детских садах, по области в 2008 году составляет 24688 детей. Наиболее сложная ситуация отмечается в г. Воронеже - 14125 ребенка. Значительная потребность мест образовалась в Богучарском, Борисоглебском городском округе и ряде других районов. Значительную часть средств местные бюджеты направляют на содержание ДОУ, которая составляет от 80-90 %.
Дефицит мест во многом обусловлен отсутствием строительства новых учреждений в муниципальных образованиях и городах области, необеспечением общедоступного и качественного дошкольного образования для детей Воронежской области. За последние три года в области построено всего 8 новых ДОУ на 215 мест, в том числе в Верхнемамонском муниципальном районе - 3, Лискинском муниципальном районе -3 , Россошанском муниципальном районе -2.
Отказ от применения программно-целевого метода в решении проблем, связанных с развитием дошкольного образования, не позволит обеспечить доступное и качественное дошкольное образование в соответствии с запросами родителей.
IY. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Использование программно-целевого метода дает возможность консолидировать средства из областного и местных бюджетов на реализацию указанной проблемы: последовательно осуществлять меры по расширению сети и увеличению мощности действующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Вместе с тем, достижению поставленных задач могут помешать риски, связанные со стабильностью социально-экономического развития муниципальных образований, недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на указанные цели.
В настоящей концепции предусмотрены 2 возможных варианта реализации программы.
Первый вариант предусматривает направление средств на мероприятия программы в сумме 3,9 млн. рублей:
- из областного бюджета может составить 2,0 млн. руб.;
- из местных бюджетов может составить 1,9 млн. руб.
Первый вариант решения проблемы предусматривает финансирование программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных индикаторов и показателей эффективности реализации программы в период 2009-2012 годов.
Второй вариант предусматривает уменьшенные объемы финансирования программы на 40-50% меньше по сравнению с первым вариантом.
Учитывая сложившийся рост рождаемости детей, при втором варианте будет наблюдаться рост нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и реализуемым является первый из рассмотренных вариантов. Он позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы.
Y. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Предлагаемые сроки реализации программы 2009-2012 годы. Программа предусматривает достижение поставленных целей к концу 2012 года.
С учетом того, что в рамках предлагаемой программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации программы определять календарный год. По итогам года будет проводиться анализ эффективности реализации отдельных мероприятий и программы в целом, расходования бюджетных средств на основе оценки степени достижения целевых индикаторов и показателей, а также определяться промежуточные (квартальные) результаты реализации программы.
YI. Предложения по целям и задачам областной целевой программы,
целевым индикаторам и показателям ее реализации
Целью программы является обеспечение общедоступного и качественного дошкольного образования для детей Воронежской области.
Задачами программы являются:
- сохранение и расширение сети дошкольных образовательных учреждений;
- увеличение охвата детей услугами дошкольного образования до 78 %;
- поэтапное увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
Целевые индикаторы и показатели эффективности предложены в таблице 2 (прилагается).
YII. Предложения по основным направлениям финансирования,
срокам и этапам реализации областной целевой программы
Финансирование программы предлагается осуществить за счет средств областного и местных бюджетов муниципальных образований.
Достижение запланированных в рамках программы целевых показателей будет обеспечено реализацией 4 мероприятий.
Расходы на реализацию мероприятий программы (в ценах 2008 года) составят 3887933,2 тыс. рублей, из них: - областной бюджет - 1998123,0 тыс. рублей (50,69 процента от общего объема финансирования), местный бюджет - 1943939,5 тыс. руб. (49,31 процента), в том числе:
1. Программно-методическое обеспечение развития дошкольного образования и государственная поддержка инновационных процессов. Срок реализации мероприятия - 2009-2012 годы. Общий объем финансирования - 54,183 тыс. рублей (0,001% от общего объема финансирования) областного бюджета.
2. Строительство объектов дошкольного образования
Срок реализации мероприятия - 2009-2012 годы. Общий объем финансирования - 2918475,0 тыс. рублей (74,0 % от общего объема финансирования), из них: областной бюджет - 1459237,5 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования), местный бюджет - 1459237,5 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования).
3. Реконструкция объектов дошкольного образования.
Срок реализации мероприятия - 2009 - 2012 годы. Общий объем финансирования - 483604,0 тыс. рублей (12,27 % от общего объема финансирования), из них: областной бюджет -241802,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования), местный бюджет - 241802,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования).
4. Капитальный ремонт объектов дошкольного образования.
Срок реализации мероприятия - 2009 - 2012 годы. Общий объем финансирования - 485800,0 тыс. рублей (12,32 % от общего объема финансирования), из них: областной бюджет -242900,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования), местный бюджет - 242900,0 тыс. рублей (50% от общего объема финансирования).
YIII. Предложения по участию исполнительных органов
государственной власти области, ответственных за формирование
и реализацию областной целевой программы
В формировании мероприятий программы предлагается участие следующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области: главное управление образования области, главное управление экономического развития области, главное финансовое управление области.
Предлагается ответственным за разработку и реализацию программы определить главное управление образования области.
IX. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам областной целевой программы
Государственным заказчиком программы предлагается определить главное управление образования Воронежской области.
Основной разработчик программы - главное управление образования Воронежской области.
X. Предложеъния по механизмам формирования
мероприятий областной целевой программы
Перечень мероприятий программы формируется государственным заказчиком программы на основе мониторинга потребностей дошкольного образования и с учетом задач, определенных стратегиями социально-экономического развития Российской Федерацией и Воронежской области, Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы и настоящей концепцией.
Отбор мероприятий программы осуществляется исходя из приоритетности достижения конечной цели.
XI. Предложения по возможным вариантам форм
и методов управления реализацией целевой программы
Управление реализацией программы будет осуществляться в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации области от 7 июля 2005 года N 582.
Управление реализацией программы, а также контроль ее выполнения будет осуществлять государственный заказчик программы - главное управление образования области.
Для осуществления текущего контроля и анализа хода выполнения мероприятий в рамках программы, подготовки материалов и рекомендаций по управлению реализацией программы организуется автоматизированная информационно-аналитическая система.
С учетом выделяемых на реализацию программы средств главным управлением образования области ежегодно уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации областной целевой программы.
Приложение N 1
к концепции
Таблица 1
Динамика изменения сети и контингента ДОУ
за период 1997 - 2008 годов
Годы |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Численность детей дошкольного возраста |
147929 |
137339 |
156204 |
123255 |
112894 |
112591 |
107069 |
105384 |
109598 |
113152 |
125450 |
131459 |
Количество ДОУ |
834 |
760 |
705 |
676 |
640 |
614 |
616 |
600 |
584 |
578 |
575 |
575 |
Численность детей в ДОУ |
58432 |
53425 |
51235 |
52014 |
50351 |
50103 |
50965 |
51849 |
52169 |
54200 |
56320 |
57150 |
% охвата детей дошкольного возраста ДОУ |
39,5 |
38,9 |
32,8 |
42,2 |
44,6 |
44,5 |
47,6 |
49,2 |
47,6 |
47,9 |
46,6 |
45,5 |
Приложение N 2
к концепции
Таблица 2
Динамика целевых индикаторов и показателей
эффективности реализации областной целевой программы
Целевые индикаторы |
Ед. измерен |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Охват детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет программами дошкольного образования |
процент от общей численности детей соответствующего возраста |
57,0 |
62,0 |
69,0 |
78,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Воронежской области от 28 июля 2008 г. N 626-р "О разработке проекта областной целевой программы "Развитие дошкольного образования Воронежской области на 2009-2012 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был