Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Обоснование необходимости разработки программы
Молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнеспособности.
Цель молодежной политики - создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Согласно материалам доклада Генерального секретаря Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по вопросам молодежи от 2005 года в настоящее время можно выделить три основные группы вопросов, которые затрагивают молодых людей в период их развития и становления в качестве членов своих обществ:
1) молодежь в экономике, образование, глобализация и информационно-коммуникационные технологии;
2) молодежь в гражданском обществе, включая проблемы окружающей среды, досуга, отношений между поколениями;
3) молодежь, подверженная риску. Эта тема охватывает приоритетные области охраны здоровья, злоупотребления наркотиками, преступности, конфликтных ситуаций и ВИЧ/ СПИДа.
Глобализация проблем общества влияет на разделение труда, развитие экономики и, в этой связи, молодые люди относятся к тем, кто первым ощущает на себе позитивное и негативное изменение. Информационно-коммуникационные технологии изменяют характер взаимодействия молодежи как в гражданском обществе, так и в экономических отношениях. Новые отношения между поколениями (не всегда позитивного характера), утрата обществом ценностей, на протяжении многих лет влияющих на воспитание целого ряда поколений, изменения ориентиров и многое другое меняют характер участия молодых людей в жизни гражданского общества. В данной связи должно стать одной из стратегических целей социально-экономического развития города Воронежа создание условий для активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
При этом необходимо учитывать, что достижение молодыми людьми экономической самостоятельности, развитие предпринимательской активности, реализация их творческого потенциала, формирование у молодежи мировоззрения гражданина-патриота, созидателя будущего своей страны во многом обусловлено наличием поддержки и проведением в этом ракурсе активной политики со стороны государства, поскольку весь комплекс проблем и противоречий, с которым столкнется наше общество в ближайшее десятилетие, формирует жесткий набор требований к молодому поколению.
По оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к 14-25 - летним новые требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов, пожилых поколений. Коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году, по сравнению с 2005 г., на 20 процентов и составит 700 человек. Этой участи не избежит и молодежь городского округа город Воронеж.
Темп продвижения России по пути демократических преобразований будет зависеть от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее стабильности и активности. Вместе с тем в городском округе город Воронеж 7-8 процентов молодых людей принимает участие в работе общественных организаций.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Вместе с тем, по статистике, молодежь - самая активная в криминогенном отношении часть населения. Преступность в молодежной среде охватывает целый ряд различных нарушений правовых и социальных норм: от мелких правонарушений до тяжких преступлений. В связи с изменениями в молодежной субкультуре, молодежь привержена отдавать предпочтение появлению новых организаций, в том числе асоциальной направленности. Эта тенденция имеет место быть и на территории городского округа город Воронежа.
Современной молодежи приходится рано вступать на рынок труда. Согласно всероссийскому опросу, проведенному Фондом "Общественное мнение", 34 процента молодых людей заработали свои первые деньги до 15 лет, 44 процента - с 15 до 17 лет, 11процентов - с 18 лет и лишь 10 процентов - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно, а на территории городского округа город Воронеж существует проблема трудоустройства подростков 14 лет несмотря на законодательство Российской Федерации. Кроме того, по сравнению со сферой услуг и предпринимательства, где молодежь составляет значительный процент работающих, в социальной бюджетной сфере доля молодых работников сегодня незначительна, что может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении.
Одной из наиболее острых проблем для молодежи остается жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, определения# новых форм и механизмов для обеспечения жильем молодых семей, их положение в большей степени не изменяется и не влияет на изменение демографической ситуации.
Несмотря на то, что молодежь, в отличие от других поколений, в значительной своей части обладает определенным уровнем здоровья, интеллектуальной активностью и мобильностью, - это группа населения, которая наиболее быстро приспосабливается к новым условиям, в то же время относительно молодежи стоит вопрос минимизации издержек и потерь, которые существуют в обществе из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.
Для обеспечения эффективного участия молодежи в социально-экономической, политической сферах жизни общества, необходимо добиться изменения восприятия обществом молодых людей. Эти перемены должны найти отражение в новых способах отражения информации, в сотрудничестве между поколениями, в развитии организационных структур деятельности.
Государство должно рассматривать молодежь как базовый стратегический ресурс, как объект и субъект социально-экономической политики. Это требует повышенного внимания к молодежной проблематике, принципиального изменения отношения к ней всех ветвей власти на всех уровнях.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития Российского государства и общества.
В рамках эффективных стратегий обеспечения становления и развития потенциала молодежи необходимо расширить ориентирование на конкретные направления деятельности.
Общегосударственный подход к программно-целевому методу реализации молодежной политики должен исходить из той роли, которую играет молодое поколение в социальной структуре общества, а также из того:
1) какие условия создаст государство молодому человеку в возрасте от 14 до 30 лет для его становления и развития;
2) что получит государство и общество от реализации потенциала молодых граждан.
Определение концептуальных положений программно-целевого подхода по основным направлениям реализации молодежной политики на территории городского округа город Воронеж строится на основе следующих принципов:
- межведомственности молодежной политики, который предполагает решение проблем молодых граждан всеми структурными подразделениями органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, прежде всего через включение подпрограмм, разделов по работе с молодежью в социальные программы, где они выступают муниципальными заказчиками; через решение вопросов, относящихся к реализации молодежной политики, которые требуют выстраивания четкого и действенного механизма межведомственной координации на всех уровнях власти;
- преемственности, который предполагает обеспечить непрерывность и последовательность в деятельности государственных и общественных структур; обеспечения реализации максимального инновационного потенциала новых поколений в интересах общества и государства. В связи с данным подходом муниципальная программа "Молодежь (2009-2011 годы)" должна являться продолжением программных мероприятий в области молодежной политики предыдущего периода и соответствовать требованиям современного общества;
- межсекторального характера, предполагающего включение в реализацию основных направлений программы как государственных, так и негосударственных (общественных) и других структур, и требующего создания принципов их конструктивного партнерского взаимодействия;
- деятельностного подхода к социальному становлению молодежи, который предполагает создание условий молодым гражданам для позитивной реализации через конкретные виды общественно - полезной деятельности, которые должны рассматриваться как важнейшая составная часть системы социализации молодежи;
- превентивности мер, сочетающих профилактические меры, направленные на работу как с благополучной молодёжью, так и деятельностью по решению проблем молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
- возрастания роли общественных молодежных организаций (объединений) в процессе реализации основных направлений программы, который основывается на создании новых механизмов с негосударственным сектором;
- адресности, который основывается на учете особенностей различных категорий молодежи, их потребностей в наборе услуг, учитывая, что на территории городского округа город Воронеж проживает более 300 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 23 процента от всего населения.
Определяя подходы к стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации определяет три категории молодых граждан в соответствии с уровнем доходов и потребностей:
1) отличающихся повышенными требованиями к стандарту жизни и обеспечения, проявлению своих гражданских и лидерских качеств, живущих в целом состоятельнее своих сверстников. Их доля не превышает 10-15 процентов;
2) готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров и услуг. Их доля - 65-75 процентов;
3) стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации и живущих беднее своих сограждан. Доля таковых составляет в среднем 15-20 процентов.
Каждая из этих групп состоит из разных категорий, с определенным уровнем запросов и потребностей. Между тем, социальная политика эффективна только в том случае, если она действует в отношении каждой из названных групп адресно, в соответствии с их проблемами и потребностями. В результате формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства. Поэтому при оценке рисков и возможностей их минимизации необходимо рассмотрение вопросов вовлечения в полноценную жизнь тех молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации. Кроме того, эта работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанную с финансовой поддержкой категории так называемой "группы риска".
Если рассматривать фактор, сдерживающий развитие молодёжной политики, то необходимо отметить, что это недостаточная социально-экономическая поддержка работников молодёжной сферы, низкий уровень заработной платы, который влечёт за собой текучесть кадров по работе с молодёжью.
В целом разработка и реализация муниципальной программы "Молодёжь (2009-2011 годы)" обусловлена необходимостью решения следующих проблем:
- экономико-социальной интеграции молодёжи в социум;
- снижения количества случаев асоциального поведения молодых граждан;
- воспитания толерантного сознания и гражданской ответственности молодёжи;
- укрепления института молодой семьи;
- содействия молодым гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Решение проблем программно-целевым методом состоит в следующем:
1. Согласно федеральному законодательству, в связи с разграничением полномочий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, финансовая составляющая программы направлена на решение общих программных задач в масштабах городского округа город Воронеж.
2. Поддержка мероприятий, которые проходят несколько этапов (на уровне муниципальных образований и городского округа город Воронеж), носит системный характер.
3. Меры муниципальной поддержки из муниципальной целевой программы имеют показатели, на которые реализация программы влияет (качественные и количественные, достоверно проверяемые статистикой или мониторингом).
4. Программа имеет адресный характер для молодежи 14-17 лет, 17-24 лет, 24-30 лет на основе изучения и учета их интересов и потребностей.
5. Программа носит общественно-государственный характер, определяемый балансом и распределением полномочий и ответственности между молодежью, государством и неправительственными институтами в реализации основных мероприятий программы.
В основе программно-целевого подхода лежит правовое регулирование, которое определено в основополагающих законодательных актах Российской Федерации и Воронежской области в сфере нормативно-правового обеспечения, в том числе и молодежной политики:
- Конституции Российской Федерации (принята 12.12.1993г.);
- Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации";
- Федеральном законе от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
- Федеральном законе от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений";
- Федеральном законе от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
- Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральном законе от 24 июня 1999 года N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральном законе от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";
- Законе Воронежской области от 07 апреля 2006 года N 31-ОЗ "О Молодежном парламенте Воронежской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.