Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Воронежской городской Думы
от 3 декабря 2008 г. N 400-II
Муниципальная целевая программа
"Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы"
Паспорт
муниципальной целевой программы "Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы" |
Нормативный правовой акт, в соответствии с которым разработана программа |
1.Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N3266-1. 2. Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 N1756-р "О Концепции модернизации российского образования до 2010 года". 3. Приказ Минобразования от 18.07.2002г. N2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". 4. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005г. N803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 гг.". 5.Постановление администрации Воронежской области от 10.04.2007г. N 298 "О реализации комплексного проекта модернизации образования Воронежской области в рамках приоритетного национального проекта "Образование". 6. Постановление Воронежской областной Думы от 25.05.2006г. N 491-IV-ОД "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы". 7.Концепция воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг. (приказ главного управления образования Воронежской области от 23.12.2005г. N 1697). 8.Распоряжение главы городского округа город Воронеж от 29.07.2008 N 498-р "О разработке муниципальной целевой программы "Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы". |
Заказчик программы |
Управление образования администрации городского округа город Воронеж |
Основной разработчик программы |
Управление образования администрации городского округа город Воронеж |
Цели и задачи программы |
Цель Программы - создание правовых и социально-экономических условий для удовлетворения потребностей жителей городского округа город Воронеж в качественном, доступном и эффективном общем и дополнительном образовании. Задачи программы: - реструктуризация сети муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе строительство новых общеобразовательных учреждений, с целью обеспечения доступного и качественного общего образования; - создание условий в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж по введению обязательного среднего (полного) общего образования; - обеспечение учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; - разработка и внедрение муниципальной системы оценки качества образования в городском округе город Воронеж; - обеспечение государственно-общественного характера управления образованием; - сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования с увеличением охвата детей и подростков всеми формами организованного досуга; - обеспечение безопасных условий функционирования образовательных учреждений; - обеспечение повышения эффективности образовательного процесса на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и управлении образованием; - создание регулярно-обновляемых# сайтов в каждом общеобразовательном учреждении; - принятие мер по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях, совершенствование системы организации питания учащихся; - совершенствование форм и методов воспитательной работы с обучающимися, профилактика правонарушений и преступлений, воспитание здорового образа жизни; - обновление учебно-лабораторного и компьютерного оборудования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, приобретение необходимой учебной литературы; - обеспечение финансовой поддержки одаренных детей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы; - развитие опытно-экспериментальной работы по отработке системы оценки качества образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению в общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж; - оптимизация и повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательных учреждений на основе внедрения нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; - привлечение средств областной и федеральных программ по всем направлениям образовательной политики. |
Сроки и этапы реализации программы |
I этап (2009год): Совершенствование нормативно-правовой базы в области образования, оптимизация сети образовательных учреждений, совершенствование механизмов финансирования образования. II этап (2010 - 2011 годы): Реализация основных мероприятий программы, практическое внедрение и распространение результатов, полученных на I этапе. III этап (2012 год): Корректировка хода реализации программных мероприятий, анализ полученных результатов, обобщение опыта и планирование дальнейшей работы. |
Перечень основных мероприятий программы |
1. Обеспечение доступного и качественного общего и дополнительного образования. 2. Укрепление учебно-материальной базы и создание безопасных условий жизнедеятельности образовательных учреждений. 3. Развитие государственно-общественного характера управления образованием. 4. Организация предоставления внешкольных образовательных услуг. |
Объемы и источники финансирования |
- средства бюджета городского округа город Воронеж; - средства областного бюджета; - средства федерального бюджета; - внебюджетные источники; |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Достижение заданного качества образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников школ на рынке труда. 2. Укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования городского округа город Воронеж. 3. Развитие опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. Интеграция науки и образования, реализация инновационных проектов и программ. 4. Повышение роли государственно-общественного характера управления образованием. 5. Введение в эксплуатацию 4 общеобразовательных учреждений на 2750 ученических мест. 6. Повышение безопасности и противопожарной защищенности учреждений образования за счет проведения комплекса мероприятий. 7. Усиление государственной и социальной поддержки работников и учащихся учреждений общего и дополнительного образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование". |
Основные показатели реализации программы: |
- увеличение доли выпускников 9-х классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую муниципальными, межшкольными экзаменационными комиссиями, до 90 %; - увеличение доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, до 80%; - повышение степени охвата учащихся школ программами углубленного изучения предметов и профильного обучения до 70% от общего контингента учащихся; - увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, до 100%; - увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно обновляемые сайты в сети Интернет и опубликованные публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, до 100%; - увеличение количества персональных компьютеров на 100 учащихся общеобразовательных учреждений до 5 единиц; - увеличение количества воспитанников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования и получивших свидетельство о получении дополнительного образования, до 75 %; - увеличение доли обучающихся, обеспеченных бесплатной учебной литературой за счет фондов школьных библиотек, до 75 %; - снижение количества травм, полученных обучающимися и воспитанниками во время образовательного процесса; - привлечение инвестиций за счет средств федеральной и областной целевых программ в размере 740 302 тыс.руб. |
I. Обоснование необходимости разработки программы
Образовательное пространство городского округа город Воронеж - это сфера, обеспечивающая обучение и воспитание личности с предоставлением многообразных и высококачественных образовательных услуг, где формируются основы стабилизации и развития городского социального комплекса. Одной из приоритетных задач социальной политики городского округа город Воронеж выступает обеспечение доступности качественного образования для всего населения городского округа город Воронеж.
Разработанная в 2007 году, муниципальная целевая программа "Развитие дошкольного образования городского округа город Воронеж на 2008-2011г.г." (решение Воронежской городской Думы от 13.02.2008 N 10-II) является составной частью муниципальной целевой программы "Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы". В связи с этим данная Программа не содержит мероприятий сети дошкольного образования.
В структуру муниципальной системы общего и дополнительного образования городского округа город Воронеж входят 129 образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, среди которых 6 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (3 прогимназии и 3 начальных школы - детских сада), 120 общеобразовательных учреждений (13 гимназий, 10 лицеев,13 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 70 общеобразовательных школ, включая 7 вечерних (сменных, открытых) школ, 2 Центра образования, 1 кадетская школа, 3 межшкольных учебных комбината, реализующих программы общего образования, 21 многопрофильное учреждение дополнительного образования детей и 25 учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности.
С 2000 года произошли структурные изменения муниципальной сети образовательных учреждений городского округа город Воронеж. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведение Воронежской области были переданы 4 школы-интерната и 1 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа. В тоже# время в муниципальную собственность от ЮВЖД приняты средние общеобразовательные школы N 21, 24, 64. В связи с изменениями в демографической ситуации в рамках процессов реструктуризации сети образовательных учреждений на базе двух общеобразовательных учреждений (основной общеобразовательной школы N 32 и средней общеобразовательной школы N 53) созданы учреждения дополнительного образования детей - Центр дополнительного образования детей "Родник" в п. Придонском и Центр развития творчества детей и юношества "Спутник" в п. Отрожка. Открыты 2 муниципальных общеобразовательных учреждения: муниципальная кадетская школа им. А.В.Суворова (2003г., в п. Сомово) и средняя общеобразовательная школа N 78 (2006г., в микрорайоне Отрожка). Открыты 6 муниципальных учреждений дополнительного образования спортивной направленности СДЮСШОР N 18, ДЮСШ NN 19, 20, 21, 22, 23. Дальнейшая оптимизация сети общеобразовательных учреждений была направлена на то, чтобы обеспечить доступное и качественное образование, соответствующее образовательным потребностям населения. Средние общеобразовательные школы NN 1, 8, 78 и N88 прошли государственную аккредитацию и получили статус средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов.
С 2001 по 2008 год количество обучающихся уменьшилось на 30% или 34 061 человек (с 111 681 до 77 504 человек). Демографическая ситуация в городе, вызванная падением рождаемости, также привела и к общему снижению числа педагогических работников в общеобразовательных учреждениях с 9202 педагогов в 2001 году до 6484 - в 2008 году. Вместе с тем, в школах городского округа город Воронеж сохраняются вакансии, особенно учителей английского языка, информатики, физкультуры, технического труда.
Проблемы повышения качества образования и его доступности определены как ведущие в "Программе модернизации образования города Воронежа на 2002-2005гг." и продолжают играть ключевую роль в развитии образования городского округа город Воронеж. За последние годы отмечается тенденция увеличения количества успевающих на "4" и "5" с 36% в 2001 году до 45,8% в 2008 году и снижения количества неуспевающих школьников с 1,2% в 2001 году до 0,68% в 2008 году. Традиционно высоким остается количество выпускников, получивших золотые и серебряные медали, к общему количеству выпускников, учитывая общее уменьшение учащихся общеобразовательных учреждений. Так, если соотношение золотых и серебряных медалистов в 2001/2002 учебном году составило 158 к 552, то в 2007/2008 учебном году - 182 к 293.
В рамках обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования в городском округе город Воронеж с 2002г. происходит реализация Концепции профильного обучения в общеобразовательных учреждениях города. 71,6% учащихся в 79 общеобразовательных учреждениях города обучаются по 19 профилям, самыми популярными из которых являются физико-математический (50,6%), социально-экономический (29,1%), информационно-технологический (27,9%), химико-биологический (22,7%), социально-гуманитарный (19%), филологический (14%) профили.
Одним из основных направлений работы с одаренными и высокомотивированными школьниками являются предметные олимпиады (городские, областные, Всероссийские и международные). Традиционно воронежские школьники занимают большинство призовых мест на ежегодной областной предметной олимпиаде. Так, в прошедшем учебном году победителями и призёрами олимпиады стали 40 и 177 учащихся соответственно. В V (заключительном) этапе Всероссийской олимпиады по общеобразовательным предметам в 2008 году участвовал 61 воронежский школьник. Из них 17 человек стали победителями и призёрами олимпиады.
Стабильно высоким остается и количество опытно-экспериментальных площадок различного уровня, действующих на базе общеобразовательных учреждений города, число которых достигло 31 в 2008 году.
С 2003 года общеобразовательные учреждения городского округа город Воронеж участвуют в эксперименте по отработке проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ). Шестилетний опыт проведения эксперимента по введению ЕГЭ на территории городского округа город Воронеж показал увеличение количество выпускников, получивших "4" и "5" на экзаменах по технологии ЕГЭ и снижение количество выпускников, получивших неудовлетворительные отметки по сравнению со средним показателем по России. Процент выпускников, получивших отметки "4" и "5" по всем предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ, превышает 50%, что подтверждает стабильный высокий уровень среднего (полного) общего образования в городском округе город Воронеж.
Одной из мер социальной поддержки обучающихся и укрепления их здоровья является организация питания школьников. Традиционно дотационное питание получают 100% учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж, воспитанники групп продленного дня, школьники, состоящие на диспансерном учете в ГУЗ "Областной клинический туберкулезный диспансер", спортсмены-разрядники учреждений дополнительного образования, подведомственных управлению образования, учащиеся 5-11 классов из малообеспеченных семей. Всего 55,3% учащихся общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж получают питание, из них 89,8% -за счет бюджетных средств городского округа город Воронеж и 10,3% - за родительские средства.
Проблема организации безопасных условий жизнедеятельности в образовательных учреждениях городского округа выступает приоритетным направлением в работе управления образования.
Все образовательные учреждения городского округа город Воронеж оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, а общеобразовательные учреждения - системами оповещения людей при пожаре. Использование "Тревожной кнопки" беспроводной системы связи с выходом на единый пульт управления ГОЧС позволяет быстро реагировать как на возникновение пожароопасной ситуации, так и на появление нарушителей общественного порядка на территории образовательного учреждения. 123 общеобразовательных учреждения оснащены системами видеонаблюдения, что также позволяет своевременно реагировать на определенные ситуации. Вместе с тем, в связи с предписаниями инспекторов Госпожнадзора требуются большие финансовые затраты для проведения обследований зданий соответствующими организациями, подготовки проектно-сметной документации, оборудования внутренних сетей пожаротушения.
Благодаря участию учреждений образования городского округа город Воронеж в Федеральных программах "Компьютеризация сельских школ-2001", "Компьютеризация городских и поселковых школ -2002", "Компьютеризация школьных библиотек - 2004", областной целевой программе "Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы", приоритетном национальном проекте "Образование" (далее-ПНПО) во всех средних общеобразовательных школах Воронежа открыт, по крайней мере, один компьютерный класс. В рамках реализации ПНПО все общеобразовательные учреждения городского округа город Воронеж подключены к сети Интернет. Соотношение количества учащихся, приходящихся на 1 компьютер, с 153 в 2001г. доведено до 28 учащихся по городскому округу город Воронеж в 2007 году, что опережает среднероссийский показатель.
За три года реализации ПНПО 45 муниципальных общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж стали победителями среди общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В результате конкурсного отбора по направлению "Поощрение лучших учителей" 259 учителей общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж получили вознаграждения по 100 тыс.руб.
Приоритетным направлением воспитательной деятельности образовательных учреждений является воспитание у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, которое осуществляется в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитания# граждан Российской федерации# на 2006-2011 годы", аналогичными областной и муниципальной программами и Концепцией воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 г.г.
Широко используются воспитательные возможности таких направлений, как краеведение, поисковая деятельность, работа музеев и комнат Боевой Славы. В образовательных учреждениях работают 42 музея, 22 зала и комнаты боевой славы.
Одной из востребованных форм гражданского воспитания стало участие муниципальных образовательных учреждений в конкурсе проектов акции "Я - Гражданин Воронежского края, Я - Гражданин России", что позволяет использовать приобретаемый учащимися опыт социального проектирования для их социализации, совершенствования форм и методов гражданского воспитания.
Сегодня 52 образовательных учреждения активно занимаются социальным проектированием. В 2007-2008 учебном году на уровне районов было рассмотрено 44 социальных проекта. Детские организации действуют на базе 54 образовательных учреждений с участием более 8 тыс. обучающихся в них.
Одной из основных воспитательных тем, по которой в течение ряда последних лет работают педагогические коллективы школ городского округа город Воронеж, - это "Школа толерантности - школа взаимопонимания". Формирование толерантного сознания учащихся в общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж осуществляется в рамках общей системы воспитания и обучения, основной целью которой является воспитание таких личностных качеств, как гражданственность, патриотизм, нравственность, духовность, терпимость и уважение к людям других национальностей.
Придавая большое значение укреплению межнациональной дружбы, формированию толерантного сознания, профилактике экстремизма в молодежной среде, управление образования проводит смотр-конкурс на лучшую постановку работы муниципальных образовательных учреждений по данному направлению воспитательной деятельности. В 2008 году в конкурсе приняли участие 55 коллективов общеобразовательных учреждений, 9 стали победителями.
Одним из основных направлений воспитательной работы является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирование у них здорового образа жизни в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений зависит от организации их максимальной занятости в творческих объединениях различной направленности. Сегодня 74% учащихся посещают творческие объединения, работающие как на базе общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования детей.
Современная стратегия воспитания включает в себя становление и развитие качеств личности ребенка на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе и направлена на формирование активной жизненной позиции.
В систему дополнительного образования городского округа город Воронеж входят 25 спортивных школ, которые специализируются по 36 видам спорта, из них 17 специализированных олимпийского резерва. Сегодня в ДЮСШ, СДЮСШОР любимыми видами спорта занимаются 13621 детей и подростков.
В 2007 - 2008 учебном году была создана новая детско-юношеская спортивная школа N 22 по каратэ, открыты отделения по кикбоксингу в СДЮСШОР N 4, джиу-джитсу и рукопашному бою в ДЮСШ N 22 и каратэ в ДЮСШ N 26.
Только в 2007-2008 учебном году воспитанники детско-юношеских спортивных школ приняли участие в 925 соревнованиях по различным видам спорта, 11 спортсменов стали чемпионами Мира и Европы, 68 - чемпионами России, подготовлено 3170 спортсменов-разрядников, из них 2817 спортсменов массовых разрядов, 208 перворазрядников, 105 кандидатов в мастера спорта, 36 мастеров спорта, 2 мастера спорта международного класса, 95 воспитанников ДЮСШ включены в основной состав сборной команды России.
Возобновлена хорошая традиция проведения ежегодных городских конкурсов "Лучшее учреждение дополнительного образования детей спортивной направленности" и "Тренер-преподаватель года". Городские конкурсы, проведенные в 2007 и 2008 годах, способствовали повышению эффективности работы тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ, обобщению и распространению передового опыта работы, совершенствованию качества воспитательного и учебно-тренировочного процессов, а также развитию творческого потенциала педагогов.
В 2007-2008 учебном году в детско-юношеские спортивные школы города за счет бюджета были дополнительно введены 48 ставок тренеров-преподавателей и 35 ставок спортсменов-инструкторов, что способствовало увеличению контингента обучающихся в ДЮСШ и СДЮСШОР, а также поддержке и стимулированию высококвалифицированных спортсменов - мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, победителей международных и всероссийских соревнований.
На сегодняшний день вопрос развития массового детского спорта как никогда важен и актуален. В целях обеспечения доступности и качества дополнительного образования детей спортивной направленности необходимо:
- развивать сеть муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля путем создания новых спортивных школ, в том числе городской школы высшего спортивного мастерства, и строительства новых спортивных сооружений и объектов;
- вводить дополнительные ставки тренеров-преподавателей для привлечения максимально возможного количества детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- осуществлять выезд воспитанников на все запланированные соревнования и учебно-тренировочные сборы;
- приобретать для воспитанников ДЮСШ, СДЮСШОР спортивное оборудование, инвентарь и форму;
- проводить компьютеризацию ДЮСШ, СДЮСШОР и обеспечить доступ к сети Интернет;
- обеспечить качественный отдых и оздоровление большего количества воспитанников ДЮСШ, СДЮСШОР в каникулярный период;
- проводить капитальный и текущий ремонты, а также работы, связанные с реконструкцией имеющихся спортивных баз, их материально-техническое обеспечение.
Развитие материально-технической базы образовательных учреждений городского округа город Воронеж происходит как за счет муниципальных средств и средств областных субвенций, так и за счет реализации приоритетного национального проекта "Образование". Доля расходов на содержание учреждений образования в бюджете городского округа город Воронеж за последние три года составляла 38 % от общей суммы расходной части бюджета городского округа. На реализацию государственного стандарта общего образования из бюджета Воронежской области в 2007 году было выделено 948 568,3 тыс. руб., в 2008 - 1 130 542 тыс. руб.. В рамках реализации направления "Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием" ПНПО за последние три года в школы городского округа город Воронеж поставлено 8 кабинетов биологии, 11 кабинетов химии, 6 кабинетов географии, 13 кабинетов физики, 29 интерактивных досок, 7 кабинетов русского языка и литературы, 9 мультимедийных компьютерных класса#. Используя возможности комплексного проекта модернизации образования Воронежской области за последние два года, в школы городского округа город Воронеж поставлено 41 учебный кабинет, 11 аппаратно- программных комплексов "Интерактивная школа", 8 комплектов учебно-наглядного оборудования для кабинетов начальных классов, математики, ОБЖ, 4 интерактивные доски. За это же время для 126 школ городского округа город Воронеж получена мебель на сумму 11 млн. руб., учебников на 17,5 млн. руб., оборудования для медицинских кабинетов на 3 430 тыс. руб., технологического оборудования для школьных пищеблоков на 6 320 тыс. руб. В рамках КПМО произведен также ремонт двухскатных крыш 11 школ на сумму 17 094 тыс. руб., электропроводки и электрооборудования в 21 школе на сумму 20 602 тыс. руб., монтаж автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения в 36 школах на сумму 1 852 тыс. руб.
По программе развития образования Воронежской области на 2006-2010 годы получено 6 учебных классов, 6 кабинетов психолога, 4 школьных автобуса и вычислительная техника.
Средняя заработная плата учителей в общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж за 2007 год составляла 7971 руб. За последние три года произошел рост заработной платы педагогов в два раза. Значимую роль в повышении социальной защищенности педагогов сыграла ежемесячная выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений городского округа город Воронеж в рамках ПНПО "Образование" в 2006-2008 годах. На эти цели из федерального бюджета работникам городского округа город Воронеж было выплачено 130 млн. руб.
Несмотря на ряд позитивных изменений, происходящих в сфере образования городского округа город Воронеж за последние несколько лет, в муниципальной системе образования сохраняются проблемы, свидетельствующие о том, что масштаб, темпы изменений и образовательные результаты не в полной мере удовлетворяют государство, общество и самих обучающихся. Среди них необходимо выделить следующие:
- существующее оборудование кабинетов физики, химии, биологии, математики и др., устаревший фонд учебной и художественной литературы, количество получаемой учебной и художественной литературы библиотеками города не отвечает современным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу;
- существенное ухудшение здоровья обучающихся в процессе получения образования;
- увеличение количества травм, полученных учащимися и воспитанниками во время образовательного процесса;
- необходимость в дополнительной финансовой поддержке одаренных детей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы;
- высокий уровень изношенности основных фондов образовательных учреждений (зданий, инженерных сетей, технологического и медицинского оборудования, мебели);
- сохранение тенденции сокращения учащихся общеобразовательных учреждений и устойчивого роста количества учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- несформированность органов государственно-общественного и коллегиального способа управления образовательным учреждением, отсутствие эффективных механизмов общественного участия в управлении образованием;
- недостаточный уровень владения педагогических работников информационными и коммуникационными технологиями;
- сохранение тенденции старения педагогических работников, медленной ротации педагогических кадров;
- недостаточный уровень взаимодействия всех уровней образования для удовлетворения образовательных потребностей населения;
- отстраненность родителей от воспитания детей, выстраивание системы воспитания в образовательных учреждениях без учета ведущей роли семьи, возможностей других ведомств, несоответствие принимаемых мер уровню и масштабам безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы.
Главной целью Программы является создание правовых и социально-экономических условий для удовлетворения потребностей жителей городского округа город Воронеж в качественном, доступном и эффективном общем и дополнительном образовании.
На I этапе реализации программы необходимо решение следующих задач:
- создание в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж условий по введению обязательного среднего (полного) общего образования;
- обеспечение учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- реализация государственно-общественного характера управления образованием;
- создание регулярно-обновляемых# сайтов в каждом общеобразовательном учреждении;
- принятие мер по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях, совершенствование системы организации питания учащихся;
- обеспечение финансовой поддержки одаренных детей и общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы;
- развитие опытно-экспериментальной работы по отработке системы оценки качества образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению в общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж.
На II этапе предусматривается:
- введение системы независимой оценки качества образования в городском округе город Воронеж посредством организации единого государственного экзамена и участия в федеральном эксперименте по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации для выпускников IX классов;
- сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования с увеличением охвата детей и подростков всеми формами организованного досуга;
- обеспечение повышения эффективности образовательного процесса и управления образования на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
- обновление учебно-лабораторного и компьютерного оборудования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, приобретение необходимой учебной литературы;
- привлечение средств областной и федеральных программ по всем направлениям образовательной политики;
- оптимизация системы управления образованием, механизмов финансирования, обеспечения перехода на новую систему оплаты труда и подушевое финансирование в системе дополнительного образования.
На III этапе предусматривается:
- проведение анализа полученных результатов в ходе реализации Программы;
- определение уровня выполнения основных мероприятий, выявление проблемных и нерешенных вопросов;
- проведение корректировки планируемых на 2012 год мероприятий;
- подведение итогов выполнения всех программных мероприятий.
III. Система программных мероприятий.
Программные мероприятия сформированы по следующим направлениям:
1. Обеспечение доступного и качественного общего и дополнительного образования:
Организация государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов в форме ЕГЭ и участие в федеральном эксперименте по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов.
Создание независимой системы оценки качества образования на муниципальном уровне в рамках региональной системы оценки качества образования.
Развитие опытно-экспериментальной работы по отработке оценки качества образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению в общеобразовательных учреждениях городского округа город Воронеж.
Организация финансовой поддержки одаренных детей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Обеспечение эффективности образовательного процесса и управления образованием на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий, подключения учреждений дополнительного образования к сети Интернет.
Введение дистанционной формы обучения обучающихся, создание сайтов образовательных учреждений и разработка системы электронных библиотек.
2. Укрепление учебно-материальной базы и создание безопасных условий жизнедеятельности образовательных учреждений.
Обновление учебно-лабораторной базы, компьютерного оборудования, спортивного оборудования в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, приобретение учебной литературы.
Установка в учреждениях дополнительного образования системы оповещения людей о пожаре и систем видео# наблюдения.
Ремонт и оснащение медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях в соответствии с современными требованиями.
Приобретение комплектов технологического оборудования для пищеблоков общеобразовательных учреждений.
Проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений.
Строительство и реконструкция зданий общеобразовательных учреждений, расширение сети учреждений дополнительного образования.
3. Развитие государственно-общественного характера управления образованием.
Формирование механизмов общественного участия в управлении образованием на муниципальном уровне и на уровне образовательного учреждения.
Проведение цикла семинаров по вопросам формирования школьных управляющих советов и сопровождения их деятельности.
Разработка системы стимулирования руководителей образовательных учреждений, имеющих действующие структуры общественного участия в управлении.
Публикация отчетов общеобразовательных учреждений об итогах их образовательной и финансово-хозяйственной деятельности в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет.
4. Организация предоставления внешкольных образовательных услуг.
Организация отдыха детей в каникулярное время.
Увеличение количества творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
Организация работы по месту жительства, создание "воспитательного пространства" микрорайона.
Повышение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счет максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей.
IV. Механизм реализации программы.
Реализация программных мероприятий предусматривает принятие организационных и экономических мер, направленных на своевременное и полное выполнение мероприятий, со стороны исполнителя Программы.
Управление образования ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям, представляет отчет о выполнении Программы в Воронежскую городскую Думу, экономическое управление администрации городского округа город Воронеж.
Корректировка этапов и объемов финансирования по Программе будет происходить по мере реализации программных мероприятий.
V. Ресурсное обеспечение программы.
Финансирование Программы будет осуществляться за счет средств бюджета городского округа город Воронеж, областного и федерального бюджетов и внебюджетных источников. Общий объем финансирования программных мероприятий на весь период реализации Программы составит 2931614 тыс. руб., в том числе по годам и источникам финансирования:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Итого: |
1. |
Объем финансирования, всего |
тыс. рублей |
895576 |
897959 |
677321 |
460758 |
2931614 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
федеральный бюджет |
тыс. рублей |
224220 |
150628 |
68000 |
5000 |
447848 |
1.2. |
областной бюджет |
тыс. рублей |
99131 |
97715 |
59605 |
24793 |
281244 |
1.3. |
бюджет городского округа |
тыс. рублей |
256370 |
333278 |
427091 |
422536 |
1439275 |
1.4. |
средства Фонда социального страхования РФ |
тыс. рублей |
6908 |
7391 |
7893 |
8429 |
30621 |
1.5. |
внебюджетные источники |
тыс. рублей |
308947 |
308947 |
114732 |
- |
732626 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
- собственные средства предприятий |
тыс. рублей |
308947 |
308947 |
114732 |
- |
732626 |
Объемы финансирования Программы на 2009-2012 годы за счет средств бюджета городского округа город Воронеж носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджета городского округа на соответствующий год, исходя из возможностей доходной части бюджета.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
от реализации программы.
Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих приоритеты развития муниципальной системы образования городского округа город Воронеж.
Выполнение мероприятий по обеспечению доступного и качественного общего и дополнительного образования, развитию государственно-общественного характера управления образованием предполагает реализацию следующих социально-экономических эффектов:
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- увеличение количества ученических мест в образовательных учреждениях за счет ввода в эксплуатацию строящихся объектов образования;
- снижение коэффициента сменности в общеобразовательных учреждениях;
- развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования;
- совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства;
- повышение количества педагогов, имеющих высшее образование и высшую квалификационную категорию;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой в образовательных учреждениях;
- увеличение доли расходов на материальное обеспечение образовательного процесса на одного учащегося (воспитанника);
- увеличение доли образовательных учреждений, обеспеченных учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, учебным и технологическим оборудованием;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых действуют школьные управляющие советы;
- процент учреждений дополнительного образования, имеющих скоростной доступ в Интернет и обеспеченных современным компьютерным оборудованием;
- количество общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на право получения дополнительных средств;
- доля общеобразовательных учреждений, реализующих модели профильного обучения в третьей ступени обучения;
- снижение доли необучающихся детей и подростков в общеобразовательных учреждениях в возрасте 7-15 лет;
- снижение доли детей, страдающих нарушениями зрения, болезнями костно-мышечной системы и другими заболеваниями.
Показателями эффективности активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, уровня предоставления внешкольных образовательных услуг служат:
- интеграция общего и дополнительного образования. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, создание образовательных учреждений полного дня;
- обеспечение эффективной профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через организацию работы по месту жительства, активной занятости детей и подростков в период летних каникул;
- создание условий для развития ценностных ориентаций у молодежи, направленных на формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;
- охват детей в возрасте 5-18 лет дополнительным образованием в образовательных учреждениях всех типов и видов;
- удельный вес детей и молодежи в возрасте 5-18 лет, участвующих в общественных объединениях, общей численности населения данной возрастной группы;
- удельный вес образовательных учреждений, в которых действуют общественные объединения, в общем их числе;
- удельный вес детей и подростков в возрасте 7-18 лет, состоящих на всех видах учета, от общей численности детей соответствующего возраста;
- удельный вес детей и подростков в возрасте 7-18 лет, совершивших преступления, в общей численности детей соответствующего возраста;
- удельный вес детей и подростков в возрасте 5-18 лет, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и иных объединениях спортивной направленности, в общей численности населения данной возрастной группы.
VII. Организация управления программой и контроль за ходом её реализации.
Программа реализуется через включение мероприятий в годовые планы управления образования, критерии оценки промежуточных и итоговых результатов, проведение постоянного мониторинга состояния системы и качества образования.
Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет управление образования администрации городского округа город Воронеж.
Руководитель аппарата Воронежской городской Думы |
Н.В. Котенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.