Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направленна подпрограмма
1.1. Анализ состояния инновационной деятельности ВУЗов в экономике Воронежской области.
Одним из главных источников генерации инновационных проектов Воронежской области являются высшие учебные заведения (ВУЗы). На территории Воронежской области действуют 14 государственных ВУЗов (5 университетов, 4 академии, 5 институтов), 2 муниципальных и 4 негосударственных, а также филиалы государственных и негосударственных ВУЗов. В настоящий момент они обладают значительным научным и техническим потенциалом, позволяющим осуществлять фундаментальные и прикладные разработки в различных отраслях науки и техники. Научную работу в воронежских ВУЗах ведут 750 докторов наук и около 3,5 тыс. кандидатов наук. Технический парк ВУЗов располагает уникальным исследовательским и научным оборудованием.
Однако значительная часть проводимых прикладных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) не доходит до стадии коммерциализации и промышленного освоения выпуска новых видов инновационной продукции. Объем инновационной деятельности в ВУЗах недостаточен. Инновационные проекты ВУЗов не всегда соответствуют запросам реального сектора экономики, что снижает заинтересованность предпринимательских кругов к коммерциализации разработок. В последние годы средний возраст научных работников увеличивается, что свидетельствует о падении престижа научной деятельности у молодых ученых, а открытие новых инновационных специальностей ведется недостаточно активно.
Кроме того, серьезными причинами, препятствующими ускоренному внедрению инновационных предложений ВУЗов Воронежской области в производство, являются:
- недостаточность материальных и моральных стимулов для мотивации научных коллективов ВУЗов к осуществлению прикладных исследований, имеющих реальную возможность к внедрению в организациях Воронежской области;
- недостаточный уровень инновационной активности корпоративного сектора экономики, формирующего спрос на результаты НИОКР;
- отсутствие опыта в сфере реализации и продвижения кокурентоспособной производимой продукции на международные рынки высокотехнологичной продукции;
- невысокий уровень стоимости заказов на НИР и ОКР, ведущихся по хоздоговорам, и нерациональное распределение средств, полученных от выполнения тем: часто автор разработки получает значительно меньшее вознаграждение, чем руководитель научно-исследовательского сектора;
- недостаточная доля прикладных исследований, востребованных на ключевых направлениях развития экономики, в общем объеме научных разработок в ВУЗах;
- невысокий уровень обеспечения ВУЗов инновационными менеджерами;
- недостаточный уровень участия ВУЗов в трансферте технологий (конкурсы на федеральном и областном уровнях и т.д.);
- неэффективность (отсутствие) инфраструктуры развития инновационной деятельности;
- морально и высокая доля физически устаревшего оборудования, используемого при проведении НИОКР.
Таким образом, ВУЗы, обладая значительными ресурсами в сфере генерации знаний, мощным многопрофильным комплексом образовательных услуг, значительным заделом в сфере фундаментальных и прикладных разработок, в области "критических" технологий Российской Федерации, не в полной мере используют данный потенциал.
Несмотря на оказанную государственную (областную) поддержку в рамках областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы", ситуация в целом в инновационной сфере Вузовской науки остается сложной. Сложившиеся положительные тенденции развития инновационной деятельности в ВУЗах Воронежской области требуют значительного расширения развития инновационной системы с использованием программно-целевого подхода.
1.2. Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом.
В последние годы государственная (областная) поддержка финансирования реализации инновационных проектов ВУЗов осуществлялась на основе программно-целевых методов по различным направлениям. В 2007 году на научную деятельность из средств федерального бюджета выделено около 90 млн. рублей, в том числе по федерально-целевой программе (далее ФЦП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 гг." - около 50 млн. рублей. Наиболее активное участие приняли: Воронежский государственный технический университет (далее ВГТУ) - объем выполненных исследований составил 17,0 млн. рублей и Воронежский государственный университет (далее ВГУ) - объем выполненных исследований составил 12,0 млн. рублей.
По программе "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 гг." объем финансирования инновационной деятельности ВУЗов Воронежской области в 2007 г. составил около 13,0 млн. рублей. В рамках оказания государственной (областной) поддержки на конкурсной основе были профинансированы 9 инновационных проектов. По двум из них - "Разработка научно-обоснованных рекомендаций по производству полуфабрикатов и пресервов из прудовой рыбы", "Получение древесины с заданными качествами" в начале 2008 года налажено промышленное производство, выручка которых к концу 2008 года составит более 20 млн. рублей.
В 2007 г. между Российским фондом фундаментальных исследований (далее РФФИ) и администрацией Воронежской области было заключено дополнительное соглашение о совместном проведении конкурса проектов фундаментальных научных исследований на 2007 - 2010 годы. В рамках данного соглашения проведен конкурс проектов ориентированных фундаментальных исследований в области естественных наук по проблемам наукоёмких промышленных технологий приоритетных отраслей экономики Воронежской области. Победителями стали проекты ВГУ, Воронежской государственной технологической академии (далее ВГТА), Воронежского архитектурно-строительного университета (далее ВГАСУ), Воронежской государственной лесотехнической академии (далее ВГЛТА). Объем инвестиций из РФФИ в 2007 году составил более 17,0 млн. рублей.
В настоящее время собрана и обобщена база инновационных проектов ВУЗов, около 180 проектов включено в областной реестр.
В рамках реализации вышеуказанной областной целевой программы в ВУЗах Воронежской области проводилась работа по формированию инфраструктуры внедренческого бизнеса, включающей в себя: офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.
В семи ведущих ВУЗах Воронежской области были созданы офисы коммерциализации инновационных проектов и разработок, на создание которых было выделено около 3 млн. рублей из средств областного бюджета.
На развитие бизнес-инкубатора ВГАСУ в 2007 году из федерального бюджета привлечено 12,0 млн. рублей. Объем финансирования данных работ со стороны областного бюджета составил в 2007 году 6,0 млн. рублей.
На базе ВГУ создан технопарк, основным направлением деятельности которого является проведение научно-исследовательских разработок в области наносистем и материалов. Оборудование технопарка используется как для обучения студентов старших курсов, так и для выполнения экспериментальных разработок и получения опытных образцов нанопродукции. На поддержку данного технопарка из областного бюджета было выделено около 500 тыс. рублей.
В конце 2007 г. начал функционировать бизнес-инкубатор на базе ВГТА.
Приведенные положительные результаты во многом достигнуты за счет применения программно-целевого метода управления, на основе концентрации ресурсов на перспективных направлениях инновационного развития ВУЗов, четкой координации работ всех субъектов инновационной деятельности.
Однако в современных экономических условиях решение острых проблем по развитию инновационной деятельности ВУЗов Воронежской области требует оказания государственной (областной) поддержки в рамках отдельной подпрограммы, реализуемой в рамках комплексной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012". Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать сеть трансфера технологий, что обеспечит эффективное взаимодействие в сфере научно-технической и иноовационной деятельности ВУЗов с промышленными на рыночных условиях, создаст благоприятные условия для коммерциализации вузовских разработок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.