Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Настоящая Программа разработана в связи с растущей напряженностью на рынке труда Воронежской области и в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Актуальность Программы обусловлена:
- важностью проблемы занятости для социально-экономического развития Воронежской области и благополучия ее населения;
- необходимостью консолидации усилий социальных партнеров по смягчению ситуации на рынке;
- значимостью координации действий хозяйствующих субъектов в обеспечении занятости всех категорий граждан.
Комплексный подход к смягчению последствий финансового кризиса и использования программно-целевого метода предопределен:
- многообразием, сложностью и масштабностью решаемых задач на региональном рынке труда;
- потребностью в разработке и реализации системы мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;
- выполнением в рамках данной Программы крупных по объему мероприятий.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур к реализации эффективных мер по социальной поддержке безработных и работников, находящихся под риском увольнения.
Реализация предлагаемых программных мероприятий позволит удержать ситуацию на рынке труда в социально допустимых пределах, обеспечить стабилизацию в отраслях экономики, сохранение интеллектуального потенциала региона, поддержание основных параметров жизнедеятельности населения Воронежской области.
Анализ социально-экономической ситуации показывает, что в 1-3 кварталах 2008 года она была в целом благополучной, на региональном рынке труда сохранялись тенденции, сформировавшиеся в предыдущие годы - рост занятости, сокращение безработицы.
В январе-сентябре прошлого года более 6 тыс. работодателей нуждались дополнительно в 106,7 тыс.работников. В среднем в месяц в банке данных имелась информация о наличии не менее 20,0 тыс.вакансий. Всего в экономике области было задействовано 1067,8 тыс.чел., или 94,8% экономически активного населения области. Основная часть занятого населения (свыше 51,0%) работает на крупных и средних предприятиях области. В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в промышленности, торговле (по 18,7%) и в сельскохозяйственных организациях (16,0%).
Число безработных граждан на полном рынке труда не превышало 59,9 тыс.чел. в среднегодовом исчислении, или 5,3% экономически активного населения. Количество официально зарегистрированных безработных относительно уровня соответствующего периода 2007 года сократилось на 13,4% и составило в среднем за 2008 год 18,2 тыс.чел. (1,6%). В режиме неполной занятости трудилось около 4,0 тыс.чел. - 0,5% всех работников.
Обозначившаяся финансовая нестабильность и начавшийся экономический спад оказали негативное воздействие на развитие ситуации на региональном рынке труда и усугубили основные его проблемы, актуальность которых не снижается в течение последних лет. К ним относятся:
- усиление несоответствий профессионально-квалификационной и территориальной структуры спроса на рабочую силу и ее предложения;
- низкая трудовая мобильность безработных граждан;
- усложнение структуры безработных граждан за счет увеличения доли имеющих высокие уровни квалификации и оплаты труда на последнем месте работы;
- ужесточение требований работодателей к качеству рабочей силы.
Кризис ликвидности, охвативший мировую финансовую систему, в первую очередь, отразился на промышленном комплексе региона. Так, ожидалось, что объемы промышленного производства в 2008 году увеличатся более чем на 8% по сравнению с уровнем 2007 года. Однако, фактический прирост объемов промышленного производства составил 3,3%. При этом в "Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды" прирост составил 13%, тогда как в "Добыче полезных ископаемых" - 1,6%, в обрабатывающих производствах - всего 0,8%. Тенденция замедления темпов промышленного роста (в среднем на 1,1 процентных пункта в месяц) наблюдалась на протяжении всего 4 квартала 2008 года. С ноября в отрицательной зоне оказались металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, до этого показывавшие положительную динамику. Отрицательную динамику впервые за последние несколько лет продемонстрировали предприятия, выпускающие строительные материалы (90% к уровню 2007 года). Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в производстве резиновых и пластмассовых изделий.
Сокращение темпов промышленного роста в прогнозируемом периоде будет обусловлено, прежде всего. ограничениями по спросу на продукцию предприятий, ускорением инфляции и ужесточением доступа к кредитным ресурсам при недостатке собственных. В химическом производстве прогнозируется снижением объемов экспорта, ужесточение конкуренции на внутренних и внешних рынках.
Перечисленные выше факторы обусловят существенное замедление темпов роста оплаты труда, а в ряде организаций с традиционно высокими заработными платами - снижение их номинального уровня. По прогнозу, в 2009 году в целом по области рост реальной зарплаты составит всего 100,8%.
Предприятия и организации стремятся снизить издержки, в том числе за счет высвобождения работников, прекращения приема кадров, сокращения времени отправления работников в незапланированные отпуска.
Число заявляемых в службу занятости вакансий в среднегодовом исчислении в 2008 году возросло по сравнению с предыдущим годом на 7,2%, однако в IV квартале поступления их стало заметно сокращаться. Рост числа безработных только в декабре составил почти 28% (с 17 тыс. до 22 тыс.).
Наметилась тенденция резкого увеличения притока безработных в службу занятости - в декабре 2008 года в 1,8 раза против декабря 2007 года, а в январе темп еще возрос.
Доля уволенных в связи с сокращением штатов в 4 квартале прошлого года оставалась достаточно стабильной - на уровне 17-19% от численности безработных. Однако основная волна высвобожденных ожидается, начиная с февраля т.г. Экспертные опросы показывают, что руководство значительной части предприятий и организаций не может с высокой точностью спрогнозировать развитие ситуации. В связи с этим в качестве первого этапа реализации Программы определен период январь-март 2009 года, в течение которого могут быть наиболее полно определены масштабы предстоящего высвобождения рабочей силы.
Мониторинг социально-экономического положения свидетельствует об увеличении числа предприятий, планирующих увольнение работников в 2009 году. Только за последнюю неделю декабря оно возросло с 32 до 38. Соответственно количество работников, намеченных к увольнению только в 1 квартале 2009 года, превысило 4 тыс. чел.
Одной из ключевых проблем областного рынка труда становится вынужденная неполная занятость. Так, в ООО "Амтел-Черноземье" при отсутствии сырья ожидается направление работников основного производства в бессрочные отпуска с сохранением 2/3 тарифной ставки. В ОАО "Семилукский огнеупорный завод" с 1 декабря т.г. для всех структурных подразделений введен режим неполной рабочей недели, в феврале-марте 2009 года предполагается сокращение 180 человек, или 7,7% общего числа работников предприятия. ООО "Латненский завод огнеупоров" перешло на 2-х сменный режим работы и четырехдневную рабочую неделю из-за резкого снижения спроса на выпускаемую продукцию. Трехдневная рабочая неделя введена в ЗАО "РудГорМаш", в феврале текущего года предполагается высвобождение 600 работников предприятия, доля высвобождения составит 24%. Режим неполной рабочей недели введен в ОАО "Эртильский литейно-механический завод" (четырехдневная рабочая неделя), в ОАО "Митрофановский РМЗ "Промавторемонт" (двухдневная рабочая неделя). В отпусках без сохранения заработной платы находятся около половины сотрудников ЗАО "Воронежский конденсаторный завод" и 15% среднесписочной численности ЗАО "Промтекстиль".
В целом на режим неполного рабочего времени перешли 97 предприятий с общей численностью персонала 55,1 тыс. чел. Количество работников, занятых неполное рабочее время, составило 7,7 тыс. чел., отпуска без сохранения заработной платы предоставлены 2,6 тыс. чел. Простой охватил 1,4 тыс. чел.
Анализ динамики обращений граждан в органы службы занятости свидетельствует, что в нынешнем году произойдет снижение числа занятых. Наиболее вероятными результатами кризисных явлений в 2009 году станут повышение напряженности на областном рынке труда, замедление роста заработной платы. В этой связи основной акцент в мероприятиях Программы делается, во-первых, на работников, находящихся под риском увольнения, с целью предупреждения их выхода на рынок труда и, во-вторых, одновременно на системный подход и координацию работы в данном направлении между различными органами власти, муниципальными образованиями, работодателями и другими социальными партнерами.
Численность трудовых ресурсов области в среднем за 2008 год, по предварительным итогам, составила 1405,8 тыс. чел., или 61,8% общей численности населения области. Основную долю трудовых ресурсов - 94,6% составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте, на долю пенсионеров и подростков, занятых в экономике области, приходится 5,1%, 0,3% составляют иностранные трудовые мигранты.
Около 75% трудовых ресурсов составляют занятые в экономике; обучающиеся с отрывом от производства составляют 10%; население, не занятое в экономике, включая безработных, военнослужащие и прочие категории трудоспособного населения составляют около 15%.
Численность экономически активного населения в 2008 году составила 1126,0 тыс. чел., или 49,8% от общей численности населения области, 94,9% экономически активного населения было занято в экономике.
В отраслевой структуре занятости наибольшую долю составляют занятые в организациях промышленных видов деятельности (18,6%), в сельском хозяйстве (17,2%) и торговле (18,4%). Основная часть занятого населения (54,4%) задействована на крупных и средних предприятиях.
В 2008 году в результате реализации инвестиционных проектов и областных целевых программ в области было создано около 20 тысяч новых рабочих мест. Ликвидировано 5,9 тыс. рабочих мест.
По экспертным оценкам, на 1 января 2009 года занятое население трудилось на 465 тыс. рабочих мест.
Прогнозный баланс рабочих мест по Воронежской области на 2009 год приведен в приложении 1 к Программе.
Основные параметры баланса трудовых ресурсов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Баланс трудовых ресурсов по Воронежской области
|
Оптимистический прогноз |
Пессимистический прогноз |
Базовый сценарий |
Целевой сценарий |
||||
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
тыс. чел. |
% |
|
Население |
2259,0 |
100,0 |
2259,0 |
100,0 |
2259,0 |
100,0 |
2259,0 |
100,0 |
Население трудоспособного возраста |
1376,0 |
60,9 |
1376,0 |
60,9 |
1376,0 |
60,9 |
1376,0 |
60,9 |
Экономически активное население |
1126,0 |
49,8 |
1125,0 |
49,8 |
1125,0 |
49,8 |
1125,0 |
49,8 |
Занятые в экономике |
1058,0 |
46,8 |
1029,0 |
45,6 |
1040,0 |
46,0 |
1049,0 |
46,4 |
Безработные (по методологии МОТ) |
68,0 |
6,0 |
96,0 |
8,5 |
85,0 |
7,6 |
76,0 |
6,8 |
Зарегистрированные безработные |
26,2 |
2,3 |
35,0 |
3,1 |
32,5 |
2,9 |
26,5 |
2,4 |
Показатели уровня, динамика безработицы и расчет ее прогнозных вариантов применительно к регистрируемому рынку труда характеризуют таблицы 2, 3, 4 и рис.1.
Таблица 2
Динамика численности безработных, чел
Годы |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
2005 |
21279 |
22446 |
23223 |
24094 |
23294 |
22833 |
23572 |
23179 |
20820 |
18795 |
18734 |
21444 |
2006 |
21324 |
22566 |
24058 |
24666 |
24032 |
23323 |
23188 |
23078 |
22117 |
20159 |
21510 |
23968 |
2007 |
23429 |
24266 |
23567 |
22495 |
21490 |
20447 |
19788 |
18485 |
17162 |
16396 |
19722 |
20954 |
2008 |
20346 |
21090 |
19933 |
19245 |
18041 |
16668 |
16705 |
16515 |
15800 |
15608 |
17107 |
21846 |
2009 |
27370 |
28730 |
29750 |
30780 |
30610 |
30100 |
30095 |
30090 |
29985 |
30780 |
31350 |
32500 |
Таблица 3
Полная и регистрируемая безработица
(в среднегодовом исчислении за 2005-2009 годы)
Годы |
Регистрируемая безработица |
Полная безработица |
||
В среднем за год, тыс. чел. |
Уровень безработицы, % |
В среднем за год, тыс. чел. |
Уровень безработицы, % |
|
2005 |
22,0 |
1,9 |
85,4 |
7,5 |
2006 |
22,8 |
2,0 |
62,7 |
5,5 |
2007 |
20,7 |
1,9 |
58,3 |
5,2 |
2008 |
18,2 |
1,6 |
59,9 |
5,3 |
2009 (пессимистический прогноз) |
32,5 |
2,9 |
96,0 |
8,5 |
Таблица 4
Влияние мер Программы на регистрируемый рынок труда, чел.
Варианты прогноза |
Признаны безработными |
Найдут работу |
Охвачены программами |
Привлечение ИРС |
Численность безработных на конец года |
|||
проф-обучения |
общественных и временных работ |
малого предпринимательства |
переезд в другую местность |
|||||
Базовый (без учета Программы) |
55500 |
19700 |
6811 |
9850 |
100 |
0 |
11553 |
32500 -------- 2,9% |
Целевой (с учетом Программы) |
53500 |
23000 |
11740 |
24350 |
400 |
500 |
9753 |
26536 -------- 2,3% |
Эффект целевых мер |
2000 |
3300 |
|
|
|
|
|
5300 -------- 0,5% |
Следует особо отметить, что в регионе последовательно осуществляются мероприятия по созданию условий для трудовой деятельности мигрантов на основе, исключающей ущемление трудовых интересов коренного населения области. Так, первоначально запланированная на 2009 год квота на привлечение ИРС в объеме 13286 чел., снижена до 11553 чел. Предполагается, что реализация мероприятий Программы позволит дополнительно заместить трудовыми ресурсами области не менее 1800 рабочих мест, из числа зарезервированных для иностранных работников.
Баланс разработан применительно к 4 вариантам прогноза.
Оптимистический вариант - с минимальными проявлениями негативных тенденций в экономике и на рынке труда, когда занятость снизится всего на 1,0%. В этом варианте число безработных на полном рынке труда возрастет до 68 тыс. чел. (на 13,3%), уровень соответствующего показателя безработицы составит 6,0%. Численность зарегистрированных безработных в среднегодовом выражении поднимется до 26,2 тыс. чел., а уровень безработицы в этом секторе рынка труда - до 2,3%.
Пессимистический вариант - с максимальными темпами негативных процессов в экономике и на рынке труда, когда ситуацию в 2009 году будут определять кризис и последовавший за ним экономический спад. Согласно этому варианту прогноза общая численность безработных может увеличиться относительно уровня 2008 года на 36 тыс.чел. - до 96 тыс. чел. (на 38,9%). Уровень общей безработицы составит при этом 8,5%, против 5,2% - в 2008 году. Численность работников, находившихся под риском увольнения, включая находящихся в простое и вынужденных отпусках, вырастет в сравнении с 2008 годом более чем в 3 раза и составит 23,5 тыс. чел. Число занятых в экономике области сократится до 1029,0 тыс. чел. (на 3,7%). Регистрируемая безработица может увеличиться по отношению к уровню 2008 года на 60% и составить в среднегодовом исчислении 35,0 тыс. чел. Уровень безработицы повысится до 3,1%, против 1,6% в 2008 году. На повышении напряженности на регистрируемом рынке труда может сказаться как рост числа безработных, так и снижение числа предлагаемых работодателями вакансий (на 45%). По различным вариантам прогноза, в 2009 году будет ликвидировано от 7,9 до 12,0 тысяч рабочих мест.
Несмотря на прогнозируемый рост безработицы, организации Воронежской области будут испытывать дефицит в высококвалифици-рованных кадрах по отдельным профессиям и в работниках неквалифицированного труда. В рамках реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов предполагается ввести более 7 тысяч новых рабочих мест (приложение 2 к Программе). Несмотря на это, по пессимистичному варианту прогноза дефицит рабочих мест может составить около 80 тысяч. Численность обратившихся за помощью в поиске работы достигнет 164,7 тыс. чел., из них уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников - 25% (по сравнению с 17,1% в декабре 2008 года). С учетом роста тенденции увольнения по собственному желанию или соглашению сторон, удельный вес уволенных среди безработных составит не менее 53%.
Базовый вариант прогноза обусловлен возможностями умеренно-консервативных тенденций в экономике и на рынке труда. При этом число занятых снизится до 1040 тыс. человек (на 2,7%), а безработных - возрастет до 85 тыс. человек, уровень полной безработицы поднимется до 7,6% (на 2,3 п.п. против показателя 2008 года). Среднегодовая численность зарегистрированных безработных составит в этом варианте прогноза 32,5 тыс. чел., а уровень безработицы - 2,9%.
Сдерживание роста напряженности на рынке труда в настоящее время осуществляется с помощью мер, предусмотренных областной целевой программой "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы". Согласно планируемым показателям программы, в 2009 году предполагается:
- направить на обучение 3,5 тыс. безработных граждан;
- организовать общественные работы и обеспечить временную занятость для 9,9 тыс. чел.;
- оказать содействие самозанятости 0,5 тыс. безработных граждан.
В условиях развивающегося кризиса сдерживание роста регистрируемой безработицы будет обеспечено реализацией дополнительных специальных мер воздействия на рынок труда в соответствии с Программой. Это позволит поддержать уровень занятости населения, сохранить мотивации к труду, обеспечить получение дополнительного дохода гражданами, находящимися под риском увольнения или уволенными в связи с ликвидацией организации, либо сокращением их численности или штата работников (приложение 3 к Программе). Эти меры охватывают 19,2 тыс. чел., в их числе:
- опережающее профессиональное обучение 4929 работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников);
- организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы для безработных, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также для занятых работников в случае угрозы их массового увольнения, всего для 13,5 тыс. чел.;
- оказание адресной поддержки 500 гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости 300 безработных граждан.
Целевой вариант прогноза разработан с учетом реализации специальных мер Программы, применительно к оптимальной ситуации в экономике и на рынке труда.
Влияние Программы проявится через:
- снижение численности лиц, оказавшихся на рынке труда и признанных безработными в результате применения превентивных мер, - на 2,0 тыс. чел.;
- увеличение числа нашедших работу за счет применения службой занятости дополнительных мер - на 3,3 тыс. чел.
Относительно базового варианта прогноза это позволит снизить численность безработных на 5,3 тыс. чел. - до 26,5 тыс. чел., или на 20,0%. Уровень безработицы на конец 2009 года составит при этом 2,4% - на 0,4 п.п. ниже, чем по базовому варианту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.