Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Мероприятия по предупреждению выхода на рынок труда работников, находящихся под риском высвобождения
3.1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников)
Мониторинг ситуации на предприятиях, предполагающих массовые увольнения, показал, что на отдельных из них возможно перераспределение работников или трудоустройство на других предприятиях при условии получения новой профессии, специальности, повышения квалификации. В этих случаях возникает необходимость организации опережающего профессионального обучения до наступления срока расторжения трудового договора между работодателем и работником.
К гражданам, нуждающимся в опережающем профессиональном обучении, относятся лица, находящиеся под угрозой массового увольнения, которым невозможно подобрать подходящую работу по имеющимся у них профессиям, специальностям, уровню квалификации как в данной, так и в других организациях. Предполагается, что в опережающем профессиональном обучении будет нуждаться 4,9 тыс. человек (приложение 4 к Программе). Ожидается, что каждый десятый из них повысит квалификацию, остальные пройдут профессиональную подготовку, переподготовку, освоят вторую смежную специальность.
В основном после окончания опережающего профессионального обучения работники останутся в штате своих предприятий, возможно трудоустройство на других предприятиях и занятость в сфере предпринимательской деятельности. Работодатель определяет перечень рабочих мест, на которых может быть использован труд работников, находящихся под риском увольнения, после получения ими новых профессиональных знаний и умений, подбирает кандидатуры для профобучения. В случае дальнейшего трудоустройства на другом предприятии, им предоставляется возможность пройти опережающее профессиональное обучение при представлении соответствующих гарантийных писем с данного предприятия.
В целях выработки мотивации к прохождению опережающего профессионального обучения специалисты службы занятости проводят групповые и индивидуальные консультации с работниками, рассматриваемыми в качестве кандидатов на увольнение.
Численность и профессионально-квалификационный состав работников, находящихся под риском увольнения и желающих пройти опережающее профессиональное обучение для продолжения профессиональной деятельности на данном или другом предприятии, будут определяться работодателями на основе анкетирования. Это позволит выявить профессиональные и трудовые планы указанных работников, определить возможность прохождения переподготовки или повышения квалификации с учетом имеющихся у них профессиональных знаний, умений и навыков, производственного опыта.
Размещение заказа на опережающее профессиональное обучение предстоит осуществлять в установленном порядке в учебных заведениях, подразделениях предприятий, имеющих соответствующую лицензию на право ведения образовательной деятельности по заявленной работодателем профессии, специальности. Предусматривается использование в первую очередь учебной базы участников Приоритетного национального проекта "Образование", подразделений предприятий для работников данного предприятия, образовательных учреждений, имеющих опыт внутрифирменного обучения, а также взаимодействия со службой занятости по профобучению взрослого населения (приложение 5 к Программе). С учетом изменения потребности работодателей и работников предполагается использование других учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего профиля. Будет оказываться содействие в организации опережающего профессионального обучения на ученических местах предприятий и организаций. Наиболее востребованными являются массовые рабочие профессии, в том числе для работы на предприятиях и в организациях, реализующих инвестиционные проекты. Одновременно предполагается подготовка кадров для работы в торговле и сфере услуг населению, обучение основам малого бизнеса. При высвобождении инженерно-технических работников, в случае востребованности, будет предлагаться работа в учреждениях профессионального образования, в том числе мастерами производственного обучения. Для них будут организовываться курсы по овладению основами педагогико-воспитательной работы с учащейся молодежью, в том числе на базе Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Объемы подготовки в разрезе профессий, специальностей предстоит определять с учетом потребности рынка труда.
В целом предполагается, что на базе 25 образовательных учреждений региона пройдут переподготовку - 4327 чел., подготовку - 51 чел. Повышение квалификации 113 чел. будет организовано на базе 3 вузов, 230 чел. - 4 учреждений среднего профессионального образования; 76 чел. - 2 профессиональных училищ; 132 чел. - 4 учреждений дополнительного профессионального образования.
Организация опережающего профессионального обучения осуществляется на договорной основе между работником, работодателем, центром занятости населения и образовательным учреждением или на основе договоров между работником, работодателем и центром занятости населения при условии, что работодатель имеет лицензию на право ведения соответствующей образовательной деятельности по краткосрочным учебным программам.
Основные функции работодателя: подбор кандидатур на опережающее профессиональное обучение из числа работников, находящихся под риском увольнения; организация направления их на обучение по учебным программам в сроки, согласованные с центром занятости и образовательным учреждением; создание условий для прохождения обучающимися производственного обучения, желательно на базе данного предприятия, и трудоустройство по полученной специальности после завершения обучения в случае перевода работника на другую работу внутри предприятия.
Основные функции центра занятости населения: консультирование работников в случае угрозы массового увольнения о возможности пройти опережающее профессиональное обучение по краткосрочным учебным программам, согласование с учебным заведением стоимости обучения по различным образовательным программам. Центр осуществляет действия по оплате опережающего профессионального обучения, в том числе по авансированию, если это предусмотрено договором и на основе документов, подтверждающих успешное завершение работниками обучения, контроль за их переводом (трудоустройством) на новое рабочее место с учетом полученной профессии, специальности, повышения квалификации.
Основные функции учебного заведения (учебного подразделения предприятия, организации): организация опережающего профессионального обучения по заявленной профессии (специальности) на основе имеющейся лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности, производственной практики на базе потенциального работодателя.
Работодатели могут получать консультации специалистов службы занятости населения об организации опережающего профессионального обучения. С учетом дальнейшей занятости работников, на основе выяснения их потребности в образовательных услугах работодатели представляют соответствующую заявку. Исходя из нее, центр занятости населения приступает к реализации мер по оказанию помощи в организации обучения.
Продолжительность опережающего профессионального обучения в соответствии с Правилами предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер по поддержке рынка труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N1089, составит в пределах 3-х месяцев. В соответствии с данными Правилами базовый норматив затрат на организацию опережающего профессионального обучения должен соответствовать базовому нормативу затрат на профессиональное обучение безработных граждан в субъекте Российской Федерации в 2008 году, скорректированному на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2009 год, в расчете на одного безработного гражданина, исходя из средней продолжительности обучения 3 месяца.
В Воронежской области в 2008 году средняя стоимость обучения 1 чел. составила 4728,6 руб., средний срок обучения - 2,2 месяца. При определенном для опережающего профессионального обучения среднем сроке обучения 3 месяца и индексе потребительских цен на 2009 год в размере 1,085, средняя стоимость обучения одного работника в случае угрозы массового увольнения составит 6995,7 рублей.
Финансирование мероприятий по опережающему профессиональному обучению граждан, находящихся под угрозой массового увольнения, в том числе на оплату учебным заведениям за оказание образовательных услуг, осуществляется из средств консолидированного бюджета области и субсидий из федерального бюджета на реализацию мер по поддержке рынка труда.
Предполагается, что в 2009 году для организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового увольнения, потребуется из средств субсидий из федерального бюджета 32840,0 тыс. руб. и 1642,0 тыс. руб. из средств бюджета субъекта РФ (6995,7 руб. х 4929 чел.), где 6995,7 руб. - базовый норматив на одного обучающегося в течение 3-х месяцев, 4929 чел. - численность участников программы опережающего профессионального обучения.
В дальнейшем, на основе анализа ситуации с занятостью работников, угрозы их массового увольнения показатели численности участников мероприятий по опережающему профессиональному обучению будут корректироваться как по конкретным предприятиям, так и по районам г.Воронежа и Воронежской области.
Социальный эффект от реализации мероприятия выразится в предупреждении безработицы работников, находящихся под риском увольнения, сохранении кадрового потенциала предприятия.
Общий объем финансирования опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы массового увольнения составит 34482,0 тыс. руб., в том числе субсидий из федерального бюджета - 32840,0 тыс. руб., из средств бюджета субъекта РФ - 1642,0 тыс. руб.
3.2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения
Цель - стабилизация ситуации на рынке труда Воронежской области и социальной напряженности в регионе.
Мероприятия предусматривают:
- предоставление безработным и незанятым гражданам возможности получения временного заработка;
- поддержку низкоконкурентных на рынке труда категорий безработных и маргинальных групп населения;
- удовлетворение потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
- сохранение мотивации к труду у всех категорий граждан;
- расширение возможностей трудоустройства граждан в населенных пунктах с неблагоприятной ситуацией на рынке труда;
- обеспечение приоритетных направлений развития инфраструктуры региона;
- выполнение работ в организациях, недоукомплектованных кадрами;
- предупреждение правонарушений среди молодежи.
3.2.1. Общественные работы
Решаемые задачи:
- сдерживание темпов роста численности незанятого населения в населенных пунктах, при отсутствии вакансий для постоянного трудоустройства;
- предоставление безработным и незанятым гражданам возможности получения временного заработка;
В рамках программы обеспечивается:
- информирование работодателей о возможности организации общественных работ с выделением субсидии на заработную плату их участников и уплату единого социального налога;
- формирование перечня предприятий, желающих принять участие в организации общественных работ;
- заключение договоров на организацию общественных работ и направление для участия в них ищущих работу граждан;
- расширение перечня видов общественных работ с учетом потребностей рынка труда.
Объем выделяемых средств на создание общественных рабочих мест будет определяться департаментом труда и занятости населения Воронежской области на основании заявки работодателя.
Возможная численность участников общественных работ в рамках Программы - 2000 чел.
3.2.2. Временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы
Временные работы организуются органами исполнительной власти и работодателями.
Период участия во временных работах - в пределах до 3 месяцев.
Решаемые задачи:
- сохранение квалификации и мотивации к труду у граждан, участвующих во временных работах;
- предоставление безработным гражданам возможности получения временного заработка.
Мероприятия включают:
- информирование работодателей о возможности проведения временных работ за счет субсидии на заработную плату их участников;
- формирование перечня предприятий, желающих предоставить временные рабочие места для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- заключение договоров на организацию временных работ и направление для участия в них безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Возможная численность участников временных работ в рамках Программы 1000 чел.
Объемы выделяемых средств на временные работы будут определяться департаментом труда и занятости населения на основании заявки работодателя.
3.2.3. Стажировка в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений
Стажировка должна обеспечить повышение конкурентоспособности на рынке труда граждан, не имеющих опыта работы, и предоставление им возможности трудоустройства и получения временного заработка.
Мероприятия включают:
- информирование работодателей о возможности организации стажировки для граждан, не имеющих опыта работы, за счет субсидии на заработную плату ее участников;
- формирование перечня предприятий, изъявивших желание предоставить рабочие места для проведения стажировки;
- заключение договоров на стажировку и направление для участия в ней граждан, не имеющих опыта работы.
Возможная численность участников временных работ в рамках Программы 1500 чел.
Объем выделенных средств на эти цели будет определяться департаментом труда и занятости населения на основании заявки работодателя.
Список хозяйствующих субъектов, на которых будут организованы общественные работы, временное трудоустройство, стажировка в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений представлен в приложении 6 к Программе.
3.2.4. Организация временных рабочих мест для работников в случае угрозы массового увольнения
Временные рабочие места будут создаваться на самих предприятиях, где имеет место риск увольнения персонала. В случае невозможности их организации на данных предприятиях, сотрудникам будет предоставлена возможность временного трудоустройства на перспективных организациях бюджетной сферы, предприятиях оборонного комплекса, дорожной отрасли, сельского хозяйства (во время проведения полевых работ), в социальной сфере и т.д.
Цель - оказать помощь предприятиям в сохранении кадрового потенциала.
Период существования временных рабочих мест - в пределах до 3 месяцев.
Право на участие в них в рамках Программы имеют занятые граждане, находящиеся под риском увольнения, в т. ч., те, кому невозможно подобрать другую работу на данном предприятии из-за отсутствия квалификации, или рабочих мест, сокращения объемов ранее выпускаемой продукции.
Решаемые задачи:
- расширение возможности занятости граждан, находящихся под риском увольнения;
- уменьшение роста безработицы и социальной напряженности в регионе;
- предоставление дополнительных социальных гарантий в области занятости гражданам, находящимся под риском увольнения;
- сохранение мотивации к труду у граждан, находящихся под риском увольнения.
Особую значимость организация временных рабочих мест имеет для сельских населенных пунктов.
Мероприятия включают:
- информирование работодателей о возможности и условиях финансирования за счет субсидии создания временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения;
- выявление предприятий, испытывающих трудности в сложившихся экономических условиях, работники которых находятся под риском увольнения;
- определение числа работников, для которых необходимо создание временных рабочих мест;
- организацию временных рабочих мест для работников, находящихся под риском увольнения.
Выявление предприятий, на которых возможно массовое увольнение работников, будет осуществляться на основе постоянного мониторинга.
Предполагаемая численность участников Программы 9000 чел. (приложение 7 к Программе).
Таким образом, общая численность участников временных работ составит 13500 чел.
Необходимость выделения средств на создание временных рабочих мест и их объемы определяются департаментом труда и занятости населения Воронежской области на основании заявки работодателя.
Размер заработной платы участников временных работ за счет субсидий из федерального бюджета и средств бюджета субъекта РФ составит 4330 рублей в месяц.
Затраты на одного участника временных работ с учетом единого социального налога составят 5464,46 руб. в месяц.
Работодатели могут выплачивать участникам мероприятий заработную плату в большем размере за счет собственных средств, предполагается что в среднем это позволит увеличить на 4% затраты на одного человека. Общая сумма затрат в среднем на одного человека составит 17051,44 руб. (4330 руб. х 1,262 х 3 мес. х 1,04). Кроме того, для выполнения квалифицированных работ на объектах, имеющих социальное значение, из средств субъекта РФ планируется увеличить затраты на одного человека в среднем на 4,6% для 2000 рабочих мест (1474,8 тыс. руб.).
Общий объём затрат составит 230194,5 тыс. рублей, в т. ч. за счёт субсидий из федерального бюджета - 210258,2 тыс. рублей, средств бюджета субъекта РФ - 12523,9 тыс. рублей, средств работодателей - 7412,4 тыс. рублей.
3.3. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
Реализация данного мероприятия обусловлена необходимостью повышения сбалансированности спроса и предложения на региональном рынке труда, более полного обеспечения экономики Воронежской области квалифицированной рабочей силой. Привлечение рабочей силы из трудоизбыточных районов области позволит заполнить рабочие места, в том числе создаваемые в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
В 2008г. около 100 работодателей из различных городов России заявили о вакансиях для постоянной, временной и сезонной занятости (наибольшая потребность в специалистах горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственного производства). В ноябре-декабре т.г. 10 из них отозвали свои заявки. В целом приоритетным подходом к решению проблемы трудоустройства граждан Воронежской области, находящихся под риском увольнения, испытывающих трудности в поиске работы, становится их трудоустройство внутри региона, в т.ч. по вахтовому режиму работы на рабочие места, создаваемые в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
Цели мероприятия:
- сдерживание роста безработицы;
- более полное и качественное удовлетворение спроса работодателей на рабочую силу;
- обеспечение дополнительных гарантий занятости и социальной поддержки граждан, находящихся под риском увольнения;
- уменьшение роста социальной напряженности в области из-за недостатка рабочих мест.
Основные задачи мероприятия:
- оказание содействия в переезде в другую местность для замещения свободных рабочих мест;
- обеспечение контроля за соблюдением социальных гарантий граждан, изъявивших желание переехать для трудоустройства в другую местность.
В рамках мероприятия предусмотрена организация работы в другой местности в таких отраслях, как промышленность, сельскохозяйственное производство, здравоохранение, строительство, а также временных, сезонных рабочих мест.
Правом направления для трудоустройства в другую местность пользуются:
- безработные граждане, в т.ч. высвобожденные в связи с последствиями финансового кризиса;
- работники организаций всех форм собственности, находящиеся под риском увольнения (по заявке работодателей в службу занятости).
Для организации внутриобластного перераспределения рабочей силы предусмотрено заключение службой занятости с хозяйствующими субъектами всех форм собственности договоров "О совместной деятельности по проведению переезда граждан", на срок до 3-х месяцев. Основными условиями, при которых может быть заключен договор, является наличие работы и жилья. Список хозяйствующих субъектов, предоставляющих рабочие места на территории области для трудоустройства граждан из другой местности, представлен в приложении 8 к Программе.
При реализации мероприятий по переезду граждан для трудоустройства в другую местность на территории Воронежской области осуществляется:
- компенсация транспортных расходов по переезду;
- оплата суточных расходов за время следования к месту работы и обратно;
- субсидирование расходов по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности.
Порядок финансирования указанных расходов разрабатывается департаментом труда и занятости населения Воронежской области.
В соответствии с Правилами определения в 2009 году размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер по поддержке рынка труда Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N1089, расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности составляют 550 рублей в сутки при средней продолжительности 3 месяца. Средний размер транспортных расходов внутри Воронежской области в одном направлении составляет 1050 рублей. Предполагаемая численность граждан - получателей адресной поддержки при переезде на работу в другую местность - 500 чел.
Расчет размера субсидий на оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность представлен в финансово- экономическом обосновании.
Общий размер субсидий на оказание адресной поддержки гражданину, включая организацию его переезда в другую местность для замещения рабочего места, составляет 25900,0 тыс. руб., в т.ч. из федерального бюджета - 24600,0 тыс. руб., из средств бюджета субъекта РФ - 1300,0 тыс. руб.
3.4. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан позволит занять часть высвобожденных работников в сфере обслуживания населения, в производстве и реализации некоторых видов товаров, пользующихся спросом, в том числе растениеводческой и животноводческой продукции, лекарственно-технического сырья, а также в выполнении отдельных видов ремонтно-строительных работ.
Мероприятие направлено на:
- обеспечение безработных, решивших открыть собственное дело, информационной, консультационной и финансовой поддержкой со стороны службы занятости и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП);
- смягчение социальной напряженности на региональном рынке труда.
Мониторинг трудовых намерений граждан показывает устойчивый спрос ищущих работу на информационные и консультационные услуги по организации самозанятости и предпринимательства (практическую готовность к данному виду деятельности ежегодно проявляют 3-4 процента безработных, в сегодняшних условиях эти цифры предположительно возрастут до 6-7%).
В целях обеспечения эффективного использования субсидий, предоставляемых на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, будет использован комплекс мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Содействие занятости населения Воронежской области на 2008-2011 годы" и финансируемых за счёт субвенций федерального бюджета. К ним относятся:
- информирование граждан о возможностях организации самозанятости через подготовку и издание справочно-информационных материалов;
- предоставление организационно-консультационных услуг в сфере организации самозанятости, в том числе содействие в подготовке бизнес-планов безработных граждан, проведении их экспертизы, предоставлении возможности использования каналов связи и средств оргтехники центров занятости населения и районных центров поддержки МСП;
- оказание финансовой помощи безработным гражданам на организацию самозанятости (подготовка документов, предоставляемых при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплата государственной пошлины, нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов).
В регионе созданы и эффективно действуют механизмы адресной поддержки субъектов малого предпринимательства. В рамках реализации мероприятий областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006-2010 годы" осуществляется:
- конкурсное финансирование начинающих субъектов МСП в форме грантов на создание и активизацию бизнеса;
- микрофинансовая поддержка субъектов МСП за счёт собственных и привлечённых ресурсов Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области и муниципальных фондов поддержки МСП.
Финансирование в 2009 году областной целевой программы по поддержке малого бизнеса планируется в размере 159,6 млн. рублей за счёт субсидий федерального бюджета и 74,0 млн. рублей - областного бюджета, в том числе грантовая поддержка субъектов малого предпринимательства на приобретение оборудования и аренду помещений в первый год деятельности составит 21,0 млн. рублей и 9,0 млн. рублей соответственно.
Безработные граждане, организовавшие предпринимательскую деятельность с помощью службы занятости, в дальнейшем смогут воспользоваться финансовой помощью, предоставляемой в рамках этих мероприятий.
Количество безработных, выбирающих в качестве формы занятости организацию предпринимательской деятельности, определено как 6-7% от их среднемесячной численности. В свою очередь только 10% от числа безработных, изъявивших желание организовать собственное дело, регистрируют свой бизнес в его различных организационно-правовых формах. Предполагается, что в нынешних условиях это число возрастёт до 17-20%.Таким образом, число безработных, потенциально способных в 2009 году организовать и успешно вести собственный бизнес, составит оценочно 300 человек.
Размер субсидии на содействие развитию малого предпринимательства определяется как произведение численности участников этой Программы на сумму годового размера причитающегося гражданину пособия по безработице (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008г. N1089). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.12.2008г. N915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" оценочный средний размер пособия по безработице, принятый при расчёте потребности в финансовых средствах в 2009 году на реализацию этого мероприятия, составит 2681,12 рублей. Исходя из этого, объёмы финансирования, необходимые для содействия развитию малого предпринимательства безработных граждан, в текущем году составят 10300,0 тыс. рублей, в том числе:
- из средств федерального бюджета - 9800,0 тыс. рублей;
- из средств бюджета субъекта РФ - 500,0 тыс. рублей.
Выделение субсидий безработным гражданам производится при условии положительной оценки бизнес-плана.
В отношении получателей поддержки, зарегистрировавших свое дело, обеспечивается выполнение требований статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части ведения реестров получателей поддержки.
Формирование данных о получателях поддержки на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан осуществляется на основе сверки реестра малых предприятий - получателей государственной поддержки малого предпринимательства, и регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, позволяющее исключить двойной счет создаваемых рабочих мест по различным направлениям поддержки малого бизнеса.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы по содействию предпринимательской деятельности и самозанятости безработных граждан в 2009 году приведены в приложение 9 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.