Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента имущественных и земельных отношений
Воронежской области
от 30 сентября 2009 г. N 1529
"Об утверждении ведомственной целевой программы
"Совершенствование учета и управления землями
сельскохозяйственного назначения Воронежской области
на 2010 - 2011 годы"
Ведомственная целевая программа
"Совершенствование учета и управления землями сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2010 - 2011 годы"
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области |
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Совершенствование учета и управления землями сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2010 - 2011 годы" |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке программы |
Приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28.08.2009 года N 1396 "О разработке проекта ведомственной целевой программы по совершенствованию учета и управления землями сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2010 - 2011 годы" |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении программы |
Приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30.09.2009 года N 1529 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Совершенствование учета и управления землями сельскохозяйственного назначения Воронежской области на 2010 - 2011 годы" |
Номер и дата учета программы в департаменте экономического развития Воронежской области |
|
Цели и задачи программы |
Основная цель Программы - развитие автоматизированной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на базе единых методологических и программно-технических принципов в интересах: - повышения эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения органами государственной власти и местного самоуправления Воронежской области; - формирования земель сельскохозяйственного назначения в собственность Воронежской области и повышения поступлений в бюджет области; - повышения инвестиционной привлекательности Воронежской области за счет вовлечения в оборот неиспользуемых или неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения и обеспечения оперативного получения данных о состоянии земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области для принятия управленческих решений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения. Основные задачи Программы: 1. Объединение в единую информационную систему учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (ИС УМЗ) департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, областного государственного учреждения "Управление природных ресурсов Воронежской области" (ОГУ УПР ВО) и органов местного самоуправления муниципальных районов. 2. Создание на базе геоинформационных технологий единой автоматизированной базы картографических и семантических данных о землях сельскохозяйственного назначения. 3. Создание условий для эффективной работы по первичному сбору, обработке и предоставлению информации о землях сельскохозяйственного назначения с использованием геоинформационных технологий на уровне муниципальных районов, в том числе за счет использования ресурсов "Муниципальной информационной системы поселений" (МИСП). 4. Обеспечение постоянного обмена картографическими и семантическими данными о землях сельскохозяйственного назначения с программным комплексом Единого государственного реестра земель (ПК ЕГРЗ) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, в том числе с его территориальными отделами в муниципальных районах. 5. Подготовка кадров для всех уровней системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения путем повышения их квалификации на основе обучения современным геоинформационным технологиям |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевые индикаторы и их значения на день окончания действия Программы: 1. Полнота развертывания системы (И1) - 100%. 2. Информационное наполнение единой автоматизированной базы учета земель сельскохозяйственного назначения (И2) - 100%. 3. Количество муниципальных районов, установивших постоянный информационный обмен автоматизированных рабочих мест по учету земель сельскохозяйственного назначения (АРМ УМЗ) с автоматизированными рабочими местами МИСП (ИЗ) - 32 шт. 4. Количество муниципальных районов, установивших информационный обмен с территориальными отделами ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области (И4) - 32 шт. 5. Количество специалистов органов власти и управления, прошедших повышение квалификации путем обучения современным геоинформационным технологиям (И5) - 53 чел. |
Наименование программных мероприятий |
1. Разработка проекта технического задания на разработку проекта ИС УМЗ. 2. Разработка проекта системы и необходимого программного обеспечения для элементов системы. 3. Разработка проектов технических заданий на разработку модулей сопряжения ИС УМЗ с ПК ЕГРЗ ФГУ "Земельная кадастровая палата по Воронежской области" и "Муниципальной информационной системой" (МИСП) (2 модуля). 4. Разработка модуля сопряжения ИС УМЗ с ПК ЕГРЗ. 5. Разработка модуля сопряжения ИС УМЗ с МИСП. 6. Конвертация (перенос) имеющихся картографических и семантических данных о землях сельскохозяйственного назначения Воронежской области в ИС УМЗ. 7. Разработка проектов методических документов, регламентирующих процессы функционирования ИС УМЗ. 8. Разработка проектов нормативно-правовых документов, регламентирующих процессы функционирования ИС УМЗ. 9. Разработка проектов административных регламентов, регламентирующих сроки и последовательность действий участников информационного взаимодействия. 10. Приобретение необходимых средств защиты информации от НСД для обеспечения политики информационной безопасности в системе. 11. Поставка аппаратного обеспечения для системы (закупка необходимого оборудования). 12. Поставка программного обеспечения для системы, в том числе закупка лицензионного ПО. 13. Обучение специалистов для информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области. 14. Ежегодная техническая поддержка закупленного лицензионного программного обеспечения (за 2-й год) |
Сроки реализации программы |
2010 - 2011 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Сумма расходов на реализацию Программы в 2010 - 2011 годах из областного бюджета прогнозно составляет 6,568 млн. рублей, в том числе: 2010 год - 6,523 млн. рублей; 2011 год - 0,045 млн. рублей. Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год. В процессе реализации Программы возможно привлечение в установленном порядке средств местных бюджетов на закупку оборудования. Для этого потребуется 560 тыс. рублей. Объемы привлекаемых средств будут определены на основании анализа собственных потребностей органов местного самоуправления в оборудовании для АРМ УМЗ и возможностей местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности |
Ожидаемые результаты Программы: 1. Единая информационная система учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области (ИС УМЗ), объединяющая на единой программно- технической основе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, областное государственное учреждение "Управление природных ресурсов Воронежской области" и органы местного самоуправления муниципальных районов. 2. Единая автоматизированная база картографических и семантических данных обо всех землях сельскохозяйственного назначения Воронежской области, позволяющая иметь актуальную и достоверную информацию об этих землях. 3. Автоматизированные рабочие места по учету земель сельскохозяйственного назначения (АРМ УМЗ) в каждом муниципальном районе Воронежской области (32 района), позволяющие обеспечить эффективную работу по первичному сбору, обработке и накоплению информации о землях сельскохозяйственного назначения района с использованием геоинформационных технологий, в том числе за счет использования ресурсов муниципальных информационных систем поселений Единой информационной системы органов местного самоуправления. 4. Информационный обмен на уровне муниципального района между АРМ УМЗ и программным комплексом Единого государственного реестра земель ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области соответствующего муниципального района, обеспечивающий обновление (актуализацию) по запросам картографических и семантических кадастровых данных о земельных участках сельскохозяйственного назначения. 5. Обученные современным геоинформационным технологиям и работе на АРМ УМЗ специалисты (53 человека) для всех уровней системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области. В результате создания ИС УМЗ впервые в Воронежской области будет создана целостная электронная карта земель сельскохозяйственного назначения, позволяющая проводить анализ этих земель по различным критериям. Будет обеспечено обновление данных о землях сельскохозяйственного назначения с периодичностью не реже 1 раза в месяц, что позволит иметь полные, актуальные и достоверные данные об этих землях. Показатели социально-экономической эффективности: Общий экономический эффект программы, тыс. руб., в том числе: 13668. 1. Социальный эффект, тыс. руб., - 4637. 2. Бюджетный эффект, тыс. руб., - 2462. 3. Дополнительный экономический эффект, тыс. руб., - 6568 |
1. Характеристика проблемы
Одним из важных направлений работы правительства Воронежской области является работа с землями сельскохозяйственного назначения.
Обеспечение на территории Воронежской области разработки и реализации государственной политики Воронежской области в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения, в том числе по осуществлению от имени и в интересах Воронежской области государственного управления в сфере оборота данных земель, осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Для того чтобы управлять землями сельскохозяйственного назначения, областному правительству необходима актуальная и точная информация - о количестве и качестве земель, собственниках и землепользователях, зарегистрированных правах и других характеристиках.
Наличие актуальной и достоверной информации обо всех земельных участках сельскохозяйственного назначения, о состоянии их целевого использования является основой для эффективного управления земельными ресурсами Воронежской области, повышения доходности бюджетов всех уровней от использования (продажи и сдачи в аренду) земельных ресурсов, способствует решению задач по выбору и приобретению земель для реализации инвестиционных проектов.
Невозможность ведения непрерывного и оперативного мониторинга и анализа использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Воронежской области, как составной части системы формирования и учета объектов недвижимости, ограничивает оборот этих земель и реализацию инвестиционных проектов в сельскохозяйственном секторе экономики области.
Настоящая Программа направлена на совершенствование процессов учета и управления землями сельскохозяйственного назначения Воронежской области с целью повышения эффективности функционирования экономики Воронежской области, государственного управления и местного самоуправления путем проведения единой политики информатизации на территории Воронежской области и создания интегрированной информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
1.1. Анализ причин возникновения проблемы
До 2007 года сводная информация по землям сельскохозяйственного назначения в Воронежской области практически отсутствовала, имеющиеся в администрациях муниципальных районов сведения были неполными и разрозненными, отсутствовала единая форма учета земель и землепользователей.
Первичное проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения на территории Воронежской области независимо от формы и уровня собственности было организовано Департаментом имущественных и земельных отношений в период с ноября 2007 года по декабрь 2008 года. Основанием для проведения инвентаризации стало постановление администрации Воронежской области от 18.06.07 г. N 543 "О совершенствовании земельных отношений на территории Воронежской области".
Инвентаризация была проведена силами: Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, подведомственного Департаменту областного государственного учреждения "Управление природных ресурсов Воронежской области", органов местного самоуправления с привлечением территориальных отделов федеральных органов исполнительной власти (Роснедвижимости).
В 2009 году уточнения произведены по состоянию на I квартал, с мая 2009 года актуализация сведений о землях производится ежемесячно.
До проведения инвентаризации информация по землям сельскохозяйственного назначения в области не была единообразной, в каждом районе имелись только бумажные карты, которые отличались друг от друга по качеству, объему информации, степени актуальности. Такие карты достаточно редко обновлялись, процесс внесения корректировок или создания новой карты был очень трудоемким.
В результате проделанной работы по первичной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения:
- организован учет земель сельскохозяйственного назначения на уровне области;
- обеспечено единообразие форм (унификация) учета земель на уровне районов и области;
- учтены все хозяйствующие субъекты-землепользователи, их права на земельные участки;
- впервые созданы электронные карты на каждый район и на каждое хозяйство, в масштабе области и в разрезе районов созданы карты-схемы размещения крупных инвесторов, работающих в сфере АПК;
- определена площадь земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав;
- создана первая очередь автоматизированной информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на базе геоинформационной системы "Панорама", развернуты рабочие места в Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области и ОГУ "Управление природных ресурсов Воронежской области".
Основными направлениями практического применения материалов инвентаризации являются:
1) мониторинг оборота земель сельскохозяйственного назначения независимо от формы собственности;
2) предоставление информации о землях сельскохозяйственного назначения:
- областным и федеральным органам исполнительной власти,
- органам местного самоуправления,
- потенциальным и действующим инвесторам;
3) выявление неиспользуемых земель, используемых не по целевому назначению и инициирование процедуры принудительного изъятия земель у недобросовестных землепользователей с привлечением уполномоченных федеральных органов.
Материалы применяются при решении различных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории области, при работе по формированию земельных массивов для действующих и планируемых инвестиционных проектов в промышленной сфере и в сфере сельского хозяйства.
В процессе проведения инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, а также в процессе работы по актуализации собранной информации был выявлен ряд информационно-технических проблем:
- низкая оперативность и высокая трудоемкость обновления информации из-за неполной автоматизации процесса (геоинформационная система (далее, везде по тексту - ГИС) есть только на верхнем уровне управления, в муниципальных районах ГИС отсутствует и там готовится только семантическая информация);
- отсутствие электронного обмена информацией с базой данных ФГУ "Земельная кадастровая палата", вследствие чего имеются примеры несовпадения границ земельных участков в картографическом материале департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области со сведениями государственного кадастра недвижимости;
- отсутствие электронного обмена информацией с базами данных других существующих информационных систем, содержащими в том или ином виде данные о землях сельскохозяйственного назначения, их параметрах, о собственниках и арендаторах этих земель.
Основные недостатки существующей автоматизированной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, развернутой на базе программных продуктов ГИС "Панорама", состоят в следующем:
- отсутствие полной автоматизации процесса сбора первичных данных, много ручной работы по вводу данных, информационный обмен в системе осуществляется путем обмена файлами через дискеты и пересылкой файлов по электронной почте на базе существующего сегмента ГАС "Выборы" (64 Кбит/с);
- не реализована возможность коллективной работы, многопользовательского редактирования картографической информации с разграничением доступа, много ручной работы по формированию сводной тематической карты области из тематических карт районов, много ручной работы по переводу (конвертации) данных из ГИС в различные офисные программные продукты для формирования отчетов;
- семантическая информация по земельным участкам не занесена в единую базу данных, системы управления базами данных (далее, везде по тексту - СУБД) не используются, имеются только отдельные файлы, что затрудняет аналитическую обработку. Данные заносятся и хранятся в электронных таблицах Excel по районам и сельским поселениям. Эти данные оторваны от картографической информации, отсутствуют кадастровые номера ЕГРЗ (указан только условный номер на карто-схеме района). Семантические данные полностью не заносятся в собственную базу ГИС "Панорама", отсутствует единый семантический классификатор этих данных, что не позволяет тривиальным образом экспортировать картографические и семантические данные в более поздние версии ГИС "Панорама" или иную ГИС, например в ArcGIS;
- объем собираемых атрибутивных (семантических) сведений о землях сельскохозяйственного назначения ограничен. Собирается не вся требуемая семантическая информация. В частности, собирается только следующая информация о земельных участках: наименование поселения, вид прав, наименование хозяйствующего субъекта, общая площадь земель с/х назначения, площадь с/х угодий, площадь пашни, сведения об участках, прошедших государственный кадастровый учет и прошедших регистрацию в УФРС, правоустанавливающий документ (свидетельство, N, дата, договор аренды, на какой срок заключен), перечень землепользователей. Пользователи, собственники, арендаторы участков недостаточно идентифицированы, отсутствуют юридические реквизиты и контактная информация. Отсутствуют кадастровые номера - как уникальные идентификационные номера для привязки земельных участков к другим существующим базам данных;
- векторная карта Воронежской области, используемая в ГИС, имеет неразвитую семантику, не развит также тематический классификатор картографических данных. Фактически это аналог бумажной карты, только в электронном графическом виде. Процесс в целом был ориентирован на подготовку печатных материалов и ручную обработку пространственных запросов, а не на автоматизированную обработку в электронном виде. Поэтому из ГИС невозможно оперативно извлечь полную семантическую информацию, относящуюся к определенному объекту. Страдает оперативность, точность, целостность. Некорректная топологическая структура созданных материалов, много ошибок ввода из-за неиспользования механизмов (утилит) проверки топологии. Созданные тематические карты актуализируются только вручную.
Проблемы обмена данными с другими информационными системами:
1. В Воронежской области развернута Единая информационная система органов местного самоуправления (ЕИС ОМСУ), источниками информации для которой являются программные комплексы "Муниципальной информационной системы поселений" (МИСП), развернутые во всех муниципальных образованиях Воронежской области различного уровня (32 муниципальных района, 3 городских округа и 500 городских и сельских поселений). МИСП создана в соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 26.10.2006 г. N 127-р "О внедрении муниципальной системы поселения". Структурно каждый программный комплекс МИСП содержит информационную карту поселения (социально-экономические показатели поселения), учетные реестры физических и юридических лиц, похозяйственные книги, отчеты для представителей власти (Пенсионного фонда РФ, Комитета по социальной защите, Регистрационной службы, Бюро технической инвентаризации (БТИ), нотариальных контор), справки, выдаваемые населению. В МИСП ведется учет земель каждого муниципального образования, включая земли сельскохозяйственного назначения, по уровням собственности, по поступлениям в бюджет по земельному налогу и от сдачи в аренду земель, по кадастровой стоимости земель, сданных в аренду, сведения об арендаторах и собственниках земли.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного распоряжения следует читать "26.01.2006"
Очевидно, что информация из МИСП по землям сельскохозяйственного назначения должна стать первичным источником для информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (далее по тексту - ИС УМЗ), поэтому между этими системами должен быть налажен электронный обмен данными на муниципальном уровне и их периодическая синхронизация в части обновлений. В настоящее время информация из МИСП может быть получена только в ручном режиме с последующим ручным вводом в ИС УМЗ.
2. В настоящее время в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области используется автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра на базе специализированного программного комплекса Единого государственного реестра земель (далее, везде по тексту - ПК ЕГРЗ), который позволяет выполнять формирование и учет земельных участков на уровне кадастрового района, а также сведений о территориальных зонах. Кроме общей информации об объекте учета, учитывается его правовой статус, экономические характеристики, прочно связанные с земельными участками объекты недвижимости, а также другие специальные сведения. Имеется возможность хранения истории объекта учета. Программный комплекс также позволяет осуществлять импорт сведений об объектах недвижимости из информационной системы Росрегистрации на основе обменного формата XML. На уровне всей области формируется единая сводная база данных на основе данных из районов.
Электронный обмен данными в этой системе с другими информационными системами органов власти и управления технически не предусмотрен и не регламентирован. Роснедвижимость планирует до конца 2009 года разработать регламент межведомственного электронного обмена данными и определить форматы такого обмена.
Очевидно, что информация из ПК ЕГРЗ по землям сельскохозяйственного назначения должна стать еще одним из первичных источников данных для ИС УМЗ, поэтому между этими системами должен быть налажен электронный обмен данными на муниципальном уровне и их периодическая синхронизация (возможно на уровне субъекта) в части обновлений.
3. В Министерстве сельского хозяйства РФ создается система дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (СДМЗ), нацеленная на интеграцию накопленных архивных и вновь поступающих данных, их интерпретацию и представление информационных картографических продуктов, необходимых для поддержки принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях. Учитывая это, необходимо также предусмотреть возможности обмена данными между СДМЗ и ИС УМЗ.
Для решения информационно-технических проблем и устранения недостатков существующей системы в сфере учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения предлагается с 2010 года приступить к созданию второй очереди полномасштабной Информационной системы учета и мониторинга земель (ИС УМЗ) сельскохозяйственного назначения Воронежской области на базе ГИС-технологий, которая свяжет в единую систему Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, подведомственное ОГУ "Управление природных ресурсов Воронежской области" и 8 его территориальных отделов, а также все 32 муниципальных района Воронежской области (соответствующие подразделения муниципальных администраций, занимающиеся вопросами имущества и недвижимости).
Структура системы представлена на рисунке 1.
При создании компонентов такой системы целесообразно использовать следующие программно-технические решения.
1. Транспортной средой для такой системы должна стать современная интегрированная информационно-телекоммуникационная сеть органов государственной власти и местного самоуправления Воронежской области (ИТКС), которая будет развернута до конца 2009 года в рамках выполнения областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2006 - 2010 годы", принятой постановлением Воронежской областной Думы от 17 ноября 2005 года N 248-IV-ОД. Эта защищенная мультисервисная сеть на базе оптоволоконных линий связи позволит обеспечить трафик информационного обмена между администрациями районов Воронежской области до 2 Мбит/с. Кроме того, в этой ИТКС в качестве резервной системы связи может также использоваться действующая транспортная среда регионального фрагмента ГАС "Выборы".
Структура информационной системы учета и мониторинга земель
сельскохозяйственного назначения Воронежской области (ИС УМЗ)
Рисунок 1 не приводится.
2. Наличие достоверного планово-картографического материала является базовой основой для создания ИС УМЗ.
В настоящее время Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в ГИС "Панорама" используется электронная карта Воронежской области масштаба 1:100000. К концу 2009 года будет завершено создание электронной карты Воронежской области масштаба 1:25000, которая в дальнейшем будет поставляться во все органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления муниципальных районов. Эта единая картографическая основа снимет многие существующие проблемы с определением и согласованием границ земельных участков и межведомственным обменом картографическими данными. Именно эта электронная карта должна стать основой для ИС УМЗ.
3. Важным моментом создания ИС УМЗ является выбор платформы ГИС и соответствующих программно-аппаратных средств.
В настоящее время на рынке предлагается большое количество коммерческих ГИС-продуктов (отечественные ГИС - "Панорама", ObjectLand, ИнГЕО; ГИС иностранных производителей - ArcGIS, Maplnfo Professional). Главным достоинством всех этих коммерческих продуктов является их апробированность и достаточно широкое использование в различных ведомствах.
Также на рынке широк выбор бесплатных (свободно распространяемых) ГИС-продуктов. Среди них для решения задач в ИС УМЗ следует выделить: GRASS GIS, Quantum GIS, gvSIG, uDIG, jGRASS. Использование этих продуктов в большинстве своем требует высокой квалификации персонала для настройки системы, развертывания опытных участков для отработки технологий их использования. Для ряда из них не развиты средства редактирования, что затрудняет работу обычного пользователя. Требуется разработка адаптированной документации для пользователей по решению прикладных задач. Однако каждый из этих продуктов обладает своей уникальной функциональностью. Для этих продуктов также отсутствуют учебные центры на территории России.
Учитывая эти обстоятельства, выбор платформы ГИС должен осуществляться в процессе разработки проекта ИС УМЗ.
4. Не менее важным моментом при создании ИС УМЗ является выбор системы управления базами данных (далее, везде тексту - СУБД) для хранения семантической информации о землях сельскохозяйственного назначения. В настоящее время на рынке предлагается большое количество качественных программных продуктов для этих целей: от коммерческих (MS SQL Standard edition, Oracle, IBM DB-2, Линтер (отечественная защищенная СУБД)) до бесплатно распространяемых (MS SQL 2008 Express Edition, Oracle 10g Express Edition, IBM DB2 Express-C 9.7, PosgreSQL 8.4).
Выбор конкретной СУБД должен осуществляться с учетом выбранной ГИС в процессе разработки проекта ИС УМЗ.
5. Также одной из проблем внедрения ИС УМЗ является организация обучения специалистов как собственно работе с ГИС-продуктами, так и непосредственной работе в самой системе по подготовке исходной картографической и семантической информации, обмена данными через СУБД и сети передачи данных.
В настоящее время в Воронеже существует несколько вузов, применяющих в процессе обучения ГИС-технологии, среди них: ГОУ ВПО Воронежский государственный университет, Воронежский государственный педагогический университет, Воронежский государственный аграрный университет имени К.Д. Глинки, Воронежский экономико-правовой институт, Центрально-Черноземный филиал ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ.
Таким образом, ключевая проблема, подлежащая решению в рамках данной Программы, может быть сформулирована как недостаточная системная автоматизация процессов учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, что затрудняет решение текущих и перспективных задач эффективного управления землями сельскохозяйственного назначения Воронежской области.
1.2. Целесообразность и необходимость решения проблемы
программно-целевыми методами на ведомственном уровне
Необходимость решения выявленных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения мероприятий правового, организационного и технического характера и межведомственного взаимодействия.
Необходимость развертывания "Информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области" (ИС УМЗ) в рамках ведомственной целевой программы под единым методическим руководством со стороны Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области обусловлена тем, что необходимо выполнить целый комплекс последовательных работ:
1. Разработать проект создания ИС УМЗ на базе современных геоинформационных технологий, а также проект сопряжения и обмена данными с кадастровыми системами автоматизации и "Муниципальной информационной системой поселений" (МИСП) на основе межведомственных соглашений и регламентов обмена. В рамках проекта создания структуры базы данных ИС УМЗ необходимо предусмотреть разработку единых классификаторов картографических и семантических данных, согласованных с существующими классификаторами ведомственных информационных систем (МИСП, ПК ЕГРЗ и информационной системой Министерства сельского хозяйства РФ).
2. Закупить и поставить необходимую вычислительную технику и лицензионное программное обеспечение на рабочие места в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (3 рабочих места), в ОГУ "Управление природных ресурсов Воронежской области" (10 рабочих мест) и в его территориальные отделы (8 рабочих мест), в органы местного самоуправления 32 районов области (по одному рабочему месту).
3. Организовать обучение специалистов из органов местного самоуправления муниципальных районов, областного государственного учреждения "Управление природных ресурсов Воронежской области" и Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области работе с геоинформационными технологиями в рамках ИС УМЗ. Разработать необходимую документацию и инструкции для повседневной работы специалистов.
4. Конвертировать (перенести) существующие данные учета земель, накопленные в результате проведения инвентаризации, в новую систему и наладить регулярный мониторинг изменений состояния земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области.
5. Обеспечить информационный обмен данными между ИС УМЗ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области и ПК ЕГРЗ ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, а также с "Муниципальной информационной системой поселений" (МИСП) в рамках Единой информационной системы органов местного самоуправления (ЕИС ОМСУ) в режиме запросов. Для обеспечения этого обмена необходимо подписать соответствующие межведомственные соглашения и разработать необходимые программные модули.
Комплексное, скоординированное по срокам выполнение этих работ позволит поднять учет земель в Воронежской области на качественно новый уровень, даст возможность оперативно обмениваться картографической информацией между Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и администрациями муниципальных районов, что в свою очередь даст возможность использования актуальной информации при принятии управленческих решений.
В районах также появится возможность вести первичный учет земель на современном уровне, работать с картографическим материалом в электронном виде и использовать эту информацию в своей управленческой деятельности.
Решение этих проблем также даст возможность активизировать вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданский оборот по целевому назначению, а также совершенствовать систему управления землями, находящимися в собственности Воронежской области.
2. Основные цели и задачи Программы
2.1. Цель Программы
Основной целью Программы является развитие автоматизированной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на базе единых методологических и программно-технических принципов в интересах:
- повышения эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения органами государственной власти и местного самоуправления Воронежской области;
- формирования земель сельскохозяйственного назначения в собственность Воронежской области и повышения поступлений в бюджет области;
- повышения инвестиционной привлекательности Воронежской области за счет вовлечения в оборот неиспользуемых или неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения и обеспечения оперативного получения данных о состоянии земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области для принятия управленческих решений в сфере оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Создаваемая автоматизированная система должна являться составной частью общей системы формирования и учета объектов недвижимости на территории Воронежской области.
2.2. Основные задачи Программы
Основными задачами Программы являются:
1. Объединение в единую информационную систему учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения (ИС УМЗ) Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, областного государственного учреждения "Управление природных ресурсов Воронежской области" (ОГУ УПР ВО) и органов местного самоуправления муниципальных районов.
2. Создание на базе геоинформационных технологий единой автоматизированной базы картографических и семантических данных о землях сельскохозяйственного назначения.
3. Создание условий для эффективной работы по первичному сбору, обработке и предоставлению информации о землях сельскохозяйственного назначения с использованием геоинформационных технологий на уровне муниципальных районов, в том числе за счет использования ресурсов "Муниципальной информационной системы поселений" (МИСП).
4. Обеспечение постоянного обмена картографическими и семантическими данными о землях сельскохозяйственного назначения с программным комплексом Единого государственного реестра земель (ПК ЕГРЗ) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, в том числе с его территориальными отделами в муниципальных районах.
5. Подготовка кадров для всех уровней системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения путем повышения их квалификации на основе обучения современным геоинформационным технологиям.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
3.1. Перечень основных результатов Программы
В результате реализации настоящей Программы будут получены следующие результаты:
1. Единая информационная система учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области (ИС УМЗ), объединяющая на единой программно-технической основе Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, областное государственное учреждение "Управление природных ресурсов Воронежской области" и администрации муниципальных районов.
2. Единая автоматизированная база картографических и семантических данных обо всех землях сельскохозяйственного назначения Воронежской области, позволяющая иметь актуальную и достоверную информацию об этих землях.
3. Автоматизированные рабочие места по учету земель сельскохозяйственного назначения (АРМ УМЗ) в каждом муниципальном районе Воронежской области (32 района), позволяющие обеспечить эффективную работу по первичному сбору, обработке и накоплению информации о землях сельскохозяйственного назначения района с использованием геоинформационных технологий, в том числе за счет использования ресурсов муниципальных информационных систем поселений Единой информационной системы органов местного самоуправления.
4. Информационный обмен на уровне муниципального района между АРМ УМЗ и программным комплексом Единого государственного реестра земель ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области соответствующего муниципального района, обеспечивающий обновление (актуализацию) по запросам картографических и семантических кадастровых данных о земельных участках сельскохозяйственного назначения.
5. Обученные современным геоинформационным технологиям и работе на АРМ УМЗ специалисты (53 человека) для всех уровней системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области.
В результате создания ИС УМЗ впервые в Воронежской области будет создана целостная электронная карта земель сельскохозяйственного назначения, позволяющая проводить анализ этих земель по различным критериям.
Будет обеспечено обновление данных о землях сельскохозяйственного назначения с периодичностью не реже 1 раза в месяц, что позволит иметь полные, актуальные и достоверные данные об этих землях.
При этом у органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области появляются дополнительные возможности для проведения комплексного анализа земельного фонда с целью принятия решений по инвестициям в сельскохозяйственный сектор экономики Воронежской области.
3.2. Целевые индикаторы Программы и методики их расчета
Целевые индикаторы представляют собой измеряемые количественные показатели, характеризующие степень решения поставленных задач. Значения индикаторов приводятся на период Программы.
Перечень индикаторов результативности и эффективности
выполнения основных задач Программы
Задачи Программы |
Наименование индикаторов |
Фактическое значение на момент разработки Программы (базисное значение) |
Изменение значений по годам реализации |
Плановое значение на день окончания действия Программы |
|
2010 |
2011 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Объединение в единую информационную систему учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области (ИС УМЗ) Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, областного государственного учреждения "Управление природных ресурсов Воронежской области" (ОГУ УПР ВО) и администраций муниципальных районов |
Полнота развертывания системы (И1), % |
0% |
100% |
100% |
100% |
2. Создание на базе геоинформационных технологий единой автоматизированной базы картографических и семантических данных о землях сельскохозяйственного назначения |
Информационное наполнение единой автоматизированной базы учета земель сельскохозяйственного назначения (И2), % |
0% |
100% |
100% |
100% |
3. Создание условий для эффективной работы по первичному сбору, обработке и предоставлению информации о землях сельскохозяйственного назначения с использованием геоинформационных технологий на уровне муниципальных районов, в том числе за счет использования ресурсов "Муниципальной информационной системы поселений" (МИСП) |
Количество муниципальных районов, установивших постоянный информационный обмен АРМ УМЗ с МИСП(И3), шт. |
0 |
3 |
32 |
32 |
4. Обеспечение постоянного обмена картографическими и семантическими данными о землях сельскохозяйственного назначения с программным комплексом Единого государственного реестра земель (ПК ЕГРЗ) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области, в том числе с его филиалами в муниципальных районах |
Количество муниципальных районов, установивших информационный обмен с районными филиалами ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области (И4), шт. |
0 |
3 |
32 |
32 |
5. Подготовка кадров для всех уровней системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения путем повышения их квалификации на основе обучения современным геоинформационным технологиям |
Количество специалистов органов власти и управления, прошедших повышение квалификации путем обучения современным геоинформационным технологиям (И5), чел. |
0 |
53 |
0 |
53 |
Паспорт и методика расчета индикатора
"Полнота развертывания системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области"
1 |
Наименование индикатора |
Полнота развертывания информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области (ИС УМЗ) |
2 |
Обозначение |
И1 |
3 |
Единица измерения индикатора |
% |
4 |
Алгоритм расчета индикатора |
И1 = С1 / С2 x 100% |
5 |
Наименование, определение и значение базовых показателей для расчета индикатора |
С1 - количество развернутых и подключенных к системе автоматизированных рабочих мест, шт.; С2 - количество автоматизированных рабочих мест, предусмотренных проектом ИС УМЗ, шт. |
6 |
Источники данных для расчета индикатора |
Акты ввода в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест. Акт ввода в эксплуатацию всей системы |
7 |
Сроки и порядок сбора данных для расчета индикатора |
Непосредственно после подписания соответствующих актов |
8 |
Орган (подразделение органа), ответственный за сбор данных для оценки индикатора |
Отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области |
9 |
Периодичность расчета индикатора |
По итогам полугодия |
Паспорт и методика расчета индикатора
"Информационное наполнение единой автоматизированной базы учета земель сельскохозяйственного назначения"
1 |
Наименование индикатора |
Информационное наполнение единой автоматизированной базы учета земель сельскохозяйственного назначения |
2 |
Обозначение |
И2 |
3 |
Единица измерения индикатора |
% |
4 |
Алгоритм расчета индикатора |
И2 = Д1 / Д2 x 100% |
5 |
Наименование, определение и значение базовых показателей для расчета индикатора |
Д1 - количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, поставленных на учет в единой базе данных, тыс. шт.; Д2 - количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, подлежащих учету по данным инвентаризации земель, тыс. шт. |
6 |
Источники данных для расчета индикатора |
Акты по результатам конвертации (переноса) ранее накопленных данных по землям сельскохозяйственного назначения в ИС УМЗ |
7 |
Сроки и порядок сбора данных для расчета индикатора |
Непосредственно после подписания соответствующих актов |
8 |
Орган (подразделение органа), ответственный за сбор данных для оценки индикатора |
Отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области |
9 |
Периодичность расчета индикатора |
По итогам года |
Паспорт и методика расчета индикатора
"Количество муниципальных районов, установивших постоянный информационный обмен АРМ ИС УМЗ с МИСП"
1 |
Наименование индикатора |
Количество муниципальных районов, установивших постоянный информационный обмен АРМ ИС УМЗ с МИСП |
2 |
Обозначение |
И3 |
3 |
Единица измерения индикатора |
Штуки (шт.) |
4 |
Алгоритм расчета индикатора |
Определяется непосредственным подсчетом по каждому муниципальному району |
5 |
Наименование, определение и значение базовых показателей для расчета индикатора |
Нет дополнительных показателей |
6 |
Источники данных для расчета индикатора |
Акты по результатам подключения АРМ ИС УМЗ к автоматизированным рабочим местам МИСП соответствующего муниципального района |
7 |
Сроки и порядок сбора данных для расчета индикатора |
В течение месяца после ввода АРМ ИС УМЗ в эксплуатацию в соответствующем муниципальном районе |
8 |
Орган (подразделение органа), ответственный за сбор данных для оценки индикатора |
Отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по докладам муниципальных органов |
9 |
Периодичность расчета индикатора |
Ежеквартально или по окончании соответствующего этапа ввода ИС УМЗ в эксплуатацию |
Паспорт и методика расчета индикатора
"Количество муниципальных районов, установивших информационный обмен с территориальными отделами ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области"
1 |
Наименование индикатора |
Количество муниципальных районов, установивших информационный обмен с территориальными отделами ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области |
2 |
Обозначение |
И4 |
3 |
Единица измерения индикатора |
Штуки (шт.) |
4 |
Алгоритм расчета индикатора |
Определяется непосредственным подсчетом по каждому муниципальному району |
5 |
Наименование, определение и значение базовых показателей для расчета индикатора |
Нет дополнительных показателей |
6 |
Источники данных для расчета индикатора |
Акты по результатам подключения АРМ ИС УМЗ к ПК ЕГРЗ соответствующего муниципального района |
7 |
Сроки и порядок сбора данных для расчета индикатора |
В течение месяца после ввода АРМ ИС УМЗ в эксплуатацию в соответствующем муниципальном районе |
8 |
Орган (подразделение органа), ответственный за сбор данных для оценки индикатора |
Отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по докладам муниципальных органов |
9 |
Периодичность расчета индикатора |
Ежеквартально или по окончании соответствующего этапа ввода ИС УМЗ в эксплуатацию |
Паспорт и методика расчета индикатора
"Количество специалистов органов власти и управления, прошедших повышение квалификации путем обучения современным геоинформационным технологиям"
1 |
Наименование индикатора |
Количество специалистов органов власти и управления, прошедших повышение квалификации путем обучения современным геоинформационным технологиям |
2 |
Обозначение |
И5 |
3 |
Единица измерения индикатора |
Человек (чел.) |
4 |
Алгоритм расчета индикатора |
Определяется непосредственным подсчетом |
5 |
Наименование, определение и значение базовых показателей для расчета индикатора |
Нет дополнительных показателей |
6 |
Источники данных для расчета индикатора |
Свидетельства (сертификаты) о переподготовке специалистов |
7 |
Сроки и порядок сбора данных для расчета индикатора |
По окончании учебных курсов |
8 |
Орган (подразделение органа), ответственный за сбор данных для оценки индикатора |
Отдел оборота земель сельскохозяйственного назначения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по докладам муниципальных органов и ОГУ УПР ВО |
9 |
Периодичность расчета индикатора |
Ежегодно |
4. Перечень программных мероприятий
Перечень основных программных мероприятий представлен в таблице 1.
Таблица 1
Перечень программных мероприятий
по созданию автоматизированной информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области (ИС УМЗ)
Содержание мероприятий |
Сроки реализации |
Продолжительность, мес. |
Объем финансирования по годам, руб. |
Источник финансирования |
Исполнители |
||
2010 год |
2011 год |
Всего |
|||||
1. Разработка проекта технического задания на разработку проекта ИС УМЗ |
январь - февраль 2010 г. |
2 мес. |
250 000 |
0 |
250 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам конкурса (запросом котировок) |
2. Разработка проекта системы и необходимого программного обеспечения для элементов системы |
март - июль 2010 г. |
5 мес. |
1 150 000 |
0 |
1 150 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам открытого конкурса |
3. Разработка проектов технических заданий на разработку модулей сопряжения ИС УМЗ с ПК ЕГРЗ ФГУ "Земельная кадастровая палата по Воронежской области" и "Ммуниципальной информационной системой" (МИСП) (2 модуля) |
август - сентябрь 2010 г. |
2 мес. |
150 000 |
0 |
150 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам конкурса (запросом котировок) |
4. Разработка модуля сопряжения ИС УМЗ с ПК ЕГРЗ |
октябрь - ноябрь 2010 г. |
2 мес. |
200 000 |
0 |
200 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам конкурса (запросом котировок) |
5. Разработка модуля сопряжения ИС УМЗ с МИСП |
октябрь - ноябрь 2010 г. |
2 мес. |
200 000 |
0 |
200 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам конкурса (запросом котировок) |
6. Конвертация (перенос) имеющихся картографических и семантических данных о землях сельскохозяйственного назначения Воронежской области в ИС УМЗ: - перенос данных в систему и формирование картоосновы (с учетом перевода в единую систему координат) по отдельному поселению; - конвертация и интеграция данных на уровне Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области |
август - сентябрь 2010 г. |
2 мес. |
250 000 |
0 |
250 000 |
Областной бюджет |
Разработчик проекта системы, выбранный по конкурсу |
7. Разработка проектов методических документов, регламентирующих процессы функционирования ИС УМЗ: - методические указания по ведению электронного учета земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных образованиях Воронежской области, включая вопросы информационного обмена с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и ОГУ "Управление природных ресурсов Воронежской области"; - методические указания по порядку формирования и ведения классификаторов и справочников, используемых в ИС УМЗ; - методические указания по информационному взаимодействию органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления в процессах, автоматизируемых с помощью ИС УМЗ |
ноябрь - декабрь 2010 г. |
2 мес. |
200 000 |
0 |
200 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам конкурса (запросом котировок) |
8. Разработка проектов нормативно-правовых документов, регламентирующих процессы функционирования ИС УМЗ: - проект распоряжения правительства Воронежской области о порядке ведения электронного учета земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных образованиях, включая вопросы информационного обмена с Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и ОГУ "Управление природных ресурсов Воронежской области"; - проект типового соглашения между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и администрациями органов местного самоуправления муниципальных районов об информационном обмене данными, собираемыми в ходе функционирования ИС УМЗ; - проект соглашения между управлением Роснедвижимости по Воронежской области и Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области о порядке предоставления органам местного самоуправления сведений о земельных участках в пределах границ муниципальных образований |
декабрь 2010 г. |
1 мес. |
0 |
0 |
0 |
За счет средств на содержание Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области |
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области |
9. Разработка проектов административных регламентов, регламентирующих сроки и последовательность действий участников информационного взаимодействия: - регламент информационного обмена данными, собираемыми в ходе функционирования ИС УМЗ, между администрацией муниципального района и администрациями входящих в его состав поселений; - регламент предоставления территориальным управлением Роснедвижимости по Воронежской области органам местного самоуправления Воронежской области сведений о земельных участках в пределах границ муниципальных образований |
декабрь 2010 г. |
1 мес. |
0 |
0 |
0 |
За счет средств на содержание департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области |
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области |
10. Приобретение необходимых средств защиты информации от НСД для обеспечения политики информационной безопасности в системе |
август 2010 г. |
1 мес. |
330 000 |
0 |
330 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам конкурса (запросом котировок) |
11. Поставка аппаратного обеспечения для системы (закупка необходимого оборудования) |
август 2010 г. |
1 мес. |
1 000 000 |
0 |
1 000 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам открытого конкурса |
12. Поставка программного обеспечения для системы, в том числе закупка лицензионного ПО |
август 2010 г. |
1 мес. |
2 658 000 |
0 |
2 658 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам открытого конкурса |
13. Обучение специалистов для информационной системы учета и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения Воронежской области |
октябрь 2010 г. |
1 мес. |
135 000 |
0 |
135 000 |
Областной бюджет |
Исполнитель выбирается по результатам конкурса (запросом котировок) |
14. Ежегодная техническая поддержка закупленного лицензионного программного обеспечения (за 2-й год) |
февраль 2011 г. |
|
|
45 000 |
45 000 |
Областной бюджет |
Поставщик лицензионного программного обеспечения |
Итого: |
|
|
6 523 000 |
45 000 |
6 568 000 |
|
|
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Социально-экономическая эффективность Программы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры Воронежской области, позволяющей обеспечить рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, как важнейшей составляющей богатства Воронежской области.
Программа предусматривает создание на территории Воронежской области полного и достоверного источника информации о землях сельскохозяйственного назначения, используемого в целях создания условий для регулярного роста налоговой базы по земельному налогу и повышения доходов от сдачи в аренду земель, находящихся в областной и муниципальной собственности.
Существенный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней будет достигнут за счет более полного государственного учета земель сельскохозяйственного назначения, в том числе от дополнительно выявленных объектов учета.
Точность описания земель сельскохозяйственного назначения, их однозначная идентификация и привязка к местности, доступность сведений о землях сельскохозяйственного назначения для организаций и граждан создадут условия для усиления гарантий прав на недвижимое имущество со стороны государства.
Единая автоматизированная база учета земель сельскохозяйственного назначения создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющий получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования сделают информацию о землях сельскохозяйственного назначения более востребованной, что окажет существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений как структур власти и управления, так и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Время доступа к достоверной информации сократится от 2 до 10 раз в зависимости от сложности запроса, производительность труда специалистов по поиску и обработке информации возрастет на 25 - 30%.
Эффективность реализации Программы будет заключаться в активизации сделок на рынке земли, создании благоприятного делового климата и росте объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятии эффективных решений по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости.
Основные показатели оценки эффективности Программы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные показатели оценки эффективности Программы, тыс. руб.
Виды эффектов |
Распределение эффектов Программы по годам |
Всего за период реализации Программы |
|
Период реализации Программы | |||
2010 г. |
2011 г. |
||
Общий экономический эффект Программы (Эпр.), в том числе: |
3 871 |
9 797 |
13 668 |
1. Социальный эффект (Эсоц.) |
2 485 |
2 153 |
4 637 |
2. Бюджетный эффект (Эбюдж.) |
1 386 |
1 076 |
2 462 |
3. Дополнительный экономический эффект (Эдоп.), в том числе: |
0 |
6 568 |
6 568 |
3.1. Экономия трудозатрат (Этз.) |
0 |
0 |
0 |
3.2. Стоимость вновь созданных нематериальных активов (Энакт.) |
0 |
6 568 |
6 568 |
6. Методика оценки эффективности Программы
Методика оценки эффективности Программы разработана на основании следующих нормативно-правовых и методических документов:
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 года N 502 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)";
- постановление администрации Воронежской области от 10 февраля 2006 года N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ";
- областная целевая программа "Информатизация Воронежской области на 2006 - 2010 годы" (в ред. постановлений Воронежской областной Думы от 27.09.2007 N 1000-IV-ОД, от 21.11.2008 N 1512-IV-ОД);
- Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция, исправленная и дополненная), утвержденные Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.1999 г.
Эффективность от реализации Программы рассчитывается на основе показателей эффективности по группам программных мероприятий. При расчете эффективности использовались статистические данные, представленные организациями Воронежской области.
1. Расчет экономического эффекта от реализации Программы (Эпр.):
,
где:
Эсоц.j - социальный эффект j-го мероприятия, тыс. руб.;
Эбюдж.j - бюджетный эффект j-го мероприятия, тыс. руб.;
Эдоп.j - дополнительные экономические эффекты j-го мероприятия, тыс. руб.;
N - количество мероприятий Программы.
2. Расчет социального эффекта от реализации Программы (Эсоц.):
,
где:
ФОТсохр.рм - среднемесячный фонд оплаты труда по j-му мероприятию от сохраненных рабочих мест на период действия мероприятия, тыс. руб.;
ФОТсозд.рм - среднемесячный фонд оплаты труда по j-му мероприятию от вновь созданных рабочих мест на период действия мероприятия, тыс. руб.;
Нсоц. - норматив отчислений по единому социальному налогу (с 2010 года суммарные платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) (Нсоц. = 26%);
Дj - срок реализации j-го мероприятия Программы.
Расчет среднемесячного фонда оплаты труда при выполнении НИОКР (разработка ТЗ, собственно проекта системы, программных модулей сопряжения, методических документов и др.) по созданию ИС УМЗ определяется как 60% от суммы контракта на эти работы (как принято в областной целевой программе "Информатизация Воронежской области на 2006 - 2010 годы").
3. Расчет бюджетного эффекта от реализации Программы (Эбюдж.):
Учитывая специфику отрасли, бюджетный эффект выражается в увеличении налоговых поступлений в различные уровни бюджетной системы РФ за счет:
- дополнительных отчислений в областной и местные бюджеты от среднегодовых доходов физических лиц, полученных от сохраненных и вновь созданных рабочих мест на период действия отдельного мероприятия Программы;
- дополнительных отчислений в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость от выделенного объема финансирования на приобретение оборудования, расходных материалов и т.д.;
- дополнительных отчислений в федеральный и областной бюджет налога на прибыль при выполнении НИОКР по созданию ИС УМЗ (разработка ТЗ, собственно проекта системы, программных модулей сопряжения, методических документов и др.).
,
где:
Пбюдж.фед. - дополнительные платежи в федеральный бюджет от j-го мероприятия, тыс. руб.;
Пбюдж.обл. - дополнительные платежи в областной бюджет от j-го мероприятия, тыс. руб.;
Пбюдж.мест. - дополнительные платежи в местные бюджеты от j-го мероприятия, тыс. руб.
Дополнительные платежи в федеральный бюджет рассчитываются по формуле:
,
где:
Зj - цена закупок (расходы на приобретение оборудования, расходных материалов и др.) по j-му мероприятию, тыс. руб.;
НДС - норматив отчислений по налогу на добавленную стоимость, % (НДС = 18%);
М - количество мероприятий Программы, связанных с НИОКР (разработка ТЗ, собственно проекта системы, программных модулей сопряжения, методических документов и др.);
- цена i-й НИОКР, предусмотренной Программой;
НПфб - норматив отчисления налога на прибыль в федеральный бюджет, % (НПфб = 2% при общей ставке налога на прибыль 20%);
Рi - средний уровень рентабельности НИОКР (принимается 10%).
Дополнительные платежи в областной бюджет рассчитываются по формуле:
,
где:
Ндох.фл. - норматив отчислений на доход физических лиц (13%);
НПоб - норматив отчисления налога на прибыль в областной бюджет, % (ОПфб = 18%);
Дj - срок реализации j-го мероприятия Программы.
4. Расчет дополнительных экономических эффектов от реализации Программы (Эдоп.).
В качестве дополнительных экономических эффектов от реализации Программы учитываются следующие:
- экономия трудозатрат сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления на ведение и обновление единой базы картографических и семантических данных о землях сельскохозяйственного назначения за счет внедрения ИС УМЗ (Этз.);
- стоимость вновь созданного нематериального актива - целостной электронной карты земель сельскохозяйственного назначения и ИС УМЗ как системы ее ведения и актуализации (Снакт.).
Эдоп. = Этз. + Снакт.
Экономия трудозатрат сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, занятых учетом земель сельскохозяйственного назначения, на ведение и обновление единой базы картографических и семантических данных о землях сельскохозяйственного назначения за счет внедрения ИС УМЗ, а также экономия за счет обеспечения прямого регламентированного доступа заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к данным, содержащимся в ИС УМЗ, за счет интеграции данных из других информационных систем и перевода государственных услуг в электронный вид рассчитывается по формуле (Этз.):
,
где:
Vфот. - общий годовой объем фонда оплаты труда работников исполнительных органов государственной власти Воронежской области и администраций муниципальных районов, непосредственно занятых учетом земель сельскохозяйственного назначения;
К1 - индекс трудозатрат работников исполнительных органов государственной власти Воронежской области и администраций муниципальных районов на организацию информационной работы с ведомствами и населением;
К2 - индекс снижения трудозатрат работников исполнительных органов государственной власти Воронежской области и администраций муниципальных районов.
Ввиду отсутствия объективной статистической информации расчет эффекта от снижения трудозатрат производился, исходя из опыта практической работы и данных, рекомендованных федеральной целевой программой "Электронная Россия (2006 - 2010 годы)" и принятых в областной целевой программе "Информатизация Воронежской области на 2006 - 2010 годы".
Стоимость вновь созданного нематериального актива - целостной электронной карты земель сельскохозяйственного назначения и ИС УМЗ как системы ее ведения и актуализации определяется затратным методом как сумма затрат на создание ИС УМЗ (Снакт. = Спрограммы).
7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Сумма расходов на реализацию Программы в 2010 - 2011 годах из областного бюджета прогнозно составляет 6,568 млн. рублей, в том числе:
2010 год - 6,523 млн. рублей;
2011 год - 0,045 млн. рублей.
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
В процессе реализации Программы возможно привлечение в установленном порядке средств местных бюджетов на закупку оборудования. Для этого потребуется 560 тыс. руб.
Объемы привлекаемых средств будут определены на основании анализа собственных потребностей органов местного самоуправления в оборудовании для АРМ УМЗ и возможностей местных бюджетов.
8. Система управления реализацией Программы
Программа реализуется в соответствии с нормативной правовой базой, основанной на положениях действующего федерального и областного законодательства, постановлениях Правительства Российской Федерации, постановлениях и распоряжениях администрации и правительства Воронежской области.
Главным условием реализации Программы является привлечение необходимых финансовых ресурсов. Для реализации Программы предусматривается использование механизма государственной (областной) финансовой поддержки.
Ответственность за реализацию Программы и представление ежегодной отчетности возлагается на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Проведение конкурсного отбора исполнителей программных мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства организуется Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области совместно с Управлением государственного заказа и организации торгов Воронежской области.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области при выполнении мероприятий Программы взаимодействует с территориальными исполнительными органами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти области и органами местного самоуправления.
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области представляет отчетные данные в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Подготовка и представление ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования осуществляются департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в соответствии с Положением о докладах субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 07.07.2005 N 581 (в редакции постановления администрации Воронежской области от 27.07.2005 N 714).
Мониторинг и контроль достижения значений целевых индикаторов и показателей Программы осуществляются отделом оборота земель сельскохозяйственного назначения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
Корректировка мероприятий Программы, в том числе целевых индикаторов и показателей, осуществляется Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области по согласованию с Департаментом экономического развития Воронежской области, Департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в порядке, установленном для утверждения ведомственных целевых программ согласно постановлению администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 (в редакции постановлений администрации Воронежской области от 22.05.2007 N 425, от 20.11.2008 N 1012).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 30 сентября 2009 г. N 1529 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.