Постановление Правительства Воронежской области
от 13 ноября 2009 г. N 975
"О комплексной программе мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики"
Постановлением Правительства Воронежской области от 2 февраля 2017 г. N 73 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях обеспечения стабильного функционирования экономики, снижения затрат энергоресурсов на производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции в Воронежской области, с учётом перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 июля 2009 года N Пр-1802ГС правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики и сокращению энергетических издержек в Воронежской области в 2010 году (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области, ответственным за реализацию мероприятий Программы, ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обеспечить подготовку и представление информации о ходе реализации мероприятий Программы заместителю председателя правительства Воронежской области Неженцу В.С.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности губернатора Воронежской |
А.Н. Ганов |
Комплексная программа
мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики и сокращению энергетических издержек в Воронежской области в 2010 году
(утв. постановлением Правительства Воронежской области
от 13 ноября 2009 г. N 975)
Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- эффективное использование энергетических ресурсов при производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, систем автоматизированного управления энергопотреблением.
Задачи Программы:
1. Повышение энерго- и ресурсоэффективности социально-экономического развития Воронежской области в сферах:
1.1. Промышленного комплекса.
1.2. Сельского хозяйства.
1.3. Строительного и жилищно-коммунального комплексов.
1.4. Малого и среднего предпринимательства.
2. Создание благоприятных условий для сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе.
3. Обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.
4. Государственная поддержка энергосбережения на территории Воронежской области.
Характеристика проблемы
Проблеме энергоэффективности и энергосбережения в настоящее время уделяется повышенное внимание в Российской Федерации.
Воронежская область как субъект Российской Федерации принимает активное участие как в разработке региональной политики энергоэффективности и энергосбережения, так и в ее реализации.
Воронежская область представлена 55804 хозяйствующими субъектами, потребителями топливно-энергетических ресурсов. По данным энергетического баланса в области ежегодно производится около 13 млрд. кВт/час электроэнергии, потребляется более 9 млрд. кВт/час, или 2,7% от общего потребления электроэнергии в России. Потери электроэнергии в процентном отношении от объема ее потребления составляют от 12,8 до 13,6%, или около 1,3 млрд. кВт/час в год, то есть близки к объемам потребления энергии населением Воронежской области (1,7 млрд. кВт/час в год).
Ценовая политика государства предусматривает рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Прогнозируется также рост объемов потребления энергоресурсов в промышленной деятельности, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном секторе, социальной сфере. Как следствие, для Воронежской области до 2015 года предполагается рост тарифов на энергоресурсы темпами, в 2 - 3 раза превышающими уровень инфляции.
В этих условиях возможно значительное снижение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Воронежской области.
Перспективы улучшения ситуации во многом будут зависеть от повышения энергетической эффективности социально-экономического развития региона и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе Воронежской области.
1. Повышение энерго-, ресурсоэффективности
социально-экономического развития экономики
1.1. Промышленный комплекс
Промышленность является одной из ведущих отраслей социально-экономического развития Воронежской области, формирует более 25% валового регионального продукта области и потребляет около 40% от общего количества потребляемой электрической, тепловой энергии, газа, воды.
Кризисные явления в промышленном комплексе области, выразившиеся в замедлении темпов промышленного роста во второй половине 2008 года, в текущем году проявляются в резком спаде платежеспособного спроса на промышленную продукцию ряда отраслей, снижении цен на экспортную продукцию и обострении конкуренции на внешних и внутренних рынках и, как следствие, - в отрицательной динамике промышленного производства.
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций области будет осуществлять постоянный мониторинг ситуации на предприятиях, являющихся ключевыми для экономики области, с тем чтобы предотвратить утрату накопленного за годы роста производственного потенциала. Предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие и модернизацию производства, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на предоставление мер государственной поддержки.
Поддержка предприятий будет осуществляться при условии принятия ими на себя ряда обязательств, в том числе: повышение производственной эффективности, обеспечение полной прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности, принятие эффективных программ по энергосбережению.
1.2. Сельское хозяйство
Сельское хозяйство традиционно относится к ведущим отраслям социально-экономического развития области. Доля потребления сельскохозяйственным производством энергоресурсов составляет около 13%.
Базовые условия функционирования отрасли в среднесрочном периоде будут характеризоваться усугублением негативных общесистемных проявлений, связанных с последствиями финансового кризиса, следующими специфическими для развития отрасли сельского хозяйства рисками:
- низкими темпами структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов;
- неблагоприятными общими условиями функционирования сельского хозяйства, прежде всего отсутствием высококвалифицированных кадров в сфере энергосбережения.
В целях смягчения негативного влияния последствий кризиса на агропромышленный комплекс области департаментом аграрной политики Воронежской области в 2010 году планируется:
- осуществлять комплексный мониторинг ресурсопотребления в системообразующих предприятиях отрасли;
- подготовить дополнительные предложения по комплексу мер, направленных на совершенствование механизмов ресурсосбережения;
- в случае неудовлетворительного финансово-экономического состояния оказывать содействие в предоставлении дополнительных мер государственной поддержки системообразующим организациям и предприятиям, реализующим перспективные проекты в сфере энергосбережения.
1.3. Строительный и жилищно-коммунальный комплексы
Строительный комплекс области включает в себя 2117 предприятий, в том числе 1947 малых. Удельный вес строительной отрасли в общем объеме потребления ресурсов составляет около 9%.
В настоящее время в отрасли наблюдается существенный спад объемов строительства жилья и объектов производственного назначения, производство и выпуск строительных материалов предприятиями стройиндустрии снизился к уровню 2008 года на 7%.
В целях поддержки строительных организаций проводятся мероприятия по обеспечению их участия в реализации федеральных и областных целевых программ, конкурсах.
Будет продолжена работа по дальнейшему привлечению бюджетных инвестиций на поддержку энерго- и ресурсосбережения строительного комплекса.
В целях повышения энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса в Воронежской области реализуется ряд областных целевых программ. В частности, ОЦП "Газификация Воронежской области на 2010 - 2015 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 25.05.2006 N 490-IV-ОД, направлена на переход от эксплуатации физически и морально устаревших котельных к современным газовым котельным. Результатом должно стать повышение качества теплоснабжения потребителей, снижение себестоимости 1 Гкал, уменьшение объемов вредных выбросов в атмосферу.
В рамках областной целевой программы "Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 29.06.2009 N 564-IV-ОД, ведется строительство и реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения. В 2009 году из областного бюджета на эти цели предусмотрено около 113 млн. рублей.
Кроме этого, в соответствии с ОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.11.2006 N 647-IV-ОД, ведется замена ветхих тепловых сетей и установка на них приборов учета тепловой энергии. Данные мероприятия позволят обеспечить снижение потерь тепла при его транспортировке и переход на оплату за фактически использованные ресурсы, что обеспечивает прозрачность и точность взаиморасчетов.
1.4. Малое и среднее предпринимательство
Правоотношения в сфере малого и среднего предпринимательства Воронежской области регулируют:
- Закон Воронежской области от 12.03.2008 N 4-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Воронежской области";
- областная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2006 - 2010 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 15.12.2005 N 295-IV-ОД;
- областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2009 - 2012 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 23.10.2008 N 1445-IV-ОД.
В целях минимизации дополнительной поддержки малого и среднего предпринимательства на территории области предлагается проведение следующих мероприятий по энергосбережению:
- разработка и внедрение энергосберегающих систем освещения;
- снижение энергодефицита путем развития альтернативной и малой энергетики;
- заключение договоров энергоснабжения и технологического присоединения электроустановок с независимыми энергосбытовыми и сетевыми организациями, предоставляющими наиболее выгодные предложения и услуги.
2. Создание благоприятных условий для сокращения
энергетических издержек в бюджетном секторе
Цель раздела - снижение потребления энергоресурсов бюджетными организациями за счет создания условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, организаций и общественных объединений в сфере ресурсо- и энергосбережения. Раздел предусматривает разработку мероприятий оперативного энергосбережения, которые в условиях острого дефицита мощности могут являться эффективной антикризисной мерой, т.к. направлены на ограничение потребления электроэнергии бюджетными организациями без снижения осуществляемых полномочий, работ, услуг.
3. Обеспечение благоприятных условий
для развития инвестиционной деятельности
Работы по повышению инвестиционного потенциала Воронежской области предполагается осуществлять с учетом следующих направлений деятельности:
1. Создание в российском и международном сообществе имиджа Воронежской области как региона, привлекательного для размещения инвестиций в сфере энерго- и ресурсосбережения.
2. Издание нормативных правовых актов Воронежской области, направленных на предоставление мер государственной поддержки организациям, внедряющим современные технологии в сфере энерго- и ресурсосбережения.
Приоритетные направления привлечения инвестиций:
1) развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в радиоэлектронике, электротехнике, атомном и энергомашиностроении, строительной индустрии Воронежской области;
2) формирование конкурентоспособных производств в агропромышленном комплексе Воронежской области.
Для привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных производств и формирование кластеров в приоритетных отраслях промышленности и сельского хозяйства основными задачами являются:
1. Активизация роли органов государственной власти Воронежской области в оказании содействия приоритетным секторам промышленности и ведущим промышленным предприятиям по включению в федеральные программы крупномасштабных проектов по энерго- и ресурсопотреблению.
2. Привлечение инвестиционных ресурсов с целью развития энергосбережения и энергоэффективности в приоритетных секторах промышленности Воронежской области и предоставление инвесторам мер государственной поддержки.
3. Обеспечение развития инженерной и бизнес-инфраструктуры для приоритетных секторов экономики Воронежской области, позволяющее увеличить производственные мощности.
4. Государственная поддержка развития энергосбережения
Государственная поддержка развития энергосбережения будет осуществляться путем создания благоприятных условий для развития энергосбережения, в том числе: совершенствование нормативно-правовой базы в сфере энерго-, ресурсосбережения, разработка региональных стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг (стандарты проживания), региональных технологических условий (стандартов), обеспечивающих качество продукции (работ, услуг) при снижении энерго- и ресурсоемкости.
5. Механизм реализации Программы
Программа разработана как комплексный организационно-методологический и практический план действий правительства Воронежской области и исполнительных органов государственной власти Воронежской области (согласно приложению). Ее реализация позволит установить оптимальные параметры взаимодействия различных структур, решить конкретные вопросы координации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, малого и среднего предпринимательства, общественных организаций, обеспечить оптимальность ресурсосбережения.
Координация деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и контроль за ходом реализации мероприятий Программы осуществляются управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Приложение
к комплексной программе мер
по повышению энергетической эффективности региональной
экономики и сокращению энергетических издержек
в Воронежской области в 2010 году
Мероприятия Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнитель |
Примечан. |
1. Мероприятия, направленные на повышение энерго-, ресурсоэффективности в реальном секторе экономики | ||||
1.1. Промышленность | ||||
1 |
Создание условий для создания на промышленных предприятиях регионального стандарта управления ресурсо- и энергосбережением, стандартов энергопотребления и предельных энергопотерь, проведение обязательной сертификации энергопотребляющих приборов и оборудования |
2010 год |
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области (далее - ДПТСИ) |
|
2 |
Создание условий для определения потенциала ресурсосбережения по всем видам используемых ресурсов через проведение ресурсоаудита (прежде всего - энергоаудита) |
2010 год |
ДПТСИ |
|
3 |
Разработка механизмов предоставления мер государственной поддержки предприятиям, осуществляющим обновление основных производственных фондов на базе энерго- и ресурсосберегающих технологий, внедрение передовых технологий и техники с высоким экономическим эффектом; оказание содействия в создании новых производств, удовлетворяющих требованиям высокой ресурсоэффективности: наукоемких материало-, энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих высокую степень переработки используемого сырья |
2010 год |
Департамент экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР); управление жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - УЖКХиЭ); ДПТСИ |
|
4 |
Организация взаимодействия научно- исследовательских организаций, вузов и предприятий промышленности в сфере разработки и внедрения оптимальных научных проектно-технологических и производственных решений, направленных на снижение ресурсо- и энергоемкости |
2010 год |
ДПТСИ |
|
5 |
Создание условий для организации современной штатной метрологии (комплектация предприятий современными приборами технического учета и контроля на всех этапах выработки, передачи и потребления ресурсов; автоматизация управления режимами энергопотребления в целях снижения нерационального расхода энергоресурсов, оптимизации их потребления в часы максимума, формирование балансов всех видов энергоресурсов) |
2010 год |
ДПТСИ |
|
6 |
Организация взаимодействия с собственниками предприятий, инвесторами в проведении структурной перестройки предприятий, направленной в первую очередь на выпуск менее ресурсоемкой высокотехнологичной конкурентоспособной продукции |
2010 год |
ДПТСИ |
|
7 |
Оказание помощи предприятиям в разработке программ замены изношенного и технологически устаревшего оборудования, совершенствовании нормирования работы технологического оборудования, оптимизации распределения электрических и тепловых нагрузок по энергоисточникам и оборудованию |
2010 год |
ДПТСИ |
|
1.2. Сельское хозяйство | ||||
8 |
Оказание содействия предприятиям агропромышленного комплекса в разработке программ энергосбережения |
2010 год |
Департамент аграрной политики Воронежской области (далее - ДАП) |
|
9 |
Разработка механизмов предоставления мер государственной поддержки организациям, осуществляющим техническое перевооружение животноводческих, птицеводческих комплексов с внедрением энергоэффективных систем микроклимата, кормления, поения, содержания молодняка, проводящим термореновацию производственных помещений |
2010 год |
ДАП; ДЭР |
|
10 |
Оказание содействия в разработке программ технического переоснащения сельхозтоваропроизводителей на базе энергосберегающих технологий, технологий минимальной обработки почвы с применением почвообрабатывающих машин нового поколения и новых посевных комплексов |
2010 год |
ДАП |
|
11 |
Создание условий для реконструкции и модернизации существующих систем энергоснабжения на селе с внедрением газогенераторных установок, внедрение энергоэффективных систем освещения производственных помещений, а также уличного освещения населенных пунктов |
2010 год |
ДАП; органы местного самоуправления (по согласованию) |
|
12 |
Создание условий для реализации сельхозтоваропроизводителями мероприятий повышения эффективности использования моторного топлива, перевода машин и оборудования на газообразное топливо |
2010 год |
ДАП |
|
1.3. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
13 |
Заключение с территориальными подразделениями федеральных исполнительных органов государственной власти (Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба и др.) соглашений об информационном взаимодействии, сборе и обобщении данных, характеризующих процесс производства и потребления энергии, природных ресурсов и отражающих влияние рынка энергоресурсов на экономику и социальную сферу области |
2010 год |
Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее - УГРТ); департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области (далее - ДАСП); УЖКХиЭ |
|
14 |
Создание условий для формирования системы мониторинга рынка энергопроизводства и энергопотребления, проведения энергетических обследований организаций |
2010 год |
ДПТСИ; ДАСП; ДЭР; УГРТ; УЖКХиЭ |
|
15 |
Разработка плана-графика энергетической паспортизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, бюджетной и социальной сферы |
2010 год |
УЖКХиЭ |
|
16 |
Разработка методик реализации региональных программ в сфере энерго- и ресурсосбережения |
2010 год |
УГРТ; УЖКХиЭ; ДАСП; ДЭР; |
|
17 |
Формирование региональной геоинформационной системы мониторинга рынка энергии и природных ресурсов, их потребления |
2010 год |
УГРТ; УЖКХиЭ; ДЭР |
|
18 |
Создание условий для обучения специалистов исполнительных органов государственной власти области новым методам управления и развития системы непрерывного многоуровневого образования в сфере энерго- и ресурсосбережения (энерго-, ресурсоменеджмент) |
2010 год |
УГРТ; УЖКХиЭ; ДПТСИ |
|
19 |
Формирование общедоступных информационных банков данных об энергосберегающих технологиях |
2010 год |
ДПТСИ; УГРТ; УЖКХиЭ |
|
1.4. Малое и среднее предпринимательство | ||||
20 |
Разработка механизмов предоставления мер государственной поддержки малым и средним предприятиям, внедряющим энергосберегающие мероприятия и оборудование |
2010 год |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области (далее - ДРППР); УЖКХиЭ; ДЭР; УГРТ |
|
21 |
Разработка механизмов предоставления мер государственной поддержки малым и средним предприятиям, использующим альтернативные источники электроэнергии |
2010 год |
УЖКХиЭ; ДЭР; УГРТ; ДРППР |
|
22 |
Создание условий для разработки и производства оборудования для систем диспетчеризации и управления потреблением ресурсов |
2010 год |
УЖКХиЭ; УГРТ; ДРППР |
|
23 |
Создание условий для разработки и производства программных продуктов для автоматизированных систем управления отопительным и вентиляторным оборудованием |
2010 год |
УЖКХиЭ; УГРТ; ДРППР |
|
24 |
Создание условий для установки современных приборов учета электрической, тепловой энергии, газа, воды в организациях малого и среднего предпринимательства |
2010 год |
УЖКХиЭ; УГРТ; ДРППР |
|
2. Создание благоприятных условий для сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе | ||||
25 |
Разработка методики установления и корректировки лимитов потребления энергоресурсов в бюджетной сфере |
2010 год |
ДПТСИ; УЖКХиЭ; УГРТ |
|
26 |
Сбор и анализ информации об энергопотреблении организациями бюджетной сферы |
2010 год |
ДПТСИ; УЖКХиЭ; УГРТ |
|
27 |
Установление лимитов (предельных уровней) энергопотребления для организаций бюджетной сферы |
2010 год |
УГРТ |
|
28 |
Разработка методики проведения энергетических обследований имущества, находящегося в собственности Воронежской области |
2010 год |
ДПТСИ; УЖКХиЭ; УГРТ |
|
29 |
Оказание содействия в проведении паспортизации бюджетных организаций |
2010 год |
ДПТСИ; УЖКХиЭ |
|
30 |
Установление государственных заданий по снижению энергопотребления для бюджетных организаций |
2010 год |
ДПТСИ; УЖКХиЭ; УГРТ |
|
31 |
Разработка и утверждение положения о мониторинге энергопотребления в бюджетной сфере, включая показатели, характеризующие уровень энергоэффективности бюджетных учреждений |
2010 год |
ДПТСИ; УЖКХиЭ; ДЭР |
|
3. Обеспечение благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности | ||||
32 |
Разработка мер государственной поддержки организациям, занимающимся внедрением инновационных ресурсо- и энергосберегающих технологий (в т.ч. субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, привлекаемым на эти цели) |
2010 год |
ДЭР; ДПТСИ; УЖКХиЭ |
|
33 |
Разработка мер предоставления государственной поддержки организациям, реализующим новые инвестиционные проекты на базе ресурсо- и энергосберегающих технологий |
2010 год |
ДЭР |
|
34 |
Содействие развитию инфраструктуры внедрения инновационных энергосберегающих технологий (технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурный фонд, энергосервисные компании). Разработка мер по стимулированию развития специализированного бизнеса в области энергоресурсоэффективности, формирование экономических агентов, реализующих оптимальные научные проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение ресурсоемкости |
2010 год |
ДПТСИ; УЖКХиЭ; ДЭР |
|
35 |
Оказание содействия в поддержке научно- исследовательских организаций, продвижении инновационных продуктов в сфере энерго- и ресурсосбережения |
2010 год |
ДПТСИ; ДЭР |
|
4. Государственная поддержка развития энергосбережения | ||||
36 |
Разработка и утверждение концепции областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в Воронежской области на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
2010 год |
Правительство Воронежской области; УЖКХиЭ; ДПТСИ; УГРТ; ДЭР; ДАП; департамент финансово- бюджетной политики Воронежской области (далее - ДФБП) |
|
37 |
Разработка проекта закона Воронежской области "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Воронежской области" |
После утверждения Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" |
УЖКХиЭ; УТРТ |
|
38 |
Разработка и утверждение областной целевой программы "Повышение энергетической эффективности региональной экономики и сокращение энергетических издержек в бюджетной сфере в Воронежской области на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" |
2010 год |
Правительство Воронежской области; УЖКХиЭ; ДПТСИ; УГРТ; ДЭР; ДАП; ДФБП |
|
39 |
Разработка методических рекомендаций по разработке региональных стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг |
2010 год |
УЖКХиЭ; УГРТ |
|
40 |
Разработка методических рекомендаций по разработке организациями программ ресурсо- и энергоэффективности |
2010 год |
УГРТ; УЖКХиЭ; ДЭР |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является эффективное использование энергетических ресурсов при производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении, осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов, создание и использование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего и диагностического оборудования, систем автоматизированного управления энергопотреблением.
Постановление Правительства Воронежской области от 13 ноября 2009 г. N 975 "О комплексной программе мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Воронежской области от 2 февраля 2017 г. N 73 настоящее постановление признано утратившим силу