В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1, постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решения о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации":
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2015 годы".
2. Назначить государственными заказчиками и разработчиками программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа):
- департамент здравоохранения Воронежской области;
- департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
3. Определить департамент здравоохранения Воронежской области государственным заказчиком - координатором Программы.
4. Государственному заказчику - координатору в срок до 12 сентября 2010 г. внести проект Программы для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Концепция
долгосрочной областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 13 сентября 2010 г. N 621-р )
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области
Целью разработки долгосрочной областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011-2015 годы" является улучшение демографической ситуации в области и дальнейшее развитие здравоохранения Воронежской области.
Концепция разработана на основании:
- Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- Указа Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов",
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 N 1313-р;
- протокола заседаний президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 25.02.2009;
- постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации";
- распоряжения правительства Воронежской области от 10.06.2009 N 256-р "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825".
Здоровье населения - это многомерное динамическое состояние организма и форма жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.
Основными показателями здоровья, отражающими его различные стороны, являются:
- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;
- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;
- отсутствие заболеваний, нарушений физического или психического развития.
Ни по одному из указанных параметров здоровье населения Воронежской области нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей заболеваемости и смертности.
Демографическая ситуация в Воронежской области, как и в целом по России, остаётся напряжённой на протяжении ряда последних лет. Для Воронежской области, как и для России, характерно устойчивое сокращение численности населения.
Год |
Численность населения |
Естественная убыль _ |
Рождаемость _ |
Смертность _ |
Младенческая смертность (на 1 тыс. родившихся живыми) |
||||
РФ |
Обл. |
РФ |
Обл. |
РФ |
Обл. |
РФ |
Обл. |
||
2005 |
2334,0 |
5,9 |
10,4 |
10,2 |
8,4 |
16,1 |
18,8 |
11,0 |
10,4 |
2006 |
2294,6 |
4,8 |
9,7 |
10,4 |
8,4 |
15,2 |
18,1 |
10,2 |
8,2 |
2007 |
2280,4 |
3,3 |
8,7 |
11,3 |
9,0 |
14,6 |
17,7 |
9,4 |
8,2 |
2008 |
2270,0 |
2,5 |
7,9 |
12,1 |
9,8 |
14,6 |
17,7 |
8,5 |
8,0 |
2009 |
н.д. |
н.д. |
6,7 |
н.д. |
10,4 |
н.д. |
17,1 |
н.д. |
7,9 |
На 1 января 2009 года население области составило 2270,0 тыс. человек, из которых 1436,7 тыс. человек (63,3%) - горожане и 833,3 тыс. человек (36,7%) - сельские жители. По сравнению с 2007 годом численность населения области уменьшилась на 10,4 тыс. человек, или на 0,5% (на 01.01.2008 - 2280,4 тыс. человек). Показатель естественной убыли населения в 2008 году остается на высоком уровне - 7,9_, хотя этот показатель на 10,1% меньше, чем в 2007 году (8,7_), однако значительно превышает показатель по Российской Федерации - 2,5_. Показатель естественной убыли в 2009 году составил 6,7_. Число умерших в 2008 году в 1,8 раза превысило число родившихся (в 2008 году родилось на 17,8 тыс. человек меньше, чем умерло). В 2009 году тенденция практически не изменилась - число умерших превышает число родившихся в 1,6 раза.
Уровень рождаемости в Воронежской области ниже, чем в Российской Федерации. Уровень смертности населения в Воронежской области превышает средний показатель по Российской Федерации. Показатель рождаемости в Воронежской области в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 6,1% и составил 10,4 _ .
Уровень смертности населения Воронежской области в 2007 и 2008 годах составлял 17,7%о, тогда как в Российской Федерации - 14,6%о, в 2009 году этот показатель по Воронежской области несколько снизился и составляет 17,1%о. Одна из причин высокой смертности в области - продолжающийся процесс старения населения и сокращение численности детей и подростков. Численность людей пенсионного возраста превышает численность детей 0-17 лет на 213,1 тыс. человек (в 2007 году - на 204,6 тыс. человек).
Основными причинами смертности населения Воронежской области на протяжении ряда лет являются болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления.
За 2009 год общая заболеваемость всего населения выросла на 4,3% (в 2008 году это показатель вырос на 1,7%) и составила 142825,5 случая на 100 тыс. жителей.
Общая заболеваемость населения Воронежской области |
Год |
Взрослые |
Дети 0-17 лет |
Всего |
2007 |
124402,4 |
185420,9 |
134643,2 |
|
2008 |
126521,2 |
190162,0 |
136911,2 |
|
2009 |
130805,2 |
205746,5 |
142825,5 |
|
Общая заболеваемость в Российской Федерации 2008 г. |
|
140132,4 |
|
156092,4 |
Основными причинами заболеваемости среди населения Воронежской области являются болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы. Выше, чем по Российской Федерации показатели заболеваемости по следующим заболеваниям: психическим расстройствам на - 20,4%, болезням системы кровообращения - на 14,1%, новообразованиям - на 17,3%, болезням эндокринной системы - на 5,5%.
Среднероссийские показатели общей заболеваемости неизменно остаются выше, чем по Воронежской области (сведения за 2008 год): у всего населения - на 8,5%, у взрослого - на 6,7%.
Очевидна необходимость проведения мер по повышению качества медицинской помощи, определению приоритетных направлений в снижении смертности населения. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения Воронежской области (низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической), что способствует высокому уровню заболеваемости и неблагоприятной демографической ситуации.
Охрана здоровья населения Воронежской области является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики правительства Воронежской области. Стратегической целью в сфере здравоохранения является обеспечение мер по организации охраны здоровья и профилактике заболеваний, приближение помощи к потенциальным потребителям медицинских услуг, повышение ее качества. Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
- сохранение прав каждого жителя области на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в соответствии со стандартами обследования и лечения;
- переориентация оказания медицинской помощи населению области на амбулаторно-поликлиническое звено с дальнейшим развитием института врачей общей практики и семейных врачей;
- приведение коечной мощности ЛПУ области в соответствие с медицинскими потребностями населения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- развитие современных технологий при оказании медицинской помощи.
Для достижения вышеуказанных задач с 2003 года действует областная целевая программа "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2003-2006 годы и на период до 2010 года", которая предусматривает реализацию трех мероприятий, осуществляемых в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) и направленных на улучшение качества и доступности медицинской помощи населению, а именно:
1. Оптимизация оказания медицинской помощи населению Воронежской области.
2. Подготовка кадров для учреждений здравоохранения Воронежской области.
3. Строительство и реконструкция объектов здравоохранения Воронежской области.
В 2009 году в Программу было включено еще одно мероприятие - формирование здорового образа жизни, выделившееся с 2010 года в отдельную программу.
Как результат реализации Программы, к окончанию 2009 года достигнуты следующие качественные и количественные показатели:
- младенческая смертность составила 7,9 на 1 тыс. родившихся живыми (в 2008 г. - 8,1, в 2007 г. - 8,2);
- материнская смертность составила 12,7 умерших женщин на 100 тыс. родившихся живыми (в 2008 г. - 13,4, в 2007 г. - 14,5);
- объем стационарной помощи на одного жителя составил 2,902 койко-дня (в 2008 г. - 2,999 койко-дня, в 2007 г. - 3,047 койко-дня);
- объем амбулаторно-поликлинической помощи на одного жителя - 9,742 посещений (в 2008 г. - 8,935 посещений, в 2007 г. - 8,751 посещений);
- средняя продолжительность пребывания пациента на койке - 11,6 дня (в 2008 г. - 11,8 дней, в 2007 г. - 11,8 дня);
- обеспеченность врачами на 10 тыс. населения - 39,7 (в 2008 г. - 40,6, в 2007 г. - 40,9);
- обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения - 97,7 (в 2008 г. - 99,7, в 2007 г. - 100,7).
Показатель подушевого финансирования составил 5857 рублей и увеличился к 2008 г на 12,2% (в 2008 году увеличение финансирования к 2007 году составляло 32,0%). В расчете на душу населения средства консолидированных бюджетов в районах области составили 3244 рубля, в городе Воронеже - 3811 рублей.
Отмечен стабильный рост стоимости единицы медицинской помощи. В среднем по области стоимость койко-дня в стационаре увеличилась с 778,3 руб. в 2008 г. до 838,8 руб. в 2009 г., или на 7,8%. В районах области показатель составил 693 руб. (рост - 17,8%), в городских ЛПУ - 847,4 руб. (рост - 13,4%) Наиболее существенно за минувший год увеличился показатель стоимости пациенто-дня в дневном стационаре. Средняя стоимость 1 обращения составила 288,5 руб., что на 36,1% выше соответствующего показателя 2008 года.
На строительство объектов здравоохранения Воронежской области в 2009 году освоено 841055,4 тыс. рублей, в том числе:
- из федерального бюджета - 253000,0 тыс. рублей;
-из областного бюджета - 430129,4 тыс. рублей;
- из муниципального бюджета - 157926,0 тыс. рублей.
На продолжение строительства объектов здравоохранения на 2010 год предусмотрено выделение 1831877,9 тыс. рублей из всех источников финансирования, в том числе:
- федеральный бюджет - 547000,0 тыс. рублей;
- областной бюджет - 1066358,9 тыс. рублей;
- муниципальный бюджет - 218519,0 тыс. рублей.
К моменту завершения реализации программы работы по строительству и реконструкции ряда объектов завершены не будут.
Кадровая политика здравоохранения строится на принципах оптимизации кадровой структуры здравоохранения, подготовки квалифицированных специалистов, работающих в ней.
Крайне низкая обеспеченность врачами отмечается в Поворинском (12,3), Петропавловском (12,6), Терновском (13,2) районах (средний показатель по районам 19,5 на 10 тыс. населения, в г. Воронеже - 41,6 на 10 тыс. населения). Укомплектованность физическими лицами штатных ставок ниже среднерайонного (60,5%) в Каширском районе 47,1%, Поворинском районе - 46,1%, Воробьевском районе - 47,9 %.
Наряду с отсутствием распределения выпускников, дефицит кадров и неукомплектованность ими сельских учреждений обусловлены отсутствием условий для проживания специалистов. Кадровая ситуация в сельском здравоохранении усугубляется недостатком молодых специалистов и увеличением лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
Для обеспечения кадрами центральных районных больниц в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 09.08.2002 N 737 "О кадрах учреждений здравоохранения Воронежской области" в рамках действующей Программы по направлению главного управления здравоохранения Воронежской области на всех факультетах ВГМА им. Н.Н. Бурденко проходили обучение:
- по целевому набору с 2003 года по январь 2010 года - 626 человек за счет средств федерального бюджета и при материальной поддержке из муниципальных бюджетов;
- по областному заказу с 2003 года по январь 2010 года обучалось 325 человек за счет средств областного бюджета.
Десятилетиями не решался вопрос о строительстве и предоставлении жилья медицинским работникам. В 2008 году за счет средств областного бюджета для выпускников ВГМА им. Н.Н.Бурденко построено 28 единиц жилья. Кроме того, за 2006-2009 годы приобретено 15 единиц жилья для врачей, переехавших на работу в учреждения здравоохранения муниципальных районов области на сумму 9961,55 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. Выплачены субсидии 37 врачам, переехавшим на работу в сельскую местность, в сумме 2249,45 тыс. рублей.
Принцип оказания первичной медико-санитарной помощи населению врачами общей практики (далее - ВОП) избрали все экономически развитые страны. В Воронежской области на бюджетной кафедре семейной медицины Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н.Бурденко прошли профессиональную переподготовку за счет федерального бюджета по специальности "общая врачебная практика (семейная медицина)" с 1998 года 813 специалистов. За период с 2003 г. по март 2010 г. подготовлено 775 врачей общей практики.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами общества.
Проблемы могут быть решены путем комплексных, планомерных, целенаправленных, скоординированных и долгосрочных усилий государственных и муниципальных структур.
В условиях дефицита финансирования медицинской отрасли необходимо рационально использовать имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-технические, финансовые).
Реализация национального проекта "Здоровье", в котором отданы приоритеты первичной медико-санитарной помощи, подготовке кадрового потенциала особенно для сельской местности, улучшению материально-технической базы учреждений первичного звена здравоохранения, профилактике и лечению отдельных заболеваний, развитию высокотехнологичной медицинской помощи создает базу для разработки основных принципов программно-целевого планирования и управления здравоохранением Воронежской области. Консолидация денежных средств из всех источников финансирования возможна только при программно-целевом подходе к решению проблемы, что делает реальным достижение приоритетов развития здравоохранения, а именно:
1. Внедрение в лечебно-диагностический процесс новых методов и методик на основе оснащения современным оборудованием значительно повысит эффективность диагностики, лечения, обеспечит профилактику многих заболеваний, улучшит качество и доступность медицинской помощи населению.
2. Повышение обеспеченности в высококвалифицированных специалистах в сельской местности сделает доступной качественную бесплатную медицинскую помощь населению в отдаленных районах области.
3. Работа медицинского персонала и пребывание пациентов в условиях, отвечающих современным санитарно-гигиеническим требованиям, позволит решить вопрос о предупреждении внутрибольничного заражения, а также о закреплении медицинских кадров в сельских лечебных учреждениях.
Необходимость программно-целевого подхода к решению проблемы обусловлена:
- многообразием задач, предполагающих разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимостью выполнения инвестиционных проектов, направленных на строительство новых зданий, реконструкцию существующих учреждений здравоохранения, оснащение их современным диагностическим и лечебным оборудованием.
Кроме того, недостатками и издержками подхода без использования программно-целевого метода являются:
- сложность определения основных направлений, рациональной последовательности необходимых работ и обоснованного распределения ресурсов в процессе решения поставленных задач;
- отсутствие эффективных механизмов контроля полноты и качества выполнения комплекса необходимых мероприятий и оперативного управления ходом их реализации, обеспечивающих решение проблемы.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Несмотря на имеющуюся развитую систему здравоохранения в Воронежской области, остается значительное число обоснованных нареканий жителей области на ненадлежащее качество и доступность лечебно-профилактической помощи. Специализированная медицинская помощь, как правило, удалена от пациентов, проживающих в сельской местности, и оказывается исключительно областными лечебными учреждениями, расположенными в г. Воронеже. Высококвалифицированная медицинская помощь не всегда доступна для жителей сельских районов не только из-за слабой оснащенности ЦРБ лечебным медицинским оборудованием, но и вследствие недопустимо слабой обеспеченности соответствующими кадрами.
Без программного подхода финансовые средства на каждом уровне оказания медицинской помощи могут быть израсходованы по решению руководителей на местах, возможно без учета основных направлений в развитии здравоохранения области, что приведет к еще большему потоку нареканий со стороны жителей особенно отдаленных сельских районов.
Глубокий анализ состояния системы оказания медицинской помощи населению Воронежской области еще раз подтверждает необходимость использования программно-целевого подхода для решения сегодняшних проблем.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Возможно два варианта решения проблемы:
1. Спонтанное развитие здравоохранения Воронежской области без консолидации сил и средств в достижении показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
2. Создание долгосрочной областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011-2015 годы", которая станет естественным продолжением ранее действовавшей Программы и где будет определен программный механизм поддержки и развития здравоохранения.
При выборе первого варианта решения проблемы развитие здравоохранения Воронежской области сомнительно. Масштабные задачи, стоящие перед здравоохранением по обеспечению населения качественной высококвалифицированной медицинской помощью, максимально приближенной к жителям отдаленных районов, предполагают большие финансовые вливания, как на подготовку кадров, так и на обеспечение жителей области медицинской помощью в современных лечебно-профилактических учреждениях. Ни один руководитель не сможет самостоятельно и в полном объеме решить эти проблемы.
Основным преимуществом второго варианта, то есть с использованием программно-целевого механизма планирования и распределения финансирования мероприятий, направленных на развитие отрасли, является консолидация финансовых ресурсов на определенных основных направлениях и, как следствие, более рациональное использование бюджетных средств, а, значит, возможность достижения поставленных целей.
Однако как при первом, так и при втором вариантах выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в обществе социально-экономических проблем:
1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.
2. Финансовые риски. Недостаточность финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.
3. Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим. В случае ухудшения экологической ситуации необходимо будет выделение дополнительных средств на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.
4. Геополитические риски. Показатели социальной стабильности зависят от политической ситуации внутри страны и в сопряженных государствах. Военные и террористические действия приводят к дополнительным затратам на решение медицинских проблем граждан, пострадавших в результате этих действий.
5. Законодательные риски. Законодательная база здравоохранения требует дальнейшего совершенствования. Поэтому уровень решения поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблем позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта с реализацией долгосрочной областной программы, нацеленной в целом на улучшение демографической ситуации.
Одним из необходимых условий для эффективности реализации мероприятий в рамках программно-целевого подхода является достаточное финансирование выполнения программных мероприятий.
В зависимости от объема финансирования возможны два пути реализации программных мероприятий:
1. Реализации Программы в предложенных объемах финансирования, что позволит достичь запланированных целевых показателей в течение срока реализации.
При этом условии достижение цели и решение задач программы не вызывает сомнений.
При использовании данного варианта могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении программой, с неверно выбранными приоритетами. Недостаточный учет результатов мониторинговых исследований хода реализации программы может повлиять на объективность принятия решений при планировании программных мероприятий и объема их финансирования, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Минимизировать данные риски предполагается путем контроля над ходом реализации программы ее государственным заказчиком-координатором.
2. Принятие Программы в уменьшенном объеме финансирования.
Сокращение финансирования программы из бюджета Воронежской области приведет к невозможности реализации части программных мероприятий.
К рискам, указанным в первом варианте добавятся следующие: уменьшенный объем финансирования будет направлен на реализацию отдельных мероприятий, что не позволить получить устойчивый и положительный эффект, на который рассчитана программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы.
Таким образом, недофинансирование программы может привести к снижению эффективности предпринятых действий.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Сроки действия Программы - 2011 - 2015 годы, что обеспечивает реализацию комплекса взаимоувязанных мероприятий по развитию здравоохранения Воронежской области, улучшению демографической ситуации в Воронежской области. Выполнение мероприятий планируется провести в один этап.
6. Предложения по целям и задачам долгосрочной областной
целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации долгосрочной областной целевой программы по годам
Целью программы является реализация на территории Воронежской области конституционного права граждан на доступную и бесплатную высококвалифицированную медицинскую помощь, модернизация и дальнейшее развитие здравоохранения Воронежской области.
Задачи программы:
1. Внедрение в лечебно-диагностический процесс новых методов и методик на основе оснащения современным оборудованием, значительно повышающим эффективность диагностики, лечения, обеспечивающим профилактику многих заболеваний, улучшающим качество и доступность медицинской помощи населению.
2. Повышение обеспеченности в высококвалифицированных специалистах в сельской местности для развития доступной качественной бесплатной медицинской помощи населению в отдаленных районах области.
3. Обеспечение работы медицинского персонала и пребывания пациентов в условиях, отвечающих современным санитарно-гигиеническим требованиям, позволяющих решить вопрос предупреждения внутрибольничного заражения.
Предлагается определить следующие показатели и индикаторы, характеризующие решение поставленных задач и достижение цели:
Целевой индикатор |
Единица измерения |
Значение индикатора по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Смертность лиц трудоспособного возраста |
число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста |
705,0 |
705,0 |
700,0 |
695,0 |
695,0 |
Младенческая смертность |
число умерших в возрасте до 1 года на 1 тыс. родившихся живыми |
7,5 |
7,4 |
7,4 |
7,3 |
7,3 |
Материнская смертность |
число умерших женщин на 100 тыс. родившихся живыми |
16 |
15,5 |
15,5 |
15,4 |
15,4 |
Объем оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на 1 жителя |
койко-дней |
2,812 |
2,795 |
2,790 |
2,785 |
2,780 |
Объем оказанной амбулаторной медицинской помощи в расчете на 1 жителя |
количество посещений |
9,500 |
9,500 |
9,500 |
9,500 |
9,500 |
Средняя продолжительность пребывания пациента на койке в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения |
дней |
11,5 |
11,5 |
11,3 |
11,2 |
11,2 |
Численность врачей (физические лица) в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения |
человек на 10 тыс. человек населения |
39,4 |
39,4 |
39,5 |
39,5 |
39,6 |
Количество вновь введенных объектов медицинского профиля |
единиц (объектов) |
9 |
9 |
12 |
13 |
14 |
Внутрибольничная инфицированность персонала и пациентов |
число случаев |
180 |
175 |
165 |
160 |
155 |
Реализация мероприятий предусматривает ежегодный анализ показателей эффективности, характеризующих изменение проблемной ситуации и степень достижения цели.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования
долгосрочной областной целевой программы, предлагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках программы, сроки реализации и объемы их финансирования
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов.
Мероприятие N 1: "Подготовка и закрепление кадров для учреждений здравоохранения Воронежской области".
Мероприятие позволит обеспечить население Воронежской области доступной бесплатной квалифицированной медицинской помощью путем:
- приведения численности врачей к штатным нормативам.
- закрепления медицинских кадров в сельской местности;
Планируется обеспечить подготовку специалистов с высшим медицинским образованием за счет средств областного бюджета для муниципальных учреждений Воронежской области, преимущественно сельской местности, с последующим трудоустройством.
База подготовки - ГОУ ВПО "Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" по специальностям: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Фармация".
Общий объем финансирования профессиональной подготовки врачей предусмотрен из областного бюджета:
2011 г. - |
21945,0 |
тыс. рублей, |
2012 г. - |
23042,0 |
тыс. рублей, |
2013 г. - |
24194,0 |
тыс. рублей, |
2014 г. - |
25404,0 |
тыс. рублей, |
2015 г. - |
26675,0 |
тыс. рублей, |
Всего - |
121260,0 |
тыс. рублей. |
Кроме того, кадровый дефицит будет восполняться за счет выпускников медицинских ВУЗов, обучение которых осуществлялось из иных источников финансирования.
В целях "закрепления" вновь прибывших врачей для работы в муниципальных учреждениях, в том числе в сельской местности, предполагается приобретение для них служебного жилья из средств областного бюджета (при условии софинансирования из муниципального бюджета в размере до 30,0%):
2011 г. - |
8500,0 |
тыс. рублей, |
2012 г. - |
8500,0 |
тыс. рублей, |
2013 г. - |
8500,0 |
тыс. рублей, |
2014 г. - |
8500,0 |
тыс. рублей, |
2015 г. - |
8500,0 |
тыс. рублей, |
Всего - |
42500,0 |
тыс. рублей. |
В рамках реализации Программы предусмотрена выплата субсидий врачам, переехавшим для работы в сельскую местность, из средств областного бюджета:
2011 г. - |
3247,5 |
тыс. рублей, |
2012 г. - |
3247,5 |
тыс. рублей, |
2013 г. - |
3247,5 |
тыс. рублей, |
2014 г. - |
3247,5 |
тыс. рублей, |
2015 г. - |
3247,5 |
тыс. рублей, |
Всего - |
16237,5 |
тыс. рублей. |
Реализация данного программного мероприятия позволит:
- улучшить кадровую ситуацию соотношения молодых специалистов и лиц предпенсионного и пенсионного возраста в сторону увеличения первых;
Срок реализации мероприятия - 2011 - 2015 годы.
Предполагаемая стоимость мероприятия ""Подготовка и закрепление кадров для учреждений здравоохранения Воронежской области" на период реализации Программы составит 191997,5 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 179997,5 тыс. рублей; муниципальный бюджет - 12000,0 тыс. рублей.
Мероприятие N 2: "Совершенствование оказания медицинской помощи населению Воронежской области".
Мероприятие направлено на обеспечение населения Воронежской области своевременной высококвалифицированной медицинской помощью в федеральных медицинских центрах, оснащение лечебно-профилактических учреждений области медицинским оборудованием.
На оплату лечения больных Воронежской области в федеральных медицинских учреждениях предусмотрено финансирование из областного бюджета, в том числе:
2011 г. - |
6000,0 |
тыс. рублей, |
2012 г. - |
6200,0 |
тыс. рублей, |
2013 г. - |
6600,0 |
тыс. рублей, |
2014 г. - |
6840,0 |
тыс. рублей, |
2015 г. - |
7200,0 |
тыс. рублей, |
Всего - |
32840,0 |
тыс. рублей. |
На приобретение медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений Воронежской области:
2011 г. - |
12000,0 |
тыс. рублей, |
2012 г. - |
15000,0 |
тыс. рублей, |
2013 г. - |
18000,0 |
тыс. рублей, |
2014 г. - |
20000,0 |
тыс. рублей, |
2015 г. - |
24000,0 |
тыс. рублей, |
Всего - |
89000,0 |
тыс. рублей. |
Реализация данного программного мероприятия позволит:
- оказывать населению области качественную и квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме,
- оснастить лечебные учреждения области современным высокотехнологичным медицинским оборудованием.
Срок реализации мероприятия - 2011 - 2015 годы.
Предполагаемая стоимость мероприятия "Совершенствование оказания медицинской помощи населению Воронежской области" на период реализации Программы составит 121840 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 121840,0 тыс. рублей.
Мероприятие N 3. "Строительство и реконструкция объектов здравоохранения Воронежской области".
Мероприятие направлено на повышение уровня медицинского и санитарно-гигиенического обслуживания пациентов, приведение их размещения в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями как в государственных, так и в муниципальных учреждениях здравоохранения, создание условий для предупреждения внутрибольничного инфицирования.
В рамках настоящего мероприятия запланировано строительство и реконструкция объектов как областной, так и муниципальной собственности (перинатального центра, инфекционного корпуса в ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница N 2", реконструкция корпусов в ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница N 1", ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница N 1", ГУЗ "Воронежская областная клиническая офтальмологическая больница", отделений в центральных районных больницах в г. Борисоглебске, г. Лиски, г. Острогожске, г. Новохоперске, п.г.т.Рамонь, г. Эртиле и др., строительство фельдшерско-акушерских пунктов).
Срок реализации мероприятия - 2011 - 2015 годы.
Предполагаемая стоимость данного мероприятия на период реализации Программы составляет 2777004,0 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 2532861,0 тыс. рублей;
- муниципальный бюджет - 244143,0 тыс. рублей.
Планируемое финансирование Программы представлено следующим образом:
2011 год 1125802,5 тыс. рублей:
областной бюджет - 1100529,5 тыс. рублей;
муниципальный бюджет - 25273,0 тыс. рублей.
2012 год - 694979,5 тыс. рублей:
областной бюджет - 680969,5 тыс. рублей;
муниципальный бюджет - 14010,0 тыс. рублей.
2013 год - 739656,5 тыс. рублей:
областной бюджет - 682196,5 тыс. рублей;
муниципальный бюджет - 57460,0 тыс. рублей.
2014 год - 256880,5 тыс. рублей:
областной бюджет - 193830,5 тыс. рублей;
муниципальный бюджет - 63050,0 тыс. рублей.
2015 год - 273522,5 тыс. рублей:
областной бюджет - 177172,5 тыс. рублей;
муниципальный бюджет - 96350,0 тыс. рублей.
Всего на Программу планируется выделение 2834698,5 тыс. рублей из областного бюджета.
Финансирование Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объемы финансирования мероприятий Программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджета и фактических затрат.
В результате осуществления данных мероприятий будет обеспечена возможность высококвалифицированного оказания медицинской помощи населению Воронежской области, что приведет к улучшению состояния здоровья, повышению качества жизни населения. Внедрение в лечебно-диагностический процесс современных технологий значительно повысит эффективность диагностики, лечения, обеспечит профилактику заболеваний, в том числе и предупреждение внутрибольничного инфицирования, улучшит качество и доступность медицинской помощи населению.
Работа медицинского персонала в условиях, отвечающих современным требованиям, проживание в современных квартирах позволит решить вопрос закрепления медицинских кадров в сельских лечебных учреждениях.
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Негативные явления в демографической ситуации связаны с целым рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на снижение качества жизни населения, с чрезмерными стрессовыми нагрузками, снижением уровня санитарно-гигиенической культуры, а также с показателями заболеваемости, инвалидности и смертности.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться на основании показателей, приведенных выше в таблице индикаторов.
Социальная эффективность реализации Программы - это положительные изменения в состоянии здоровья населения или его отдельных контингентов: изменения в обращаемости за медицинской помощью, улучшение демографической ситуации, сокращение сроков временной нетрудоспособности, снижение смертности.
Социальная эффективность программы оценивается в:
- увеличении объемов оказанной амбулаторно-поликлинической помощи в расчете на 1 жителя до 9,500 посещения;
- уменьшении объемов оказанной стационарной медицинской помощи в расчете на 1 жителя до 2,780 койко-дня;
- доведении до нормативного состояния численности врачей в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения до 39,6 человек на 10 тыс. населения;
- снижении средней длительности пребывания пациента на койке до 11,2 дня.
9. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти
области, ответственных за формирование и реализацию долгосрочной областной целевой программы
Ответственным за формирование Программы является департамент здравоохранения Воронежской области. Ответственными за реализацию Программы являются департамент здравоохранения Воронежской области и департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
10. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
долгосрочной областной целевой программы
Государственные заказчики - департамент здравоохранения Воронежской области, департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области. Государственный заказчик-координатор Программы - департамент здравоохранения Воронежской области.
Основные разработчики программы:
- департамент здравоохранения Воронежской области;
- департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам
реализации долгосрочной областной целевой программы
Срок реализации программы рассчитан на 2011 - 2015 годы.
Объемы финансирования, источники и статьи расходов долгосрочной областной целевой программы представлены следующим образом:
Источники и направления расходов |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||
всего |
в том числе по годам реализации |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1. Финансирование программы, всего |
3090841,5 |
1125802,5 |
694979,5 |
739656,5 |
256880,5 |
273522,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
областной бюджет |
2834698,5 |
1100529,5 |
680969,5 |
682196,5 |
193830,5 |
177172,5 |
местный бюджет |
256143,0 |
25273,0 |
14010,0 |
57460,0 |
63050,0 |
96350,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1. Капитальные вложения, всего |
2920504,0 |
1094610,0 |
662490,0 |
705615,0 |
221389,0 |
236400,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
областной бюджет |
2664361,0 |
1069337,0 |
648480,0 |
648155,0 |
158339,0 |
140050,0 |
местный бюджет |
256143,0 |
25273,0 |
14010,0 |
57460,0 |
63050,0 |
96350,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1.1. Капитальные вложения (объекты капитального строительства), всего |
2777004,0 |
1071710,0 |
636590,0 |
676715,0 |
190489,0 |
201500,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
областной бюджет |
2532861,0 |
1048837,0 |
624980,0 |
621655,0 |
129839,0 |
107550,0 |
местный бюджет |
244143,0 |
22873,0 |
11610,0 |
55060,0 |
60650,0 |
93950,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1.2. Капитальные вложения (за исключением объектов капитального строительства), всего |
143500,0 |
22900,0 |
25900,0 |
28900,0 |
30900,0 |
34900,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
областной бюджет |
131500,0 |
20500,0 |
23500,0 |
26500,0 |
28500,0 |
32500,0 |
местный бюджет |
12000,0 |
2400,0 |
2400,0 |
2400,0 |
2400,0 |
2400,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.2. НИОКР, всего |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0,0 |
|
|
|
|
|
областной бюджет |
0,0 |
|
|
|
|
|
местный бюджет |
0,0 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
0,0 |
|
|
|
|
|
1.3. Прочие нужды, всего |
170337,5 |
31192,5 |
32489,5 |
34041,5 |
35491,5 |
37122,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
областной бюджет |
170337,5 |
31192,5 |
32489,5 |
34041,5 |
35491,5 |
37122,5 |
местный бюджет |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем ассигнований ежегодно подлежит уточнению в установленном законодательством порядке.
12. Предложение по механизмам формирования мероприятий
долгосрочной областной целевой программы
Инициатором постановки проблем для решения программно-целевым методом на областном уровне выступает департамент здравоохранения Воронежской области. Отбор проблем определен в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Воронежской области и Российской Федерации в целом.
Отбор проектов осуществляется согласно постановлению администрации Воронежской области от 18.01.2008 N 25 "Об утверждении порядка предоставления, расходования и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов" (в редакции постановления администрации области от 12.08.2008 N 713, постановлений правительства области от 19.03.2009 N 197, от 16.12.2009 N 1064, от 15.06.2010 N 478, от 30.06.2010 N 525).
В число представляемых документов входит внутрипостроечный титульный список, положительное заключение государственной экспертизы на разработанную проектно-сметную документацию, выписка из муниципального бюджета или гарантии администрации о выделении финансирования на предлагаемый объект, а также другая необходимая документация.
Отбор подрядных организаций будет осуществляться по результатам проведенных аукционов на выполнение программных мероприятий.
Реализация программных мероприятий будет производиться в строгом соответствии с утвержденной государственной экспертизой проектно-сметной документации.
Программа, формируемая департаментом здравоохранения Воронежской области, включает 3 мероприятия, в каждое из которых включены направления, указанные в разделе 7 настоящей Концепции. Проект долгосрочной областной целевой программы в дальнейшем будет представлен на экспертизу в департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области, управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области, в департамент экономического развития области. По результатам экспертизы возможна доработка Программы.
13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией долгосрочной областной целевой программы
В систему организации и контроля реализации Программы входят следующие уполномоченные органы:
- департамент здравоохранения Воронежской области;
- департамент экономического развития Воронежской области;
- департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области;
- управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области.
Комплексное управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - департаментом здравоохранения Воронежской области.
Государственный заказчик:
1. При наличии необходимости подготавливает предложения по изменению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
2. С учетом выделяемых ежегодно средств на реализацию Программы распределяет их по программным мероприятиям.
3. Осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства.
4. Несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет координацию деятельности ее участников, обеспечивает эффективное использование средств бюджета, выделяемых на ее реализацию.
5. Организует внедрение информационных технологий в целях управления долгосрочной областной программой и контроля за ходом ее выполнения.
6. Ежеквартально до 20 числа, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным, направляет в департамент экономического развития Воронежской области и управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области отчет о реализации мероприятий Программы.
7. При завершении срока реализации Программы подготавливает и представляет в департамент экономического развития Воронежской области и управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области доклад о выполнении долгосрочной целевой программы.
В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется федеральными и областными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, другими нормативно-правовыми актами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственными заказчиками и разработчиками программы назначены департамент здравоохранения Воронежской области; департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
Сроки действия Программы - 2011 - 2015 годы. Целью программы является реализация на территории Воронежской области конституционного права граждан на доступную и бесплатную высококвалифицированную медицинскую помощь, модернизация и дальнейшее развитие здравоохранения Воронежской области.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 13 сентября 2010 г. N 621-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие здравоохранения Воронежской области на 2011-2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был