См. Постановление Правительства Воронежской области от 19 октября 2010 г. N 887 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы"
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации":
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы".
2. Определить департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области (Гусев) государственным заказчиком - координатором долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа). Назначить департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области (Сафонова) государственным заказчиком Программы.
3. Государственному заказчику-координатору Программы в срок до 29.09.2010 внести для рассмотрения проект Программы на заседание правительства Воронежской области.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области Гусева А.В.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Концепция
долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 22 сентября 2010 г. N 642-р)
Глава I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы" приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области
Концепция областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденных Правительством РФ 05.08.2005 N 2473п-П7, законами Воронежской области от 11.12.2003 N68-ОЗ ", от 05.06.2006 N 43-ОЗ ", постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010 N 70 "Об утверждении Концепции областной инновационной политики на 2010 - 2015 годы".
Полученные на настоящий момент результаты по развитию инновационной деятельности достигнуты во многом в рамках реализованной ранее областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 N 863-III-ОД, и реализованных в 2009-2010 годах мероприятий областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 23.10.2008 N 1445-IV-ОД. Было сделано, в том числе:
- увеличены в 10,6 раз затраты на технологические инновации (по итогам 2008 г. к 2004 г.);
- увеличено в 1,4 раза количество инновационно-активных предприятий (по итогам 2008 г. к 2004 г.);
- увеличен в 3,1 раза объем отгруженной инновационной продукции (по итогам 2008 г. к 2004 г.);
- за время реализации программы увеличено в 6 раз число объектов инновационной инфраструктуры.
Однако дальнейшее развитие инновационной деятельности в Воронежской области требует решения ряда серьезных проблем, не предусмотренных ОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы", в том числе: - недостаточной координации работ в сфере инновационного развития, ведущихся различными исполнительными органами государственной власти; - предоставление недостаточного объема льгот для бизнес-инкубаторов и технопарков на региональном уровне; - недостаточного интереса крупных предприятий Воронежской области к отечественным инновационным проектам при осуществлении модернизации своих производств.
В 2008-2010 годы произошла смена парадигмы государственной политики, был провозглашен инновационный путь развития Российской Федерации. Руководством страны был определен ряд принципиальных, новых положений, касающихся инновационного развития, следование которым в масштабах региона невозможно в рамках реализации ОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы". На настоящий момент существенно изменилась и региональная нормативно-правовая база инновационной деятельности. Постановлением от 11.02.2010 N70 правительством Воронежской области утверждена Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 годы, в которой определены новые цели и задачи областной инновационной политики до 2015 года. Достижение поставленных целей посредством программных мероприятий действующей ОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы" не представляется возможным. ОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы" построена по смешанному принципу, который в современных условиях инновационного развития региона представляется нелогичным, она не охватывает всех направлений, определенных в Концепции областной инновационной политики на 2010-2015 годы.
Принципиальным отличие разрабатываемой долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа) является четкая логика и системность формирования программных мероприятий, отвечающих требованиям времени. Первое мероприятие будет направлено на развитие нормативно-правового, информационного, экспертного и кадрового обеспечения инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла. Три последующих мероприятия направлены на обеспечение поддержки инновационной деятельности на всех ее стадиях: оформления результатов научно-исследовательских и проектно-технологических работ в объекты интеллектуальной собственности и их использования; создания пилотного образца инновационной продукции (пилотное и мелкосерийное производство); инновационного роста (серийное производство инновационной продукции).
Основной проблемой, на решение которой направлена Программа, является сложившееся технологическое отставание ряда отраслей экономики Воронежской области преодоление которого возможно лишь путем их модернизации, развития региональной инновационной системы и научно-технического потенциала предприятий и организаций области.
Соответственно, решение данной проблемы обеспечит реализацию приоритетных задач, определенных в стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области 30.07.2010 N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу". В число указанных задач входит:
- преодоление технологического отставания Воронежской области от ведущих регионов России и зарубежных стран;
- создание условий для ускоренного роста сектора исследований и научно-технических разработок, преодоление недостаточной инновационной активности корпоративного сектора;
- развитие высокотехнологичного сектора региональной экономики в целях обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг;
- создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции;
- содействие институциональному развитию структурных элементов региональной инновационной системы Воронежской области;
- расширение государственной поддержки экспорта высокотехнологичной, наукоемкой продукции воронежских производителей и занятие воронежскими предприятиями устойчивого сегмента в международном разделении труда в сфере высоких технологий.
Переход к инновационному пути развития области с учетом избранных приоритетов определен в качестве одной из главных целей стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области 30.07.2010 N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу".
Глава II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Программно-целевой подход успешно использовался в Воронежской области для решения большого числа проблем социально-экономического развития. Важными механизмами реализации инновационной политики Воронежской области являлись ранее реализованная областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 N 863-III-ОД, и мероприятия областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 23.10.2008 N 1445-IV-ОД, реализованные в 2009 году.
За время реализации вышеуказанных областных целевых программ количество объектов инновационной инфраструктуры увеличилось в 6 раз. В рамках соглашения между правительством области и ОАО "Российская венчурная компания" создан "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области". В области также созданы: "Региональный Инновационный Центр", "Инновационный патентно-правовой Центр Воронежской области", областное государственное учреждение "Агентство по инновациям и развитию" и др. Более 30 инновационно-активных малых предприятий вошли в некоммерческое партнерство "Ассоциация "ВОРОНЕЖИНТЕХ", реализуются соглашения с Фондом поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российским фондом фундаментальных исследований. В июле 2009 года подписан протокол по итогам совещания у губернатора Воронежской области с участием представителей законодательной и исполнительной власти Воронежской области, деловых кругов, научной и творческой общественности Воронежской области по вопросам развития сотрудничества между государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" и Воронежской областью в сфере нанотехнологий и наноиндустрии. По результатам выполнения этого протокола в 2009 году, на 2010 год был подготовлен и подписан план совместной работы правительства Воронежской области с ГК "Роснанотех".
В Воронежской области приняты Законы от 09.10.2007 N 98-ОЗ "О науке и научно-технической политике в Воронежской области", от 05.06.2006 N 43-ОЗ (первый региональный закон о технопарках в России), от 11.12.2003 N68-ОЗ ", от 21.02.2002 N 10-ОЗ "О промышленной деятельности в Воронежской области", ряд областных целевых и ведомственных программ и др.
Продолжается реализация проекта по развитию трех технопарков: "Содружество", "МИТЭМ", "Космос-Нефть-Газ", на площадях которых расположено более 60 малых инновационных предприятий. В области создано 3 региональных бизнес-инкубатора ("Авиационный", "Восток", "Калининский"), на базе которых реализуются такие инновационные проекты как: "Разработка единой системы телеметрии на предприятиях ТЭК и ЖКХ" (ИП Сеславинский А.В.); "Разработка мехатронных систем и промышленных роботов" (ООО "Интехпром"); "Производство малых летательных аппаратов с летной массой до 600 кг" (ООО "Вираж") и др.. Помимо этого функционируют 2 студенческих бизнес-инкубатора: при ГОУ ВПО "ВГАСУ" (создан при финансовой поддержке Министерства науки и образования РФ); при ГОУ ВПО "ВГТА" (создан по инициативе правительства Воронежской области).
В семи крупных вузах Воронежской области работают офисы коммерциализации, организованные по инициативе регионального правительства и предназначенные для повышения эффективности коммерциализации вузовских проектов и увеличения количества поддержанных заявок по конкурсам федеральных целевых программ. Кроме того, привлечение внебюджетных средств является одним из основных источников поступления внебюджетных средств вузов и серьезным стимулом к выведению проектов научно-исследовательской стадии к опытно-конструкторским и внедренческим работам. С их помощью вузами были реализованы более 20 инновационных проектов. В Воронежском государственном университете создан технопарк исследовательского типа "Дубовка". Организовано взаимодействие ряда вузов области с крупными промышленными предприятиями Воронежской области (открыты кафедры и научно-исследовательские подразделения на ОАО "ВАСО", ОАО "КБХА", ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "РИФ", ОАО "Воронежсинтезкаучук" и др.).
Таким образом, можно констатировать, что программно-целевой подход продемонстрировал свою эффективность при решении проблем инновационного развития.
В то же время анализ состояния инновационной сферы позволил выявить следующие недостатки и проблемы:
1. Постоянное недофинансирование инновационных программ.
2. Недостаточная координация работ в сфере инновационного развития, ведущихся различными исполнительными органами государственной власти.
3. Недостаточный объем льгот на региональном и федеральном уровне для бизнес-инкубаторов и технопарков, что не позволяет им стать заметными центрами инновационного развития.
4. Низкий уровень внедрения объектов интеллектуальной собственности на предприятиях и внесения их в малое инновационное предприятие.
5. Недостаточный интерес крупных предприятий Воронежской области к отечественным инновационным проектам при осуществлении модернизации своих производств.
6. Недостаточная эффективность инновационной деятельности вузов, направленной на наиболее полное использование имеющегося у них потенциала в области коммерциализации знаний.
Проблему технологического отставания отраслей экономики Воронежской области путем их технологической модернизации целесообразно преодолевать программно-целевым методом, поскольку:
- для ее решения необходима разработка комплекса взаимосвязанных, скоординированных по срокам и финансовым ресурсам мер областной инновационной политики, который может оптимально обеспечить программно-целевой подход;
- инструмент целевых программ показал свою эффективность при решении аналогичных проблем на федеральном уровне и в других регионах страны;
- предшествующие программы инновационного развития Воронежской области показали, что программно-целевой подход соответствует решаемым проблемам, а недостатки при реализации программ не связаны с методологическим инструментарием.
Следовательно, в настоящее время необходимо продолжить выполнение системных мероприятий по технологической модернизации и развитию региональной инновационной системы на основе программно-целевых подходов к решению вышеуказанных проблем.
Глава III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в инновационной сфере региона без использования программно-целевого метода
Проблема преодоления сложившегося технологического отставания ряда отраслей промышленности и сельского хозяйства Воронежской области и их технологической модернизации характеризуется:
- общим технологическим отставанием российской промышленности и сельского хозяйства от уровня развитых стран;
- слабым развитием трансферта технологий от научных и образовательных учреждений к инновационному бизнесу и коммерциализации результатов научных разработок;
- недостаточным развитием инновационной культуры у должностных лиц, предпринимателей и населения;
- отставанием в развитии инфраструктуры инноваций, практическое отсутствие венчурного предпринимательства.
Отказ от решения проблемы инновационного развития региона с использованием программно-целевого метода приведет к разрыву инновационного цикла на одной из его основных стадий, связанной с разработкой и освоением в производстве новых производственных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции.
Региональная высокотехнологичная экономика, лишенная притока новых технологий, не сможет конкурировать с иностранными фирмами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Технологическое отставание научно-производственного комплекса Воронежской области от передовых регионов неизбежно увеличится и уже в обозримой перспективе по ряду важнейших инновационно-технологических направлений может стать необратимым.
Глава IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В качестве возможных вариантов решения вышеуказанной проблемы рассматриваются 3 варианта реализации Программы.
1. Первый вариант предусматривает ускоренную разработку и освоение в промышленном производстве перечня "критических" технологий Воронежской области, утвержденных постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 N 863-III-ОД, в основном за счет оказания масштабной государственной (областной) поддержки. Каждое технологическое направление, указанное в этом перечне, предусматривает выполнение комплексных технологических проектов, общее количество которых может быть более 500.
По экспертной оценке, необходимый объем привлечения бюджетных средств для реализации этого варианта составляет 9,5-12,0 млрд. руб. Средства бюджета Воронежской области при этом должны составить около 3,5 млрд. руб. или 10% бюджета области.
Преимущество данного подхода заключается в возможности, при использовании необходимой бюджетной поддержки, реализации максимального количества областных "критических" технологий уже в ближайшей перспективе.
Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов бюджетного финансирования из-за ограниченности бюджетных средств и необходимости решения социальных проблем.
2. Второй вариант предусматривает продолжение инновационной политики предыдущих лет, то есть ежегодное выделение 20-30 млн. руб. средств областного бюджета на осуществление всех мероприятий инновационной политики. Для реализации этого варианта необходимый объем бюджетных средств может составить 100-150 млн. руб. В то же время, возможность решения проблемы существенно снизится из-за нарастания технологического отставания от мирового уровня из-за невозможности эффективного осуществления всех необходимых программных мероприятий при низком уровне бюджетного финансирования, приобретения на мировом рынке самых современных технологий.
При таком варианте существенно возрастают риски быстрого роста технологического отставания Воронежской области от передовых регионов и развитых зарубежных стран, которое в краткосрочной перспективе станет необратимым.
3. Третий вариант предусматривает концентрацию бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее важных направлений технологического развития научно-производственного комплекса области, в каждом из которых бюджетные средства направляются на реализацию важнейших комплексных инновационных проектов, существенно влияющих на достижение целей социально-экономического развития области.
Реализация этого варианта позволит сократить технологическое отставание Воронежской области, сохраняя и развивая в то же время достигнутый приоритет в отношении важных технологических направлений, обеспечить их реализацию, развить механизмы государственно-частного партнерства, обеспечить привлечение бизнес-сообщества к участию в реализации Программы.
Для реализации этого варианта необходимый объем средств областного бюджета может составить около 1 440,00 млн. руб. с привлечением около 920,00 млн. руб. из средств федерального бюджета и около 5 600,00 млн. руб. из внебюджетных источников.
Основной риск реализации этого варианта связан с возможным недофинансированием Программы в связи с существенной ориентацией на привлечение внебюджетных средств. Этот риск может быть сведен к минимуму путем организации управления реализацией Программы, обеспечивающей обоснованный отбор инвесторов для инновационных проектов с учетом тенденций рыночной конъюнктуры, а также путем организации строгого оперативного контроля хода выполнения мероприятий Программы и ее результатов.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и реализуемым является последний из рассмотренных вариантов. Он позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы при допустимой степени риска.
Глава V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2011-2015 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых и российских тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.
Предусматривается реализация программы в один этап. Программа начнет реализовываться сразу после прекращения действия предыдущей программы инновационного развития, при этом должна обеспечиваться возможность непрерывной реализации отдельных программных мероприятий.
Глава VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целью Программы должно являться создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей планируемое социально-экономическое развитие Воронежской области, преодоление сложившегося технологического отставания ряда отраслей Воронежской области и оказание поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла.
Осуществление поставленной цели требует решения следующих задач:
- совершенствование нормативно-правовой базы инноваций на региональном уровне и участие в работах по совершенствованию нормативно-правовой базы инноваций на федеральном уровне;
- организация экспертного сообщества, которое будет вносить предложения по реализации областной инновационной политики в целом и ее отдельных составляющих, предложения по государственной поддержке системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области, обосновывать выбор, осуществлять экспертизу инновационных проектов;
- формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, которая создаст информационный мост между создателями инновационной продукции и отечественными и зарубежными инвесторами, заинтересованными в ее внедрении;
- развитие инновационной культуры в предпринимательской среде, у работников административной сферы и у населения Воронежской области на основе использования новых образовательных технологий, научно-просветительской работы и средств массовой информации;
- развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные промышленные кластеры, учебно-деловые центры, центры трансферта технологий, центры трансферта и развития нанотехнологий и другие специализированные организации;
- вывод на рынок объектов интеллектуальной собственности и организация их использования, в частности, путем внесения этих объектов в уставные капиталы малых инновационных предприятий;
- организация создания необходимой инфраструктуры для организации инновационных предприятий при научных учреждениях, высших учебных заведениях, бизнес-инкубаторах Воронежской области и привлечение в них частных инвестиций;
- поддержка мер федеральной инновационной политики на территории Воронежской области с использованием адекватных, синхронизированных по времени и масштабам мер областной инновационной политики;
- реализация комплекса системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области, которые станут катализаторами развития инноваций в соответствующих отраслях и приведут к переходу Воронежской области на инновационный путь развития;
- продвижение воронежских инноваций на рынках инноваций в других субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.
Основными индикаторами и показателями Программы будут являться:
- доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции инновационно активных организаций области (вырастет к 2015 году до 22,5 %, что составит 12,5% от базового уровня);
- доля инновационно активных предприятий в общем количестве предприятий (вырастет на 25% к базовому уровню за период с 2011 по 2015 годы);
- рост количества использованных объектов интеллектуальной собственности (увеличится на 40% к базовому уровню за период с 2011 по 2015 годы);
- за период реализации Программы число организаций-пользователей системы "Электронное Черноземье" достигнет 3000; при этом доля инновационно активных, государственных и муниципальных организаций-пользователей системы "Электронное Черноземье" вырастет до 100%; пользователями системы "Электронное Черноземье" станут более 20 тыс. жителей;
- на базе бизнес-инкубаторов, НИИ, вузов в рамках Программы при содействии уполномоченной организации, центров трансфертов технологий, венчурных партнеров ОАО "Российская венчурная компания", Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области будет создано 100 инновационных предприятий, а их суммарная капитализация достигнет 700 млн. руб.;
- в рамках Программы будет реализовано порядка 20 системообразующих проектов с суммарной капитализацией около 1 млрд. руб.
Значения базовых уровней и динамика изменения целевых показателей по годам реализации Программы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Значения базовых уровней и динамика изменения целевых показателей Программы по годам
|
Целевые показатели и индикаторы |
2010 (базовый уровень) |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Итого |
|
|
Целевые показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции инновационно активных организаций области, % |
20 |
20,5 |
21 |
21,5 |
22 |
22,5 |
- |
|
2 |
Доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий, % к базовому уровню |
11,1 |
11,65 |
12,1 |
12,65 |
13,32 |
13,88 |
- |
|
3 |
Рост затрат на технологические инновации, % к базовому уровню |
100 |
110 |
121 |
133 |
146 |
161 |
- |
|
|
Целевые индикаторы |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Рост количества объектов интеллектуальной собственности использованных на территории Воронежской области, % к базовому уровню |
39 |
41,73 |
44,85 |
48,36 |
52,65 |
54,6 |
54,6 |
|
5 |
Количество организаций - пользователей системы "Электронное Черноземье", шт. нарастающим итогом |
0 |
150 |
650 |
1300 |
2400 |
3000 |
3000 |
|
6 |
Доля инновационно активных государственных и муниципальных организаций-пользователей системы "Электронное Черноземье", % |
0 |
30 |
45 |
60 |
80 |
100 |
100 |
|
7 |
Количество граждан-пользователей системы "Электронное Черноземье", нарастающим итогом |
0 |
500 |
3000 |
9000 |
15000 |
20000 |
20000 |
|
8 |
Количество системообразующих проектов, реализуемых и реализованных в рамках Программы, шт. нарастающим итогом |
- |
2 |
6 |
11 |
16 |
20 |
20 |
|
9 |
Суммарная капитализация системообразующих проектов, реализуемых и реализованных в рамках Программы, млн. руб. нарастающим итогом |
- |
20 |
150 |
300 |
450 |
1000 |
1000 |
|
10 |
Количество созданных в рамках Программы инновационных предприятий, шт. нарастающим итогом |
- |
10 |
20 |
35 |
60 |
100 |
100 |
Глава VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках долгосрочной областной целевой программы, сроки реализации и объемы их финансирования
Необходимый объем финансирования Программы составляет 7 983,00 млн. руб., в том числе из средств областного бюджета - 1 442,90 млн. руб., из средств федерального бюджета - 923,00 млн. руб., из внебюджетных источников - 5 617,10 млн. руб.
В том числе:
- в 2011 году - средств областного бюджета 464,23 млн. руб. с привлечением 255,00 млн. руб. из средств федерального бюджета и 3 066,80 млн. руб. из внебюджетных источников;
- в 2012 году - средств областного бюджета 268,00 млн. руб. с привлечением 210,50 млн. руб. из средств федерального бюджета и 604,90 млн. руб. из внебюджетных источников;
- в 2013 году - средств областного бюджета 251,40 млн. руб. с привлечением 188,70 млн. руб. из средств федерального бюджета и 637,00 млн. руб. из внебюджетных источников;
в 2014 году - средств областного бюджета 225,75 млн. руб. с привлечением 134,90 млн. руб. из средств федерального бюджета и 630,50 млн. руб. из внебюджетных источников;
в 2015 году - средств областного бюджета 233,52 млн. руб., с привлечением 133,90 млн. руб. из средств федерального бюджета и 677,90 млн. руб. из внебюджетных источников.
Программа в финансовом плане обеспечивается:
- средствами бюджета Воронежской области, выделяемыми на реализацию долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы";
- средствами бюджета Российской Федерации, выделяемыми, в соответствии с федеральными целевыми программами, на мероприятия, соответствующие мероприятиям областной инновационной политики, в т.ч. в соответствии с федеральной целевой программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2006 N 613); федеральной целевой программой "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2007 N 54);
- инвестициями частных компаний, которые привлекаются в рамках государственно-частных партнерств или с использованием иных механизмов, в т.ч. инвестициями государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий", ОАО "Российская венчурная компания".
Средства бюджета Воронежской области составляют основу финансового обеспечения областной инновационной политики.
Средства бюджета Российской Федерации в соответствии с целями федеральной инновационной политики идут на развитие науки и осуществление федеральных целевых программ. Программа предусматривает совместное финансирование ряда мер инновационной политики, инициируемых федеральными организациями.
Программа предполагает реализацию мероприятий по 4 основным направлениям.
Мероприятие N1. Развитие нормативно-правового, информационного, экспертного обеспечения инновационной деятельности и развитие инновационной культуры
Целями мероприятия являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы в инновационной сфере на региональном уровне и интеграция ее с нормативно-правовой базой на федеральном уровне;
- отбор инновационных проектов, на основании заключений регионального экспертного сообщества, которое оценивает их перспективность, а также результативность областной инновационной политики в целом и эффективность ее отдельных составляющих;
- формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, которая создаст информационный мост между создателями инновационной продукции и отечественными и зарубежными инвесторами, заинтересованными в ее внедрении;
- на основе использования новых образовательных технологий, научно-просветительской работы и средств массовой информации развитие инновационной культуры в предпринимательской среде, у работников административной сферы и у населения Воронежской области.
В рамках реализации мероприятия запланировано:
1.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности.
Цель: Проведение мониторинга нормативно-правовых актов Воронежской области, регламентирующих инновационную деятельность, с целью создания современной региональной нормативно-правовой базы путем разработки новых законопроектов, внесения изменений в существующие и отмены нормативно-правовых актов утративших актуальность.
Для реализации указанной цели планируется:
- систематизация и совершенствование региональной нормативно-правовой базы и создания условий для реализации инновационной деятельности на территории Воронежской области в инновационной сфере, позволяющей эффективно реализовать инновационные проекты на всех стадиях их проработки;
- подготовка предложений по внесению изменений, дополнений в иные действующие нормативные акты Воронежской области в сфере инноваций;
- подготовка предложений по внесению изменений в федеральные нормативно-правовые акты в сфере инноваций;
- разработка других нормативно-правовых документов в сфере инновационного развития.
Общий объем финансирования данного раздела мероприятия составит 20,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 20,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 0,00 млн. рублей.
1.2. Осуществление экспертизы инновационных проектов.
Целью данного раздела мероприятия является подготовка экспертных заключений и отбор перспективных инновационных проектов для реализации на территории Воронежской области.
Областная инновационная политика будет опираться на экспертное сообщество, состоящее из двух уровней:
1. Межведомственной комиссии по инновациям при губернаторе Воронежской области, созданной в соответствии с Указом губернатора Воронежской области от 30.12.2009 N 565-у "О межведомственной комиссии по инновациям при губернаторе Воронежской области";
2. Экспертов по оценке научно-технической новизны инновационных проектов, которые привлекаются для экспертизы отдельных инновационных проектов, требующей государственной поддержки и внешних российских и зарубежных экспертов, в качестве которых привлекаются ведущие ученые по конкретным предметным областям для оценки инвестиционных проектов.
Работа всех экспертов осуществляется на платной основе. Оплата проводится через уполномоченную организацию. Процедуры экспертизы разрабатываются уполномоченной организацией и утверждаются уполномоченным органом.
Общий объем финансирования этого раздела мероприятия составит 30,60 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 30,60 млн. рублей, внебюджетные источники - 0,00 млн. рублей.
1.3. Формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
Целью данного раздела мероприятия является формирование единого информационного пространства и обеспечение юридических и физических лиц средствами современных информационно-коммуникационных технологий осуществления инновационной и иной социально-экономической деятельности в сети Интернет.
Осуществление указанного раздела мероприятия является, с одной стороны, средством информационного обеспечения инновационной деятельности и, с другой стороны, одним из важнейших системообразующих региональных инновационных проектов модернизационного типа.
План выполнения раздела мероприятия заключается в создании и эксплуатации единой региональной информационной системы "Электронное Черноземье", в состав которой войдут три взаимосвязанные подсистемы: "Электронная промышленно-деловая контрактация" (компьютеризация взаимодействия бизнеса с бизнесом), "Электронные услуги гражданам" (компьютеризация взаимодействие бизнеса с населением по оказанию коммерческих услуг) и "Электронное региональное Правительство" (компьютеризация взаимодействия органов власти с населением и бизнесом). Каждая из этих подсистем является самостоятельной информационно-коммуникационной системой. Совместная эксплуатация этих систем дает весьма значительный синергетический эффект.
Для технического обеспечения функционирования системы "Электронное Черноземье" необходимо создать на территории городского округа город Воронеж Центр обработки данных (далее - ЦОД). Для этого планируется предоставление здания, находящегося в областной собственности, и выделение средств на приобретение оборудования. Общая стоимость ЦОД составит примерно 150 млн. руб. Основную часть средств вложат частные инвесторы, участвующие в программе "Электронное Черноземье". Денежный вклад государства составит около 35 млн. руб. ЦОД позволит сконцентрировать под контролем государственных органов информационные потоки и создаваемые в рамках программы "Электронное Черноземье" банки данных, в том числе содержащие персональные данные, требующие специальной охраны. В перспективе ЦОД станет выгодным коммерческим предприятием, и доля государства в нем может быть продана.
Подсистема "Электронная промышленно-деловая контрактация" (компьютеризация взаимодействия бизнеса с бизнесом) предназначена для обеспечения всех компаний-участников (государственных учреждений и предприятий, коммерческих и некоммерческих частных организаций):
- информацией об инновациях во всех областях деятельности, патентах на изобретения, полезных моделях и промышленных образцах, инновационных проектах, малых инновационных предприятиях, подготовленных к продаже, информацией о собственных инновациях;
- профессиональными консультациями по регистрации объектов интеллектуальной собственности, их учете и использовании;
- инструментами осуществления закрытой деловой переписки с партнерами по инновационной и иной экономической деятельности с возможностями архивации переписки с каждым партнером и анализа переписки по запросам (партнер, тема писем, интервал времени и т.д.);
- возможностями заключения договоров с партнерами по инновационной и иной экономической деятельности с использованием электронно-цифровых подписей;
- возможностями проведения расчетов в сети при закупках необходимого сырья и оборудования, реализации собственной продукции, осуществления мониторинга прохождения средств по расчетным счетам партнеров (по договоренности с ними) и контроля выполнения договоров по товарно-транспортным накладным, банковским счетам, другим документам делового оборота;
- организации эффективного поиска инвесторов, приобретающих объекты интеллектуальной собственности, малые инновационные предприятия, инновационные продукты с помощью уполномоченной организации;
- проведения переговоров с банками и получения коммерческих кредитов на инновационные и иные цели.
Подсистема "Электронная промышленно-деловая контрактация" (Компьютеризация взаимодействия бизнеса с бизнесом), являясь самостоятельной региональной инновацией, открывает перспективы для развития инновационной деятельности предприятий области. Уполномоченная организация с использованием этой подсистемы будет информировать бизнес-сообщество о мировых и отечественных инновациях в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, организует биржу региональных инноваций, инновационные рейтинги предприятий области, открытую аттестацию инновационной деятельности предприятий области.
Подсистема "Электронные услуги гражданам" (компьютеризация взаимодействие бизнеса с населением по оказанию коммерческих услуг) будет позволять гражданам с использованием Интернет:
- получать информацию об инновационных товарах и услугах, научно-технических достижениях у нас в стране и за рубежом, консультации по вопросам освоения инновационных продуктов, новостную информацию по интересам, удаленную консультационную медицинскую помощь;
- проводить дистанционное обучение, в том числе получать дополнительное образование по инновационным дисциплинам, участию в инновационной деятельности, использованию объектов интеллектуальной собственности;
- оплачивать услуги всех коммунальных служб, услуги городской и междугородней связи, в том числе услуги Интернет-провайдеров, услуги детских садов, школ и вузов; получать пенсии, управлять личными вкладами в банках, вкладами в инновационные ПИФы, страховать жизнь и имущество. В биллинговую систему предполагается включить персональные мультибоксы (микрокомпьютеры, работающие на принципах "тонкого клиента", то есть при хранении всех сервисов и приложений на серверах) со встроенными платежными аппаратными средствами;
- использовать социальный паспорт жителя Воронежской области, транспортную карту и карту "Студента" (выплаты стипендий, оплата льготных проездов на транспорте), карту "Школьника" (оплата школьных завтраков, обедов и льготных проездов на транспорте);
- использовать нормативно-правовую базу знаний социальной сферы Воронежской области, которая должна включать в себя федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты;
- получать услуги платного IP-телевидения и "Видео по запросу" в сети регионального оператора широкополосного доступа с предоставлением следующих сервисов: видео-телефония, телефония, домашний компьютер, платежные системы, региональный телеканал, цифровое вещание;
- приобретать инновационные и другие товары и услуги, участвовать в маркетинговых опросах и опросах общественного мнения.
Эта подсистема должна сыграть весьма значительную роль в развитии инновационной культуры в области.
Подсистема "Электронное региональное Правительство" (компьютеризация взаимодействия органов власти с населением и бизнесом) позволит: полностью регламентировать документооборот Правительства по маршрутам и срокам; автоматизировать слежение за исполнением поручений, прохождением документов граждан (заявлений и жалоб), которые будут полностью прозрачными и наблюдаемыми через Интернет; осуществлять оперативный мониторинг бюджетных расходов и доходов; оперативно управлять областными программами и координировать их выполнение; организовывать электронные торги; контролировать расходы по программам, соответствие бюджетам программ, финансовое состояние всех участников программ, оценивать результаты выполнения программ.
Эта подсистема разрабатывается и финансируется, в основном, в рамках областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2010-2014 годы". В рамках настоящей программы будут финансироваться только те элементы подсистемы "Электронное региональное Правительство" (компьютеризация взаимодействия органов власти с населением и бизнесом), которые не вошли в областную целевую программу "Информатизация Воронежской области на 2010- 2014 годы" и не дублируются в ней. Работы над системой "Электронное Черноземье" будут вестись в тесной координации с разработчиками областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2010-2014 годы".
Общий объем финансирования данного раздела мероприятия составит 264,30 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 143,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 121,30 млн. рублей.
1.4. Развитие инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения Воронежской области.
Целью этого мероприятия является повышение образовательного уровня инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения Воронежской области.
В рамках выполнения данного раздела мероприятия планируется:
- организация подготовки кадров органов частных некоммерческих и коммерческих организаций и высших учебных заведений для работы в инновационной сфере;
- консультирование предприятий и граждан по вопросам регистрации объектов интеллектуальной собственности и освоения отечественных и зарубежных инноваций;
- пропаганда инновационного образа мысли и инновационной культуры через средства массовой информации и Интернет, включая Интернет-телевидение;
- проведение выставок, конференций и форумов по инновационной тематике, в т.ч. зарубежных;
- продвижение воронежских инновационных товаров;
- проведение рейтингов инноваций, оценка результатов инновационной деятельности предприятий и вузов;
- информирование предпринимателей и населения о передовых отечественных и зарубежных инновациях с компетентными комментариями ведущих ученых в средствах массовой информации, включая Интернет-телевидение.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 75,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 50,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 25,00 млн. рублей.
Общий объем финансирования мероприятия N1 составит 389,90 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 243,60 рублей, внебюджетные источники - 146,30 млн. рублей.
Мероприятие N2. Поддержка инновационной деятельности на стадии создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования (посевная стадия)
Целями мероприятия являются вывод на рынок инновационных продуктов-объектов интеллектуальной собственности и организация их использования, в частности, путем внесения этих объектов в уставные капиталы малых инновационных предприятий.
В рамках реализации мероприятия запланировано.
2.1. Поддержка создания и использования объектов интеллектуальной собственности через механизм венчурных партнеров посевных фондов, организованных ОАО "Российская венчурная компания".
В рамках реализации данного мероприятии планируется оказывать содействие в создании и развитии системы венчурных партнеров ОАО "Российская венчурная компания", деятельность которых будет направлена на содействие предприятиям, научно-исследовательским организациям и вузам Воронежской области в получении финансирования посевного фонда ОАО "Российская венчурная компания", направленных на поддержку работ, ведущих к созданию объектов интеллектуальной собственности, которые вносятся в уставные капиталы малых инновационных предприятий.
Средства областного бюджета будут направлены на поддержку и организацию деятельности венчурных партнеров ОАО "Российская венчурная компания". Порядок выделения финансирования будет определяться уполномоченным органом.
В ходе реализации мероприятия будут привлечены средства федерального бюджета и внебюджетные источники на создание и развитие малых инновационных компаний.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 384,60 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 8,60 млн. рублей, внебюджетные источники - 376,00 млн. рублей.
2.2. Оказание содействия при получении организациями и предприятиями Воронежской области грантов и заключении государственных контрактов на выполнение заданий по федеральным целевым и отраслевым программам.
В настоящее время действует несколько федеральных целевых программ, а также федеральных, международных и иностранных фондов, имеющих инновационную направленность. Успешное участие в конкурсах на выполнение отдельных заданий указанных программ и получение грантов фондов для некоторых воронежских научных, образовательных и проектных организаций затруднено недостаточной информированностью и отсутствием квалифицированной консультационной поддержки при составлении заявки и использовании объектов интеллектуальной собственности.
Бюджетные средства планируется использовать для:
- компенсации части затрат при получении консультационных услуг по формированию пакета документов для участия в конкурсах ФЦП;
- компенсации части затрат по созданию объектов интеллектуальной собственности по результатам работ в рамках ФЦП.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 26,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 00,00 млн. рублей, областной бюджет - 13,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 13,00 млн. рублей.
2.3. Консультационная поддержка организации малых инновационных предприятий (МИП) при вузах и НИИ.
В рамках данного раздела мероприятия планируется поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при вузах и НИИ по следующим направлениям:
- развитие трансферта технологий в научных учреждениях и вузах области путем создания и развития малых предприятий с передачей им прав использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих научным учреждениям и вузам;
- консультационная и информационная поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при передаче прав на объекты интеллектуальной собственности и привлечении инвестиций в малые предприятия;
- организация системы развития кадрового инновационного потенциала научных учреждений и вузов путем обучения и переподготовки специалистов в сфере трансферта инновационных технологий;
- государственная поддержка малых инновационных предприятий, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности вузов Воронежской области;
- формирование механизмов привлечения инвестиций, в т.ч. государственных, в малые инновационные предприятия, организация рекламных мероприятий и сопровождение продаж эмитированных с целью привлечения инвестиций акций и долей участия институциональным и частным инвесторам.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 34,60 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 17,30 млн. рублей, внебюджетные источники - 17,30 млн. рублей.
2.4. Выделение грантов на создание малых инновационных компаний
В рамках данного раздела мероприятия планируется организация выделения грантов на создание малых инновационных компаний в виде субсидий на компенсацию части затрат субъектов малого инновационного предпринимательства за счет средств бюджета Воронежской области и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку инновационного малого и среднего предпринимательства в рамках реализации комплекса мероприятий по внедрению инноваций и технической модернизации.
Выделение грантов будет осуществляться в соответствии с положением о порядке предоставления грантов на создание малых инновационных компаний, утверждаемом правительством Воронежской области.
Выделение грантов на создание малой инновационной компании будет предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 255,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 200,00 млн. рублей, областной бюджет - 50,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 5,00 млн. рублей
Общий объем финансирования мероприятия N2 составит 700,20 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 200,00 млн. рублей, областной бюджет - 88,90 млн. рублей, внебюджетные источники - 411,30 млн. рублей.
Мероприятие N3. Поддержка инновационной деятельности на стадии опытно-конструкторских работ и опытного (пилотного) производства
Целями мероприятия являются создание необходимой инфраструктуры для организации инновационных предприятий и привлечение в них частных инвестиций.
В рамках реализации мероприятия запланировано выполнение следующих разделов мероприятий.
3.1. Развитие и поддержка организаций инновационной инфраструктуры региона.
Планируется дальнейшее развитие инфраструктурных элементов региональной инновационной системы: технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий и т.д.
Правительство Воронежской области будет оказывать поддержку создания и развития на территории области организаций инновационной инфраструктуры. Объекты инновационной инфраструктуры могут поддерживаться путем использования различных механизмов региональной налоговой, бюджетной и инновационной политики.
Средства областного бюджета будут направлены на:
- поддержку функционирования существующих технопарков "Космос-нефть-газ", "МИТЭМ" и "Содружество" в соответствии с действующим законодательством Воронежской области;
- текущее содержание и развитие существующих региональных бизнес-инкубаторов "Авиационный", "Восток" и "Калининский" путем компенсации затрат на их содержание, развитие и ремонт в соответствии с действующим законодательством Воронежской области и соглашениями с органами федеральной власти;
- создание, развитие и содержание новых региональных бизнес-инкубаторов Воронежской области путем компенсации затрат на приобретение имущественного комплекса (здания, сооружения), ремонт и оснащение рабочих мест в соответствии с действующим законодательством Воронежской области и соглашениями с органами федеральной власти, на реализацию регионального проекта создания сети технопарков Воронежской области, путем компенсации затрат на создание центров коллективного пользования оборудованием, приобретение, монтаж, установку, техническое обслуживание производственного оборудования и других видов расходов связанных с установкой и эксплуатацией оборудования.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 177,50 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 102,50 млн. рублей, областной бюджет - 75,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 0,00 млн. рублей.
3.2. Увеличение существующего закрытого паевого инвестиционного фонда "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области" и (или) создание нового фонда.
В 2011-2012 г. планируется участие Воронежской области в конкурсе Министерства экономического развития Российской Федерации на увеличение уставного капитала Закрытого паевого инвестиционного фонда "Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области" (далее ЗПИФ) или создания нового путем внесения дополнительных средств бюджета Воронежской области с привлечением средств федерального бюджета поэтапно в 2011 и 2012 годах. Средства областного бюджета будут направлены на приобретение дополнительных паев существующего ЗПИФ или создания нового ЗПИФ в соответствии с условиями соглашения с Министерством экономического развития Российской Федерации при условии привлечения дополнительных частных инвестиций. В функции уполномоченной организации входят мониторинг деятельности Фонда и ЗПИФ и участие в отборе проектов для финансирования.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 210,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 50,00 млн. рублей, областной бюджет - 60,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 100,00 млн. рублей.
3.3. Развитие наноиндустрии и нанотехнологий Воронежской области.
В настоящее время на федеральном уровне большое внимание уделяется развитию нанотехнологий. Объем средств федерального бюджета, выделенных по федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы", составляет более 24,9 млрд. рублей. В наиболее перспективных для развития наноиндустрии субъектах Российской Федерации, которые выделят для развития инфраструктуры нанотехнологий определенные средства региональных бюджетов, предполагается при поддержке государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" создавать и развивать инфраструктуру трансферта нанотехнологий (нанотехнологические центры и нанополисы).
Воронежская область обладает существенным потенциалом в сфере наноиндустрии. Наибольшее развитие получили разработки по следующим направлениям: термоэлектричество, разработка элементной базы на нитевидных нанокристаллах кремния и по ряду других.
Целью данного раздела мероприятия является формирование наноиндустрии и инфраструктуры развития нанотехнологий в Воронежской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) организация разработки новых конкурентоспособных нанотехнологий и видов нанотехнологической продукции с доведением до промышленного образца;
2) проведение коммерциализации нанотехнологий, стимулирование активной позиции предприятий и организаций по внедрению нанотехнологий в промышленное производство через технологический трансферт;
3) осуществление подготовки квалифицированных кадров для наноиндустрии.
Для решения поставленных задач планируется:
1) создание, развитие и содержание нанотехнологического центра (совместно с государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий"), представляющего собой инфраструктурный комплекс, предназначенный для коммерциализации нанотехнологических разработок и включающий в себя информационно-аналитический центр, центр коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием;
2) проведение полного финансового, маркетингового, экономического, технического и технологического анализа нанотехнологической отрасли Воронежской области;
3) разработка справочной информационной системы для упрощения, оптимизации и повышения эффективности работы с потенциальными инвесторами, представителями государственных корпораций, фондов, руководителями предприятий, организаций и сотрудниками вузов в области развития нанотехнологий; проведение мониторинга проектов, отслеживание состояния инновационных проектов в сфере нанотехнологий на различных этапах их реализации; создание единой системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет бюджетных средств в сфере наноиндустрии;
4) проведение работ по обеспечению устойчивого развития кадрового потенциала, подготовке и переподготовке научно-производственных кадров;
5) создание, оснащение, развитие и содержание дирекции Воронежского нанотехнологического центра, учреждаемой в соответствии с решением уполномоченного органа в целях координации деятельности организаций и предприятий наноиндустрии Воронежской области;
6) создание, развитие и содержание "упаковочных" компаний, научно-внедренческих центров, проектных офисов на промышленных предприятиях;
7) издание специализированных печатных изданий, освещение в средствах массовой информации материалов по нанотематике;
8) организация и участие в выставках, форумах и конференциях в сфере нанотехнологий на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях в т.ч. в международном форуме по нанотехнологиям "Rusnanotech";
9) организация проведения обучающих курсов, тренингов, семинаров, научно-практических конференций по проблемам реализации проектов в сфере нанотехнологий, сотрудничества и продвижения проектов в ГК "Российская корпорация нанотехнологий";
10) оказание государственной поддержки проектов в сфере нанотехнологий, в том числе формирование областного заказа на прикладные исследования, разработку и реализацию приоритетных научно-технических (инновационных) программ и проектов;
11) субсидирование части затрат предприятий на обучение, подготовку, переподготовку и закрепление кадров по прямому заказу предприятий и организаций Воронежской области;
12) софинансирование инновационных проектов вузов и предприятий Воронежской области в сфере нанотехнологий, в том числе поддержанных со стороны ГК "Российская корпорация нанотехнологий".
Объем финансирования задания составит 2 639,40 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 250,50 млн. рублей, областной бюджет - 162,80 млн. рублей, внебюджетные источники - 2 226,10 млн. рублей.
3.4. Стимулирование привлечения частных инвестиций в инновационные предприятия и проекты путем организации закрытых паевых инвестиционных фондов и бирж инновационного инвестирования.
Целью данного раздела мероприятия является создание организационных условий и стимулов для роста частных инвестиций в инновационные предприятия и проекты.
Для достижения указанной цели планируется:
- стимулирование частных инвестиций путем номинации крупных частных инвесторов в качестве инновационных партнеров правительства Воронежской области;
- консультационная, информационная и финансовая поддержка организации закрытых паевых инвестиционных фондов инновационного инвестирования;
- формирование условий для организации инновационных бирж в форме площадок, в том числе в сети Интернет, на которых инвесторы смогут приобретать паи участия и акции инновационных предприятий, а также организация инновационных бирж в соответствии с условиями их функционирования;
- поддержка выхода малых инновационных предприятий на IPO на российских и иностранных биржах.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 40,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 20,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 20,00 млн. рублей.
3.5. Предоставление поддержки действующим инновационным компаниям.
В рамках данного раздела мероприятия планируется предоставление поддержки действующим инновационным компаниям в виде субсидий на компенсацию части затрат субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства за счет средств бюджета Воронежской области и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку инновационного малого и среднего предпринимательства в рамках реализации комплекса мероприятий по внедрению инноваций и технической модернизации.
Предоставление поддержки действующим инновационным компаниям в виде субсидий будет осуществляться в соответствии с положением о порядке предоставления поддержки действующим инновационным компаниям, утверждаемом правительством Воронежской области.
Поддержка действующих инновационных компаний в виде субсидий юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства будет предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 275,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 200,00 млн. рублей, областной бюджет - 50,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 25,00 млн. рублей.
3.6. Создание Венчурного фонда малобюджетных проектов (далее - Венчурный фонд малобюджетных проектов) для организации финансирования инновационных проектов.
Целью этого раздела мероприятия является создание Венчурного фонда малобюджетных проектов для организации финансирования инновационных проектов на стадии опытно-конструкторских работ, опытного (пилотного) производства и развития проектов предприятий и организаций Воронежской области.
Средства Венчурного фонда малобюджетных проектов пойдут на поддержку более 40 инновационных проектов предприятий и организаций Воронежской области.
Форма и условия создания Венчурного фонда малобюджетных проектов, а также условия отбора претендентов на создание этого фонда будут определены решением уполномоченного органа.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 1 000,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 250,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 750,00 млн. рублей.
3.7. Финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития совместно с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
В целях реализации соглашения от 25.11.2009 "О взаимодействии в поддержке субъектов малого предпринимательства в научно-технической и инновационной сфере в 2009-2012г." между правительством Воронежской области и государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее - Фонд) и в рамках реализации настоящего раздела мероприятия будет осуществляться совместное финансирование инновационных проектов предприятий и организаций, зарегистрированных на территории Воронежской области, которые являются победителями конкурсов проводимых Фондом.
Условия и порядок выделения финансирования (грантов) проектов-победителей конкурсов, проводимых Фондом, будет определяться правительством Воронежской области.
Основной задачей данного мероприятия является:
- формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (стимулирование в приоритетном порядке создания и развития малых наукоемких предприятий, малых форм в научно-технической сфере);
- развитие науки и формирование национальной инновационной системы (в том числе, на основе создания условий, обеспечивающих активное вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств областного федерального бюджетов; развития системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса);
- вовлечение молодежи в инновационную деятельность.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 60,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0 млн. рублей, областной бюджет - 10,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 50,00 млн. рублей.
Общий объем финансирования мероприятия N3 составит 4 401,90 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 603,00 млн. рублей, областной бюджет - 627,80 млн. рублей, внебюджетные источники - 3 171,10 млн. рублей.
Мероприятие N4. Поддержка инновационной деятельности при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста
Целями мероприятия являются создание условий для развития и роста инновационных предприятий и обеспечение развития комплекса системообразующих проектов.
В рамках реализации мероприятия запланировано выполнение следующих разделов мероприятия.
4.1. Государственные закупки инновационных товаров и услуг.
Целью данного раздела мероприятия является стимулирование производства инновационных товаров на территории Воронежской области через механизм государственных закупок.
Для достижения этой цели планируется при закупках товаров и услуг для нужд Воронежской области и муниципальных образований, расположенных на ее территории, включать в качестве одного из критериев отбора товаров и услуг инновационность товара или услуги. Инновационными будут считаться товары и услуги, включенные в реестр инновационных товаров и услуг организаций Воронежской области. Также будет учитываться включение организации-претендента в реестр организаций, производящих инновационные товары и предоставляющих инновационные услуги. Инновационность товаров и услуг и организаций претендентов будет рассматриваться по дополнительным критериям качества товаров и услуг, и создавать инновационным товарам и услугам определенные конкурентные преимущества, определяемые нормативно-правовыми актами, разработка которых предусмотрена п.1.1 мероприятия N1 Главы VII настоящей Концепции.
Ведение указанных реестров осуществляет уполномоченная организация. Кроме того, планируется оказание информационной и консультационной поддержки при участии воронежских инновационных компаний в конкурсах по закупкам товаров и услуг для нужд Российской Федерации и других регионов.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 10,50 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 10,50 млн. рублей, внебюджетные источники - 0,00 млн. рублей.
4.2. Создание фонда прямых инвестиций для развития инновационных проектов.
Целью создания фонда прямых инвестиций является привлечение частных инвестиций и средств федерального бюджета для финансирования проектов, обладающих высоким инновационным потенциалом и имеющих большое значение для социально-экономического развития Воронежской области.
Планируется создание фонда в размере 320 млн. руб. с привлечением 160 млн. руб. частных инвестиций и 120 млн. руб. средств федерального бюджета. Для этого необходимы вложения средств областного бюджета в размере 40 млн. руб.
Вложения планируется произвести двумя траншами равными долями по 20 млн. руб.
Средства фонда прямых инвестиций планируется инвестировать в предприятия, в т.ч. малые, путем выкупа дополнительных эмиссий акций или выкупа облигаций.
Средства Фонда прямых инвестиций планируется использовать для развития предприятий, часть из которых будет создана в результате реализации системообразующих инновационных проектов.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 320,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 120,00 млн. рублей, областной бюджет - 40,00 млн. рублей, внебюджетные источники - 160,00 млн. рублей.
4.3. Разработка и обоснование системообразующих проектов, включая маркетинговые исследования соответствующих рынков и подготовку бизнес-планов.
Целью данного мероприятия является осуществление комплекса системообразующих инновационных проектов, которые способны обеспечить прорывы в приоритетных областях инновационного развития области и служить ориентирами для соответствующих отраслей экономики региона.
Системообразующие региональные инновационные проекты должны удовлетворять следующим критериям:
- уровень новизны - они должны быть направлены на внедрение региональных инноваций;
- уровень апробации - базовые технологии инновационного проекта должны пройти успешную, как минимум, опытную эксплуатацию в других странах или в других регионах России;
- уровень соответствия целям развития региона - проект должен соответствовать целям, определенным в стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу, утвержденной Законом Воронежской области 30.07.2010 N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу".
Каждый предлагаемый системообразующий региональный инновационный проект проходит экспертизу в установленном порядке по указанным критериям и с целью оценки реализуемости и экономической эффективности.
Системообразующие прорывные проекты намечено осуществлять в приоритетных областях, в том числе:
1) нанотехнологии - новые материалы, покрытия, микроэлектроника;
2) ресурсо- и энергосберегающие технологи - переход на энергосберегающие осветительные приборы, уменьшение потерь при передаче энергии, использование нетрадиционных энергетических ресурсов;
3) экология - новые технологии переработки отходов, очистки воды;
4) биотехнологии - искусственные сосуды, клеточная медицина;
5) сельскохозяйственные технологии - новые технологии в племенном животноводстве (технологии сексфиксации, пересадки эмбрионов) и растениеводстве (наноудобрения);
6) доступное жилье, строительные технологии и ЖКХ - технологии строительства дешевого жилья из композитных и органических материалов, тепловые насосы;
7) электронные технологии и робототехник - микророботы, создание уникальных электронных аппаратов;
8) транспортные технологии и дорожное строительство - новые технологии строительства автодорог;
9) машиностроение;
10) технологии авиационной и космической промышленности.
При реализации системообразующих проектов используются различные формы государственно-частного партнерства, выбор которых производится исходя из особенностей реализации каждого проекта.
Средства областного бюджета могут использоваться по следующим направлениям:
- разработка и обоснование системообразующих проектов, включая проведение маркетинговых исследований соответствующих рынков и разработку бизнес-планов проектов;
- предоставление государственных гарантий для банковского кредитования проектов;
- приобретение акций или долей участия в предприятиях, осуществляющих системообразующие проекты, которые могут быть проданы после окончания проектов с определенной выгодой для бюджета;
- компенсация части процентных ставок при кредитовании проектов;
- компенсация части затрат при осуществлении проектов в соответствии с выработанными режимами поддержки проектов.
Объем финансирования данного раздела мероприятия составит 2 160,50 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет - 0,00 млн. рублей, областной бюджет - 432,10 млн. рублей, внебюджетные источники - 1 728,40 млн. рублей.
Общий объем финансирования мероприятия N4 составит 2 491,00 млн. рублей, в т.ч.: федеральный бюджет -120,00 млн. рублей, областной бюджет - 482,60 млн. рублей, внебюджетные источники - 1 888,40 млн. рублей.
Глава VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Выполнение регламентируемых настоящей Программой мер областной инновационной политики приведет к следующим социально-экономическим последствиям:
Основными индикаторами и показателями Программы будут являться:
- доля инновационных товаров и услуг в валовом региональном продукте вырастет к 2015 году до 2,9 %, что составит 40% от базового уровня;
- доля инновационно активных предприятий в общем количестве предприятий вырастет к 2015 году до 13,88 %, что составит 25% от базового уровня;
- рост количества использованных объектов интеллектуальной собственности на территории Воронежской области увеличится к 2015 году до 54,6%, что составит 40% к базовому уровню;
- число организаций-пользователей системы "Электронное Черноземье" достигнет 3000; при этом доля инновационно активных государственных и муниципальных организаций-пользователей системы "Электронное Черноземье" вырастет до 100%; пользователями системы "Электронное Черноземье" станут более 20 тыс. жителей;
- на базе бизнес-инкубаторов, НИИ, вузов в рамках Программы при содействии уполномоченной организации, центров трансфертов технологий, венчурных партнеров ОАО "Российская венчурная компания", Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области будет создано 100 инновационных предприятий, а их суммарная капитализация достигнет 700 млн. руб.;
- в рамках Программы будет реализовано 20 системообразующих проектов с суммарной капитализацией около 1 млрд. руб.;
- в рамках Программы планируется привлечение более чем 920 млн. рублей из средств федерального бюджета;
- в рамках Программы планируется привлечение более 5 600 млн. рублей из внебюджетных источников в экономику Воронежской области.
- в рамках Программы планируется сохранить свыше 900 рабочих мест и создать более 1300 новых.
- Бюджетный эффект составит свыше 2 300 млн. рублей.
- Планируемый социальный эффект составит свыше 3 000 млн. рублей.
Глава IX. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы определяется департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области.
Глава X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам долгосрочной областной целевой Программы
Предлагается определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области.
Государственным заказчиком по реализации мероприятия раздела 1.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности назначить департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области.
Государственным заказчиком - координатором Программы назначить департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области.
Основными разработчиками Программы будут департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области и ОГУ "Агентство по инновациям и развитию".
Глава XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Основными направлениями финансирования Программы станут:
- развитие нормативно-правового, информационного, экспертного обеспечения инновационной деятельности и развитие инновационной культуры;
- поддержка инновационной деятельности на стадии создания объектов интеллектуальной собственности и организации их использования (посевная стадия);
- поддержка инновационной деятельности на стадии опытно-конструкторских работ и опытного (пилотного) производства;
- поддержка инновационной деятельности при переходе к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста.
Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2011-2015 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых и российских тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.
Предусматривается реализация программы в один этап. Программа начнет реализовываться сразу после прекращения действия предыдущей программы инновационного развития, при этом должна обеспечиваться возможность непрерывной реализации отдельных программных мероприятий.
Глава XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы
Мероприятия программы формируются в соответствии с целями, задачами, принципиальными положениями и основными направлениями областной инновационной политики, определенными Концепцией областной инновационной политики на 2010-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 11.02.2010 N 70.
Мероприятия программы образуют единую, законченную систему. Первое из них направлено на развитие нормативно-правового, информационного, экспертного и кадрового обеспечения инновационной деятельности на всех этапах инновационного цикла. Три последующих мероприятия направлены на обеспечение поддержки инновационной деятельности на всех ее стадиях: оформления результатов научно-исследовательских и проектно-технологических работ в объекты интеллектуальной собственности и их использования; создания пилотного образца инновационной продукции (пилотное и мало серийное производство) и инновационного роста (серийное производство инновационной продукции).
Объемы планируемого ресурсного обеспечения Программы определялись по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения программных мероприятий (с учетом действующих нормативов и показателей в сфере финансово-экономической деятельности организаций).
В Программе будет предусмотрено бюджетное и внебюджетное финансирование мероприятий. Источниками внебюджетных средств являются собственные средства организаций-участников программных мероприятий и инновационных проектов, а также привлеченные средства (кредиты банков, венчурные инвестиции, заемные средства других организаций, частный капитал).
В отношении работ с региональными инновационными проектами предполагается использование различных форм государственно-частного партнерства с участием бизнес-структур, в том числе иностранных.
Распределение прав собственности на результаты работ будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.
Отдельные технические (технологические) решения, оформленные в виде объектов интеллектуальной собственности, станут основой для привлечения инвестиционного капитала для создания новых инновационных предприятий высокотехнологического профиля.
Формирование государственных заданий в рамках реализации мероприятия раздела 1.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности осуществляется департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области по инициативе департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области.
Глава XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
В структуру управления Программой входят: департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области (уполномоченный орган); областное государственное учреждение "Агентство по инновациям и развитию" (уполномоченная организация).
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области является государственным заказчиком Программы и осуществляет:
- координацию работ органов исполнительной власти по вопросам, связанным с инновационной деятельностью, утверждение координационного плана и контроль его выполнения;
- согласование объемов финансирования на соответствующий финансовый год и на весь период реализации Программы;
- подготовку проектов решений органов законодательной и исполнительной власти Воронежской области по проблемам реализации целей и задач Программы;
- подготовку обобщенной информации о результатах реализации Программы в порядке, установленном постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ";
- контроль за реализацией мероприятий Программы и подпрограмм, включающий в себя контроль эффективного использования выделяемых средств, контроль качества проводимых мероприятий, контроль выполнения целей и задач Программы и подпрограмм, сроков реализации.
ОГУ "Агентство по инновациям и развитию" является Уполномоченной организацией, которая осуществляет:
- подготовку материалов для Экспертного совета по инновациям;
- организацию и сопровождение работ по созданию системы "Электронное Черноземье";
-организацию и сопровождение работ по развитию инновационной культуры в предпринимательской среде Воронежской области;
- развитие инфраструктуры инновационной деятельности и обеспечение ее функционирования;
-организацию взаимодействия предприятий Воронежской области с федеральными органами власти, ответственными за инновационное развитие, и федеральными целевыми программами, имеющими инновационную составляющую;
-организацию и сопровождение работ по реализации комплекса системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития Воронежской области;
-подготовку предложений по бюджетированию инновационной деятельности на каждый бюджетный год;
- продвижение инновационных проектов и инновационных товаров и услуг на территории Воронежской области, в других регионах России и в зарубежных странах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы должно являться создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей планируемое социально-экономическое развитие Воронежской области, преодоление сложившегося технологического отставания ряда отраслей Воронежской области и оказание поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 22 сентября 2010 г. N 642-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был