Распоряжение Правительства Воронежской области
от 30 декабря 2010 г. N 940-р
"Об утверждении региональной Программы (плана мероприятий) повышения эффективности бюджетных расходов Воронежской области на период до 2012 года"
1 марта, 27 декабря 2011 г., 13 августа 2012 г.
В соответствии с положениями пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N1101-р "Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года":
1. Утвердить прилагаемую региональную Программу (план мероприятий) повышения эффективности бюджетных расходов Воронежской области на период до 2012 года.
2. Создать комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов Воронежской области на период до 2012 года в составе согласно приложению к настоящему распоряжению.
3. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области руководствоваться положениями Программы, утверждённой пунктом 1 настоящего распоряжения, при формировании и организации исполнения областного бюджета, а также при подготовке проектов областных законов и иных нормативных правовых актов.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области утвердить муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Региональная Программа
(план мероприятий) повышения эффективности бюджетных расходов
Воронежской области на период до 2012 года
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 30 декабря 2010 г. N 940-р)
Региональная Программа (план мероприятий) повышения эффективности бюджетных расходов Воронежской области на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в целях организации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области по повышению эффективности осуществления бюджетных расходов Воронежской области (далее - бюджетные расходы), а также в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах" и Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Реализация бюджетной реформы началась в период, когда на федеральном уровне был принят ряд основополагающих документов и проведён комплекс мероприятий:
введён в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации;
реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ;
проведена реформа федеративных отношений (разграничение полномочий между уровнями власти);
налажено казначейское исполнение бюджетов всех уровней;
сформированы правовые основы для внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;
усовершенствованы и формализованы межбюджетные отношения;
осуществлён переход от однолетнего к среднесрочному бюджетному планированию;
созданы правовые основы для работы по повышению качества и доступности государственных (муниципальных) услуг;
созданы правовые основы для развития новых форм предоставления государственных (муниципальных) услуг;
начата работа по внедрению процедур оценки качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти.
В целях реализации соответствующих мероприятий на региональном уровне была принята Программа реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы, в которой нашли отражение меры, необходимые для реализации бюджетной реформы на региональном уровне.
Вместе с тем к 2010 году стало очевидно, что не все из реализованных на практике мероприятий принесли планируемый результат и, соответственно, многое ещё требует доработки и развития. Кроме того, Президентом и Правительством Российской Федерации был поставлен ряд новых задач в рамках федеральной Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов.
Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Воронежской области;
обеспечение тесной увязки долгосрочного экономического развития Воронежской области и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности государственных учреждений по предоставлению государственных услуг;
совершенствование механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчётности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области, в том числе за счёт внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы предполагается выполнение работ по следующим направлениям:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Воронежской области;
повышение эффективности предоставления государственных услуг;
совершенствование программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов областного бюджета;
совершенствование системы государственного финансового контроля;
совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;
оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения;
внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;
развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти.
3. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Воронежской области
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важным направлением Программы.
В регионе были созданы все необходимые предпосылки для стабильности областного бюджета. В условиях экономического кризиса удалось избежать снижения доходов бюджетов бюджетной системы Воронежской области.
В 2009 году налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Воронежской области увеличились на 467,3 млн.рублей, или на 1,2 процентных пункта к уровню 2008 года.
В таких условиях, для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области предлагается реализовать меры по проведению ответственной и взвешенной бюджетной политики органами государственной власти и местного самоуправления в Воронежской области, основанной на следующих принципах:
реалистичность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
снижение бюджетного дефицита, государственного и муниципального долга;
систематический анализ и оценка рисков для бюджетной системы Воронежской области, в том числе с учетом внешних факторов;
развитие собственной доходной базы.
Развитие собственной доходной базы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований может осуществляться по следующим направлениям:
1. Динамичное развитие главных отраслей хозяйственно-экономического комплекса, что приводит к увеличению валового регионального продукта и заметному укреплению доходной базы бюджетов.
2. Проведение мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования.
3. Активизация работы исполнительных органов государственной власти области совместно с налоговыми и иными контролирующими органами:
мониторинг крупных и средних предприятий Воронежской области в целях принятия мер по улучшению результатов их финансово-хозяйственной деятельности, сокращению задолженности по налоговым платежам, своевременной уплате текущих платежей, увеличению поступлений налога на прибыль организаций и других видов налогов;
целенаправленная работа с предприятиями, имеющими задолженность по начисленным налогам, пеням и штрафам, осуществление мер принудительного взыскания задолженности по платежам в бюджет области;
работа с убыточными организациями и предприятиями, имеющими задолженность по налоговым и неналоговым платежам в бюджет области;
анализ действующих ставок и льгот по налогам: земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и арендной плате за землю - с целью предоставления экономически обоснованных льгот;
работа по выявлению и привлечению владельцев неучтенных земельных участков и индивидуальных жилых домов к регистрации прав собственности на имущество;
4. Эффективное управление государственной собственностью Воронежской области и муниципальной собственностью муниципальных образований Воронежской области.
Реализация данного направления сопровождается следующими рисками:
возможное изменение федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства для своевременного изменения действующей областной нормативной правовой базы;
макроэкономическая ситуация в стране. Данный риск является неуправляемым, и влияние на его минимизацию со стороны исполнительных органов государственной власти Воронежской области не представляется возможным.
Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующими целевыми показателями:
- соотношение фактического объема доходов (без учета межбюджетных трансфертов) за отчетный год к первоначальному плану, %;
- объем налоговых льгот, установленных законом об областном бюджете, не превышает 5% налоговых доходов областного бюджета.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению "Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Воронежской области" заключается в следующем:
предоставление экономически обоснованных налоговых льгот;
создание устойчивых стимулов для соответствующих органов местного самоуправления по наращиванию доходной базы местных бюджетов;
повышение использования потенциала имущественных налогов и земельного налога;
повышение доступности для финансовых органов информации об уплате налогов крупными налогоплательщиками.
4. Повышение эффективности предоставления государственных услуг
Реформирование системы государственного управления в целях повышения эффективности бюджетных расходов затронуло в последнее время практически все аспекты бюджетной системы. И если ранее реформирование в большей степени ориентировалось на создание стройной системы государственных финансов с точки зрения организации управления, то в последнее время на передний план выходят проблемы качества предоставления и обоснованности финансового обеспечения государственных услуг. При этом особое внимание стало уделяться вопросам удовлетворённости населения получаемыми государственными услугами.
Основными целями работы по данному направлению являются:
повышение доступности и качества государственных услуг;
привлечение и сохранение в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;
оптимизация бюджетной сети;
улучшение материально-технической базы государственных учреждений;
внедрение в деятельность государственных учреждений элементов конкурентных отношений.
В настоящее время по всем направлениям на федеральном уровне действуют нормативные правовые акты, позволяющие оценить общие направления развития.
Внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором закреплены основные понятия в части управления государственными (муниципальными) услугами, механизмы планирования (государственное задание) и исполнения бюджета в части оказания услуг.
Разработаны Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями и Методические рекомендации по определению расчётно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчётно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений.
Приняты:
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с подзаконными актами, создающий правовые основы для реформирования бюджетной сети;
- Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регламентирующий вопросы оказания государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, включая подходы к организации деятельности многофункциональных центров и предоставлению услуг в электронной форме.
Ряд из указанных документов регламентирует деятельность только федеральных учреждений и федеральных органов власти, вместе с тем подходы, заложенные в указанных нормативных правовых актах, могут лечь в основу разработки аналогичных документов регионального и муниципального уровней.
В Воронежской области работа над совершенствованием практики предоставления государственных услуг началась в 2006 году в рамках реализации Программы реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы (в ходе участия Воронежской области в конкурсе Министерства финансов Российской Федерации на получение субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов). Программа реформирования была утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 22.12.2006 N 704-IV-ОД "О Программе реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007 - 2008 годы".
По результатам реализации Программы реформирования региональных и муниципальных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы был сформирован комплекс нормативных правовых актов, направленных на создание работоспособной системы управления государственными услугами, ориентированной на повышение качества оказания государственных услуг, в том числе:
- разработан и утвержден постановлением администрации Воронежской области от 27.06.2007 N 568 "Об утверждении перечня государственных (бюджетных) услуг" перечень государственных услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры и социальной политики;
- принят Закон Воронежской области от 09.10.2007 N 104-ОЗ "О стандартизации качества государственных услуг Воронежской области", который закрепляет основные подходы к стандартизации государственных услуг;
- в порядке, утвержденном постановлением администрации Воронежской области от 12.03.2008 N 190 "О Порядке утверждения стандартов качества государственных (бюджетных) услуг", исполнительными органами государственной власти Воронежской области утверждены стандарты качества оказания соответствующих услуг;
- в результате принятия постановления администрации Воронежской области от 27.05.2008 N 439 "Об утверждении порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества и положения об основных требованиях к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления государственных услуг" сформирована методическая и организационная основа для проведения оценки соответствия фактически оказываемых услуг установленным стандартам качества;
- принято постановление администрации Воронежской области от 27.06.2007 N 571 "Об утверждении порядка проведения ежегодной оценки потребности в оказании государственных (бюджетных) услуг и учета результатов оценки при формировании расходной части областного бюджета".
Кроме того, в целях систематизации и стандартизации информации о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти области и подведомственными им государственными учреждениями, в области сформирован и ведётся региональный Портал государственных и муниципальных услуг (функций): http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO.
Все указанные выше нормативные правовые акты были направлены на внедрение механизмов установления и оценки соблюдения качества оказываемых государственных услуг. Таким образом, к 2010 году основное внимание реформы смещается на организацию качественного предоставления услуг и повышение обоснованности финансового обеспечения.
В результате мероприятия по совершенствованию системы управления государственными услугами сконцентрированы на следующих основных направлениях:
I) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг.
Вопросы организации качественного предоставления государственных услуг в настоящее время сконцентрированы на реструктуризации действующей бюджетной сети. Существующая сеть государственных учреждений и схема организации их деятельности не способствуют повышению качества услуг и увеличению удовлетворённости получателей оказываемыми услугами. В целях изменения такого положения дел на федеральном уровне был принят ряд решений, изменивших подходы к построению сети государственных (муниципальных) учреждений.
Федеральное законодательство создаёт основы для изменения сложившейся ситуации. Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" заложил правовые основы для создания нового типа учреждений - автономных учреждений.
В рамках реализации мероприятий Программы реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы постановлением администрации Воронежской области от 28.06.2007 N 584 "Об утверждении перечня основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться населению Воронежской области негосударственными организациями, и формы договора об оказании социальных услуг негосударственными организациями" утвержден перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться населению области негосударственными организациями. Отраслевыми исполнительными органами государственной власти Воронежской области проведена оценка возможности перевода бюджетных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.
Постановлением администрации Воронежской области от 24.06.2008 N 537 "О мероприятиях по обеспечению перевода бюджетных учреждений, предоставляющих государственные услуги, в форму автономных учреждений" утвержден план мероприятий по переводу бюджетных учреждений, предоставляющих государственные услуги, в форму автономных учреждений, порядок перевода бюджетных учреждений, предоставляющих государственные услуги, в форму автономных учреждений, положение о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в областной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания, форма типового соглашения между учредителем и автономным учреждением.
В рамках реализации Программы реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы по состоянию на 1 августа 2010 года в Воронежской области уже функционируют 42 автономных учреждения.
С принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились правовые основания для создания еще одного типа учреждений - казённые учреждения - и изменения правового статуса бюджетных учреждений (механизмов перечисления и расходования ими бюджетных средств, контроля и ответственности учреждений). В ходе реализуемых изменений бюджетные учреждения приобретут больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания государственных услуг.
Установленный в Российской Федерации срок полномасштабного перехода к работе учреждений трёх типов - 1 января 2012 года. До этого момента на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях потребуется разработать и принять серию подзаконных правовых актов, распределить существующие государственные учреждения между тремя типами, провести работу по внесению изменений в их уставы.
Все нормы, касающиеся переходного периода, закреплены областным Законом "О деятельности бюджетных и казенных учреждений Воронежской области в переходный период".
В Воронежской области с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объёмом прав), так и казённым учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются). В этот период потребуется совершенствование практики формирования государственных заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения.
К настоящему времени в Воронежской области распоряжением правительства Воронежской области от 30.06.2010 N400-р "О мерах по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений" создана комиссия по совершенствованию правового положения государственных учреждений Воронежской области и утверждён план мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
С учётом указанного плана и норм федерального законодательства перед Воронежской областью стоят следующие задачи:
1) разработать нормативные правовые акты, в том числе предусмотренные планом мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений и действующим законодательством;
2) проанализировать существующую сеть государственных учреждений с точки зрения необходимости и обязательности изменения типа;
3) обосновать предложения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации государственных учреждений (перечень соответствующих учреждений).
Результатом данного направления в Воронежской области должна стать обновлённая и усовершенствованная система государственных учреждений, заинтересованных в повышении качества предоставляемых услуг и имеющих возможность реализовывать соответствующие мероприятия.
II) формирование системы обоснованного планирования финансового обеспечения государственных услуг.
Вопросы организации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области по формированию и финансовому обеспечению выполнения государственных заданий государственными учреждениями урегулированы в Воронежской области постановлением правительства Воронежской области от 19.03.2009 N 196 "О формировании и финансовом обеспечении выполнения государственных заданий".
Для определения расчётно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями соответствующие главные распорядители средств областного бюджета устанавливают порядок определения расчётно-нормативных затрат с учётом Методических рекомендаций по определению расчётно-нормативных затрат на оказание (выполнение) государственными учреждениями Воронежской области государственных услуг (работ), утверждённых департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области.
Указанные нормативные правовые акты должны получить дальнейшее совершенствование во всех сферах деятельности исполнительных органов государственной власти области, что влечёт за собой реализацию следующих мер:
установление норм о применении государственных заданий при планировании бюджетных проектировок;
формирование методологических подходов к установлению показателей качества государственных услуг в государственных заданиях;
утверждение расчётно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание имущества государственных учреждений;
формирование и утверждение государственных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение для государственных учреждений всех типов.
К основным рискам реализации мероприятий данного направления относятся:
затягивание процесса формирования устойчивой системы планирования финансового обеспечения оказания государственных услуг в связи с возможными изменениями федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства для своевременного изменения действующей областной нормативной правовой базы;
наличие финансовых ограничений (недостаточность финансирования) для повышения качества предоставления государственных услуг. Данный риск возможно минимизировать путём качественного планирования расходов на предоставление государственных услуг;
недостаточность понимания сути происходящих изменений со стороны специалистов государственных учреждений. Снижение негативных последствий наступления данного риска возможно за счёт проведения рабочих встреч, конференций, семинаров и других мероприятий, способствующих распространению информации;
негативное восприятие проводимых изменений со стороны населения. Такое восприятие, как правило, связано с недостатком качественной информации по соответствующему вопросу. Решить данную проблему возможно за счёт проведения разъяснительных мероприятий.
Результаты реализации данного направления характеризуются достижением следующих целевых показателей:
- доля расходов на финансовое обеспечение заданий государственных учреждений, определенных на основе раздельного формализованного расчета расходов на оказание государственных услуг (выполнение работ) и содержание имущества - 100 %;
- доля расходов на финансовое обеспечение заданий государственных учреждений, определенных с учетом объема оказания государственных услуг (выполнения работ) - 100 %.
- создан и работает сайт в сети Интернет, имеющий функцию обратной связи с потребителями государственных услуг;
- уровень покрытия расходов областного бюджета стандартами (требованиями) к качеству государственных услуг - 60 %.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в:
повышении удовлетворённости населения качеством и доступностью предоставляемых государственных услуг в Воронежской области за счёт установления чётких требований к качеству и созданию новых организационно-правовых форм предоставления услуг;
оптимизации структуры расходов на финансирование предоставления государственных услуг за счёт внедрения нормативов затрат на оказание услуг;
повышении мотивации и заинтересованности специалистов государственных учреждений к повышению качества и доступности государственных услуг за счёт изменения подходов к управлению государственными учреждениями.
5. Совершенствование программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов областного бюджета Воронежской области
Внедрение программно-целевых инструментов бюджетирования началось с 2004 года, когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (далее - Концепция). Концепцией предполагалась реализация большого комплекса мероприятий, направленных на внедрение в бюджетный процесс всех уровней целого блока новых инструментов и механизмов, - таких как ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности, реестр расходных обязательств и т.д.
Одна из наиболее серьёзных основ, заложенных в Концепции, заключалась в расширении горизонта планирования и перехода к среднесрочному (трёхлетнему) финансовому планированию. Позднее соответствующие нормы федерального законодательства появились в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Также был принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти по формированию целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности и т.д. В этой связи областью реализуются с 2005 года все меры, предусмотренные вышеназванной федеральной Концепцией.
Так, в 2007 году мероприятия по созданию правовых основ новых инструментов и механизмов бюджетирования были заложены в Программу реформирования региональных финансов Воронежской области на 2007-2008 годы. В соответствии с указанной программой усовершенствованы нормативные правовые акты по ведомственным целевым программам (далее - ВЦП) и докладам о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНД). В 2007 году рядом исполнительных органов государственной власти Воронежской области были фактически разработаны первые ВЦП. При этом расходы областного бюджета на 2008 год, сформированные по программно-целевому методу, уже достигли 53,7% расходов областного бюджета (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий).
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Воронежская область ведёт активную работу по внедрению программно-целевого бюджетирования. Вместе с тем уже сейчас, когда имеется определённый опыт применения новых инструментов и перед органами власти встают новые задачи по повышению эффективности бюджетных расходов, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей доработки как нормативных правовых актов, так и практических подходов к новым инструментам. В частности, требуется решение следующих задач:
корректировка бюджетного законодательства Воронежской области и нормативных правовых актов Воронежской области в соответствии с изменяющимся федеральным законодательством;
закрепление подходов к планированию бюджетных ассигнований, основанных на принципах необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств, при наличии чёткой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
инвентаризация целевых программ, принятых и действующих в Воронежской области, с целью анализа практики разработки, реализации и финансирования целевых программ;
оценка целесообразности и планирование работ по формированию правовых основ разработки, реализации и мониторинга долгосрочных целевых программ;
чёткая интеграция ВЦП в бюджетный процесс (в первую очередь, речь идёт об усилении роли ВЦП при планировании бюджетных ассигнований на соответствующие отрасли, при принятии решений о принимаемых обязательствах) с целью создания условий для системного планирования программных и непрограммных расходов областного бюджета;
расширение направлений приложения докладов о результатах и основных направлениях деятельности (усиление роли отчётности о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти области, развитие публичности докладов о результатах и основных направлениях деятельности);
совершенствование практики установления показателей результативности и эффективности реализации целевых программ и осуществления функций исполнительных органов государственной власти Воронежской области и применения результатов оценки при бюджетном планировании;
развитие подходов к формированию долгосрочных целевых программ как элемента долгосрочного планирования, ориентированного на результат;
создание системы государственных программ Воронежской области, формирование которых осуществляется исходя из целей и индикаторов стратегии и программы социально-экономического развития области.
В свете проводимых на федеральном уровне реформ особенно актуальной становится задача корректировки бюджетной классификации в целях перехода к программной структуре бюджетных расходов. По мере корректировки федерального законодательства в области необходимо будет реализовать аналогичные мероприятия к установлению перечней целевых статей и видов расходов.
Реализации данного направления Программы сопровождается следующими рисками:
недостаточный уровень ответственности специалистов исполнительных органов государственной власти Воронежской области в части внедрения новых инструментов, вызванный низкой мотивацией к внедрению нововведений и недостаточным пониманием сути таких нововведений. Минимизировать данный риск возможно проведением дополнительных разъяснительных мероприятий, установлением чётких сроков, назначением ответственных за реализацию тех или иных мероприятий;
затягивание корректировки федерального законодательства, необходимой для реализации части мероприятий. Минимизация данного риска невозможна.
Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующими целевыми показателями:
- доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках программных мероприятий, в общем объеме расходов областного бюджета (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий) - не менее 70%;
- нормативно закреплен механизм распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;
- доля расходов на целевые программы, одобренных в рамках распределения бюджета принимаемых обязательств, - 100%;
- публикация в средствах массовой информации и сети Интернет результатов распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими целевыми программами;
- размещение в сети Интернет докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности на очередной финансовый год и плановый период.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению "Совершенствование программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов областного бюджета Воронежской области" заключается в следующем:
налаживание чёткой системы планирования бюджета Воронежской области на основе принципов программно-целевого бюджетирования;
повышение эффективности бюджетных расходов (за счёт соотношения между затрачиваемыми ресурсами и планируемым результатом);
повышение квалификации специалистов исполнительных органов государственной власти Воронежской области за счёт необходимости формулирования системы целей и задач деятельности органа власти, а также структуры планируемых результатов деятельности с конкретными показателями;
совершенствование нормативной правовой базы в части бюджетного планирования в Воронежской области.
6. Совершенствование системы государственного финансового контроля
Комплексное реформирование системы государственного финансового контроля в Воронежской области является одним из важнейших условий повышения эффективности бюджетных расходов. В условиях внедрения программно-целевых методов планирования и исполнения областного бюджета, сосредоточения усилий исполнительных органов государственной власти области на достижении целей социально-экономического развития Воронежской области и решении стоящих перед ними задач необходимо пересмотреть действующие подходы к организации государственного финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Воронежской области, переориентировав его на:
соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Воронежской области, регулирующих бюджетные правоотношения;
достоверность, полноту и соответствие нормативным требованиям бюджетной отчётности;
экономность, результативность и эффективность использования средств областного бюджета.
Организация действенного государственного финансового контроля в Воронежской области подразумевает решение ряда задач:
организация эффективного взаимодействия органов государственного финансового контроля из числа исполнительных органов государственной власти Воронежской области с Контрольно - счётной палатой Воронежской области;
внедрение внутреннего контроля в деятельность главных распорядителей средств областного бюджета Воронежской области и наиболее крупных получателей бюджетных средств.
Действующая система финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Воронежской области, фактически состоит из структурного подразделения департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области и главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих контрольно-ревизионную деятельность в соответствии с Планами контрольно-ревизионной работы главных распорядителей средств областного бюджета и департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области. При этом отсутствует какая-либо структура, осуществляющая методическое руководство этой деятельностью.
Реформирование системы государственного финансового контроля в исполнительных органах государственной власти области подразумевает проведение анализа действующих областных нормативных правовых актов, которые определяют права и обязанности исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих государственный финансовый контроль (оценка деятельности по осуществлению государственного финансового контроля с точки зрения организации и эффективности контрольно-проверочной работы, контроля за устранением выявленных нарушений и её направленности на предупреждение новых нарушений). По результатам анализа и оценки должны быть уточнены полномочия исполнительных органов государственной власти Воронежской области в части осуществления государственного финансового контроля.
Важной задачей реформирования системы государственного контроля в области является внедрение в деятельность главных распорядителей средств областного бюджета Воронежской области и наиболее крупных получателей бюджетных средств внутреннего контроля.
При этом следует исходить из того, что внутренний контроль - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая, в том числе, включает организованные внутри данной организации и её силами надзор и проверку:
соблюдения требований законодательства;
точности и полноты документации бюджетного учёта;
своевременности подготовки достоверной бюджетной отчётности;
предотвращения ошибок и искажений;
исполнения приказов, распоряжений и нормативных правовых актов области;
обеспечения сохранности имущества организации.
Контрольные действия могут быть сгруппированы в зависимости от созданной в организации системы внутреннего контроля и могут включать в себя, например, обзорные проверки и анализ фактических показателей в сравнении со сметными и прогнозными показателями или в сравнении с предыдущими периодами; соотнесение между собой различных данных (управленческих и финансовых), анализ их соответствия; сопоставление внутренних данных со сведениями, полученными из внешних источников информации. Как правило, при использовании автоматизированных систем ведения бюджетного учёта осуществляются разнообразные контрольные процедуры в части обработки информации, защиты от несанкционированного доступа, контроля за изменением программного обеспечения.
Мониторинг средств контроля помогает руководителю организации поддерживать системы внутреннего контроля в режиме непрерывной работы. Мониторинг средств контроля включает в себя наблюдение за тем, функционируют ли они, и были ли они изменены надлежащим образом в случае необходимости. Мониторинг может осуществляться как непрерывно в ходе повседневной деятельности, так и через специально осуществляемую оценку системы внутреннего контроля или её отдельных составляющих.
Реформированию системы государственного финансового контроля в Воронежской области могут сопутствовать следующие риски:
полное выполнение плана мероприятий по данному направлению зависит от сроков внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации и от содержания этих поправок. Данный риск является неуправляемым, и влияние на его минимизацию со стороны исполнительных органов государственной власти Воронежской области не представляется возможным;
неготовность сотрудников исполнительных органов государственной власти Воронежской области к внедрению такого нового инструмента как внутренний контроль вследствие слабого понимания его сути и значения. Минимизировать такой риск возможно путём проведения разъяснительной работы, а также обучения сотрудников, в первую очередь из числа руководящего состава, с привлечением высших учебных заведений и консалтинговых компаний.
Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующим целевым показателем - наличие нормативного правового акта, утверждающего порядок оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета.
Ожидаемый эффект от реализации настоящей Программы по направлению "Развитие системы государственного финансового контроля" будет заключаться в следующем:
будут внедрены новые подходы к организации государственного финансового контроля (финансовый менеджмент);
выработка чётких критериев эффективности и результативности использования средств областного бюджета, открытость информации о результатах проведения контрольных мероприятий повлияют на укрепление финансово-бюджетной дисциплины всех исполнительных органов государственной власти области;
внедрение системы внутреннего контроля позволит повысить эффективность деятельности государственных учреждений, снизить риски совершения ошибок и правонарушений сотрудниками государственных учреждений области.
7. Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами
Система межбюджетных отношений в Воронежской области выстроена исходя из сложившегося разграничения полномочий, расходных обязательств и доходных источников муниципальных образований Воронежской области на основе формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов. Вместе с тем эта система не направлена на мотивацию органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области на повышение эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.
Совершенствование системы межбюджетных отношений в Воронежской области будет заключаться в осуществлении целей создания условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области по обеспечению муниципальных услуг. Кроме того, необходимо совершенствовать механизмы стимулирования муниципальных образований Воронежской области к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ, повышению качества управления муниципальными финансами.
Совершенствование системы межбюджетных отношений в Воронежской области должно осуществляться на основе следующих принципов:
предоставление межбюджетных трансфертов при наличии чёткого понимания результатов;
повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях.
Для реализации указанных принципов и достижения целей совершенствования системы межбюджетных отношений в Воронежской области предполагается решение следующих задач:
формирование объективной, формализованной и прозрачной системы предоставления всех межбюджетных трансфертов;
стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований области к повышению эффективности расходования бюджетных средств.
Для формирования объективной, формализованной и прозрачной системы предоставления межбюджетных трансфертов необходимо обеспечить повышение обусловленности предоставления финансовой помощи местным бюджетам путём установления обязательств муниципальных образований Воронежской области не только по повышению качества управления муниципальными финансами, но и по проведению структурных реформ и повышению результативности их деятельности. Для этого необходимо совершенствование действующего порядка осуществления мониторинга результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области. Постановлением администрации Воронежской области от 07.04.2008 N 279 "Об организации мониторинга и оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Воронежской области" регламентируется порядок проведения мониторинга качества управления муниципальными финансами.
Предстоит:
- внедрить в практику принятие решений о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, муниципальным образованиям Воронежской области на основе оценки результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области.
При этом учёт оценки результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области не обязательно должен вылиться в изменение размеров предоставляемых муниципальным образованиям Воронежской области межбюджетных трансфертов. Решение может заключаться в изменении (как в ужесточении, так и в смягчении) условий предоставления межбюджетных трансфертов, изменении периодичности отчётности, изменении количества документов, подтверждающих обоснованность осуществлённых расходов, и других условий;
- внедрить в практику сравнительный анализ расходов муниципальных образований области, осуществляемых за счёт межбюджетных трансфертов из областного бюджета, на предмет их результативности. Данная мера позволит сравнить затраченные ресурсы и количественные показатели, характеризующие оказание муниципальных услуг. Подобный анализ даст дополнительную информацию для определения эффективности управления муниципальными финансами и эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области.
Стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области к повышению эффективности расходования бюджетных средств может осуществляться по следующим направлениям:
1) оказание методологической и консультационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области. Такая помощь может быть оказана по самым различным вопросам, в том числе по разработке критериев эффективности и результативности расходования средств местных бюджетов. Несмотря на то что каждое муниципальное образование Воронежской области является самостоятельным в своей деятельности публично-правовым образованием, наличие близких по содержанию критериев позволит осуществлять сравнение деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований Воронежской области, что позволит более объективно оценивать их деятельность как внешним субъектам межбюджетных отношений, так и им самим.
Методологическая и консультационная помощь может оказываться также по вопросам, связанным с внедрением механизмов формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий. Это направление помощи окажет существенное воздействие на эффективность расходования средств, полученных муниципальными образованиями Воронежской области из областного бюджета.
Помощь необходима муниципальным образованиям области в реформировании системы муниципального финансового контроля как одного из важных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.
Учитывая рекомендацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, муниципальные образования Воронежской области будут формировать и реализовывать муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов, что также может стать одним из направлений консультационной и методологической помощи со стороны исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
2) создание системы мониторинга.
Представляется целесообразным создать систему мониторинга реализации программ повышения эффективности расходов местных бюджетов по примеру Министерства финансов Российской Федерации, причём не только на период действия программ, но и в определённые законодательством сроки по окончании их реализации. Осуществление мониторинга после окончания реализации программ позволит оценить как эффективность самих программ, так и добросовестность действий органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области при применении механизмов, разработанных и внедрённых в ходе реализации программ.
Стимулирующая роль мониторинга эффективности расходов местных бюджетов невозможна без разработки системы учёта результатов мониторинга. Среди решений, принимаемых по результатам мониторинга могут быть решения о поощрении как муниципальных образований Воронежской области, так и отдельных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области в рамках правовых возможностей исполнительных органов государственной власти Воронежской области. Это может быть пропаганда на областном уровне достижений муниципальными образованиями Воронежской области наилучших результатов. Может быть поощрение дополнительными межбюджетными трансфертами из областного бюджета, предоставляемыми в качестве софинансирования муниципальных целевых программ. К муниципальным образованиям Воронежской области, имеющим наименьшие успехи в повышении эффективности расходов местных бюджетов, могут быть приняты разрешённые федеральным законодательством и законодательством Воронежской области меры воздействия. Информация о принятых решениях как поощрительной, так и противоположной направленности должна быть доведена до сведения широкой общественности.
В ходе совершенствования системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами могут возникать следующие риски:
низкий уровень подготовки муниципальных служащих, а в этой связи неспособность сформулировать собственное видение структурных реформ. Минимизация этого риска достигается путём предоставления методологической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области по всем вопросам реформирования, в том числе по вопросам планирования и расходования бюджетных средств, формирования муниципальных целевых программ, проведением обучающих мероприятий, формированием и реализацией эффективных программ.
Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующими целевыми показателями:
- нормативно утвержден Порядок проведения мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами;
- размещение результатов мониторинга качества управления финансами муниципальных образований Воронежской области в сети Интернет.
Ожидаемый эффект от реализации настоящей Программы по направлению "Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами" будет заключаться в следующем:
повышение эффективности и результативности расходования средств областного бюджета Воронежской области, предоставляемых местным бюджетам в виде межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и повышение эффективности расходов местных бюджетов в целом;
стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области к проведению структурных реформ в различных отраслях, позволяющих повысить эффективность и результативность их деятельности;
формирование прозрачной и предсказуемой для органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области системы межбюджетных трансфертов;
расширение возможностей органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области по оказанию населению муниципальных услуг и повышению качества муниципальных услуг, обеспечение равной доступности муниципальных услуг для потребителей;
повышение качества управления муниципальными финансами и муниципальным долгом.
8. Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения
Активная деятельность по оптимизации функций государственного управления в Российской Федерации началась в 2003 году, когда Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" были определены приоритетные направления административной реформы. Позднее была утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах.
В 2009 году в Воронежской области была создана комиссия по проведению административной реформы в Воронежской области и утвержден план мероприятий по реализации административной реформы в Воронежской области в 2009-2010 годах.
Задачи, поставленные в плане мероприятий по реализации административной реформы в Воронежской области, во многом перекликаются с положениями и полностью соответствуют настоящей Программе:
внедрение в исполнительных органах государственной власти Воронежской области принципов и процедур управления по результатам;
обеспечение ориентации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области на потребности общества, оптимизация и модернизация административно-управленческих процессов за счёт внедрения стандартов государственных услуг и административных регламентов;
переход на оказание государственных услуг в электронной форме;
создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечение реформирования и повышения эффективности системы закупок для государственных нужд;
введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
внедрение механизмов досудебного обжалования решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Воронежской области и их должностных лиц;
оптимизация функций исполнительных органов государственной власти Воронежской области;
оптимизация реализации исполнительными органами государственной власти Воронежской области контрольных и надзорных полномочий;
развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
внедрение механизмов эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области со структурами гражданского общества;
повышение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области.
В результате в 2009-2010 годах в Воронежской области проведена огромная работа по повышению эффективности государственного управления, в том числе:
в целях реализации административной реформы исполнительными органами государственной власти Воронежской области в 2009 году были разработаны ведомственные планы по реализации административной реформы в Воронежской области;
разрабатывается Положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и главными администраторами доходов областного бюджета;
внедряется система мониторинга результативности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Воронежской области и исполнения ими своих полномочий;
сформирован реестр государственных функций, исполняемых исполнительными органами государственной власти Воронежской власти;
разработаны административные регламенты исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) исполнительными органами государственной власти Воронежской области;
на территории Воронежской области функционирует многофункциональный центр предоставления государственных услуг.
Вместе с тем в соответствии с изменяющимся федеральным законодательством в контексте настоящей Программы и в развитие административной реформы необходимо уделить внимание вопросам построения системы оценки результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области. Данная задача предполагает разработку планов повышения качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Воронежской области и механизмов мониторинга и оценки их реализации.
Риском недостижения результатов реализации мероприятий данного направления является возможное изменение федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства для своевременного изменения действующей областной нормативной правовой базы.
Достижение результатов по данному направлению характеризуется следующим целевым показателем - количество государственных служащих, прошедших стажировку.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению "Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения" предполагает следующее:
оптимизация схемы распределения функций государственного управления между исполнительными органами государственной власти Воронежской области, исключение дублирующих функций;
повышение качества и доступности государственных услуг за счёт электронизации их предоставления;
повышение эффективности расходования бюджетных средств на функционирование исполнительных органов государственной власти Воронежской области, в том числе в части предоставления ими государственных услуг.
9. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Одно из направлений в модернизации экономики Воронежской области - это повышение ее энергоэффективности.
В настоящее время принят Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В развитие данного закона в области действует Закон Воронежской области от 30.06.2010 N 82-ОЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Воронежской области", который регулирует отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Воронежской области. В соответствии с областным законом предполагается решение исполнительными органами государственной власти Воронежской области задачи по экономии бюджетных средств на оплату тепловой и электрической энергии в подведомственной им сети. Представляется возможным направить сэкономленные средства в распоряжение учреждений.
В целях реализации комплексных мер по повышению энергетической эффективности региональной экономики, предусматриваемых постановлением правительства Воронежской области от 13.11.2009 N 975, приказом департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 14.04.2010 N 51 утверждена ведомственная целевая программа "Энергосбережение и энергетическая эффективность в промышленности Воронежской области в 2010-2012 годах".
Мероприятия данной ведомственной целевой программы направлены на достижение следующих основных задач:
- оптимизация энергопотребления в промышленности;
- использование альтернативных источников энергии в промышленности;
- разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий;
- рост объемов производства энергосберегающей продукции (оказания услуг);
- снижение доли энергозатрат в себестоимости выпускаемой продукции.
К основным рискам реализации мероприятий данного направления относятся:
затягивание процесса внедрения мероприятий по повышению энергетической эффективности в связи с возможными изменениями федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства для своевременного изменения действующей областной нормативной правовой базы;
наличие финансовых ограничений (недостаточность финансирования) для решения проблемы эффективного энергосбережения в области. Данный риск возможно минимизировать путём качественного планирования расходов на мероприятия по повышению энергетической эффективности.
Основными целевыми индикаторами и показателями станут:
- доля снижения потерь энергоресурсов на предприятиях области - 2,5 - 3,7% в год (за срок реализации программы);
- показатели, предусмотренные вышеназванной ведомственной целевой программой.
Ожидаемые конечные результаты:
снижение удельного потребления энергоресурсов на единицу продукции, выпускаемой организациями обрабатывающих производств Воронежской области, - не менее 3% в год;
количество внедренных энергосберегающих технологий в организациях обрабатывающих производств Воронежской области - не менее 45 за срок реализации программы;
снижение бюджетных средств на оплату тепловой и электрической энергии в подведомственных организациях - не менее 3%.
10. Развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
В настоящее время сформированы основы современной системы управления государственными финансами Воронежской области на базе информационно-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления (кроме операций государственных внебюджетных фондов).
Однако, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления государственными финансами области необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности исполнительных органов государственной власти области, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных государственных услуг, в том числе информации в разрезе государственных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования, об их активах и обязательствах;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов долгосрочных целевых и ведомственных программ и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения областного бюджета, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд Воронежской области, размещения заказов на их поставку и исполнения государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов государственной собственности области.
Следует отметить, что в области уже реализуется комплекс мероприятий по данному направлению в рамках областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2010 - 2014 годы", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 990.
Реализация основной цели указанной программы - повышение эффективности государственного управления в Воронежской области на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий достигается решением следующих задач:
- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, государственных органов Воронежской области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, организаций и общественных объединений;
- создание и развитие государственных информационных систем Воронежской области на основе обеспечения их совместимости и взаимодействия с федеральными и муниципальными информационными системами;
- совершенствование комплексной автоматизированной системы исполнения бюджета - КАСИБ;
- формирование государственных информационных ресурсов, направленных на удовлетворение информационных потребностей граждан и организаций;
- создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Воронежской области;
- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма разработки и реализации проектов в сфере информатизации Воронежской области.
Реализация данного направления сопровождается следующими рисками:
1. Ненадежность участников. Риск обусловлен возможностью смены персонала, участвующего в реализации проекта, переориентации сотрудников на решение других проблем. Риск снижается при осуществлении реализации проекта в рамках договоров, соглашений, государственных контрактов.
2. Возможность сокращения объемов финансирования проекта в процессе его реализации. Бюджетный риск может быть минимизирован путем тщательного планирования предстоящих затрат и возможностей источников финансирования.
Достижение поставленных задач характеризуется целевыми показателями утвержденными указанной программой, в том числе следующими показателями:
- доля оказываемых исполнительными органами государственной власти Воронежской области государственных услуг, информация о которых доступна для получения населением с использованием информационно-коммуникационных технологий - 100%;
- количество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Воронежской области (органами местного самоуправления), учреждениями Воронежской области (муниципальными учреждениями) в электронном виде - 2011 год -130 ед., 2012 год - 135 ед.
Ожидаемые конечные результаты:
- повышение эффективности использования бюджетных средств;
- повышение эффективности работы исполнительных органов государственной власти области и качества управления;
- повышение оперативности и эффективности принимаемых управленческих решений и контроля их исполнения, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в исполнительных органах государственной власти области;
- снижение трудозатрат работников органов государственной власти области на организацию информационной работы с населением и ведомствами за счет обеспечения прямого регламентированного доступа заинтересованных органов государственной власти, граждан и организаций к данным, содержащимся в государственных информационных системах, за счет интеграции информационных систем и перевода государственных услуг в электронный вид - около 7 000 тыс. рублей в год;
- предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств за счет оперативной передачи сведений в органы социального страхования и пенсионного обеспечения - более 50 000 тыс. рублей в год;
- другие результаты и показатели эффективности, предусмотренные областной целевой программой.
11. Организация реализации Программы
11.1. Руководство реализацией Программы, а также координация и контроль за её реализацией осуществляется комиссией по повышению эффективности бюджетных расходов Воронежской области на период до 2012 года (далее - Комиссия).
Создание Комиссии имеет своей целью снятие межведомственных противоречий при реализации мероприятий Программы.
Отчётность о реализации мероприятий Программы предоставляется исполнительными органами государственной власти Воронежской области, указанными в качестве исполнителей по мероприятиям Программы, ежеквартально в Комиссию в форме краткого отчёта.
По итогам каждого финансового года Комиссия готовит сводный отчёт о реализации мероприятий Программы и представляет докладную записку в правительство Воронежской области.
11.2. В целях стимулирования муниципальных образований Воронежской области к разработке аналогичных программ повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать соответствующие методические рекомендации.
11.3. Ключевые риски реализации настоящей Программы можно разделить на две условные группы - управляемые и неуправляемые. К неуправляемым рискам относятся такие как:
изменение федерального законодательства;
форс-мажорные обстоятельства.
Более обширную группу составляют риски управляемые, то есть те, на минимизацию наступления последствий которых можно повлиять:
низкий уровень мотивации сотрудников, что влечёт за собой затягивание реализации мероприятий;
низкий уровень гласности и информационной прозрачности осуществляемых мероприятий;
недостаточность высококвалифицированных кадров для решения поставленных задач;
финансовые ограничения, связанные с нехваткой денежных средств на осуществление мероприятий
и другие.
Для целей снижения негативных последствий наступления указанных рисков предполагается реализовать следующие мероприятия:
предусмотреть возможность материального стимулирования специалистов, занятых в реализации мероприятий Программы;
вести активную разъяснительную работу (в форме рабочих совещаний, семинаров, "круглых столов", "горячих линий" и т.п.) по вопросам содержательного наполнения мероприятий Программы с целью обеспечения достаточного уровня квалификации специалистов;
осуществлять активные действия по освещению хода реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.
Распоряжением Правительства Воронежской области от 13 августа 2012 г. N 488-р в настоящий План внесены изменения
План
мероприятий повышения эффективности бюджетных расходов Воронежской области на период до 2012 года
27 декабря 2011 г., 13 августа 2012 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Вид документа (проект) |
Срок |
Ответственный исполнитель |
1. |
Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Воронежской области |
|||
1.1. |
Оценка использования потенциала имущественных налогов и земельного налога муниципальных образований Воронежской области |
аналитическая записка |
2011 год |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
1.2. |
Проведение мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование налогового администрирования, развитие собственной доходной базы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. |
нормативный правовой акт правительства Воронежской области |
2011 год |
департамент экономического развития Воронежской области |
2. |
Повышение эффективности предоставления государственных услуг |
|||
2.1. |
Разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих процедуры создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, систему организации деятельности и бюджетирования государственных учреждений, вытекающих из положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
нормативные правовые акты правительства Воронежской области и исполнительных органов государственной власти Воронежской области |
2010 - 2012 годы (в соответствии с Планом мероприятий, утвержденным распоряжением правительства Воронежской области от 30.06.2010 N 400-р) |
исполнительные органы государственной власти Воронежской области |
2.2. |
Формирование и утверждение государственных заданий бюджетным и автономным учреждениям Воронежской области |
правовые акты исполнительных органов государственной власти Воронежской области |
2011- 2012 годы |
исполнительные органы государственной власти Воронежской области, имеющие подведомственные государственные учреждения |
3. |
Совершенствование программно-целевого инструмента повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов областного бюджета Воронежской области |
|||
3.1. |
Утверждение Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Воронежской области |
нормативный правовой акт правительства Воронежской области |
2011 год* |
департамент экономического развития Воронежской области |
3.2. |
Анализ практики формирования и оценки докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета Воронежской области |
аналитическая записка |
2011 год |
департамент экономического развития Воронежской области департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
3.3. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты о разработке и реализации долгосрочных областных и ведомственных целевых программ |
нормативный правовой акт правительства Воронежской области |
2011 год |
департамент экономического развития Воронежской области департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области исполнительные органы государственной власти Воронежской области |
3.4. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты о формировании и оценке докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности |
нормативный правовой акт правительства Воронежской области |
2011 год |
департамент экономического развития Воронежской области департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
3.5. |
Внесение изменений в Закон Воронежской области от 10.10.2008 N 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области" (в соответствии с изменениями федерального законодательства) |
проект закона Воронежской области |
2011 год* |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
3.6. |
Формирование проекта перечня государственных программ Воронежской области |
правовой акт правительства Воронежской области |
2011 год* |
департамент экономического развития Воронежской области |
4. |
Совершенствование системы государственного финансового контроля |
|||
4.1. |
Анализ действующих нормативных правовых актов Воронежской области, которые определяют права и обязанности органов государственного финансового контроля |
аналитическая записка |
2011 год |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области исполнительные органы государственной власти Воронежской области |
4.2. |
Установление критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств областного бюджета Воронежской области |
приказ департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области |
2011 год* |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
4.3. |
Установление критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований получателями средств областного бюджета Воронежской области |
правовые акты исполнительных органов государственной власти Воронежской области |
2011 год* |
исполнительные органы государственной власти Воронежской области |
4.4. |
Выработка единых рекомендаций по проведению контрольных мероприятий и устранению выявленных нарушений |
методические рекомендации |
2011 год |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
4.5. |
Разработка методических рекомендаций по проверке соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Воронежской области, регулирующих бюджетные правоотношения |
методические рекомендации |
2012 год* |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
4.6. |
Разработка методических рекомендаций по порядку проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчётности |
методические рекомендации |
2012 год* |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
4.7. |
Утверждение порядка осуществления внутреннего контроля в исполнительных органах государственной власти Воронежской области |
приказ департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области |
2011 год |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
5. |
Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами |
|||
5.1. |
Информация об изменениях:См. текст строки 5.1 |
|
|
|
5.2. |
Разработка рекомендаций по реформированию системы муниципального финансового контроля |
методические рекомендации |
2011 год |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
5.3. |
Утверждение порядка проведения мониторинга эффективности расходов местных бюджетов |
нормативный правовой акт правительства Воронежской области |
2012 год |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
6. |
Оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения |
|||
6.1. |
Планы повышения качества финансового менеджмента |
нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Воронежской области |
2011 год |
исполнительные органы государственной власти Воронежской области |
6.2. |
Порядок мониторинга и оценки выполнения планов повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета Воронежской области |
приказ департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области |
2011 год |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
7. |
Организация реализации Программы |
|||
7.1. |
Проведение информационных мероприятий (публикации в средствах массовой информации Воронежской области, в том числе в сети Интернет) |
публикации, интервью, выступления на конференциях |
2011- 2012 годы |
правительство Воронежской области исполнительные органы государственной власти Воронежской области |
7.2. |
Организационные мероприятия по Программе для исполнителей |
семинары, рабочие совещания |
2011- 2012 годы |
департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области |
7.3. |
Организационные мероприятия для участников областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2010 - 2014 годы" |
семинары, рабочие совещания |
2011- 2012 годы |
департамент связи и массовых коммуникаций Воронежской области |
7.4. |
Другие организационные мероприятия по Программе |
рабочие совещания |
2011- 2012 годы |
исполнительные органы государственной власти Воронежской области |
* Мероприятия, реализация которых напрямую зависит от планируемого изменения федерального законодательства, в соответствии с которым сроки реализации таких мероприятий могут быть скорректированы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 30 декабря 2010 г. N 940-р "Об утверждении региональной Программы (плана мероприятий) повышения эффективности бюджетных расходов Воронежской области на период до 2012 года"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Воронежской области от 13 августа 2012 г. N 488-р
Распоряжение Правительства Воронежской области от 27 декабря 2011 г. N 929-р
Распоряжение Правительства Воронежской области от 1 марта 2011 г. N 97-р