В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 февраля 2009 года N Пр-444, постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации", в целях дополнительной социальной поддержки лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы:
1. Утвердить прилагаемую концепцию областной целевой программы "Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Воронежской области на 2011 - 2015 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственными заказчиками Программы департамент труда и социального развития Воронежской области, управление занятости населения Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
3. Определить государственным заказчиком-координатором Программы департамент труда и социального развития Воронежской области.
4. Государственному заказчику в срок до 01 июля 2010 года обеспечить представление Программы в правительство Воронежской области.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Исполняющий обязанности губернатора Воронежской области |
А.Н. Ганов |
Концепция
областной целевой программы "Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Воронежской области
на 2011 - 2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 19 января 2010 г. N 14-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области
Концепция разработана на основании:
- протокола заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 11.02.2009 N Пр-444;
- постановления правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формирования и реализации".
Анализ состояния работы по социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, профилактике рецидивной преступности показывает, что в этом направлении деятельности органов государственной власти существует еще много нерешенных проблем.
В настоящее время в местах лишения свободы Российской Федерации содержится около 900 тысяч человек. Ежегодно освобождается примерно четверть миллиона, из которых 30 - 40 процентов вскоре возвращаются обратно. Заболевания, отсутствие работы, профессии, жилья и средств к существованию являются основными причинами повторных преступлений после освобождения.
Воронежская область не является исключением. На ее территории функционирует 12 учреждений, непосредственно исполняющих наказания в виде лишения свободы, в которых находятся около 10 тысяч осужденных.
Ежегодно из мест лишения свободы в Воронежской области освобождается около 3 тысяч человек. Как правило, лица данной категории имеют недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу. В связи с этим одним из основных направлений социальной помощи этой категории лиц должно быть оказание содействия им в трудоустройстве.
Постоянно растет число обращений освободившихся лиц в службу занятости населения. Так, в 2008 году обратились 210 человек, в I полугодии 2009 года - 252 человека.
Целевые группы лиц, освобожденных из мест лишения свободы, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации, неоднородны, и можно выделить:
- лиц, имеющих после освобождения элементарные бытовые и материальные проблемы, требующие безотлагательного решения (отсутствие документов, жилья, средств существования, проблемы со здоровьем и др.);
- лиц, не имеющих острых бытовых или материальных проблем, но нуждающихся в психологической поддержке, ресоциализации и повышении уровня мотивации к занятости как одной из эффективных мер профилактики рецидивной преступности.
К причинам, не позволяющим лицам, освободившимся из мест лишения свободы, самостоятельно решить вопрос с трудовым и бытовым устройством, следует отнести отсутствие у многих из них общегражданского паспорта.
Ежегодно из мест лишения свободы в область прибывает в среднем 180 человек, больных активным туберкулезом, из них 45% - больные с множественной лекарственной устойчивостью, что составляет 80 человек. Все прибывшие больные нуждаются в проведении комплексного лечения в условиях стационара.
К основным факторам, определяющим недостаточный уровень социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, в Воронежской области следует отнести:
- отсутствие необходимой профессиональной подготовки освободившихся;
- недостаточный уровень информации у работодателей об освободившихся, и в том числе об их профессиональной подготовке, образовании, прежних местах работы, состоянии здоровья;
- сложность получения консультативной и другой помощи.
Целями Программы являются создание условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности в Воронежской области.
Достижение цели Программы предусматривает решение ряда задач:
- предоставление временного жилья (для категории лиц, не имеющих такового или лишившихся его за период отбывания срока наказания);
- восстановление утраченных общественных связей, оказание медицинской, социально-экономической, профессиональной и психологической помощи;
- профориентация и содействие в обеспечении трудовой занятости освободившихся из мест лишения свободы с учетом имеющихся у них рабочих навыков и потребностей регионального и местного рынков труда;
- профессиональное обучение и переподготовка граждан, не имеющих специальности и впервые выбирающих род занятия после освобождения;
- совершенствование индивидуальных программ реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, как средство борьбы с рецидивом преступности;
- профилактика рецидивной преступности;
- оказание психологической поддержки лицам, трудно адаптируемым к условиям свободы (имеющим психические отклонения или освободившимся после длительного срока отбывания наказания);
- социальное сопровождение и обслуживание несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, и лиц, не достигших 30-летнего возраста;
- социальное обслуживание пожилых и малоимущих граждан;
- реабилитация лиц, приобретших в период лишения свободы инвалидность и социально значимые заболевания.
Этапы Программы определяются сроками бюджетного планирования.
Программные мероприятия направлены на создание условий для возвращения к нормальной жизни, трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, реализацию их гражданских, социальных и других прав.
Мероприятия могут быть сгруппированы по следующим разделам:
- помощь в социальной адаптации и реабилитации лицам, освободившимся из мест лишения свободы, социальное обеспечение отбывших наказание инвалидов, больных, престарелых, а также не имеющих близких родственников;
- помощь в восстановлении утраченных документов лицам, освободившимся из мест лишения свободы;
- оказание психологической, юридической помощи нуждающимся гражданам, выделение социальных работников, педагогов и психологов для индивидуальной профилактической работы;
- трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, создание рабочих мест для лиц указанной категории.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Разработка Программы обусловлена необходимостью создания эффективной системы реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.
Реализация мероприятий Программы создаст условия для снижения рецидивной преступности и социальной напряженности в Воронежской области, позволит социально адаптировать бывших осужденных к самостоятельной жизни в обществе, позволит обеспечить необходимый качественно более высокий уровень реабилитации, социального обслуживания и улучшить социальные показатели жизни граждан указанной категории.
Существующая система социальной реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, отсутствие должного взаимодействия правоохранительных органов, органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления в их совместной практической работе являются серьезными факторами, влияющими на эффективность решения данных вопросов.
Реализация программных мероприятий позволит обеспечить реализацию единой государственной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и содействия занятости категориям граждан, особо нуждающимся в социальной помощи со стороны органов государственной власти и общественных организаций, в частности:
- снизить уровень рецидивной преступности;
- создать необходимые условия для обеспечения социально полезной занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы (далее - ЛОМЛС);
- поднять уровень профессионального обучения ЛОМЛС;
- усовершенствовать процедуру оформления паспортов, учет и регистрацию по месту пребывания и проживания ЛОМЛС;
- своевременно выявлять и лечить лиц, больных туберкулезом и иными социально опасными заболеваниями;
- уменьшить остроту социальных проблем ЛОМЛС.
Реализация программно-целевых мероприятий позволит скоординировать межведомственные усилия по предоставлению питания, жилья, работы, медицинской помощи бывшим заключенным, позволит снизить уровень рецидивной преступности в регионе, укрепить общественную и повысить эпидемиологическую безопасность.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Альтернативой программно-целевому методу является нормативно-правовой метод. Особенностью нормативно-правового метода является то, что он устанавливает общие принципы и закономерности государственной поддержки граждан. Данный подход не рассматривает конкретные мероприятия и не учитывает особенности их реализации. В отличие от него программно-целевой метод позволяет конкретизировать мероприятия, закрепить их выполнение за конкретными исполнителями и проконтролировать их реализацию.
Программно-целевой метод позволяет комплексно подойти к решению проблемы, обеспечить наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов по приоритетным направлениям оказания социальной поддержки лицам, освободившимся из мест лишения свободы.
Отсутствие программно-целевого метода реализации государственной политики в интересах лиц указанной категории не позволит создать системный подход к оказанию им профессиональной, психологической, лечебно-профилактической, социально-бытовой и социально-психологической помощи, не позволит обеспечить создания условий для повышения уровня и качества жизни указанной категории граждан, социальной адаптации, приобщения к труду и интеграции их в общество.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Основное преимущество нормативно-правового метода заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплекса программного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат, но при этом варианте становится невозможным осуществлять координацию, систематизацию и анализ результативности мероприятий, имеется сложность и длительность в создании механизма межведомственной координации работ по созданию условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и снижения уровня рецидивной преступности.
Использование программно-целевого метода дает возможность консолидировать средства из областного бюджета на реализацию указанных проблем. Вместе с тем достижению поставленных задач могут помешать риски, связанные с нестабильностью социально-экономического развития муниципальных образований, недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на указанные цели.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2011 - 2015 годы. Программа предусматривает достижение поставленных целей к концу 2015 года.
С учетом того, что в рамках предлагаемой Программы ежегодно решаются аналогичные задачи, целесообразно отдельными этапами реализации Программы определять календарный год. По итогам года будут проводиться анализ эффективности реализации отдельных мероприятий и Программы в целом, расходования бюджетных средств на основе оценки степени достижения целевых индикаторов и показателей, а также определяться промежуточные (квартальные) результаты реализации Программы.
VI. Предложения по целям и задачам долгосрочной областной целевой программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации долгосрочной областной целевой программы по годам
Цель Программы - создание условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности в Воронежской области.
Задачами Программы являются:
- предоставление временного жилья (для категории лиц, не имеющих такового или лишившихся его за период отбывания срока наказания);
- профориентация и содействие в обеспечении трудовой занятости освободившихся из мест лишения свободы с учетом имеющихся у них рабочих навыков и потребностей регионального и местного рынков труда;
- профессиональное обучение и переподготовка граждан, не имеющих специальности и впервые выбирающих род занятия после освобождения;
- совершенствование индивидуальных программ реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, как средство борьбы с рецидивом преступности;
- профилактика рецидивной преступности;
- оказание психологической поддержки лицам, трудно адаптируемым к условиям свободы (имеющим психические отклонения или освободившимся после длительного срока отбывания наказания);
- социальное сопровождение и обслуживание несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний, и лиц, не достигших 30-летнего возраста;
- социальное обслуживание пожилых и малоимущих граждан;
- реабилитация лиц, приобретших в период лишения свободы инвалидность и социально значимые заболевания.
Целевые индикаторы и показатели эффективности:
- ежегодное уменьшение количества лиц, совершивших преступление, ранее судимых за совершение преступления, в общем числе лиц, совершивших преступление (не менее чем на 0,4%);
- ежегодное снижение доли лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу (не менее 2%);
- ежегодное уменьшение количества лиц, освободившихся без паспорта (в процентах от общего числа освобожденных) (не менее 1,5%);
- ежегодное увеличение числа трудоустроенных лиц, освободившихся из мест лишения свободы (в процентах от числа освобожденных - не менее 5%).
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования долгосрочной областной целевой программы, предполагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках долгосрочной областной целевой программы, сроки реализации и объемы их финансирования
Финансирование Программы предлагается осуществить за счет средств областного бюджета. Общие затраты на реализацию Программы на 2011 - 2015 годы составят 123243,35 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2012 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2013 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2014 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2015 год - 24648,67 тыс. рублей.
Достижение запланированных в рамках Программы целевых показателей будет обеспечено реализацией 3 программных мероприятий: медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация и трудоустройство.
Расходы на реализацию мероприятий Программы (в ценах 2009 года) в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, в 2011 - 2015 годах составят 123243,36 тыс. рублей из областного бюджета, в том числе: в 2011 году - 24648,67 тыс. рублей, в 2012 году - 24648,67 тыс. рублей, в 2013 году - 24648,67 тыс. рублей, в 2014 году - 24648,67 тыс. рублей, в 2015 году -24648,67 тыс. рублей.
Сроки и этапы реализации Программы: 2011 - 2015 годы.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация Программы в силу ее специфики и четко выраженного социально-профилактического характера должна способствовать снижению социальной напряженности среди населения области.
По предварительным оценкам реализация программных мероприятий должна привести к следующим изменениям в политической и социально-экономической сфере Воронежской области:
- повышению уровня занятости и снижению роста рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, следовательно, улучшению криминогенной обстановки в Воронежской области, в перспективе - снижению первичной преступности за счет социализации части лиц, имеющих криминальный опыт и вовлекающих молодежь в преступную деятельность;
- укреплению системы взаимодействия субъектов социальной реабилитации;
- созданию дополнительных условий для социальной, бытовой, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и адаптации социально уязвимых групп населения;
- развитию профессионального обучения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, по профессиям, востребованным на рынке труда;
- усовершенствованию процедуры оформления паспортов, учета и регистрации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, по месту пребывания и проживания;
- своевременному выявлению и лечению лиц, больных туберкулезом и иными социально опасными заболеваниями;
- снижению остроты социальных проблем лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Это позволит создать условия для увеличения доходов бюджета за счет поступления дополнительных налогов, а также сократить расходы бюджета на оказание государственной социальной помощи, что в результате обусловит более рациональное расходование бюджетных средств.
IX. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию долгосрочной областной целевой программы
В формировании мероприятий Программы предлагается участие следующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области: департамента труда и социального развития Воронежской области, управления занятости населения Воронежской области, департамента здравоохранения Воронежской области, департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управления по взаимодействию с административными и военными органами правительства Воронежской области, а также Главного управления внутренних дел по Воронежской области, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, Общественной палаты Воронежской области.
Ответственным за разработку и реализацию Программы определить департамент труда и социального развития области.
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам областной целевой программы
Государственными заказчиками Программы определить департамент труда и социального развития Воронежской области, управление занятости населения Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Заказчик-координатор Программы - департамент труда и социального развития Воронежской области.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации областной целевой программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Прогнозно объем средств на реализацию программных мероприятий на 2011 - 2015 годы составляет 123243,35 тыс. рублей, в том числе: на 2011 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2012 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2013 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2014 год - 24648,67 тыс. рублей, на 2015 год - 24648,67 тыс. рублей.
Средства из областного бюджета на финансирование мероприятий выделяются на соответствующий финансовый год в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете.
Сроки и этапы реализации Программы: 2011 - 2015 годы.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий долгосрочной областной целевой программы
Перечень мероприятий Программы формируется государственными заказчиками Программы на основе мониторинга целевых показателей и с учетом задач, определенных стратегиями социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы и настоящей Концепцией.
Отбор мероприятий Программы осуществляется исходя из приоритетности достижения конечной цели.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы
Управление реализацией Программы будет осуществляться в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации, утвержденным постановлением правительства области от 19 ноября 2009 года N 993.
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться государственными заказчиками Программы - департаментом труда и социального развития Воронежской области, управлением занятости населения Воронежской области, департаментом здравоохранения Воронежской области, департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, а также управлением по взаимодействию с административными и военными органами правительства Воронежской области.
С учетом выделяемых на реализацию Программы средств государственными заказчиками ежегодно уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации областной целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является создание условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и сокращение факторов, способствующих рецидивной преступности в Воронежской области.
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2011 - 2015 годы.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 19 января 2010 г. N 14-р "Об утверждении концепции областной целевой программы "Социальная реабилитация и адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в Воронежской области на 2011 - 2015 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был