В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" и в целях реализации государственной политики Воронежской области в сфере улучшения положения детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных детей, одаренных детей:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы".
2. Определить департамент труда и социального развития Воронежской области (Самойлюк) государственным заказчиком-координатором долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы" (далее - программа).
3. Определить департамент здравоохранения Воронежской области (Автономов), департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов), управление культуры Воронежской области (Образцов) государственными заказчиками программы.
4. Государственному заказчику-координатору программы в срок до 10 сентября 2010 года разработать проект программы и представить его для рассмотрения на заседании правительства Воронежской области.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Агапову Г.В.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Концепция
долгосрочной областной целевой программы
"Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы"
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 7 сентября 2010 г. N 597-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей долгосрочной областной целевой программы приоритетным задачам социально-экономического развития Воронежской области
В Воронежской области проживают около 380 тысяч несовершеннолетних, из них более 40 процентов относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении. Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в обществе.
Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.
Социально-экономические изменения, произошедшие в России, привели к серьезным изменениям в структуре населения. Тенденция снижения доли детского населения в общей численности жителей Воронежской области в 2009 году сохранилась. Динамика изменения численности детей и их доли в общей численности населения Воронежской области в период 2006 - 2009 годов стабильно отрицательная. При этом доля детского населения составляет только 16,9%, что ниже, чем по Российской Федерации - 19,6%, т.е. возрастная структура населения носит регрессивный характер. Общие показатели воспроизводства населения в области хуже, чем в Центральном федеральном округе и в целом по Российской Федерации.
Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества.
В Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.
Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу" среди прочих приоритетных направлений развития Воронежской области определено такое направление, как развитие человеческого потенциала Воронежской области. Реализация данного направления в сфере улучшения положения детей должна осуществляться через:
- охрану и укрепление здоровья детей и подростков;
- профилактику социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
Актуальность долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской на 2011 - 2014 годы" (далее - программа), ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных проблем в ходе реализации областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 25.01.2007 N 747-IV-ОД. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, к решению проблем неблагополучия семей с детьми.
Содержание настоящей Программы, как и прежде, ориентировано на улучшение положения детей, обеспечение их всестороннего развития, профилактику семейного неблагополучия и государственную поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; применение современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми; направленность целей, задач и мероприятий программы на достижение результатов, оцениваемых основными целевыми индикаторами и показателями программы.
Отличие предлагаемой программы от ранее действовавшей заключается в привлечении внебюджетных средств, реализации в рамках программы инновационных проектов по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, проведении реабилитационных мероприятий не только для детей-инвалидов, но и для их семей, включении в программу мероприятия "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
О значительных проблемах материнства и детства в Воронежской области свидетельствуют нестабильность семейно-брачных отношений, снижение числа многодетных семей, утрата ответственности у родителей за содержание и воспитание детей, низкий уровень обеспечения прав детей на достойное развитие, охрану здоровья и образование. Стабильно высокой, на уровне до 5 - 7 процентов, остается доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, безнадзорных несовершеннолетних, детей, наиболее остро нуждающихся в поддержке государства.
В истекшем году органами управления образованием муниципальных районов (городских округов), выполняющими функции в сфере опеки и попечительства, выявлено и принято на учет 1119 детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в области функционируют 35 интернатных учреждений, в которых воспитывается 3968 детей, в том числе 1286 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Показатель младенческой смертности за последние 5 лет снизился на 2,2% (с 10,2% в 2004 году до 8,0% по итогам 2009 года). Данный показатель ниже общероссийского показателя (8,5%). Общая заболеваемость детей от 0 до 14 лет увеличилась на 2,1% и составляет 1953,4 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 год - 1914,4), что в некоторой степени связано с проведением диспансеризации детей 1-го года жизни и детей-сирот в соответствии со стандартами в рамках реализации национального проекта "Здоровье". Первичная заболеваемость остается практически на прежнем уровне и составляет 1339,1 случая на 1000 населения соответствующего возраста (2007 год - 1343,7).
Состояние здоровья детского населения Воронежской области непосредственно влияет на численность детей-инвалидов. Несмотря на некоторое сокращение в последние годы числа детей-инвалидов, их удельный вес по-прежнему составляет около 2 процентов от общей численности всех детей.
В ходе решения вышеперечисленных проблем в рамках реализации областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2007 - 2010 годы" достигнут ряд положительных результатов, о чем свидетельствуют значения и динамика важнейших целевых показателей программы:
Наименование показателя |
Ед. измерения |
2007 год |
2009 год |
Младенческая смертность |
Число умерших в возрасте до 1 года на 1000 детей, родившихся живыми |
8,2 |
8,0 |
Материнская смертность |
Число умерших матерей на 100 000 детей, родившихся живыми |
23,1 |
13,4 |
Удельный вес детей первой группы здоровья |
% от общей численности детского населения Воронежской области |
28,8 |
31,0 |
Количество школьников - победителей международных, всероссийских, областных олимпиад и конкурсов |
Человек |
1300 |
2400 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей |
% от общей численности детей Воронежской области |
3,5 |
2,23 |
Удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних по отношению к общему числу безнадзорных и беспризорных детей |
% в общей численности безнадзорных детей, выявленных на территории Воронежской области |
62,0 |
100,0 |
Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей по отношению к общему числу детей |
% от общей численности детей Воронежской области |
0,81 |
0,78 |
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, по отношению к общему числу семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в реабилитации |
% от общего количества семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в реабилитационных услугах |
28,4 |
32,3 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, по отношению к общему числу детей-инвалидов |
% от общей численности детей-инвалидов, проживающих в области |
29,0 |
33,0 |
При этом остается нерешенным ряд важнейших вопросов, направленных на реализацию целей и задач программы. Перечень предлагаемых программных мероприятий приведен в главе 7 концепции.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Реализация программно-целевых мероприятий по созданию условий для улучшения положения детей в Воронежской области в период с 2001 по 2009 год способствовала налаживанию межведомственного взаимодействия и выработке общих подходов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, органов местного самоуправления Воронежской области к решению острых проблем детей, сосредоточению финансовых ресурсов областного и федерального бюджетов на решении наиболее актуальных проблем детства.
Особенность программы на период 2011 - 2014 годов состоит в следующем:
- ориентированность мероприятий программы как на адресную поддержку детей, нуждающихся в помощи государства, так и на профилактику семейного неблагополучия, и в первую очередь среди семей с детьми-инвалидами, приемных, патронатных семей;
- привлечение к финансированию программных мероприятий внебюджетных средств фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- реализация новых проектов реабилитации детей с ограниченными возможностями и профилактики детской беспризорности и безнадзорности;
- включение в программу мероприятия "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- использование измеряемых результатов достижения выбранных целей и задач программы, оцениваемых целевыми индикаторами.
Наиболее вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей в Воронежской области могут стать:
- несистемное решение задач по улучшению положения детей, стоящих перед государственными органами исполнительной власти Воронежской области;
- неэффективное использование бюджетных ресурсов при решении приоритетных проблем улучшения положения детей, выделяемых в перспективных программах социально-экономического развития Воронежской области;
- прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, отсутствие планируемых показателей дальнейшего снижения материнской, детской и младенческой смертности;
- ухудшение условий социализации детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних;
- увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа;
- снижение воспитательного потенциала семей, воспитывающих несовершеннолетних, распространение социального сиротства, социального неблагополучия среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Отсутствие программно-целевого метода в реализации государственной политики в интересах одаренных детей не позволит создать системный подход к оказанию им профессиональной, психологической и педагогической помощи для всестороннего развития.
В перспективе эти риски снизят эффективность ранее предпринимавшихся усилий по улучшению положения детей и повлекут увеличение расходов для повышения уровня охраны здоровья, образования детей, функционирования региональной системы социального обслуживания семьи и детей.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Решение целей и задач программы возможно по двум вариантам.
1. Первый вариант - в реализации мероприятий программы наряду с государственными заказчиками программы (департамент труда и социального развития Воронежской области, департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области) участвуют прописанные в программе органы местного самоуправления, общественные организации, заинтересованные федеральные структуры.
Такой подход дает возможность обеспечить эффективное взаимодействие между органами государственной власти области, органами местного самоуправления и организациями в решении общих целей и задач программы.
К наиболее серьезным рискам указанного варианта решения целей и задач программы можно отнести недостаточную гибкость и адаптируемость программы к изменениям в деятельности органов государственной власти, трудности с координацией работы и контролем за эффективностью реализации программных мероприятий, жесткую зависимость результатов реализации совместных проектов от объемов и порядка финансирования, избыточность административных процедур. К тому же, по оценкам, объемы финансирования программных мероприятий при данном варианте решения вопроса, увеличиваются в 5 - 8 раз и в данном случае составят от 769659,0 до 1135454,0 тыс. рублей вместо 181931,7 тыс. рублей запланированных.
2. Второй вариант - программа реализуется тремя государственными заказчиками (департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области) и государственным заказчиком-координатором программы (департамент труда и социального развития Воронежской области) по основным направлениям их деятельности. При этом в реализации мероприятий программы могут участвовать иные исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, внебюджетные фонды в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере организации взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями. Это позволяет обеспечить эффективный контроль хода работ, оперативно вносить коррективы в программу в зависимости от результатов ее реализации. Объемы затрат на реализацию программных мероприятий в данном случае составят не более 281931,7 тыс. рублей на весь период реализации программы, в том числе по годам:
- 2011 год - 39632,7 тыс. рублей;
- 2012 год - 87345,0 тыс. рублей;
- 2013 год - 76378,0 тыс. рублей;
- 2014 год - 78576,0 тыс. рублей.
К наиболее существенным рискам в данном случае можно отнести снижение темпов повышения качества государственного управления реализацией программных мероприятий, возможное противодействие (пассивность) при внедрении и использовании результатов реализации программы органами местного самоуправления, общественными организациями, федеральными структурами. Однако минимизация этих рисков, как правило, достигается созданием совместных рабочих групп с участием заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изданием соответствующих нормативных правовых актов правительства Воронежской области, заключением соглашений с общественными организациями и внебюджетными фондами.
Учитывая вышеизложенное, наиболее рациональным можно признать второй вариант. Все дальнейшие расчеты произведены исходя из него.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Программу предполагается реализовать в один этап. Срок реализации программы - 2011 - 2014 годы.
VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям ее реализации, позволяющим оценивать ход реализации долгосрочной областной целевой программы по годам
Цель программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер по улучшению положения детей, нуждающихся в поддержке государства.
Для достижения цели программы предусматривается решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития;
- развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Эффективность реализации программных мероприятий будет оцениваться по степени достижения следующих целевых показателей:
Значение целевого показателя |
Единица измерения |
Значения по годам |
|||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
Младенческая смертность |
Число умерших в возрасте до 1 года на 1000 детей, родившихся живыми |
7,5 |
7,4 |
7,4 |
7,3 |
Материнская смертность |
Число умерших матерей на 100000 детей, родившихся живыми |
16,0 |
15,5 |
15,5 |
15,4 |
Удельный вес детей первой группы здоровья |
% от общей численности детского населения Воронежской области |
30,0 |
30,5 |
30,8 |
31,0 |
Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно |
% от общей численности детского населения Воронежской области |
18,5 |
18,4 |
18,3 |
18,2 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей |
% от общей численности детей Воронежской области |
2,15 |
2,13 |
2,11 |
2,09 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан |
% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
91 |
92 |
93 |
94 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем |
% от общего количества детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, вставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 января 2008 года |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
5,0 |
Доля детей, включенных в систему выявления и поддержки одаренных детей |
% от общего количества детей школьного возраста |
21 |
22 |
23,5 |
25,0 |
Количество школьников - победителей международных, всероссийских, областных олимпиад и конкурсов |
Человек |
2400 |
2700 |
3000 |
3150 |
Количество областных конкурсов, соревнований, олимпиад и иных конкурсных мероприятий, проводимых для выявления одаренных детей в различных сферах интеллектуальной и творческой деятельности |
Единиц |
80 |
85 |
95 |
100 |
Коэффициент обеспеченности реабилитационными услугами безнадзорных и беспризорных детей |
Количество услуг из расчета на одного безнадзорного ребенка в год |
1,28 |
1,28 |
1,28 |
1,28 |
Удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, по отношению к общему числу детей |
% от общей численности детей Воронежской области |
0,75 |
0,74 |
0,73 |
0,72 |
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, по отношению к общему числу семей с детьми-инвалидами, нуждающимися в реабилитации |
% от общего количества семей с детьми-инвалидами, нуждающимися в реабилитационных услугах |
34,3 |
34,9 |
35,5 |
36,1 |
Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, по отношению к общему числу детей-инвалидов |
% от общей численности детей-инвалидов, проживающих в области |
35,5 |
36,1 |
36,7 |
37,3 |
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования программы, предлагаемый перечень мероприятий, которые необходимо осуществлять в рамках областной целевой программы, срок реализации и объемы их финансирования
Финансирование программы предлагается осуществить за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных средств фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Предполагаемые затраты на реализацию программы на период 2011 - 2014 годов составляют 281931,7 тыс. рублей, в том числе:
- федеральный бюджет - 36374,0 тыс. рублей;
- областной бюджет - 242557,7 тыс. рублей;
- внебюджетные средства фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе фонда "Лига помощи" - 3000,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования программы с разбивкой по годам приведены в приложении к настоящей Концепции.
Программа реализуется в течение 2011 - 2014 годов в один этап и состоит из трех подпрограмм: "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети и семья". Последняя подпрограмма, в свою очередь, подразделяется на три направления "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами".
В ходе реализации программы планируется выполнение следующих мероприятий:
Подпрограмма "Здоровое поколение" (государственный заказчик - департамент здравоохранения Воронежской области)
Объем финансирования подпрограммы - 40750,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 16474,0 тыс. рублей, за счет средств федерального бюджета - 24276,0 тыс. рублей.
В рамках программы предполагается:
1. Продолжить приобретение реанимационного оборудования для новорожденных и детей 1-го года жизни в ГУЗ "Областная детская клиническая больница N 1", ГУЗ "Областная детская клиническая больница N 2", ГУЗ "Воронежская областная клиническая больница N 1" (областной родильный дом), МУЗ "Детская городская клиническая больница N 1".
2. Приобретение наборов реактивов и тест-систем для проведения пренатального и неонатального скрининга врожденных пороков развития в ГУЗ "Воронежский областной клинический консультативный диагностический центр".
Обеспечение детей, страдающих фенилкетонурией, продуктами лечебного питания.
3. Издание методических рекомендаций, брошюр, информационных изданий для педагогических, медицинских работников, женщин репродуктивного возраста и детей дошкольного и школьного возраста по пропаганде здорового образа жизни; издание методических рекомендаций для педиатров, наркологов, медицинских работников школ, психологов, педагогов по организации профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения, и обеспечение реализации данных мероприятий, профилактика нездорового образа жизни у будущих матерей и подготовка к родам на базе женских консультаций.
Подпрограмма "Одаренные дети" (государственные заказчики: департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, управление культуры Воронежской области в части исполнения проекта "Дети без границ")
Общий объем финансирования подпрограммы - 6432,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 658,0 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 5774,3 тыс. рублей.
Существующая система выявления и поддержки одаренных детей позволяет охватить около 20 процентов от общей численности детского населения школьного возраста. При этом в среднем по Российской Федерации доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, их занятости социально значимой деятельностью, составляет 25 процентов от общей численности детского населения.
Факторами, сдерживающими дальнейшую работу по выявлению и развитию одаренных детей, являются недостаточное оснащение оборудованием экспериментальных площадок, внедряющих новые методики работы с одаренными детьми, отсутствие необходимого количества мастер-классов, специалистов, обладающих методиками оказания индивидуальной помощи детям, проявляющим способности в учебе.
В современных условиях требует дальнейшего решения проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей в новых социально-экономических условиях, и в этой связи планируется продолжить выявление и развитие природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.
Для этого в подпрограмме "Одаренные дети" предусмотрены следующие мероприятия:
- обеспечение участия одаренных детей в областных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, конференциях, слетах, фестивалях, спортивных соревнованиях;
- назначение стипендий правительства Воронежской области воспитанникам учреждений дополнительного образования детей - победителям областных конкурсов и соревнований по различным направлениям интеллектуальной и творческой деятельности;
- разработка и издание методических сборников из опыта работы по развитию одаренности у детей;
- целевая поддержка опытно-экспериментальных площадок и мастер-классов, создаваемых на базе образовательных учреждений;
- реализация проекта "Дети без границ", предусматривающего обмен группами одаренных детей с зарубежными странами;
- реализация комплекса мероприятий по поддержке государственных, муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих работу с одаренными детьми, а также поощрению яркого педагогического опыта среди руководителей творческих коллективов, преподавателей образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования, подготовивших одаренных детей (предусмотрены конкурсы воспитательных систем образовательных учреждений (1 раз в два года); учреждений дополнительного образования (1 раз в два года); педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (1 раз в два года); конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей (1 раз в два года); смотр детских художественных коллективов на присвоение звания "Образцовый детский коллектив";
- проведение научно-практических конференций, семинаров, "круглых столов" по вопросам работы с одаренными детьми.
Подпрограмма "Дети и семья" - направление "Дети-сироты" (государственные заказчики: департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, департамент труда и социального развития Воронежской области в части исполнения мероприятия "Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
Объем финансирования - 53905,0 тысяч рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 4480,0 тысяч рублей, средств областного бюджета - 49425,0 тысяч рублей.
Основные мероприятия по направлению:
- укрепление материально-технической базы 13 существующих государственных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшение материально-бытовых условий 7 приемных семей. Создание в них необходимых условий для социализации воспитанников, подготовки их к самостоятельной жизни и труду;
- проведение областных мероприятий для детей-сирот и приемных семей;
- обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Направление "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних" подпрограммы "Дети и семья" (государственный заказчик - департамент труда и социального развития Воронежской области)
Объем финансирования 171226,0 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3570,0 тыс. рублей, средств областного бюджета -164656,0 тыс. рублей, внебюджетных средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе Фонда "Лига помощи" - 3000,0 тыс. руб.). В перечень основных мероприятий по направлению входят:
- доукомплектование учреждений социального обслуживания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, специальным реабилитационным оборудованием и инвентарем, автотранспортом, капитальный ремонт и благоустройство территорий;
- реконструкция Верхнемамонского, Кантемировского, Терновского и Панинского социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
- обеспечение детей, находящихся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, одеждой и обувью;
- разработка и внедрение инновационных технологий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних на межведомственном уровне;
- завершение формирования электронного межведомственного банка данных безнадзорных несовершеннолетних;
- развитие комплексной системы профилактики беспризорности и социального сиротства на ранних этапах развития ребенка.
Направление "Семья с детьми-инвалидами" подпрограммы "Дети и семья" (государственный заказчик - департамент труда и социального развития Воронежской области)
Объем финансирования - 9618,4 тысяч рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 3390,0 тысяч рублей, средств областного бюджета - 6228,4 тысяч рублей.
Основные мероприятия по направлению:
- строительство социальной гостиницы в областном государственном учреждении "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик";
- доукомплектование учреждений реабилитации детей-инвалидов медицинским реабилитационным оборудованием, инвентарем, благоустройство территории и капитальный ремонт помещений;
- ежегодное проведение палаточных лагерей для детей-инвалидов с родителями на базе государственного учреждения "Областной центр социальной помощи семье и детям "Буревестник" и областного государственного учреждения "Борисоглебский зональный центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлик";
- создание интернет-сайта "Учреждения реабилитации детей-инвалидов Воронежской области";
- организация службы "Социальное такси" для инвалидов-колясочников;
- организация спартакиад для детей-инвалидов;
- организация допрофессионального обучения и трудовой реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях социального обслуживания населения;
- организация спортивных секций по паралимпийским видам спорта для детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания населения;
- развитие практики организации групп совместного пребывания (здоровые дети и дети-инвалиды) в учреждениях социального обслуживания населения.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
В ходе достижения цели программы - создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер по улучшению положения детей, нуждающихся в поддержке государства, предусматривается решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах их развития;
- развитие адресной поддержки детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
- развитие и укрепление системы профилактики социального неблагополучия семей с детьми;
- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение задач будет осуществляться через реализацию мероприятий, указанных в главах I, II концепции. Основной эффект от реализации программных мероприятий будет достигнут к концу 2014 года по окончании реализации мероприятий программы.
Планируется, что реализация мероприятий программы позволит к 2015 году:
- снизить уровень младенческой смертности до 7,4 единицы на 10000 детей, родившихся живыми;
- снизить уровень материнской смертности до 15,3 единицы на 100000 детей, родившихся живыми;
- увеличить удельный вес детей первой группы здоровья до 31% от общего количества детей;
- добиться снижения первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно до 18,2% от общего количества детского населения;
- увеличить долю детей, включенных в систему выявления и поддержки одаренных детей, до 25% от общего количества детей, проживающих в области.
- увеличить количество детей - победителей международных, всероссийских и областных олимпиад до 3150 человек;
- увеличить количество ежегодно проводимых областных конкурсов, соревнований, олимпиад и иных мероприятий, проводимых для выявления одаренных детей в различных сферах интеллектуальной и творческой деятельности, до 100 единиц;
- увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, до 10% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставших на учет на улучшение жилищных условий после 1 января 2008 года;
- снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 2,09% от общего количества детей, проживающих в области;
- увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи граждан, до 94%;
- снизить уровень безнадзорности несовершеннолетних до 0,72% от общего количества детей, проживающих в области;
- сохранить коэффициент обеспеченности реабилитационными услугами безнадзорных и беспризорных детей на уровне 1,28 единицы услуг в год на одного ребенка;
- увеличить охват реабилитационными услугами детей-инвалидов до 37,3%, семей с детьми-инвалидами - до 36,1%.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежеквартально на основании значений целевых индикаторов и показателей программы путем сравнения достигнутого значения целевого индикатора с его целевым значением и определяется по следующей форме:
,
где:
Эп - эффективность реализации программы по данному целевому индикатору;
Иф - фактическое значение достигнутого целевого индикатора;
Иц - нормативное значение целевого индикатора.
Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов целям и задачам программы, а также косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области.
IХ. Предложения по участию исполнительных органов государственной власти области, ответственных за формирование и реализацию программы
В формировании мероприятий программы предлагается участие следующих исполнительных органов государственной власти Воронежской области: департамент труда и социального развития области, департамент образования, науки и молодежной политики области, департамент здравоохранения области, управление культуры области.
Предлагается ответственным за разработку и реализацию программы определить департамент труда и социального развития области.
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы
Государственными заказчиками программы предлагается определить:
- департамент здравоохранения области (подпрограмма "Здоровое поколение");
- департамент образования, науки и молодежной политики области (подпрограмма "Одаренные дети", направление "Дети-сироты" подпрограммы "Дети и семья");
- управление культуры области (подпрограмма "Одаренные дети").
Государственный заказчик-координатор программы и разработчик программы - департамент труда и социального развития области (направления "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних", "Семья с детьми-инвалидами" подпрограммы "Дети и семья").
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации программы
Программу предполагается реализовать в один этап. Срок реализации - 2011 - 2014 годы.
Источниками средств для реализации программы являются средства федерального, областного бюджетов и внебюджетных средств фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программе фонда "Лига помощи". Общие затраты на реализацию программы составляют 281931,7 тыс. рублей.
В структуре затрат на реализацию программы по статье "Капитальные вложения" на новое строительство, проведение капитального ремонта учреждений, приобретение автотранспорта, оборудования, жилья для детей-сирот, предусматривается 203971,0 тыс. рублей, что составляет 72,4 процента от всего объема финансирования программы. По статье "Прочие расходы" на проведение социально-психологической реабилитации и адаптации, досуговых, культурно-массовых и информационно-методических мероприятий, закупку мягкого и твердого спортивного инвентаря, мебели, бытовой и оргтехники, текущий ремонт учреждений социального обслуживания семьи и детей планируется направить 77960,7 тыс. рублей, что составляет 27,6 процента от всего объема финансирования программы.
В целях привлечения для финансирования программных мероприятий средств федерального бюджета предполагается участие в соответствующих конкурсах, в том числе проводимых фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объемы финансирования мероприятий программы будут корректироваться в процессе их реализации в соответствии с ассигнованиями, утвержденными законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и фактическим поступлением средств (оборудования) за счет средств федерального бюджета по ФЦП "Дети России", выделением средств в виде грантов по программам фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Перечень мероприятий программы формируется на основе мониторинга целевых показателей и с учетом задач, определенных стратегиями социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, Программой экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы и настоящей Концепцией. Критерием отбора программных мероприятий является их направленность на достижение цели и решение задач программы, изложенных в главе V проекта концепции. Мероприятия, реализация которых не приводит к достижению цели и решению задач программы, к включению в программу не допускаются.
Изменение перечня мероприятий программы осуществляется по предложениям государственного заказчика-координатора программы, государственных заказчиков программы, общественных организаций, органов местного самоуправления, иных заинтересованных лиц посредством корректировки программы в соответствии с требованиями к оформлению и порядку корректировки программы, утвержденными постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных программ, их формировании и реализации".
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы
В систему организации и контроля реализации программы входят исполнительные органы государственной власти Воронежской области, осуществляющие функции государственных заказчиков программы: департамент здравоохранения Воронежской области, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области.
Комплексное управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик-координатор программы - департамент труда и социального развития Воронежской области, который несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств. Государственный заказчик-координатор в рамках своей компетенции:
- определяет наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации программы;
- проводит согласование объемов финансирования на очередной финансовый год и на весь период реализации программы;
- в установленном порядке представляет проекты бюджетных заявок на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной финансовый год;
- утверждает распределение выделяемых средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов, целевые показатели и индикаторы. При изменении объемов финансирования программы корректирует объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяет приоритеты, принимает меры по обеспечению выполнения программы;
- осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливает и в установленном порядке представляет отчеты о реализации программы, эффективности использования бюджетных средств;
- организует внедрение и обеспечение использования информационных технологий в целях управления реализацией программы;
- координирует разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программы;
- вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой программы.
Управление реализацией конкретных мероприятий программы осуществляют государственные заказчики, которые в рамках своей компетенции:
- определяют наиболее эффективные формы и методы организации работ по реализации мероприятий программы;
- организуют проведение конкурсов по отбору исполнителей программных мероприятий;
- организуют отбор исполнителей программных мероприятий;
- заключают государственные контракты (договоры) на выполнение работ (оказание услуг) по реализации программных мероприятий с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области в сфере размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- координируют работу исполнителей программных мероприятий;
- в установленном порядке представляют бюджетные заявки на ассигнования из областного и федерального бюджетов для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год;
- формируют предложения по распределению выделяемых на безвозвратной основе средств областного бюджета по соответствующим программным мероприятиям и статьям расходов. При изменении объемов финансирования программы корректируют объемы и виды выполняемых работ на очередной финансовый год, определяют приоритеты, принимают меры по обеспечению выполнения программных мероприятий;
- осуществляют сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
- проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий, подготавливают и в установленном порядке представляют отчеты о реализации программных мероприятий, эффективности использования бюджетных средств;
- координируют разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программных мероприятий;
- вносят в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой мероприятий программы.
Государственные заказчики и государственный заказчик-координатор программы в своей работе руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.
Контроль за реализацией программы осуществляет управление экспертной и контрольной работы правительства области.
При необходимости, в установленном порядке будут проводиться экспертные проверки хода реализации программы Контрольно-счетной палатой Воронежской области, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации по Воронежской области, иными заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и Воронежской области в пределах компетенции. Целью проверок станет подтверждение соответствия утвержденным параметрам программы сроков реализации мероприятий, целевого и эффективного использования бюджетных средств. По результатам экспертных проверок в случае необходимости в установленном порядке будут вноситься предложения о корректировке программы.
Необходимым условием успешной реализации программы является максимальная открытость процесса выработки и принятия решений по всем поставленным в ней вопросам при широком их обсуждении с участием общественности, научных и экспертных кругов.
Приложение
к Концепции
долгосрочной областной целевой программы
"Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы"
тыс. рублей
N п/п |
Наименование мероприятия |
Общий объем финансирования |
В том числе: |
|||
Федеральный бюджет (субсидии, стоимость оборудования) |
Областной бюджет |
Муниципальные бюджеты |
Внебюджетные средства |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Итого по программе: |
281 931,7 |
36 374,0 |
242 557,7 |
0,0 |
3 000,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
2011 год |
39 632,7 |
8 343,0 |
28 289,7 |
0,0 |
3 000,0 |
1.2. |
2012 год |
87 345,0 |
8 942,0 |
78 403,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. |
2013 год |
76 378,0 |
9 274,0 |
67 104,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4. |
2014 год |
78 576,0 |
9 815,0 |
68 761,0 |
0,0 |
0,0 |
2. |
Подпрограмма |
40 750,0 |
24 276,0 |
16 474,0 |
0,0 |
0,0 |
2.1. |
2011 год |
9 311,0 |
5 603,0 |
3 708,0 |
0,0 |
0,0 |
2.2. |
2012 год |
10 009,0 |
6 023,0 |
3 986,0 |
0,0 |
0,0 |
2.3. |
2013 год |
10 480,0 |
6 200,0 |
4 280,0 |
0,0 |
0,0 |
2.4. |
2014 год |
10 950,0 |
6 450,0 |
4 500,0 |
0,0 |
0,0 |
3. |
Подпрограмма |
6 432,3 |
658,0 |
5 774,3 |
0,0 |
0,0 |
3.1. |
2011 год |
1 467,0 |
130,0 |
1 337,0 |
0,0 |
0,0 |
3.2. |
2012 год |
1 591,3 |
154,0 |
1 437,3 |
0,0 |
0,0 |
3.3. |
2013 год |
1 684,0 |
184,0 |
1 500,0 |
0,0 |
0,0 |
3.4. |
2014 год |
1 690,0 |
190,0 |
1 500,0 |
0,0 |
0,0 |
4. |
Подпрограмма |
234 749,4 |
11 440,0 |
220 309,4 |
0,0 |
3 000,0 |
4.1. |
2011 год |
28 854,7 |
2 610,0 |
23 244,7 |
0,0 |
3 000,0 |
4.2. |
2012 год |
75 744,7 |
2 765,0 |
72 979,7 |
0,0 |
0,0 |
4.3. |
2013 год |
64 214,0 |
2 890,0 |
61 324,0 |
0,0 |
0,0 |
4.4. |
2014 год |
65 936,0 |
3 175,0 |
62 761,0 |
0,0 |
0,0 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
5. |
Направление |
53 905,0 |
4 480,0 |
49 425,0 |
0,0 |
0,0 |
5.1. |
2011 год |
3 320,0 |
950,0 |
2 370,0 |
0,0 |
0,0 |
5.2. |
2012 год |
3 370,0 |
1 065,0 |
2 305,0 |
0,0 |
0,0 |
5.3. |
2013 год |
23 375,0 |
1 130,0 |
22 245,0 |
0,0 |
0,0 |
5.4. |
2014 год |
23 840,0 |
1 335,0 |
22 505,0 |
0,0 |
0,0 |
6. |
Направление |
171 226,0 |
3 570,0 |
164 656,0 |
0,0 |
3 000,0 |
6.1. |
2011 год |
24 050,0 |
850,0 |
20 200,0 |
0,0 |
3 000,0 |
6.2. |
2012 год |
66 370,0 |
870,0 |
65 500,0 |
0,0 |
0,0 |
6.3. |
2013 год |
39 800,0 |
900,0 |
38 900,0 |
0,0 |
0,0 |
6.4. |
2014 год |
41 006,0 |
950,0 |
40 056,0 |
0,0 |
0,0 |
7. |
Направление |
9 618,4 |
3 390,0 |
6 228,4 |
0,0 |
0,0 |
7.1. |
2011 год |
1 484,7 |
810,0 |
674,7 |
0,0 |
0,0 |
7.2. |
2012 год |
6 004,7 |
830,0 |
5 174,7 |
0,0 |
0,0 |
7.3. |
2013 год |
1 039,0 |
860,0 |
179,0 |
0,0 |
0,0 |
7.4. |
2014 год |
1 090,0 |
890,0 |
200,0 |
0,0 |
0,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, проживающих в регионе, включая комплекс мер по улучшению положения детей, нуждающихся в поддержке государства. Программу предполагается реализовать в один этап. Срок реализации программы - 2011 - 2014 годы.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 7 сентября 2010 г. N 597-р "О разработке проекта долгосрочной областной целевой программы "Дети Воронежской области на 2011 - 2014 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был