В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", законом Воронежской области от 04.04.2007 N 39-ОЗ "О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления" и в целях совершенствования управления в сфере обращения с отходами производства и использования вторичных ресурсов приказываю:
1. Утвердить прилагаемую стратегию обращения с отходами производства на территории Воронежской области.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Руководитель управления |
Н.В. Стороженко |
Стратегия
обращения с отходами производства на территории Воронежской области
(утв. приказом Управления по экологии и природопользованию
Воронежской области
от 7 апреля 2011 г. N 56)
I. Общие положения
Стратегия обращения с отходами производства на территории Воронежской области (далее - Стратегия) представляет собой систему целей, задач, направлений и путей их осуществления, которые должны реализовываться в региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии.
Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, участвующими в сфере обращения с отходами производства для достижения целей, определенных Стратегией.
II. Характеристика системы обращения с отходами производства
Существующее состояние в области обращения с отходами производства характеризуется ростом объемов их образования и захоронения и незначительным уровнем вовлечения в хозяйственный оборот.
В Воронежской области на сегодняшний день одна из основных природоохранных задач - решение проблемы утилизации отходов. За последние годы в регионе появился еще один мощный фактор, влияющий на количество отходов: промышленность снова наращивает производственные мощности, а значит, существенно увеличивается и количество отходов производства, что приводит к загрязнению окружающей среды.
В 2009 году на территории Воронежской области образовалось более 9,0 млн. тонн отходов производства и потребления (в т.ч.: I класса опасности - 135,6 тонн, II класса опасности - 1521,7 тонн, III класса опасности - 18,1 тыс. тонн, IV класса опасности - 1,212 млн. тонн, V класса опасности - 7,8 млн. тонн) (для сравнения - в 2008 году - 4,1 млн. тонн), что обусловлено проведением работ по модернизации производств на предприятиях, а также увеличением количества образовавшихся отходов IV, V классов опасности. В приложении 1 представлена динамика объемов образования отходов на территории Воронежской области за 2007, 2008, 2009 годы (основание: данные государственного статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы)).
Существующая схема обращения с отходами производства Воронежской области экономически и технологически неэффективна, а также не обеспечивает выполнение требований природоохранного законодательства.
Особую проблему представляют отходы промышленного производства (промышленные отходы). Токсичность, пожаро- и взрывоопасность создают особый риск для населения и окружающей среды в процессе технологического цикла обращения промышленных отходов.
Отходы промышленного производства образуются в результате химических и температурных воздействий на вещества природного происхождения. Они бывают возвратными (используются в том же цикле производства) и невозвратными (неупотребимыми в рамках данного производства). Последний тип отходов может быть использован как вторичное сырье в других производствах либо утилизирован. Кроме того, существуют неупотребимые остатки сырья, не подвергающиеся утилизации. В этом случае процесс утилизации отходов сводится к своевременному и грамотному обезвреживанию и захоронению промышленных отходов по установленным нормам и правилам.
В настоящее время в мировой практике внедрены и успешно используются следующие способы и технологии утилизации отходов производства: термическое обезвреживание, механическая деструкция, стерилизация и высокотемпературное сжигание, демеркуризация ртутьсодержащих приборов и др.
Анализ статистических данных по образованию и накоплению отходов на территории Воронежской области говорит о том, что доминирующее положение по объемам занимают отходы, подлежащие переработке. Однако сложившаяся в области система правового регулирования не выделяет переработку отходов, подлежащих использованию (вторичных материальных ресурсов), в качестве самостоятельного объекта управления.
Индустрия рециклинга отходов (возврата в производственно-технологические процессы) в Воронежской области практически не развита и нуждается в государственной поддержке.
Помимо экологических аспектов, проблема обращения с отходами производства имеет и экономическую сторону. Неиспользуемые отходы - это тысячи тонн выведенных из хозяйственного оборота безвозвратно теряемых вторичных материальных ресурсов. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья может дать существенную экономию финансовых, материальных ресурсов и энергии. Кроме того, при транспортировке отходов не всегда минимизируется прогон специализированного автотранспорта, который является интенсивным источником загрязнения атмосферы.
III. Цели и задачи политики в области обращения с отходами производства
Целью политики в области обращения с отходами производства является создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также системы ответственности, обеспечивающей обращение с отходами производства в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения их в окружающей среде, минимизацию объемов (количества) образуемых отходов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической безопасности при размещении отходов, не пригодных для утилизации.
Для достижения основной цели политики в области обращения с отходами производства необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для обеспечения финансовой устойчивости отрасли обращения с отходами производства, включающей в себя деятельность по сбору, накоплению, диспетчеризации, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов;
- создание единой системы нормативного правового и технологического управления отходами производства на протяжении всего жизненного цикла продукции с целью управления качеством отходов как сырья;
- стимулирование использования вторичных и возобновляемых ресурсов, обеспечение условий предоставления качественных услуг по утилизации отходов производства;
- разработка и создание технологий и технологических комплексов по утилизации отходов производства;
- экологически безопасное транспортирование отходов;
- внедрение наилучших доступных технологий утилизации отходов производства отечественного или иностранного происхождения;
- создание дополнительных льгот для предприятий, осуществляющих низкорентабельную утилизацию отходов.
IV. Стратегические подходы в системе обращения с отходами производства
Стратегический курс системы управления в сфере обращения с отходами производства должен базироваться на сокращении полигонного захоронения и создании отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), расширения использования отходов в экономике в качестве вторичных материальных ресурсов. Это позволит Воронежской области повысить качество окружающей среды и создать новую промышленную отрасль в экономике.
Исходя из предложенной стратегии, технологическая схема обращения с отходами на территории Воронежской области должна строиться на основе следующих принципов:
- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий;
- комплексная переработка сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества образующихся отходов;
- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами производства с целью повышения конкурентоспособности экологически обоснованного обращения с отходами, минимизации захораниваемых отходов путем стимулирования уменьшения их образования и увеличения доли вовлечения в хозяйственный оборот;
- уменьшение количества образования отходов в целом и снижение класса опасности образуемых отходов;
- внедрение перспективных методов управления отходами, включая концессионные механизмы и практическую реализацию принципа "загрязнитель платит";
- вовлечение неизбежно образующихся отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;
- экологически безопасное обезвреживание, обеззараживание и захоронение неиспользуемых отходов;
- признание отходов в качестве источника постоянно пополняемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
- обеспечение условий для максимального приближения деятельности по сбору, сортировке и утилизации отходов к месту их образования;
- разработка комплексной системы обращения с отходами производства, включая отработку механизмов взаимодействия в рамках соответствующей деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий малого и среднего бизнеса;
- развитие информационно-аналитической базы данных об отходах производства, в том числе банка данных о предприятиях, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, банка данных технологий по переработке и обезвреживанию отходов и обеспечению их доступности для заинтересованных сторон, включая общественность. Отсутствие соответствующей информации не позволяет организациям и предприятиям получить необходимые сведения о средствах и методах утилизации отходов, потребностях территорий в сырье или продукции утилизации, объемах и поставках отходов, местах их образования, накопления и др.
V. Система программных мероприятий
Предлагаемая система программных мероприятий включает в себя следующие основные направления:
1. Совершенствование нормативно-правового регулирования и управления в сфере обращения с отходами производства и использования вторичных ресурсов:
Отсутствие в законодательстве Воронежской области правовых норм, регламентирующих вопросы сбора и использования вторичных материальных ресурсов, является одним из факторов, препятствующих развитию бизнеса по переработке отходов и, как следствие, увеличению доли их повторного потребления в производственно-технологическом цикле предприятий.
Для решения данной задачи планируется разработка Закона Воронежской области "О вторичных материальных ресурсах", модельных положений для принятия соответствующих правовых актов органами местного самоуправления по организации обращения с отходами строительства и сноса, сельскохозяйственного производства, сахарного производства, отходами при обработке сточных вод, отходами черных и цветных металлов, стекла, полимерных материалов, резины, отработанными маслами, аккумуляторными батареями, древесными отходами, промасленными материалами, отработанными люминесцентными лампами и др. приборами, содержащими ртуть, отходами электрооборудования и т.д.
2. Модернизация системы обращения с отходами:
Модернизация системы обращения с отходами производства должна осуществляться по следующим направлениям:
1) Учет промышленного потенциала накопленных и образующихся отходов, являющихся техногенным ресурсом.
2) Вовлечение в хозяйственный оборот не только высоколиквидных и рентабельных отходов, главным образом, лома и отходов черных и цветных металлов, макулатуры, чистых текстильных, полимерных материалов, древесных отходов, стеклобоя, отходов промышленности строительных материалов, но и таких плохо используемых отходов, как отходы потребления (например, вышедшая из употребления упаковка, одежда, изделия технического назначения и домашнего обихода, холодильники, стиральные машины, радиоэлектронная техника, автомобили, изношенные шины, отработанные нефтепродукты, сельскохозяйственные отходы и т.д.).
3) Реализация принципа "загрязнитель платит": субъекты хозяйственной деятельности должны нести ответственность на стадии превращения в отход продукции, которую они ввели в обращение.
4) Законодательное закрепление требования к природопользователям по обязательной утилизации образующихся отходов.
5) Ускоренное внедрение имеющихся отечественных и зарубежных технологий и оборудования, направленных на вовлечение отходов в хозяйственный оборот.
6) Модернизация промышленных предприятий с целью предотвращения образования отходов и сокращения их количества (внедрение малоотходных и безотходных технологий; замена устаревшего оборудования).
7) Организация и осуществление субъектами хозяйственной и иной деятельности, юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
8) Проведение на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственниками объектов размещения отходов, а также лицами во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды.
3. Утилизация отходов производства:
Утилизация отходов производства должна включать следующие основные этапы:
1) Определение точного количества промышленных отходов.
2) Определение составляющих компонентов промышленных отходов.
3) Определение класса опасности отходов и степени влияния на окружающую среду и здоровье человека.
4) Составление паспорта опасных отходов.
5) Подготовка твердых отходов к утилизации (сбор, сортировка, упаковка). Упаковке твердых отходов должно уделяться большое внимание еще до начала этапа переработки промышленных отходов.
6) Транспортировка промышленных отходов. Вывоз опасных отходов должен осуществляться только специализированным и подготовленным транспортом.
7) Обезвреживание опасных отходов. Некоторые отходы требуют обезвреживания перед окончательной переработкой и захоронением на полигонах.
8) Переработка промышленных отходов на специальном оборудовании в соответствии с сертифицированными технологиями.
9) Захоронение промышленных отходов на специализированных территориях (полигонах) - заключительный этап процесса утилизации отходов.
4. Проектирование и строительство объектов по сбору, переработке и утилизации отходов производства:
При подготовке стратегии обращения с отходами производства, с целью минимизации их негативного влияния на окружающую среду, был проведен анализ структуры отходов, образующихся во всех отраслях промышленности и в сельском хозяйстве Воронежской области. По результатам статистической отчетности 2ТП-отходы были выделены в следующие наиболее многотоннажные группы отходов производства и потребления:
Вид отхода |
Количество образованных в 2009 году отходов, т |
С/х отходы (навоз, помет, шелуха, жом, жмых, отх. семян и т.п.) |
3 283 751,40 |
Фильтрационный осадок сахарного производства ("сахарный дефекат") |
410184,474 |
Отходы черных и цветных металлов |
203093,6 |
Отходы (осадки) при обработке сточных вод |
131398,8 |
Отходы строительных материалов |
141541,4 |
Отходы стекла |
88338,8 |
Отходы бумаги и картона |
30067,1 |
Древесные отходы (щепа) |
19299,0 |
Отходы полимерных материалов |
5905,8 |
Шпалы отработанные |
4547,9 |
Отработанные масла |
4101,01 |
Отработанные АКБ |
693,3 |
Отходы промасленных материалов, опилки, загрязненные нефтепродуктами |
515,93 |
Отработанные люминесцентные лампы и др. приборы, содержащие ртуть |
149,391 |
Отходы сложного комбинированного состава и электрооборудования |
55,2 |
Сократить поток отходов на объектах их захоронения можно только одним способом - выделением из отходов производства ресурсов, пригодных для вторичного использования через:
- раздельный сбор и сортировку отдельных компонентов отходов;
- создание комплекса предприятий вторичного использования всех типов ресурсных отходов;
- стимулирование предпринимательской деятельности по сбору, переработке и утилизации вторичного сырья.
Информация о муниципальных районах и городские# округах, в которых предполагается строительство объектов обращения с отходами производства, характеристика технологий переработки, расчетное и необходимое количество и мощность установок по переработке отходов приведены в приложении 2.
При выборе муниципальных районов и городских округов, в которых предполагается размещение перерабатывающих предприятий, были учтены следующие критерии:
- разделение муниципальных образований на четыре группы (городские округа, аграрные муниципальные районы, аграрно-индустриальные муниципальные районы, индустриально-аграрные муниципальные районы) в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 13.08.2009 N 683 "О мониторинге эффективности развития муниципальных районов (городских округов) Воронежской области";
- наличие на территории Воронежской области действующих предприятий, имеющих лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- локализация по территории области промышленных и сельскохозяйственных предприятий - источников образования отходов.
Приложение 1
Объемы ежегодного образования отходов
на территории Воронежской области, т
Отходы |
2007 |
2008 |
2009 |
I класс опасности |
75,519 |
68,85 |
135,454 |
II класс опасности |
1 715,151 |
1 112,704 |
1 521,573 |
III класс опасности |
11 797,031 |
10 069,798 |
18 110,026 |
IV класс опасности |
356 212,288 |
460 005,059 |
1 211 708,83 |
V класс опасности |
2 729 010,284 |
3 610 935,976 |
7 849 312,119 |
Передано для захоронения и захоронено на собственных объектах |
1 109 074,697 |
385 807,203 |
1 657 541,241 |
Итого |
3 098 810,273 |
4 082 192,387 |
9 081 272,511 |
Приложение 2
Информация
о муниципальных районах и городские# округах, в которых предполагается строительство объектов обращения с отходами производства, характеристика технологий переработки, расчетное и необходимое количество и мощность установок по переработке отходов
Вид отхода |
Количество образованных в 2009 отходов, т |
Мощность установок, т/год (в соответствии с предлагаемым оборудованием) |
Количесво установок по переработке (по расчету), шт. |
Необходимое количество установок по переработке, шт. |
Примечание |
Наименование муниципального района и городского округа |
Предприятия, имеющие лицензии на обращение с отходами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
С/х отходы (навоз, помет, шелуха, жом,жмых, отх. семян и т.п.) |
3283751,40 |
1000 |
3284 |
24, ориентировочной мощностью по 137 тыс. т/год |
органические удобрения, пеллеты, аминокислоты, фосфолипиды (обеззараживание, сушка, дробление, компостирование) |
Верхнемамонский, Воробьевский, Кантемировский, Нижнедевицкий, Панинский, Петропавловский, Рамонский, Репьевский, Таловский, Терновский, Аннинский, Бобровский, Богучарский, Бутурлиновский, Грибановский, Калачеевский, Лискинский, Новоусманский, Новохоперский, Острогожский, Поворинский, Подгоренский, Хохольский, Эртильский м.р. |
|
Фильтрационный осадок сахарного производства ("сахарный дефекат") |
410184,474 |
120000 |
3 |
3, ориентировочной мощностью по 130 тыс. т/год |
переработка в цемент |
Новохоперский, Панинский, Хохольский |
|
Отходы черных и цветных металлов |
203093,6 |
60480 |
3 |
2, ориентировочной мощностью, 100, 5 тыс. т/год |
|
г. Борисоглебск, г. Павловск |
ООО "Промэкология", ООО "Втораккумулятор", ООО "Вторцветмет", ООО "Лит-инвест", ООО "Сантехсервис 01" |
Отходы (осадки) при обработке сточных вод |
131398,8 |
5000 |
26 |
4, ориентировочной мощностью 33,0 тыс. т/год |
сушка, брикетирование в смеси с растительными компонентами или торфом, использование брикетов в качестве топлива |
г. Воронеж, г. Борисоглебск, г. Лиски, Россошанский м.р. |
|
Отходы строительных материалов |
141541,4 |
22680 |
6 |
3, ориентировочной мощностью по 50 тыс. т/год |
|
г. Борисоглебск, г. Лиски, Россошанский м.р. |
ООО "Формматериалы" |
Отходы стекла |
88338,8 |
5000 |
18 |
7, ориентировочной мощностью 12,5 тыс. т/год |
|
г. Борисоглебск, Верхнехавский, Россошанский, Аннинский, Богучарский, Бутурлиновский, Острогожский м.р. |
ООО "Воронежвторма", ООО "Вторцветмет" |
Отходы бумаги и картона |
30067,1 |
1260 |
24 |
8, ориентировочной мощностью 4,0 тыс. т/год |
|
г. Борисоглебск, Кантемировский, Аннинский, Калачеевский, Новохоперский, Острогожский, Подгоренский, Рамонский м.р. |
ООО "Киво-маркет", ООО "Сантехсервис 01" |
Древесные отходы (щепа) |
19299,0 |
3025 |
6 |
5, ориентировочной мощностью по 4 тыс. т/год |
|
г. Борисоглебск, г. Лиски, Богучарский, Ольховатский, Павловский м.р. |
ООО "Строй-актив" |
Отходы полимерных материалов |
5905,8 |
600 |
10 |
6, ориентировочной мощностью по 1 тыс. т/год |
|
г. Борисоглебск, Воробьевский, Лискинский, Кантемировский, Петропавловский, Рамонский м.р. |
ОАО "Воронежвторма", ООО "Втораккумулятор", ИП Степанов С.В., ООО "Полимер-Черноземье",ООО "Сантехсервис 01", ООО "Воронеж-Пласт", ООО "Киво-маркет", ООО "СОТЕХ" |
Шпалы отработанные |
4547,9 |
12000 |
0,4 |
1 |
молотковые дробилки для изготовления цепы, которая затем используется в качестве топлива или изготовления изделий |
г. Лиски |
ООО "Стройактив" |
Отработанные масла |
4101,01 |
|
4 |
3, ориентировочной мощностью по 1,3 тыс. т/год |
|
г. Борисоглебск, г. Лиски, г. Россошь |
ООО "Совтех", ООО "Коттедж-строй", ОАО "Завод ЖБИ 2", ЗАО "Монолит-М", ООО Консервный # завод Кантемировский", ООО "Экосервис" |
Отработанные АКБ |
693,3 |
|
4 |
3 |
|
г. Борисоглебск, Лискинский, Россошанский м.р. |
ООО "Промэкология", ООО "Втораккумулятор", ООО "Вторцветмет", ООО "Лит-инвест", ООО "Сантехсервис 01", ООО "Экосервис" |
Отходы промасленных материалов, опилки, загрязненные н/п |
515,93 |
60,5 |
9 |
7 |
|
г. Борисоглебск, Богучарский, Калачеевский, Бобровский, Верхнехавский, Подгоренский, Хохольский м.р. |
ООО "Стройактив", МКП "ПООО" |
Отработанные люминесцентные лампы и др. приборы, содержащие ртуть |
149,391 |
|
4 |
5 |
|
г. Борисоглебск, Калачеевский, Лискинский, Новохоперский, Россошанский м.р. |
ООО "Экосервис", ООО "ЭКТО" |
Отходы сложного комбинированного состава и электрооборудования |
55,2 |
|
4 |
3 |
|
г. Борисоглебск, Лискинский, Россошанский м.р. |
ООО "Сантехсервис 01" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия обращения с отходами производства на территории Воронежской области представляет собой систему целей, задач, направлений и путей их осуществления, которые должны реализовываться в региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии.
Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, участвующими в сфере обращения с отходами производства для достижения целей, определенных Стратегией.
Приказ Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 7 апреля 2011 г. N 56 "Об утверждении стратегии обращения с отходами производства на территории Воронежской области"
Текст приказа опубликован в газете "Воронежский Курьер" от 9 апреля 2011 г. N37