Постановление Администрации городского округа город Воронеж
от 14 апреля 2011 г. N 317
"Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года"
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 1 марта 2013 г. N 184 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", распоряжением Правительства Воронежской области от 30.12.2010 N 940-р "Об утверждении региональной Программы (плана мероприятий) по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", администрация городского округа город Воронеж постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
- Программу по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года (далее - Программа);
- План мероприятий по реализации в 2011 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года.
2. Создать комиссию по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года в составе согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Структурным подразделениям администрации городского округа город Воронеж руководствоваться положениями Программы, утвержденной пунктом 1 настоящего постановления, при формировании и исполнении бюджета городского округа, а также при подготовке проектов муниципальных правовых актов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации - директора департамента экономики и инвестиций Курило С.Г.
Глава городского округа город Воронеж |
С.М. Колиух |
Программа
по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года
(утв. постановлением Администрации городского округа город Воронеж
от 14 апреля 2011 г. N 317)
Программа повышения эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в целях организации деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по повышению эффективности осуществления расходов бюджета городского округа (далее - бюджетные расходы), а также в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" и Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.
I. Предпосылки принятия Программы
Реализация бюджетной реформы началась в период, когда на федеральном уровне был принят ряд основополагающих документов и проведен комплекс соответствующих мероприятий. Так, принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации предопределило основные подходы к организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию бюджетной реформы.
В целях оптимизации бюджетного процесса и внедрения новых инструментов управления общественными финансами на территории городского округа была принята Программа реализации концепции реформирования муниципальных финансов городского округа город Воронеж на 2007-2009 годы, в рамках которой был проведен комплекс мероприятий по реформированию системы муниципальных финансов.
Результатом реформ, реализуемых в городском округе, стало внедрение и совершенствование современных инструментов управления общественными финансами, таких как:
- установление и четкое определение статуса и полномочий участников бюджетного процесса в городском округе;
- ведение реестра расходных обязательств;
- переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе - утверждению бюджета городского округа на очередной финансовый год и плановый период;
- развитие системы казначейского исполнения бюджета на территории городского округа, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджета, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
- установление правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд и придания этому процессу публичности;
- обеспечение предоставления населению городского округа полного набора требуемых бюджетных услуг.
В то же время не все заявленные планы были реализованы. Несмотря на достигнутые результаты, остается ряд проблем, характерных в целом для всей бюджетной системы:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации руководителей структурных подразделений администрации городского округа и муниципальных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- отсутствуют действенные методики оценки деятельности руководителей структурных подразделений администрации городского округа и муниципальных учреждений, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
- применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, остается формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом;
- остается ограниченным опыт внедрения муниципальных заданий;
- не соответствует современным требованиям система муниципального финансового контроля.
Кроме того, Президентом и Правительством Российской Федерации был поставлен ряд новых задач в рамках федеральной Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Среди задач, на решение которых направлена данная программа, некоторые относятся не только к федеральным органам государственной власти, но также и к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Также в 2010 году был принят ряд федеральных законов, направленных на повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" направлен на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, а также на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предопределил регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением муниципальных услуг органами местного самоуправления. Предусматривается, в частности, что услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальный заказ (задание), подлежат включению в реестр муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме.
Наряду с другими решениями на федеральном уровне вышеупомянутые федеральные законы диктуют необходимость проведения масштабных преобразований на всех уровнях публичной власти в Российской Федерации. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития городского округа город Воронеж в условиях адаптации бюджета к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления муниципальными финансами. Этим и определяется необходимость принятия Программы повышения эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года.
Настоящая программа развивает многие мероприятия, начатые к реализации в предыдущие годы, и направлена на дальнейшее повышение качества управления муниципальными финансами в целом.
II. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов.
Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:
- обеспечение тесной увязки долгосрочного экономического развития городского округа город Воронеж и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
Для решения поставленных задач предлагается выполнение работ по следующим основным направлениям:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа;
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления городского округа с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности его обеспечения;
- совершенствование системы муниципального финансового контроля;
- внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы, которые разработаны в соответствии с основными положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации по внедрению аналогичных региональных и муниципальных программ.
III. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа город Воронеж
Прошедший финансово-экономический кризис актуализировал проблемы долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, обеспечение которых является первоочередным направлением Программы. Для реализации данного направления необходимо проведение ответственной и взвешенной бюджетной политики, основанной на следующих принципах:
- реалистичность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
- снижение бюджетного дефицита и муниципального долга;
- недопустимость увязки объемов расходов бюджета с определенными доходными источниками;
- планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличие ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений;
- систематический анализ и оценка рисков для бюджета городского округа, в том числе с учетом внешних факторов;
- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности;
- обеспечение необходимого уровня доходов бюджета городского округа.
Основными направлениями повышения эффективности работы в области формирования доходов бюджета городского округа являются:
- активизация работы органов местного самоуправления с территориальными федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, осуществляющими администрирование доходов, подлежащих зачислению в бюджет городского округа, в целях увеличения собираемости доходов и обеспечения своевременного поступления платежей;
- повышение уровня ответственности главных администраторов доходов бюджета городского округа за результаты работы по администрированию платежей;
- обеспечение дополнительных поступлений от использования муниципального имущества за счет повышение качества и эффективности его управления, обеспечения полного учета;
- увеличение доходов бюджетных учреждений от платных услуг и иной приносящей доход деятельности;
- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;
- жесткий контроль за состоянием недоимки по налогам и сборам в бюджет городского округа и принятие мер для ее снижения, в том числе принудительное взыскание задолженности;
- усиление роли муниципального образования в развитии налоговой базы, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
IV. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Существующая в городском округе город Воронеж сеть муниципальных учреждений, сформированная в иных социально-экономических условиях, и схема организации их деятельности не способствуют повышению качества услуг и увеличению удовлетворенности получателей оказываемых услуг.
В числе основных причин низкой эффективности функционирования бюджетных учреждений - это сметное финансирование, которое не зависит от качества оказываемых услуг и опосредованно связано с их объемом, что обуславливает отсутствие четко выраженных стимулов к оптимизации деятельности и повышению ее эффективности.
Целями данного направления Программы являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг;
- привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- выявление неэффективных муниципальных учреждений с целью последующего изменения их типа;
- совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
- внедрение инструментов нормативного финансирования муниципальных услуг;
- создание системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг;
- утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг и формирование муниципальных заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;
- повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг;
- повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг.
В городском округе город Воронеж работа над совершенствованием предоставления муниципальных услуг началась в предыдущие годы в рамках Программы реализации концепции реформирования муниципальных финансов городского округа город Воронеж на 2007-2009 годы, утвержденной постановлением главы городского округа город Воронеж от 14.12.2007 N 1802, по результатам выполнения которой был сформирован комплекс муниципальных правовых актов, ориентированный на повышение качества оказания муниципальных услуг:
- решение Воронежской городской Думы от 10.06.2009 N 151-II "Об утверждении Положения о стандартизации качества муниципальных услуг городского округа город Воронеж", которое закрепляет основные подходы к стандартизации муниципальных услуг;
- постановление администрации городского округа город Воронеж от 13.11.2009 N 108 "Об утверждении Положения о муниципальной услуге";
- постановление администрации городского округа город Воронеж от 13.11.2009 N 109 "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра муниципальных услуг городского округа город Воронеж, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении", в соответствии с которым был сформирован перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией городского округа город Воронеж и муниципальными учреждениями городского округа город Воронеж, утвержденный распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 19.05.2010 N 345-р.
Внедрение в городском округе муниципальных заданий началось с создания автономных учреждений. Первое такое учреждение появилось в 2008 году. Так, во исполнение Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", заложившего правовые основы для создания нового типа учреждений - автономных учреждений, было принято постановление главы городского округа город Воронеж от 26.09.2008 N 1250 "О регулировании деятельности муниципальных автономных учреждений городского округа город Воронеж", которое устанавливает порядок формирования задания учредителя муниципальному автономному учреждению и порядок его финансового обеспечения. Однако перевод учреждений из бюджетных в автономные не носил массового характера. Причины этого заключаются, прежде всего, в неготовности большинства бюджетных учреждений к работе в рыночных условиях, в сложности процедуры перехода бюджетного учреждения в статус автономного, в отсутствии интереса к такому переходу, учитывая существующие на практике широкие возможности бюджетных учреждений и отсутствие гарантий того, что при переходе в автономное учреждение финансовое положение учреждения не ухудшится.
Мероприятия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений направлены на повышение эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета на их оказание. Должны быть созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения (легализации) ими внебюджетных источников финансового обеспечения, повышения эффективности и открытости их деятельности, а также возможности и стимулы для органов местного самоуправления по оптимизации подведомственной сети.
Выполнение мероприятий Программы по данному направлению будет проходить в рамках реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который устанавливает правовые основы для изменения правового статуса бюджетных учреждений и создания еще одного типа учреждений - казенные учреждения.
Часть бюджетных учреждений, способных функционировать в рыночных условиях, будет переведена со сметного финансирования на предоставление субсидий в рамках выполнения муниципального задания с отменой субсидиарной ответственности муниципального образования по обязательствам бюджетного учреждения. При этом значительно расширяются права бюджетного учреждения (по аналогии с автономными учреждениями), в частности:
- все полученные доходы от приносящей доходы деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения;
- возможность распоряжаться любым закрепленным за ним движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает структурное подразделение администрации городского округа, выполняющее функции учредителя соответствующего учреждения.
В ходе реализуемых изменений бюджетные учреждения приобретут больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания муниципальных услуг.
Бюджетные учреждения, не подлежащие переводу в автономные, а также учреждения, не готовые по разным причинам к самостоятельному существованию в рыночных условиях, преобразуются в новый тип муниципальных учреждений - казенные учреждения с сохранением бюджетного финансирования и ответственности муниципального образования по их обязательствам. Создание казенного учреждения, статус которого, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в бюджет городского округа. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна будет обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав учреждения.
Решением Воронежской городской Думы от 15.12.2010 N 297-III "Об утверждении Порядка деятельности бюджетных и казенных учреждений городского округа город Воронеж в переходный период" с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года в городском округе город Воронеж установлен переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоформляются).
При этом первоначальные нормативы затрат на оказание услуг бюджетным учреждением и нормативы затрат на содержание закрепленного за ним имущества должен определять главный распорядитель средств бюджета городского округа в отношении каждого из бюджетных учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, предоставленных данному учреждению по смете в 2010 году.
Распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 20.09.2010 N 827-р "О мерах по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений" создана комиссия по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений и утвержден план мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений. До 1 января 2012 года потребуется разработать и принять серию муниципальных правовых актов, распределить существующие муниципальные учреждения между тремя типами, провести работу по внесению изменений в их уставы. К настоящему времени в городском округе определен перечень муниципальных казенных учреждений, создаваемых путем изменения типа муниципальных бюджетных учреждений городского округа город Воронеж, который утвержден постановлением администрации городского округа город Воронеж от 20.01.2011 N 12, а также разработан порядок отнесения муниципального имущества автономных или бюджетных учреждений городского округа город Воронеж к категории особо ценного движимого имущества, утвержденный постановлением администрации городского округа город Воронеж от 20.01.2011 N 13.
Результатом реализации данного направления в городском округе должна стать обновленная и усовершенствованная система муниципальных учреждений, заинтересованных в повышении качества предоставляемых услуг и имеющих возможность реализовывать соответствующие мероприятия.
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать структурное подразделение администрации городского округа, осуществляющее функции и полномочия учредителя.
Доведение заданий, финансовое обеспечение которых рассчитано на нормативной основе, позволит связать финансирование бюджетных учреждений с конкретными, реально измеримыми показателями, стимулирующими к повышению качества предоставляемых муниципальных услуг.
V. Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета городского округа город Воронеж
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
Внедрение программно-целевого бюджетного планирования позволяет оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета городского округа, повысить результативность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых ими услуг. Программно-целевые методы планирования на территории городского округа реализуются путем применения долгосрочных и ведомственных целевых программ. По итогам исполнения бюджета городского округа за 2010 год доля расходов, привязанных к целевым программам, составила всего 11 процентов. В перспективе долгосрочными и ведомственными целевыми программами должно быть охвачено более 50 процентов всех бюджетных ассигнований бюджета городского округа.
В целях внедрения практики применения программно-целевого бюджетного планирования в городском округе приняты следующие постановления главы городского округа город Воронеж:
- от 10.03.2009 N 136 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ городского округа город Воронеж";
- от 10.03.2009 N 137 "О порядке разработки и реализации долгосрочных муниципальных целевых программ городского округа город Воронеж";
- от 10.03.2009 N 138 "О порядке оценки эффективности реализации долгосрочных муниципальных целевых программ городского округа город Воронеж".
Общими принципами разработки и реализации целевых программ должны являться:
- формирование целевых программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
- установление для целевых программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
- определение структурного подразделения администрации городского округа, отвечающего за реализацию целевой программы (достижение конечных результатов);
- охват целевыми программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и соответственно большей части бюджетных ассигнований;
- наделение структурных подразделений администрации городского округа и их должностных лиц, осуществляющих управление программами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации целевых программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения с учетом фактически достигнутых результатов в ходе ее реализации, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Перечень муниципальных целевых программ должен формироваться исходя из целей и индикаторов стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных органами местного самоуправления.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1) проанализировать и при необходимости внести изменения в утвержденные порядки разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ;
2) определить перечень целевых программ и организовать подготовку проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ с отражением в них, в том числе, следующих основных вопросов:
- обоснование цели и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития городского округа;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения;
- перечень целевых индикаторов и показателей программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
- сроки реализации программы в целом, а также с указанием основных этапов, сроков их реализации и промежуточных показателей;
- основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов муниципальных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
- обоснование объема бюджетных ассигнований с разбивкой по годам реализации программы;
3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований из бюджета городского округа на реализацию долгосрочных и ведомственных целевых программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета городского округа, а также создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом.
Ожидается, что после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, муниципальным образованиям будет дана возможность определять целесообразность (исходя из степени подготовленности), порядок и сроки перехода от традиционных целевых статей к программному формату составления и утверждения бюджета. При этом предполагается, что в течение ближайших 2 - 3 бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета в соответствии с проектами целевых программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм.
Утвержденные целевые программы, а также в дальнейшем отчеты об их реализации предполагается представлять в Воронежскую городскую Думу в составе материалов к проекту решения о бюджете городского округа или отчету об его исполнении.
Программная структура должна охватывать большую часть расходов бюджета городского округа.
VI. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности его обеспечения
В 2009 году распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 02.11.2009 N 90-р была создана комиссия по проведению административной реформы на территории муниципального образования городской округ город Воронеж, а также разработан план мероприятий по реализации административной реформы на территории муниципального образования городской округ город Воронеж в 2009-2010 годах, утвержденный распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 24.11.2009 N 154-р.
В результате в 2009-2010 годах в городском округе была начата работа по повышению эффективности муниципального управления, включающая проведение следующих мероприятий:
- ежеквартальный мониторинг достижения планируемых значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж;
- разработаны административные регламенты исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг) органами местного самоуправления городского округа город Воронеж;
- на территории городского округа функционирует многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг (МАУ "Центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "Одного окна" городского округа").
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы, начатой в городском округе в предыдущие годы, а также мероприятий, включенных в Стратегический план социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 14.07.2010 N 147-III, в том числе:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- обеспечение проведения системного анализа полномочий и функции структурных подразделений администрации городского округа с целью устранения избыточных и дублирующих функций;
- оптимизация численности муниципальных служащих путем ее сокращения в течение трех лет в пределах 20 процентов;
- соблюдение нормативов финансирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
- повышение мотивации муниципальных гражданских служащих к достижению установленных показателей эффективности органов местного самоуправления и сокращению бюджетных расходов;
- проведение мониторинга качества финансового управления главных распорядителей средств бюджета городского округа;
- оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
- оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности структурных подразделений.
Структурными подразделениями администрации городского округа должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их ведения, а также планы повышения качества финансового менеджмента.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которой предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
- упорядочение состава муниципального имущества и обеспечение его учета;
- инвентаризация объектов муниципальной собственности, оформление прав на них;
- создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
- проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
- оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
- совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
VII. Совершенствование системы муниципального финансового контроля
Комплексное реформирование системы муниципального финансового контроля в городском округе город Воронеж является одним из важнейших условий повышения эффективности бюджетных расходов.
В условиях перехода к программному бюджету и внедрения новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг, сосредоточения усилий органов местного самоуправления на достижении целей социально-экономического развития городского округа и решении стоящих перед ними задач необходимо пересмотреть действующие подходы к организации муниципального финансового контроля, осуществляемого органами местного самоуправления городского округа город Воронеж, переориентировав его на:
- соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- достоверность, полноту и соответствие нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономность, результативность и эффективность использования средств бюджета городского округа город Воронеж.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- организовать действенный контроль (аудит) за эффективностью использования бюджетных ассигнований, определив критерии эффективности и результативности их использования;
- уточнить полномочия органов местного самоуправления по осуществлению финансового контроля;
- ввести понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, определив на законодательном уровне их формы, методы и объекты;
- установить меры ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
- исключить возможность необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
Реформирование муниципального финансового контроля требует более четкого разграничения полномочий и устранения дублирования функций между органами внешнего и внутреннего финансового контроля. При этом под внешним муниципальным финансовым контролем предлагается понимать финансовый контроль, осуществляемый представительным органом городского округа город Воронеж и созданным им органом муниципального финансового контроля, под внутренним муниципальным финансовым контролем - финансовый контроль, осуществляемый исполнительными органами местного самоуправления городского округа город Воронеж.
Действующая система внутреннего финансового контроля, осуществляемого исполнительными органами местного самоуправления, фактически состоит из структурного подразделения департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж. Однако современный процесс реформирования муниципальных финансов и необходимость решения задач по повышению эффективности бюджетных расходов требует внедрение внутреннего финансового контроля в деятельность главных распорядителей средств бюджета городского округа.
Необходимо провести анализ действующих муниципальных правовых актов, которые определяют права и обязанности исполнительных органов местного самоуправления городского округа по осуществлению муниципального финансового контроля, и по результатам проведенного анализа и оценки уточнить их полномочия, а также организовать методологическое обеспечение систем внутреннего финансового контроля.
Кроме того, в условиях перехода бюджетных учреждений на новые принципы организации деятельности и изменения механизма их финансирования возникает объективная потребность в адаптации системы финансового контроля к указанным изменениям. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта выделения и расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при принятии решений об их выделении.
VIII. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности
Одно из направлений в модернизации экономики городского округа город Воронеж - это повышение ее энергоэффективности, в том числе в бюджетном секторе. Задача по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере является одной из составляющих в комплексе мер по повышению эффективности бюджетных расходов, так как относительно простыми методами муниципального регулирования позволяет снизить нагрузку на бюджет.
Учитывая количество участников процесса энергосбережения и объем действий по повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, проблема решается путем применения программно-целевых методов через реализацию долгосрочной муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городском округе город Воронеж (2011-2015 годы)", утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 31.12.2010 N 1212.
В целях реализации данной программы необходимо:
- обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;
- принятие мер по сокращению потребления каждого энергоресурса более чем на три процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет начиная с 1 января 2010 года;
- организация проведения энергетических обследований;
- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.
IX. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
В целях удовлетворения указанных требований, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления муниципальными финансами, которая:
- обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, создание механизмов общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности городского округа путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора муниципального управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе муниципальных целевых программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
- повысит доступность информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии бюджета городского округа город Воронеж;
- создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов целевых программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
- обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджета городского округа, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности;
- усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд городского округа, размещения заказов на их поставку и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
- позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
Кроме того, необходимы внедрение информационных баз, создание технологии их взаимоувязки, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета.
Внедрение системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
X. Организация реализации Программы
Руководство реализацией Программы, а также координация и контроль за ее реализацией осуществляется комиссией по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года (далее - Комиссия).
Создание Комиссии имеет своей целью снятие межведомственных противоречий при реализации мероприятий Программы.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В 2011 году предлагается реализовать мероприятия Программы по следующим направлениям:
- разработка и утверждение отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента;
- разработка и принятие муниципальных правовых актов и методических материалов;
- формирование (начальный этап) муниципальных и ведомственных целевых программ и аналитическое представление распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам при подготовке проекта бюджета городского округа город Воронеж на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Отчетность о реализации мероприятий Программы предоставляется структурными подразделениями администрации городского округа, указанными в качестве исполнителей по мероприятиям Программы, ежеквартально в Комиссию в форме краткого отчета.
План мероприятий по реализации программы по повышению эффективности бюджетных расходов на 2012 год предлагается принимать в декабре 2011 года с учетом итогов предыдущего этапа реализации Программы.
XI. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы
Основной ожидаемый результат от реализации Программы - это переход на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и предоставление доступных и качественных услуг населению города Воронежа. Реализация мероприятий Программы позволит повысить эффективность использования бюджетных средств за счет оптимизации использования ресурсов, затраченных на функционирование органов местного самоуправления.
В ходе выполнения комплекса мероприятий Программы ожидается повышение удельного веса налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа как основы достижения самодостаточности муниципального образования, предотвращение единовременного отвлечения средств бюджета на погашение и обслуживание муниципального долга в значительных объемах, минимизация расходов на обслуживание муниципального долга, создание привлекательной кредитной истории муниципального образования "городской округ город Воронеж" для потенциальных инвесторов.
В результате реализации мероприятий Программы по повышению эффективности предоставления муниципальных услуг будут получены следующие качественные изменения, несущие позитивный социальный эффект: рост доступности и качества муниципальных услуг; повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих услуги, для потребителей этих услуг; повышение квалификации кадров в бюджетной сфере; развитие материально-технической базы муниципальных учреждений. Кроме того, в деятельности муниципальных учреждений возникнут элементы конкуренции. Изменение подходов по управлению муниципальными учреждениями приведет к мотивации и заинтересованности специалистов учреждений в повышении качества и доступности оказываемых муниципальных услуг.
Кроме того, установление четких требований к качеству оказания услуг и внедрение новых организационно-правовых форм их предоставления приведет к повышению удовлетворенности населения качеством и доступностью оказания муниципальных услуг.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг за счет внедрения нормативов затрат приведет к сокращению расходов на содержание сети бюджетных учреждений. За счет сокращения расходов данного вида появится возможность направления высвободившихся средств на повышение качества предоставляемых услуг, что повлечет за собой рост уровня социальной защищенности населения городского округа.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления и переход к программной структуре бюджета городского округа будет способствовать более адресному оказанию муниципальных услуг, созданию системы взаимосвязи выделяемых бюджетных ассигнований и достигнутых за счет этого социально значимых результатов, повышению квалификации специалистов исполнительных органов местного самоуправления за счет необходимости формулирования четких целей и задач деятельности органов власти, а также структуры планируемых результатов деятельности с конкретными показателями.
За счет реализации мероприятий Программы будет достигнуто повышение ответственности и самостоятельности органов финансового контроля, а также совершенствование процедур внутреннего контроля главными распорядителями средств бюджета. Выработка четких критериев эффективности и результативности использования средств бюджета городского округа, открытость информации о результатах проведения контрольных мероприятий повлияет на укрепление финансово-бюджетной дисциплины всех исполнительных органов местного самоуправления. Качественным результатом реализации Программы станет более четкое, по сравнению с существующим, установление меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства. В среднесрочной перспективе снижение нарушений бюджетного законодательства приведет к экономии бюджетных средств за счет отсутствия потерь от неэффективного использования ресурсов.
Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики города приведет к сокращению энергетических потерь в организациях бюджетной сферы и, как следствие, снижению бюджетных расходов на оплату тепловой и электрической энергии в подведомственных организациях.
В результате реализации системы мероприятий Программы, направленных на оптимизацию функций органов местного самоуправления, а также на обеспечение доступа к информации о результатах деятельности организаций муниципального сектора повысится уровень прозрачности бюджетных расходов для населения. Таким образом, реализация данного раздела Программы приведет к росту влияния населения на формирование бюджетных расходов. Кроме того, повышение оперативности и эффективности принимаемых решений и контроля их исполнения приведет к сокращению издержек на организацию административно-управленческих процессов в исполнительных органах местного самоуправления.
Основным критерием эффективности реализации Программы в 2011 году будет являться своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации в 2011 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Директор департамента финансово-бюджетной политики |
И.Б. Коломийцева |
План
мероприятий по реализации в 2011 году программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года
(утв. постановлением Администрации городского округа город Воронеж
от 14 апреля 2011 г. N 317)
Наименование мероприятия |
Вид документа (проект) |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа город Воронеж | |||
Разработка мероприятий по мобилизации доходов в бюджет городского округа город Воронеж |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
I квартал 2011 года |
Департамент финансово-бюджетной политики |
Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг | |||
Принятие муниципальных правовых актов, вытекающих из положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
Муниципальные правовые акты |
В соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением администрации городского округа город Воронеж от 20.09.2010 N 827-р |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж |
Разработка и утверждение методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями городского округа город Воронеж муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений городского округа |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
II квартал 2011 года |
Департамент финансово-бюджетной политики |
Разработка и утверждение порядка разработки утверждения стандартов качества муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями городского округа город Воронеж |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
II квартал 2011 года |
Департамент экономики и инвестиций |
Разработка и утверждение стандартов качества предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджета городского округа |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
II квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж по согласованию с департаментом экономики и инвестиций |
Разработка и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями в качестве основных видов деятельности |
Муниципальные правовые акты |
II квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж по согласованию с департаментом экономики и инвестиций |
Утверждение перечней показателей качества муниципальных услуг, включенных в ведомственные перечни муниципальных услуг |
Муниципальные правовые акты |
II квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж по согласованию с департаментом экономики и инвестиций |
Утверждение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных учреждений городского округа город Воронеж |
Ведомственные акты (приказы) |
II квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж по согласованию с департаментом финансово-бюджетной политики |
Формирование и утверждение муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям городского округа город Воронеж |
Муниципальные правовые акты |
IV квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж |
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета городского округа город Воронеж | |||
Анализ и при необходимости внесение изменений в утвержденные порядки разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ |
Муниципальный правовой акт |
II квартал 2011 года |
Департамент экономики и инвестиций |
Формирование проекта перечня муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ, которые начнут действовать с 1 января 2012 года, и ответственных исполнителей |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
II квартал 2011 года |
Департамент экономики и инвестиций, структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж |
Утверждение муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
III - IV кварталы 2011 года |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж, ответственные за исполнение муниципальных программ |
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности его обеспечения | |||
Осуществление мер по оптимизации численности работников органов местного самоуправления |
|
В течение 2011 года |
Департамент административной работы |
Разработка отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента |
Ведомственные акты (приказы) |
II квартал 2011 года |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж |
Разработка и утверждение порядка ведения реестра муниципальной собственности городского округа город Воронеж |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
III квартал 2011 год |
Департамент муниципальной собственности |
Разработка и утверждение порядка оценки эффективности использования муниципальной собственности городского округа город Воронеж |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
III квартал 2011 год |
Департамент муниципальной собственности |
Совершенствование системы муниципального финансового контроля | |||
Разработка порядка осуществления внутреннего финансового контроля исполнительными органами местного самоуправления городского округа город Воронеж |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
IV квартал 2011 года* |
Департамент финансово-бюджетной политики |
Установление критериев эффективности и результативности использования бюджетных средств главными распорядителями бюджетных средств |
Постановление администрации городского округа город Воронеж |
IV квартал 2011 года * |
Департамент финансово-бюджетной политики |
Установление критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований получателями средств бюджета городского округа |
Ведомственные акты (приказы) |
IV квартал 2011 года * |
Структурные подразделения администрации городского округа город Воронеж |
* Мероприятия, реализация которых напрямую зависит от планируемого изменения федерального законодательства, в соответствии с которым сроки реализации таких мероприятий могут быть скорректированы.
Директор департамента финансово-бюджетной политики |
И.Б. Коломийцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов. Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются: обеспечение тесной увязки долгосрочного экономического развития городского округа город Воронеж и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей; создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг и др.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 14 апреля 2011 г. N 317 "Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов городского округа город Воронеж на период до 2012 года"
Текст постановления опубликован в газете "Берег" от 19 апреля 2011 г. N 40
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 1 марта 2013 г. N 184 настоящее постановление признано утратившим силу