В соответствии с Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом Воронежской области от 26.07.1999 N101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области" в целях координации взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства городского округа город Воронеж по выявлению и оказанию помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, администрация городского округа город Воронеж постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства городского округа город Воронеж по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2. Постановление администрации города Воронежа от 27 мая 2002 г. N 867 "О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних в городе Воронеже" считать утратившим силу.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации по социальной политике Агапову Г.В.
Глава городского округа город Воронеж |
С.М. Колиух |
Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства городского округа город воронеж по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
(утв. постановлением Администрации городского округа город Воронеж
от 8 июля 2011 г. N 656)
1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом Воронежской области от 26.07.1999 N101-II-ОЗ "О защите прав ребенка на территории Воронежской области" и определят порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства (далее - органы и учреждения системы профилактики) в городском округе город Воронеж по выявлению и оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (далее - Порядок).
2. К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, жертвы стихийных бедствий, вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управ районов городского округа город Воронеж:
3.1. Осуществляют меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по месту фактического проживания несовершеннолетнего;
3.2. Принимают меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
3.3. Оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
3.4. Ведут банк данных безнадзорных (беспризорных) несовершеннолетних, неблагополучных семей, состоящих на учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних района городского округа город Воронеж, ежеквартально обновляя его;
3.5. Принимают меры административного и общественного воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области.
3.6. Выполняют иные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
4. Департамент образования администрации городского округа город Воронеж и муниципальные общеобразовательные учреждения:
4.1. Ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;
4.2. Совместно с муниципальным учреждением "Центр развития образования" организуют деятельность территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии городского округа город Воронеж и психолого-медико-педагогических комиссий в районах городского округа город Воронеж.
4.3. Организуют летний отдых детей в пришкольных оздоровительных и профильных лагерях в пределах своей компетенции.
4.4. Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4.5. Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию, получению ими общего образования;
4.6. Выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4.7. Выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью, и незамедлительно сообщают о выявленных несовершеннолетних в органы опеки и попечительства.
4.8. Обеспечивают организацию общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к занятиям в них несовершеннолетних.
4.9. Осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
4.10. Проводят работу по профориентации учащихся 9-х и 11-х классов, собирают сведения об устройстве выпускников 9-х -11-х классов;
5. Департамент здравоохранения администрации городского округа город Воронеж и муниципальные учреждения здравоохранения:
5.1.Осуществляют меры по организации и распространению санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей (законных представителей), а также пропаганду здорового образа жизни;
5.2. Осуществляют меры по организации ежегодных профилактических осмотров детей в муниципальных общеобразовательных и дошкольных учреждениях;
5.3. Осуществляют меры по организации обследования несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
5.4. Проводят медицинские патронажи социально неблагополучных семей, с целью выявления детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в оказании медицинской помощи;
5.5. При выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, информацию передают в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управ районов городского округа город Воронеж, органы опеки и попечительства, а при необходимости в правоохранительные органы, в день выявления ребенка указанной категории;
5.6. Выявленных детей, нуждающихся в оказании медицинской помощи, направляют на госпитализацию в детские стационары в зависимости от профиля заболеваний;
5.7. Ведут учет детей из социально неблагополучных семей, детей, находящихся под опекой, и других категорий, с занесением данных о детях в паспорт участка каждого участкового врача детских поликлиник;
5.8. По направлению органов опеки и попечительства 2 раза в год проводят диспансеризацию детей, находящихся под опекой, с целью раннего выявления патологии и своевременного проведения лечебно-диагностических мероприятий;
5.9. Безнадзорных детей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в городском округе, принимают в муниципальное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж "Детская городская клиническая больница N 1", при наличии документа органа или учреждения системы профилактики безнадзорности среди несовершеннолетних, дающего право на размещение ребенка в муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница N1", справки об эпидокружении по месту проживания и образовательному учреждению.
При поступлении в муниципальное учреждение здравоохранения городского округа город Воронеж "Детская городская клиническая больница N1" безнадзорных детей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в городском округе, необходимо наличие следующих документов:
- направление территориальной детской поликлиники,
- медицинского страхового полиса,
- сведений о перенесенных инфекционных заболеваниях и проведенных профилактических прививках.
При отсутствии вышеперечисленных документов, учреждения здравоохранения совместно с органами опеки и попечительства, органами социальной защиты, органами внутренних дел занимаются их восстановлением.
При отсутствии справки об эпидокружении дети доставляются в государственное учреждение здравоохранения "Воронежская областная детская клиническая больница N 2".
Беспризорные дети доставляются в государственное учреждение здравоохранения "Воронежская областная детская клиническая больница N2".
При доставлении детей, вышеуказанных категорий, на госпитализацию, учреждения здравоохранения передают сведения в органы опеки и попечительства управ районов в течение 3-х дней.
Обследование детей, указанной категории, проводится в течение 10 дней согласно схеме обследования, утвержденной приказом министерства здравоохранения РФ от 14.07.2003 N 307 "О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним". В случае выявления заболевания ребенок находится в стационаре до выздоровления.
По окончании сроков обследования или лечения сведения передают в органы опеки и попечительства в течение одного дня.
Круглосуточный прием несовершеннолетних детей с острым алкогольным, медикаментозным отравлениями осуществляют в муниципальном учреждении здравоохранения городского округа г. Воронеж "Детская городская клиническая больница N1", с отравлениями угарным газом и грибами осуществляют в государственном учреждении здравоохранения "Воронежская областная детская клиническая больница N1", с отравлением прижигающими веществами - в государственном учреждении здравоохранения "Воронежская областная детская клиническая больница N2".
6. Органы опеки и попечительства:
6.1. Выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью;
6.2. Формируют банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, кандидатов в усыновители, опекуны (попечители);
6.3. В течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, проводят обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечивает защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве;
6.4. В течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают устройство ребенка в семью, при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляют сведения о таком ребенке по истечении указанного срока для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
6.5. Участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, если они являются сиротами, либо остались без попечения родителей (законных представителей), а также осуществляют меры по защите личных неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
6.6. При непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, на основании соответствующего акта органа опеки и попечительства управы района городского округа город Воронеж, совместно с представителями органов внутренних дел и при необходимости представителями медицинских учреждений, вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится;
6.7. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора района города Воронежа, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней с момента вынесения органом опеки и попечительства управы района городского округа город Воронеж акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав;
6.8. Органы опеки и попечительства взаимодействуют:
- с органами внутренних дел при выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при проведении акций и рейдов по выявлению детей, данной категории;
- с органами здравоохранения в целях медицинского обследования состояния здоровья детей данной категории;
- с учреждениями социальной защиты населения в вопросах жизнеустройства ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;
- с образовательными учреждениями по организации учебно-воспитательной работы с несовершеннолетними, находящимися под опекой (попечительством).
7. Департаменту труда и социального развития Воронежской области в части взаимодействия с заинтересованными структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж, рекомендуется:
7.1. Организовывать профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
7.2. Контролировать деятельность учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществлять меры по развитию сети указанных учреждений.
8. Учреждениям социальной защиты населения, предоставляющим услуги населению, в части взаимодействия с заинтересованными структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж, рекомендуется:
8.1. Выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц.
8.2. Осуществлять доставку беспризорных детей из учреждений здравоохранения, расположенных на территории городского округа город Воронеж, в учреждение социального обслуживания семьи, женщин и детей (ОГУ "Социальный приют для детей и подростков г. Воронежа") для проведения социальной реабилитации в стационарных условиях;
8.3. Содержать несовершеннолетних, на основании приказа о помещении в учреждение социального обслуживания, на полном государственном обеспечении, осуществлять их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, совместно с органами опеки и попечительства организовывать медицинское обслуживание и обучение в образовательных учреждениях;
8.4. Уведомлять родителей несовершеннолетних или их законных представителей о нахождении несовершеннолетнего в учреждении социального обслуживания;
8.5. Содействовать органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
8.6. Обеспечивать осуществление социального патронажа семьи несовершеннолетнего специалистами отдела семьи, женщин и детей ОГУ "Воронежский областной центр учреждений социального обслуживания населения" до устранения причин семейного неблагополучия и (или) снятия семьи с учета как неблагополучной.
9. Органам внутренних дел, в части взаимодействия с заинтересованными структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж, рекомендуется:
9.1. Осуществлять в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию;
9.2. При выявлении безнадзорного, беспризорного ребенка или ребенка, находящегося в социально опасном положении устанавливать его личность, личность родителей или законных представителей; составлять акт о доставлении несовершеннолетнего в 3-х экземплярах (один экземпляр остается в органах внутренних дел, второй - передается в медицинское учреждение, третий - в органы опеки и попечительства); заводить карточку на доставленного несовершеннолетнего;
9.3. Безнадзорных и беспризорных детей, детей находящихся в социально опасном положении доставлять в соответствующие учреждения;
9.4. В течение 3-х дней информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав управы района, отдел опеки и попечительства управы района, учреждение социальной защиты населения по месту жительства о помещении беспризорного, безнадзорного ребенка, ребенка, находящегося в социально-опасном положении, в соответствующее учреждение;
9.5. При необходимости собирать материалы для направления в прокуратуру и суд в отношении родителей (законных представителей) уклоняющихся от воспитания детей, а также допустивших нахождение несовершеннолетних в социально-опасном положении;
9.6. Проводить индивидуально-профилактическую работу, в пределах своей компетенции, в отношении несовершеннолетних, содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
9.7. Принимать участие в рассмотрении органами и учреждениями системы профилактики материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях совершенных в отношении несовершеннолетних законными представителями.
10. Органы или учреждения системы профилактики в случае выявления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально опасном положении, уведомляют:
- незамедлительно (не позднее суток) прокуратуру района городского округа о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
- незамедлительно (не позднее суток) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав управы района о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних, в том числе прав на образование, труд, жилище, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- незамедлительно (в устной форме с обязательным последующим уведомлением в письменной форме в течение суток) органы опеки и попечительства о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
- незамедлительно (в устной форме с обязательным последующим уведомлением в письменной форме в течение суток) в учреждения социальной защиты населения по месту жительства о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
- незамедлительно (в течение часа) органы внутренних дел о выявлении родителей несовершеннолетних (законных представителей) или иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также о детях и подростках, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства;
- незамедлительно (не позднее суток) органы, учреждения здравоохранения о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
Директор департамента образования администрации городского округа город Воронеж |
К.Г. Викторов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, жертвы стихийных бедствий, вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 8 июля 2011 г. N 656 "О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства городского округа город Воронеж по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию"
Текст постановления опубликован в газете "Берег" от 21 июля 2011 г. N 77