Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 06 декабря 2010 г. NПр-3534 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. и в соответствии с Законом Воронежской области от 30 июня 2010 г. N 65-ОЗ "О стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу", в целях формирования благоприятного инвестиционного климата и содействия кратному росту инвестиций и финансово-ресурсной базы региона:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2011 - 2014 годы" (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Воронежской области - ответственным исполнителям Программы обеспечить выполнение плана мероприятий Программы и ежеквартальное представление в департамент экономического развития Воронежской области сведений о результатах процесса реализации мероприятий настоящей Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Воронежской области - первого заместителя председателя правительства Воронежской области А.В. Гусева.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Региональная программа
"Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области
на 2011 - 2014 годы"
(утв. распоряжением Правительства Воронежской области
от 30 июня 2011 г. N 458-р)
Паспорт программы
Наименование Программы |
Программа "Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2011-2014 годы" |
Цель Программы |
Улучшение инвестиционного климата в Воронежской области, обеспечивающее приток прямых иностранных и российских инвестиций в производственную деятельность на территории региона и достижение устойчивого социально-экономического развития за счет эффективной инвестиционной политики |
Задачи Программы |
1. Развитие механизмов административной среды и совершенствование нормативно-правовой базы. 2. Подготовка развитой инфраструктуры для комфортной реализации инвестиционных проектов. 3. Формирование и развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. 4. Развитие взаимодействия субъектов предпринимательства. Поддержка продвижения на рынок инновационной продукции. 5. Формирование благоприятной региональной тарифной политики для привлечения инвестиций. 6. Кадровое обеспечение инвестиций. 7. Формирование положительного имиджа Воронежской области и продвижение бренда региона. |
Целевые индикаторы Программы |
1. Объем инвестиций в основной капитал. 2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал. 3. Объем иностранных инвестиций. 4. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций. 5. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции. 6. Количество компаний резидентов в индустриальных парках. 7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек. |
Разработчик Программы |
Департамент экономического развития Воронежской области |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа. социально-экономическая значимость проблемы для Воронежской области
Стратегической целью Воронежской области на долгосрочную перспективу является вхождение региона в число 15 регионов-лидеров по уровню валового регионального продукта (далее - ВРП) на душу населения. Однако, без прорыва в привлечении в регион капитала, без реализации масштабной инвестиционной программы, развитие региона до необходимого уровня будет невозможным. Поэтому в настоящее время первоочередная задача заключается в выходе Воронежской области на лидирующие позиции по темпам роста инвестиций в основной капитал. По оценкам экспертов общий объем ежегодных инвестиций в регион должен составлять около 150-170 млрд. рублей (в ценах 2008 г.). Это, в свою очередь, потребует ежегодного дополнительного привлечения инвестиций в объеме 50-70 млрд. рублей (в ценах 2008 г.).
Вместе с тем, при сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе прогнозируемые в среднесрочной перспективе темпы роста инвестиций являются недостаточными для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов, достижения стратегических целевых значений и решения задач, обозначенных в Стратегии и Программе социально-экономического развития региона.
Необходим опережающий ввод производственных мощностей с высокой производительностью рабочих мест.
Проанализировав инвестиционную деятельность в регионах России, можно выделить несколько общих моментов при формировании инвестиционной политики, способствующих привлечению инвестиций:
- концентрация государственной поддержки на приоритетных направлениях развития региона;
- организация парковых зон опережающего развития;
- заключение соглашений о сотрудничестве между администрацией региона и инвестором, в которых прописаны обязательства каждой стороны, в том числе по развитию инфраструктуры;
- максимальное сокращение сроков начала реализации инвестиционного проекта;
- создание институтов развития, направленных на привлечение инвестиций и действующих по принципу "одного окна".
Среди разнообразных мер государственной поддержки инвестора наиболее распространенной формой является частичное погашение из средств регионального бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленным для реализации инвестиционных проектов. Также наиболее популярной мерой государственной поддержки является предоставление различных гарантий и налоговых льгот инвесторам.
Как показывает региональная практика, комплексность и последовательность при реализации мер инвестиционной поддержки позволяет добиться мощного синергетического эффекта, качественно улучшающего инвестиционный климат, и обеспечить кардинальный рост инвестиций, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост налоговых поступлений.
Правительство Воронежской области принимает конкретные меры по решению стратегической задачи повышения инвестиционной привлекательности территории и привлечению инвестиций, которые соотносятся с положительным опытом инвестиционно-успешных регионов (создание "Агентства по привлечению инвестиций", реализация проекта по созданию индустриального парка "Масловский", активная поддержка инвестиций в сельское хозяйство и промышленность).
В Воронежской области функционируют региональные институты развития:
- государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области;
- фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области;
- ОАО "Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области".
Создан Комитет по поддержке инвестиций для оперативного рассмотрения обращений инвесторов, упрощения всех согласительных и разрешительных процедур, разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, координации деятельности различных органов при продвижении инвестпроектов. Формируется единый реестр инвестиционных проектов.
Приняты нормативно-правовые акты, стимулирующие привлечение частных инвестиций в экономику региона и, прежде всего, в модернизацию существующих и создание новых производств на инновационной технической и технологической основах. В соответствии с Законом Воронежской области от 07.06.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" установлены основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, к которым относятся в частности:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона следует читать "07.07.2006"
- установление для инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, льгот по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита;
- предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством;
- предоставление государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета и обеспечение обязательств инвестора залогом областного имущества в соответствии с действующим законодательством;
- предоставления инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, привлекаемых для реализации инвестиционных проектов в рамках программы социально-экономического развития Воронежской области, областных целевых и ведомственных программ;
- софинансирование за счет средств областного бюджета строительства (реконструкции) объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- предоставление субсидии на возмещение расходов по оплате услуг за технологическое присоединение к электрическим сетям;
- содействия инвесторам в размещении производства на территории индустриального парка в соответствии с действующим законодательством;
- содействия в разработке программ замены изношенного и технологически устаревшего оборудования: оптимизации распределения электрических и тепловых нагрузок по энергоисточникам и оборудованию;
- содействия в создании производств, удовлетворяющих требованиям высокой ресурсоэффективности: наукоемких материало-, энергосберегающих и экологически чистых технологий, обеспечивающих высокую степень переработки используемого сырья;
- другие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности.
В мае 2011 года Региональным объединением работодателей "Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области" совместно с департаментом экономического развития Воронежской области и АУ ВО "Институт регионального развития" был проведен опрос по оценке инвестиционного климата Воронежской области.
Эксперты, в качестве которых выступили директора и руководители экономических подразделений предприятий и организаций, к наиболее эффективным мерам отнесли следующие: систему предоставления налоговых льгот, субсидирование процентной ставки по кредиту, софинансирование за счет средств областного бюджета строительства (реконструкции) объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Осуществление вышеперечисленных мер инвестиционной поддержки позволило добиться хороших результатов. В последние годы Воронежская область продемонстрировала один из лучших показателей роста инвестиций - по сравнению с 2005 г. объем инвестиций вырос более чем в 4,3 раза. В то же время 58 % респондентов считают проводимые мероприятия по улучшению инвестиционного климата в регионе эффективными, но недостаточными и требующими доработки.
По темпам роста инвестиций в основной капитал, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в 2000-2008 годах Воронежская область находилась на 18 месте среди регионов России и за последний год существенно улучшила эти позиции (рисунок 1).
"Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал в Воронежской области, 1998-2010 гг., млн. рублей"
В 2009 г. объем инвестиций в основной капитал, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, снизился почти на 10 %, что объясняется кризисными явлениями в экономике страны. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Воронежской области в 2009 г. составил 90,2 % к уровню 2008 г. (по Российской Федерации 83,8 % соответственно), что является минимальным значением показателя за десятилетний период. Несмотря на это, уже в 2010 г. объем инвестиций в основной капитал в Воронежской области составил 123 млрд. рублей (таблицы 1 и 2), что соответствует 3 месту в ЦФО.
Таблица 1. Объем инвестиций в основной капитал в России и ЦФО, млн. рублей
|
2005 г. |
Место в ЦФО |
2010 г. |
Место в ЦФО |
Российская Федерация, млрд. рублей |
3611 |
х |
9151 |
х |
Центральный федеральный округ |
964158 |
х |
1890966 |
х |
Белгородская область |
35022 |
4 |
90945 |
5 |
Брянская область |
8496 |
18 |
40149 |
14 |
Владимирская область |
17327 |
11 |
47734 |
11 |
Воронежская область |
28652 |
6 |
122963 |
3 |
Ивановская область |
12068 |
16 |
28381 |
16 |
Калужская область |
13624 |
15 |
67292 |
7 |
Костромская область |
14083 |
14 |
13515 |
18 |
Курская область |
17864 |
10 |
44836 |
13 |
Липецкая область |
30312 |
5 |
94387 |
4 |
Московская область |
181260 |
2 |
345301 |
2 |
Орловская область |
9610 |
17 |
20717 |
17 |
Рязанская область |
23629 |
8 |
36644 |
15 |
Смоленская область |
14371 |
13 |
47222 |
12 |
Тамбовская область |
14698 |
12 |
50019 |
10 |
Тверская область |
23845 |
7 |
80501 |
6 |
Тульская область |
20804 |
9 |
66028 |
8 |
Ярославская область |
42466 |
3 |
63595 |
9 |
г. Москва |
456025 |
1 |
630737 |
1 |
Более 3/4 всего объема инвестиций по итогам 2010 года были направлены в производственную сферу, из них в промышленность - 60 %. Наибольший рост инвестиционной активности зафиксирован в сфере производства пищевых продуктов, включая напитки и табак (в 2,9 раза), металлургического производства (в 2,5 раза) и производства прочих неметаллических минеральных продуктов (в 18,8 раза). Рост показателя в строительстве составил 44,7 %, гостиничном и ресторанном бизнесе - 1,7 раза, аналогичный рост произошел в оптовой и розничной торговле. При этом на 30,8 % сократился объем инвестиций в сельское хозяйство, на 41,7 % - в добычу полезных ископаемых, на 9,9 % - в финансовую деятельность.
По видовой структуре, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, наибольший объем инвестиций в основной капитал приходится на строительство зданий (кроме жилых) и сооружений (более 38 %); 45 % всего объема инвестиций приходится на приобретение машин, оборудования и транспортных средств; 16 % составили вложения в строительство жилья.
Таблица 2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Российская Федерация |
117,4 |
110,9 |
116,7 |
122,7 |
109,9 |
83,8 |
Центральный федеральный округ |
113,5 |
108,4 |
112,8 |
124,2 |
106,9 |
80,1 |
Белгородская область |
98,7 |
134 |
134,7 |
144,5 |
105,9 |
76,6 |
Брянская область |
119,1 |
102,6 |
127,4 |
148,2 |
101,9 |
104,2 |
Владимирская область |
104,3 |
124,4 |
115,3 |
145,2 |
101,3 |
102,8 |
Воронежская область |
111,9 |
113,1 |
120,5 |
141,5 |
120,2 |
90,2 |
Ивановская область |
144,2 |
112,9 |
106,8 |
99,1 |
129,6 |
111,2 |
Калужская область |
127,4 |
113,3 |
121,2 |
163,5 |
159,9 |
81,5 |
Костромская область |
115,5 |
104,5 |
77,7 |
92,5 |
103,2 |
65,4 |
Курская область |
89,4 |
99,7 |
116,4 |
118,2 |
117,2 |
100,9 |
Липецкая область |
126,0 |
100,6 |
134,6 |
129,8 |
118,4 |
91,9 |
Московская область |
111,5 |
98,5 |
112,2 |
145,8 |
100,8 |
63 |
Орловская область |
119,6 |
110,9 |
116,9 |
161,6 |
91,1 |
75,6 |
Рязанская область |
175,6 |
112 |
100,4 |
112,8 |
128,7 |
71,4 |
Смоленская область |
82,1 |
110,7 |
97 |
134,7 |
128,6 |
89,6 |
Тамбовская область |
107,1 |
119,9 |
123,3 |
141,2 |
118,8 |
103,3 |
Тверская область |
112,5 |
71,1 |
92,2 |
132,8 |
112 |
124,6 |
Тульская область |
161,8 |
131,9 |
105,6 |
132,8 |
130,1 |
104,9 |
Ярославская область |
93,3 |
140,5 |
78,2 |
99,6 |
101 |
100,5 |
г. Москва |
114,5 |
110,3 |
115,2 |
110,9 |
102,5 |
77,8 |
Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, в Воронежской области увеличился с 21,4% в 2005 г. до 28,3 % в 2009 г. (таблица 3).
Таблица 3. Отношение объема инвестиций к ВРП, в процентах
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Российская Федерация |
20,0 |
21,0 |
24,0 |
25,9 |
24,7 |
Центральный федеральный округ |
15,4 |
15,4 |
17,4 |
18,0 |
16,3 |
Белгородская область |
24,2 |
29,1 |
35,2 |
32,8 |
25,6 |
Брянская область |
12,7 |
15,2 |
20,5 |
20,1 |
21,6 |
Владимирская область |
19,9 |
19,7 |
25,8 |
25,7 |
25,4 |
Воронежская область |
21,4 |
23,4 |
29,3 |
32,8 |
28,3 |
Ивановская область |
27,2 |
26,7 |
23,3 |
30,0 |
34,7 |
Калужская область |
19,2 |
21,2 |
31,3 |
44,1 |
37,6 |
Костромская область |
31,5 |
21,7 |
21,2 |
20,8 |
14,1 |
Курская область |
20,6 |
22,3 |
26,0 |
27,9 |
30,3 |
Липецкая область |
20,9 |
24,9 |
30,8 |
33,9 |
36,9 |
Московская область |
25,6 |
25,4 |
31,0 |
29,3 |
21,4 |
Орловская область |
18,1 |
19,6 |
31,3 |
28,2 |
22,2 |
Рязанская область |
28,0 |
24,6 |
27,7 |
35,5 |
25,0 |
Смоленская область |
21,9 |
20,3 |
26,3 |
30,9 |
28,7 |
Тамбовская область |
23,1 |
24,7 |
29,1 |
35,3 |
35,2 |
Тверская область |
24,6 |
19,1 |
23,3 |
26,1 |
34,1 |
Тульская область |
17,9 |
17,1 |
20,8 |
23,9 |
28,9 |
Ярославская область |
32,4 |
24,2 |
23,7 |
25,7 |
24,4 |
г. Москва |
11,0 |
11,2 |
11,6 |
11,7 |
10,5 |
Росту инвестиций в Воронежской области, помимо эффективного инвестиционного законодательства, способствовал целый комплекс естественных и социально-экономических преимуществ, связанных, прежде всего, с выгодным геополитическим положением.
В первую очередь стоит отметить, что Воронежская область - наиболее крупный регион в составе Центрального федерального округа Российской Федерации после Московской области по территории, численности населения, а также экономическому потенциалу.
Национальное транспортное значение Воронежской области заключается в том, что она находится на пересечении транспортных коридоров "Север - Юг" и "Запад - Восток", причем ее значимость будет только повышаться с ростом деловой активности на юге России, в том числе, с подготовкой и проведением зимних Олимпийских игр. Значительные возможности международного сотрудничества связаны с тем, что Воронежская область граничит с Украиной.
На территории области находятся многочисленные месторождения и проявления нерудных полезных ископаемых: кирпичное и цементное сырье, минеральные краски, пески формовочные, строительные и др., а также крупные бассейны пресных и минерализованных подземных вод. Имеются перспективы разработки кобальт-никелевых руд, проявления каолинов, трепелов и опок, золота, алмазов, титана.
В Воронежской области открыто пять сульфидных платиноидно-медно-никелевых месторождений: Нижнемамонское, Подколодновское, Юбилейное, Еланское, Елкинское. Они образуют третью после Таймырской и Кольской никель-платиноносную провинцию в Российской Федерации.
Регион обладает ресурсами и сравнительными преимуществами обеспечения продовольственной безопасности страны. Весь объем земельного фонда Воронежской области составляет 5221,6 тыс. га. Учитывая типы почв (преимущественно черноземы) и климатические условия, важную роль в региональной экономике играет агропромышленный сектор. По объему производства сельскохозяйственной продукции область традиционно занимает одно из ведущих мест среди регионов Центральной России. В то же время экономика региона достаточно хорошо диверсифицирована.
Существуют конкурентные преимущества, которые предстоит усиливать. К ним относятся: промышленно-технологический потенциал; развитое сельское хозяйство; квалификация кадров и система образования; транспортно - логистическая сеть, включая дороги; инфраструктура; культурная среда.
Воронежская область отличается от многих регионов России высокой концентрацией научно - исследовательских институтов, конструкторских бюро, высших учебных заведений, высокотехнологичных предприятий. Научные исследования ведут 65 организаций, в которых, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", в конце 2009 года работало более 700 докторов и свыше 3500 кандидатов наук.
Для научно-технического комплекса Воронежской области характерна высокая доля оборонного сектора, в научных организациях которого занято до 50 % специалистов, выполняющих более 60 % научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП по итогам 2009 года составила около 1,8 %. Кроме того, в области с 2003 года активно осуществляются мероприятия по созданию региональной инновационной системы. Воронежская область входит в восьмерку самых развитых регионов с нормативной базой в инновациях.
Воронежская область, являясь крупным научным центром Черноземного региона, занимая 3-е место в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, находится на 9-м месте по уровню инновационной активности предприятий и числу используемых передовых производственных технологий. Таким образом, область пока еще не в полной мере использует свой научно-технологический и интеллектуальный потенциал, и существуют значительные резервы для его раскрытия.
Значимым преимуществом региона является развитая сеть дистрибьюторов, уровень развития предпринимательства и услуг для бизнеса. Они обеспечивают для инвестора доступ на рынки сбыта как Воронежской области, так и регионов в радиусе 500-600 км с численностью населения свыше 30 млн. человек.
Для увеличения инвестиционного потенциала Воронежской области предполагается сосредоточить усилия на увеличении притока капитала в первую очередь в промышленность и на основе промышленного роста во все сектора экономики. При этом отраслевые сектора выбираются не по технологическому принципу, а по принципу цепочки добавленной стоимости, ориентированные на имеющиеся в России ликвидные и платежеспособные рынки сбыта: продукты питания, АПК, строительство и жилье, сырьевые отрасли, оборона и безопасность, обеспечение здоровья, знания и информация.
Область ставит перед собой задачу создания вертикально интегрированных кластеров путем стимулирования как инвестиций, так и спроса на продукцию кластера в целом по вертикали.
В области существует положительный опыт реализации масштабных инвестиционных проектов, в том числе, иностранными компаниями: "Сименс Акциенгезельшафт" (Германия), Bunge Limited (Голландия), Baltic Beverages Holding AB (Швеция), Newcastle Holdings Limited (Великобритания), Ekosem-Agrar GmbH, (Германия) и др.
В целом объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Воронежской области в 2010 г., по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, составил 279,6 млн. долларов, что соответствует 8 месту в ЦФО (таблица 4).
Таблица 4. Объем иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации, млн. рублей
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Российская Федерация |
1518323,3 |
1498967,5 |
3084000,6 |
2583845,6 |
2597095,4 |
3488278 |
Центральный федеральный округ |
818730,3 |
818736,3 |
2007413,6 |
1379275,7 |
1567114,9 |
2331686 |
Белгородская область |
597,1 |
2290,2 |
13691,0 |
59757,5 |
1524,8 |
1389,28 |
Брянская область |
500,9 |
171,4 |
438,6 |
1078,2 |
1109,5 |
778,24 |
Владимирская область |
5827,0 |
9141,9 |
12324,2 |
16780,1 |
16820,0 |
23271,2 |
Воронежская область |
1508,4 |
2934,9 |
4087,7 |
2998,0 |
6222,7 |
8499,84 |
Ивановская область |
25,5 |
2730,9 |
1086,3 |
2783,8 |
2647,0 |
2055,04 |
Калужская область |
716,0 |
3457,1 |
9715,5 |
37434,7 |
35909,8 |
36312,8 |
Костромская область |
6078,8 |
2690,1 |
708,9 |
986,0 |
1217,3 |
598,88 |
Курская область |
138,7 |
647,4 |
821,1 |
24,9 |
88,8 |
598,88 |
Липецкая область |
1250,9 |
3723,7 |
5072,0 |
43906,2 |
10495,9 |
25964,6 |
Московская область |
77468,4 |
126790,1 |
133880,1 |
166469,0 |
143540,8 |
188702 |
Орловская область |
557,5 |
1183,2 |
1241,9 |
754,5 |
111,0 |
2614,4 |
Рязанская область |
209,4 |
258,4 |
3026,9 |
7385,3 |
2859,3 |
3058,24 |
Смоленская область |
840,5 |
1058,1 |
798,2 |
2310,7 |
8058,1 |
8895,04 |
Тамбовская область |
167,0 |
201,3 |
981,8 |
896,4 |
85,6 |
471,2 |
Тверская область |
39,6 |
361,8 |
1994,1 |
2913,3 |
6983,5 |
3432,16 |
Тульская область |
6667,5 |
7512,6 |
4505,9 |
10694,6 |
15488,6 |
11132,5 |
Ярославская область |
2181,9 |
1156,0 |
5763,0 |
5229,0 |
4209,8 |
1927,36 |
г. Москва |
713952,4 |
652427,4 |
1807271,7 |
1016876,2 |
1309745,7 |
2011984 |
Стоит отметить, что на долю прямых иностранных инвестиций, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, пришлось всего 10,97 % общего объема (14-е место в ЦФО), тем не менее, рост за 2010 год составил почти в 2 раза по сравнению с 2009 г. (таблица 5).
Таблица 5. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, в процентах
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Российская Федерация |
24,36 |
24,82 |
22,98 |
26,05 |
19,41 |
12,04 |
Центральный федеральный округ |
12,37 |
21,80 |
23,51 |
22,65 |
18,71 |
10,66 |
Белгородская область |
100,00 |
59,46 |
3,37 |
1,86 |
71,50 |
75,16 |
Брянская область |
65,50 |
88,14 |
93,50 |
56,23 |
58,12 |
18,91 |
Владимирская область |
66,68 |
44,58 |
34,88 |
25,62 |
41,63 |
50,71 |
Воронежская область |
10,31 |
8,29 |
4,90 |
9,55 |
5,82 |
10,97 |
Ивановская область |
97,25 |
64,96 |
0,32 |
47,18 |
26,79 |
10,08 |
Калужская область |
39,77 |
67,29 |
37,38 |
39,49 |
46,69 |
88,36 |
Костромская область |
63,50 |
48,54 |
94,25 |
99,19 |
71,33 |
84,71 |
Курская область |
100,00 |
100,00 |
99,60 |
100,00 |
89,78 |
87,32 |
Липецкая область |
62,56 |
38,60 |
32,46 |
2,52 |
17,66 |
20,80 |
Московская область |
40,12 |
29,82 |
39,55 |
33,55 |
47,23 |
35,47 |
Орловская область |
86,77 |
71,65 |
66,67 |
81,15 |
74,50 |
75,71 |
Рязанская область |
14,16 |
95,74 |
35,50 |
58,54 |
90,55 |
48,79 |
Смоленская область |
16,26 |
5,19 |
69,38 |
9,48 |
11,21 |
1,88 |
Тамбовская область |
50,17 |
35,74 |
65,25 |
76,46 |
92,04 |
20,84 |
Тверская область |
29,25 |
87,26 |
99,55 |
81,29 |
50,10 |
39,18 |
Тульская область |
10,87 |
28,55 |
38,56 |
45,19 |
46,70 |
67,80 |
Ярославская область |
15,89 |
38,30 |
14,03 |
86,50 |
54,15 |
50,79 |
г. Москва |
8,17 |
18,89 |
22,09 |
21,09 |
13,69 |
5,73 |
В течение нескольких последних лет инвестиционная привлекательность региона росла, что нашло отражение в результатах различных рейтингов независимых агентств.
Так, по совокупному инвестиционному риску, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", Воронежская область занимает третье место, что выгодно отличает область в сравнении c другими регионами. Одним из основных факторов движения области вперед является снижение криминального риска. Отметим, что за последние два года наблюдается положительная динамика по всем составляющим, за исключением финансовой (таблица 6).
Таблица 6. Ранги составляющих инвестиционного риска в 2005-2010 годах
Год |
Законодательный |
Политический |
Экономический |
Финансовый |
Социальный |
Криминальный |
Экологический |
Управленческий |
2005 |
20 |
79 |
70 |
34 |
21 |
67 |
35 |
х |
2006 |
25 |
73 |
9 |
66 |
45 |
34 |
32 |
83 |
2007 |
32 |
х |
83 |
65 |
42 |
8 |
31 |
31 |
2008 |
7 |
х |
68 |
52 |
29 |
5 |
21 |
9 |
2009 |
7 |
х |
49 |
48 |
27 |
2 |
33 |
7 |
2010 |
7 |
х |
33 |
56 |
13 |
1 |
29 |
4 |
По результатам опроса в 2011 году большинство экспертов оценили инвестиционный климат Воронежской области как удовлетворительный, 31% - как хороший и 19% считают инвестиционный климат плохим.
Среди факторов, в наибольшей степени препятствующих росту инвестиционной привлекательности Воронежской области, были названы административные барьеры - их отметили 50% экспертов, уровень коррупции - 35% экспертов, уровень налоговой нагрузки - 35% экспертов. 23% экспертов отметили негативное влияние уровня монополизации отраслей экономики и 8% - недостаточное правовое обеспечение и социальную ответственность исполнения договоров. Также был отмечен дополнительный фактор - отсутствие инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов.
Проблема административных барьеров является одним из существенных ограничителей экономического роста в России в целом и требует широкого комплекса мер, именно поэтому целью Стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу в ближайшее время (1-2 года) является сокращение количества разрешительных процедур, необходимых для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности, на 30-50%, сокращение сроков получения разрешений, требуемых на различных этапах реализации инвестиционных проектов, в 2-3 раза.
За последние два года уже достигнуты определенные успехи: сроки прохождения инвестиционных проектов через все процедуры согласования в Воронежской области сократились в несколько раз (с трех лет до семи месяцев). Для дальнейшей работы в этом направлении планируется разработать четкие, поэтапные регламенты в каждой отрасли экономики, включая участие в этой процедуре муниципалитетов.
Остается недостаточным объем инвестиций в расчете на душу населения. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, среди субъектов Российской Федерации по показателю среднедушевого объема инвестиций Воронежская область в 2009 г. заняла 48 место, улучшив свою позицию на 16 пунктов по сравнению с 2005 г.; среди субъектов ЦФО - 11 место, оставшись позади Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Курской областей (таблица 7, рисунок 2).
"Рис. 2. Динамика инвестиций на душу населения в Воронежской области в сравнении с соседними регионами, тыс. рублей"
Таблица 7. Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. рублей
|
2005 |
Место в ЦФО |
2009 |
Место в ЦФО |
Российская Федерация |
25232 |
х |
55883 |
х |
Центральный федеральный округ |
25744 |
х |
50378 |
х |
Белгородская область |
23170 |
5 |
51082 |
4 |
Брянская область |
6345 |
18 |
21020 |
17 |
Владимирская область |
11708 |
15 |
33374 |
13 |
Воронежская область |
12330 |
14 |
37801 |
11 |
Ивановская область |
10897 |
17 |
28047 |
15 |
Калужская область |
13385 |
11 |
58728 |
3 |
Костромская область |
19745 |
7 |
16099 |
18 |
Курская область |
14993 |
9 |
42474 |
8 |
Липецкая область |
25572 |
4 |
72060 |
1 |
Московская область |
27344 |
3 |
48571 |
6 |
Орловская область |
11467 |
16 |
24461 |
16 |
Рязанская область |
19883 |
6 |
33126 |
14 |
Смоленская область |
14195 |
10 |
37101 |
12 |
Тамбовская область |
12920 |
12 |
42993 |
7 |
Тверская область |
16839 |
8 |
49467 |
5 |
Тульская область |
12915 |
13 |
39963 |
9 |
Ярославская область |
31851 |
2 |
39684 |
10 |
г. Москва |
43782 |
1 |
71114 |
2 |
В 2010 г. наблюдается улучшение ситуации по данному показателю - объем инвестиций в основной капитал на душу населения в Воронежской области составил 52,5 тыс. рублей, что выше уровня 2008 г., когда значение показателя впервые достигло максимума в 41,4 тыс. рублей.
Анализ структуры источников финансирования инвестиций в Воронежской области показал, что доля собственных средств в процессе формирования инвестиций в основной капитал неуклонно снижается. За последние пять лет, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, показатель удельного веса собственных средств в структуре источников финансирования инвестиций сократился с 33,6 % до 21,6 % от общего объема инвестиций в основной капитал (рисунок 3).
"Рис. 3. Структура источников финансирования инвестиций в Воронежской области в 2006-2010 гг., в процентах"
Ведущую роль в структуре собственных источников финансирования играет амортизация, которая составляет 63,3 % всех использованных в 2010г. собственных средств. На долю прибыли, остающейся в распоряжении организаций (фонд накопления), приходится 32,2 %.
Характерной особенностью последних лет стало нарастание удельного веса бюджетных инвестиций - 54,3 % от привлеченных средств и 41,6 % всех инвестиционных ресурсов в 2010 г.
Поэтому, значимым механизмом притока инвестиций в регион является государственное софинансирование в проекты частного бизнеса, отвечающие интересам региона. В связи с этим планируется усовершенствовать нормативно-правовую базу, касающуюся вопросов государственно-частного партнерства.
Существенно повлияли на статистику области государственные инвестиции в строительство "Нововоронежской атомной электростанции N2" (далее НВАЭС-2). Строительство новых блоков НВАЭС-2 и их ввод в действие создали предпосылки достаточно стабильного экономического роста региона вплоть до 2013 года. В связи с завершением строительства данного объекта и, как следствие, сокращением бюджетного финансирования инвестиционной деятельности, необходимо рассмотреть возможность расширение участия области на рынке долговых обязательств субъектов Российской Федерации для сохранения объема бюджетных инвестиций. В данный момент этот потенциал используется регионом в меньшем объеме по сравнению с другими регионами, в том числе по сравнению с регионами-лидерами по притоку инвестиций.
Удельный вес банковских кредитов в объеме привлеченных средств в течение 2005-2009 гг., по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, колебался в пределах 6-13%, а в 2010 г. составил 18,1%. В условиях недостатка собственных инвестиционных ресурсов доступность банковских кредитов становится одним из важных факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе. Стоит отметить, что правительство Воронежской области активно сотрудничает и планирует развивать взаимодействие с крупнейшими банками, функционирующими на территории Воронежской области, по вопросам финансовой поддержки инвестиционных проектов.
Таблица 8. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства), в процентах
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Собственные средства |
38,8 |
33,6 |
32,2 |
32 |
29,1 |
21,6 |
Привлеченные средства |
61,2 |
66,4 |
67,8 |
68 |
70,9 |
78,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
кредиты банков |
10,2 |
10,9 |
12,2 |
12,7 |
6,8 |
18,1 |
бюджетные средства, из них: |
17,2 |
16,7 |
23,7 |
27,7 |
40,4 |
42,6 |
из федерального бюджета |
8,0 |
9,4 |
15,9 |
17,7 |
33,2 |
36,3 |
из бюджетов субъектов РФ |
8,4 |
5,6 |
6,3 |
7,6 |
5,8 |
5,2 |
Обострение конкурентной борьбы за инвестора между регионами требует интенсификации процесса создания благоприятного инвестиционного климата.
В настоящее время невозможно эффективно решить проблему привлечения долгосрочных инвестиций в экономику области только за счет использования действующих рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на основе программно-целевого метода, применение которого позволит обеспечить решение проблемы и рационально использовать ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях привлечения инвестиций, достигнуть положительной динамики в установленные сроки реализации Программы.
Необходимость комплексного решения проблем программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
- масштабность, сложность и многообразие проблемы создания благоприятного климата, предполагающие разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;
- потребность в координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Воронежской области, органов местного самоуправления и организаций.
Рациональный, взвешенный подход к использованию ряда преимуществ безусловно дает возможность экономике региона получить новые стимулы для динамичного развития, что в конечном итоге позволит обеспечить рост качества жизни населения Воронежской области.
2. Цель и задачи программы
Цель: улучшение инвестиционного климата в Воронежской области, обеспечивающее приток прямых иностранных и российских инвестиций в производственную деятельность на территории региона и достижение устойчивого социально-экономического развития за счет эффективной инвестиционной политики.
Задачи:
1. Развитие механизмов административной среды и совершенствование нормативно-правовой базы.
2. Подготовка развитой инфраструктуры для комфортной реализации инвестиционных проектов.
3. Формирование и развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций.
4. Развитие взаимодействия субъектов предпринимательства. Поддержка продвижения на рынок инновационной продукции.
5. Формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций.
6. Кадровое обеспечение инвестиций.
7. Формирование положительного имиджа Воронежской области и продвижение бренда региона.
3. Система программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Система мероприятий Программы строится в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип комплексности. Комплексная реализация Программы предполагает связанное и последовательное осуществление ее мер и координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, Воронежской области, органов местного самоуправления, инвесторов, хозяйствующих субъектов, финансовых структур и банков, экспертного сообщества, естественных монополий, населения.
2. Принцип публичности. Предполагает широкое вовлечение и открытое обсуждение обществом, предпринимателями, инвесторами, финансовыми организациями и банками, экспертным сообществом, населением, а также масштабное информационно-презентационное освещение работы по формированию благоприятного инвестиционного имиджа области, хода реализации инвестиционных процессов.
3. Принцип компетентности. Использование экспертной компетентности предполагает предоставление ведущих ролей на всех этапах инвестиционных процессов профессиональным бизнес - участникам и экспертному сообществу, высокую конкуренцию стратегий, концепций, подходов и мнений.
4. Принцип согласованности. Предполагает достижение высокой степени согласованности между основными участниками инвестиционного процесса.
5. Принцип использования естественных преимуществ региона. Требует обоснованности и гармоничности предлагаемых стратегий и проектов, естественное использование сильных сторон и конкурентных преимуществ области.
6. Принцип сбалансированности и практической обоснованности стратегии развития Воронежской области. Предполагает недопущение однонаправленного и чрезмерно специализированного развития экономики региона.
7. Принцип эффективности. Предполагает учет соизмеримости затрачиваемых и используемых финансовых, инфраструктурных, человеческих, природных ресурсов с ожидаемым позитивным результатом и негативными последствиями.
8. Принцип концентрации на привлечении ключевых ("якорных") инвесторов. Предполагает аккумулирование усилий на инвесторах, формирующих промышленный или технологический кластер, а также стратегию на привлечение иностранных инвестиций как комплексного решения вопросов получения технологий, финансирования, современного управления, развития рынка труда, развития спроса на полуфабрикаты и комплектующие.
Для достижения поставленной цели в течение всего срока реализации Программы будут проведены мероприятия, направленные на создание в Воронежской области благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в том числе системы эффективного управления инвестиционными процессами, а также ее текущая поддержка и стимулирование, что позволит максимизировать приток инвестиций в Воронежскую область и обеспечить ее устойчивое социально-экономическое развитие.
Мероприятия по развитию механизмов административной среды и совершенствованию нормативно-правовой базы предполагают:
- мониторинг, изменение, а в случае необходимости разработку пакета документов с целью устранения барьеров, препятствующих инвестиционной деятельности и привлечению инвестиций, в том числе нормативно-правовой базы по государственно-частному партнерству, упрощению порядка предоставления преференций потенциальным субъектам инвестиционной деятельности на инвестиционные цели;
- мониторинг эффективности работы элементов региональной инвестиционной инфраструктуры, существующей в Воронежской области, и определение направлений повышения ее эффективности, в том числе разработка регламента взаимодействия исполнительных органов государственной власти, направленного на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов Воронежской области по принципу "одного окна", что позволит сократить сроки проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области;
- функционирование регионального центра государственно-частного партнерства;
- реализация мероприятий по обеспечению информационного сопровождения инвестиционной деятельности и получению обратной связи от субъектов инвестиционной деятельности о существующих инвестиционных барьерах и препятствиях.
Мероприятия Программы направлены также на развитие в Воронежской области подготовленной инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.
Разработка механизмов решения данной проблемы является приоритетным направлением для повышения инвестиционной привлекательности региона. Одним из таких механизмов призвано стать создание в области новых индустриальных парков, которые подразумевают собой обустроенные территории с развитой транспортной, инженерной, деловой инфраструктурой. Инвесторы получат комфортные условия для ведения бизнеса на подготовленном участке с подведенными коммуникациями, дорожными развязками. Таким образом, достигается значительное снижение производственных издержек частных инвесторов и, соответственно, возрастает инвестиционная привлекательность территории.
Для отслеживания деятельности индустриальных парков подготовлено решение о создании управляющей компании индустриальными парками Воронежской области. Эта компания возьмет на себя функции управления, обслуживания, эксплуатации и содержания инфраструктурных объектов, расположенных на территории индустриальных парков.
Также проводится работа по формированию благоприятной региональной тарифной политики для роста инвестиций и упрощению присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, в том числе субсидирование части затрат малых и средних предприятий по присоединению к объектам электросетевого хозяйства.
В Воронежской области имеется возможность повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность региона за счет проводимой кластерной политики. С помощью постоянного обмена информацией, построения совместных программ развития, системно отработанной кооперации кластер становится мощным инструментом влияния на рыночные процессы, повышения конкурентоспособности отрасли и территории в целом.
Вхождение предприятий в кластер выявляет огромные резервы, так как кластерные промышленные структуры являются наиболее успешной и эффективной моделью индустриальной организации. В области разрабатывается ведомственная целевая программа "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011-2013 гг.", направленная на поддержку мероприятий по созданию кластеров. Планируется также создание Центра кластерного развития Воронежской области.
Развитая транспортная инфраструктура - основа инвестиционной привлекательности региона. От транспортной инфраструктуры зависит развитие и углубление межрегиональных связей, формирование полноценного внутреннего рынка и рациональное освоение наших природных богатств, эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. Проблемы недостаточной плотности имеющейся дорожной сети и ее высокой степени изношенности, представляющие собой серьезное препятствие для развития экономических отношений с другими регионами, решаются ведомственной целевой программой "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы". В программе предусмотрен комплексный подход к решению проблемы развития сети автодорог, обеспечивающих транспортные потребности населения и предприятий области.
Состояние придорожного сервиса также свидетельствует об уровне инвестиционной привлекательности региона. Для Воронежской области опережающее развитие придорожного сервиса имеет особую актуальность в связи с выгодным географическим месторасположением региона - на пересечении направлений транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток". Создание объектов придорожного сервиса не только способствует освоению транзитного и туристического потенциала области, но и имеет социальное значение, обеспечивая занятость населения близлежащих, как правило, сельских населенных пунктов.
В современных условиях для решения проблемы улучшения инвестиционного климата приобретает особую важность формирование и развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций. Мероприятия для эффективного содействия привлечению финансовых средств, в том числе внешнего финансирования, благодаря развитию системы взаимодействия с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями, лизинговыми компаниями, позволят обеспечить реализацию инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для региональной экономики характер.
Существенным фактором формирования благоприятной конкурентной среды для инвесторов и предпринимателей является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса. Поддержка развития малого и среднего, в том числе инновационного, предпринимательства будет реализована в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011-2015 годы".
Инновации, являясь резервом экономического развития, позволят обеспечить реализацию неиспользованных ранее возможностей роста производства, улучшения показателей его эффективности, расширения способности производства адекватно соответствовать общественным потребностям. Для решения задач инновационного развития в регионе реализуется долгосрочная областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы".
Гибкий подход, корректировка, при необходимости, мероприятий вышеуказанных программ позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.
Немаловажная роль отводится в Программе мероприятиям по:
- повышению квалификации работников организаций и государственных органов Воронежской области, работающих в сфере привлечения инвестиций;
- содействию инвесторам в подборе квалифицированного персонала;
- продвижению на российском и международном рынке инвестиций особо значимых инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) в Воронежской области, инвестиционных площадок Воронежской области;
- проведению семинаров, круглых столов и иных подобных мероприятий по проблемам инвестирования в экономику Воронежской области, в том числе межрегиональных и международных;
- участию инвестиционных проектов Воронежской области в инвестиционных программах региональных, межрегиональных, федеральных и международных финансовых институтов;
- проведению конкурсов, поощряющих организации, проявляющие инвестиционную активность, и организации, наиболее отличившиеся в развитии регионального экспортного производства и проведении эффективных внешнеторговых операций;
- участию Воронежской области в форумах, выставках, ярмарках, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона.
Предусмотренные в Программе мероприятия должны стать серьезным стимулом на ближайшие несколько лет для формирования благоприятного инвестиционного климата и привлечения частных инвесторов в экономику Воронежской области.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении.
4. Целевые индикаторы и показатели реализации программы
1. Объем инвестиций в основной капитал.
2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал.
3. Объем иностранных инвестиций.
4. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций.
5. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции.
6. Количество компаний-резидентов в индустриальных парках.
7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек.
Планируемые значения целевых индикаторов представлены в таблице 11.
Таблица 11. Целевые индикаторы Программы
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора по годам реализации Программы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
1. Объем инвестиций в основной капитал |
млрд. руб. |
134,18 |
147,41 |
164,78 |
189,86 |
2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал к предыдущему году в сопоставимых ценах |
% |
102,30 |
102,10 |
103,60 |
105,90 |
3. Объем иностранных инвестиций |
млн. долл. США |
276,5 |
282,0 |
287,6 |
296,2 |
4. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций |
% |
6,01 |
6,27 |
10,00 |
12,00 |
5. Доля инновационной продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции |
% |
20,5 |
21,0 |
21,5 |
22,0 |
6. Количество компаний-резидентов в индустриальных парках |
единиц |
6 |
9 |
12 |
15 |
7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек |
единиц |
8,2 |
8,4 |
8,5 |
8,7 |
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы включает широкий спектр организационных и экономических мер. Предусматривается использовать такие рычаги экономической политики, как финансово-кредитный механизм, налоговое регулирование.
Программа имеет межотраслевой характер и отвечает интересам развития всех отраслей экономики Воронежской области.
Учитывая сложившуюся структуру исполнительных органов государственной власти Воронежской области и комплексное значение выполнения Программы, координатором Программы является департамент экономического развития Воронежской области.
Исполнителями программных мероприятий являются исполнительные органы государственной власти Воронежской области, указанные в плане мероприятий Программы (приложение к Программе).
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий и ресурсов.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы, о нормативных актах по управлению Программой и об условиях проведения конкурсов размещается на портале Воронежской области в сети Интернет.
6. Организация управления и контроль за ходом реализации программы
Административное руководство, контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент экономического развития Воронежской области.
В ходе реализации Программы департамент экономического развития Воронежской области:
- осуществляет межведомственную координацию работ по выполнению программных мероприятий в Воронежской области;
- проводит мониторинг реализации Программы и обеспечивает соблюдение государственных интересов при реализации Программы с составлением итоговых отчетов, которые представляются в правительство Воронежской области;
- подготавливает предложения по корректировке Программы, в том числе по содержанию мероприятий и исполнителям;
- определяет наиболее эффективные формы и процедуры организации работ по реализации Программы;
- контролирует деятельность различных ведомств по выполнению программных мероприятий;
- оценивает эффективность реализации отдельных разделов Программы.
Исполнители программных мероприятий осуществляют текущее управление реализацией Программы и ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчеты об исполнении мероприятий в департамент экономического развития Воронежской области, а по итогам года, помимо указанной выше информации, в срок до 1 марта представляют информацию о достижении целевых индикаторов и показателей реализации Программы для ее оценки, обобщения и представления итоговой информации в правительство Воронежской области и другие заинтересованные структуры.
Приложение
к региональной программе
"Повышение инвестиционной привлекательности
Воронежской области на 2011 - 2014 годы"
План мероприятий
региональной программы "Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2011 - 2014 годы"
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Сроки предоставления (реализации) |
Ожидаемый результат |
Задача 1. Развитие механизмов административной среды и совершенствование нормативно-правовой базы | |||
1.1. Совершенствование нормативно-правовой базы. |
Департамент экономического развития Воронежской области Департамент аграрной политики Воронежской области. |
|
Разработка пакета документов, расширяющего меры государственной поддержки инвесторов в Воронежской области: |
2011-2014 |
- по созданию индустриальных парков и технопарков; |
||
2011-2014 |
- по расширению категории "особо значимые" инвестиционные проекты; |
||
2011-2014 |
- подготовка изменений в Закон Воронежской области от 07.07.2006 г. N67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестционной деятельности на территории Воронежской области" в части поддержки возведения объектов инженерной инфраструктуры агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета; |
||
2011-2012 |
- включение в программу социально-экономического развития области инвестиционных проектов по лесозаготовке и лесопереработке. |
||
1.2. Совершенствование нормативной правовой базы, направленной на развитие механизмов государственно-частного партнерства в Воронежской области. |
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области Департамент экономического развития Воронежской области |
2011 |
Разработка проекта закона о государственно-частном партнерстве (далее - ГЧП), предусматривающего механизмы взаимодействия государства и частного бизнеса, формы участия государства в финансировании, реализации бизнеспроектов, распределения риска между сторонами. |
1.3. Разработка регламента взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории региона. |
Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2012 |
Сокращение сроков проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области. |
1.4 Формирование базы данных, отражающей результаты прохождения инвестиционными проектами регламентных процедур на Портале Воронежской области в сети Интернет. |
Департамент экономического развития Воронежской области Управление информационных технологий Воронежской области |
2011-2014 |
Внедрение автоматизированной информационной системы "Мониторинг инвестиционных проектов" для ведения сводного перечня инвестиционных проектов Воронежской области с учетом возможности формирования оперативных отчетов в разрезе по контролируемым элементам, позволяющей инвестору отслеживать в режиме "on-line" прохождение регламентных процедур и обеспечивать оперативную связь для эффективного взаимодействия инвесторов с правительством Воронежской области. |
1.5. Разработка рекомендаций для органов местного самоуправления по организации взаимодействия с хозяйствующими субъектами при реализации инвестиционной политики правительства Воронежской области. |
Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области Департамент экономического развития Воронежской области Администрации муниципальных районов (городских округов) Воронежской области (по согласованию) |
2011-2013 |
Формирование в органах местного самоуправления механизма координации структур, ответственных за привлечение инвестиций. |
1.6. Реализация плана развития сети филиалов автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области |
2011-2014 |
Разработка программы, направленной на развитие филиальной сети автономного учреждения Воронежской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". Формирование в Воронежской области единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг, работающей по принципу "одного окна". |
Задача 2. Подготовка развитой инфраструктуры для комфортной реализации инвестиционных проектов | |||
2.1. Развитие индустриальных парков на территории Воронежской области. |
Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2013 |
Завершение строительных работ по созданию инфраструктуры индустриального парка "Масловский". |
2011-2014 |
Разработка концепций, эскизных и рабочих проектов новых индустриальных парков. |
||
2.2. Создание единой системы управления кластерами. |
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области |
2011-2014 |
1. Реализация мероприятий ВЦП "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области на 2011-2013 гг." 2. Корректировка в установленном порядке мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
2.3. Разработка и внедрение механизмов, позволяющих планировать развитие транспортной инфраструктуры, исходя из потребностей инвестора. |
Управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. |
2011-2014 |
Модернизация объектов транспортной инфраструктуры с учетом размещения инвестиционных проектов. |
2011-2012 |
Реализация мероприятий ВЦП "Развитие сети автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области". Корректировка в установленном порядке мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
||
2011-2014 |
Разработка концепции развития придорожного сервиса в части размещения объектов придорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. |
||
Задача 3. Формирование и развитие финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций | |||
3.1. Обеспечение взаимодействия Воронежской области с инвестиционными и венчурными фондами, банками, иностранными государственными инвестиционными агентствами, специализированными финансовыми учреждениями и организациями, лизинговыми компаниями. |
Департамент экономического развития Воронежской области. Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области. |
2011-2014 |
Разработка алгоритма взаимодействия инвестора с финансовыми структурами, подписание соглашений с целью использования их потенциала, возможностей по финансированию и поддержке инвестиций на территории региона. |
3.2.Содействие созданию на территории области бизнес-инкубаторов для практической реализации научного потенциала студентов вузов с привлечение научно-исследовательских институтов и организаций региона. |
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области |
2011-2012 |
Разработка программы поддержки молодежного предпринимательства. Содействие подписанию соглашений между ВУЗами и предприятиями реального сектора экономики. |
3.3. Создание системы реализации инвестиционных проектов на базе регионального центра государственно-частного партнерства. |
Департамент экономического развития Воронежской области. |
2011-2012 |
Функционирование регионального центра ГЧП. Создание группы специалистов в исполнительных органах государственной власти области, курирующих проекты ГЧП. Подготовка инвестиционных проектов ГЧП и обеспечение их реализации. |
3.4. Развитие взаимодействия правительства Воронежской области с ГК "Роснанотех" по вопросам развития наноиндустрии в области продвижения научно-технических разработок, готовых к освоению в производстве. |
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2014 |
1. Реализация мероприятий ДОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы". 2. Корректировка в установленном порядке мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
Задача 4. Развитие взаимодействия субъектов предпринимательства. Поддержка продвижения на рынок инновационной продукции | |||
4.1. Поддержка развития малого и среднего инновационного предпринимательства, предоставление субсидий юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе: - начинающим малым инновационным компаниям (в виде грандов на создание инновационной компании); - действующим инновационным компаниям. |
Департамент промышленности и транспорта, связи и инноваций Воронежской области |
2011-2014 |
Рост количества малых инновационных предприятий. Рост затрат предприятий на технологические инновации. Рост количества реализованных инновационных бизнес-проектов. |
4.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, путем субсидирования части затрат по сертификации продукции и участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом. |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области |
2011-2014 |
Продвижение продукции региональных товаропроизводителей, предназначенной для экспорта. Реализация мероприятий ДОЦП "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011-2015 годы" Корректировка в установленном порядке мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
4.2. Содействие поиску и установлению деловых связей между производителями и поставщиками. |
Департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области |
2011-2014 |
Развитие подсистемы "Электронная промышленно-деловая контрактация" (компьютеризация взаимодействия бизнеса с бизнесом) на базе региональной информационной системы "Электронное Черноземье" . |
Задача 5.Формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций | |||
5.1. Анализ эффективности использования ресурсов организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий при установлении тарифов. |
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области. |
2011-2014 |
Установление экономически обоснованных тарифов. Реализация требований законодательства об энергосбережении. Повышение энергетической эффективности во всех сферах экономики. Реализация мероприятий ДОЦП "Повышение энергетической эффективности экономики Воронежской области и сокращение энергетических издержек в бюджетном секторе на 2011-2015 годы". Корректировка в установленном порядке мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
5.2. Субсидирование части затрат малых и средних предприятий по присоединению к объектам электросетевого хозяйства. |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. |
2011-2014 |
Снижение затрат и повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий. Реализация мероприятий ДОЦП "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 2011-2015 годы". Корректировка в установленном порядке мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
Задача 6. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса | |||
6.1.Проведение конференций и круглых столов по проблемам инвестирования в экономику Воронежской области. |
Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2014 |
Изучение опыта организации инвестиционной деятельности. Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области. |
6.2.Проведение обучающих семинаров для специалистов в области привлечения инвестиций, а также подготовка и переподготовка кадров исполнительных органов государственной власти для работы в сфере инвестиций. |
Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2014 |
Повышение квалификации представителей органов государственной власти Воронежской области, в том числе специалистов по ГЧП. |
6.3. Развитие и поддержка механизмов профессионального ориентирования в сфере образования в зависимости от потребностей рынка и реализованных инвестиций. Содействие инвесторам в подборе квалифицированного персонала. |
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области |
2011-2014 |
Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие профессионального образования Воронежской области на 2011-2015 годы" ДОЦП "Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы". Корректировка в установленном порядке мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
Задача 7 Формирование положительного имиджа Воронежской области и продвижение бренда региона | |||
7.1. Участие руководителей органов исполнительной власти Воронежской области в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях. |
Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2014 |
Улучшение инвестиционного имиджа области и информирование профильной аудитории об инвестиционном климате региона. |
7.2. Разработка имиджевого логотипа, символики и маркетингового предложения Воронежской области как инвестиционно привлекательного региона. Издание рекламной полиграфической продукции. |
Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2014 |
Проведение конкурсов, учреждение грантов при разработке имиджевого логотипа. |
7.3. Проведение и участие в форумах, конференциях, выставках, ярмарках, направленных на продвижение инвестиционного потенциала региона, инвестиционных проектов, продукции и услуг предприятий области, а также организация бизнес миссий и дней Воронежской области. |
Департамент экономического развития Воронежской области |
2011-2012 |
1. Реализация мероприятий ВЦП "Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Воронежской области на 2010-2012 годы". 2. Корректировка при необходимости мероприятий Программы в направлении повышения инвестиционной привлекательности региона. |
7.4. Размещение в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, в том числе каталогах, сборниках материалов об инвестиционном потенциале Воронежской области. |
Департамент экономического развития Воронежской области Управление по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области |
2011-2014 |
Разработка плана мероприятий, подготовка и размещение информации об инвестционных возможностях области. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является улучшение инвестиционного климата в Воронежской области, обеспечивающее приток прямых иностранных и российских инвестиций в производственную деятельность на территории региона и достижение устойчивого социально-экономического развития за счет эффективной инвестиционной политики.
Достижение цели и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Административное руководство, контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент экономического развития Воронежской области.
Распоряжение Правительства Воронежской области от 30 июня 2011 г. N 458-р "Об утверждении региональной программы "Повышение инвестиционной привлекательности Воронежской области на 2011 - 2014 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был