В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10 февраля 2006 года N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", а также в целях повышения эффективности использования средств областного бюджета приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы" согласно приложению.
2. Отделу формирования областных программ и организации безопасности дорожного движения (Зиборов) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы" на предстоящий год осуществлять:
- контроль за исполнением целевых показателей программы;
- мониторинг реализации мероприятий программы;
- корректировку ВЦП при изменении планового объема финансирования, а также изменении плана программных мероприятий.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя управления Глагольева А.В.
Руководитель управления |
А.В. Трубников |
Ведомственная целевая программа
"Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы"
(в ред. приказа Управления автомобильных дорог и дорожной деятельности
Воронежской области от 06.10.2009 N 71)
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области |
Управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области |
Наименование программы |
ВЦП "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы" |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке программы |
Приказ N 24 от 23.07.2009 Управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении программы |
Приказ N 71 от 06.10.2009 Управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области |
Номер и дата учета программы в Департаменте экономического развития Воронежской области |
N 36 от 06.10.2009 |
Цели и задачи программы |
На период 2010 - 2012 годов создать условия, обеспечивающие потребности населения, бизнеса в максимально быстром, дешевом и безопасном перемещении людей, грузов, товаров, работ и услуг для улучшения социально- экономического положения области, повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития сети автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации в области и стране |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Доля протяженности региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных дорог. 2. Доля протяженности муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности муниципальных дорог. 3. Доля протяженности автомобильных дорог улично- дорожной сети, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог улично-дорожной сети. 4. Доля дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий |
Наименование программных мероприятий |
- содержание автомобильных дорог и сооружений на них; - строительство автомобильных дорог и сооружений на них. |
Сроки реализации программы |
2010 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Областной бюджет 2010 год - 935001,8 тыс. руб.; 2011 год - 935001,8 тыс. руб.; 2012 год - 935001,8 тыс. руб.; Итого - 2805005,4 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально- экономической эффективности |
1. Строительство (реконструкция): - 35,94 км автомобильных дорог; - 492,37 п. м. мостовых сооружений. 2. Приведение к 2013 г. доли протяженности региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных дорог к 51,0%. 3. Приведение к 2013 г. доли протяженности муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности муниципальных дорог к 65,4%. 4. Приведение к 2013 г. доли протяженности автомобильных дорог улично-дорожной сети, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог улично- дорожной сети к 47,0%. 5. Приведение к 2013 г. доли дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно-транспортных происшествий к 11,4%. 6. Транспортный эффект - 1846218,44 тыс. руб.; Внетранспортный эффект - 1072265,11 тыс. руб.; Срок окупаемости - 6 лет; Индекс доходности - 1,32. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена ведомственная целевая программа
Сеть автомобильных дорог общего пользования Воронежской области федерального и регионального значения составляет 9399 км, в том числе федерального значения - 802 км.
Сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к областной государственной собственности и находящихся на балансе и в оперативном управлении управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области, составляет 8602 км. На областных автомобильных дорогах общего пользования 500 мостов и 5805 водопропускных сооружений.
Балансовая стоимость областных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и находящихся на балансе Управления автомобильных дорог и дорожной деятельности составляет 48,2 млрд. рублей.
Из общей протяженности дорог регионального значения - 5817,0 км это дороги IV категории и 2213,0 км - дороги III категории, построенные более 25 - 30 лет назад. На сети дорог 186,8 км грунтовых разрывов, 5 наплавных и 5 деревянных мостов. Не соединены дорогами с твердым покрытием 345 сельских населенных пунктов.
Не отвечают нормативным требованиям 53,8% автомобильных дорог.
Для сравнения: протяженность сети автомобильных дорог регионального значения в Белгородской области - 7162 км, Курской области - 5938 км, Липецкой области - 5514 км.
Текущие, а также затраты предыдущих лет на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог и мостов и физические объемы работ за 2005 - 2008 годы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Стоимостные и физические объемы работ по содержанию, ремонту и строительству по фактическим затратам 2005 - 2008 годов
Наименование затрат |
Единицы измерения |
Фактические затраты |
|||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
Содержание |
тыс. р. |
318429,5 |
336677,9 |
433411,5 |
214065,5 |
Ремонт автомобильных дорог |
км |
55,1 |
27,1 |
0,0 |
69,2 |
Ремонт мостов |
п.м |
187,2 |
485,4 |
64,4 |
142,9 |
всего |
тыс. р. |
375822,7 |
321686,2 |
456595,1 |
314423,8 |
Строительство автомобильных дорог |
км |
16,9 |
10,2 |
14,9 |
28,8 |
Строительство мостов |
п.м |
37,8 |
626,5 |
0,0 |
0,0 |
всего |
тыс. р. |
267237,0 |
314312,7 |
942725,0 |
576163,1 |
Итого |
тыс. р. |
961489,2 |
972676,8 |
1832731,6 |
1104652,4 |
Динамика распределения объемов каждой из основных статей затрат: содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог и мостов за 2005 - 2008 г.г. представлена в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Фактические затраты по видам работ, тыс. рублей
2000000 /
|
1800000 | /------------\
| | |
1600000 | | |
| | | /----------------------\
1400000 | | 942725,0 | |/-----\ |
| | | || | строительство |
1200000 | | | |\-----/ |
| | | /------------\ |/-----\ |
1000000 | | | | | ||\\\\\| ремонт |
| /------------\ /------------\ |------------| | | |\-----/ |
800000 | | 267237,0 | | 314312,7 | |\\\\\\\\\\\\| | 576163,1 | |/-----\ |
| |------------| |------------| |\\456595,1\\| | | ||/////| содержание |
600000 | |\\\\\\\\\\\\| |\\\\\\\\\\\\| |\\\\\\\\\\\\| | | |\-----/ |
| |\\375822,7\\| |\\321686,2\\| |------------| |------------| \----------------------/
400000 | |\\\\\\\\\\\\| |\\\\\\\\\\\\| |////////////| |\\314423,8\\|
| |------------| |------------| |//433411,5//| |------------|
200000 | |//318429,5//| |//336677,9//| |////////////| |//214065,5//|
0 +---------------------------------------------------------------------
2005 2006 2007 2008
Динамика объемов строительства автомобильных дорог и мостов за 2005 - 2008 г.г. представлены в диаграммах 2 и 3.
Диаграмма 2
Строительство и реконструкция мостовых сооружений за 2005 - 2008 годы, п.м
|
700,0 | 626,5
| /--------\
600,0 | | |
| | |
500,0 | | |
| | | /-----------\
400,0 | | | |/---\ |
| | | || | п.м |
300,0 | | | |\---/ |
| | | \-----------/
200,0 | | |
| | |
100,0 | 37,8 | |
| /--------\ | | 0,0 0,0
0,0 +-------------------------------------------------
2005 2006 2007 2008
Диаграмма 3
Строительство и реконструкция автомобильных дорог за 2005 - 2008 годы, км
|
35,0 |
|
|
30,0 | 28,8
| /--------\
| | |
25,0 | | |
| | |
| | |
20,0 | | | /---------\
| 16,9 | | |/---\ |
| /--------\ 14,9 | | || | км |
15,0 | | | /--------\ | | |\---/ |
| | | | | | | \---------/
| | | 10,2 | | | |
10,0 | | | /--------\ | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
5,0 | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
0,0 +-----------------------------------------------------
2005 2006 2007 2008
Динамика объемов ремонтных работ по мостовым сооружениям и автомобильным дорогам представлена на диаграммах 4 и 5.
Диаграмма 4
Ремонт мостовых сооружений за 2005 - 2008 годы, п. м
|
|
600,0 |
|
|
500,0 | 485,4
| /--------\
| | |
400,0 | | |
| | |
| | | /-----------\
300,0 | | | |/---\ |
| | | || | п.м |
| | | |\---/ |
200,0 | 187,2 | | \-----------/
| /--------\ | |
| | | | | 142,9
100,0 | | | | | 64,4 /--------\
| | | | | /--------\ | |
| | | | | | | | |
0,0 +-----------------------------------------------------
2005 2006 2007 2008
Диаграмма 5
Ремонт автомобильных дорог за 2005 - 2008 годы, км
|
80,0 |
|
|
70,0 | 69,2
| /--------\
| | |
60,0 | | |
| 55,1 | |
| /--------\ | |
50,0 | | | | |
| | | | |
| | | | |
40,0 | | | | |
| | | | | /---------\
| | | 27,1 | | |/---\ |
30,0 | | | /--------\ | | || | км |
| | | | | | | |\---/ |
| | | | | | | \---------/
20,0 | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
10,0 | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | 0,0 | |
0,0 +-----------------------------------------------------
2005 2006 2007 2008
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
В настоящее время наблюдается отставание в развитии дорожной сети, снижение ее транспортно-эксплуатационных характеристик, повышение уровня аварийности из-за уменьшения объемов финансирования дорожной отрасли. Существующие тенденции привели к тому, что дорожная сеть области не может отвечать потребностям региональной экономики.
На долю автотранспорта приходится 75% объемов перевозок грузов и 73% внегородских пассажирских перевозок. В Воронежской области парк автотранспортных средств увеличивается на 7 - 10% в год. Кроме традиционных перевозок на расстояние до 300 км, в последнее время получили развитие перевозки на дальние расстояния. Поэтому хорошо развитая дорожно-транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности Воронежской области в ее конкурентные преимущества.
Плотность автомобильных дорог общего пользования в Воронежской области составляет 178,7 км на 1000 кв. км территории. Обеспеченность дорогами находятся на удовлетворительном уровне, дорогами общего пользования соединены районные центры всех 32 административных единиц и все 656 бывшие центральные усадьбы колхозов и совхозов. Однако состояние 53,8% дорог и 29% мостов не соответствует нормативным требованиям по геометрическим и прочностным характеристикам.
Недостаточная плотность имеющейся дорожной сети и высокая степень изношенности уже стала серьезным препятствием для развития экономических отношений с другими регионами.
При выполнении предстоящего этапа совершенствования сети автомобильных дорог необходимо предусмотреть комплексный подход к решению проблемы развития сети автодорог с переходом от практики выполнения работ на отдельных участках дорог и сооружениях с учетом очередности, усилением внимания к завершению формирования основной сети автодорог с твердым покрытием, связывающей населенные пункты области, обеспечивающих транспортные потребности населения и предприятий области.
Реализация предстоящего этапа развития сети автомобильных дорог обеспечит:
- содействие экономической и политической интеграции области, формирование единого экономического и транспортного пространства;
- создание условий для реализации конституционного права на свободу перемещения людей и товаров по территории на основе модернизации и поэтапного развития сети автомобильных дорог общего пользования, отвечающей интересам граждан, грузовладельцев и общества в целом;
- формирование грузо- и пассажиропроводящей системы, обеспечивающей гармоничное развитие и эффективное функционирование всех видов транспорта;
- содействие освоению и развитию территорий, интенсификации производства, решению социальных проблем населения.
При разработке ведомственной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы" должны быть решены следующие основные задачи:
- определение в качестве важнейшего приоритета соблюдения интересов пользователей автомобильных дорог, сокращение времени доставки грузов и пассажиров;
- содействие модернизации автодорог общего пользования путем строительства и повышения технического уровня автомобильных дорог, обеспечения проезда к важнейшим транспортным узлам, железнодорожным станциям, речным портам и другим объектам транспортной инфраструктуры;
- приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания существующей сети автодорог в целях ее сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния;
- совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем сельского населения;
- решение проблемы пропуска транзитных транспортных потоков путем строительства обходов и приведения в нормативное состояние используемых в этих целях участков улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов;
- повышение эффективности системы государственного управления автомобильными дорогами на региональном уровне, рациональное использование региональных бюджетных средств, направляемых на совершенствование и развитие дорожной сети;
- повышение ответственности органов управления автомобильных дорог за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами;
- совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
- повышение ответственности власти за сохранность автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационное состояние, в том числе и для пропуска по ним тяжеловесных грузов по наиболее рациональным маршрутам;
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающее развитие отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;
- снижение негативного воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения;
- сохранение рабочих мест в дорожном секторе, смежных отраслях экономики и сфере дорожного сервиса;
- развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет совершенствования конкурсной системы предоставления подрядов.
3. Ожидаемые результаты реализации программы, индикаторы ведомственной целевой программы
Основными ожидаемыми результатами реализации программы являются:
- приведение уровня развития сети автомобильных дорог в соответствие потребностям экономики и населения области;
- приоритетное финансирование модернизации, ремонта и содержания существующей сети автодорог в целях ее сохранения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния;
- совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем сельского населения;
- решение проблемы пропуска транзитных транспортных потоков путем строительства обходов и приведения в нормативное состояние используемых в этих целях участков улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов;
- повышение эффективности системы государственного управления автомобильными дорогами, рациональное использование областных бюджетных средств, направляемых на совершенствование и развитие дорожной сети;
- совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающее развитие отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности;
- снижение негативного воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую природную среду;
- сохранение рабочих мест в дорожном секторе, смежных отраслях экономики и сфере дорожного сервиса;
- развитие рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет совершенствования конкурсной системы предоставления подрядов.
Основными индикаторами реализации ведомственной целевой программы предлагается установить показатели эффективности деятельности органа исполнительной власти, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Индикаторы реализации программы
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Существующее значение |
Плановые значения |
||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1 |
Доля протяженности региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных дорог |
% |
59,0 |
55,0 |
53,0 |
51,0 |
2 |
Доля протяженности муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности муниципальных дорог |
% |
75,2 |
73,3 |
68,7 |
65,4 |
3 |
Доля протяженности автомобильных дорог улично-дорожной сети, работающих в режиме перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог улично-дорожной сети |
% |
60,0 |
56,0 |
51,0 |
47,0 |
4 |
Доля дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве дорожно- транспортных происшествий |
% |
13,4 |
12,6 |
12,0 |
11,4 |
4. Система программных мероприятий
4.1. Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них
Обеспечение долговечности и надежности автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, повышение безопасности движения и экологической безопасности объектов, эффективность обслуживания пользователей, оптимизация расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства, в значительной степени определяется выполнением комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Главной целью работ, предусмотренных программой, является приведение транспортно-эксплуатационного состояния объектов дорожного хозяйства в соответствие потребительским требованиям на длительный период по критериям безопасности движения, грузоподъемности, долговечности и эксплуатационной надежности.
Работы по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений осуществляются систематически (с учетом сезона года) на всем протяжении дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них.
Таблица 3
Объемы проведения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения по районам области
Наименование районов |
всего |
с твердым покрытием |
грунт |
||
асф/бетон |
цем/бетон |
щебень |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Аннинский |
296,068 |
293,194 |
0,000 |
0,000 |
2,874 |
Бобровский |
304,312 |
300,990 |
0,000 |
0,000 |
3,322 |
Богучарский |
301,368 |
274,732 |
0,000 |
0,000 |
26,636 |
Борисоглебский |
163,016 |
106,209 |
56,807 |
0,000 |
0,000 |
Бутурлиновский |
205,980 |
200,195 |
0,000 |
0,000 |
5,785 |
Воронеж |
23,563 |
23,563 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Верхнемамонский |
219,803 |
196,003 |
0,000 |
0,000 |
23,800 |
Верхнехавский |
261,436 |
259,165 |
0,000 |
0,531 |
1,740 |
Воробьевский |
210,457 |
205,852 |
0,0,00 |
0,900 |
3,705 |
Грибановский |
232,040 |
229,390 |
0,000 |
2,000 |
0,650 |
Калачеевский |
310,801 |
308,001 |
0,000 |
0,000 |
2,800 |
Каменский |
211,067 |
208,223 |
2,844 |
0,000 |
0,000 |
Кантемировский |
330,963 |
326,963 |
0,000 |
4,000 |
0,000 |
Каширский |
181,066 |
173,066 |
0,000 |
0,000 |
8,000 |
Лискинский |
364,794 |
360,844 |
0,000 |
3,040 |
0,910 |
Нижнедевицкий |
199,968 |
198,488 |
0,000 |
1,480 |
0,000 |
Новоусманский |
242,085 |
226,535 |
8,750 |
6,800 |
0,000 |
Новохоперский |
390,360 |
350,355 |
26,450 |
0,000 |
13,555 |
Ольховатский |
236,265 |
222,890 |
0,000 |
0,000 |
13,375 |
Острогожский |
365,666 |
355,016 |
0,000 |
0,000 |
10,650 |
Павловский |
250,809 |
250,809 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Панинский |
268,853 |
266,003 |
0,000 |
0,000 |
2,850 |
Петропавловский |
210,679 |
186,251 |
0,000 |
3,000 |
21,428 |
Поворинский |
119,188 |
119,188 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Подгоренский |
306,422 |
261,715 |
44,707 |
0,000 |
0,000 |
Рамонский |
228,948 |
227,583 |
0,000 |
1,365 |
0,000 |
Репьевский |
170,470 |
170,470 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Россошанский |
430,534 |
419,105 |
0,000 |
0,000 |
11,429 |
Семилукский |
346,765 |
346,765 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Таловский |
404,819 |
398,619 |
0,000 |
0,000 |
6,200 |
Терновский |
253,359 |
253,359 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
Хохольский |
286,840 |
274,820 |
0,000 |
0,820 |
11,200 |
Эртильский |
273,135 |
257,235 |
0,000 |
0,000 |
15,900 |
Итого |
8601,899 |
8251,596 |
139,558 |
23,936 |
186,809 |
В составе работ по содержанию будут выполняться следующие виды работ:
а) По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу:
- систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке;
- очистка от мусора и посторонних предметов, планировка;
- скашивание травы и вырубка кустарника с уборкой порубочных остатков;
- ликвидация нежелательной растительности химическим способом;
- очистка обочин от пыли и грязи;
- систематическое поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода;
- прочистка и профилирование кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений;
- прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, подводящих и отводящих русл мостов и труб, быстротоков, перепадов и т.д.;
- исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок (с добавлением при необходимости грунта); подсыпка, срезка, планирование и уплотнение неукрепленных обочин;
- устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
- ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах, устройство и профилирование летних тракторных путей; выполнение мероприятий по обеспечению охраны природной среды;
б) По дорожным одеждам:
- очистка дорожных покрытий от мусора, пыли и грязи, уборка посторонних предметов, устранение скользкости, вызванной выпотеванием битума;
- устранение мелких деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок и др.), исправление кромок (бордюров) на всех типах покрытий, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов в цементобетонных покрытиях;
- ремонт сколов и обломов плит цементобетонных покрытий, замена, подъемка и выравнивание отдельных плит; защита цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений; устройство защитных слоев из эмульсионно-минеральных смесей на участках шелушения и выкрашивания асфальтобетонных и цементобетонных покрытий;
- ликвидация колей глубиной до 30 мм путем укладки двух слоев эмульсионно-минеральной смеси или поверхностной обработки по полосам наката шириной до 0,8 м; частичное фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя из эмульсионно-минеральной смеси на всю ширину покрытия;
- остановка и предупреждение развития трещин и сетки трещин устройством изолирующего слоя мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами;
- восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий и укладка их вновь на отдельных небольших по протяженности (до 20 м) участках дороги;
- исправление профиля щебеночных и гравийных покрытий с добавлением щебня или гравия; профилировка грунтовых и грунтовых улучшенных дорог, восстановление профиля и улучшение их проезжей части щебнем, гравием, шлаком и другими материалами с расходом до 100 куб. м на 1 километр; обеспыливание дорог;
- уход за участками дорог с пучинистыми и слабыми грунтами;
в) По искусственным сооружениям:
- очистка от пыли и грязи элементов мостового полотна, подферменных площадок, опорных частей, элементов пролетных строений, лестничных сходов, опор, труб, тоннелей и других сооружений;
- очистка (в том числе и от растительности) конусов, откосов, подмостовых русл, а также русл водопропускных труб на участках верхнего и нижнего бьефов и откосов на насыпи над трубами;
- исправление мелких повреждений: заделка трещин и мелких выбоин в покрытии в зоне деформационных швов, у тротуаров и на тротуарах, подкраска металлических элементов перил ограждений, мачт освещения и др., нанесение разметки на элементы мостовых сооружений, на деревянных мостах очистка элементов от гнили и местное антисептирование;
- пропуск ледохода и паводковых вод, уборка снега и льда, открытие и закрытие отверстий малых мостов и труб; содержание и обслуживание очистных сооружений; предупредительные работы по защите дорог и сооружений от наводнения, заторов, лесных и степных пожаров; противопаводковые мероприятия;
- содержание и обслуживание паромных переправ; загрузка, перемещение и разгрузка паромов, регулирование высоты причалов, восстановление главных двигателей на паромах, устройств систем буксировки и др.;
- обслуживание наплавных и разводных мостов; сборка и разборка сезонных (временных) сооружений; разводка и наводка мостов; уход за подъемными и разводными механизмами, наплавными средствами и надстройками;
- исправление водоотводных трубок и лотков и изоляции в зоне примыкания к ним, исправление повреждений деформационных швов, тротуаров, перил и ограждений, устранение просадок до 10 см в зоне сопряжения моста с насыпью и промоин с ликвидацией протечек, сплошная окраска перил и ограждений, а также столбов освещения, нанесение на конструкции мостового сооружения соответствующей разметки;
- исправление повреждений деталей опорных частей и связей пролетных строений, а также смотровых приспособлений; восстановление или устройство козырьков вдоль пролетов и сливов с горизонтальных поверхностей опор и пролетных строений;
- частичная окраска элементов металлических конструкций пролетных строений и опор; замена дефектных заклепок, подтяжка болтов, нейтрализация трещин в металле;
- восстановление стыков объединения балок с железобетонными плитами и узлов ферм;
- устранение локальных промоин в откосах насыпи конусов, регуляционных сооружениях и подходах, устранение размывов у опор;
- устранение повреждений обделки тоннелей на локальных участках и повреждений водоотводных лотков, гидроизоляции, систем вентиляции, освещения, пожаротушения, противоаварийных и других технических устройств для безопасной эксплуатации тоннелей; устранение сползания грунта над порталами и низин на местности над тоннелями, где не обеспечен водоотвод;
- восстановление или переустройство зоны сопряжения мостового сооружения с насыпью, частичная замена переходных плит или исправление их положения;
- устранение дефектов железобетонных конструкций, включая гидрофобизацию поверхности, заделку раковин, сколов и трещин, устранение проломов плит, разрушений диафрагм, продольных швов обмоноличивания балок (арок), восстановление части элементов с добавлением арматуры и последующим бетонированием этого участка (консолей плит, торцов балок и т.д.); сплошная окраска пролетных сооружений;
- замена покрытия, замена водоотводных трубок и лотков, восстановление изоляции на части мостового полотна, восстановление системы водоотвода на мосту и подходах к нему; исправление или замена деформационных швов; усиление или замена тротуаров, перил, установка или замена ограждений;
- замена отдельных досок настила и тротуаров деревянных мостов, усиление или частичная замена прогонов; подтяжка тяжей узлов ферм, антисептирование деревянных конструкций пролетных строений и опор;
- замена подферменников и отдельных блоков в кладке; торкретирование поверхности опор; восстановление части ригелей и стоек; усиление отдельных элементов опор, обустройство опор для осмотра и ремонта;
- замена или выправка опорных частей с подъемом пролетного строения;
- на регуляционных сооружениях восстановление разрушенных участков насыпи и укрепление откосов, восстановление упора для укрепления конуса и берегоукрепительные работы; замена настила на паромных переправах и наплавных мостах, а также перил, ограждений и колесоотбойных брусьев;
- восстановление тротуаров, сопряжений пролетных строений между собой; восстановление балочной клетки причалов, усиление обшивки и отдельных элементов плавсредств; антисептирование деревянных конструкций, окраска поверхности других элементов;
г) Зимнее содержание дорог:
- изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных снегозащитных сооружений (заборов, панелей, навесов грунтовых валов и др.); уход за снегозащитными сооружениями;
- изготовление, установка (перестановка), разборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.); создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;
- патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, уборка и разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий;
- регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха и т.д.;
- очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов; оборудование и содержание зимних автомобильных дорог (автозимников) и ледовых переправ;
- борьба с зимней скользкостью; восстановление существующих и создание новых баз противогололедных материалов, устройство подъездов к ним; бурение, обустройство и обслуживание скважин для добычи природных рассолов; приготовление и хранение противогололедных материалов; устройство и содержание верхнего слоя покрытия с антигололедными свойствами;
- устройство и содержание автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения антигололедных реагентов на мостах, путепроводах, развязках в разных уровнях и т.д.;
- борьба с наледями, устройство противоналедных сооружений, расчистка и утепление русл около искусственных сооружений; ликвидация наледных образований;
- проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений;
д) Озеленение дорог:
- подготовка почвы под посадку и лесопитомники;
- выращивание саженцев (или оплата их стоимости);
- устройство снегозащитных лесных полос;
- противоэрозионные и декоративные посадки;
- уход за посадками, рубки ухода, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров;
- борьба с вредителями и болезнями растений; засев травой полосы отвода и разделительной полосы.
За период 2010 - 2012 годов на содержание дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них необходимо направить 2475005,4 тыс. руб., в том числе по районам области:
Таблица 4
Стоимость содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений по районам области, тыс. руб.
Наименование района |
Годы реализации программы |
Всего |
||
2010 |
2011 |
2012 |
||
Аннинский |
28395,7 |
28395,7 |
28395,7 |
85187,0 |
Бобровский |
29186,3 |
29186,3 |
29186,3 |
87559,0 |
Богучарский |
28904,0 |
28904,0 |
28904,0 |
86711,9 |
Борисоглебский |
15634,7 |
15634,7 |
15634,7 |
46904,2 |
Бутурлиновский |
19755,4 |
19755,4 |
19755,4 |
59266,2 |
Верхнемамонский |
2259,9 |
2259,9 |
2259,9 |
6779,7 |
Верхнехавский |
21081,1 |
21081,1 |
21081,1 |
63243,4 |
Воробьевский |
25074,1 |
25074,1 |
25074,1 |
75222,4 |
Грибановский |
20184,8 |
20184,8 |
20184,8 |
60554,3 |
Калачеевский |
22254,8 |
22254,8 |
22254,8 |
66764,4 |
Каменский |
29808,7 |
29808,7 |
29808,7 |
89426,1 |
Кантемировский |
20243,3 |
20243,3 |
20243,3 |
60729,8 |
Каширский |
31742,4 |
31742,4 |
31742,4 |
95227,3 |
Лискинский |
17365,9 |
17365,9 |
17365,9 |
52097,7 |
Нижнедевицкий |
34987,1 |
34987,1 |
34987,1 |
104961,4 |
Новоусманский |
19178,8 |
19178,8 |
19178,8 |
57536,4 |
Новохоперский |
23218,2 |
23218,2 |
23218,2 |
69654,6 |
Ольховатский |
37439,1 |
37439,1 |
37439,1 |
112317,4 |
Острогожский |
22660,0 |
22660,0 |
22660,0 |
67980,0 |
Павловский |
35070,8 |
35070,8 |
35070,8 |
105212,3 |
Панинский |
24054,9 |
24054,9 |
24054,9 |
72164,7 |
Петропавловский |
25785,5 |
25785,5 |
25785,5 |
77356,5 |
Поворинский |
20206,1 |
20206,1 |
20206,1 |
60618,2 |
Подгоренский |
11431,2 |
11431,2 |
11431,2 |
34293,7 |
Рамонский |
29388,7 |
29388,7 |
29388,7 |
88166,1 |
Репьевский |
21958,2 |
21958,2 |
21958,2 |
65874,7 |
Россошанский |
16349,7 |
16349,7 |
16349,7 |
49049,0 |
Семилукский |
41292,2 |
41292,2 |
41292,2 |
123876,6 |
Таловский |
33258,0 |
33258,0 |
33258,0 |
99773,9 |
Терновский |
38825,9 |
38825,9 |
38825,9 |
116477,7 |
Хохольский |
24299,5 |
24299,5 |
24299,5 |
72898,4 |
Эртильский |
27510,6 |
27510,6 |
27510,6 |
82531,8 |
Воронеж |
26196,2 |
26196,2 |
26196,2 |
78588,5 |
Итого |
825001,8 |
825001,8 |
825001,8 |
2475005,4 |
Данный расчет по стоимости содержания автомобильных дорог и сооружений на них может быть скорректирован исходя из категории дорог и групп содержания.
Финансирование мероприятия будет осуществляться в рамках реализации ведомственной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 год" за счет средств областного бюджета (2475005,4 тыс. руб.).
4.2. Мероприятие по развитию сети путем строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них
Развитие автомобильных дорог Воронежской области должно обеспечить устойчивые межрегиональные транспортные связи с соседними регионами, внутри региона - связи с районными центрами и населенными пунктами, а также связи автомобильных дорог субъектов Российской Федерации с федеральными автомобильными дорогами.
Целями мероприятия являются:
- повышение технического уровня загруженных участков на подходах территориальных дорог к крупным населенным пунктам, строительство обходов населенных пунктов;
- обеспечение связи соседних административных районов и регионов по кратчайшему направлению, завершение создания опорной сети территориальных автомобильных дорог;
- обеспечение подъездов к населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием с районными и региональными центрами и опорной дорожной сетью. Формирование и развитие автомобильных дорог региона должно учитывать потребность в дорожной сети и решении социально-экономических и стратегических задач.
В настоящий момент остаются не соединенными с региональной сетью автомобильных дорог 345 населенных пунктов.
В рамках мероприятия планируется выполнение следующих объемов работ:
Таблица 5
Объемы работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального значения в рамках реализации ВЦП
N п/п |
Наименование объекта |
Годы реализации |
Единица измерения |
Мощность |
1 |
Строительство а.д. от М-4 "Дон" - Лиски - Давыдовка на участке северного обхода г. Лиски в Лискинском районе Воронежской области |
2010 - 2011 |
км |
7,28 |
п. м. |
182,43 |
|||
2 |
Реконструкция автомобильной дороги "Воронеж - Луганск" (госграница) через Острогожск, Россошь км 65 + 699 - км 73 + 307 |
2010 |
км |
7,58 |
3 |
Реконструкция а.д. "Воронеж - Луганск" (госграница) через Острогожск, Россошь км 32 + 000 - км 34 + 478, км 38 + 500 - км 44 + 227, км 44 + 227 - км 45 + 627, км 46 + 927 - км 49 + 827 в Хохольском районе Воронежской области |
2010 - 2011 |
км |
12,60 |
4 |
Реконструкция мостового перехода на а/д М "Каспий" - Октябрьское - Новохоперск, км 35 + 750 (ч/р Хопер) в Новохоперском районе Воронежской области |
2011 - 2012 |
п. м |
309,94 |
5 |
Строительство а.д. М-4 "Дон" - а/д "Воронеж - Нововоронеж" в Воронежской области |
2011 - 2014 (в рамках программы 2011 - 2012) |
км |
19,90 |
6 |
Реконструкция а.д. "Воронеж- Луганск" км 238 + 000 - км 252 + 000 |
2011 - 2014 (в рамках программы 2011 - 2012) |
км |
14,00 |
Таблица 6
Стоимость работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального значения в рамках реализации ВЦП, тыс. руб.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Годы реализации программы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
Всего |
||
1 |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального значения в рамках реализации ВЦП |
110 000,00 |
110 000,00 |
110 000,00 |
330 000,00 |
Объем средств областного бюджета согласно таблице 5 является софинансированием объектов строительства (реконструкции), включенных в программы (планы) развития федерального уровня.
В рамках реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства учтены следующие виды работ:
а) по автомобильным дорогам:
- устройство нового покрытия с использованием существующей дорожной одежды в качестве основания;
- уширение земляного полотна и дорожной одежды с ее усилением и устройством новой обстановки дороги;
- ремонт существующего земполотна и перестройка малых искусственных сооружений на отдельных участках;
- на отдельных участках (менее 50% от протяженности) частичная перестройка земляного полотна и дорожной одежды в связи с изменением продольного профиля. Использование существующей дорожной одежды в качестве основания нового покрытия;
- на отдельных участках (более 50% от протяженности) полная перестройка земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений. На остальном протяжении устройство новой дорожной одежды;
- полная перестройка существующей дороги с частичным использованием существующего земляного полотна и дорожных сооружений;
б) по мостам и путепроводам:
- полная или частичная перестройка;
- уширение с добавлением полос движения;
- строительство параллельного моста с восстановлением существующего, если оба сооружения находятся в одном титуле.
За период 2010 - 2012 годов на строительство дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них необходимо направить из областного бюджета 330000,00 тыс. рублей, ввести в эксплуатацию 35,94 км дорог и 492,37 п.м искусственных сооружений на них.
Острая проблема с недофинансированием ремонта и содержания объектов дорожного хозяйства за последние годы привела к тому, что ряд объектов находится в состоянии, требующем больших капитальных вложений на проведение работ по их приведению к нормативному уровню, что не позволяет решить эту проблему только за счет средств областного бюджета.
За счет средств федерального бюджета предполагается реализация подпрограммы "Автомобильные дороги". Подпрограммой предлагается сформировать механизмы и осуществить реализацию ряда проектов с привлечением средств софинансирования.
В рамках реализации мероприятий по подпрограмме "Автомобильные дороги" планируется проводить работы по реконструкции объектов дорожного хозяйства, включающие следующие виды работ:
по автомобильным дорогам:
- устройство нового покрытия с использованием существующей дорожной одежды в качестве основания;
- уширение земляного полотна и дорожной одежды с ее усилением и устройством новой обстановки дороги;
- на отдельных участках (более 50% от протяженности) переустройство земляного полотна, дорожной одежды и искусственных сооружений. На остальном протяжении устройство новой дорожной одежды.
Таким образом, будет достигнуто повышение транспортно-эксплуатационных свойств и долговечности дорог и сооружений, в том числе за счет постоянного надзора и ухода за ними, своевременного производства ремонтных работ с учетом роста интенсивности движения, внедрения систем оповещения и прогнозирования метеоусловий, мониторинга транспортных потоков, весового и габаритного контроля.
В процессе выполнения ВЦП на основе результатов диагностики автомобильных дорог и данных об изменении их протяженности возможна корректировка объемов и сроков выполнения работ.
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программы предусматривается за счет средств областного бюджета. Общие расходы на реализацию программы составляют:
Таблица 7
Финансовое обеспечение реализации программных мероприятий, тыс. руб.
Наименование мероприятия |
2010 |
2011 |
2012 |
Итого |
Содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них |
825 001,8 |
825 001,8 |
825 001,8 |
2 475 005,4 |
Строительство и реконструкция автомобильных дорог и сооружений на них |
110 000,0 |
110 000,0 |
110 000,0 |
330 000,0 |
Всего |
935 001,8 |
935 001,8 |
935 001,8 |
2 805 005,4 |
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий программы составляет 2,8 млрд. руб. Расходы на капитальные вложения по программе составляют 330 млн. рублей. В 2010 - 2012 годах программой предусмотрено направление максимальной части средств, выделяемых из областного бюджета, на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения и сооружений на них.
Финансовые средства, предусмотренные для реализации мероприятий настоящей программы, подлежат корректировке в соответствии с ассигнованиями, утвержденными законом Воронежской области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год.
6. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы основан на обеспечении достижения запланированных результатов и величин, установленных в программе показателей и индикаторов в рамках выделяемых в соответствии с программой финансовых ресурсов из областного бюджета Воронежской области, а также с учетом выполнения предусмотренных программой мероприятий по повышению эффективности системы управления дорожным хозяйством.
В целях повышения эффективности расходов в рамках реализации программы предусматривается внедрение системы бюджетного планирования.
Реализация программы предусматривает целевое использование средств в соответствии с поставленными задачами, регулярное проведение мониторинга достигаемых результатов и эффективности расходования бюджетных средств.
Важное значение в программе отводится системе целевых показателей, которые формируются исходя из целевых установок развития дорожного хозяйства, анализа обеспеченности отрасли соответствующими ресурсами, использования комплексного подхода, учитывающего государственные, общественные и частные интересы и обеспечивающего на этой основе возможности объединения усилий и ресурсов для достижения поставленных задач по развитию сети автомобильных дорог общего пользования.
Использование программно-целевого метода позволит увязать целевые показатели развития дорожного хозяйства с финансовыми возможностями областного бюджета, формировать бюджет дорожного хозяйства на основе среднесрочного планирования расходов, ввести четкие правила финансирования программных задач, нацеленные на достижение результатов, а также предусмотреть механизмы контроля целевых показателей, отражающих результативность и эффективность деятельности субъектов бюджетного планирования.
Программа предусматривает реализацию до 2012 года системы мероприятий, ориентированных на решение проблем дорожного хозяйства. При этом в рамках программы должно быть обеспечено ежегодное составление плана инвестиционных и текущих расходов для уточнения основных показателей программы с учетом корректировки макроэкономических прогнозов и прогнозов расходов на дорожное хозяйство, а также с учетом передачи автомобильных дорог общего пользования с одного уровня на другой в соответствии с изменениями классификации автомобильных дорог общего пользования.
Реализация программы предусматривает финансирование работ, выполняемых на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, из областного бюджета Воронежской области.
Для внедрения новых дорожных технологий и современной техники предусматривается широкое применение механизма лизинга. Повышение роли механизма лизинга будет стимулировать техническое перевооружение отрасли для активного внедрения новых технологий, создаст условия для обеспечения предприятий и организаций различных форм собственности необходимой техникой. Вместе с тем механизм лизинга дорожно-строительной техники позволит осуществить поддержку российских производителей техники и оборудования.
В результате реализации программы улучшится транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, повысится технический уровень и увеличится протяженность сети автомобильных дорог общего пользования, что обусловит увеличение скоростей, повышение удобства, безопасность и экономичность автомобильных перевозок и обеспечит в целом по области сокращение расходов на грузовые и пассажирские автомобильные перевозки. В результате сокращения транспортных расходов повысится конкурентоспособность продукции отраслей экономики и сократятся издержки в социальной сфере, в результате чего возрастет производство и повысится уровень жизни населения.
7. Оценка эффективности расходования бюджетных средств, социально-экономических и экологических последствий реализации программы
В основу разработки программы были положены сценарии развития экономики области на среднесрочную перспективу.
Потребности в совершенствовании и развитии сети автомобильных дорог общего пользования рассчитаны исходя из прогнозируемых параметров роста валового внутреннего продукта, объемов производства, динамики грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, численности парка автотранспортных средств, а также объемов планируемых бюджетных ассигнований на реализацию ВЦП на 2010 - 2012 годы.
Методика проведения оценки социально-экономической эффективности программы предусматривает:
- прогнозирование перспективной интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с учетом факторов развития и размещения производительных сил и расселения населения, повышения уровня жизни и увеличения парка автотранспортных средств и повышения интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального и регионального значения;
- определение объемов дорожных работ и стоимости мероприятий программы;
- выявление влияния результатов реализации программы на социально-экономическое развитие области, обслуживание и экологическую обстановку;
- определение эффекта от реализации мероприятий программы в сфере деятельности транспорта (далее - транспортный эффект), а также внетранспортного эффекта;
- сравнение ожидаемых эффектов и затрат, приведение их к сопоставимому виду с помощью дисконтирования, расчет показателей социально-экономической эффективности программы.
Объемы дорожных работ и затраты на реализацию программы включают объемы выполнения и финансирования работ по содержанию, строительству и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, проведению мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, научно-техническому, информационному, инновационному обеспечению, снижению отрицательного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и др.
Транспортный эффект отражает прямые выгоды для лиц, пользующихся автомобильными дорогами, получаемые в результате улучшения дорожных условий. Этот эффект заключается в экономии затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращении времени нахождения в пути, повышении эффективности использования транспортных средств, снижении риска дорожно-транспортных происшествий, повышении комфортности движения и удобств в пути следования. Этот эффект определяется в стоимостном выражении исходя из изменения показателей себестоимости перевозок, экономических потерь от дорожно-транспортных происшествий, стоимостной оценки экономии времени поездки и ресурсов за счет ускорения оборачиваемости автомобилей.
Исходными данными для расчета транспортного эффекта являлись показатели существующего состояния сети автомобильных дорог федерального значения, полученные по материалам диагностики их состояния, данные о существующих и прогнозируемых транспортных потоках на автомобильных дорогах регионального значения, объемы и стоимость дорожных работ, показатели проектируемого состояния сети автомобильных дорог регионального значения в результате выполнения предусмотренных программой объемов работ, показатели себестоимости автомобильных перевозок по типам автомобилей в различных дорожных условиях и др.
Внетранспортный эффект отражает влияние совершенствования и развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения на социально-экономическое развитие страны и экологическую обстановку. К числу наиболее значимых социально-экономических последствий модернизации и развития сети автомобильных дорог регионального значения относятся:
- повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения;
- активизация экономической деятельности, содействие освоению новых территорий и ресурсов, расширение рынков сбыта продукции;
- снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг;
- улучшение транспортного обслуживания сельского хозяйства;
- ликвидация бездорожья в сельской местности в результате строительства подъездов к сельским населенным пунктам по дорогам с твердым покрытием;
- сохранение рабочих мест;
- сокращение негативного влияния транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду;
- снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций.
Социально-экономическая эффективность программы рассчитывается как совокупный общественный эффект с учетом последствий реализации различных сценариев программы как для участников дорожного движения, так и для населения и хозяйственного комплекса страны в целом.
Социально-экономическая эффективность программы определяется влиянием модернизации и развития сети автомобильных дорог регионального значения на издержки предприятий автомобильного транспорта и спрос на автомобильные перевозки. Учитываются также эффекты, связанные с увеличением скорости движения автомобилей, повышением надежности круглогодичного сообщения по сети автомобильных дорог регионального значения. Уменьшение издержек организаций автомобильного транспорта создает возможность для снижения тарифов на перевозки грузов и пассажиров, что влияет на стоимость товаров, работ и услуг в промежуточном и конечном потреблении и ведет к снижению себестоимости производства, позволяя увеличить добавленную стоимость, создаваемую в отраслях, или способствует снижению цен производителей, что приводит к увеличению спроса на произведенные товары и услуги. Эти факторы приводят к росту реального валового внутреннего продукта. Снижение транспортной наценки на произведенные товары и услуги ведет к дополнительному (сверх снижения цен производителей) уменьшению потребительских цен на товары и услуги, что еще в большей степени увеличивает спрос на них и величину валового внутреннего продукта региона.
Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог регионального значения также оказывает влияние на повышение скорости доставки и сохранности грузов. Повышение скорости движения грузовых автомобилей позволяет покупателям расширить зону, в которой расположены доступные поставщики, что усиливает конкуренцию. В российских условиях, где доля торгово-посреднической наценки высока, усиление конкуренции приведет к снижению наценки, а следовательно, и к уменьшению цен покупателей без существенного падения цен производителей. В первую очередь, это относится к продукции высокой степени переработки (продукция машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности).
Эффект от развития и улучшения сети автомобильных дорог регионального значения также формируется вследствие существенного снижения потерь продукции агропромышленного производства, вызываемых как несвоевременным осуществлением сельскохозяйственных работ, вывозом продукции с полей и складов, так и ее частичной утратой и снижением потребительских качеств во время перевозок по неблагоустроенным дорогам.
Изложенные выше факторы определяют в совокупности влияние модернизации и развития сети автомобильных дорог федерального и регионального значения на показатели удельных затрат продуктов, используемых в производстве, в расчете на единицу объема выпуска продукции. Кроме рассмотренных первичных изменений удельных затрат имеют место вторичные изменения, индуцированные приростом валового накопления основного капитала и инвестиций.
Расчет показателей социально-экономической эффективности рекомендуемого варианта программы представлен в таблице 8.
Таблица 8
Расчет показателей социально-экономической эффективности программы, тыс. руб.
N |
Показатель |
2010 - 2012 годы, всего |
в том числе |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 - 2017 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Доходы от реализации программы |
6 322 469,14 |
0,00 |
77 519,00 |
224 892,51 |
6 020 057,64 |
2 |
Дисконтированные доходы от реализации программы |
2 918 483,02 |
0,00 |
60 709,44 |
155 864,50 |
2 701 909,08 |
3 |
Расходы на реализацию программы |
2 805 005,40 |
935001,80 |
935 001,80 |
935 001,80 |
0,00 |
4 |
Дисконтированные расходы на реализацию программы |
2 207 684,91 |
827436,29 |
732 244,15 |
648 004,46 |
0,00 |
5 |
Чистый доход |
3 517 463,74 |
-935001,80 |
-857 482,80 |
-710 109,29 |
6 020 057,64 |
6 |
Чистый дисконтированный доход |
710 798,12 |
-827436,29 |
-671 534,71 |
-492 139,96 |
2 701 909,08 |
Показатели социально-экономической эффективности программы представлены в таблице 9.
Таблица 9
Показатели социально-экономической эффективности программы, тыс. руб.
N |
Показатель |
Значения |
1 |
Общий объем финансирования программы в 2010 - 2012 годах |
2 805 005,40 |
2 |
Транспортный эффект - всего |
1 846 218,44 |
|
в том числе: |
|
|
эффект от сокращения затрат времени в пути |
634 030,90 |
|
эффект от снижения транспортных и эксплуатационных издержек |
1 159 746,22 |
|
эффект от уменьшения числа и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий |
52 322,94 |
3 |
Внетранспортный эффект - всего |
1 072 265,11 |
|
в том числе: |
|
|
эффект от снижения негативного влияния транспортно-дорожного комплекса на состояние окружающей среды |
99 437,26 |
|
эффект от активизации предпринимательской деятельности, снижения себестоимости товаров за счет сокращения транспортных издержек и создания дополнительных рабочих мест |
972 827,85 |
4 |
Чистый дисконтированный доход |
710 798,12 |
5 |
Срок окупаемости (лет) |
6 |
6 |
Индекс доходности |
1,32 |
7 |
Внутренняя норма доходности (процентов) |
3,95 |
Показатели эффективности рассчитаны исходя из рекомендуемой с учетом поправки на риск ставки дисконта, составляющей 13 процентов. Расчетный период для оценки эффективности реализации программы продлен до 2017 года. Эффект определен за период с 2010 года по 2017 год, то есть с начала работ по реализации программы до ее завершения в 2012 году и затем еще в течение 5 лет при условном сохранении неизменного состояния сети автомобильных дорог регионального значения.
8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Общее управление реализацией ведомственной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области на 2010 - 2012 годы" осуществляет государственный заказчик-координатор программы - Управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области.
Государственным заказчиком программы и главным распорядителем выделяемых на ее реализацию бюджетных средств является Управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области. Государственный заказчик программы с учетом финансовых средств, выделяемых из различных источников, и на основании предварительных результатов ее выполнения уточняет промежуточные сроки реализации мероприятий программы и объемы их финансирования, а также соответствующие показатели в 5-летнем плане инвестиционных и текущих расходов. Он осуществляет также координацию разработки и реализации программ по муниципальным образованиям Воронежской области.
Государственный заказчик осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
На уровне муниципальных образований Воронежской области обеспечение развития и эксплуатации автомобильных дорог местного значения должно осуществляться на основе разработки и реализации ими программ совершенствования автомобильных дорог местного значения.
При текущем управлении программой государственным заказчиком выполняются следующие основные задачи:
- мониторинг выполнения целевых показателей программы;
- экономический анализ эффективности программных проектов и мероприятий;
- сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке квартальных и годовых отчетов, публикация отчетов в открытых источниках в установленные сроки;
- подготовка предложений по составлению плана инвестиционных и текущих расходов на очередной период;
- корректировка плана реализации программы по источникам и объемам финансирования и по перечню предлагаемых к реализации задач программы по результатам принятия областного бюджета и уточнения возможных объемов финансирования из других источников.
В системе организации текущего и оперативного управления должна быть обеспечена координация развития сети автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения.
Выполнение мероприятий программы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Наименование вышеназванного Федерального закона следует читать "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий программы, их эффективности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области от 6 октября 2009 г. N 71 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Молодой Коммунар" от 15 апреля 2010 г. N 40
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области от 25 марта 2011 г. N 61