Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
1.1. Итоги реализации областной целевой программы "Пожарная безопасность в Воронежской области на период до 2012 года"
Вопросы повышения пожарной безопасности на территории Воронежской области, начиная с 2007 года, решаются с использованием программно-целевого метода. В 2007 - 2008 годах в рамках областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2007 - 2010 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 12.10.2006 N 603-IV-ОД, реализовывалось мероприятие "Обеспечение пожарной безопасности на территории Воронежской области".
С 01 января 2009 года мероприятие выделено в самостоятельную программу "Пожарная безопасность в Воронежской области на период до 2012 года", утвержденную постановлением Воронежской областной Думы от 16.12.2008 N 1569-IV-ОД.
За 2007 - 2010 годы фактически освоено 60 121,194 тыс. рублей, из них:
- на приобретение пожарных автоцистерн различной модификации - 33 663,4 тыс. рублей (16 единиц), автотехники (автобус для личного состава, оперативный автомобиль) - 1 344 тыс. рублей;
- на ремонт зданий пожарных частей - 9 228,038 тыс. рублей;
- на приобретение пожарно-технического оборудования - 4 807,133 тыс. рублей;
- на пожарное снаряжение и обмундирование - 3 578,623 тыс. рублей;
- другие затраты (ремонт пожарной техники, приобретение оборудования для ремонта) - 7 500 тыс. рублей.
Таблица 1
Уровень фактического финансирования программных мероприятий в 2007 - 2010 годах
тыс. рублей
Направление расходов |
Всего |
Объем финансирования, в том числе по годам: |
|||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Затраты на реализацию мероприятий |
60121,194 |
2499,465 |
769,369 |
34059,713 |
22792,647 |
в том числе на приобретение пожарных автоцистерн различной модификации |
33663,400 (16 единиц) |
- |
- |
22863,4 (10 единиц) |
10800 (6 единиц) |
В ходе реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории Воронежской области (с 2007 по 2010 годы):
- открыты и оснащены необходимым оборудованием и пожарной автотехникой 16 новых подразделений пожарной охраны Воронежской области, что позволило повысить прикрытие территории области противопожарными подразделениями до 74 процентов, обеспечить защиту 147 социально значимых объектов;
- 25 пожарных подразделений оснащены гидравлическим аварийно-спасательным инструментом, личный состав пожарных частей аттестован на право ведения аварийно-спасательных работ, что позволяет оперативно реагировать на дорожно-транспортные происшествия и своевременно оказывать помощь пострадавшим;
- в пяти пожарных частях организована газодымозащитная служба, что дает возможность личному составу пожарных частей участвовать в тушении сложных пожаров с потерпевшими, изолированными от выхода, непригодной для дыхания средой.
Реализация программных мероприятий позволила достичь следующих результатов:
Таблица 2
Наименование показателя |
Значение показателя в 2007 году |
2009 год |
2010 год |
Количество зарегистрированных бытовых и промышленных пожаров |
3094 |
2981 |
2952 |
Погибших, человек |
284 |
274 |
236 |
Травмированных при пожарах, человек |
243 |
204 |
203 |
Спасено людей, человек |
764 |
759 |
773 |
Несмотря на то, что за время реализации областной целевой программы "Пожарная безопасность в Воронежской области на период до 2012 года" достигнуты определенные положительные результаты, о чем свидетельствует статистика за последние годы, проблема обеспечения пожарной безопасности Воронежской области в полном объеме не решена.
1.2. Развернутая постановка нерешенных проблем
Одним из важнейших факторов устойчивого социально-экономического развития Воронежской области является снижение уровня пожарной опасности и минимизация материальных и людских потерь.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ.
В соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 12.11.2010 N ВП-П4-62 пр органам исполнительной власти субъектов рекомендовано разработать программу переоснащения материально-технической базы пожарных подразделений.
В целях выполнения ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2010 N 1001 "О развитии противопожарной службы Воронежской области в 2010 - 2012 годах" и распоряжением правительства Воронежской области от 08.12.2010 N 846-р "О реализации постановления правительства Воронежской области от 19.11.2010 N 1001" предусмотрено создание 20-ти пожарных частей противопожарной службы Воронежской области и увеличение численности пожарных на 400 штатных единиц.
На территории Воронежской области в период с 2005 по 2009 годы количество пожаров уменьшилось на 8,5 процента, число погибших при них людей - на 10,2 процента, травмированных - на 25,5 процента. Ежегодно пожарные спасают из огня более 700 человек. Такие положительные тенденции обусловлены рядом факторов и в первую очередь планомерным развитием противопожарной службы Воронежской области и ее оснащением в рамках областных целевых программ.
Вместе с тем, в период аномальных климатических условий с возникновением крупных ландшафтных пожаров, образованием огненных штормов и их массовым переходом на населенные пункты состоящая на вооружении противопожарных подразделений техника и оборудование не позволяли в ряде случаев эффективно бороться с огнем.
Ущерб от пожаров на территории Воронежской области в 2010 году превысил 23,245 млрд. рублей. Огнем уничтожено 2 260 строений, погибло 236 человек, 203 получили травмы при пожарах.
Таблица 3
Пожарная обстановка за последние 3 года
Воронежская область |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Зарегистрировано пожаров |
3045 |
2981 |
2952 |
Убыток от пожаров, млн. рублей |
149,7 |
102,0 |
23245,4 |
Погибло при пожарах, человек |
279 |
274 |
236 |
Травмировано при пожарах, человек |
242 |
204 |
203 |
Уничтожено строений, единиц |
745 |
822 |
2260 |
Спасено людей, человек |
769 |
759 |
773 |
В настоящее время в подразделениях противопожарной службы Воронежской области на вооружении состоит 68 пожарных автоцистерн, из них 51 автомобиль эксплуатируется сроком более 10 лет. С учетом открытия новых подразделений в 2012 году некомплект пожарных автомашин составит 22 единицы. К концу 2016 года количество автомобилей, отработавших ресурс и подходящих под списание, составит 56 единиц. Кроме того, результаты борьбы с пожарами в 2010 году выявили значительное превосходство современных образцов техники, использование которых позволило именно тушить пожары, в то время как устаревшая техника, состоящая на вооружении, в основном используется только для локализации пожаров и их окарауливания.
Подразделения противопожарной службы Воронежской области аттестованы на проведение аварийно-спасательных работ, для их осуществления необходим аварийно-спасательный инструмент, недостаток которого уже в 2012 году составит свыше 30 процентов, что не позволит оперативно реагировать на дорожно-транспортные происшествия и своевременно оказывать помощь пострадавшим (зажатым в автотранспорте при аварии).
Недостаточная оснащенность пожарно-технической продукцией (пожарные рукава, стволы, лестницы, переходники, каски) и средствами индивидуальной защиты снижает эффективность действий противопожарных подразделений.
Для функционирования газодымозащитной службы необходимо приобретение аппаратов на сжатом воздухе, компрессоров, панорамных масок, резервных баллонов, приборов проверки. Из имеющегося оборудования 50 процентов эксплуатируется 17 лет при сроке эксплуатации 10 лет.
Условия труда пожарных требуют улучшения: недостаточно средств индивидуальной защиты; состояние ряда зданий пожарных частей требует проведения капитального и текущего ремонта; отсутствуют комнаты и уголки психологической разгрузки; необходимо переоборудование помещений и укомплектование частей мебелью.
Отсутствие резерва запасных частей для пожарной автотехники не позволяет проводить ремонт на базе технической части КУ ВО "Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области", что приводит к длительному выбыванию техники из расчета при осуществлении ремонта сторонними организациями.
Критическая ситуация сложилась в обеспечении связи противопожарной службы Воронежской области. В связи с переходом подразделений Главного управления МЧС России по Воронежской области на новую радиочастоту необходимо произвести полную замену имеющихся радиостанций (эксплуатируются более 15 лет и не имеют технической возможности смены рабочей частоты).
Итоги реализации областной целевой программы "Пожарная безопасность в Воронежской области на период до 2012 года", наличие нерешенных проблем, а также долгосрочные прогнозы уровня угрозы пожаров и негативных последствий от них подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по повышению пожарной безопасности Воронежской области программно-целевым методом.
При реализации долгосрочной областной целевой программы "Переоснащение пожарных подразделений Воронежской области в 2012 - 2016 годах" возможно рассмотрение двух вариантов.
Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь запланированных целевых индикаторов и показателей реализации Программы в 2012 - 2016 годах.
Второй вариант предусматривает реализацию с уменьшенным объемом финансирования из областного бюджета.
Сокращение объемов финансирования Программы приведет:
- к невозможности реализации части мероприятий Программы по решению проблем обеспечения пожарной безопасности Воронежской области;
- к неукомплектованию создаваемых пожарных подразделений необходимой техникой и пожарно-техническим оборудованием;
- к длительному обновлению материальной базы пожарных подразделений, что не обеспечивает своевременную замену выработавшей ресурс техники;
- к ухудшению условий труда пожарных и, как следствие, снижению готовности пожарных подразделений к действиям по предназначению.
В случае уменьшения объема финансирования Программы средства будут направлены на реализацию следующих приоритетных направлений, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей:
1. Замена оборудования пожарной связи.
2. Приобретение пожарных автомобилей.
Можно выделить основные риски, влияющие на достижение запланированных результатов:
- финансовый риск - связан с возможным сокращением объемов финансирования, инфляцией и удорожанием. Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;
- административный риск - связан с неэффективным управлением Программой, который, в свою очередь, может привести к невыполнению целей и задач Программы, срывам мероприятий, недостижению целевых показателей, неэффективному использованию ресурсов;
- риски, обусловленные возможными опасными природными явлениями, влияющими на достижение запланированных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.