Настоящие требования введены в действие с 1 сентября 1995 г.
1. Общая характеристика образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя на базе специальности (наименование специальности)
1.1. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя при очной форме - 680 часов. Дополнительная квалификация - "преподаватель".
1.2. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности преподавателя.
Деятельность преподавателя направлена на:
- реализацию образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым стандартам образования;
- проектирование, разработку и проведение типовых мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);
- проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработку рекомендаций по их разрешению;
- анализ частных и общих проблем преподавания, управления образовательными учреждениями;
- использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;
- воспитание и интеллектуальное развитие личности.
Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются:
- учреждения системы народного образования различных форм собственности (лицеи, гимназии, школы, колледжи);
- учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной квалификацией "Преподаватель"
2.1. Требования к профессиональной компетентности преподавателя
Преподаватель должен:
- понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;
- знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);
- понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в школьном учебном плане;
- учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;
- обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.
Преподаватель должен знать:
- сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы;
- воспитательные и образовательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска;
- пути совершенствования мастерства учителя и способы самосовершенствования;
- дидактику (предмета);
- содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников;
- требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся (по предмету), устанавливаемые государственным образовательным стандартом;
- вопросы частных методик школьных курсов (по предмету);
- различные подходы к изучению основных тем школьного курса, новые технологии обучения;
- методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся;
- научные основы школьного курса (предмета), историю и методологию соответствующей науки;
- структуру и архитектуру ПЭВМ, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации.
Преподаватель должен уметь:
- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;
- планировать учебные занятия в соответствии со школьным учебным планом и на основе его стратегии;
еспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;
- разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;
- ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся;
- отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;
- анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
- организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;
- применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики;
- использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;
- создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;
- развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.
Преподаватель должен иметь представление о:
- связях школьных разделов предмета с соответствующими вузовскими дисциплинами;
- методических аспектах предмета в целом, отдельных тем и понятий;
- методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам;
- возможностях применения компьютерной техники в учебном процессе;
- принципах построения, обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.
2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам
Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также по математическим, общим естественнонаучным и специальным дисциплинам (см.: государственные требования по данным циклам дисциплин для специальностей, обозначенных символом "*" в Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования).
Конкретные требования с учетом выполнения вышеперечисленных требований устанавливаются высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания программы профессиональной подготовки преподавателя
-------------------------------------------------------------------------
Индекс | Наименование дисциплин |Всего часов
| и их основные разделы |на освоение
| |учебного
| |материала
--------+----------------------------------------------------+-----------
ОД.00 |Общие дисциплины | 360
ОД.01 |Психология и педагогика: | 100
|(см.: обязательный минимум содержания цикла Общие|
|гуманитарные и социально-экономические дисциплины,|
|определяемый государственным стандартом высшего про-|
|фессионального образования) |
ОД.02 |Дополнительный цикл психолого-педагогических дисцип-| 180
|лин (конкретный перечень определяется вузом): |
|возникновение и развитие педагогической профессии;|
|своеобразие педагогической деятельности; роль учите-|
|ля в обществе; педагогическое призвание, творчество|
|и новаторство; мотивы выбора педагогической профес-|
|сии; требования к личности учителя; профессиограммы|
|учителя; системы профессиональной педагогической|
|подготовки; самосовершенствование учителя; основ-|
|ные принципы возрастной периодизации психического|
|развития; типы ведущей деятельности и психологичес-|
|кие особенности возрастных периодов; кризисы воз-|
|растного развития; условия, механизмы и закономер-|
|ности развития и формирования психики в процессе он-|
|тогенеза; психология обучения и воспитания; обучение|
|и развитие; психологическая сущность развивающего|
|обучения; психология инновационного обучения; струк-|
|тура учебной деятельности и проблема ее формирова-|
|ния; этапы формирования умственных действий; харак-|
|теристика теоретического и эмпирического мышления;|
|психология оценки и самооценки; история отечествен-|
|ных и зарубежных педагогических учений; методологи-|
|ческие и психологические основы процесса воспитания;|
|проблема взаимоотношений личности и коллектива; пла-|
|нирование и осуществление воспитательного процесса;|
|проблема педагогического мастерства; педагогическая|
|культура; современное педагогическое мышление; пути|
|формирования педагогического мастерства; техника ре-|
|чи, экспрессивные средства учителя; педагогика сот-|
|рудничества как технология обучения и воспитания;|
|современные концепции образования и их отражение в|
|нормативных документах; научная организация педаго-|
|гического труда; текущее и перспективное планирова-|
|ние; методы психодиагностики, диагностика мотиваци-|
|онной познавательной, эмоционально-волевой сфер лич-|
|ности учащихся; диагностика знаний, умений, навыков|
|и способностей школьников; диагностика межличностных|
|отношений и психологического климата; психокоррекци-|
|онная работа учителя; методы педагогических исследо-|
|ваний; системный подход к исследованию педагогичес-|
|ких явлений и процессов; технологические проблемы|
|современной дидактики |
| |
ОД.03 |Новые информационные технологии в учебном процессе: | 80
|структура аудио- и видеосредств и методика их приме-|
|нения; структура и архитектура ПЭВМ, практические|
|навыки работы с компьютером; принципы построения ав-|
|томатизированных обучающих и контролирующих систем;|
|применение пакетов прикладных программ в учебном|
|процессе (по предмету); текстовые и графические ре-|
|дакторы, электронные таблицы; базы данных; информа-|
|ционные и телекоммуникационные сети |
| |
СД.00 |Специальные дисциплины | 320
| |
СД.01 |История и методология (предмета): | 60
|история возникновения и развития (предмета); основ-|
|ные понятия и категории. Методологические аспекты|
|науки и ее приложений; место (предмета) в системе|
|научного знания; междисциплинарные связи; роль наи-|
|более выдающихся ученых в развитии предмета; возник-|
|новение новых научных направлений (особенно, в двад-|
|цатом столетии); современные проблемы и перспективы|
|развития (предмета) |
| |
СД.02 |Методика преподавания (предмета): | 100
|основы дидактики (предмета); содержание и структура|
|школьных программ и учебников; вопросы частных мето-|
|дик, относящихся к основным темам школьного курса;|
|различные подходы к изучению основных тем школьного|
|курса (предмета); методы организации самостоятельной|
|работы и развития творческих способностей учащихся;|
|таксономия учебных задач; новые технологии обучения;|
|методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников|
|и методической литературы (по предмету); организация|
|учебной деятельности учащихся, разработка планов и|
|конспектов занятий |
| |
СД.03 |Научные основы школьного курса (предмета): | 80
|анализ школьного курса (предмета) с точки зрения|
|современной науки; логическая структура (предмета);|
|приложение общих концепций и выводов науки к конк-|
|ретным задачам преподавания |
| |
СД.04 |Практикум: | 80
|развитие и закрепление практических навыков (по|
|предмету) |
| Всего часов:| 680
| |
П.00 |Педагогическая практика | 10 недель
| |
И.00 |Итоговая государственная аттестация |
| |
И.01 |Государственный квалификационный экзамен или защита|
|выпускной работы |
Примечание:
Вуз (факультет) имеет право:
1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала при сохранении минимального содержания, определяемого данным документом.
2. Вводить в дополнительный цикл психолого-педагогических дисциплин (ОД.02) элективные курсы.
3. Осуществлять преподавание цикла профессионально-педагогических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, обеспечивающим реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данным документом.
Заместитель председателя Госкомвуза РФ |
В. Шадриков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель" (третий уровень высшего профессионального образования) (утв. Госкомвузом РФ 20 февраля 1995 г.)
Текст требований опубликован в "Бюллетене Госкомвуза России", 1995, N 4
Настоящие требования введены в действие с 1 сентября 1995 г.