Постановление Правительства Воронежской области
от 9 февраля 2012 г. N 72
"Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году"
25 июня, 29 декабря 2012 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году.
2. Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области (Мосолов) обеспечить реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства области Попова В.Б.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году
(утв. постановлением правительства Воронежской области от 9 февраля 2012 г. N 72)
I. Текущее состояние системы общего образования Воронежской области
Объектом реализации образовательной политики Воронежской области является сеть общеобразовательных учреждений в целом, а принципом организации предоставления образовательных услуг - их транспортная доступность.
В последние годы в регионе проводится оптимизация сети общеобразовательных учреждений, направленная на:
- создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта;
- обеспечение психофизической безопасности учащихся;
- обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью;
- реализацию возможности построения и освоения обучающимися индивидуальной образовательной программы;
- обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов.
В ходе оптимизации сети достигнуты следующие результаты:
- увеличено видовое разнообразие сети общеобразовательных учреждений, качество и доступность разнообразных образовательных услуг за счет дальнейшей дифференциации общеобразовательных учреждений по типам и видам, а также за счет их интеграции в различные образовательные объединения, включая школы с сетью филиалов, социокультурные комплексы;
- созданы условия для эффективного внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- повышена устойчивость сети в целом и отдельных ее звеньев к внешним негативным воздействиям;
- повышена эффективность деятельности сети.
По состоянию на 1 сентября 2011 года общеобразовательная сеть Воронежской области насчитывает 867 учреждений; количество обучающихся составляет 191 228 человек, количество учителей - 16 441 человек.
Проводимая образовательная политика стимулирует превращение школы из учебного заведения в центр творческой, интеллектуальной, информационной и спортивной жизни.
Совершенствование системы общего образования в настоящее время осуществляется в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, долгосрочной областной целевой программой "Развитие образования Воронежской области на 2011 - 2015 годы", муниципальными программами развития образовательной сети, программами развития общеобразовательных учреждений.
Основные результаты модернизационных процессов.
Направление 1. Формирование региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО).
- построение РСОКО как системы государственно-общественной оценки качества образования,
- использование различных механизмов оценки качества образования (единый государственный экзамен, апробация государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, организуемой региональной экзаменационной комиссией в условиях независимого оценивания по 9 предметам, проведение независимой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся 4 - 8 классов);
- использование результатов для формирования управленческой политики.
Направление 2. Переход на новые образовательные стандарты.
- создание региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее-ФГОС НОО);
- организация разработки основных образовательных программ начального общего образования каждым образовательным учреждением;
- разработка и реализация программ повышения квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений при переходе на новые образовательные стандарты;
- проведение апробации модели оценки качества результатов обучения на начальном этапе школьного образования с учетом требований ФГОС НОО;
- выработка общих методических рекомендаций к материально-техническому обеспечению введения ФГОС НОО;
- организация пилотного введения ФГОС НОО в 44 общеобразовательных учреждениях региона;
- проведение мониторинга готовности общеобразовательных школ к введению ФГОС НОО.
Направление 3. Совершенствование системы поддержки талантливых детей.
- развитие олимпиадного движения на школьном, муниципальном и региональном уровнях;
- создание инфраструктуры для развития и поддержки талантливых детей (проект школа-интернат "Лицей одаренных детей");
- развитие научно-исследовательской деятельности талантливых детей;
- осуществление адресной материальной поддержки и поощрения талантливых детей (проект "Губернаторский резерв", направленный на создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, привлечение молодежи к управленческой и организаторской деятельности).
Направление 4. Совершенствование учительского корпуса.
- модернизация системы повышения квалификации путем создания регионального банка программ повышения квалификации, позволяющего расширить перечень учреждений, имеющих право на предоставление услуг непрерывного профессионального образования и сформировать устойчивые механизмы развития конкурентной среды. В 2011 году в результате участия в открытых конкурсных процедурах регион стал победителем в конкурсном отборе региональных программ развития образования в целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", что позволило привлечь дополнительные финансовые средства в размере 14 млн. рублей, направляемые, в том числе, и на совершенствование моделей повышения квалификации учителей;
- модернизация системы аттестации педагогических и руководящих работников путем расширения перечня вариативных форм аттестации, обеспечивающих профессиональный рост педагога и продуктивность труда.
Направление 5. Развитие самостоятельности школ.
- переход общеобразовательных школ на нормативное подушевое финансирование.
С целью дальнейшего совершенствования методики расчета размера финансирования на реализацию федерального государственного образовательного стандарта общего образования в 2011 году были введены следующие составляющие:
а) норматив на дополнительное образование:
- 4 часа в неделю - на одного учащегося со 2 по 11 классы,
- 10 часов в неделю - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на реализацию внеурочной деятельности.
б) адаптационный коэффициент "условной наполняемости" для повышения количества школ, обеспеченных по нормативу;
в) норматив для финансирования малокомплектных сельских школ, не зависящий от количества обучающихся в школе;
г) норматив финансирования для вечерних (сменных) общеобразовательных школ.
- совершенствование новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений.
Методика расчета заработной платы педагогических работников, ведущих образовательный процесс, предлагается в двух вариантах:
- расчет заработной платы работников по профессионально-квалификационным группам;
- расчет заработной платы педагогического работника, ведущего образовательный процесс по модельной методике от стоимости ученико-часа.
Выбор общеобразовательным учреждением методики для расчета заработной платы определяется решением трудового коллектива, оформленным в установленном законодательством порядке.
Региональным положением об оплате труда предусматривается следующее: фонд оплаты труда составляют базовая часть (включая компенсационные выплаты)-до 70% и стимулирующая часть - не менее 30%. Общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет соотношение базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда.
В пределах фонда оплаты труда в образовательных учреждениях педагогическим работникам устанавливаются дополнительные коэффициенты за работу в профильных классах, в классах с углубленным изучением отдельных предметов, за реализацию элективных курсов, за осуществление дистанционного обучения, за реализацию нового федерального государственного образовательного стандарта и др.
- ежегодное предоставление общеобразовательными учреждениями публичного доклада о результатах деятельности.
Направление 6. Совершенствование условий обучения.
- рост доли учащихся, которым предоставлены современные условия обучения за счет совершенствования инфраструктуры общего образования.
Направление 7. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
- введение третьего часа физической культуры и создание условий для его реализации;
- развитие дистанционного образования детей-инвалидов;
- создание в общеобразовательных учреждениях оптимальной системы организации питания. В 2011 году регион стал победителем в конкурсе по реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных учреждениях, созданию инфраструктуры медицинского сопровождения здоровья школьников.
Таким образом, в настоящее время на образовательном пространстве Воронежской области приняты к реализации инновационные идеи и подходы: нормативное-подушевое финансирование; новая система оплаты труда; оптимизация общеобразовательной сети (построение школьных образовательных округов вокруг базовых школ, ресурсных центров, социокультурных комплексов и т.д.); формирование системы независимой оценки качества образования, реализация Федерального образовательного стандарта начального общего образования и другие.
В ходе реализации проектов и программ на практике отработаны эффективные модели осуществления необходимых изменений, образцы того, как может и должно быть устроено современное школьное образование.
Однако наряду с проводимыми изменениями в региональной системе образования фиксируется наличие ряда проблем, связанных с качеством образовательных услуг:
Несоответствие содержания и качества образования современным и прогнозируемым потребностям общества, государства, экономики, науки, культуры, отдельной личности.
Рост доли детей, не имеющих возможность получать качественное образование в связи с особенностями расселения, и рост доли детей, не достигших уровня функциональной грамотности.
Рост доли обучающихся в образовательных учреждениях с отклонениями в здоровье.
В 2011 году деятельность, направленная на дальнейшее развитие и совершенствование системы образования, была активизирована реализацией проекта "Модернизация региональных систем общего образования".
II. Описание итогов модернизации системы общего образования Воронежской области в 2011 году
С целью организации эффективной деятельности по достижению результатов реализации комплекса мер по модернизации общего образования на региональном уровне были приняты следующие нормативные правовые акты:
1. Постановления правительства Воронежской области:
- от 7 июля 2011 г. N 568 "О реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования";
- от 7 июля 2011 г. N 569 "Об утверждении комплекса мер по модернизации общего образования Воронежской области";
- от 15 июля 2011 г. N 595 "О создании организационного совета и экспертной комиссии по реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в Воронежской области".
Основными задачами осуществления комплекса мер по модернизации общего образования являются:
1. Повышение фонда оплаты труда учителей.
2. Обеспечение качества предоставления образовательных услуг учреждениями системы общего образования.
3. Создание условий для качественного оказания образовательных услуг учреждениями системы общего образования.
В результате реализации мероприятий по решению задачи "Повышение заработной платы учителей" в 2011 году получены следующие результаты:
- фонд оплаты труда учителей во всех общеобразовательных учреждениях увеличен на 30%
- уровень среднемесячной заработной платы учителей в Воронежской области достиг уровня среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Воронежской области.
Анализ Положений об оплате труда образовательных учреждений позволяет констатировать тот факт, что дополнительные средства, поступившие в фонд оплаты труда учителей, направляются на:
- увеличение ставки бюджетной услуги (базовой ставки);
- повышение коэффициента оплаты труда педагогам, имеющим первую и высшую квалификационную категорию, молодым специалистам, работающим первые три года;
- увеличение стимулирующей части оплаты труда.
С целью фиксации результатов решения данной задачи департаментом был проведен широкомасштабный мониторинг, проводимый на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения.
Значения показателей регионального мониторинга по направлению "Повышение фонда оплаты труда учителей" следующие:
Количество общеобразовательных учреждений, в которых увеличился ФОТ учителей не менее чем на 30%,-100%.
Доля учителей, у которых произошло увеличение заработной платы за счет увеличения базовой ставки,-100%.
Доля учителей, у которых произошло увеличение заработной платы за счет имеющейся I квалификационной категории,-53,2%.
Доля учителей, у которых произошло увеличение заработной платы за счет имеющейся высшей квалификационной категории,-24,3%.
Доля молодых учителей, у которых произошло увеличение заработной платы,-100%.
Доля учителей, заработная плата которых выше, чем средняя заработная плата по экономике за 1 квартал 2011 года,-40%.
Качественные результаты решения второй и третьей задач комплекса мер следующие:
- улучшены материально-технические условия для оказания образовательных услуг, обеспечивающие получение качественного общего образования детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
- укреплены основы формирования образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию детей на основе индивидуального подхода;
- созданы условия для развития кадрового потенциала через организацию повышения квалификации и профессиональной переподготовки на основе адресного подхода и совершенствования процедур аттестации.
Количественные результаты реализации комплекса мер в 2011 году:
Доля детей, занимающихся на новом учебном оборудовании,-90,2%.
Доля школ, обеспеченных новым медицинским оборудованием,-19%.
Доля школ, обеспеченных новым оборудованием для школьных столовых,-30%.
Доля школ, в которых прошло пополнение библиотечного фонда,-72%.
Доля школ, в которых отремонтированы помещения,-56%.
Доля школ, в которых организовано дистанционное обучение,-3,6%.
Основными эффектами реализации комплекса мер в регионе стали:
- увеличение заработной платы всех педагогических работников;
- обеспечение условий для введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- совершенствование образовательной инфраструктуры;
- увеличение доступности использования электронных ресурсов и информационных технологий в образовательном процессе;
- достижение оптимального состояния образовательной сети;
- повышение мотивации педагогов к повышению квалификации, а значит к улучшению качества своей деятельности;
- совершенствование региональной системы оценки качества образования в связи с необходимостью проведения более открытой и качественной оценки деятельности педагогов и учащихся;
- развитие государственно-общественных механизмов управления образованием в связи с возросшей информированностью всех участников образовательного процесса и общества в целом о ситуации в образовании.
- появление возможности "обновления" кадрового состава общеобразовательных учреждений, обусловленной увеличением заработной платы учителей и возросшим интересом общества к профессии "учитель".
III. Описание реализации проекта по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году
Первой и основной задачей комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году (далее - комплекс мер) является "Повышение фонда оплаты труда учителей".
Регион берет на себя обязательства по поддержанию уровня соотношения средней заработной платы учителей и среднего уровня заработной платы по экономике в рамках значений, установленных в соглашении между правительством Воронежской области и Министерством образования и науки Российской Федерации на 2012 год.
Для достижения данной цели объем финансовых средств отрасли "Образование" в 2012 году увеличен на 1 млрд. 200 млн. рублей.
В соответствии с изменениями, вносимыми в примерное Положение об оплате труда, дополнительные средства будут направлены в определенных объемах на:
- повышение заработной платы учителей через увеличение ставки бюджетной услуги (базовой ставки)-30% средств;
- осуществление единовременных выплат при уходе на пенсию с целью поддержания процессов ротации кадров-20% средств;
- увеличение объема стимулирующей части фонда оплаты труда с целью мотивирования учителей на повышение результатов их деятельности-50% средств.
В рамках решения задач "Обеспечение качества предоставления образовательных услуг учреждениями системы общего образования" и "Создание условий для качественного оказания образовательных услуг учреждениями системы общего образования" средства будут направлены на реализацию следующих проектов:
1. "Создание необходимых условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования".
2. "Организация дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях".
3. "Совершенствование инфраструктуры общеобразовательных учреждений".
4. "Развитие инфраструктуры для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся".
5. "Организация повышения квалификации учителей и руководящих работников".
6. "Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования".
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году указаны в приложении N 1.
Реализация указанных проектов обеспечит продвижение в решении задач модернизации системы общего образования, а именно:
- поддержку региональной программы оптимизации сети государственных областных учреждений, реализующих программы общего образования, и муниципальных программ оптимизации сети, включающих становление вариативных образовательных моделей - базовых школ, имеющих сеть филиалов, образовательных комплексов "школа-детский сад", школ ступеней обучения, социокультурных комплексов, "школ полного дня";
- осуществление проекта по созданию насыщенной информационной среды в региональном образовательном пространстве;
- качественную реализацию федерального образовательного стандарта начального общего образования;
- апробацию федерального образовательного стандарта основного общего образования;
- дальнейшее развитие региональной системы оценки качества образования в рамках общероссийской системы;
- совершенствование инфраструктуры общеобразовательных учреждений по двум важнейшим направлениям:
а) ликвидация аварийности школьных зданий;
б) оборудование школ системой канализации и водоснабжения в соответствии с СанПин.
Планируемые значения основных показателей результативности осуществления проектов в 2012 году следующие:
N |
Показатели результативности |
Значение показателя |
1. |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих все условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в общей численности общеобразовательных учреждений |
100% |
2. |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих все условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в общей численности общеобразовательных учреждений |
4,7% |
3. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, в общей численности учителей которым необходимо прохождение курсовой подготовки по данному направлению |
100% |
4. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности образовательных учреждений |
10% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих доступ в сеть Интернет на скорости не ниже 512 Кб/с |
90% |
6. |
Доля образовательных учреждений, производящих оплату за потребленные энергоресурсы по приборам учета |
90% |
7. |
Доля образовательных учреждений, прошедших обязательное энергетическое обследование и имеющих зарегистрированный энергетический паспорт |
80% |
8. |
Количество образовательных учреждений, заключивших энергосервисные контракты |
5 учреждений |
9. |
Доля общеобразовательных учреждений, оборудованных системой канализации и водоснабжения в соответствии с СанПин. |
100% |
10. |
Доля безаварийных общеобразовательных учреждений, в общей численности общеобразовательных учреждений |
100% |
11. |
Доля общеобразовательных учреждений, оснащенных необходимым оборудованием для проведения государственной (итоговой) аттестации по всем общеобразовательным предметам и независимой оценки индивидуальных достижений обучающихся и педагогов, от необходимого количества таких учреждений |
100% |
Основными направлениями мониторинга в 2012 году станут:
- мониторинг среды (удовлетворенность происходящими изменениями со стороны участников образовательного процесса, удовлетворенность качеством достигнутого результата);
- мониторинг достижения значений показателей (подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии бюджету Воронежской области на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования (приложение N 2).
Достижение установленных значений показателя "Среднемесячная заработная плата учителей в Воронежской области" будет обеспечено в соответствие с планом-графиком повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Воронежской области (приложение N 3);
- мониторинг реализации мероприятий (проводится в ходе реализации комплекса мер с целью проведения оценки соответствия намеченным целям, направлениям и графикам выполнения).
Последовательность реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования определена планом-графиком реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2012 году по кварталам (приложение N 4).
Результаты мониторинга по направлениям на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне общеобразовательного учреждения будут способствовать получению объективных данных об итогах реализации комплекса мер и дадут массив информации для коррекции образовательной политики в целях ее дальнейшего совершенствования.
Достижению целей проекта и обеспечению выполнения установленных значений показателей будет способствовать оптимальное выстраивание деятельности по минимизации рисков, возникающих при реализации отдельных направлений проекта.
Риски |
Действия по минимизации рисков |
Направление "Повышение заработной платы учителей" | |
1. Ожидание каждым учителем повышения своей заработной платы до среднего уровня по экономике. |
Организация широкомасштабной и многообразной по формам работы (встречи, приемы граждан, зональные совещания, функционирование форума и т. д.) с педагогической общественностью, заинтересованными лицами по разъяснению основных направлений повышения заработной платы учителей и условий увеличения заработной платы для каждого учителя. |
Направление "Эффективное освоение денежных средств" | |
1. Неосвоение денежных средств в установленные сроки. |
1. Организация еженедельного мониторинга расходования средств на уровне образовательного учреждения. 2. Проведение совещаний на уровне правительства и департамента по вопросам организации деятельности по расходованию денежных средств по проекту модернизации. 3. Еженедельное представление в правительство Воронежской области информации по освоению средств. 4. Проведение контрольных проверок в общеобразовательных учреждениях по эффективному расходованию средств. |
Направление "Повышение квалификации учителей и руководящих работников" | |
1. Неудовлетворенность учителей и руководящих работников содержанием программ курсов повышения квалификации |
Разработка региональных требований к программам повышения квалификации. |
2. Отсутствие конкурентной среды на рынке образовательных услуг в сфере повышения квалификации |
Формирование регионального банка программ повышения квалификации |
Направление "Аттестация учителей" | |
Существующие вариативные формы аттестации не мотивируют педагогов к профессиональному росту и улучшению качества результатов его труда |
Совершенствование вариативных форм в соответствии с требованиями современной школы |
Направление "Достижение целей реализации проекта" | |
Недостижение социальных эффектов реализации проекта |
Введение в мониторинг эффективности реализации проекта показателей удовлетворенности участников образовательного процесса качеством оказания образовательных услуг |
Реализация комплекса мер будет осуществляться в рамках действующей схемы управления (рис. 2).
/---------------------------------------------------------------------------------\
| Координационный совет по социальной политике при губернаторе Воронежской |
| области |
\---------------------------------------------------------------------------------/
|
/---------------------------------------------------------------------------------\
| Организационный совет по реализации комплекса мер по модернизации системы |-\
| общего образования при правительстве Воронежской области | |
\---------------------------------------------------------------------------------/ |
|
| |
|
/-------------------------------\ /-------------------------------------------\ |
| Департамент образования, |---|Экспертная комиссия по реализации комплекса| |
| науки и молодежной политики | | мер по модернизации системы общего |-|
| Воронежской области |---| образования Воронежской области | |
| | \-------------------------------------------/ |
| | /-------------------------------------------\ |
| |---| Организация - оператор проекта |-|
\-------------------------------/ \-------------------------------------------/ |
|
/----------------\/------------------\/-------------------\/----------------------\ |
| Рабочая группа || Рабочая группа || Рабочая группа || Консультативная | |
| руководителей || общественно- || профсоюза || рабочая группа | |
| системы || профессиональных || работников || |-/
| образования || организаций ||образования и науки|| |
\----------------/\------------------/\-------------------/\----------------------/
Проект будет сопровождаться деятельностью по информированию профессионально-педагогического сообщества, общественности, заинтересованных исполнительных органов власти о результатах реализации в общеобразовательных учреждениях комплекса мер (приложение N 5).
IV. Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения
В последнее десятилетие в Воронежской области наблюдается тенденция "старения" педагогических кадров. Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных учреждений составляет 10,23%. Привлечение молодых кадров в школу становится одной из главных задач региональной образовательной политики.
Решение данного вопроса предусматривает следующие мероприятия:
1. Привлечение выпускников высших учебных заведений к работе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в рамках Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России". Объем средств, направленных на поддержку выпускников высших учебных заведений, желающих работать в школах, из федерального бюджета составил 750 тыс. рублей и 30 тыс. - из областного бюджета.
2. Субсидирование со стороны Воронежской области первоначального взноса по ипотечным кредитам молодым учителям в полном объеме.
В области принята долгосрочная программа, предусматривающая оказание государственной поддержки нуждающимся в жилых помещениях работникам бюджетных учреждений, в их числе работникам образования (постановление правительства Воронежской области от 29.09.2011 N 815 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2011 - 2015 годы"). Финансирование данной программы кредитования населения осуществляется из областного бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 29.09.2010 г."
Возмещению за счет средств областного бюджета подлежат расходы по внесению первоначального взноса на приобретаемое жилье или уплате основного долга по кредитному обязательству. Размер возмещения для работников бюджетной сферы составляет 20% от расчетной стоимости жилья. В случае если возраст молодых семейных работников образования не превышает 30 лет, в рамках вышеуказанной программы работники образования, приобретающие жилье с помощью ипотечных кредитов, могут претендовать (в зависимости от доли кредитных средств в общей стоимости жилого помещения) на компенсацию части стоимости ипотечного жилья в размере 25 - 40% от расчетной стоимости жилого помещения.
Центрально-Черноземным банком Сбербанка России молодым семьям с детьми предлагается ипотечная программа "Молодая семья", предусматривающая снижение обязательного первоначального взноса за приобретаемое жилье до 10 процентов, минимальная ставка по программе - 9,5 процента годовых. В рамках соглашения между правительством области и банками молодые супруги могут в установленном порядке претендовать на безвозмездную помощь за счет средств областного бюджета, что позволит снизить реальную процентную ставку по кредиту.
3. Предоставление специальной ипотеки для молодых преподавателей и учителей, предусматривающей снижение процентной ставки с 13 - 14 процентов до 8 процентов, а также снижение первоначального взноса за ипотеку с 20 до 10 процентов и обеспечение регионом выплаты первоначального взноса.
4. Применение повышающего коэффициента оплаты труда молодым специалистам, работающим первые три года.
5. Создание условий для ротации кадров путем осуществления единовременных выплат при уходе на пенсию.
6. Поддержание уровня средней заработной платы учителей на уровне средней заработной платы по экономике региона.
7. Организация конкурсного отбора выпускников высших учебных заведений для работы в общеобразовательных учреждениях.
8. Осуществление мероприятий, направленных на повышение престижа профессии "учитель" (информирование о лучших педагогических практиках и результатах деятельности учителей, организация профессиональных конкурсов и т. д.).
Немаловажным является проведение деятельности как на уровне региона, так и на муниципальном уровне и уровне общеобразовательного учреждения, направленной на закрепление пришедших в школу молодых специалистов. Самой распространенной формой работы по направлению является организация "Школы молодого специалиста".
V. Планируемые достижения в развитии системы общего образования в Воронежской области на период до 2020 года
Достижения в развитии региональной общеобразовательной системы будут обусловлены реализацией принципиальной модернизационной модели, предусматривающей реализацию начатых институциональных изменений в обеспечивающем, образовательном и управленческом процессах. Соотнесение процессной модели системы образования и направлений модернизации отражено на рисунке 3.
Рис. 3
Результатом осуществления поэтапных модернизационных процессов должна стать сформированная региональная система общего образования в которой:
1. Действуют механизмы, обеспечивающие равенство доступа к качественным образовательным услугам.
2. Запущена эффективная модель региональной системы оценки качества образования.
3. Совершенствуются организационно - управленческие и финансово-экономические условия развития системы образования.
4. Обеспечена готовность общеобразовательных учреждений к функционированию в высокотехнологичном обществе.
5. Работает система совершенствования педагогических и управленческих кадров системы образования.
6. Уровень средней заработной платы учителей находится на уровне средней заработной платы по экономике.
7. Реализуются мероприятия, направленные на формирование социальных компетенций и гражданских установок у выпускников школ и сохранение здоровья школьников.
8. Развиты институты государственно-общественного управления образованием.
Приоритетными образовательными результатами такой системы будут:
- способность эффективно применять теоретические знания;
- высокий уровень развития технологических навыков;
- формирование позитивных социальных установок.
Показателями планируемых достижений в развитии общеобразовательной системы станут:
1. Рост удовлетворенности населения качеством общего образования до 75% (от числа опрошенных).
2. Увеличение доли образовательных учреждений, соответствующих современным нормам, от общего количества образовательных учреждений до 100 процентов.
3. Увеличение средней наполняемости классов в государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждениях: в городской местности - до 24,5 человека; в сельской местности - до 14 человек.
4. Снижение доли неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированного бюджета на образование до 10%.
5. Снижение доли выпускников основной школы, не достигших базового уровня функциональной грамотности, до 0,5%.
6. Сокращение разрыва между значениями среднего балла участников единого государственного экзамена из учреждений "инновационного" типа и средних общеобразовательных школ до 5 баллов.
7. Достижение школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям международных исследований.
8. Повышение удельного веса детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях до 87,5%.
9. Снижение доли преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем количестве зарегистрированных преступлений до 3%.
10. Повышение доли детей, включенных в систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения школьного возраста до 35 процентов.
11. Повышение удельного веса детей и молодежи, обучающихся по программам дополнительного образования (в процентном отношении от общего числа обучающихся в возрасте до 21 года), до 70%.
12. Повышение удельного веса численности педагогических и руководящих работников, прошедших курсы повышения квалификации в установленные сроки, до 96%.
13. Увеличение количества детей-инвалидов, которым созданы необходимые условия для обучения по общеобразовательным программам на дому в дистанционной форме, до 100%.
14. Сокращение количества ветхих и аварийных объектов системы образования, ликвидированных путем проведения реконструкции и строительства новых объектов, до 0 процентов.
15. Увеличение доли учреждений, имеющих широкополосный и беспроводной доступ к сети Интернет, до 99 процентов.
16. Увеличение доли учреждений, в которых используются информационные системы управления деятельностью, до 90 процентов.
17. Увеличение доли бюджетных и автономных учреждений в общей численности учреждений.
18. Рост количества и масштабов реализованных молодежных социальных проектов.
Постановлением Правительства Воронежской области от 29 декабря 2012 г. N 1255 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Воронежской области в 2012 году
Объемы
финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году, тысяч рублей
29 декабря 2012 г.
N |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||
Всего |
в том числе |
||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет Воронежской области |
||||||
всего |
региональный бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
431 647,0 |
428 085,0 |
3 562,0 |
0 |
3 562,0 |
0 |
1. 1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
141 457,0 |
140 727,0 |
730,0 |
0 |
730,0 |
0 |
1. 2. |
Учебно-производственное оборудование |
16 064,0 |
15 393,0 |
671,0 |
0 |
671,0 |
0 |
1.3. |
Спортивное оборудование |
15 100,0 |
15 065,0 |
35,0 |
0 |
35,0 |
0 |
1.4. |
Спортивный инвентарь |
2 221,0 |
2 221,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
196 943,0 |
195 658,0 |
1 285,0 |
0 |
1 285,0 |
0 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
11 387,0 |
11 387,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
37 163,0 |
36 662,0 |
501,0 |
0 |
501,0 |
0 |
1.8. |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
11 312,0 |
10 972,0 |
340,0 |
0 |
340,0 |
0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
17 655,0 |
17 655,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений |
44 688,0 |
43 289,0 |
1 399,0 |
0 |
1 399,0 |
0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
297 682,0 |
259 202,0 |
38 480,00 |
0 |
38 480,00 |
0 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
33 963,0 |
33 963,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
16 991,0 |
16 955,0 |
36,0 |
0 |
36,0 |
0 |
6. 1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
2 904,0 |
2 904,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. 2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
14 087,0 |
14 051,0 |
36,0 |
0 |
36,0 |
0 |
7 |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
79 555,0 |
79 555,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
Капитальный ремонт зданий общеобразовательных учреждений |
201 895,0 |
192 241,0 |
9 654,0 |
0 |
9 654,0 |
0 |
9. |
Реконструкция зданий общеобразовательных учреждений |
80 418,0 |
73 324,0 |
7 094,0 |
0 |
7 094,0 |
0 |
|
Итого |
1 204 494,0 |
1 144 269,0 |
60 225,0 |
0 |
60 225,0 |
0 |
Приложение N 2
к комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Воронежской области в 2012 году
Значения показателей
(подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии бюджету Воронежской области на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Среднемесячная заработная плата учителей в Воронежской области | |||||
1.1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Воронежской области за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Воронежской области в прошлом году (проценты) |
103,8 |
104,7 |
104,9 |
100,0 |
1.1.1. |
Размер среднемесячной заработной платы учителей в Воронежской области (рубли) |
15 833,4 |
15 970,0 |
16 000,0 |
16 753,5 |
1.1.2. |
Размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике Воронежской области (рубли) |
15 244,8 |
15 244,8 |
15 244,8 |
16 753,5 |
2. Школьники, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам | |||||
2.1. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе (проценты) |
28 |
28 |
53 |
53 |
2.1.1. |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (человек) |
22 298 |
22 298 |
42 026 |
42 026 |
2.2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, в общей численности обучающихся в основной школе (проценты) |
- |
- |
1,1 |
1,1 |
2.2.1 |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (человек) |
- |
- |
1 020 |
1 020 |
2.3. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования, в общей численности обучающихся в средней школе (проценты) |
- |
- |
- |
- |
2.3.1. |
Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования (человек) |
- |
- |
- |
- |
3. Учителя, получившие в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности | |||||
3.1. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории, и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
1,3 |
5,4 |
6,7 |
13,4 |
3.1.1. |
Численность учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории, и подтверждение соответствия занимаемой должности (человек) |
220 |
886 |
1106 |
2199 |
4. Руководители и учителя общеобразовательных учреждений, прошедшие повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений | |||||
4.1. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
2,3 |
4,7 |
5,8 |
9,3 |
4.1.1. |
Численность руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (человек) |
426 |
871 |
1075 |
1725 |
5. Общеобразовательные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение обучающихся | |||||
5.1. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
0 |
2,3 |
9 |
11,3 |
5.1.1. |
Число общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся |
0 |
20 |
80 |
100 |
6. Снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | |||||
6.1. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительный |
положительный |
положительный |
положительный |
Приложение N 3
по модернизации системы общего образования
Воронежской области в 2012 году
План-график
повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Воронежской области
Наименование показателя |
I квартал 2012 г. |
II квартал 2012 г. |
III квартал 2012 г. |
IV квартал 2012 г. |
Размер фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Воронежской области, рублей |
846908,7 |
848602,5 |
865540,7 |
905355,6 |
Процент увеличения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Воронежской области по отношению к его значению в предыдущем квартале, % |
0 |
0,2 |
2,0 |
4,6 |
Приложение N 4
по модернизации системы общего образования
Воронежской области в 2012 году
План-график
реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образовании в 2012 году по кварталам
N |
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Ответственные за реализацию мероприятия |
|||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
|||
1. |
Заседания рабочих групп, созданных приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее - Департамент) для рассмотрения предложений по реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2012 году. |
Февраль |
|
|
|
Департамент |
2. |
Заключение Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и правительством Воронежской области о предоставлении в 2012 году субсидии из федерального бюджета бюджету Воронежской области на модернизацию региональной системы общего образования (далее - Соглашение). |
Февраль |
|
|
|
Департамент |
3. |
Внесение изменений в Закон Воронежской области от 23.12.2011 года N 204-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. |
Март |
|
|
|
Департамент |
4. |
Проведение совещаний с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, педагогической общественностью по вопросам модернизации общего образования и повышения фонда заработной платы учителей в 2012 году. |
Март |
Май |
Август |
Октябрь |
Департамент |
5. |
Разработка и утверждение главами муниципальных образований муниципальных комплексов мер по модернизации системы общего образования в 2012 году. |
Март |
|
|
|
Главы муниципальных образований (по согласованию) |
6. |
Подписание соглашений между Департаментом и администрацией муниципального образования о предоставлении в 2012 году субсидии бюджету муниципального образования на модернизацию региональной системы общего образования. |
Март |
|
|
|
Департамент |
7. |
Инвентаризация материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в Воронежской области для определения объемов работ и необходимых ресурсов для реализации комплекса мер. |
Февраль |
|
|
|
Департамент |
8. |
Направление субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию комплекса мер. |
Март |
|
|
|
Департамент |
9. |
Заседание экспертной комиссии по реализации комплекса мер. |
Март |
|
|
|
Департамент |
10. |
Рассмотрение вопроса "О ходе реализации проекта модернизации общего образования в 2012 году" на заседании организационного совета по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования при правительстве Воронежской области. |
Март |
|
|
Декабрь |
Департамент |
11. |
Ежеквартальное предоставление в Министерство образования и науки Российской Федерации отчета об осуществлении расходов бюджета Воронежской области, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Воронежской области, на модернизацию региональной системы общего образования и о достигнутых значениях показателей результативности предоставления данной субсидии. |
Январь |
Апрель |
Июль |
Октябрь |
Департамент |
12. |
Утверждение и реализация медиаплана по информационному сопровождению комплекса мер. |
Март |
|
|
|
Департамент |
13. |
Информационное освещение реализации проекта по модернизации региональной системы общего образования на официальном портале департамента. |
в течение квартала |
в течение квартала |
в течение квартала |
в течение квартала |
Департамент |
14. |
Организация деятельности с молодыми педагогами в рамках проведения "Школ молодого специалиста" |
Март |
Май |
Август |
Ноябрь |
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по согласованию) |
15. |
Проведение мониторинга освоения финансовых средств, направленных на реализацию мероприятий комплекса мер |
в течение квартала |
в течение квартала |
в течение квартала |
в течение квартала |
Департамент |
16. |
Обсуждение хода реализации проекта модернизации региональной системы общего образования на педагогических совещаниях |
|
|
Август |
|
Департамент |
17. |
Подготовка и представление в Министерство образования и науки Российской Федерации отчёта по реализации комплекса мер в 2012 году |
|
|
|
Декабрь |
Департамент |
Постановлением Правительства Воронежской области от 29 декабря 2012 г. N 1255 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 5
к комплексу мер по модернизации
системы общего образования
Воронежской области в 2012 году
Реализация в образовательных учреждениях комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году
25 июня, 29 декабря 2012 г.
Начало таблицы. См. окончание
Окончание таблицы. См. начало
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Воронежской области от 9 февраля 2012 г. N 72 "Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году"
Текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Воронежской области" от 13 февраля 2012 г. N 4
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 29 декабря 2012 г. N 1255
Постановление Правительства Воронежской области от 25 июня 2012 г. N 567