Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказууправления по экологии
и природопользованию
Воронежской области
от 15 декабря 2011 г. N 236
Основные концептуальные положения
озеленения территории Воронежской области (далее - Концепция)
19 декабря 2014 г.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19 декабря 2014 г. N 459 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Общие положения
Одним из значимых показателей качества окружающей среды и градостроительного планирования является озелененность территорий.
Зеленые насаждения не только формируют архитектурно-художественный облик населенных пунктов, являются естественной зоной рекреации, но и вносят большой вклад в снижение негативного воздействия на территории от антропогенной деятельности.
Региональный норматив градостроительного проектирования "Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов Воронежской области" (утв. приказом Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17.04.2008 N 9-п) устанавливает следующие параметры площадей озелененных территорий общего пользования - парков, садов, бульваров, скверов, размещаемых на селитебной территории городских округов и поселений:
Озелененные территории общего пользования |
Площадь озелененных территорий, кв. м/чел |
|||
городских населенных пунктов |
сельских поселений |
|||
крупных и больших |
средних |
малых |
||
Общегородские |
10 |
7 |
8 (10) |
12 |
Жилых районов |
6 |
6 |
|
|
С учетом указанного норматива в городском округе г. Воронеж только озелененные территории общего пользования должны составлять не менее 1014,6 га.
По данным генерального плана городского округа город Воронеж озелененные территории общего пользования г. Воронежа:
- составляют фактически - 706,6 га, или 6,96 кв. м/чел;
- планируется увеличить - до 806,7 га, или 7,95 кв. м/чел;
- абзац восьмой утратил силу
См. текст абзаца восьмого
Озелененные территории общего пользования дополняют леса, общая площадь которых по состоянию на 30 августа 2013 года составила 501,7 тыс. га, или 11,0% общей площади Воронежской области. При этом следует отметить, что леса Воронежской области не обладают значительным сырьевыми ресурсами и в большей степени играют защитную, природоохранную и экологическую функции.
Абзац десятый утратил силу
См. текст абзаца десятого
В целом территория, занятая зелеными насаждениями, составляет в среднем 12 - 14% от общей площади муниципальных районов области.
Абзац двенадцатый утратил силу
См. текст абзаца двенадцатого
Очевидно, что на территории Воронежской области недостаточно сформирована структура озеленения, представленная в административных центрах сетью регулярных посадок вдоль главных магистральных улиц и парками, с нерегулярным и недостаточным уходом и содержанием зеленых насаждений.
Во многом это обусловлено отсутствием системного нормативного правового регулирования охраны зеленых насаждений, соответствующей государственной и муниципальной политики, а также единообразной правоприменительной практики в данной сфере.
В настоящее время общественные отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Воронежской области регулируются следующими правовыми актами:
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации (утверждены Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153);
- Законом Воронежской области от 05.07.2005 N 48-ОЗ "Об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности на территории Воронежской области";
- региональным нормативом градостроительного проектирования "Комплексное благоустройство и озеленение населенных пунктов Воронежской области" (утвержден приказом департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 12.04.2010 N 133).
Однако существующее нормативное регулирование вопросов озеленения территорий:
- не устанавливает в полной мере распределение полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов Российской Федерации), а также органами местного самоуправления;
- носит в основной части рекомендательный характер, особенно для органов местного самоуправления.
Между тем организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений, городских округов, - вопрос местного значения.
II. Стратегические ориентиры, цели и задачи Концепции
Стратегическим ориентиром настоящей Концепции и дальнейших совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления является позиционирование к 2030 году Воронежской области как зеленого региона, который включает в себя увеличение площади озелененных территорий в границах поселений и городских округов, облесенных территорий, агролесоландшафтных территорий.
Индикаторами увеличения площади озелененных территорий общего пользования являются:
- соотношение застроенных и озелененных площадей (ВОЗ рекомендует - 70/30);
- удельный вес озелененных территорий общего пользования (СНиП 2.07.01-89 - 10 кв. м/чел).
Территориальные резервы для размещения объектов озеленения:
1. Освоение свободных территорий в существующих административных границах поселений.
2. Освоение территорий, используемых для иных целей.
3. Развитие озеленения в границах зон с особыми условиями использования территорий.
(Справочно: по градостроительным оценкам перспективная площадь озеленения может составлять от 5 до 35% общей площади поселений.)
Перспективным является увеличение площади агроландшафтных территорий (до 2,6 млн. га):
1. Овражно-балочные земли - до 700 тыс. га.
2. Эродированные земли - до 100 тыс. га.
3. Присетевой гидрографический фонд - до 170 тыс. га.
4. Почвы мелиоративного фонда - до 200 тыс. га.
5. Почвы солонцовых комплексов - до 200 тыс. га.
6. Почвы техногенного загрязнения - до 1,3 млн. га.
Целями и задачами настоящей Концепции являются:
- достижение цели соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду;
- создание комфортного жизненного пространства для жителей Воронежской области;
- систематизация общественных отношений в сфере озеленения поселений и городских округов на территории Воронежской области, увеличение количества озелененных территорий, а также существенное повышение качества существующих зеленых насаждений;
- совершенствование правовых основ регулирования на муниципальном уровне, общественных отношений по организации озеленения на территории поселений, городских округов;
- внедрение в практику местного самоуправления принципа обязательности охраны всех зеленых насаждений, расположенных на территории Воронежской области, независимо от формы собственности на земельных участках, на которых эти насаждения расположены, и максимальное сохранение зеленых насаждений при проведении градостроительной деятельности;
- доведение зеленых насаждений общего пользования до соответствия современным требованиям, в т.ч. их качественного состояния в части биологических и эстетических показателей, а также видового состава.
Исходя из вышеизложенного, выделяются следующие основные направления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимые для достижения установленных целей и задач:
1. Правовое регулирование общественных отношений по организации озеленения на территории поселений, городских округов. Организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Оценка состояния озелененных территорий и учет зеленых насаждений как элемент системы мониторинга окружающей среды.
3. Озеленение и облесение территорий муниципальных образований как составляющая градостроительного проектирования и территориального планирования. Создание зеленых насаждений.
4. Содержание и охрана зеленых насаждений.
5. Информационное сопровождение и кадровое обеспечение мероприятий по озеленению территорий муниципальных образований.
6. Финансовое обеспечение мероприятий по озеленению территорий муниципальных образований.
В целях надлежащего применения положений настоящей Концепции используется единообразная система основных понятий (Приложение к Концепции).
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19 декабря 2014 г. N 459 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Правовое регулирование общественных отношений по организации озеленения на территории поселений, городских округов. Организация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Основными мероприятиями правового регулирования общественных отношений по организации озеленения на территории поселений, городских округов являются:
- оказание организационной, консультационной, информационной и методической поддержки органам местного самоуправления Воронежской области в сфере отношений, связанных с охраной зеленого фонда на территории муниципальных образований Воронежской области;
- принятие органами местного самоуправления муниципальных правовых актов об охране зеленых насаждений и иных муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы озеленения территорий.
Органам местного самоуправления поселений, городских округов также рекомендуется в целях реализации настоящей Концепции и принимаемого муниципального правового акта об охране зеленых насаждений принять следующие муниципальные правовые акты:
- об оценке состояния озелененных территорий, учете и ведении реестра зеленых насаждений;
- о создании и реконструкции зеленых насаждений, рубке зеленых насаждений, расчете компенсационной стоимости и проведении компенсационного озеленения.
Органам местного самоуправления рекомендуется использовать положения настоящей Концепции при:
- подготовке и утверждении документов территориального планирования поселений, городских округов;
- утверждении местных нормативов градостроительного проектирования поселений, городских округов;
- утверждении правил землепользования и застройки территорий поселений, городских округов;
- утверждении документации по планировке территории поселений, городских округов;
- выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, капитального строительства, расположенных на территориях поселений, городских округов;
- принятии решений о развитии застроенных территорий городских округов, поселений;
- реализации мероприятий по благоустройству территорий поселений городских округов.
Органам местного самоуправления рекомендуется:
- разработать и утвердить программы (планы) по озеленению территорий муниципальных образований;
- предусмотреть мероприятия по оформлению озелененных территорий общего пользования в муниципальную собственность;
- не допускать случаев отчуждения озелененных территорий общего пользования;
- разработать и утвердить мероприятия по содержанию и реконструкции (благоустройству) озелененных территорий общего пользования;
- ежегодно предусматривать целевое выделение средств на финансирование мероприятий по озеленению. Средства на содержание, ремонт и реконструкцию зеленых насаждений должны ежегодно утверждаться в местных бюджетах муниципальных образований отдельной строкой.
В целях эффективной реализации положений настоящей Концепции рекомендуется следующее распределение полномочий между органами государственной власти Воронежской области:
- Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области - осуществлять государственное регулирование в сфере охраны зеленого фонда в пределах своих полномочий;
- Департаменту архитектуры и строительной политики области при разработке и оценке документов градостроительного проектирования и территориального планирования, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области при разработке и реализации мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований рекомендуется учитывать положения Концепции в своей деятельности;
- Управлению по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства области - организовать широкое освещение в СМИ Концепции озеленения Воронежской области и мероприятий по ее реализации;
- Департаменту аграрной политики области, Управлению лесного хозяйства области - учитывать положения Концепции при проведении мероприятий по лесовоспроизводству и лесовосстановлению, а также агролесомелиорации.
Рекомендуется Общественной палате Воронежской области координировать работу общественности в реализации мероприятий по озеленению Воронежской области.
Органами государственной власти, в том числе правоохранительным органам, а также органам местного самоуправления поселений, городских округов в рамках их компетенции осуществлять мероприятия по недопущению и выявлению фактов неправомерного уничтожения и повреждения зеленых насаждений.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19 декабря 2014 г. N 459 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Оценка состояния озелененных территорий и учет зеленых насаждений как элемент системы мониторинга окружающей среды
Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Основные составляющие системы оценки озелененных территорий:
- оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства;
- выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений;
- разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства;
- прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).
Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, в ведении которых находятся эти территории с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
Оценка состояния озелененных территорий осуществляется:
- долгосрочная - один раз в 10 лет;
- ежегодная (плановая) - два раза в год;
- оперативная - по специальному распоряжению.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
Конкретные сроки всех видов осмотров устанавливаются землепользователями озелененных территорий.
Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет.
Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр.
Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью - обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства.
Инвентаризация проводится в соответствии с Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений (Минстрой России, 1997 год) и Правилами проведения инвентаризации зеленых насаждений и паспортизации озелененных территорий (муниципальный правовой акт).
Инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях установления границ озелененной/природной территории и их документального закрепления; получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений в муниципальном образовании, их состоянию для ведения хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования, отнесения их к соответствующей категории земель, охранному статусу и режиму содержания; установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), состояния, а также площадей газонных покрытий и цветников.
Инвентаризации подлежат все зеленые насаждения независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности, находящиеся в пределах муниципального образования, имеющие установленные границы и предоставленные в пользование (владение, распоряжение) ответственным землепользователям (юридическим либо физическим лицам).
По результатам инвентаризации зеленых насаждений ведется Реестр зеленых насаждений.
В дополнение к изложенным мероприятиям проводятся наблюдения по энтомофитопатологическим, экологогеохимическим, ландшафтно-дендрологическим, лихеоиндикационным показателям зеленых насаждений на объектах озеленения, а также почвенно-зоологическим характеристикам и орнитофауне.
Департамент природных ресурсов и экологии области, вправе запрашивать в органах местного самоуправления и обобщать сведения о зеленых насаждениях, данные учета и инвентаризации зеленого фонда.
Органам местного самоуправления и уполномоченным исполнительным органам государственной власти рекомендуется по результатам оценки состояния озеленения территорий и формирования документов градостроительного проектирования и территориального планирования создавать и в дальнейшем актуализировать "Зеленые карты" муниципальных образований и "Зеленую карту Воронежской области", содержащие в картографическом формате акцентированные основные сведения о зеленом фонде муниципальных образований и Воронежской области.
V. Озеленение и облесение территорий муниципальных образований как составляющая градостроительного проектирования и территориального планирования. Создание зеленых насаждений
Зеленый фонд территории является составной частью природного комплекса и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему озеленения в пределах населенного пункта, а также озелененные территории, лесные территории за пределами населенного пункта, если эти территории решениями уполномоченных федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Федерации переданы в ведение местного самоуправления для экологической защиты и организации рекреации населения.
Выделяются три основных категории озелененных территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования:
- озелененные территории общего пользования;
- озелененные территории ограниченного пользования;
- озелененные территории специального назначения.
Наиболее перспективными в целях реализации настоящей Концепции являются:
- озелененные территории и природные объекты вне застройки (леса, лесопарки, парки, сады, часть озелененных территорий специального назначения, санитарно-защитные, водоохранные, защитно-мелиоративные территории);
- озелененные территории в пределах красных линий (улицы, магистрали, набережные, бульвары, транспортные узлы и развязки, площади и скверы);
- озелененные территории промышленной, гражданской и жилой застройки (микрорайоны, кварталы, промышленные предприятия, учреждения здравоохранения и культуры и т.д.).
Планирование работ по озеленению поселений, городских округов Воронежской области должно осуществляться на долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной основе.
Долгосрочное и среднесрочное планирование должно:
- формироваться с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования и генеральных планов поселений, городских округов Воронежской области;
- включать реализацию крупных проектов строительства новых и реконструкцию существующих парковых насаждений, озеленения магистральных улиц, проспектов, дорог, бульваров, скверов, площадей, мемориальных комплексов, строительство малых архитектурных форм, рекультивация территорий после техногенного воздействия, создание и обустройство рекреационных зон, включая берега рек, водохранилища, прудов, сплошное облесение меловых склонов и эрозионно опасных участков.
Краткосрочное планирование должно включать план по текущему уходу и реконструкции существующих зеленых насаждений.
В плане озеленения необходимо определить тенденции системы озеленения, при этом по возможности предусмотреть сохранение естественных насаждений с включением их в единый ансамбль городского озеленения.
При разработке плана необходимо учитывать и использовать естественный рельеф и особенности природного ландшафта (водоем, река, пруд и т.д.).
Рекомендуется также предусмотреть создание сети регулярных посадок вдоль улиц, дорог из одной породы деревьев с шагом посадки 3 - 5 м (в зависимости от породы), высотой саженца не менее 2,5 м.
Для создания рядовых посадок рекомендуется использовать деревья, хорошо переносящие загазованные и запыленные условия. К таким породам, в частности, можно отнести:
- липу мелколистную (Tilia cordata),
- клен остролистный (Acer platanoides),
- тополь пирамидальный (Populus pyramidalis).
Рекомендуется избегать посадки вблизи дорог вечнозеленых пород деревьев и кустарников. В этих условиях они приобретают угнетенный, ослабленный вид, теряют декоративность и в результате наблюдается преждевременная гибель деревьев.
При создании парков и скверов рекомендуется использовать деревья с высокими декоративными качествами, например:
- вечнозеленые породы деревьев и кустарников,
- липа мелколистная (Tilia cordata),
- береза бородавчатая (Betula vericosa),
- бархат амурский (Phellodendron amurense),
- разновидности кленов (Acer),
- катальпа великолепная (Catalpa speciosa),
- дуб (Querqus),
- каштан конский (Aesculus hippocastanum).
Также при оформлении озелененных территорий общего пользования возможно использовать плодовые деревья:
- яблоня (Malus),
- груша (Pyrus),
- вишня обыкновенная (Cerasus vulgaris).
Важным элементом в формировании озелененных территорий общего пользования являются кустарники. Их сажают саженцами 2 - 3-леток в живые изгороди:
- однорядные: 3 - 4 шт. на 1 погонный метр;
- двурядные: 5 - 7 шт. на 1 погонный метр;
- групповые посадки: от 7 до 10 шт. в группу;
Рекомендуемый состав кустарниковых пород:
- разновидности спирей (Spirea);
- кизильник блестящий (Cotoneaster lucidus);
- бирючина (Ligustrum);
- свидина кроваво-красная (Swida purpurea);
- сирень обыкновенная (Syringa vulgaris).
Эстетически значимым элементом оформления озелененных территорий общего пользования является газон. Наиболее благоприятными условиями для газона являются: солнечное месторасположение, регулярный полив и регулярные стрижки (не менее 1 раза в неделю).
Для повышения декоративности, художественного облика и состояния зеленых насаждений особое внимание должно уделяться цветочному оформлению наиболее посещаемых мест.
Важным моментом при устройстве озелененной территории общего пользования является создание благоприятных условий для развития всех составляющих объекта (деревьев, кустарников, цветников, газонов).
Производство работ по строительству объектов озеленения может осуществляться только при наличии утвержденной проектной документации.
Рабочая проектная документация должна содержать необходимую информацию по производству работ по подготовке и вертикальной планировке территории, устройству дорожно-тропиночной сети, площадок разного назначения на озеленяемой территории, местам посадок деревьев и кустарников, посеву газонов, устройству цветников, расстановке малых форм архитектуры. Она не должна содержать излишней информации (обоснование принятых решений, нормативных показателей и т.д.), которая указывается в утверждаемой части проекта и разрабатывается на стадиях эскизного проекта, ТЭО, проекта.
Дендроплан и перечетная ведомость на вырубаемые и пересаживаемые деревья и кустарники выполняются на карте-схеме в масштабе 1:500.
На карту-схему наносятся все деревья и кустарники, которые попадают под пятно застройки и по трассам инженерных сетей и нуждаются в удалении, при этом проектной организацией определяется, исходя из возраста и состояния насаждений, возможность их пересадки или необходимость вырубки.
Все эти данные записываются в перечетную ведомость, которая должна быть согласована со специально на то уполномоченным органом муниципального управления по управлению зеленым фондом города.
На основе дендроплана и перечетной ведомости строительная организация помечает деревья, предназначенные к вырубке и пересадке. Все деревья, которые подлежат сохранению, должны быть защищены от строительных механизмов специальными ограждениями.
План вертикальной планировки и дорожных покрытий выполняется на геоподоснове в масштабе 1:500. На геоподоснову наносятся существующие и проектируемые здания и сооружения, инженерные коммуникации и дороги, сохраняемые зеленые насаждения с указанием: красных линий, красных отметок и поперечных профилей городских проездов, абсолютных отметок углов и полов первых этажей проектируемых зданий и входов, дождеприемных решеток (или лотков, канав и кюветов), крышек и лотков существующих коммуникаций, проектных (красных) горизонталей сечением через 0,2 м в зависимости от сложности рельефа, на проездах, тротуарах, отмостках, газонах, площадках, направлений и величин продольных уклонов на проездах, пандусах, лотках и др.; переломных точек продольных уклонов и их абсолютных отметок, существующих и проектируемых; ширина проездов, тротуаров, отмосток, радиусов поворотов на пересечениях проездов, сохраняемый рельеф изображается пунктирными линиями.
При проведении работ следует руководствоваться действующими нормативными документами.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19 декабря 2014 г. N 459 в раздел VI настоящего приложения внесены изменения
VI. Содержание и охрана зеленых насаждений
Содержание зеленых насаждений - это самостоятельное направление деятельности органов местного самоуправления, которому должно уделяться особое внимание, так как воздушная и почвенная среда на разных территориях отличаются от естественных условий, в которых формировались наследственные биологические свойства используемых для озеленения растений.
Повышенная загазованность, задымленность и запыленность воздуха, особенности температурного и водного режимов воздуха и почвы, неблагоприятные химические и физико-механические свойства почвы, загрязненность ее веществами антропогенного происхождения, наличие каменных и металлических поверхностей, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования зеленых насаждений оказывают постоянное негативное влияние на растения. В результате изменения состояния (отдельных параметров) окружающей среды нарушается стабильность процессов обмена веществ, прекращается рост и снижается адаптационная способность растений, т.е. возможность приспосабливаться к изменяющимся факторам окружающей среды, что приводит в конечном итоге к более раннему физиологическому старению растительного организма.
Соблюдение правил содержания зеленых насаждений с учетом специфичности среды их произрастания является необходимым условием создания устойчивых долговечных и высокодекоративных насаждений.
Основные направления ухода за зелеными насаждениями - полив, внесение удобрений, рыхление почвы, мульчирование и утепление, обрезка кроны, стрижка живой изгороди - осуществляются в соответствии с действующими нормативными документами.
Особое внимание следует уделять утилизации и максимальной переработке древесно-растительных отходов с использованием современных методов утилизации и переработки.
Охрана насаждений озелененных территорий - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций.
Землепользователям озелененных территорий рекомендуется:
- обеспечить сохранность насаждений;
- обеспечить квалифицированный уход за насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящими правилами, не допускать складирования строительных отходов, материалов, крупногабаритных бытовых отходов и т.д.;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.;
- новые посадки деревьев и кустарников, перепланировку с изменением сети дорожек и размещением оборудования производить только по проектам, согласованным в установленном порядке при условии соблюдения агротехнических требований;
- во всех случаях снос и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с технологическим регламентом, ущерб возмещается по установленным расценкам;
- при наличии водоемов на озелененных территориях содержать их в чистоте и производить их капитальную очистку не менее одного раза в 10 лет;
- предусматривать в годовых сметах выделение средств на содержание насаждений.
На озелененных территориях рекомендуется запретить:
- складировать любые материалы;
- устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;
- использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, использование роторных машин на уборке озелененных улиц и площадей допускается лишь при наличии на машине специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения;
- сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;
- сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (целесообразно их собирать в кучи, не допуская разносов по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования, вывозить на полигоны ТБО или использовать при устройстве дренажа);
- посыпать солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия;
- сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны;
- проводить разрытия для прокладки инженерных коммуникаций согласно установленным правилам;
- проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта);
- ходить, сидеть и лежать на газонах (исключая луговые), устраивать игры;
- разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны;
- подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям;
- добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения;
- рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников;
- разорять муравейники, ловить и уничтожать птиц и животных.
Юридические и физические лица обязаны осуществлять вырубку и посадку деревьев и кустарников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области, регулирующим данные отношения.
За незаконную рубку или повреждение деревьев взыскивается ущерб в соответствии с действующим порядком.
Учет и клеймение сухих деревьев независимо от их местонахождения производится силами и средствами специализированных организаций, осуществляющих деятельность в сфере зеленого хозяйства.
Абзац тридцать шестой утратил силу
См. текст абзаца тридцать шестого
Новые посадки, особенно деревьев на придомовых территориях, должны проводиться при согласовании работ в установленном порядке.
VII. Управление реализацией Концепции. Информационное сопровождение и кадровое обеспечение мероприятий по озеленению территорий муниципальных образований
Абзац первый утратил силу
См. текст абзаца первого
Управление реализацией Концепции осуществляется в соответствии с распределением полномочий, установленным законодательством Российской Федерации и Воронежской области.
Органам местного самоуправления рекомендуется:
- рассмотреть вопрос о создании специальных служб по созданию и содержанию объектов озеленения, о введении отдельных специалистов в штат органов местного самоуправления;
- совместно с управлением занятости населения Воронежской области и его структурными подразделениями привлекать безработных к временным и общественным работам, связанным с озеленением территории муниципальных образований.
С целью привлечения общественности к вопросам озеленения Воронежской области необходимо организовать информационную кампанию в период реализации концепции на территории Воронежской области посредством освещения в СМИ, организации конкурсов, проведения акций, ежегодных выставок-ярмарок, тематических семинаров и конференций.
Уполномоченным исполнительным органам власти, органам местного самоуправления рекомендуется:
- ежегодно составлять план проведения выставок-продаж декоративных древесных и цветочных растений в специально определенных местах;
- организовать просвещение населения через организацию тематических конференций и обучающих семинаров.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19 декабря 2014 г. N 459 в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения
VIII. Финансовое и материальное обеспечение мероприятий по озеленению территорий муниципальных образований
Финансирование мероприятий Концепции осуществляется преимущественно за счет средств, местных бюджетов, а также внебюджетных источников (средств юридических и физических лиц).
Абзац второй утратил силу
См. текст абзаца второго
Средства местных бюджетов выделяются на мероприятия по озеленению, включенные в соответствующие муниципальные программы озеленения территорий.
Отдельно следует выделить компенсационное озеленение, осуществляемое физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, в качестве возмещения ущерба, нанесенного озелененным территориям.
Объекты, входящие в категорию озелененных и лесных территорий общего пользования, имеют самостоятельное финансирование и входят в титульный список проектирования и строительства как самостоятельные объекты и финансируются из местных бюджетов.
Озелененные территории ограниченного пользования финансируются за счет того объекта, при котором они создаются. Озеленение микрорайонов, кварталов, групп жилых домов, отдельных зданий и сооружений входит в стоимость общестроительных и проектных работ как раздел сводной сметы. Эти расходы могут быть выделены из сводной сметы в локальные сметы, используются строго по назначению.
Озеленение территорий промышленных и научно-производственных организаций осуществляется за их счет.
Объекты, входящие в категорию озелененных территорий специального назначения, могут иметь адресное финансирование или финансироваться как объекты озеленения ограниченного пользования.
Все финансовые средства, выделяемые из местных бюджетов и привлекаемые из других источников на содержание, реконструкцию и охрану зеленых насаждений, должны быть в распоряжении и под контролем органов местного самоуправления. При этом средства на содержание, ремонт и реконструкцию зеленых насаждений должны ежегодно закладываться в местных бюджетах муниципальных образований отдельной строкой.
Особого внимания заслуживает материальное обеспечение мероприятий по озеленению территорий муниципальных образований, основой которого является питомниководческая база.
Основными поставщиками посадочного материала должны стать лесопитомники, сеть частных питомников, школьные питомники.
Ассортимент выращиваемого посадочного материала необходимо закладывать с учетом сроков реализации программ по озеленению муниципальных образований.
Для своевременного обеспечения нужд зеленого строительства высококачественным посадочным материалом декоративных растений рекомендуется составлять научно обоснованный прогноз развития озеленения территории на долгосрочную перспективу и сформировать предварительный заказ на выращивание крупномерного посадочного материала ценных видов и форм деревьев и кустарников для питомников декоративных культур.
Следует учитывать, что заказ на выращивание посадочного материала в прогнозируемом (планируемом) объеме и ассортименте на каждый год должен поступать в специализированные питомники не позднее 12 месяцев до начала поставок заказчику посадочного материала.
Уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется создать единую информационную сеть банка данных поставщиков посадочного материала.
Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 19 декабря 2014 г. N 459 в раздел IX настоящего приложения внесены изменения
IX. Этапы реализации и оценка эффективности мероприятий Концепции
Концепция реализуется в два этапа: 1) 2012 - 2020 годы; 2) 2020 - 2030 годы.
Деятельность по озеленению поселений, городских округов Воронежской области оценивается по следующим показателям:
Наименование показателя |
Целевые показатели |
Примечание |
||
Предыдущий год |
Текущий год |
Плановый год |
||
Соблюдение регионального норматива градостроительного проектирования "Комплексное благоустройство и озеленение населенных пунктов Воронежской области" (%) |
|
|
|
|
Оценка площадей зеленых насаждений (%) |
|
|
|
|
Наличие муниципальных правовых актов, регулирующих охрану зеленых насаждений (да/нет) |
|
|
|
|
В соответствии с региональным нормативом градостроительного проектирования "Комплексное благоустройство и озеленение населенных пунктов Воронежской области", утв. приказом департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 12 апреля 2010 года N 133, обеспеченность озелененными территориями участков общественной, жилой, производственной застройки (с учетом требований СанПиНа 2.4.2.2821-10) должна составлять:
При этом следует иметь в виду, что в зависимости от градостроительной ситуации (размещение в высокоплотной, сложившейся, исторической застройке, условия реконструкции) или профиля учреждения показатели могут быть изменены в меньшую сторону - в этом случае необходимо использовать приемы мобильного и компактного озеленения.
Участки производственной застройки озеленяются в зависимости от отраслевой направленности производства.
Учитывая положения СНиП 2.07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а также региональный норматив градостроительного проектирования "Планировка жилых, общественно-деловых и рекреационных зон населенных пунктов Воронежской области" (утв. приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 17 апреля 2008 года N 9-п), площадь озелененных территорий общего пользования - парков, садов, скверов, бульваров, размещаемых на селитебной территории городских и сельских поселений, должна составлять для городских населенных пунктов от 7 до 10 кв. м/чел, для сельских - 12 кв. м/чел.
В городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к указанным озелененным территориям общего пользования.
В средних, малых городских населенных пунктах, а также в сельских населенных пунктах, расположенных в окружении лесов, в прибрежных зонах рек и водоемов, площадь озелененных территорий общего пользования допускается уменьшать, но не более чем на 20%.
СНиП 2.07.01-89*. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" устанавливает также минимальную площадь озеленения санитарно-защитных зон, следует принимать в зависимости от ширины зоны, %:
До 300 м |
60 |
Св. 300 до 1000 м |
50 |
1000 - 3000 м |
40 |
3000 м |
20 |
В санитарно-защитных зонах со стороны жилых и общественно-деловых зон необходимо предусматривать полосу древесно-кустарниковых насаждений шириной не менее 50 м, а при ширине зоны до 100 м - не менее 20 м.
Вдоль автомобильных дорог общей сети со стороны жилой и общественной застройки поселений, садоводческих товариществ следует предусматривать полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.
<< Назад |
Приложение. >> Система основных понятий |
|
Содержание Приказ Управления по экологии и природопользованию Воронежской области от 15 декабря 2011 г. N 236 "Об утверждении Концепции... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.