Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Воронежской областной Думы от 21 апреля 2011 г. N 523-V-ОД в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 12
к областной целевой программе
"Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера на 2007-2011 годы"
Подпрограмма "Вирусные гепатиты"
19 декабря 2007 г., 23 июня 2010 г., 21 апреля 2011 г.
Паспорт
Подпрограммы "Вирусные гепатиты"
областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями
социального характера на 2007 - 2011 годы"
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Вирусные гепатиты" областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера". |
Основание для разработки подпрограммы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.04 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Распоряжение администрации Воронежской области от 09.06.06 г. N 1500-р "О разработке областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007-2011 годы". Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.12.06 г. N 1706-р "Концепция федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями". |
Государственный заказчик подпрограммы |
Департамент здравоохранения Воронежской области |
Основные разработчики подпрограммы |
Департамент здравоохранения Воронежской области, государственное учреждение здравоохранения "Воронежская областная клиническая инфекционная больница |
Основная цель подпрограммы |
Снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности от вирусных гепатитов В и С, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих вирусными гепатитами. |
Основные задачи подпрограммы |
1. Совершенствование методов раннего выявления, профилактики, диагностики, лечения, психосоциальной и трудовой реабилитации больных вирусными гепатитами. 2. Разработка и внедрение современных лекарственных средств и диагностических наборов. 3. Снижение темпов прироста числа больных вирусными гепатитами В и С. 4. Совершенствование эпидемиологического надзора за вирусными гепатитами. 5. Создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах по личной и общественной профилактике вирусных гепатитов. 6. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, биологических жидкостей и тканей. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Снижение уровня заболеваемости острым вирусным гепатитом В с 4,9 до 2,7 случаев на 100 тыс. населения; - снижение уровня заболеваемости острым вирусным гепатитом С с 3,8 до 2,8 случаев на 100 тыс. населения; - снижение уровня заболеваемости хроническими вирусными гепатитами В и С с 19,8 до 17,8 случаев на 100 тыс. населения |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2007-2011 годы |
Перечень основных мероприятий подпрограммы |
1. Совершенствование методов диагностики вирусных гепатитов. 2. Формирование системы адекватной противовирусной терапии вирусных гепатитов, передаваемых парентеральным путем. 3. Совершенствование методов профилактики вирусных гепатитов. |
Исполнители основных мероприятий подпрограммы |
Департамент здравоохранения Воронежской области, ГУЗ "Воронежская областная клиническая инфекционная больница". |
Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования подпрограммы в 2007 - 2011 годах (в ценах 2007 года): всего - 54675,3 тыс. рублей, из них: - средства федерального бюджета - 11365,2 тыс. рублей; - средства областного бюджета - 43310,1 тыс. рублей"; |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
1. Стабилизация эпидемической ситуации, связанной с распространением вирусных гепатитов: снижение показателя территориальной заболеваемости острым вирусным гепатитом В с 4,9 до 2,7 на 100 тысяч населения, острым вирусным гепатитом С - с 3,8 до 2,8 на 100 тысяч населения. 2. Экономия средств (до 15 % в год), затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листкам и инвалидности. 3. Повышение качества амбулаторно-поликлинической помощи, увеличение на 20 % количества клинико-лабораторных исследований. 4. Снижение хронизации процесса: при вирусном гепатите В - на 1-2 %, при вирусном гепатите С - 5-10 % ежегодно. 5. Уменьшение инвалидизации при вирусных гепатитах на 2 % в год. 6. Уменьшение числа перехода вирусных гепатитов в цирроз печени до 5 % ежегодно. 7. Предотвращение внутрибольничного инфицирования вирусными гепатитами, обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма
"Вирусные гепатиты"
Распространение гепатита С (далее ВГС) в мире (и России) приобрело эпидемический характер и трактуется Всемирной организацией здравоохранения (далее - ВОЗ), как проблема N 2 после ВИЧ-инфекции.
В мире насчитывается около 170-200 млн. носителей вируса гепатита С (ВОЗ, 1999 г.). Гепатит С - одна из наиболее серьезных проблем и отечественного здравоохранения. Об этом свидетельствует продолжающийся рост заболеваемости острым гепатитом С в целом по России. Учитывая эпидемиологические данные, в настоящее время можно предположить наличие в России более 5 миллионов больных гепатитом С и около 10 миллионов человек - "носителей" вируса гепатита С. Гепатит С имеет выраженную (до 85 %) склонность к хронизации процесса и дальнейшему прогрессированию в цирроз и первичный рак печени. Он плохо поддается противовирусной терапии, плохо выявляется в первые месяцы после заражения, когда человек уже опасен для окружающих, и, главное, против него на сегодняшний день не создана вакцина.
Если принять за основу уровень инфицированности в России (около 10 млн. человек), то для г. Воронежа и Воронежской области примерная цифра составит от 70 до 200 000 человек. Расхождения данных о количестве больных вирусными гепатитами в России и Воронежской области связаны с тем, что масштабных исследований по оценке инфицированности не проводится, "группы риска" обследуются не качественно, а вирус выявляется, в основном, случайно (клинической картины HCV-инфекция обычно не дает). В любом из случаев в Воронежской области речь идет о тысячах больных людей, так как при HCV-инфекции "здорового носительства" нет.
Структура заболеваемости острыми вирусными гепатитами
в Воронежской области
"Рис. 1"
На диаграмме, приведенной выше, отмечено уменьшение количества острых форм вирусного гепатита В, что связано с широким внедрением в практику эффективных вакцин отечественного и зарубежного производства. Но так как и лечение, и вакцинация требуют серьезных затрат, вирусный гепатит В еще долго будет оставаться актуальной проблемой.
Уменьшение количества острых форм вирусного гепатита С связано с несвоевременной диагностикой и выявлением гепатита С, к сожалению, на поздних стадиях, в хронической форме.
Ежегодно в России число "носителей" вирусов гепатитов В и С увеличивается более, чем на 300 тысяч. Рост, так называемого, носительства обусловлен поздней обращаемостью, несвоевременной и неполноценной диагностикой, низкой эффективностью терапии. Особенно значителен рост "носительства" вируса гепатита С, составляющего в настоящее время более 65 % от общего числа носителей. Увеличивается число носителей вируса гепатита С среди детей. В настоящее время среди больных острыми гепатитами В и С преобладают лица в возрасте 15-19 и 20-29 лет. В возрастной группе 15-19 лет заболеваемость в последние годы увеличилась в 6-10 раз. Смертность от гепатитов в стране в 2005 г. составила 0,7 на 100 тыс. населения.
"Рис. 2"
Динамика заболеваемости всеми формами вирусных гепатитов
"Рис. 3"
Данная диаграмма показывает, что со времени открытия вируса гепатита С (15 лет назад) и улучшением диагностики вирусных гепатитов, передаваемых парентеральным путем, острых форм вирусных гепатитов стало меньше.
Прогрессирующий рост числа больных хроническим гепатитом С, являющихся основным источником инфекции, отсутствие специфической профилактики, большой экономический ущерб, наносимый данным заболеванием (в связи с большой инфицированностью лиц молодого, трудоспособного возраста), позволяют считать лечение данного заболевания приоритетной задачей.
В Японии ежегодно из 2 млн. носителей вируса С умирает от гепатоцеллюлярной карциномы 28 000 человек. По России (а также по Воронежской области) таких данных нет, но если предположить, что процент носителей у нас значительно больше, инфицирование происходит в молодом возрасте, а адекватную противовирусную терапию получают лишь 5-10 % нуждающихся, то по прогнозам нас ожидает значительный рост числа больных раком печени. В Воронежской области смертность от циррозов печени в исходе вирусных гепатитов В и С составила в 2004 г. 601 случай, в 2005 г. - 608 случаев.
Вирусные гепатиты В и С - важная медико-социальная проблема, решение которой зависит не только от уровня развития здравоохранения в стране и регионе, но и от экономических и социальных факторов, качества и образа жизни населения.
Статистические данные по Воронежской области за 2004-2005 годы следующие:
Острые вирусные гепатиты Из них : Острый вирусный гепатит В Острый вирусный гепатит С |
1 339 258 228 |
Носители вирусного гепатита В Хронический гепатит В Инфицированность вирусным гепатитом В |
2 092 168 2 518 |
Носители вирусного гепатита С Хронический гепатит С Инфицированность вирусным гепатитом С |
4 478 743 5 394 |
Анализ сложившейся эпидемической ситуации в Воронежской области выявляет ряд приоритетных проблем, требующих неотложного решения: сохранение и развитие материально-технической базы инфекционных стационаров (детского и взрослого) и инфекционных отделений в ЦРБ, обеспечение расходными материалами для профилактики и лечения вирусных гепатитов, обеспечение основными противовирусными препаратами; подготовка кадров для инфекционной службы и обучение вопросам гепатологии медицинских работников других специальностей, распространение знаний о вирусных гепатитах, передаваемых парентеральным путем, среди населения.
Из приведенной выше таблицы видно, что за последние два года противовирусную терапию должны были получать 1 397 человек. Из них: 12 человек - дети до 15 лет, 101 человек - медицинские работники, 752 человека - больные в возрасте до 50 лет.
Ситуация в районах с обследованием больных для выявления вирусных гепатитов В и С хуже чем в городе, что иллюстрирует фрагмент годового отчета за 2005 год:
не выявлено ни одного случая хронического гепатита В в следующих районах: Верхнемамонский район; Воробьевский район; Грибановский район; Каменский район; Кантемировский район; Каширский район; Нижнедевицкий район; Новохоперский район; Павловский район; Панинский район; Петропавловский район; Подгоренский район; Репьевский район; Хохольский район, Эртильский район;
не выявлено ни одного случая хронического гепатита С в следующих районах: Верхнемамонский район; Верхнехавский район; Воробьевский район; Кантемировский район; Панинский район; Репьевский район; Терновский район.
Выявленные больные в этих районах без дополнительного обследования на маркеры регистрируются под диагнозом "носитель", и дальнейшей расшифровки диагноза не проводится. А это значит, что подавляющее число больных не получает квалифицированной врачебной помощи.
При имеющихся возможностях обследования больных в соответствии с международными стандартами (ПЦР-диагностика, пункционная биопсия печени и т.д.) такое обследование получают лишь единицы. Для примера: в 2005 году в ГУЗ "Областная клиническая инфекционная больница" было произведено менее 1 % пункционных биопсий печени от общего числа больных, которым она безусловно была показана. В номенклатуре специальностей "гепатология" отсутствует.
Таким образом, в настоящее время в Воронеже и Центральном Черноземье существует огромный разрыв между потребностью в гепатологической помощи и возможностью ее оказания.
В росте заболеваемости вирусными гепатитами играют большую роль серьезные недостатки в проведении организационных, лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация обусловлена, с одной стороны, расширением путей передачи инфекции, вызванной ростом проституции, увеличением миграционных процессов, токсико-, и наркомании, алкоголизма, а, с другой стороны, - неэффективностью практических мероприятий в организации и качестве диагностики и лечения гепатитов. Одним из путей решения этой проблемы является принятие настоящей подпрограммы по снижению заболеваемости вирусными гепатитами. Этот документ - подпрограмма, объединяющая усилия различных учреждений, организаций и предприятий Воронежской области. В центре его находятся мероприятия по защите и профилактике населения от заражения вирусными гепатитами с одновременной гарантией оказания доступной и квалифицированной медицинской помощи больным.
Перед гепатологами Воронежской области стоит много нерешенных проблем, и по мере развития науки и финансовых возможностей их должно стать меньше. От правильности решения существующих проблем во многом зависит здоровье молодого поколения Воронежской области. Кроме того, остро стоит задача ведения методической работы в сфере информации населения о мерах защиты и предупреждения заболеваний печени, стратегии иммунизации, разработки методик наблюдения за носителями хронической инфекции и больными хроническими гепатитами с уже формирующимся циррозом печени.
Целесообразность использования программного метода решения данной социальной проблемы ставит перед собой задачи по:
- стабилизации эпидемиологической ситуации;
- снижению преждевременной смертности;
- снижению заболеваемости и инвалидизации от вирусных гепатитов;
- увеличению продолжительности жизни.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основной целью подпрограммы является снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности от вирусных гепатитов В и С, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих вирусными гепатитами.
Основными задачами подпрограммы являются:
1. Совершенствование методов раннего выявления, профилактики, диагностики, лечения, психосоциальной и трудовой реабилитации больных вирусными гепатитами.
2. Разработка и внедрение современных лекарственных средств и диагностических наборов.
3. Снижение темпов прироста числа больных вирусными гепатитами В и С.
4. Совершенствование эпидемиологического надзора за вирусными гепатитами.
5. Создание постоянно действующей системы информирования населения о мерах по личной и общественной профилактике вирусных гепатитов.
6. Обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови, биологических жидкостей и тканей.
Целевые индикаторы эффективности реализации подпрограммы
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Базовые значения |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Уровень заболеваемости острым вирусным гепатитом В на 100 тыс. населения |
чел. |
4,9 |
4,5 |
4,1 |
3,9 |
2,8 |
2,7 |
Уровень заболеваемости острым вирусным гепатитом С на 100 тыс. населения |
чел. |
3,8 |
3,6 |
3,3 |
3,13 |
2,9 |
2,8 |
Уровень заболеваемости хроническими вирусными гепатитами В и С |
чел. |
19,8 |
18,8 |
18,5 |
18,3 |
17,9 |
17,8 |
Сроки реализации программы - 2007-2011 г.г.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Программа реализуется в пределах средств, предусмотренных законом Воронежской области об областном бюджете.
Общий объем финансовых ресурсов для реализации подпрограммы составляет 54675,3 тыс. рублей. Распределение финансовых средств по основным статьям расходов (капиталовложения, прочие текущие расходы) приведено в таблицах.
В структуре затрат капитальные вложения составят 11320,2 тыс. рублей (20,7%), прочие текущие расходы - 43355,1 тыс. рублей (79,3%).
Основными источниками средств, необходимых для реализации подпрограммы, являются:
- средства федерального бюджета - 11365,2 тыс. рублей (20,8%);
- средства областного бюджета - 43310,1 тыс. рублей (79,2%).
Объемы и источники финансирования по подпрограмме в целом:
В 2007 году общий объем финансовых ресурсов - 13108,8 тыс. рублей. Из них: из областного бюджета для реализации подпрограммы выделяется 5 200,0 тыс. рублей (39,9 %), из федерального бюджета - 7908,8 тыс. рублей (60,3 %).
В 2008 году общий объем финансовых ресурсов - 7700,0 тыс. рублей. Из них из областного бюджета для реализации подпрограммы выделяется 7700,0 тыс. рублей (100 %).
В 2009 году общий объем финансовых ресурсов - 10777,0 тыс. рублей. Из них: из областного бюджета для реализации подпрограммы выделяется 10305,1 тыс. рублей (95,7 %), из федерального бюджета - 471,9 тыс. рублей (4,3 %).
В 2010 году общий объем финансовых ресурсов - 11138,5 тыс. рублей. Из них: из областного бюджета для реализации подпрограммы планируется 10105,0 тыс. рублей (90,7%), из федерального бюджета - 1033,5 тыс. рублей (9,3%).
В 2011 году общий объем финансовых ресурсов - 11951,0 тыс. рублей. Из них: из областного бюджета для реализации подпрограммы планируется 10000,0 тыс. рублей (83,7%), из федерального бюджета - 1951,0 тыс. рублей (16,3%).
5. Механизм реализации подпрограммы
Объем бюджетных ассигнований на реализацию областной целевой программы утверждается законом Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию областной целевой программы, в соответствии с бюджетным законодательством осуществляет департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области.
В случае утверждения в областном бюджете объемов финансирования областной целевой программы, отличающихся от утвержденных в программе, государственный заказчик (департамент здравоохранения Воронежской области) в двухмесячный срок после принятия закона Воронежской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период подготавливает соответствующие изменения в областную целевую программу.
Государственный заказчик областной целевой программы (департамент здравоохранения Воронежской области) в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию.
Привлечение средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы осуществляется государственным заказчиком программы путем подачи бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета, предусмотренных для финансирования ФЦП "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)".
6. Оценка эффективности реализации подпрограммы
Программные мероприятия имеют большое социальное и экономическое значение.
Реализация подпрограммы позволит:
- снизить темпы распространения парентеральных вирусных гепатитов;
- предупредить массовое распространение вирусных гепатитов среди молодежи;
- укрепить материально-техническую базу клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений Воронежской области, обеспечив тем самым профилактику внутрибольничного и профессионального инфицирования;
- повысить качество лабораторной диагностики и лечебной помощи больным вирусными гепатитами В и С.
Методика оценки эффективности подпрограммы
1. Заболеваемость острыми вирусными гепатитами определяется по формуле:
З = (ОВГ/Н) х 100 000 населения, где ОВГ - число зарегистрированных больных острыми вирусными гепатитами в данном году, Н - среднегодовая численность населения .
2. Заболеваемость хроническими формами вирусных гепатитов определяется по формуле:
З = (ХВГ/Н) х 100 000 населения, где ХВГ - число зарегистрированных больных хроническими вирусными гепатитами в данном году, Н - среднегодовая численность населения.
3. Смертность от хронических вирусных гепатитов и циррозов печени:
С = (ХВГ/Н) х 100 000 населения, где ХВГ - число умерших от хронических вирусных гепатитов и циррозов печени, Н - среднегодовая численность населения.
4. Число случаев временной нетрудоспособности (ВУТ) при острых вирусных гепатитах на 100 работающих в год (по данным ГУЗ "ОКИБ"):
(число случаев заболеваний с ВУТ/среднегодовая численность работающих) х 100.
5. Число случаев временной нетрудоспособности (ВУТ) при хронических вирусных гепатитах на 100 работающих в год (по данным ГУЗ "ОКИБ"):
(число случаев заболеваний с ВУТ/среднегодовая численность работающих) х 100.
6. Средняя продолжительность 1-го случая нетрудоспособности при острых вирусных гепатитах (по данным ГУЗ "ОКИБ"):
число дней ВУТ/ число случаев с ВУТ.
7. Средняя продолжительность 1-го случая нетрудоспособности при хронических вирусных гепатитах (по данным ГУЗ "ОКИБ"):
число дней ВУТ/ число случаев с ВУТ.
7. Организация управления подпрограммой и
контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик областной целевой программы (департамент здравоохранения Воронежской области):
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию областной целевой программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- осуществляет размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления областной целевой программой и контроля за ходом ее реализации;
- ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и по итогам года - до 1 марта года, следующего за отчетным годом, направляет в департамент экономического развития Воронежской области и управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области отчет о реализации мероприятий областной целевой программы;
- по областной целевой программе, срок реализации которой завершается в отчетном году, подготавливает и представляет в департамент экономического развития Воронежской области и управление экспертной и контрольной работы правительства Воронежской области доклад о выполнении областной целевой программы, который должен содержать: сведения о результатах реализации областной целевой программы за весь срок реализации и по годам реализации; информацию об объемах и направлениях использования средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников; сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию областной целевой программы; сведения о соответствии фактически достигнутых показателей эффективности реализации областной целевой программы показателям, установленным при их утверждении; информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий; сведения о наличии, объемах и состоянии объектов, незавершенных строительством; сведения о результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов; оценку эффективности результатов реализации областной целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.