Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых
направлена подпрограмма
За время реализации областной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 1999-2000 годы и на период по 2006 год" остался ряд нерешенных проблем.
Столбняк является абсолютно смертельной инфекцией, только плановая иммунизация свыше 150 тысяч человек и экстренная по травме 13,6-15,1 тысяч человек ежегодно позволяют предотвращать летальные случаи. В Воронежской области в 2002-2005 годах ежегодно регистрировались по 1 летальному случаю столбняка у лиц, не привитых ранее и несвоевременно обратившихся за оказанием экстренной помощи. В 2004 году впервые за последние 10 лет зарегистрирован подъем заболеваемости корью непривитого взрослого населения - 16 случаев.
На протяжении 2004-2006 годов отмечалось эпидемиологическое неблагополучие по природно-очаговым инфекциям. Несмотря на включение в программу закупок туляремийной вакцины за счет средств областного бюджета, финансирование началось только с 2005 года. Низкий уровень иммунной прослойки среди населения (ниже рекомендованных программой 70%) привел в 2005 году к росту заболеваемости туляремией до 1,5 случая на 100 тысяч населения, в 2,5 раза превысившей среднефедеральные показатели (0,6 на 100 тысяч населения).
Не обеспечивается и достаточный охват (не ниже 70%) прививками против гриппа в предэпидемический сезон. Эта работа требует особого внимания в связи с угрозой пандемии гриппа, что приведет, по оценкам территориального управления Роспотребнадзора по Воронежской области, к вовлечению в эпидемию до 1,9 миллионов человек, 950 тысяч из которых потребует госпитализации, 380 тысяч заболеет тяжелыми формами гриппа и 38 тысяч заболевших потребует интенсивной терапии; расходы на медикаменты для лечения этих больных составят свыше 1,3 миллиардов рублей. Приоритетным национальным проектом в области здравоохранения по компоненту "Дополнительная иммунизация населения" предусмотрена с 2006 года поставка в Воронежскую область вакцин против гриппа за счет федерального бюджета для наиболее угрожаемых контингентов населения - детей организованных коллективов, школьников младших классов, работников сферы образования и здравоохранения, лиц старше 60 лет. Это обеспечит охват прививками лишь 15% населения, вне контингентов национального приоритетного проекта остаются школьники 5-11 классов и работающее во внебюджетной сфере население.
Изменение федерального законодательства (Федеральный закон от 31.12.2005 N199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий") требует увеличения расходных обязательств Воронежской области по проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, а также переноса расходов на закупку медицинских иммунобиологических препаратов (вакцин, анатоксинов, сывороток, иммуноглобулинов) для иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, не включенных в Национальный календарь профилактических прививок (профилактические прививки, проводимые по эпидемическим показаниям), с муниципального уровня на областной.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" необходима иммунизация лиц профессионального риска инфицирования против вирусных гепатитов "А" и "В", брюшного тифа, сибирской язвы, лептоспироза, клещевого энцефалита, бешенства. Прививки работающим во внебюджетной сфере оплачиваются работодателями, для сотрудников бюджетных организаций финансируются из средств областного бюджета. Из-за недостаточного финансирования из средств областного бюджета закупок вакцин не создается резерв иммунобиологических препаратов для прививок по эпидемическим показаниям, что приводит к задержке экстренной вакцинации контактных лиц в течение первых 72 часов от контакта в очагах кори, краснухи, эпидемического паротита, дифтерии, менингококковой инфекции, полиомиелита, экстренно по травме - против столбняка и ряда других инфекционных заболеваний и росту числа заболевших. Возможность проведения прививок в короткий срок требует наличия резерва перечисленных вакцин и анатоксинов, определенного исходя из среднего многолетнего количества контактных в очагах, нуждающихся в проведении прививок.
Обеспечение учреждений здравоохранения Воронежской области необходимыми расходными материалами для проведения профилактических прививок способствует своевременному и в полном объеме выполнению прививок против инфекционных заболеваний, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемическим показаниям. Ежегодно в Воронежской области осуществляется 1,1-1,5 миллиона прививочных инъекций, 150 тысяч скарификаций.
Областным бюджетом программные мероприятия в 1999-2006 годах по обеспечению холодильным оборудованием не были профинансированы. Из имеющихся 1974 холодильников - 167 имеют сроки эксплуатации 15-20 лет, выходят из строя по неисправности ежегодно 5-8 холодильников и на период ремонта нужны резервные, в связи с чем необходимы ежегодные закупки нового холодильного оборудования. Увеличение объемов иммунизации и поставляемых вакцин в рамках Национального приоритетного проекта по компоненту "Дополнительная иммунизация" потребовало дополнительных закупок холодильного оборудования для их хранения. В случае ненадлежащего хранения снижается качество МИБП, что может привести к развитию поствакцинальных осложнений, вплоть до летального исхода или отсутствию выработки иммунитета у привитого.
Для снижения уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, также предусмотрено:
- совершенствование диагностики инфекций, управляемых средствами иммунопрофилактики, которое способствует своевременному установлению диагноза и началу проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- проведение серологического обследования на напряженность иммунитета лиц без документального подтверждения и контактных в очагах кори, краснухи, эпидемического паротита с целью выявления подлежащих иммунопрофилактике; проведение скрининговых исследований на наличие коллективного иммунитета для внесения корректировки в тактику иммунизации отдельных контингентов;
- создание банка данных о проведенных прививках на областном уровне в целях оперативного обмена информацией, который позволит существенно улучшить оказание медицинской помощи населению при травмах, возникновении очагов инфекционных заболеваний. Одним из важнейших эффектов явится снижение риска гипериммунизации лиц, получивших прививку, но потерявших информацию о ней. Внедрение этой системы позволит иметь достоверную оценку проведенной работы по защите населения от инфекционных заболеваний;
- повышение квалификации медицинских кадров в области иммунопрофилактики и работников, обеспечивающих соблюдение режима "холодовой цепи", способствует квалифицированному осуществлению иммунопрофилактики;
- информирование населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, формирует осознанное отношение населения к профилактическим прививкам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.