Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Воронежской областной Думы от 29 сентября 2011 г. N 702-V-ОД настоящее приложение дополнено приложением 4
Приложение 4
"Развитие сельского хозяйства на
территории Воронежской области
на 2008 - 2012 годы"
Подпрограмма "Развитие садоводства и питомниководства"
Паспорт подпрограммы
"Развитие садоводства и питомниководства" областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы"
1. Характеристика проблемы
В настоящее время садоводство Российской Федерации не удовлетворяет потребность населения в плодово-ягодной продукции.
Фактическое потребление плодов и ягод (в пересчете на свежие, без переработки на вино) по России составляет 56 кг на душу населения в год, в Воронежской области - 69 кг на душу населения при научно обоснованной норме питания не менее 70 - 100 кг.
В зарубежных странах этот показатель значительно выше. Так, в США потребление фруктов на душу населения составляет 127 кг, во Франции - 135 кг, в Германии - 126 кг, в Италии - 187 кг.
Между тем плоды и ягоды являются одним из основных источников обеспечения населения комплексом витаминов, минеральных веществ и других биологически активных соединений, крайне необходимых для нормального функционирования человеческого организма. Недостаток этих ценнейших соединений вызывает преждевременное старение, развитие многих заболеваний и сокращение продолжительности жизни человека.
В Воронежской области за счет собственного производства обеспечивается лишь 30-35 кг в год на человека, или 35-40% минимально необходимого количества плодов и ягод.
Необеспеченность внутреннего рынка плодово-ягодной продукцией дает возможность заполнять его импортной продукцией, которая в потребительской корзине россиянина составляет около 50%. При этом необходимо отметить, что в структуре ввозимой продукции неоправданно большой удельный вес занимают те ее виды, которые с успехом выращиваются в условиях Российской Федерации и Воронежской области, - плоды семечковых и косточковых культур.
Основная причина импорта семечковых, косточковых плодов и ягод - низкая продуктивность их насаждений и постоянно сокращающаяся площадь садов и ягодников.
Воронежская область располагала мощным потенциалом и большими возможностями по производству и переработке плодов и занимала ведущее место в Российской Федерации по площади садов и производству плодово-ягодной продукции.
В то же время надо отметить, что обстановка в садоводстве сложилась критическая.
Если в начале 90-х годов во всех категориях хозяйств плодоносящие сады занимали 33,2 тыс. га, - это самая большая площадь среди областей Центрального федерального округа (в частном секторе под многолетними плодовыми насаждениями она составляла 11,5 тыс. га и 21,7 тыс. га в сельскохозяйственных организациях, из них более 10 тыс. га - в 20 специализированных плодосовхозах), - то в настоящее время площадь садов сократилась до 19,4 тыс. га, из которых 8,3 тыс. га - в специализированных сельскохозяйственных организациях.
Сокращение площадей садов будет продолжаться и в дальнейшем за счет списания малопродуктивных, старовозрастных насаждений. Сложившаяся обстановка показывает, что если в ближайшие годы не начнется интенсивная закладка молодых насаждений, то через 5-6 лет (чтобы вырастить сад нужно не менее 5-6 лет) многие садоводческие организации Воронежской области полностью утратят свою специализацию. Отрасль будет потеряна.
В начале 90-х годов производство плодово-ягодной продукции в Воронежской области достигало 116,7 тыс. тонн и составляло 21% в объеме производства 17-ти областей Центрального федерального округа. При этом плодосовхозы производили до 82 тыс. тонн, или 70% от валового сбора. В личных подсобных хозяйствах Воронежской области производилось соответственно 34,7 тыс. тонн, или 30%. За последнюю пятилетку производство плодово-ягодной продукции по специализированным организациям Воронежской области в среднем составляет 40-50 тыс. тонн при средней урожайности 50-70 ц/га. Это очень низкий показатель. Сад должен давать, как минимум, 200 ц/га, а интенсивный - 500-600 ц/га. Основной причиной снижения урожайности садов является то, что в структуре многолетних насаждений более 80% занимают малопродуктивные деревья в возрасте 30-35 лет, которые выработали свой срок и подлежат раскорчевке. Стоимость работ по раскорчевке садов составляет до 350 руб./га.
В целом по Воронежской области по сравнению с Центральным федеральным округом производство плодово-ягодной продукции снизилось с 21 до 11%. Это свидетельствует о том, что отрасль садоводства переживает глубокий кризис.
За последние 10 лет потеряли свою специализацию 3 садоводческие организации. Из оставшихся 16 организаций в 2009 году с убытком сработали 4. В то же время устойчиво развиваются только 5 организаций, где рентабельность составила более 30%.
Основными причинами спада производства плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях являются высокая капиталоемкость отрасли и длительный срок отвлечения средств (5-6 лет). Средняя стоимость закладки 1 га обычного сада составляет 100-110 тыс. рублей, интенсивного - около 495 тыс. рублей. Окупаемость наступает на 9 год. Также низкая конкурентоспособность отечественного садоводства, потеря традиционных рынков сбыта плодовой продукции, высокая изношенность материально-технической базы хранения, сокращение переработки фруктов в местах их производства не позволяют развиваться данной отрасли. В этой связи наблюдается отсутствие заинтересованности потенциальных работников в этой сфере.
Специализированные сельскохозяйственные организации по-прежнему остаются основными производителями и поставщиками товарной продукции в торговую сеть и на переработку. Кроме того они являются основными производителями посадочного материала как для товаропроизводителей, так и для личных подсобных хозяйств.
В то же время следует отметить, что в Воронежской области прилагается немало усилий для восстановления садоводства. Ежегодно обновляется порядка 250-300 га садов. За последние 3 года заложено 248 га интенсивных садов. Этому способствуют меры государственной поддержки. Но этих мер явно недостаточно.
Без государственной поддержки садоводческие организации не в состоянии ежегодно производить закладку молодых насаждений и раскорчевку старовозрастных.
По причине отсутствия в достаточном количестве удобрений и средств защиты от вредителей и болезней уменьшились не только валовые сборы, но и качество производимой плодово-ягодной продукции. В связи с этим плоды и ягоды отечественных производителей пока неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными, вследствие чего емкий рынок Российской Федерации заполняется импортной продукцией.
Для получения товарной плодово-ягодной продукции необходимо проведение не менее 8 - 12 обработок насаждений против болезней и вредителей.
Специфика садоводства состоит в том, что данная отрасль является одной из самых трудоемких в сельском хозяйстве. В среднем затраты труда на 1 га многолетних насаждений колеблются в пределах от 500 до 700 человеко-часов. Поэтому важным условием повышения эффективности отрасли является комплексная механизация наиболее трудоемких процессов. За бригадой, обслуживающей 250 - 300 га садов и ягодников, должно быть закреплено 8-10 тракторов и необходимый набор другой техники. В то же время следует отметить, что износ техники достиг 80 - 90%. Во многих организациях отсутствует не только корчевальная, но и другая специализированная техника.
Еще одной особенностью садоводства является то, что плодово-ягодная продукция относится к товарам, требующим особых условий хранения.
Однако отсутствие современной базы длительного хранения плодов вынуждает производителей в урожайные годы значительную часть продукции (до 50 - 60%) передавать на техническую переработку по низким ценам, складывающимся в этот период. Выручка от переработки редко покрывает их издержки. К тому же эта продукция менее ценна из-за потери значительной части биологически активных веществ. Поэтому многие садоводческие организации убыточны, так как не способны вести садоводство эффективно.
В сложившейся обстановке, если не произойдет наращивание объемов государственной поддержки отрасли садоводства, садоводческие организации Воронежской области могут полностью потерять свою специализацию.
Следует отметить, что питомниководство не обеспечивает правильного ведения садооборотов, своевременной замены устаревших помологических сортов новыми более перспективными и рыночно востребованными в настоящее время.
В современных условиях необходимо заложить сады, которые бы обеспечивали быструю окупаемость затрат и позволили получать гарантированную прибыль. Этим требованиям соответствуют клоновые сады, на карликовых подвоях с уплотненной схемой размещения деревьев. В Воронежской области нет достаточного количества высококачественного посадочного материала. Для исправления сложившейся диспропорции необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на ежегодное производство саженцев семечковых и косточковых культур, ягодных кустарников.
На базе маточников планируется перевести сады на полукарликовые и карликовые вегетативно-размножаемые подвои на низкорослую основу для всемерной интенсификации отрасли. Основными производителями посадочного материала должны стать ЗАО "Острогожсксадпитомник", ОАО "Россошанская зональная опытная станция садоводства" и ОАО "Новонадеждинское".
Необходимо освоить производство зимней, ранневесенней и летней прививки семечковых и косточковых культур с тем, чтобы приживаемость почек привоев на окулянтах составила не менее 80%, а выход деловых саженцев в третьем поле питомника - свыше 60% от количества прижившихся привоев.
В настоящее время в садах культивируется более 30 сортов яблонь, тогда как на перспективу надо иметь не более 10 сортов. Из культивируемых сортов по-прежнему большим спросом пользуется Антоновка обыкновенная. Перспективные и районированные будут представлены следующими сортами: Богатырь, Орловский Синап, Спартан, Жигулевское, Вениаминовское, Вишневое, Раннее красное, Лобо и другие иммунные сорта.
Изложенные причины не позволяют получать устойчивый и качественный урожай, доводить его до потребителя с минимальными потерями и, в конечном итоге, получать устойчивую прибыль в данной отрасли.
Следует помнить, что производство плодов связано с большим риском. Урожай и качество плодово-ягодной продукции зависят от многих факторов. Некоторые из этих факторов (низкие температуры в осенний и зимний периоды, весенние заморозки, засухи и град летом и др.) могут нанести огромный экономический ущерб.
В существующих экономических и экологических условиях нужна программа развития садоводства.
2. Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы - создание условий для формирования устойчивого и эффективного производства плодово-ягодной продукции на территории Воронежской области, обеспечение населения и перерабатывающей промышленности плодово-ягодной продукцией.
Задачи подпрограммы:
- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития садоводства на долгосрочную перспективу;
- привлечение инвестиций в отрасль;
- создание новых рабочих мест;
- увеличение налоговых поступлений в областной бюджет;
- повышение уровня жизни населения;
- создание базовых питомников в ЗАО "Острогожсксадпитомник", ОАО "Россошанская зональная опытная станция садоводства", ОАО "Новонадеждинское".
В результате реализации мероприятий подпрограммы будут достигнуты следующие целевые показатели:
1) прирост валового сбора плодово-ягодной продукции к среднемноголетнему за 2005 - 2010 годы в 2012 году - 5%;
2) обеспечение привлечения средств на реализацию подпрограммы из других источников: на 1 рубль средств областного бюджета - 27,3 рубля в 2012 году;
3) закладка молодых садов и питомников на площади 440 га.
3. Система программных мероприятий
Подпрограммой предусмотрено оказание государственной (областной) поддержки для реализации трех мероприятий.
3.1. Предоставление субсидий из областного бюджета на закладку и уход за многолетними насаждениями, раскорчевку старовозрастных садов, включая рекультивацию земель
Цель мероприятия - оказание государственной (областной) поддержки из средств областного бюджета на замену малопродуктивных, экстенсивных садов на сильнорослых подвоях на молодые сады преимущественно интенсивного типа.
Мероприятием предусматривается предоставление субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на:
1) закладку ягодных кустарниковых и плодовых насаждений и уход за ними до начала товарного плодоношения;
2) закладку и уход за плодовыми и ягодными питомниками;
3) создание садов интенсивного типа (с плотностью посадки не менее 800 деревьев на 1 гектар), в том числе с капельным орошением;
4) раскорчевку старовозрастных садов, включая рекультивацию земель.
Размер субсидий на год устанавливается нормативным правовым актом, принимаемым правительством Воронежской области.
Объем финансовых средств из областного бюджета в 2012 году составит 13,8 млн. рублей.
Реализация мероприятия позволит обеспечить закладку плодово-ягодных насаждений и питомников на площади 440 га.
Кроме того реализация мероприятия позволит дополнительно привлечь в 2012 году на условиях софинансирования из федерального бюджета более 40 млн. рублей, что составит до 30% от затрат по закладке плодовых и ягодных насаждений, а также плодовых и ягодных питомников.
3.2. Предоставление средств из областного бюджета на государственную (областную) поддержку на приобретение средств химизации
Целью мероприятия является создание условий для внедрения интенсивных технологий защиты садов, направленных на получение товарной продукции высокого качества.
Мероприятием предусмотрена компенсация из средств областного бюджета части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение химических средств защиты растений отечественного и импортного производства.
Перечень средств защиты растений, по которому предоставляются субсидии, порядок и условия их предоставления определяются нормативным правовым актом правительства Воронежской области.
Расчет сделан на минимальную норму применения средств защиты растений в ценах 2010 года.
Объем финансовых средств из областного бюджета в 2012 году составит 3,7 млн. рублей.
Реализация мероприятия позволит обеспечить прирост валового сбора плодово-ягодной продукции (с учетом периодичности плодоношения) к среднемноголетнему показателю в 2012 году на 5% (55 тыс. тонн).
3.3. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок от 2 до 10 лет, направляемым на развитие садоводства
Целью мероприятия является создание условий для модернизации и строительства мощностей по переработке, подработке, хранению и возделыванию плодово-ягодной продукции.
Мероприятием предусмотрено субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, направляемым на развитие садоводства.
Объем финансовых средств из областного бюджета на реализацию мероприятия в 2012 году составит 28,6 млн. рублей.
Реализация мероприятия позволит начать обновление и техническое перевооружение машинно-тракторного парка, складского оборудования и мощностей по подработке и переработке плодово-ягодной продукции в специализированных садоводческих организациях.
Кроме того реализация мероприятия позволит дополнительно привлечь в 2012 году на условиях софинансирования из федерального бюджета около 20 млн. рублей.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем средств областного бюджета на реализацию подпрограммы в 2012 году составит 46,1 млн. рублей (таблица 1).
Таблица 1
Ресурсное обеспечение подпрограммы
млн. рублей
N |
Наименование |
Областной бюджет |
Федеральный бюджет |
2012 год | |||
1. |
Предоставление субсидий из областного бюджета на закладку и уход за многолетними насаждениями, раскорчевку старовозрастных садов, включая рекультивацию земель |
13,8 |
42,3 |
2. |
Предоставление средств из областного бюджета на государственную (областную) поддержку на приобретение средств химизации |
3,7 |
|
3. |
Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, полученным на срок от 2 до 10 лет, направляемым на развитие садоводства |
28,6 |
20,6 |
Всего: |
46,1 |
62,9 |
Реализация подпрограммных мероприятий позволит привлечь на условиях софинансирования средства из федерального бюджета в сумме 62,9 млн. рублей, кредиты банков - на 333,9 млн. рублей, собственные средства сельскохозяйственных организаций в соответствии с действующим законодательством - на 383,8 млн. рублей (таблица 2).
Таблица 2
Дополнительный объем средств, привлекаемых на реализацию подпрограммы
млн. рублей
|
2012 год |
Федеральный бюджет |
62,9 |
Кредиты коммерческих банков |
333,9 |
Собственные средства сельскохозяйственных организаций |
383,8 |
Всего: |
780,6 |
Собственные средства организаций и заемные средства будут направлены на закладку и уход за плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями до начала их товарного плодоношения; закладку плодовых и ягодных питомников и уход за ними; приобретение и применение средств защиты растений; строительство и реконструкцию фруктохранилищ.
5. Механизм реализации подпрограммы
Правовой основой реализации подпрограммы являются положения действующего законодательства, в том числе постановления Правительства Российской Федерации, постановления правительства Воронежской области. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы определены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики государства на ближайший период и среднесрочную перспективу.
Одной из задач реализации подпрограммы является создание условий для привлечения необходимых финансовых ресурсов в развитие садоводства. Для реализации подпрограммы предусматривается использование механизмов государственной (областной) поддержки в виде целевых субсидий из областного бюджета на компенсацию части затрат специализированных сельскохозяйственных организаций по выращиванию садов.
Субсидии из областного бюджета выплачиваются один раз в год по установленной ставке из расчета на 1 гектар насаждений. Размер ставки в рублях определяется исходя из необходимости компенсации до 20% фактических затрат сельхозтоваропроизводителей на проведение работ по закладке и уходу за плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, а также по раскорчевке старовозрастных садов, включая рекультивацию земель, и до 10% фактических затрат по приобретению и применению средств защиты растений.
Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета на финансирование мероприятий подпрограммы, включая определение размера ставок субсидий, устанавливаются правительством Воронежской области.
Наряду с мероприятиями по ресурсному обеспечению подпрограммой предполагается совершенствование нормативной базы, в частности, разработка положений о порядке оказания финансовой поддержки из областного бюджета.
6. Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Ответственность за реализацию подпрограммы и предоставление ежегодной отчетности возлагается на субъект бюджетного планирования - департамент аграрной политики Воронежской области.
Мониторинг и контроль достижения значений целевых индикаторов подпрограммы осуществляется отделом развития растениеводства департамента аграрной политики Воронежской области.
Подготовка и предоставление доклада о результатах и основных направлениях деятельности осуществляется субъектом бюджетного планирования в соответствии с Положением о докладах субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности, утвержденным постановлением администрации Воронежской области от 7 июля 2005 года N 581 "Об утверждении Положения о докладах субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях своей деятельности".
Корректировка мероприятий подпрограммы, в том числе целевых индикаторов и показателей, осуществляется департаментом аграрной политики Воронежской области по согласованию с департаментом экономического развития Воронежской области и департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.