В соответствии со ст. 7 Закона Воронежской области от 11 декабря 2003 года N 68 "Об инновационной политике на территории Воронежской области" и в целях повышения эффективности и обеспечения координации инвестиционной деятельности, направленной на развитие научно-технического потенциала Воронежской области, реализации инновационных проектов, правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной инновационной политики на 2010 - 2015 годы (далее - Концепция).
2. Возложить на департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области (Гусев) функции координирующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности предприятий руководствоваться положениями Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Воронежской области |
А.В. Гордеев |
Концепция
областной инновационной политики на 2010-2015 годы
(утв. постановлением правительства Воронежской области
от 11 февраля 2010 г. N 70)
1. Введение. Общие положения и определения.
Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 годы (далее - Концепция) разработана по решению правительства Воронежской области от 21 октября 2009 года. Концепция основывается на положениях "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832, законах Воронежской области от 11 декабря 2003 года N 68-ОЗ "Об инновационной политике на территории Воронежской области", от 05 июня 2006 N 43-ОЗ "О технопарках в Воронежской области"
Для целей настоящей Концепции используются следующие термины:
Инновации - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, направленные на совершенствование процесса деятельности или его результатов;
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности;
Региональная инновационная система - совокупность институционализированных мотивов, правил и стратегий деятельности, направленной на развитие инноваций;
Инновационная политика - совокупность определенной органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности и ее поддержку;
Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно - технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно - технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно - деловые центры и другие специализированные организации);
Инновационная культура - совокупность знаний, умений и опыта комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в разных сферах человеческой жизнедеятельности;
Региональная инновация - инновация, новизна которой определяется исходя из уровня достигнутого в конкретном регионе;
Уполномоченный орган - департамент промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области;
Уполномоченная организация - ОГУ "Агентство по инновациям и развитию".
2. Современное состояние региональной инновационной системы
Воронежской области
Важными механизмами реализации инновационной политики Воронежской области являлись областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 27 мая 2004 года N 863-III-ОД и областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Воронежской областной Думы от 23 октября 2008 г. N 1445-IV-ОД. Основной целью областных целевых программ являлось создание региональной инновационной системы (далее - РИС), обеспечивающей экономические, правовые и организационные условия для ускоренного внедрения наукоемких технологий.
Реализация поставленной цели предполагала разработку нормативной правовой базы инновационной деятельности, создание инновационной инфраструктуры, формирование механизмов государственной поддержки инновационных проектов, разработку системы кадрового и информационного обеспечения инновационного прогресса, встраивание РИС в национальную инновационную систему.
За время реализации областных целевых программ количество объектов инновационной инфраструктуры увеличилось в шесть раз. В области созданы "Региональный инновационный центр", "Инновационный патентно-правовой центр Воронежской области", "Инновационный информационно-консультационный центр", "Межвузовский учебно-консалтинговый инновационный центр", государственное учреждение "Областной центр инновационного развития "Стратегия" и другие. Более 30 инновационно-активных малых предприятий вошли в некоммерческое партнерство "Ассоциация "Воронежинтех".
В Воронежской области приняты законы: от 09.10.2007 N 98-ОЗ "О науке и научно-технической политике в Воронежской области", от 05.06.2006 N 43-ОЗ "О технопарках" (первый региональный закон о технопарках в России), от 11.12.2003 года N 68-ОЗ "Об инновационной политике", от 21.02.2002 N 10-ОЗ "О промышленной деятельности", областные целевые программы "Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 годы" и "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы", "Развитие малой авиации в Воронежской области на 2007-2011 годы", ряд отраслевых ведомственных программ.
Продолжается реализация проекта по развитию четырех технопарков: "Содружество", "Митем", "Калининский", "Космос-Нефть-Газ". В технопарках сейчас располагаются более 60 малых инновационных предприятий. В регионе создано 5 бизнес-инкубаторов: "Авиационный", "Восток", "Калининский", "ВГАСУ", "ВГТА".
В Воронежском государственном университете созданы центр трансфера технологий, технопарк "Дубовка". В семи крупных высших учебных заведениях (далее - вузах) области работают офисы коммерциализации. С их помощью вузами были реализованы более 25 инновационных проектов.
Организовано взаимодействие некоторых вузов области с крупными промышленными предприятиями Воронежской области (открыты кафедры и научно-исследовательские подразделения на ОАО "ВАСО", ОАО "КБХА", ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "РИФ" и др.).
В то же время в Воронежской области существует ряд проблем в сфере развития инновационной деятельности. Так, основными проблемами остаются неэффективная коммерциализация существующего научно-исследовательского потенциала области и отрицательная динамика внедрения новых прогрессивных технологий в производство.
Ориентация мер развития региональной инновационной системы на указанные проблемы с учетом комплексного и последовательного подхода к решению системных задач должна стать приоритетным направлением региональной инновационной политики.
Привлечение большего количества ресурсов для целей поддержки реализации инновационных проектов регионального значения должно стать основным механизмом дальнейшего развития региональной инновационной системы Воронежской области с соблюдением условий непрерывного государственного управления всеми ее элементами.
3. Цели, задачи и принципиальные положения
областной инновационной политики.
3.1. Цели и задачи областной инновационной политики.
Областная инновационная политика является составной частью социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Воронежской области.
Основной целью областной инновационной политики является создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей:
1) население Воронежской области высокотехнологичной продукцией;
2) стимулирование инновационной активности предприятий, рост конкурентоспособности продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;
3) правовое регулирование и защиту интересов субъектов инновационной деятельности;
4) создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в инновационной сфере, поддержку малого и среднего предпринимательства;
5) формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры;
6) согласованное взаимодействие всех элементов региональной инновационной системы и встраивание их в национальную инновационную систему.
Осуществление поставленной цели требует решения следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы инноваций на региональном уровне и участие в работах по совершенствованию нормативной правовой базы инноваций на федеральном уровне;
- организация экспертного сообщества, которое будет оценивать результативность областной инновационной политики в целом и эффективность ее отдельных составляющих, определять и обосновывать выбор системообразующих региональных инновационных проектов;
- формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, которое создаст информационный мост между создателями инновационной продукции, отечественными и зарубежными инвесторами, заинтересованными в ее внедрении;
- развитие инновационной культуры в предпринимательской среде, у работников административной сферы и у населения Воронежской области на основе использования новых образовательных технологий, научно-просветительской работы и средств массовой информации;
- развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные промышленные кластеры, учебно-деловые центры, центры трансферта технологий и другие специализированные организации;
- поддержка мер федеральной инновационной политики на территории Воронежской области с использованием адекватных, синхронизированных по времени и масштабам мер областной инновационной политики;
- поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях Воронежской области, стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот;
- осуществление комплекса системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области, которые станут катализаторами развития инноваций в соответствующих отраслях и приведут к переходу Воронежской области на инновационный путь развития;
- создание инфраструктуры наноиндустрии и развития нанотехнологий;
- продвижение воронежских инноваций на рынках инноваций в других субъектах Российской Федерации и зарубежных странах.
3.2. Принципиальные положения областной инновационной политики
Настоящая Концепция основана на следующих принципиальных положениях:
1) ориентация на всемерную поддержку инноваций;
2) ориентация на развитие региональной инновационной системы как части общероссийской инновационной системы;
3) сочетание государственного (областного) регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентных рыночных механизмов;
4) гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники, а также экспертизы инновационных программ и проектов, реализация которых осуществляется на конкурсной основе;
5) равенство прав, обязанностей и ответственности всех субъектов инновационной деятельности;
6) поддержка начальных стадий создания инноваций является частью региональной инновационной политики. Региональная инновационная политика должна поддерживать как находящиеся в стадии внедрения инновации, имеющие важное значение для экономического развития области и (или) способствующие решению экологических и социальных проблем населения области, так и инновации на начальных стадиях развития;
7) создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности является важнейшим элементом региональной инновационной политики, позволяющим инициаторам инноваций адекватно оценить свое место в мировой инновационной среде и найти инвесторов, заинтересованных в использовании и приобретении их инноваций. Способствуя увеличению транспарентности региональной инновационной среды, стимулируя создание инновационных баз данных и вхождение максимального числа действующих в области организаций и предпринимателей в разнообразные информационные системы через сеть Интернет органы государственной власти Воронежской области решают важнейшую задачу обеспечения устойчивых информационных, а затем и деловых связей между участниками инновационного процесса;
8) инициативы предпринимателей по созданию технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфертов технологий, других организаций инновационной инфраструктуры должны поддерживаться путем использования различных механизмов региональной инновационной политики. В то же время нельзя увлекаться инфраструктурным строительством, которое должно быть адекватно общему уровню развития региональной инновационной системы, необходимо наладить мониторинг использования объектов инновационной инфраструктуры, чтобы исключить нецелевое использование бюджетных средств;
9) важнейшей предпосылкой надежного функционирования региональной инновационной системы и эффективности региональной инновационной политики является наличие квалифицированного, независимого и беспристрастного экспертного сообщества. Необходимо разработать и внедрить процедуры экспертизы инноваций, инновационных проектов и принимаемых мер региональной инновационной политики, исключающие возможности необъективных оценок и коррупционных действий;
10) мировой и отечественный опыт показывают, что развитию инновационной системы в решающей мере способствует осуществление комплекса государственно-частных отраслевых региональных системообразующих инновационных проектов, каждый из которых способен обеспечить технологический прорыв в соответствующей отрасли. При поиске системообразующих технологий целесообразно ориентироваться на уже апробированные инновационные технологии, прошедшие опытную эксплуатацию в передовых зарубежных странах или в других регионах Российской Федерации.
4. Основные направления областной инновационной политики
Реализация областной инновационной политики должна быть направлена на дальнейшее развитие региональной инновационной системы и ее встраивание в национальную инновационную систему по следующим направлениям:
4.1. Совершенствование нормативного правового регулирования
инновационной деятельности на территории Воронежской области
В Российской Федерации и в Воронежской области уже создана определенная правовая база инновационной деятельности. Однако отношения в инновационной сфере деятельности отличаются высокой мобильностью, что требует постоянного совершенствования нормативной правовой базы.
Важным направлением инновационной политики, обеспечивающим осуществление системообразующих региональных инновационных проектов, является организация различных по формам государственно-частных партнерств (ГЧП). ГЧП занимают важное место в инновационной и инвестиционной деятельности развитых стран. Интересный опыт использования ГЧП имеется в Санкт-Петербурге и некоторых других регионах России, где приняты специальные законы о ГЧП. Для развития этого направления на территории области целесообразно разработать и принять закон Воронежской области "О государственно-частных партнерствах в Воронежской области".
Разработка и принятие постановления правительства Воронежской области "О стимулировании развития малых предприятий и бизнес-инкубаторов при высших учебных заведениях" позволит создать инфраструктурную и институциональную основу инновационной деятельности в вузах Воронежской области.
Для реализации целей настоящей Концепции возможно также создание специализированного фонда "Поддержки развития инновационной деятельности". В этот фонд могут передаваться принадлежащие Воронежской области свободные помещения и оборудование, которые будут использоваться для организации инновационной деятельности.
4.2. Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы
Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы должно быть непрерывным процессом, происходящим по следующим направлениям:
4.2.1. Организация экспертного сообщества для оценки и продвижения
инноваций
В инновационной сфере особую роль играют экспертные оценки. На их основе определяется степень инновационности конкретных товаров и технологий, происходит отбор инновационных проектов, оцениваются отдельные меры государственного регулирования инновационной деятельности и т.д. В связи с этим эффективность областной инновационной политики в решающей мере зависит от качества экспертизы и функционирования экспертного сообщества.
Областная инновационная политика будет опираться на экспертное сообщество, состоящее из следующих основных элементов:
- межведомственной комиссии по инновациям при губернаторе Воронежской области, которая является совещательным органом по вопросам государственного регулирования развития инновационной системы Воронежской области;
- экспертного совета и его секций по отдельным отраслям и направлениям, которые дают экспертные заключения по нормативным документам и инновационным проектам, относящимся к их компетенции;
- экспертов по оценке научно-технической новизны инновационных проектов (эксперты первого уровня), которые привлекаются для экспертизы отдельных инновационных проектов, относящихся к их компетенции;
- инвестиционных экспертов, которые оценивают инвестиционную эффективность проектов, требующих государственной поддержки;
- внешних российских и зарубежных экспертов, в качестве которых привлекаются ведущие ученые по конкретным предметным областям, для оценки как инвестиционных проектов, так и экспертных заключений других экспертов.
Порядок и условия работы всех экспертов, а также процедуры проведения экспертизы определяются положением об экспертном совете, которое утверждается в установленном порядке уполномоченным органом.
4.2.2. Формирование системы информационного обеспечения
инновационной деятельности
Примерно 50% всех мировых инноваций относится к информационно-коммуникационной сфере. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности является важнейшей составляющей областной инновационной политики. Настоящая Концепция предполагает создание единой региональной информационной системы "Электронное Черноземье", в состав которой войдут три взаимосвязанные подсистемы: "Электронная промышленно-деловая контрактация", "Электронные услуги гражданам" и "Электронное региональное правительство". Каждая из этих подсистем является самостоятельной информационно-коммуникационной системой. Совместная эксплуатация этих систем дает весьма значительный синергетический эффект.
Разработка, создание и развитие региональной информационной системы "Электронное Черноземье", включая все подсистемы, предполагается в рамках реализации различных областных целевых программ Воронежской области.
Центральное место в системе информационного обеспечения займет подсистема "Электронная промышленно-деловая контрактация", в которую в качестве пользователей войдет большинство предприятий региона. Эта подсистема позволит каждой организации выводить на рынок свои инновации, описанные по определенному стандарту, с помощью уполномоченной организации осуществлять эффективный поиск инвесторов, проводить переговоры с инвесторами и партнерами, осуществлять электронный документооборот, создавать архивы деловой переписки с каждым партнером, осуществлять мониторинг прохождения средств по расчетным счетам партнерам (по договоренности с ними), в режиме реального времени осуществлять защищенную деловую переписку, заключать контракты, производить по ним платежи при закупках необходимого сырья и оборудования, реализации собственной продукции, получать кредитные ресурсы на осуществление инвестиционных и инновационных проектов и т.д.
Система "Электронная промышленно-деловая контрактация", являясь самостоятельной региональной инновацией, открывает перспективы для развития инновационной деятельности предприятий области. Уполномоченная организация с использованием этой системы будет информировать бизнес-сообщество о мировых и отечественных инновациях в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, организовывать биржу региональных инноваций, инновационные рейтинги предприятий области, открытую аттестацию инновационной деятельности предприятий области.
Система "Электронные услуги гражданам" ориентирована на функционально полное персональное информационное обеспечение жителей области, позволяющее с использованием сети Интернет получать информацию об инновационных товарах и услугах, научно-технических достижениях в нашей стране и за рубежом, получать консультации по вопросам освоения инновационных продуктов, получать новостную информацию по интересам, удаленную медицинскую помощь, дистанционное обучение, участвовать в дискуссиях по основным направлениям региональной политики, оплачивать услуги всех коммунальных служб, получать пенсии, управлять личными вкладами в банках, страховать жизнь и имущество, приобретать товары и услуги, участвовать в маркетинговых опросах и опросах общественного мнения, осуществлять обратную связь органов государственной власти с населением. Это система должна сыграть значительную роль в развитии инновационной культуры в области.
Система "Электронное региональное правительство" позволит полностью регламентировать документооборот правительства Воронежской области по маршрутам и срокам, автоматизировать слежение за исполнением поручений, прохождением документов граждан (заявлений и жалоб), которое будет полностью прозрачным и наблюдаемым через сеть Интернет, осуществлять оперативный мониторинг бюджетных расходов и доходов, оперативно управлять областными программами и координировать их выполнение, организовывать электронные торги, контролировать расходы по программам, соответствие бюджетам программ, финансовое состояние всех участников программ, оценивать результаты выполнения программ.
Каждая из трех подсистем системы "Электронное Черноземье" удовлетворяет критериям отнесения к региональным инновациям. В целом, система должна быть отнесена к инновациям национального уровня и может претендовать на мировой приоритет в этой сфере.
4.2.3. Развитие инновационной культуры в предпринимательской среде
и у населения Воронежской области
Одной из проблем, препятствующих инновационному развитию нашей страны, является низкая инновационная культура российских предпринимателей, научных работников и населения, неумение использовать собственные изобретения и продвигать иностранные новации. В связи с этим необходимым элементом областной инновационной политики должны быть меры по повышению инновационной культуры по следующим основным направлениям:
- организация подготовки кадров коммерческих предприятий и высших учебных заведений для работы в инновационной сфере;
- консультирование предприятий и граждан по вопросам регистрации объектов интеллектуальной собственности и освоения отечественных и зарубежных инноваций;
- пропаганда инновационного образа мысли и инновационной культуры через средства массовой информации и сеть Интернет;
- реклама воронежских инновационных товаров;
- проведение рейтингов инноваций, результатов инновационной деятельности предприятий и вузов;
- информирование предпринимателей и населения о передовых отечественных и зарубежных инновациях.
4.2.4. Создание, развитие и поддержка организаций инновационной
инфраструктуры региона
Концепция предусматривает дальнейшее развитие инфраструктурных элементов региональной инновационной системы - технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансферта технологий, промышленных кластеров и т.д.
На основе анализа деятельности каждого имеющегося в области технопарка и бизнес-инкубатора в Воронежской области должен быть налажен мониторинг использования объектов инновационной инфраструктуры, чтобы исключить нецелевое использование государственных средств.
По результатам анализа относительно каждого элемента инновационной инфраструктуры должно быть принято решение о целесообразности его дальнейшего развития, модернизации механизмов развития или о прекращении его деятельности.
Если некоторое предприятие или группа предприятий обращается с инициативой по созданию технопарка, центра трансферта технологий или другого элемента инновационной инфраструктуры, эта инициатива должна быть поддержана по результатам проведения в установленном порядке экспертизы. Правительство Воронежской области будет оказывать поддержку создания и развития на территории области организаций инновационной инфраструктуры, а также промышленных кластеров.
Объекты инновационной инфраструктуры могут поддерживаться путем использования различных механизмов региональной налоговой, бюджетной и инновационной политики.
4.2.5. Создание, развитие и поддержка вузовской инновационной инфраструктуры.
Научные учреждения и Вузы, обладая значительными ресурсами в сфере генерации знаний и определенным потенциалом в сфере фундаментальных и прикладных разработок в области "критических" технологий Российской Федерации, не в полной мере используют данный потенциал.
В связи с этим в настоящей Концепции организация поддержки создания и развития инновационной инфраструктуры при научных учреждениях и вузах выделено в самостоятельное направление развития региональной инновационной системы.
Развитие вузовской инновационной инфраструктуры должно быть направлено на увеличение темпов коммерциализации существующего научно-технического потенциала посредством организации создания и развития малых инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях Воронежской области.
Федеральный закон от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" предоставил бюджетным научным и образовательным учреждениям право быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
Предполагается сконцентрировать усилия на расширении коммерциализации научного потенциала научных учреждений и вузов посредством государственной (областной) поддержки создания и развития малых инновационных предприятий при этих организациях по следующим направлениям:
- развитие трансферта технологий в научных учреждениях и вузах области путем создания малых предприятий с передачей им прав использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащей научным учреждениям и вузам;
- консультационная и информационная поддержка создания и развития малых инновационных предприятий при передаче прав на объекты интеллектуальной собственности и привлечении инвестиций в малые предприятия;
- организация системы развития кадрового инновационного потенциала научных учреждений и вузов путем обучения и переподготовки специалистов в сфере трансферта инновационных технологий;
- государственная поддержка малых инновационных предприятий, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности вузов Воронежской области;
- формирование механизмов привлечения инвестиций, в т.ч. государственных, в малые инновационные предприятия, организация рекламных мероприятий и сопровождение продаж, эмитированных с целью привлечения инвестиций акций и долей участия институциональным и частным инвесторам.
4.3. Государственная поддержка реализации инновационных проектов
4.3.1. Осуществление комплекса системообразующих региональных
инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области
Ведущим направлением областной инновационной политики должно стать осуществление 15-20 системообразующих пилотных инновационных проектов, которые способны обеспечить прорывы в приоритетных областях инновационного развития области и служить ориентирами для соответствующих отраслей экономики региона.
Системообразующие региональные инновационные проекты зададут магистральные направления роста в приоритетных областях, вокруг которых будут группироваться кластеры малых и средних инновационных предприятий.
Органы государственной власти Воронежской области в рамках своей компетенции оказывают содействие в реализации и развитии системообразующих региональных инновационных проектов.
При выборе системообразующих проектов следует учитывать, что региональные инновации - это не только внедрение воронежских технологий, но и освоение передовых технологий отечественных и зарубежных компаний, которые являются нововведениями для воронежского региона и обеспечат его прорывное развитие в приоритетных областях.
Системообразующие региональные инновационные проекты должны удовлетворять следующим критериям:
- уровень новизны, т.е. они должны быть направлены на внедрение региональных инноваций;
- уровень апробации, т.е. базовые технологии инновационного проекта должны пройти успешную, как минимум, опытную эксплуатацию в других странах или в других регионах России;
- уровень соответствия целям развития региона, т.е. проект должен соответствовать целям развития Воронежской области и давать ощутимый вклад в их осуществление.
Каждый предлагаемый системообразующий региональный инновационный проект проходит экспертизу в установленном порядке по указанным критериям и с целью оценки реализуемости и экономической эффективности.
Партнерами по внедрению этих технологий должны стать мировые и отечественные лидеры в соответствующих отраслях. Поиск таких партнеров и организация масштабных инновационных процессов - сложный и длительный процесс, но каждый такой проект должен дать впечатляющую отдачу как в виде прямого экономического эффекта, так и в существенном росте инновационного имиджа и инвестиционной привлекательности Воронежской области.
Системообразующие прорывные проекты намечено осуществлять в приоритетных областях, в том числе в области:
1) Нанотехнологии. Новые материалы и покрытия.
2) Ресурсо- и энергосберегающие технологии. Переход на энергосберегающие осветительные приборы, уменьшение потерь при передаче энергии, использование нетрадиционных энергетических ресурсов.
3) Экология. Новые технологии переработки отходов, очистки воды.
4) Биотехнологии. Искусственные сосуды, клеточная медицина.
5) Сельскохозяйственные технологии. Новые технологии в племенном животноводстве (технологии сексфиксации, пересадки эмбрионов) и растениеводстве.
6) Доступное жилье, строительные технологии и ЖКХ. Технологии строительства дешевого жилья из композитных и органических материалов. Тепловые насосы.
7) Электронные технологии и робототехника. Микророботы, создание уникальных электронных аппаратов.
8) Транспортные технологии и дорожное строительство. Новые технологии строительства автодорог.
9) Машиностроение.
10) Технологии авиационной и космической промышленнсти.
Концепция определяет возможность использования различных форм государственно-частного партнерства для реализации системообразующих инновационных проектов. Выбор конкретной формы государственно-частного партнерства производится исходя из особенностей реализации каждого проекта.
Наиболее распространенными за рубежом являются корпоративные формы государственно-частного партнерства. Они предполагают создание совместного предприятия. Такие совместные предприятия создаются под конкретный проект в виде так называемой компании специального назначения (special purpose vehicle (SPV).
4.3.2. Развитие инфраструктуры наноиндустрии и развитие нанотехнологий
В настоящее время на федеральном уровне большое внимание уделяется развитию нанотехнологий. Объем средств федерального бюджета выделяемых по федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" составляет более 24,9 млрд. рублей. В наиболее перспективных для развития наноиндустрии субъектах федерации, которые выделят для развития инфраструктуры нанотехнологий определенные средства региональных бюджетов, предполагается при поддержке государственной корпорации "Российские нанотехнологий" создавать наноцентры и нанополисы.
Воронежская область обладает существенным потенциалом в сфере наноиндустрии. Наибольшее развитие получили разработки по следующим направлениям: термоэлектричество, разработка элементной базы на нитевидных нанокристаллах кремния и по ряду других. Поэтому развитие инфраструктуры нанотехнологий целесообразно выделить в одно из самостоятельных направлений инновационной политики.
Меры поддержки развития нанотехнологий предлагается сконцентрировать на следующих направлениях:
- создание инфраструктуры развития нанотехнологий;
- развитие системы обучения, подготовки и переподготовки кадров для сферы нанотехнологий;
- информационное сопровождение развития нанотехнологий;
- государственная поддержка реализации проектов в сфере нанотехнологий.
Реализация комплекса мероприятий должна быть основана на принципах частно-государственного партнерства с активным привлечением ресурсов государственной корпорации "Российские нанотехнологий".
5. Механизмы областной инновационной политики
5.1. Мониторинг инновационной деятельности
Мониторинг инновационной деятельности является важным механизмом областной инновационной политики, обеспечивающим обратную связь и позволяющим оперативно корректировать меры инновационной политики.
Осуществление мониторинга осуществляется уполномоченным органом в установленном порядке.
При этом информация о субъектах и объектах инновационной деятельности группируется в реестры (электронные базы данных):
- объектов интеллектуальной собственности организаций Воронежской области (патенты, полезные модели, промышленные образцы, лицензии, переуступка патентов);
- организаций инновационной инфраструктуры области, включая малые инновационные организации при высших учебных заведениях;
- организаций, производящих инновационные товары и предоставляющих инновационные услуги,
- инновационных товаров и услуг организаций Воронежской области;
- инновационных проектов, предлагаемых инвесторам для освоения.
Порядок ведения указанных реестров утверждается уполномоченным органом.
5.2. Государственная поддержка продвижения инноваций на территории
области, других регионов России и за рубежом
Для продвижения инновационных проектов и инновационных товаров, занесенных в реестр инновационных проектов и инновационных товаров и услуг, на территории Воронежской области, других регионов Российской Федерации и за рубежом используются:
- информационная система "Электронное Черноземье";
- размещение информации о предлагаемых инновационных проектах на официальных сайтах правительства Воронежской области и соответствующих департаментов, на сайте уполномоченной организации, на иных федеральных и региональных сайтах;
- выставки инновационных проектов;
- реклама инновационных проектов;
- осуществляемые переговоры с инвестиционными и коммерческими компаниями об их участии в реализации инновационных проектов;
- консультационная поддержка инициаторов инновационных проектов при регистрации объектов интеллектуальной собственности и их использовании;
- переговоры, осуществляемые с отечественными и международными торговыми сетями о размещении в этих сетях воронежских инновационных товаров и услуг.
5.3. Государственные и муниципальные закупки инновационных товаров
и услуг
Органы государственной власти Воронежской области могут стимулировать производство инновационных товаров на территории Воронежской области через механизм государственных и муниципальных закупок.
Одним из критериев отбора товаров и услуг будет выступать инновационность товара или услуги, под которой подразумевается их включение в реестр инновационных товаров и услуг организаций Воронежской области, а также включение организации-претендента в реестр организаций, производящих инновационные товары и предоставляющих инновационные услуги. Инновационность товаров и услуг и организаций претендентов будет добавлять баллы по критериям качества товаров и создавать инновационным товарам определенные конкурентные преимущества.
5.4 Координация мер бюджетной поддержки
областной инновационной политики
Концепция предполагает значительное увеличение общих расходов бюджета Воронежской области на решение задач инновационной политики. Следует учитывать, что инновационная составляющая имеется в 16 из 32 действующих (финансируемых) областных целевых программ. В связи с этим необходима координация бюджетных расходов на инновационные цели.
Средства бюджета Воронежской области составляют основу финансового обеспечения областной инновационной политики. Ежегодные ассигнования областного бюджета по областной целевой программе "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы" должны быть увеличены примерно на 50% до, приблизительно, 200 млн. рублей в год. Общие затраты бюджета Воронежской области на цели инновационной политики, выделяемые по всем областным целевым программам, имеющим инновационную составляющую, и другим статьям затрат, связанным с инновационной деятельностью, будут составлять 350-380 млн. руб. в год или около 1% расходной части областного бюджета.
Средства бюджета Российской Федерации в соответствии с целями федеральной инновационной политики идут на развитие науки и осуществление федеральных целевых программ. Инновационная политика Воронежской области предусматривает совместное финансирование ряда мер инновационной политики, инициируемых федеральными организациями.
5.5. Поддержка инновационной политики средствами,
выделяемыми областной целевой программой "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы"
Средства областного бюджета, выделяемые в соответствии с областной целевой программой "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009-2012 годы", представляют собой основной механизм поддержки инновационной политики Воронежской области.
В соответствии с настоящей Концепцией указанная программа должна быть в значительной мере модернизирована и расширена.
Средства бюджета Воронежской области по указанной программе могут быть направлены:
- на разработку проектов нормативных правовых актов по вопросам развития инновационной деятельности Воронежской области;
- на создание, развитие и поддержку объектов инновационной инфраструктуры Воронежской области, в т.ч. создаваемых при вузах;
- на поддержку реализации инновационных проектов;
- на поддержку мер федеральной инновационной политики на территории Воронежской области;
- на формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
- на организацию и функционирование экспертного сообщества, проведение экспертиз всех видов и уровней;
- на развитие инновационной культуры на территории Воронежской области;
- на поддержку создания и развития малых инновационных предприятий при научных учреждениях и высших учебных заведениях Воронежской области и стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот;
- на создание инфраструктуры наноиндустрии и развития нанотехнологий;
- на продвижение воронежских инноваций на рынках инноваций в других субъектах Российской Федерации и зарубежных стран.
5.6. Использование государственной собственности Воронежской области
и мер налогового стимулирования
Имущество, находящееся в собственности Воронежской области, может быть использовано в установленном порядке для стимулирования инновационного развития экономики региона, в т.ч. для:
- размещения организаций, осуществляющих инновационную деятельность;
- размещения уполномоченной организации;
- размещения объектов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.);
- размещения оборудования и сотрудников, обеспечивающих работу информационной системы "Электронное Черноземье";
- обеспечения работ по развитию инновационной культуры на территории Воронежской области.
Имущество, находящееся в собственности Воронежской области, может быть использовано в установленном порядке для осуществления системообразующих региональных инновационных проектов.
Законами Воронежской области могут быть предусмотрены меры налогового стимулирования (снижение ставок налогов в областной бюджет, налоговые каникулы, налоговые кредиты и т.д.):
- для стимулирования создания и функционирования объектов инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.);
- в отношении организаций, осуществляющих работы по созданию информационной системы "Электронное Черноземье" на начальном этапе;
- в отношении организаций, участвующих в государственно-частных партнерствах, создаваемых для осуществления прорывных системообразующих проектов.
6. Оценка социально-экономических последствий и эффективности мер
областной инновационной политики
6.1. Оценка эффективности мер областной инновационной политики
и ее социально-экономических последствий
Главным критерием оценки осуществления основных целей областной инновационной политики в целом является динамика балльных оценок инновационного развития приоритетных отраслей и Воронежской области в целом в сравнении с рассчитанными балльными оценками по другим регионам.
Если через ИРi,k обозначить уровень инновационного развития отрасли i в год k, а через ИРОk - уровень инновационного развития Воронежской области, выраженные в баллах от 0 до 100, то оценка инновационного развития отраслей и региона в целом в год k может быть рассчитана по формулам:
ОИРi,k = ИРi,k/ИРi,0;
ОИРОi,k = ИРОi,k/ИРОi,0;
где индекс 0 соответствует базовому году, относительно которого дается оценка эффективности.
Сравнение приведенных выше оценок с аналогичными оценками для других регионов дает возможность отслеживать относительное развитие Воронежской области по отраслям. Целесообразно ежегодно рассчитывать инновационный рейтинг регионов Центрального федерального округа по отраслям и по изменению места Воронежской области давать дополнительные оценки эффективности мер инновационной политики.
Оценка выполнения целей региональной инновационной политики будет также проводиться на основе социологических опросов населения Воронежской области по специально разработанной анкете, позволяющей дать агрегированную балльную (от 0 до 100) оценку инновационности региона по мнению населения. Динамика этого показателя дает возможность судить о действенности инновационной политики с позиций населения области.
В качестве возможных критериев эффективности бюджетных вложений в инновационную сферу предлагаются следующие критерии:
- отношение дополнительного валового регионального продукта, созданного в результате осуществления мер инновационной политики, к затратам регионального бюджета на осуществление инновационной политики;
- отношение дополнительных налогов в бюджеты всех уровней, полученных в результате осуществления мер инновационной политики, к затратам областного бюджета на осуществление инновационной политики;
6.2 Социально-экономические последствия осуществления мер
областной инновационной политики
Выполнение регламентируемых настоящей Концепцией мер областной инновационной политики приведет к следующим социально-экономическим последствиям:
- балльная оценка инновационного развития Воронежской области вырастет на 20-25%;
- агрегированная балльная оценка инновационности региона по мнению населения вырастет на 30-35%;
- доля всех инновационных товаров и услуг, входящих в реестр, в валовом внутреннем продукте региона вырастет в 1,8 раза;
- доля продукции инновационных предприятий (по реестру) в отраслевой выручке вырастет на 15-30% по отраслям;
- валовой региональный продукт Воронежской области в результате осуществления мер инновационной политики вырастет к 2015 году более, чем на 3 млрд. рублей в год, а поступления в бюджеты всех уровней вырастут не менее, чем на 1 млрд. рублей;
- будет создано не менее 5 тысяч дополнительных рабочих мест;
- внедрение новых энергосберегающих и экологических технологий позволит уменьшить удельное энергопотребление на рубль общей выручки на 7-8%, вредные выбросы - на 10-12%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Воронежской области от 11 февраля 2010 г. N 70 "Об утверждении Концепции областной инновационной политики на 2010 -2015 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Воронежской области от 29 мая 2012 г. N 463