Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
Основополагающей стратегической задачей социально-экономического развития Воронежской области является создание условий для роста благосостояния населения и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание на развитии массовой физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений.
В Воронежской области развитие физической культуры и спорта позволяют в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать национальное самосознание и здоровый морально-психологический климат в обществе.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза меньше болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевых программ развития физической культуры и спорта бесспорен.
В современных условиях спорт является важным политическим, социальным и экономическим фактором. Особое место в нем занимает спорт высших достижений.
В Воронежской области спорт высших достижений начинается на уровне спортивных сборных команд Воронежской области (далее - сборные команды области) по различным возрастным группам с того момента, когда спортсмены сборных команд области, их тренеры и специалисты начинают выезжать на всероссийские соревнования. В случае успешных выступлений они попадают в основной и резервный состав спортивных сборных команд Российской Федерации (далее - сборные команды России) и участвуют в международных соревнованиях - чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. На данный момент в сборные команды России входят 168 спортсменов Воронежской области, 110 из них - по олимпийским видам спорта, 43 - по видам спорта, не входящим в олимпийскую программу, 11 - по параолимпийским видам спорта, 4 - по сурдолимпийским видам спорта.
В Воронежской области удается органично сочетать спорт для всех и спорт высших достижений. В детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (далее - ДЮСШ и СДЮСШОР соответственно) занимаются десятки тысяч подростков, которые мечтают стать чемпионами, прославить свою область и свою страну. Самые трудолюбивые и талантливые из них входят в сборные команды области по своим видам спорта и участвуют во всероссийских и международных соревнованиях.
В настоящее время в Воронежской области культивируется 54 индивидуальных вида спорта, в том числе 26 олимпийских. Параолимпийское и сурдолимпийское движения представлены 16 видами спорта. На территории Воронежской области насчитывается 75 ДЮСШ и СДЮСШОР, в которых работает 1572 тренера-преподавателя, в том числе 901 человек штатных (из них 288 - в районах Воронежской области) и 671 тренер являются совместителями. Численность занимающихся в спортивных школах - 42153 человека. В основном из них комплектуются сборные команды области по видам спорта, общая численность спортсменов сборных команд области - 1753 человека.
К настоящему времени предпринят ряд кардинальных мер, направленных на существенное улучшение государственной (областной) поддержки спорта. В 2004 году принята областная целевая программа "Развитие спорта высших достижений в Воронежской области на 2005 - 2008 годы "Олимпиец" (далее - ОЦП). В 2007 году была принята областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007 - 2015 годы". Было принято постановление администрации Воронежской области от 6 августа 2007 года N 725 "Об утверждении Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений физической культуры и спорта" и постановление администрации Воронежской области от 6 мая 2008 года N 368 "О материальном обеспечении физкультурных и спортивных мероприятий". Надо подчеркнуть, что во всех указанных документах развитие спорта высших достижений рассматривается как один из важнейших приоритетов всей спортивной стратегии.
1.1. Итоги реализации ОЦП
ОЦП была утверждена Воронежской областной Думой со сроком реализации с 2005 года по 2008 год. За это время накоплен позитивный опыт, давший ощутимые результаты в развитии спорта высших достижений.
Благодаря реализации ОЦП были созданы условия для участия членов сборных команд области по олимпийским видам спорта во всероссийских соревнованиях и для подготовки спортсменов высокого класса к чемпионатам России, Европы, мира и Олимпийским играм.
Таблица 1.1. Динамика роста целевых показателей реализации ОЦП:
N п/п |
Наименование |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год - планируемый показатель |
1 |
Количество спортсменов - членов сборных команд России по олимпийским видам спорта |
100 |
106 |
110 |
112 |
2 |
Количество призеров российских и международных соревнований по олимпийским видам спорта |
455 |
458 |
465 |
474 |
3 |
Количество участников российских и международных спортмероприятий, проведенных вне Воронежской области по олимпийским видам спорта |
1 380 |
1 395 |
2 180 |
2 250 |
4 |
Количество российских и международных спортмероприятий по олимпийским видам спорта |
340 |
395 |
400 |
405 |
Продолжается тенденция роста спортивных результатов всероссийского, европейского и мирового уровней:
2005 год - 455 медалей: 160 золотых, 143 серебряных, 152 бронзовых;
2006 год - 458 медалей: 176 золотых, 140 серебряных, 142 бронзовых;
2007 год - 465 медалей: 147 золотых, 155 серебряных, 163 бронзовых.
Настоящий анализ доказывает, что развитие спорта в Воронежской области требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка целевых программ является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
В Воронежской области, которая одной из первых в Российской Федерации использовала программно-целевой метод в развитии спорта высших достижений, удалось осуществить комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления ОЦП позволили учесть все аспекты развития олимпийского спорта высших достижений в Воронежской области, определить приоритетность тех или иных мероприятий, обеспечить рост бюджетного финансирования, что способствовало росту общественной активности в рамках спортивных федераций. По результатам рейтинговых исследований высшего спортивного мастерства, по основным показателям Воронежское областное государственное образовательное учреждение "Центр спортивной подготовки сборных команд "Школа высшего спортивного мастерства" (далее - ШВСМ) заняла первое место среди 99 региональных ШВСМ Российской Федерации.
Однако при тщательном анализе ситуации картина не столь оптимистична. Среди причин, сдерживающих рост результативности спортсменов, необходимо особо выделить следующую: при резко обострившейся конкурентной борьбе между регионами за попадание в олимпийскую сборную команду Воронежская область значительно отстает в объемах финансирования.
Также выявлены следующие проблемы:
- отсутствие в Воронежской области современных тренировочных баз и современного спортивного инвентаря и оборудования приводит к тому, что ведущие спортсмены и тренеры вынуждены осуществлять тренировочный процесс на спортивных базах других регионов, что влечет за собой существенные материальные затраты;
- бюджеты СДЮСШОР - основных организаций, поставляющих спортсменов в сборные команды Воронежской области, состоят, как правило, из низких, не соответствующих принятым нормативам фондов оплаты труда и статей расходов на коммунальные услуги и аренду, что не дает возможностей для развития;
- в ШВСМ отсутствует база, а также собственное помещение, что осложняет осуществление учебно-тренировочной, восстановительной и организационно-методической работы;
- недостаточно проработан механизм социальной поддержки спортсменов и тренеров. В итоге заключаются неравноценные договоры о параллельных зачетах с другими более обеспеченными регионами. В частности, Московская область, не вкладывая средств в подготовку спортсменов, предлагает им более выгодные социальные условия. Подобные предложения приняли уже 15 ведущих спортсменов Воронежской области. В результате отсутствия должных социальных условий и соответствующей заработной платы неизбежен отток тренеров за рубеж. За последние 8 лет из Воронежской области за рубеж уехали более 10 ведущих тренеров по олимпийским видам спорта;
- наблюдается снижение профессионализма тренерского корпуса, дефицит кадров, работающих в сфере физической культуры и спорта, игнорирование таких актуальных научных направлений как спортивная медицина, спортивная психология, хронобиология и климатогеографическая адаптация, реабилитология и другие.
Все вышеперечисленные проблемы могут направить развитие процесса по неблагоприятному сценарию, что в конечном итоге приведет к постепенному снижению спортивных результатов и потере Воронежской областью позиций в спорте высших достижений Российской Федерации. Поэтому использование и совершенствование программно-целевого подхода в отличие от инерционных распределительных механизмов традиционного бюджетного процесса предполагают переход к реальному управлению результатами с помощью целенаправленного бюджетного планирования, концентрации средств, прозрачности их использования и других преимуществ программно-целевого метода. При этом возможны вариативные подходы: изменение приоритетов как на стадии планирования, так и в процессе осуществления программы, смещение акцентов, подключение внебюджетных источников.
Успешное применение программно-целевого метода в части развития олимпийских видов спорта дает основание распространить этот опыт также на неолимпийские виды, особенно те, которые пользуются популярностью среди широких слоев населения, имеют отделения в ДЮСШ и СДЮСШОР Воронежской области, и спортсмены которых в составе сборных команд Воронежской области завоевывают много медалей на всероссийских и международных соревнованиях.
Также заслуживают внимания лучшие спортсмены-инвалиды, выступающие на всероссийских и международных соревнованиях и не имеющие возможности обеспечить свою подготовку. В каждом мероприятии программы участвуют спортсмены по параолимпийским и сурдолимпийским видам спорта.
Объединение всех видов спорта в рамках единой ОЦП по развитию спорта высших достижений даст новый толчок развитию спорта в Воронежской области, позволит эффективно планировать, исполнять и контролировать весь процесс реализации поставленных целей и задач. Участниками ОЦП (далее - участники программы) являются: спортсмены и специалисты в области физической культуры и спорта, входящие в составы спортивных сборных команд Воронежской области, руководители областных центров спортивной подготовки и детско-юношеских спортивных школ, работники областных центров спортивной подготовки.
1.2. Основные проблемы развития спорта высших достижений в Воронежской области
Основной проблемой развития спорта высших достижений было и остается недостаточное финансирование.
В Воронежской области ОЦП реализуется с 2001 года.
Несмотря на то, что на реализацию ОЦП ежегодно предусматриваются в законе об областном бюджете средства, финансирование ее мероприятий не всегда производится в полном объеме.
Таблица 1.2. Анализ финансирования мероприятий ОЦП за период 2005 - 2007 годов
тыс. рублей
Период и программное мероприятие |
Утверждено в программе |
Включено в бюджет |
Фактически профинан- сировано |
% факт. финансирования |
|
|
|
|
|
от объемов утв. по программе |
от объемов вкл. в бюджет |
2005 год |
24 240 |
24 240 |
18 812,1 |
77,6 |
77,6 |
Мероприятие 1 "Организация методического обеспечения спорта высших достижений" |
517,8 |
517,8 |
6,2 |
1,2 |
1,2 |
Мероприятие 2 "Организация проведения учебно- тренировочного процесса" |
16 482,6 |
16 482,6 |
12 243,6 |
74,3 |
74,3 |
Мероприятие 3 "Содействие социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов" |
5 207,7 |
5 207,7 |
5 209,1 |
100,0 |
100,0 |
Мероприятие 4 "Организация медицинского обеспечения спортсменов" |
1 698 |
1 698 |
514,4 |
30,3 |
30,3 |
Мероприятие 5 "Организация информационного обеспечения спорта высших достижений" |
334 |
334 |
838,8 |
251,1 |
251,1 |
2006 год |
28 059,8 |
24 433 |
24 422,6 |
87,0 |
100,0 |
Мероприятие 1 "Организация методического обеспечения спорта высших достижений" |
548 |
548 |
204,9 |
37,4 |
37,4 |
Мероприятие 2 "Организация проведения учебно- тренировочного процесса" |
18 249,7 |
15 889 |
16 392,9 |
89,8 |
103,2 |
Мероприятие 3 "Содействие социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов" |
7 230,1 |
5 964 |
6 493,3 |
89,8 |
108,9 |
Мероприятие 4 "Организация медицинского обеспечения спортсменов" |
1 698 |
1 698 |
844,5 |
49,7 |
49,7 |
Мероприятие 5 "Организация информационного обеспечения спорта высших достижений" |
334 |
334 |
487 |
145,8 |
145,8 |
2007 год |
26 244,2 |
26 143 |
26 103,5 |
99,5 |
99,8 |
Мероприятие 1 "Организация методического обеспечения спорта высших достижений" |
538 |
538 |
0 |
0 |
0 |
Мероприятие 2 "Организация проведения учебно- тренировочного процесса" |
18 466,2 |
18 317 |
18 487,3 |
100,1 |
100,9 |
Мероприятие 3 "Содействие социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов" |
5 208 |
5 256 |
5 262,2 |
101,0 |
101,1 |
Мероприятие 4 "Организация медицинского обеспечения спортсменов" |
1 698 |
1 698 |
1 000,5 |
58,9 |
58,9 |
Мероприятие 5 "Организация информационного обеспечения спорта высших достижений" |
334 |
334 |
1 353,5 |
405,2 |
405,2 |
Анализ подготовки спортсменов Воронежской области к главному старту четырехлетия - Олимпийским играм 2008 года в Пекине, проводимой в рамках ОЦП, выявил основную и ключевую проблему: недостаточное финансирование как программы в целом, так и ее раздела "Организация проведения учебно-тренировочного процесса". В 2005 году раздел был профинансирован на 74,3% от запланированного объема (16482,6 тыс. рублей), в 2006 году - на 89,8 %, исключение составляет 2007 год - раздел профинансирован в объеме 18487,3 тыс. рублей, что составляет 100% от предусмотренного программным мероприятием годового объема. Однако в предыдущие годы (2005 - 2006) для спортсменов сборных команд Воронежской области практически отсутствовал раздел подготовки к всероссийским соревнованиям в части специализированной подготовки, т.е. проведение централизованных учебно-тренировочных сборов (далее - УТС).
В 2005 году раздел "Организация медицинского обеспечения спортсменов" был профинансирован на 30,3% от запланированного объема (1698,0 тыс. рублей), в 2006 году - средства на реализацию мероприятия выделялись в объеме 844,5 тыс. рублей (49,7%) при планируемом 1698 тыс. рублей, в 2007 году раздел профинансирован в объеме 1000,5 тыс. рублей, что составляет 58,9% от предусмотренного программным мероприятием 1698 тыс. рублей годового объема.
Отсутствие стабильного финансирования, неудовлетворительное оснащение оборудованием и инвентарем обусловливает ряд проблем развития спорта высших достижений в Воронежской области:
- несвоевременное финансирование учебно-тренировочного процесса (командирование на УТС и соревнования) приводит к срывам планов индивидуальной подготовки спортсменов высокого класса и ближайшего резерва сборных команд Воронежской области;
- недостаточное выделение денежных средств на приобретение современного спортивного инвентаря и оборудования (ружей, лодок, гоночных яхт, трамплинов, тренажеров, спортивных снарядов и прочее) не позволяет в полной мере обеспечить высококачественный учебно-тренировочный процесс;
- недостаточное обеспечение медико-фармакологическими, восстановительными, белково-глюкозными препаратами ведет к неполной физиологической готовности участников программы к основным соревновательным стартам и восстановлению после нагрузок, что сказывается на спортивном результате;
- недостаточное выделение денежных средств для осуществления мер социальной поддержки участников программы, проявивших исключительные спортивные способности (в части улучшения жилищных условий), не позволяет им более полно раскрыть свои спортивные и индивидуальные способности, что приводит к отъезду их в другие регионы и за границу.
1.3. Меры, принимаемые по улучшению состояния спорта высших достижений в Воронежской области
Основой для улучшения состояния спорта высших достижений в Воронежской области служит реализация целевой программы "Олимпиец".
Благодаря выполнению программных мероприятий в части социальной поддержки участников программы будет решаться задача по увеличению объемов финансирования на стимулирование их к улучшению спортивных результатов по олимпийским и неолимпийским видам спорта. Принимаемые меры улучшат материальное благополучие участников программы, будут препятствовать оттоку лучших спортивных кадров из региона.
За счет средств, выделенных на реализацию программы, осуществится планомерная подготовка к участию в рейтинговых всероссийских и международных соревнованиях. Командирование участников программы на УТС и соревнования различного уровня, частичное обновление оборудования и обеспечение их спортивной экипировкой, а также восстановительными средствами, витаминными и белково-глюкозными препаратами.
Для повышения образовательного и профессионального уровня участники программы примут участие во всероссийских и международных семинарах, конференциях по высшему спортивному мастерству. Для внедрения в практику работы современных методических материалов и программ в городском округе город Воронеж планируется проведение семинаров по высшему спортивному мастерству по видам спорта.
Принятые меры будут стимулировать участников программы на качественную подготовку к успешным выступлениям на всероссийских и международных соревнованиях и позволят удержать позиции воронежского спорта на высоком международном уровне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.