Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
департамента промышленности
и транспорта Воронежской области
от 8 августа 2012 г. N 148
Ведомственная целевая программа
"Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах"
Администратор ведомственной целевой программы - департамент промышленности и транспорта Воронежской области.
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти Воронежской области |
Департамент промышленности и транспорта Воронежской области |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области о разработке программы |
Приказ департамента промышленности, транспорта,связи и инноваций Воронежской области от 05.04.2011 N 56 |
Дата, номер приказа субъекта бюджетного планирования - исполнительного органа государственной власти области об утверждении программы |
Приказ департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций Воронежской области от 03.06.2011 N 107 |
Номер и дата учета программы в департаменте экономического развития Воронежской области |
|
Цели и задачи программы |
Цель программы: создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленном комплексе Воронежской области. Задачи программы: 1. Реализация государственной (областной) политики, направленной на развитие кластерных образований в промышленности Воронежской области. 2. Развитие механизмов взаимодействия инновационной системы с кластерными образованиями с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции. 3. Содействие в формировании и развитии кластерной инфраструктуры в промышленности Воронежской области. 4. Формирование условий развития субконтрактации и аутсорсинга, в том числе стимулирование создания предприятий - субконтракторов на технологических переделах. |
Целевые индикаторы и показатели |
1. Объем дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от организаций - участников кластеров: 87,45 млн. руб., в том числе 2011 год - 23,35 млн. руб., 2012 год - 34,3 млн. руб., 2013 год - 29,8 млн. руб. 2. Количество созданных рабочих мест при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров: 250, в т.ч. 2011 год - 75; 2012 год - 75; 2013 год - 100. 3. Объем продукции, произведенной в рамках кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации: 3 000,0 млн. руб., в том числе 2011 год - 500,0 млн. руб.; 2012 год - 1 000,0 млн. руб.; 2013 год - 1 500,0 млн. руб. 4. Уровень развития кооперационных связей организаций - участников кластеров: отношение объема производства продукции организациями - участниками кластеров с использованием схем аутсорсинга и субконтрактации к общему объему производства продукции, выполнения работ, оказания услуг организациями - участниками кластеров - в среднем 47,8% за срок реализации программы. 5. Количество кластеров, для которых разработана стратегия развития: 6, в т.ч. 2011 год - 1; 2012 год - 2; 2013 год - 3. 6. Темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров: не ниже 105% в отчетном году за срок реализации программы. 7. Темпы роста основного капитала предприятий - участников кластеров: не ниже 105,4% в отчетном году за срок реализации программы 8. Количество разработанных региональных нормативно-правовых актов, организационных и методических документов регулирования развития кластерных образований - в среднем до 12 в год за срок реализации программы |
Наименование программных мероприятий |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования и развития кластеров в промышленности Воронежской области. 2. Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства. 3. Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов 4. Создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Сроки реализации программы |
2011 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Потребность средств областного бюджета: всего 156,736 млн. рублей, в том числе 2011 год - 17,736 млн. рублей; 2012 год - 69,0 млн. рублей; 2013 год - 70,0 млн. рублей. Потребность средств федерального бюджета: всего 286,8 млн. рублей, в том числе 2011 год - 28 млн. рублей; 2012 год - 258,8 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
Ожидаемые результаты программы: 1. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций не менее 32 процентов в год. 2. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта не менее 20 процентов в год. 3. Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации не менее 2400 единиц в год. 4. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка не менее 95 единиц в год. 5. Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тысячу существующих субъектов малого и среднего предпринимательства не менее 110 единиц в год. 6. Рост объемов экспорта продукции (работ, услуг) организаций - участников кластеров не менее 10 процентов в год. 7. Увеличение доли инновационной продукции (работ, услуг) до 15 процентов в общем объеме продукции (работ, услуг), произведенных организациями - участниками кластеров. |
1. Характеристика проблемы
Анализ состояния и сложившихся тенденций развития в промышленности Воронежской области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие динамичное развитие промышленного комплекса Воронежской области, а именно: недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, физическое и моральное старение основных производственных фондов и используемых технологий. В целом, состояние промышленного комплекса характеризуется недостаточным экспортным потенциалом, приходящим в упадок уровнем отраслевых и межотраслевых связей, дефицитом инвестиционных ресурсов и проектов, недостаточностью использования инновационного потенциала региона, дефицитом профессиональных и высококвалифицированных инженерных кадров.
Решение данных проблем и достижение устойчивой положительной динамики показателей социально-экономического развития предприятий промышленности невозможно без проведения активной государственной (областной) промышленной политики.
В настоящее время одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации заняло использование кластерного подхода в развитии промышленного производства на их территории.
В "Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации", подготовленных министерством экономического развития, под территориально-производственными кластерами понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
В Воронежской области, как и в некоторых других субъектах Российской Федерации, складывается межотраслевой характер взаимодействия предприятий. Их совокупность следует рассматривать как межотраслевой кластер. Иными словами, межотраслевые кластерные образования - совокупность предприятий различных отраслей, научных, образовательных, общественных и кредитно-финансовых организаций, деятельность которых приводит к усилению конкурентных преимуществ территории.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной законом Воронежской области от 24.12.2010 г. N 134-ОЗ, формирование территориально-промышленных кластеров определено одним из приоритетных направлений реализации задач по модернизации промышленного комплекса Воронежской области.
В Концепции развития промышленности Воронежской области на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом департамента промышленности, транспорта связи и инноваций Воронежской области от 10.08.2010 г. N 137, основной стратегией инновационного развития промышленности выбрана стратегия формирования территориально-производственных кластеров.
Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России в настоящее время осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Уровень софинансирования расходных обязательств за счет федеральных субсидий для Воронежской области установлен на уровне 80 процентов от бюджетных ассигнований на соответствующие мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включающих субсидию.
Правительством Воронежской области в 2010 году предпринят ряд мероприятий, направленных на формирование отраслевых кластеров в промышленности области. В результате предпринятых департаментом промышленности и транспорта Воронежской области (далее - ДПТВО) организационных мероприятий подписаны соглашения о формировании на территории области 4-х отраслевых кластеров в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.
Кластер производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования Воронежской области включает 17 предприятий (ООО ФПК "Космос-Нефть-Газ", ЗАО "Гидрогаз", ООО "Грибановский машиностроительный завод", ФГУП "Турбонасос", ЗАО "Лискимонтажконструкция" и др.), расположенных в г. Воронеже и муниципальных районах Воронежской области. Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в организации разработки и расширении производства нового отечественного оборудования для организаций нефтегазодобывающей отрасли Российской Федерации и на экспорт, в т.ч. в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве Воронежской области с ОАО "Газпром", ОАО "НК "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть".
Кластер авиастроения Воронежской области состоит из 5 предприятий, расположенных в г. Воронеже и г. Борисоглебске (ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ГОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", ЗАО "Русавиаинтер", ООО "АККО", ЗАО "Воронежский сервисный центр станкостроения"). Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в формировании научно-технологического, производственного и кадрового потенциала для производства гражданских самолетов нового поколения. Для достижения поставленной цели ОАО "ВАСО" с участием Воронежского государственного технического университета осуществляет реализацию проекта по созданию высокотехнологичного производства "Постановка на серийное производство региональных гражданских самолетов нового поколения на примере организации высокотехнологичного производства авиационных агрегатов самолета АН-148 с применением концепции гибких производственных систем".
Радиоэлектронный кластер Воронежской области состоит из 18 предприятий (ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Воронежское центральное конструкторское бюро "Полюс", ОАО "Электросигнал", ЗАО "ВЗПП-Микрон", ОАО "ВЗПП-С" и т.д.). Основная стратегия развития кластера включает разработку и производство новой высокотехнологичной продукции в области радиоэлектроники в сочетании с глубокой технологической модернизацией производственных процессов. Развитие радиоэлектронного кластера имеет общегосударственное значение, определяющее магистральные направления развития телекоммуникационных систем в военном и гражданском секторах.
Кластер электромеханики Воронежской области состоит из 19 предприятий (ЗАО "НИИ МЕХАНОТРОНИКИ-АЛЬФА-НЦ", ООО "МЭЛ", ЗАО "Электроагрегат", ООО НПП "Измерон-В", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Агроэлектромаш", НП "Ассоциация Воронежинтех" и т.д.). Специализацией кластера является производство общепромышленного и специального электротехнического оборудования (электродвигателей, насосов, запорной арматуры, сварочного и низковольтного оборудования, кабельно-проводниковой продукции, теплотехники, вентиляции и систем кондиционирования, светотехники, КИП и автоматики).
В ходе реализации программы предполагается формирование отраслевых кластеров в химической промышленности, транспортно-логистической отрасли и некоторых других.
Функционирование и развитие отраслевых кластеров во взаимосвязи позволит достичь значительного синергетического эффекта от согласованного осуществления совместных межотраслевых и отраслевых кластерных проектов.
Это, в свою очередь, приведет к ускоренному развитию и интеграции всей совокупности расположенных на территории Воронежской области научных, образовательных организаций, инжиниринговых и консалтинговых структур, субъектов инновационной инфраструктуры, а также субъектов промышленной деятельности, взаимодействующих в процессе хозяйственной деятельности и ориентированных на производство конкретных видов продукции на основе технологической кооперации, в Межотраслевой инновационно-промышленный кластер.
Роль органов исполнительной власти области - концентрация усилий всех заинтересованных сторон на формировании кластеров в рамках реализации общей промышленной политики.
На современном этапе структурной перестройки производства и технологической модернизации промышленного комплекса для дальнейшего развития кластерных образований необходима выработка механизмов реализации региональной политики, приоритетов и стратегий развития кластеров, разработка нормативно-правовой базы и методическое обеспечение реализации кластерной политики, создание инфраструктуры развития кластеров, в том числе путем сокращения дублирующих малозагруженных производств и построения системы эффективных информационных коммуникаций между организациями - участниками кластеров.
Данную работу возможно реализовать на основе программно-целевого подхода, в том числе путем реализации ведомственной целевой программы "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" (далее - программа).
2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленности Воронежской области.
Задачи программы:
1. Реализация государственной (областной) политики, направленной на развитие кластерных образований в промышленности Воронежской области.
2. Развитие механизмов взаимодействия инновационной системы с кластерными образованиями с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции.
3. Содействие в формировании и развитии кластерной инфраструктуры в промышленности Воронежской области.
4. Формирование условий развития субконтрактации, аутсорсинга, в том числе стимулирование создания общекластерных предприятий - субконтракторов на технологических переделах.
Распространение опыта применения эффективных механизмов (моделей) создания кластеров в промышленном комплексе в масштабах всей экономики региона позволит в перспективе резко повысить ее конкурентоспособность, ресурсо- и энергоэффективность, сделать привлекательной для инвестиций и развития инноваций.
3. Ожидаемые результаты реализации программы, целевые индикаторы и методики их расчета
В результате выполнения программы планируется сформировать нормативно-правовую базу кластерной политики Воронежской области, создать инфраструктуру кластерного развития, выработать эффективные механизмы разработки и реализации проектов, обеспечивающих развитие кластеров в промышленности региона, повышающих конкурентоспособность и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Результаты реализации программных мероприятий за период 2011 - 2013 годов характеризуются показателями и индикаторами результативности, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Показатели и индикаторы результативности ведомственной целевой программы
N |
Наименование показателя |
Всего |
В том числе по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
Объем дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от организаций - участников кластеров |
87,45 |
23,35 |
34,3 |
29,8 |
2 |
Количество созданных рабочих мест при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров |
250 |
75 |
100 |
75 |
3 |
Объем продукции, произведенной в рамках кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации, млн. руб. |
3 000 |
500 |
1 000 |
1 500 |
4 |
Уровень развития кооперационных связей организаций - участников кластеров, % |
47,8 |
33,3 |
50 |
60 |
5 |
Количество кластеров, для которых разработана стратегия развития, ед. |
6 |
1 |
2 |
3 |
6 |
Темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, % |
110 |
110 |
110 |
115 |
7 |
Темпы роста основного капитала предприятий - участников кластеров |
105,4 |
105,4 |
105,4 |
105,4 |
8 |
Количество разработанных региональных нормативно-правовых актов, организационных и методических документов регулирования развития кластерных образований - в среднем до 12 в год за срок реализации программы |
36 |
12 |
12 |
12 |
Источником фактических значений показателей реализации программы (1 - 3, 5 и 8) являются ежеквартальные и годовые отчеты организаций - получателей субсидий и исполнителей программных мероприятий.
Расчет индикаторов результативности программы (4, 6 и 7) осуществляется по формулам:
Уровень развития кооперационных связей организаций - участников кластеров ():
где: - объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров с использованием схем аутсорсинга и субконтрактации, рублей;
- общий объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, рублей.
Темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров ():
где: - объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров в отчетном году, рублей;
- объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров в предыдущем году, рублей.
Темпы роста основного капитала предприятий - участников кластеров()
где: - основной капитал организаций - участников кластеров в отчетном году, рублей;
- основной капитал организаций - участников кластеров в предыдущем году, рублей.
За счет создания благоприятных условий для эффективного формирования и опережающего развития кластеров, темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров должны быть выше, чем в обрабатывающей промышленности Воронежской области в целом (в 2010 году значение данного индикатора составило 105,4% к уровню прошлого года).
Значения плановых показателей и индикаторов результативности программы подлежат корректировке в случае возникновения следующих рисков:
- дефицита средств областного бюджета для финансирования программы;
- негативной финансово-экономической ситуации на внешних и внутренних рынках;
- иных непреодолимых обстоятельств, влияющих на выполнение программы.
4. Перечень и описание программных мероприятий, источники их финансирования
Программа предполагает реализацию системы мероприятий в один этап по следующим направлениям:
- Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования и развития кластеров в промышленности Воронежской области;
- Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства;
- Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов;
- Создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования кластерных образований:
Цель мероприятия: создание институциональных основ для оказания государственной (областной) поддержки процессу формирования и развития кластеров.
Задачи мероприятия:
1. Формирование нормативно-правовой базы, организационного и методологического подхода реализации кластерной политики, а именно:
- разработка Закона Воронежской области "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О промышленной деятельности в Воронежской области" в части включения терминологии субъектов кластерного развития и механизмов оказания им мер государственной (областной) поддержки;
- разработка "Концепции кластерной политики Воронежской области";
- разработка методики и проведение исследований экономики Воронежской области на предмет выявления отраслей для кластеризации.
2. Стимулирование организационных мер, направленных на снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности конечной продукции.
3. Информационное обеспечение создания и развития кластерных образований, в частности, издание каталога промышленных предприятий Воронежской области, формирование информационного сайта ДПТВО.
В рамках реализации мероприятия будет организована разработка законопроектов и других нормативно-правовых актов Воронежской области, подготовка и издание справочной и методической литературы, пропаганда итогов кластерного развития в СМИ, сформированы информационные базы данных и созданы интернет-ресурсы кластерного развития.
Мероприятие будет реализовано путем отбора исполнителей на конкурсной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 594 "О реализации Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 20.03.2003 г.), Федеральным Законом от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 г. N 207-ФЗ, от 27.07.2006 г. N 142-ФЗ, от 20.04.2007 г. N 53-ФЗ).
В соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 09.06.2012 г. департаментом промышленности и транспорта Воронежской области будет подготовлена информация, необходимая для государственного задания Автономного учреждения Воронежской области "Институт регионального законодательства" на выполнения работ по разработки нормативно правовых актов Воронежской области по вопросам реализации кластерной политики.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного бюджета.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятия составит 3,236 млн. руб., в т.ч. в 2011 г. - 1,236 млн. руб.; в 2012 г. - 1,0 млн. руб.; в 2013 г. - 1,0 млн. руб.
4.2. Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства
Цель мероприятия: создание эффективных инфраструктурных механизмов реализации областной кластерной политики в промышленном комплексе Воронежской области, направленных на стимулирование формирования кластеров.
Задачи мероприятия:
1. Разработка и реализация мероприятий по продвижению проектов кластерных образований на федеральном уровне и в крупных государственных и частных вертикально-интегрированных промышленных холдингах.
2. Формирование стратегий развития кластерных образований, программ и планов мероприятий по их реализации.
3. Разработка и реализация совместных (кластерных) проектов, включая вопросы финансирования.
4. Экспертиза совместных (кластерных) проектов.
5. Сопровождение реестра совместных (кластерных) проектов Воронежской области.
6. Координация мероприятий государственной (областной) поддержки реализации совместных (кластерных) проектов.
7. Организация конференций, семинаров, выставок и прочих специализированных мероприятий, предоставления консультационных услуг.
8. Развитие аутсорсинга и субконтрактации в рамках кластеров.
9. Развитие инновационного, научного и производственного потенциала кластерных образований.
Мероприятие будет реализовано путем создания государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области", учредителем которого выступит департамент промышленности и транспорта Воронежской области.
Задачи центра кластерного развития Воронежской области (далее - ЦКР):
- разработка и реализация образовательных проектов;
- расширение практики совместного участия (консорциум) организаций - участников кластеров в реализации крупных заказов (государственные закупки, транснациональные корпорации);
- содействие организации новых производств на принципах долевого участия;
- организация разработки единых стандартов в отношении продукции, поставщиков и т.п.;
- расширение маркетинговой деятельности организаций - участников кластеров в целях выхода на новые рынки, в том числе международные;
- разработка и решение вопросов по реализации совместных проектов в области сокращения издержек, повышения конкурентоспособности, логистики, информационно-коммуникационных технологий и т.д.;
- выработка единых требований к поставщикам, оценка поставщиков в рамках кластеров;
- организация бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий - участников кластеров требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта и др.
Соисполнителем данного мероприятия выступит Торгово-промышленная Палата Воронежской области путем учреждения совместно с государственным бюджетным учреждением Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области" инфраструктурных организаций различных организационно-правовых форм для решения вышеуказанных задач.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из областного и федерального бюджета.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятия из средств областного бюджета составляет 16,5 млн. руб., в т.ч. в 2011 г. - 9,5 млн. руб.; в 2012 г. - 3,5 млн. руб.; в 2013 г. - 3,5 млн. руб. Из средств федерального бюджета в 2012 году планируется привлечь 14 млн. руб.
Финансирование из областного бюджета данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с постановлением правительства Воронежской области "О порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета государственному бюджетному учреждению Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области". В пределах указанной суммы затрат финансируются закупки товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области".
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета для реализации программного мероприятия: создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства, закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах регулирующих порядок создания, деятельности и финансирования бюджетных учреждений на территории Российской Федерации.
4.3. Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов
Цель мероприятия: осуществление поддержки реализации совместных (кластерных) проектов, в том числе по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства, путем предоставления субсидий областного и федерального бюджетов.
Под совместным (кластерным) проектом понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, на постоянной или временной основе объединяющий ресурсы организаций - участников Межотраслевого промышленно-инновационного кластера и направленный на повышение их конкурентоспособности через увеличение производительности труда и объемов производства высокотехнологичной продукции, повышение конкурентоспособности продукции и инновационной активности.
Задачи мероприятия:
1. Отбор совместных (кластерных) проектов на получение субсидий из областного бюджета на реализацию данного мероприятия в рамках программы.
2. Оказание государственной (областной) поддержки организациям - участникам кластеров путем бюджетного субсидирования части затрат на реализацию совместных (кластерных) проектов.
3. Предоставление субсидий на проведение мероприятий при создании и обеспечении деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства, в том числе в рамках реализации пилотного совместного (кластерного) проекта по созданию центра технологической компетенции в области литейного производства.
Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов в виде субсидий юридическим лицам будет предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов организаций.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного и федерального бюджета.
На реализацию мероприятия из средств областного бюджета будет направлено 114,6 млн. руб. в том числе в 2011 году - 7 млн. руб.,в 2012 году - 53,3 млн. руб., в 2013 году - 54,3 млн. руб.
Из средств федерального бюджета планируется привлечь 286,8 млн. руб. в том числе в 2011 году - 28 млн. руб., в 2012 году - 328,8 млн.
4.3.1. Субсидии на реализацию данного мероприятия в рамках программы предоставляются по следующим направлениям:
1. Создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым и средним предприятиям (в том числе территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров субконтрактации).
2. Подготовка промышленных площадок, в том числе проведение коммуникаций, реконструкция (ремонт) производственных (учебных) площадей.
3. Проведение технического перевооружения и модернизации основных производственных средств (технологический аудит, закупка и введение в эксплуатацию машин и оборудования и др.) в рамках осуществления инвестиционной деятельности организациями - участниками кластеров.
4. Разработка и приобретение новых технологий (разработка промышленного дизайна, сертификация и патентование разработок по проектам, включенным в реестр, в соответствии с требованиями российских и зарубежных потребителей, приобретение патентов и лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей).
5. Приобретение программных средств.
6. Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда.
7. Техническое обеспечение качества (закупка и ввод в эксплуатацию приборов контроля, в том числе в рамках создания центров коллективного пользования и др.).
8. Разработка и регистрация торговых марок в зарубежных странах.
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета для реализации программного мероприятия: "Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов" устанавливаются постановлением правительства Воронежской области.
4.4. Создание и (или) развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Цель мероприятия: осуществление государственной поддержки реализации проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства путем предоставления субсидий областного и федерального бюджетов.
Задачи мероприятия:
1. Отбор проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства на получение субсидий из областного бюджета на реализацию данного мероприятия в рамках программы.
2. Оказание государственной поддержки организациям - участникам проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства.
3. Предоставление субсидий на проведение мероприятий при создании и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства.
Финансирование из областного бюджета данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с настоящей Программой с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Поддержка реализации проектов по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства в виде субсидий юридическим лицам будет предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного и федерального бюджета. В 2012 году на реализацию мероприятия из средств областного бюджета будет направлено 11,2 млн. рублей, в 2013 году - 11,2 млн. рублей.
Кроме того, планируется в 2012 году для финансирования мероприятия привлечь средства федерального бюджета в объеме 44,8 млн. рублей.
Субсидии на реализацию проекта по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства предоставляются на следующие цели:
1. Проведение технического перевооружения и модернизации основных производственных средств, в том числе технологический аудит, закупка и введение в эксплуатацию машин и оборудования.
2. Разработка и приобретение новых технологий: разработка промышленного дизайна, сертификация и патентование разработок по проектам, приобретение патентов и лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.
3. Опытно-конструкторские разработки и технологическая и экспериментальная отработка, подготовка к производству инновационной продукции, включая патентование и сертификацию продукции, приобретение и внедрение программных средств.
4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров.
5. Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда.
6. Техническое обеспечение качества: закупка и ввод в эксплуатацию приборов контроля, в том числе в рамках создания центров коллективного пользования.
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета для реализации программного мероприятия: "Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов" устанавливаются постановлением правительства Воронежской области.
4.5. Источники финансирования программы
Всего на реализацию мероприятий программы планируется направить:
- средства областного бюджета в сумме 156,736 млн. рублей, в т.ч. в 2011 году - 17,736 млн. рублей; в 2012 году - 69,0 млн. рублей; в 2013 году - 70,0 млн. рублей;
- средства федерального бюджета: всего 286,8 млн. рублей, в том числе 2011 год - 28 млн. рублей; 2012 год - 258,8 млн. рублей (таблица 2)
Таблица 2
Наименование источника финансирования |
Объемы финансирования, млн. рублей |
|||
Всего |
В том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Средства областного бюджета |
156,736 |
17,736 |
69 |
70 |
Средства федерального бюджета |
286,8 |
28 |
258,8 |
|
Итого |
443,536 |
45,736 |
327,8 |
70 |
Федеральная поддержка реализации совместных (кластерных) проектов и создания инфраструктуры кластерного развития в регионах в настоящее время осуществляется на основании ежегодных приказов министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
За счет средств федерального бюджета планируется компенсация части затрат исполнителям программных мероприятий на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплату услуг связи, оплату услуг сторонних организаций и иные расходы.
С целью получения субсидий федерального бюджета планируется участие в конкурсах Министерства экономического развития Российской Федерации на предоставление субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств проводится путем оценки достижения плановых показателей реализации программы и индикаторов результативности программы, приведенных в таблице 1.
Для оценки эффективности программы проводится мониторинг реализации мероприятий программы, в том числе совместных (кластерных) проектов, которым предоставляется поддержка в виде субсидий из областного бюджета.
Источником информации для определения эффективности государственной (областной) поддержки реализации совместных (кластерных) проектов в промышленности Воронежской области являются ежеквартальные и ежегодные отчеты получателей государственной поддержки о реализации совместного (кластерного) проекта.
ДПТ ВО представляет ежеквартальные и годовые отчеты о реализации программы в департамент экономического развития области и департамент финансово-бюджетной политики области в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Оценка эффективности реализации мероприятий программы осуществляется ДПТ ВО ежегодно на основе целевых индикаторов и показателей, что обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по следующей формуле:
,
где - эффективность реализации программы по данному индикатору;
- фактическое достигнутое значение индикатора;
- плановое значение индикатора.
Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области.
Кроме того, для оценки эффективности предоставления субсидий из областного бюджета при реализации совместных (кластерных) проектов вводятся дополнительные показатели:
1. Коэффициент эффективности, характеризующий сумму налоговых платежей в консолидированный бюджет области, привлеченных на 1 рубль субсидий на компенсацию части затрат при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров:
,
где - сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет области, поступивших от реализации совместного (кластерного) проекта, рублей;
- сумма государственной (областной) поддержки (субсидий), рублей.
2. Коэффициент эффективности, характеризующий объем инвестиций, привлеченных на 1 рубль субсидий на компенсацию части затрат при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров:
,
где: - объем инвестиций, привлеченных на реализацию совместного (кластерного) проекта, рублей;
- сумма государственной (областной) поддержки (субсидий), рублей.
6. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
В рамках настоящей Программы в 2011 - 2013 годах на реализацию мероприятий планируется направить средства областного бюджета в объеме 156,736 млн. рублей, в том числе 2011 год - 17,736 млн. рублей; 2012 год - 69,0 млн. рублей; 2013 год - 70,0 млн. рублей и средства федерального бюджета в объеме 286,8 млн. рублей, в том числе 2011 год - 28 млн. рублей; 2012 год - 258,8 млн. рублей.
Средства областного бюджета на реализацию программы в 2011 году предусмотрены следующими кодами бюджетной классификации: раздел 04 "Национальная экономика", подраздел 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья 522 80 00 "Региональные целевые программы", вид расходов 001 "Выполнение функций бюджетными учреждениями", 006 "Субсидии юридическим лицам" и 012 "Выполнение функций государственными органами".В 2012 году предусмотрены следующими кодами бюджетной классификации: раздел 04 "Национальная экономика", подраздел 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья 522 80 00 "Региональные целевые программы", вид расходов200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд", 600 "Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениями иным некоммерческим организациям", 611 "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)", 800 "иные бюджетные ассигнования" и 810 " Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг"
Потребность организаций - участников кластеров в государственной (областной) поддержке в виде субсидий определяется путем ежегодного мониторинга реализуемых (планируемых к реализации) проектов совместного (кластерного) развития на основании представленных данными организациями бизнес-планов (планов мероприятий).
7. Система управления реализацией программы
Ответственность за реализацию программы и предоставление ежеквартальной и ежегодной отчетности возлагается на субъект бюджетного планирования - ДПТ ВО.
Мониторинг и контроль достижения значений показателей и целевых индикаторов программы осуществляется ДПТ ВО.
Контроль целевого и эффективного использования средств областного бюджета осуществляется ДПТ ВО.
Контроль эффективности программных мероприятий осуществляется ДПТВО совместно с департаментом экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР).
Корректировка мероприятий программы, в том числе целевых индикаторов и показателей, возлагается на ДПТ ВО по согласованию с ДЭР и департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии с "Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", утвержденным постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 8 августа 2012 г. N 148 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.