Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
департамента по развитию
предпринимательства
и потребительского рынка
Воронежской области
от 14 июня 2012 г. N 63
План
мероприятий по развитию торговли Воронежской области на период до 2015 года
|
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Ожидаемые количественные и качественные эффекты от мероприятия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Задача 1. Повышение эффективности государственного регулирования в сфере торговли. | |||||
I. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли | |||||
1. |
Анализ действующего законодательства, совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Воронежской области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Приведение нормативно-правового обеспечения в сфере торговли в соответствие с действующим законодательством. |
|
2. |
Организация деятельности межведомственной комиссии по вопросам развития потребительского рынка Воронежской области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Принятие мер, направленных на создание условий для развития торговой инфраструктуры, увеличение индекса физического объема оборота розничной торговли к уровню предыдущего года до 5,0 процента |
|
3. |
Формирование и ведение областного торгового реестра |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию), организации и индивидуальные предприниматели |
2012 - 2014 г.г. |
Создание единого информационного пространства в сфере торговли, внесение в торговый реестр до 70,0 процента хозяйствующих субъектов, расположенных на территории области |
|
4. |
Разработка рекомендаций для органов местного самоуправления по разработке программ развития торговли (мероприятий по развитию торговли) на территории муниципальных образований. |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Разработка муниципальных программ развития торговли. |
|
Задача 2. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли. | |||||
II. Развитие торговой инфраструктуры потребительского рынка, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения области площадью торговых объектов. | |||||
5. |
Мониторинг состояния, развития торговой отрасли, обеспеченности населения области площадью торговых объектов |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
ежеквартально |
Принятие комплекса мер, направленных на развитие торговли в муниципальных районах (городских округах) или муниципальных программ развития торговли |
|
6. |
Оптимизация торговой инфраструктуры за счет увеличения количества крупных торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов в зонах, имеющих недостаток в торговом обслуживании |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию), организации и индивидуальные предприниматели |
2012 - 2014 г.г. |
Увеличение доли торговых предприятий современных форматов в общем объеме на 1,5 - 2,0 процента; обеспеченность населения области площадью торговых объектов - 530 кв. метров на 1000 жителей |
|
7. |
Упорядочение торговли на рынках, реконструкция и приведение их в соответствие с требованиями действующего законодательства |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию), управляющие рынками компании |
2012 - 2014 г.г. |
Доведение доли рынков, соответствующих установленным требованиям, до 90,0 процентов от общего количества |
|
8. |
Проведение ежегодного областного конкурса "Предприятие торговли современного сервиса" |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию), организации, индивидуальные предприниматели |
ежегодно |
Повышение качества и культуры торгового обслуживания населения |
|
9. |
Мониторинг исполнения статьи 27 "Торговля в неустановленных местах" Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" |
Департамент, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Ликвидация мест несанкционированной торговли |
|
III. Обеспечение экономической и территориальной доступности товаров и услуг торговли для населения области | |||||
10. |
Мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
еженедельно |
Реализация комплекса мер по стабилизации ценовой ситуации |
|
11. |
Формирование и размещение на официальном сайте департамента в сети Интернет перечня товаропроизводителей области и оптовых организаций |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов, организации |
ежегодно |
Создание банка данных производителей и поставщиков потребительских товаров с целью развития в области логистических центров поставок |
|
12. |
Организация проведения на территориях городских округов и муниципальных районов ярмарок по продаже товаров, в том числе ярмарок "выходного дня" |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Обеспечение населения товарами по более низким ценам; ежегодное увеличение оборота розничной торговли на душу населения |
|
13. |
Организация торгового обслуживания жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов. |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Обеспечение территориальной доступности товаров для жителей отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов области социально значимыми товарами |
|
14. |
Поддержка, развитие и сохранение специализированной сети по обслуживанию социально незащищенных слоев населения, увеличение сети социально ориентированных предприятий торговли, проведение акций по предоставлению скидок данным категориям граждан |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию), организации и индивидуальные предприниматели |
2012 - 2014 г.г. |
Обеспечение социально незащищенных слоев населения социально значимыми товарами, увеличение количества социально ориентированных предприятий торговли |
|
15. |
Содействие в создании и развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Обеспечение территориальной доступности товаров для жителей сельской местности, развитие конкуренции в производстве сельскохозяйственной продукции |
|
16. |
Содействие строительству в сельской местности торговых объектов современных форматов |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Повышение качества услуг, оказываемых на предприятиях торговли |
|
IV. Поддержка и продвижение продукции местных товаропроизводителей на потребительский рынок | |||||
17. |
Содействие в предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, личным подсобным хозяйствам торговых мест на розничных рынках |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию), управляющие рынками компании |
2012 - 2014 г.г. |
Продвижение сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок области, увеличение на розничных рынках Воронежской области числа предоставляемых для этих целей торговых мест |
|
18. |
Организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок и иных мероприятий организующего характера в целях продвижения продукции местных товаропроизводителей |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Повышение конкурентоспособности воронежских производителей, насыщение потребительского рынка области товарами отечественного производства, насыщение потребительского рынка качественными товарами |
|
19. |
Содействие развитию стабильных партнерских отношений между воронежскими товаропроизводителями и организациями оптовой и розничной торговли |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Насыщение потребительского рынка области товарами местного производства, увеличение количества предприятий, участвующих в системе добровольной сертификации "Воронежское качество" |
|
Задача 3. Совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и оказания торговых услуг. | |||||
V. Обеспечение безопасности и повышение качества пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области.
|
Нумерация пунктов в таблицы приводится в соответствии с источником
21. |
Организация работы межведомственной комиссии по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Недопущение проникновения на потребительский рынок Воронежской области некачественной и опасной пищевой продукции. |
22. |
Мониторинг объектов торговли, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Отсутствие фальсифицированной и нелегальной алкогольной продукции в розничной торговой сети |
23. |
Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов и сырья, находящихся в обороте на территории Воронежской области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Сокращение на потребительском рынке области некачественной, фальсифицированной и опасной для здоровья пищевой продукции |
24. |
Создание цикла теле-, радиопрограмм, привлечение печатных изданий, организация и проведение потребительских смотров-конкурсов "Выбор потребителя" по разъяснению вопросов качества и безопасности пищевых продуктов населению Воронежской области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Повышение уровня информированности населения. Поддержка производителей качественной пищевой продукции. |
VI. Создание условий для эффективной и доступной защиты прав потребителей в Воронежской области, установленных законодательством Российской Федерации | ||||
25. |
Организация работы Межведомственной комиссии по защите прав потребителей в Воронежской области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Эффективное взаимодействие структур, занимающихся вопросами защиты прав потребителей в Воронежской области |
26. |
Разработка и доведение до органов местного самоуправления Воронежской области методических рекомендаций по вопросам обеспечения защиты прав потребителей |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей. |
27. |
Ведение реестра организаций, обеспечивающих защиту прав потребителей в Воронежской области, размещение информации на сайтах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области и Департамента в сети Интернет |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Повышение правовой грамотности и уровня информированности потребителей. |
28. |
Организация и проведение форумов, конференций, "круглых столов" по вопросам защиты прав потребителей |
Департамент администрации городских округов и муниципальных районов области (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Формирование навыков рационального потребительского поведения у населения области, а также оказание консультативной помощи потребителям |
Задача 4. Повышение профессионального уровня работников предприятий потребительского рынка | ||||
VII. Подготовка и повышение квалификации кадров | ||||
29. |
Проведение семинаров, конференций и других мероприятий по вопросам повышения квалификации и переподготовки отраслевых кадров |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Повышение профессионального уровня отраслевых специалистов |
30. |
Поддержка учебных заведений, осуществляющих обучение основным торговым специальностям (контролер-кассир, продавец и др.) по полным курсам и сокращенным программам, содействие внедрению современных технологий в процессы подготовки персонала для торговли |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Повышение уровня профессионального образования кадров |
Задача 5. Формирование конкурентной среды на территории Воронежской области. | ||||
VIII. Создание условий для развития конкуренции в сфере торговой деятельности | ||||
32. |
Подготовка предложений по формированию современной товаропроводящей сети оптовых продовольственных логистических центров для прямых поставок товаров предприятиям потребительского рынка области |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области |
2012 - 2014 г.г. |
Создание условий для развития торговой инфраструктуры |
33. |
Открытие объектов торговли в сельской местности за счет предоставления субсидий муниципальным бюджетам для финансирования муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов области (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Обеспечение территориальной доступности товаров для жителей сельской местности |
34. |
Предоставление субсидий для компенсации затрат, связанных с уплатой процентов по договорам лизинга оборудования, субъектам малого и среднего предпринимательства для организации выездной торговли в малых и труднодоступных населенных пунктах |
Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка области, администрации городских округов и муниципальных районов области (по согласованию) |
2012 - 2014 г.г. |
Обеспечение территориальной доступности товаров для жителей сельской местности |
План мероприятий разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закона Воронежской области от 30.06.2010 N 68-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Воронежской области" и в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги на территории Воронежской области.
Мероприятия направлены на повышение эффективности государственного регулирования в сфере торговли, формирование современной инфраструктуры розничной торговли и обеспечение экономической и территориальной доступности товаров и услуг торговли населения Воронежской области, обеспечение безопасности и повышение качества пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области, совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и оказании торговых услуг, повышение профессионального уровня работников предприятий потребительского рынка, формирование конкурентной среды в розничной торговле на территории Воронежской области.
В настоящее время торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики области. Торговая отрасль - лидер среди отраслей экономики области по количеству созданных рабочих мест: общая численность занятых в сфере торговли - 210,6 тыс. человек, или 20% от всего занятого населения области. В структуре валового регионального продукта торговля составляет 20% и обеспечивает 17,7% всего объема налоговых поступлений в бюджетную систему области.
В 2009 году в связи с экономическим кризисом отмечалось падение темпов оборота розничной торговли. В 2010 году в результате постепенного восстановления потребительского спроса на фоне роста доходов населения, увеличения кредитования, улучшения внутренней и внешней конъюнктуры темпы оборота розничной торговли уверенно росли и в итоге составили 107,7 процента к уровню 2009 года (Российская Федерация - 104,4 процента, Центральный федеральный округ - 105,0 процента). Оборот розничной торговли сложился в объеме 193277,2 млн. рублей. Оборот розничной торговли в январе - декабре 2011 года составил 247,2 млрд. рублей, или 117,4 процента к уровню предыдущего года (прирост оборота розничной торговли в РФ составил - 108,4%).
В 2010 году оборот розничной торговли на душу населения составил 85459 рублей, или 108,0 процента к уровню 2009 года в сопоставимых ценах. По данному показателю Воронежская область занимает только 11 место в Центральном федеральном округе.
В течение 2010 года сохранялась тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Их доля в структуре оборота розничной торговли в 2010 году составила около 90% (в 2009 году - 87,8%).
По состоянию на 1 января 2011 года в области работает свыше 10200 стационарных магазинов с торговой площадью более 1144 тыс. кв. метров. За последние три года в области вновь открыто свыше 500 предприятий. Прирост составил около 4 процентов.
Доля сетевой торговли в обороте розничной торговли увеличивается. Процесс формирования торговых сетей начался в Воронежской области несколько лет назад и активно развивается.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект. Повышается прозрачность торговых операций, увеличиваются налоговые поступления, внедряются современные технологии. Для производителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведенных товаров и расширяется география сбыта. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
В декабре 2010 года розничные торговые сети в среднем по области формировали 29,3% оборота розничной торговли торгующих организаций (в декабре 2009 года - 27,3%). Крупные торговые сети проводят активную инвестиционную политику, открывая новые магазины разных форматов.
Развитие современных форматов торговли (гипермаркеты, супермаркеты и др.) на территории области неоднородно. Более динамично торговля развивается в городах области, где формируется около 90,0 процентов всего оборота розничной торговли, из них свыше 60,0 процентов - в областном центре.
Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.
В целях реализации на территории Воронежской области Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Закона Воронежской области от 30.06.2010 N 68-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Воронежской области" департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области разработаны нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Воронежской области и входящим в ее состав муниципальным районам и городским округам в соответствии с методикой расчета, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года N 754 "Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов".
Нормативы утверждены Законом Воронежской области от 05.04.2011 N 23-ОЗ "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О Программе социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы" путем включения в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы. Нормативы будут учитываться при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональных и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории муниципальных образований.
В целом по Воронежской области суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов составил 442 кв. м. на 1 тыс. человек, в том числе: площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров и непродовольственных товаров - 135 кв. м. и 307 кв. м. на 1 тыс. человек соответственно.
Норматив по городскому округу г. Воронеж составляет 586 кв. м. на 1 тыс. человек, по Острогожскому муниципальному району - 469 кв. м. на 1 тыс. человек, по Борисоглебскому городскому округу - 427 кв. м. на 1 тыс. человек.
По 9 муниципальным образованиям норматив установлен в пределах от 300 до 400 кв. м. на 1 тыс. человек (Лискинский, Павловский, Бобровский, Богучарский, Ольховатский, Россошанский, Калачеевский, Рамонский муниципальные районы, городской округ город Нововоронеж).
По 20 муниципальным районам норматив находится в пределах от 200 до 300 кв. м. на 1 тыс. человек (Аннинский, Бутурлиновский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Грибановский, Каменский, Кантемировский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Новохоперский, Панинский, Петропавловский, Поворинский, Репьевский, Семилукский, Таловский, Терновский, Хохольский, Эртильский).
Самые низкие нормативы установлены в Подгоренском (198 кв. м. на 1 тыс. человек) и Каширском (177 кв. м. на 1 тыс. человек) муниципальных районах.
Фактическая обеспеченность в целом по области достигла в 2010 году 440 кв. м. на 1 тыс. человек, что ниже норматива на 2 кв. м. Город Воронеж в 2010 году, по мнению экспертов, (вместе с Москвой) преодолел пороговый показатель насыщенности торговыми площадями (500 кв. м. на тысячу человек) и примкнул к городам Казань, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, Уфа, Ростов-на-Дону и Волгоград.
По 11 муниципальным районам фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов ниже норматива на 1 - 18% (Бобровский, Грибановский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новохоперский, Острогожский, Рамонский, Семилукский, Хохольский, Эртильский). В 1,4 - 1,6 раза выше норматива обеспеченность населения площадью торговых объектов в Бутурлиновском, Верхнехавском, Кантемировском, Поворинском, Подгоренском и Репьевском районах. В остальных муниципальных фактическая обеспеченность по сравнению с нормативом находится в пределах 101 - 133%.
В результате реализации мероприятий будет сформировано оптимальное размещение сети предприятий торговли, обеспечивающих территориальную доступность для жителей области.
В последние годы наблюдается снижение доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в общем объеме оборота розничной торговли: в 2009 году она составляла 12,2 процента, в 2010 году - 10,0 процента (Российская Федерация - соответственно 13,5 процента и 12,7 процента).
В настоящее время на территории Воронежской области функционирует 52 розничных рынков, в том числе по г. Воронежу - 17. На действующих рынках области организовано 23,8 тысяч торговых мест.
Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" установлен срок перевода розничных рынков в капитальные здания, строения и сооружения, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, до 1 января 2013 года на территории Воронежской области. Установленные требования в отношении сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков применяются с 1 января 2015 года.
Сегодня только третья часть розничных рынков отвечает установленным требованиям в части организации торговли в капитальных строениях.
Выполнение требования статьи 24 данного Закона о переводе розничных рынков в капитальные здания в настоящее время осложнено:
1) в современных финансовых условиях управляющие компании, начавшие строительные работы, осуществляют консервацию объектов. С учетом того, что они лишены возможности самостоятельно осуществлять торговую (закупочную) деятельность на рынках, строительство (реконструкция) может осуществляться только на привлекаемые средства (на уровне прямого субсидирования для рынков муниципальных форм или кредитных (заемных) - для частных рынков), получение которых в настоящее время серьезно затруднено или осложнено (высокими кредитными ставками, ужесточающимися условиями кредитования, пр.);
2) часть рынков расположена в районах городов с плотной застройкой, что затрудняет разработку проектной документации и продлевает сроки приведения действующих рынков в соответствие с требованиями 24-й статьи Федерального закона, удорожает стоимость работ по подготовке проектной документации и строительных работ.
Наибольшие сложности с переводом розничных рынков в капитальные объекты возникают в сельских муниципальных районах. Объясняется это тем, что в сельской местности строительство и реконструкция рынков инвестиционно не привлекательны для бизнеса, располагающего необходимыми средствами. Силами же населения сельских поселений обеспечить строительство объектов капитального строительства, отвечающих всем установленным требованиям, в современных условиях крайне сложно.
Кроме того, для сельских поселений розничные рынки выполняют функцию торговой площадки, на которой населением осуществляется фактический товарообмен как сельскохозяйственной продукцией, так и сельскохозяйственной продукцией и промышленными товарами, завозимыми перепродавцами. Таким образом, розничные рынки обеспечивают жизненные интересы сельского населения.
В целях приведения рынков в соответствие с требованиями вышеуказанного закона администрациями муниципальных районов (городских округов) совместно с управляющими рынками компаниями были разработаны планы (мероприятия) развития розничных рынков на период 2011 - 2014 годов.
Существенным дополнительным источником снабжения населения, в том числе продовольственными товарами, является организация торговли на ярмарках. Ярмарочная торговля позволяет стабилизировать процессы ценообразования на продукты питания первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию.
Порядок организации ярмарок на территории Воронежской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них утвержден постановлением правительства Воронежской области от 02.02.2011 N 80. Требования к организации продажи на ярмарках на территории Воронежской области утверждены приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка области от 10.12.2010 N 166.
В соответствии с указанными нормативными актами органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Воронежской области ежегодно формируются планы проведения ярмарок. На 2011 год определено 251 место для проведения ярмарок по продаже товаров, в том числе в г. Воронеже - 24.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории Воронежской области в настоящее время осуществляется в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на 5 лет. Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области утвержден приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 20.12.2010 N 174.
В соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории области включено свыше 7 тысяч объектов нестационарной торговли, в том числе: 1102 павильона, 2656 киосков, 2177 объектов развозной торговли, 350 объектов сезонной торговли и 747 иных объектов.
В последние годы остро обозначилась проблема в организации торгового обслуживания в сельской местности. На селе торговая сеть концентрируется в основном в районных центрах, где проживает большая часть сельского населения.
Важную роль в организации обслуживания сельчан занимает потребительская кооперация, которая обеспечивает их товарами и услугами, закупает у них излишки сельскохозяйственной продукции, осуществляет заготовительную и производственную деятельность.
Рыночные преобразования в сфере торговли способствовали значительному снижению доли организаций потребительской кооперации в общем объеме оборота розничной торговли, которая в целом по области составляет 1,8 процента.
Потребительская кооперация остается источником пополнения товарных ресурсов области и играет положительную роль в сдерживании цен на продовольственные товары за счет собственного производства и поставки товаров первой необходимости непосредственно от товаропроизводителей.
В результате сокращения объектов социально-культурной инфраструктуры в сельской местности отсутствуют необходимые условия для развития торговли. Около половины сельских населенных пунктов области являются отдаленными, труднодоступными и малонаселенными, в них проживает почти пятая часть всего сельского населения области. В 337 населенных пунктах отсутствуют торговые объекты, торговое обслуживание в ряде таких поселений организуется через магазины-автолавки. Широкое распространение получила продажа товаров в магазинах потребкооперации по заказам покупателей и продажа товаров в кредит, доставка товаров на дом. Несмотря на достаточно высокий уровень развития розничной торговли в данной сфере имеются проблемы ценовой и территориальной доступности.
На потребительском рынке сегодня актуальна проблема качества товаров. Доля реализуемых в розничной торговле некачественных товаров отдельных групп остается значительной.
В целях усиления контроля на алкогольном рынке области проводятся обследования и мониторинг торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. В 2010 году первично обследовано 163 объекта, 255 организаций проверено на предмет соблюдения условий лицензирования, приостановлено действие 24 лицензий, аннулировано 24 лицензии по решению суда, 238 организациям вынесены предупреждения, 4 должностных лиц привлечены к административной ответственности.
Для формирования внутреннего спроса на продукцию регионального производства, увеличения объемов товаров местного производства и их продвижения на потребительский рынок при поддержке правительства Воронежской области с 2012 года реализуется долгосрочная областная целевая программа "Повышение качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Воронежской области, на 2012 - 2017 годы".
В настоящее время в отрасли наблюдаются дефицит и недостаточная квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путем переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров, корпоративных тренингов внутри торговых сетевых компаний, а также использования потенциала образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по профилю "торговля".
Развитие торговли в Воронежской области сдерживает ряд факторов:
недостаток собственных финансовых средств;
высокий уровень налогов, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
высокий процент кредитной ставки;
значительные транспортные расходы;
недостаточная платежеспособность населения.
Для поддержки и стимулирования развития сферы торговли необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие торговой инфраструктуры и решение отраслевых проблем.
Реализация мероприятий будет способствовать выполнению задач, определенных Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной Приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422, Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной Законом Воронежской области от 24.12.2010 N 134-ОЗ (в редакции от 11.07.2011), и позволит наиболее полно удовлетворять потребности населения области в товарах и услугах, обеспечить их экономическую и физическую доступность, улучшить торговое обслуживание сельских жителей.
В результате реализации мероприятий планируется достижение следующих показателей:
- ежегодный рост индекса физического объема оборота розничной торговли: 2012 год - 105,0 процента, 2013 год - 105,3 процента, 2014 год - 106,0 процента;
- увеличение оборота розничной торговли на душу населения с 126243 рублей в 2011 году до 172908 рублей в 2014 году;
- увеличение обеспеченности населения области площадью торговых объектов с 510 кв. метров в 2011 году до 530 кв. метров на 1000 жителей в 2014 году.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 14 июня 2012 г. N 63 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.