Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 15 мая 2012 г. N 80 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к приказу
Департамента промышленности,
транспорта и инноваций
Воронежской области
от 3 июня 2011 г. N 107
Ведомственная целевая программа
"Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах"
10 августа, 15 сентября, 1 ноября 2011 г., 15 мая 2012 г.
Администратор ведомственной целевой программы - департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области.
Паспорт
ведомственной целевой программы
1. Характеристика проблемы
Анализ состояния и сложившихся тенденций развития в промышленности Воронежской области позволяет выделить основные факторы, сдерживающие динамичное развитие промышленного комплекса Воронежской области, а именно: недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, физическое и моральное старение основных производственных фондов и используемых технологий. В целом, состояние промышленного комплекса характеризуется недостаточным экспортным потенциалом, приходящим в упадок уровнем отраслевых и межотраслевых связей, дефицитом инвестиционных ресурсов и проектов, недостаточностью использования инновационного потенциала региона, дефицитом профессиональных и высококвалифицированных инженерных кадров.
Решение данных проблем и достижение устойчивой положительной динамики показателей социально-экономического развития предприятий промышленности невозможно без проведения активной государственной (областной) промышленной политики.
В настоящее время одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации заняло использование кластерного подхода в развитии промышленного производства на их территории.
В "Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации", подготовленных министерством экономического развития, под территориально-производственными кластерами понимается объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
В Воронежской области, как и в некоторых других субъектах Российской Федерации, складывается межотраслевой характер взаимодействия предприятий. Их совокупность следует рассматривать как межотраслевой кластер. Иными словами, межотраслевые кластерные образования - совокупность предприятий различных отраслей, научных, образовательных, общественных и кредитно-финансовых организаций, деятельность которых приводит к усилению конкурентных преимуществ территории.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.
Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2010 - 2014 годы, утвержденной законом Воронежской области от 24.12.2010 г. N 134-ОЗ, формирование территориально-промышленных кластеров определено одним из приоритетных направлений реализации задач по модернизации промышленного комплекса Воронежской области.
В Концепции развития промышленности Воронежской области на 2010 - 2012 годы и на период до 2020 года, утвержденной приказом департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 10.08.2010 г. N 137, основной стратегией инновационного развития промышленности выбрана стратегия формирования территориально-производственных кластеров.
Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России в настоящее время осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Уровень софинансирования расходных обязательств за счет федеральных субсидий для Воронежской области установлен на уровне 80 процентов от бюджетных ассигнований на соответствующие мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включающих субсидию.
Правительством Воронежской области в 2010 году предпринят ряд мероприятий, направленных на формирование отраслевых кластеров в промышленности области. В результате предпринятых департаментом промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области (далее - ДПТИ) организационных мероприятий подписаны соглашения о формировании на территории области 4-х отраслевых кластеров в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.
Кластер производителей нефтегазодобывающего и химического оборудования Воронежской области включает 17 предприятий (ООО ФПК "Космос-Нефть-Газ", ЗАО "Гидрогаз", ООО "Грибановский машиностроительный завод", ФГУП "Турбонасос", ЗАО "Лискимонтажконструкция" и др.), расположенных в г. Воронеже и муниципальных районах Воронежской области. Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в организации разработки и расширении производства нового отечественного оборудования для организаций нефтегазодобывающей отрасли Российской Федерации и на экспорт, в т.ч. в рамках подписанных соглашений о сотрудничестве Воронежской области с ОАО "Газпром", ОАО "НК "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть".
Кластер авиастроения Воронежской области состоит из 5 предприятий, расположенных в г. Воронеже и г. Борисоглебске (ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ГОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", ЗАО "Русавиаинтер", ООО "АККО", ЗАО "Воронежский сервисный центр станкостроения"). Основная цель объединения усилий участников кластера заключается в формировании научно-технологического, производственного и кадрового потенциала для производства гражданских самолетов нового поколения. Для достижения поставленной цели ОАО "ВАСО" с участием Воронежского государственного технического университета осуществляет реализацию проекта по созданию высокотехнологичного производства "Постановка на серийное производство региональных гражданских самолетов нового поколения на примере организации высокотехнологичного производства авиационных агрегатов самолета АН-148 с применением концепции гибких производственных систем".
Радиоэлектронный кластер Воронежской области состоит из 18 предприятий (ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Воронежское центральное конструкторское бюро "Полюс", ОАО "Электросигнал", ЗАО "ВЗПП-Микрон", ОАО "ВЗПП-С" и т.д.). Основная стратегия развития кластера включает разработку и производство новой высокотехнологичной продукции в области радиоэлектроники в сочетании с глубокой технологической модернизацией производственных процессов. Развитие радиоэлектронного кластера имеет общегосударственное значение, определяющее магистральные направления развития телекоммуникационных систем в военном и гражданском секторах.
Кластер электромеханики Воронежской области состоит из 19 предприятий (ЗАО "НИИ МЕХАНОТРОНИКИ-АЛЬФА-НЦ", ООО "МЭЛ", ЗАО "Электроагрегат", ООО НПП "Измерон-В", ОАО "Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Агроэлектромаш", НП "Ассоциация Воронежинтех" и т.д.). Специализацией кластера является производство общепромышленного и специального электротехнического оборудования (электродвигателей, насосов, запорной арматуры, сварочного и низковольтного оборудования, кабельно-проводниковой продукции, теплотехники, вентиляции и систем кондиционирования, светотехники, КИП и автоматики).
В ходе реализации программы предполагается формирование отраслевых кластеров в химической промышленности, транспортно-логистической отрасли и некоторых других.
Функционирование и развитие отраслевых кластеров во взаимосвязи позволит достичь значительного синергетического эффекта от согласованного осуществления совместных межотраслевых и отраслевых кластерных проектов.
Это, в свою очередь, приведет к ускоренному развитию и интеграции всей совокупности расположенных на территории Воронежской области научных, образовательных организаций, инжиниринговых и консалтинговых структур, субъектов инновационной инфраструктуры, а также субъектов промышленной деятельности, взаимодействующих в процессе хозяйственной деятельности и ориентированных на производство конкретных видов продукции на основе технологической кооперации, в Межотраслевой инновационно-промышленный кластер.
Роль органов исполнительной власти области - концентрация усилий всех заинтересованных сторон на формировании кластеров в рамках реализации общей промышленной политики.
На современном этапе структурной перестройки производства и технологической модернизации промышленного комплекса для дальнейшего развития кластерных образований необходима выработка механизмов реализации региональной политики, приоритетов и стратегий развития кластеров, разработка нормативно-правовой базы и методическое обеспечение реализации кластерной политики, создание инфраструктуры развития кластеров, в том числе путем сокращения дублирующих малозагруженных производств и построения системы эффективных информационных коммуникаций между организациями - участниками кластеров.
Данную работу возможно реализовать на основе программно-целевого подхода, в том числе путем реализации ведомственной целевой программы "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах" (далее - программа).
2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для эффективного формирования и развития кластерных образований в промышленности Воронежской области.
Задачи программы:
1. Реализация государственной (областной) политики, направленной на развитие кластерных образований в промышленности Воронежской области.
2. Развитие механизмов взаимодействия инновационной системы с кластерными образованиями с целью увеличения объемов производства высокотехнологичной продукции.
3. Содействие в формировании и развитии кластерной инфраструктуры в промышленности Воронежской области.
4. Формирование условий развития субконтрактации, аутсорсинга, в том числе стимулирование создания общекластерных предприятий - субконтракторов на технологических переделах.
Распространение опыта применения эффективных механизмов (моделей) создания кластеров в промышленном комплексе в масштабах всей экономики региона позволит в перспективе резко повысить ее конкурентоспособность, ресурсо- и энергоэффективность, сделать привлекательной для инвестиций и развития инноваций.
3. Ожидаемые результаты реализации программы, целевые индикаторы и методики их расчета
В результате выполнения программы планируется сформировать нормативно-правовую базу кластерной политики Воронежской области, создать инфраструктуру кластерного развития, выработать эффективные механизмы разработки и реализации проектов, обеспечивающих развитие кластеров в промышленности региона, повышающих конкурентоспособность и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Результаты реализации программных мероприятий за период 2011 - 2013 годов характеризуются показателями и индикаторами результативности, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Показатели и индикаторы результативности ведомственной целевой программы
N |
Наименование показателя |
Всего |
В том числе по годам |
||
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
Объем дополнительного производства высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, млн. руб. |
6 000 |
1 500 |
2 000 |
2 500 |
2 |
Объем дополнительных налоговых поступлений в консолидированный бюджет области от организаций - участников кластеров, млн. руб. |
70,98 |
25,35 |
23,66 |
21,97 |
3 |
Количество созданных рабочих мест при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров, ед. |
250 |
75 |
100 |
75 |
4 |
Объем продукции, произведенной в рамках кластеров с помощью механизмов аутсорсинга и субконтрактации, млн. руб. |
3 000 |
500 |
1 000 |
1 500 |
5 |
Уровень развития кооперационных связей организаций - участников кластеров, % |
47,8 |
33,3 |
50 |
60 |
6 |
Количество кластеров, для которых разработана стратегия развития, ед. |
6 |
1 |
2 |
3 |
7 |
Темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, % |
115 |
115 |
115 |
115 |
8 |
Темпы роста объема инвестиций в основной капитал предприятий - участников кластеров |
105 |
105 |
105 |
105 |
Источником фактических значений показателей реализации программы (1 - 3) являются ежеквартальные и годовые отчеты организаций - получателей субсидий и исполнителей программных мероприятий.
Расчет индикаторов результативности программы (4, 5) осуществляется по формулам:
4. Уровень развития кооперационных связей организаций - участников кластеров ( ):
,
где: - объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров с использованием схем аутсорсинга и субконтрактации, рублей;
- общий объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров, рублей.
5. Темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров ( ):
,
где: - объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров в отчетном году, рублей;
- объем производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров в предыдущем году, рублей.
За счет создания благоприятных условий для эффективного формирования и опережающего развития кластеров, темпы роста объема производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) организациями - участниками кластеров должны быть выше, чем в обрабатывающей промышленности Воронежской области в целом (в 2010 году значение данного индикатора составило 105,4 % к уровню прошлого года).
Значения плановых показателей и индикаторов результативности программы подлежат корректировке в случае возникновения следующих рисков:
- дефицита средств областного бюджета для финансирования программы;
- негативной финансово-экономической ситуации на внешних и внутренних рынках;
- иных непреодолимых обстоятельств, влияющих на выполнение программы.
4. Перечень и описание программных мероприятий, источники их финансирования
Программа предполагает реализацию системы мероприятий в один этап по следующим направлениям:
4.1. Совершенствование нормативно-правовой базы, методического и информационного обеспечения формирования кластерных образований:
Цель мероприятия: создание институциональных основ для оказания государственной (областной) поддержки процессу формирования и развития кластеров.
Задачи мероприятия:
1. Формирование нормативно-правовой базы, организационного и методологического подхода реализации кластерной политики, а именно:
- разработка Закона Воронежской области "О внесении изменений в Закон Воронежской области "О промышленной деятельности в Воронежской области" в части включения терминологии субъектов кластерного развития и механизмов оказания им мер государственной (областной) поддержки;
- разработка "Концепции кластерной политики Воронежской области";
- разработка методики и проведение исследований экономики Воронежской области на предмет выявления отраслей для кластеризации.
2. Стимулирование организационных мер, направленных на снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности конечной продукции.
3. Информационное обеспечение создания и развития кластерных образований, в частности, издание каталога промышленных предприятий Воронежской области, формирование информационного сайта ДПТИ.
В рамках реализации мероприятия будет организована разработка законопроектов и других нормативно-правовых актов Воронежской области, подготовка и издание справочной и методической литературы, пропаганда итогов кластерного развития в СМИ, сформированы информационные базы данных и созданы интернет-ресурсы кластерного развития.
Мероприятие будет реализовано путем отбора исполнителей на конкурсной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. N 594 "О реализации Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (в ред. от 20.03.2003 г.), Федеральным Законом от 06.05.1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 г. N 207-ФЗ, от 27.07.2006 г. N 142-ФЗ, от 20.04.2007 г. N 53-ФЗ).
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного бюджета. Общая сумма затрат на реализацию мероприятия составит 3,236 млн. рублей, в т.ч. в 2011 году - 1,236 млн. рублей; в 2012 году - 1,0 млн. рублей; в 2013 году - 1,0 млн. рублей.
Приказом Департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 1 ноября 2011 г. N 262/1 в пункт 4.2 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.2. Создание и обеспечение деятельности регионального центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства в области промышленного производства
Цель мероприятия: создание эффективных инфраструктурных механизмов реализации областной кластерной политики в промышленном комплексе Воронежской области, направленных на стимулирование формирования кластеров.
Задачи мероприятия:
1. Разработка и реализация мероприятий по продвижению проектов кластерных образований на федеральном уровне и в крупных государственных и частных вертикально-интегрированных промышленных холдингах.
2. Формирование стратегий развития кластерных образований, программ и планов мероприятий по их реализации.
3. Разработка и реализация совместных (кластерных) проектов, включая вопросы финансирования.
4. Экспертиза совместных (кластерных) проектов.
5. Сопровождение реестра совместных (кластерных) проектов Воронежской области.
6. Координация мероприятий государственной (областной) поддержки реализации совместных (кластерных) проектов.
7. Организация конференций, семинаров, выставок и прочих специализированных мероприятий, предоставления консультационных услуг.
8. Развитие аутсорсинга и субконтрактации в рамках кластеров.
9. Развитие инновационного, научного и производственного потенциала кластерных образований.
Мероприятие будет реализовано путем создания государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области", учредителем которого выступит департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области.
Задачи центра кластерного развития Воронежской области (далее - ЦКР):
- разработка и реализация образовательных проектов;
- расширение практики совместного участия (консорциум) организаций - участников кластеров в реализации крупных заказов (государственные закупки, транснациональные корпорации);
- содействие организации новых производств на принципах долевого участия;
- организация разработки единых стандартов в отношении продукции, поставщиков и т.п.;
- расширение маркетинговой деятельности организаций - участников кластеров в целях выхода на новые рынки, в том числе международные;
- разработка и решение вопросов по реализации совместных проектов в области сокращения издержек, повышения конкурентоспособности, логистики, информационно-коммуникационных технологий и т.д.;
- выработка единых требований к поставщикам, оценка поставщиков в рамках кластеров;
- организация бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия продукции предприятий - участников кластеров требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта и др.
Соисполнителем данного мероприятия выступит Торгово-промышленная Палата Воронежской области путем учреждения совместно с государственным бюджетным учреждением Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области" инфраструктурных организаций различных организационно-правовых форм для решения вышеуказанных задач.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из областного и федерального бюджета.
Общая сумма затрат на реализацию мероприятия из средств областного бюджета составляет 16,5 млн. руб., в т.ч. в 2011 г. - 9,5 млн. руб.; в 2012 г. - 3,5 млн. руб.; в 2013 г. - 3,5 млн. руб.
Финансирование из областного бюджета данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с постановлением правительства Воронежской области "О порядке определения объема и предоставления субсидий из областного бюджета государственному бюджетному учреждению Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области". В пределах указанной суммы затрат финансируются закупки товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области.
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета
4.2.1. Субсидии из областного бюджета (далее - субсидии) предоставляются государственному бюджетному учреждению Воронежской области "Центр кластерного развития Воронежской области", (далее - государственное бюджетное учреждение), включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам.
Субсидии государственному бюджетному учреждению предоставляются согласно статье 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4.2.2. Основанием для получения государственным бюджетным учреждением субсидий является государственное задание (далее - задание), которое формируется ДПТИ.
Задание государственному бюджетному учреждению устанавливается в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.
Задание содержит:
- показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ);
- порядок контроля за исполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
- требования к отчетности об исполнении задания.
Задание на оказание услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам также содержит:
- определение категорий физических и юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг (работ);
- порядок оказания соответствующих услуг;
- предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
4.2.3. Предоставление государственному бюджетному учреждению субсидий в течение финансового года осуществляется на основании соглашения между ДПТИ и государственным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий. Соглашение является приложением к заданию.
4.2.4. Государственному бюджетному учреждению предоставляются:
- субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
- субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного государственным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
4.2.5. Объем субсидий на выполнение задания государственному бюджетному учреждению определяется учредителем исходя из следующих показателей:
- нормативных затрат на оказание государственным бюджетным учреждением услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
- нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного государственным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Размер субсидий, предусмотренных пунктом 4.2.5 настоящего Порядка, рассчитывается с учетом мероприятий, направленных на развитие государственного бюджетного учреждения, перечень которых определяется учредителем.
При оказании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Воронежской области, государственным бюджетным учреждением государственных услуг (выполнения работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного задания размер указанных субсидий рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).
Указанные субсидии перечисляются в установленном порядке на счета, открытые в кредитных организациях, или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, в департаменте финансово-бюджетной политики Воронежской области (далее - ДФБП).
4.2.6. Расчет размера нормативных затрат на выполнение задания по оказанию услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам государственным бюджетным учреждением производится ДПТИ на основании утвержденных ДПТИ нормативов затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам в рамках задания.
4.2.7. Расчет размера нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного государственным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, производится ДПТИ.
4.2.8. При определении нормативных затрат на оказание государственным бюджетным учреждением государственной услуги учитываются:
а) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;
б) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества государственного бюджетного учреждения в соответствии с пунктом 4.2.9 настоящего Порядка).
4.2.9. Нормативные затраты на содержание имущества государственного бюджетного учреждения (за исключением сданного в аренду) рассчитываются с учетом затрат:
а) на потребление электрической энергии в размере 10 процентов от общего объема затрат государственного бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
б) на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат государственного бюджетного учреждения на оплату указанного вида коммунальных платежей;
в) на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за государственным бюджетным учреждением, или приобретенное им за счет средств, выделенных государственному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.
4.2.10. Общий объем субсидий государственному бюджетному учреждению определяется ДПТИ по формуле:
, где:
- общий объем субсидий;
- объем субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание государственным бюджетным учреждением услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам;
- объем субсидий на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного государственным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
- средства, планируемые к поступлению государственному бюджетному учреждению от потребителей услуг (выполнения работ).
4.2.11. Государственное бюджетное учреждение в сроки, установленные соглашением между ДПТИ и государственным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий, представляет в ДПТИ предложения по размеру субсидий, необходимых для оказания услуг (выполнения работ) в следующем плановом периоде.
4.2.12. ДПТИ проверяет обоснованность расходов, указанных в заявке государственного бюджетного учреждения на получение субсидий. Основанием для подтверждения расходов служат отчет за 9 месяцев текущего года: финансовый отчет, который является приложением к Заданию учредителя, указанному в пункте 4.2.2. настоящего Порядка, форма N 1 "Бухгалтерский баланс", форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках", штатное расписание, согласованное с ДПТИ, договоры на покупку товаров, оплату услуг, в том числе услуг связи.
После завершения проверки ДПТИ определяет объем субсидий, государственному бюджетному учреждению, который утверждается приказом руководителя ДПТИ.
4.2.13. Для получения субсидий государственное бюджетное учреждение ежеквартально не позднее 20 числа месяца, предшествующего очередному кварталу, направляет в ДПТИ заявку на перечисление субсидий.
4.2.14. Для осуществления финансирования государственного бюджетного учреждения ДПТИ ежеквартально не позднее 25-го числа календарного месяца, предшествующего очередному месяцу, направляет в ДФБП заявку на выделение предельных объемов финансирования для финансирования государственного бюджетного учреждения.
4.2.15. ДПТИ по мере поступления предельных объемов финансирования представляет в ДФБП распоряжение на перечисление субсидий, а также заверенную копию соглашения между ДПТИ и государственным бюджетным учреждением и приказа, указанного в пункте 4.2.12 настоящего Порядка. Денежные средства перечисляются с лицевого счета, открытого ДФБП в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области, на счета государственного бюджетного учреждения.
4.2.16. Государственное бюджетное учреждение ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в ДПТИ отчеты о выполнении соглашения и расходовании субсидий по форме, утвержденной соглашением между ДПТИ и государственным бюджетным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий.
4.2.17. Государственное бюджетное учреждение несет ответственность за нецелевое использование средств субсидий и недостоверность предоставленных сведений о расходовании субсидий в соответствии с действующим законодательством.
4.2.18. Субсидии, использованные государственным бюджетным учреждением не по назначению, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации путем направления требования о возврате субсидий. Субсидии подлежат возврату государственным бюджетным учреждением в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения требования.
При не возврате субсидий в указанный срок ДПТИ принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в областной бюджет в судебном порядке.
4.2.19. Исключен.
См. текст подпункта 4.2.19 пункта 4.2 раздела 4
Приказом Департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области от 1 ноября 2011 г. N 262/1 в пункт 4.3 раздела 4 настоящего приложения внесены изменения
4.3. Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов
Цель мероприятия: осуществление поддержки реализации совместных (кластерных) проектов, в том числе по созданию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства, путем предоставления субсидий областного и федерального бюджетов.
Под совместным (кластерным) проектом для целей настоящей программы понимается прошедший экспертизу комплекс взаимосвязанных мероприятий, на постоянной или временной основе объединяющий ресурсы организаций - участников кластеров и направленный на повышение инновационной, инвестиционной активности и конкурентоспособности этих организаций и всего кластера через увеличение производительности труда, объемов производства и качества высокотехнологичной продукции.
Задачи мероприятия:
1. Отбор совместных (кластерных) проектов на получение субсидий из областного бюджета на реализацию данного мероприятия в рамках программы.
2. Оказание государственной (областной) поддержки организациям - участникам кластеров путем бюджетного субсидирования части затрат на реализацию совместных (кластерных) проектов.
3. Предоставление субсидий на проведение мероприятий при создании и обеспечении деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства, в том числе в рамках реализации пилотного совместного (кластерного) проекта по созданию центра технологической компетенции в области литейного производства.
Финансирование из областного бюджета данного мероприятия будет осуществляться в соответствии с настоящей программой, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах.
Поддержка реализации совместных (кластерных) проектов в виде субсидий юридическим лицам будет предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Финансирование мероприятия планируется осуществлять из средств областного и федерального бюджета. В 2011 году на реализацию мероприятия из средств областного бюджета будет направлено 6,8 млн. рублей - департаментом промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области, 7 млн. рублей - департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области в качестве взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "Центр технологической компетенции "Литье". В 2012 году на реализацию мероприятия из средств областного бюджета будет направлено 15,5 млн. рублей, в 2013 году - 15,5 млн. рублей.
Кроме того, для финансирования мероприятия в 2011 году планируется привлечение средств федерального бюджета в объеме - 28,0 млн. руб.
4.3.1. Субсидии на реализацию совместного (кластерного) проекта предоставляются на следующие цели:
4.3.1.1. Проведение технического перевооружения и модернизации основных производственных средств, в том числе технологический аудит, закупка и введение в эксплуатацию машин и оборудования.
4.3.1.2. Разработка и приобретение новых технологий: разработка промышленного дизайна, сертификация и патентование разработок по проектам, приобретение патентов и лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.
4.3.1.3. Опытно-конструкторские разработки и технологическая и экспериментальная отработка, подготовка к производству инновационной продукции, включая патентование и сертификацию продукции, приобретение и внедрение программных средств.
4.3.1.4. Разработка и реализация образовательных программ подготовки (повышения квалификации) кадров для организаций, реализующих совместные (кластерные) проекты.
4.3.1.5. Разработка, внедрение и сертификация систем менеджмента в области управления качеством, экологической безопасности и охраны труда.
4.3.1.6. Техническое обеспечение качества: закупка и ввод в эксплуатацию приборов контроля, в том числе в рамках создания центров коллективного пользования.
Условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета
4.3.2. Право на получение субсидии имеют организации, при выполнении ими следующих условий:
- совместный (кластерный) проект должен быть направлен на развитие организаций, в том числе территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров кластерного развития, центров субконтрактации, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым и средним предприятиям;
- организации - участники совместного кластерного проекта должны быть зарегистрированы в установленном порядке и поставлены на налоговый учет на территории Воронежской области;
- представления сметы расходов на реализацию совместного кластерного проекта;
Общая сумма субсидии определяется исходя из следующих условий:
- условий конкурса Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Предельный объем субсидий соответствует сумме реализуемого проекта.
- максимального размера субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру;
- условий долевого финансирования расходов по мероприятиям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, установленных Минэкономразвития России для Воронежской области.
Сумму субсидий определяет департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области.
4.3.3. К отбору на получение субсидии из областного бюджета на реализацию совместного (кластерного) проекта допускаются юридические лица при выполнении ими следующих условий:
- регистрации в установленном порядке и постановки на налоговый учет на территории Воронежской области;
- наличия бизнес-плана (плана мероприятий) реализации совместного (кластерного) проекта;
- выплаты заработной платы работникам организаций в размере не ниже величины прожиточного минимума установленного по Воронежской области для трудоспособного населения, и отсутствия просроченной задолженности по заработной плате перед работниками, за последние 2 года (для организаций осуществляющих свою деятельность не менее двух лет);
- отсутствия просроченной задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
4.3.4. Юридическое лицо - претендент на получение субсидий, в соответствии с целями предоставления субсидий предусмотренных настоящей программой, в ДПТИ представляет следующие документы, заверенные подписью руководителя и печатью организации:
1. Заявка на предоставление субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящей ведомственной целевой программе;
2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.
3. Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
4. Копия учредительных документов;
5. Справка выданная инспекцией федеральной налоговой службы об отсутствии задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, выданная не ранее чем за 3 месяца до даты подачи заявки (в 2-х экземплярах).
6. Сведения о неполной занятости и движении работников по форме П-4 на последнюю отчетную дату, утвержденной приказом Росстата от 19.08.2011 г. N 367.
7. Копии договоров на проведение мероприятий, связанных с реализацией совместного (кластерного) проекта;
8. Копии накладных, счетов-фактур, платежных документов, актов выполненных работ по договорам на проведение мероприятий, связанных с реализацией совместного кластерного проекта;
9. Бизнес-план (план мероприятий) реализации совместного (кластерного) проекта в соответствии со структурой согласно приложению 2 к настоящей ведомственной целевой программе;
10. Копии годовых бухгалтерских балансов, за два предшествующих финансовых года, до даты подачи документов в ДПТИ, в случае осуществления деятельности обществом в указанный период.
4.3.5. Заявки на предоставление субсидий регистрируются уполномоченным сотрудником ДПТИ в день их поступления в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью. Регистрация заявок осуществляется по мере их поступления.
4.3.6. Решение о возможности предоставления субсидии принимается Наблюдательным советом по реализации кластерной политики (далее - Наблюдательный совет), состав которого утверждается приказом ДПТИ, на основании заключения данного Экспертным советом по реализации программы кластерного развития Воронежской области (далее - Экспертный совет).
4.3.7. Рассмотрение заявок на получение субсидии осуществляется ДПТИ в порядке очередности регистрации заявлений в журнале.
4.3.8. На основании протокола заседания Наблюдательного совета ДПТИ принимает решение о предоставлении субсидий в пределах сумм предусмотренных ведомственной целевой программой "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах".
Решение о предоставлении субсидий или об отказе в их предоставлении оформляется соответствующим протоколом и является основанием для оказания государственной поддержки реализации совместного кластерного проекта путем издания соответствующего приказа ДПТИ.
4.3.9. Решение об отказе принимается в случаях:
1. Непредставления или представление не в полном объеме документов, указанных в подпункте 4.3.4 пункте 4.3 настоящей ведомственной целевой программы, либо представления указанных документов, содержащих недостоверные сведения;
2. Несоответствия юридических лиц критериям, установленным подпунктом 4.3.2 пункта 4.3 настоящей ведомственной целевой программы;
3. Наличие в отношении бизнес-плана отрицательного заключения Экспертного совета, принятого в порядке, утвержденном ДПТИ.
4. Отсутствие лимитов бюджетных ассигнований в соответствии с казначейским исполнением областного и федерального бюджетов.
4.3.10. Юридические лица, в отношении которых принято положительное решение о предоставлении субсидий, в течение 10 календарных дней заключают с ДПТИ соглашение о взаимодействии при реализации совместного (кластерного) проекта, которое утверждается приказом ДПТИ.
ДПТИ на основании решения направляет в департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области распоряжение на перечисление средств по выделенным лимитам с приложением следующих документов:
- копии приказа ДПТИ о предоставлении субсидии;
- копии соглашения о взаимодействии при реализации совместного (кластерного проекта);
- копии протокола Наблюдательного совета, заверенной печатью ДПТИ;
- справки о состоянии расчетов по налогам и сборам получателя субсидий.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований в соответствии с казначейским исполнением областного бюджета путем перечисления денежных средств на расчетный счет получателя субсидии до 31 декабря текущего года.
4.3.11. Организации - получатели субсидий при реализации совместного (кластерного) проекта, в течение срока реализации совместного кластерного проекта, не реже чем один раз в квартал, обязаны предоставлять в ДПТИ документы, указанные в подпунктах 5 - 8, 10 пункта 4.3.4 настоящей ведомственной целевой программы.
4.3.12. В течение срока реализации совместного кластерного проекта получатель субсидии ежеквартально и в конце каждого финансового года представляет в ДПТИ отчеты по форме согласно приложения 3, с приложением копии документов о целевом использовании субсидии (копии счетов на оплату, договоров, актов выполнения работ, счетов-фактур, накладных, трудовых соглашений и приказов о начислении денежных выплат за проведение работ по реализации совместного (кластерного) проекта, расчетных ведомостей, платежных поручений и других документов).
4.3.13. В случае установления фактов нецелевого использования средств субсидии на реализацию совместного кластерного проекта, непредставления ежеквартального и годовых отчетов о реализации совместного (кластерного) проекта, предоставления недостоверных сведений со стороны получателя государственной поддержки, ДПТИ направляется требование о возврате субсидии в полном объеме.
Получатель субсидии обязан в течение 10 рабочих дней, с даты получения требования о возврате субсидии, перечислить сумму субсидии в бюджет Воронежской области в полном объеме. В случае невыполнения требования о возврате денежных средств в указанный срок, либо перечисления субсидий не в полном объеме, ДПТИ принимает меры по взысканию подлежащего возврату субсидии в судебном порядке.
4.4. Источники финансирования программы
Всего на реализацию мероприятий программы планируется направить средства областного бюджета в сумме 57,736 млн. рублей, в т.ч. в 2011 году - 17,736 млн. рублей; в 2012 году - 20,0 млн. рублей; в 2013 году - 20,0 млн. рублей (таблица 3).
Таблица 3
Наименование источника финансирования |
Объемы финансирования, млн. рублей |
|||
Всего |
В том числе по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
||
Средства областного бюджета |
57,736 |
17,736 |
20 |
20 |
Средства федерального бюджета |
28,0 |
28,0 |
|
|
Итого |
85,736 |
45,736 |
20 |
20 |
Федеральная поддержка реализации совместных (кластерных) проектов и создания инфраструктуры кластерного развития в регионах в настоящее время осуществляется на основании ежегодных приказов министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
За счет средств федерального бюджета планируется компенсация части затрат исполнителям программных мероприятий на приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплату услуг связи, оплату услуг сторонних организаций и иные расходы.
С целью получения субсидий федерального бюджета планируется участие в конкурсах министерства экономического развития Российской Федерации на предоставление субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.
5. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Оценка эффективности расходования бюджетных средств проводится путем оценки достижения плановых показателей реализации программы и индикаторов результативности программы, приведенных в таблице 1.
Для оценки эффективности программы проводится мониторинг реализации мероприятий программы, в том числе совместных (кластерных) проектов, которым предоставляется поддержка в виде субсидий из областного бюджета.
Источником информации для определения эффективности государственной (областной) поддержки реализации совместных (кластерных) проектов в промышленности Воронежской области являются ежеквартальные и ежегодные отчеты получателей государственной поддержки о реализации совместного (кластерного) проекта.
ДПТИ представляет ежеквартальные и годовые отчеты о реализации программы в департамент экономического развития области и департамент финансово-бюджетной политики области в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 N 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ".
Оценка эффективности реализации мероприятий программы осуществляется ДПТИ ежегодно на основе целевых индикаторов и показателей, что обеспечит мониторинг динамики изменений за оцениваемый период с целью уточнения степени эффективности реализации мероприятий программы.
Оценка эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю осуществляется путем сравнения достигнутого значения индикатора с его целевым значением и определяется по следующей формуле:
,
где - эффективность реализации программы по данному индикатору;
- фактическое достигнутое значение индикатора;
- плановое значение индикатора.
Результативность мероприятий программы определяется исходя из оценки эффективности реализации программы по каждому целевому индикатору и показателю с учетом соответствия полученных результатов поставленной цели, косвенных позитивных воздействий на социально-экономическую ситуацию в Воронежской области.
Кроме того, для оценки эффективности предоставления субсидий из областного бюджета при реализации совместных (кластерных) проектов вводятся дополнительные показатели:
1. Коэффициент эффективности, характеризующий сумму налоговых платежей в консолидированный бюджет области, привлеченных на 1 рубль субсидий на компенсацию части затрат при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров:
,
где - сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет области, поступивших от реализации совместного (кластерного) проекта, рублей;
- сумма государственной (областной) поддержки (субсидий), рублей.
2. Коэффициент эффективности, характеризующий объем инвестиций, привлеченных на 1 рубль субсидий на компенсацию части затрат при реализации совместных (кластерных) проектов организациями - участниками кластеров:
,
где: И - объем инвестиций, привлеченных на реализацию совместного (кластерного) проекта, рублей;
- сумма государственной (областной) поддержки (субсидий), рублей.
6. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
В рамках настоящей Программы в 2011 - 2013 годах на реализацию мероприятий планируется направить средства областного бюджета в объеме 57,736 млн. рублей, в том числе 2011 год - 17,736 млн. рублей; 2012 год - 20,0 млн. рублей; 2013 год - 20,0 млн. рублей.
Средства областного бюджета на реализацию программы в 2011 году предусмотрены следующими кодами бюджетной классификации: раздел 04 "Национальная экономика", подраздел 12 "Другие вопросы в области национальной экономики", целевая статья 522 80 00 "Региональные целевые программы", вид расходов 001". Выполнение функций бюджетными учреждениями", 006 "Субсидии юридическим лицам" и 012 "Выполнение функций государственными органами".
Потребность организаций - участников кластеров в государственной (областной) поддержке в виде субсидий определяется путем ежегодного мониторинга реализуемых (планируемых к реализации) проектов совместного (кластерного) развития на основании представленных данными организациями бизнес-планов (планов мероприятий).
Потребность в средствах областного бюджета на финансирование ЦКР приведена в таблице 2.
7. Система управления реализацией программы
Ответственность за реализацию программы и предоставление ежеквартальной и ежегодной отчетности возлагается на субъект бюджетного планирования - ДПТИ.
Мониторинг и контроль достижения значений показателей и целевых индикаторов программы осуществляется отделом развития государственно-частного партнерства в промышленности ДПТИ.
Контроль целевого и эффективного использования средств областного бюджета осуществляется ДПТИ.
Контроль эффективности программных мероприятий осуществляется ДПТИ совместно с ДЭР.
Корректировка мероприятий программы, в том числе целевых индикаторов и показателей, возлагается на ДПТИ по согласованию с департаментом экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР) и департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области в соответствии с "Положением о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", утвержденным постановлением администрации области от 10.02.2006 N 81.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.